Как выбирать провода к свечам

Выбор высоковольтных проводов зажигания.

Несмотря на то, что провода свечей зажигания являются простыми деталями (нет абсолютно никаких движущихся механических частей) в Интернете мало информации о выборе правильных проводов свечей зажигания, конкретно для вашего мотора. Я попытаюсь исправить это, осветить основы выбора высокоэффективных высоковольтных проводов.

Работа номер один для любого провода свечи зажигания, это передача электрического заряда к свечам зажигания. Задача состоит в том, чтобы получить максимальную величину этого заряда, без создания помех для электрических компонентов. Кроме того, они должны переносить условия высоких температур и экстремальной среды моторного отсека.
Чтобы понять требования, предъявляемые к высоковольтным проводам зажигания, необходимо сначала понять пару ключевых терминов.
Сопротивление — физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать прохождению электрического тока и равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока, протекающего по нему.
Грубо говоря, провода с более высокими номинальными значениями Ом позволяют протекать меньшему току, от источника искры к свечам зажигания. Это может негативно отразиться на производительности двигателя и экономии топлива.
Электромагнитные помехи (EMI) или радиочастотные помехи (RFI): по мере протекания напряжения по
сердечнику провода, вокруг создается электромагнитное поле. Это поле может влиять на чувствительные электронные устройства и создавать шум, который может быть слышен через радио и даже влияет на датчики и электронные приборы.
Одни провода изготовлены для обеспечения минимального сопротивления, а другие предназначены, для подавления помех. Производители используют различные материалы и конструкции, в том числе и сердечника, для достижения правильного баланса, для достижения наилучшего результата в зависимости от направленности проводов.
Высоковольтные провода состоят из нескольких разных слоев. Это может варьироваться в зависимости от производителя, но типичный провод будет состоять из:
Наружная оболочка. Обычно из силикона, раньше применяли ПВХ, цель этого слоя заключается в том, чтобы добавить прочность и защитить внутренние слои от тепла, истирания, агрессивных химических веществ и другого вреда внутри моторного отсека.
Плетеный слой. Это плетеный стекловолоконный, или подобный материал, этот плетеный слой предназначен для повышения прочности и обеспечения некоторого подавления электромагнитных помех.
Изоляция. Расположенная ниже плетеного слоя, эта изоляция (силикон, или аналогичный материал) требует защиты сердечника от тепла и минимизации потерь энергии за счет предотвращения утечки электрического заряда через внешние слои. Он также служит отчасти, для подавления электромагнитных помех.
Проводящий / подавляющий слой. Некоторые производители добавляют еще один слой ниже изоляции в качестве дополнительной защиты от потери энергии, или EMI / RFI.
Сердечник (центральная жила). Он значительной степени диктует работу высоковольтного провода свечи зажигания.

Опять же, некоторые сердечники предлагают низкое сопротивление, в то время как другие обеспечивают лучшее подавление EMI / RFI.
Наиболее распространенными типами сердечников высоковольтных проводов зажигания являются:
Углеволоконный: это OEM образный сердечник, используемый на большинстве современных автомобилей. Он превосходно подавляет электромагнитные и радио помехи, но также создает больше сопротивления, чем другие виды сердечников. Кроме того, углеволоконный сердечник ломается быстрее, чем другие материалы, поэтому требуется относительно частая замена.
Твердый прямой сердечник: обычно используют нержавеющую сталь или медь, которая хорошо проводит электрический ток. По этой причине твердый сердечники имеют более низкое сопротивление, чем другие провода, чтобы получить максимальную энергию на свечи зажигания. К сожалению, твердый сердечник очень слабо подавляет EMI / RFI, поэтому он большей степени не подходит для электронных систем зажигания, или транспортных средств с чувствительным оборудованием связи. (Можно попробовать решить проблему использованием свечей зажигания с встроенным сопротивлением)
Спиральный сердечник: завитый спиралью включает сплав, обычно состоящий из нержавеющей стали, меди. Реализует баланс, для подавления EMI / RFI, при сохранении низкого сопротивления.

Выбор проводов.

Итак, какой тип проводов выбрать для конкретного мотора?

Если вы используете стандартный мотор, без претензий на доработку и тем более спорт, то вам подойдут провода с углеродным сердечником OEМ. Опять же, провода из углеродного сердечника обычно требуют замены чаще, чем из меди, или нержавеющей стали, а изношенные провода могут вызывать пропуски зажигания, из-за уменьшения напряжения на выходе. Новый комплект проводов из углеродного сердечника обеспечит адекватный ток без шума, или помех, для среднестатистического мотора.
Если у вас классический мотор, или гоночный автомобиль с карбюратором и установленным контактным зажиганием и в некоторых случаях допустимо БСЗ, то вы получите преимущество от сверхнизкого сопротивления прочных проводов с медным сердечником. В этом случае EMI / RFI от этих проводов зажигания не повредит, если у вас нет модуля задержки искрового зажигания, или корректора УОЗ допустим от MSD, либо потребуется использование данных проводов совместно с сопротивлением в свечах зажигания.
Для высокопроизводительных моторов, или спорта, которые используют современное зажигание, или имеют чувствительную электронику, на которые может воздействовать EMI / RFI, провода со спиральным сердечником будут наилучшим выбором. Их низкое сопротивление обеспечивает максимальное напряжение на выходе, что делает его идеальным для применений в форсированных моторах, где требуется увеличение силы искры. Но провода со спиральным сердечники зажигания часто являются самыми дорогими из трех вариантов, особенно при выборе провода большего диаметра, такого как 8,5 мм-10,4 мм. Они наиболее практичны, для моторов использующих большое количество электроники, таких как впрыск топлива, двух и трехступенчатые модули зажигания коммутатор, регулятор УОЗ и допустим усилитель зажигания.
Если говорить о толщине проводов, то более толстые провода предлагают более толстый слой изоляции, чтобы остановить любые возможности EMI / RFI, которые могут повлиять на производительность искры негативно.
Высоковольтные провода свечей зажигания подбираются для работы с конкретной конфигурацией и схемой мотора и системой зажигания. К слову установка более производительных проводов чем требуется не сделает хуже, но и толку вы от них не получите, они не дадут вам лишних лошадиных сил, или момента, по итогу решать вам, что вы будите ставить.

Правильный выбор проводов системы зажигания

Приветствую всех автовладельцев на сайте “Proinomarki.ru”. И сегодня я предлагаю вам узнать о том, как выбрать высоковольтные провода зажигания, ведь данная деталь является неотъемлемой частью любого автомобиля. В большинстве случаев мы вспоминаем или вообще узнаем о таком элементе, как провод системы зажигания, когда нарушается работа двигателя и, как правило, происходит это с наступлением холодов. В работе двигателя мы можем наблюдать перебои: мотор троит, дергается, работа становится неустойчивой. Из этого вытекает все остальное – невозможно комфортное передвижение, увеличивается расход и т.д. При этом выкрутив свечи, вы наблюдаете, что они загрязнены, имеют закопченный вид, т.е. свеча не работает. Какие возникают мысли? Правильно – поменять свечи зажигания. После их замены вроде бы работа двигателя и улучшилась, но все равно “не то”. А проблема скорей всего кроется в высоковольтных проводах системы зажигания.

Предназначение высоковольтных проводов

Основной функций высоковольтных проводов является передать импульсы от катушки зажигания к свечам. В то же время главная задача заключается в минимальных потерях при передаче данных импульсов. Эти условия могут быть обеспечены только при качественной изоляции и надежном контакте со свечами и непосредственно модулем зажигания. Если вспомнить былые времена, то ранее для этих целей применялись медные провода с большим сечением. Но с тех пор, как в машинах стали применяться всевозможные электронные системы выяснился, пожалуй, один, но в то же время главный недостаток медных проводов – они создавали большое количество электромагнитных помех. Современные провода системы зажигания лишены этого недостатка, для чего в них устанавливаются дополнительные сопротивления.

Из чего состоят современные провода системы зажигания?

Конструкция проводов состоит из непосредственно жилы, по которой протекает ток, колпачков и контактов, а также изоляционного слоя. Давайте теперь рассмотрим каждый из этих элементов отдельно.

Токопроводящие жилы могут изготавливаться из:

— меди. Как правило, применяются многожильные провода;

— из неметаллической центральной части, которая покрывается тонкой сеткой из проволоки;

— также неметаллические с высоким распределенным сопротивлением.

Изоляция высоковольтных проводов. Она может быть выполнена как однослойной, так и многослойной. Ее предназначение выполнять следующие функции: обеспечить минимальные потери тока и предохранить от различного рода воздействий токопроводящую жилу: химического, механического, от влаги, температуры и т.п.

Металлические колпачки и контакты. Данные элементы нужны для качественного электрического соединения между высоковольтными проводами и соответствующими частями системы зажигания – катушка зажигания, свечи, распределитель зажигания.

Как выбрать высоковольтные провода зажигания?

И теперь о самом главном – о выборе. Сегодня предлагается огромный выбор проводов от различных производителей и некоторые автовладельцы придерживаются такого мнения – “новые ведь будут лучше, чем старые” и особо не вдаются в подробности, а зря. Прежде всего, перед покупкой нужно обращать внимание на рекомендации изготовителя тех самых проводов. Также не стоит забывать о рекомендациях производителя двигателя. Внимательно изучите упаковку с проводами. Желательно избегать покупок “no name” фирм даже, несмотря на доступную цену. Изучите детально упаковку: на ней должна присутствовать информация помимо тех марок автомобилей, для которых подходят данные провода, еще и название завода-изготовителя и место, где он располагается. Если каких-либо данных нет или же имеют место орфографические ошибки, есть повод задуматься о покупке других проводов или же вовсе в другом месте.

Как вы понимаете сказать однозначно, что вот эти провода “хорошие”, а вот эти “плохие”. Так можно высказываться только при рассмотрении зарекомендовавшего себя бренда и какого-то неизвестного производителя, и то сначала нужно разобраться. И все же – как сделать правильный выбор, как не ошибиться? Если у вас возникает такой вопрос, лучше обратиться к специалисту, который подскажет, какие провода лучше подобрать для вашего авто. Как вариант можно поставить такие же провода, как стояли до этого, если у вас нет в их сторону никаких нареканий. К наиболее популярным производителям можно отнести фирму Tesla, DENSO, NGK. Пожалуй, на этом у меня все, что хотелось сказать по вопросу — как выбрать высоковольтные провода зажигания. Лишь установка качественных деталей позволит быть уверенным в своем “железном коне”. Удачи на дорогах!

Виды высоковольтных проводов зажигания и их диагностика

Автомобильная система зажигания состоит из 3-х элементов: катушки, проводников и свечей, которые воспламеняют топливно-воздушную смесь. Высоковольтные провода должны выдерживать напряжение 25-50 кВ, быть устойчивыми к коррозии и работать в широком диапазоне температур.

Чтобы предупредить проблемы с запуском, нужно не только правильно выбрать провода зажигания, но и регулярно проверять их работоспособность.

Классификация проводов зажигания

Провода для автомобилей классифицируются по напряжению пробоя, материалу сердечника и изоляции. Характеристики центральной части жилы влияют на электросопротивление кабеля, а изолирующей прослойки — на срок службы детали.

По типу проводников

Для передачи электрического импульса от катушки зажигания к свечам используют такие типы проводов:

  1. С медной жилой. Такая сердцевина отличается хорошей электропроводимостью. Ее удельное сопротивление — 0,2 кОм. Для подавления помех, которые возникают при прохождении тока, применяют дополнительные резисторы. Их устанавливают в цепь до и после кабеля. Оцинкованная жила заключена в 2 слоя изоляции.
  2. С неметаллическим сердечником. Такие элементы имеют распределенное сопротивление — кремниевое покрытие. Сердечник провода состоит из внутренней силиконовой изоляции, оплетенной льняной, кевларовой или стеклянной нитью. На поверхность неметаллического волокна нанесен графит, который и служит проводником электрического тока.
  3. С индуктивным сопротивлением. Такой элемент состоит из ферромагнитной жилы, стальной оплетки и двухслойной изоляции, которая предупреждает утечку тока и коррозию металлической сердцевины. Внутри сердечника находится стекловолокно. Такой кабель может называться реактивным, т.к. его электросопротивление зависит от частоты оборотов.

Некоторые проводники имеют токопроводящую жилу из пластика, наполненного металлическими частицами. Их нормальное удельное сопротивление составляет 2-4 Ом/м, поэтому они требуют установки дополнительного резистора.

По материалу изоляции

Изоляцию делают из следующих материалов:

  • поливинилхлорида (ПВХ);
  • силикона;
  • стекловолокна;
  • металлической навивки;
  • прорезиненного силикона.

Каждый из них имеет преимущества. Например, стекловолокно устойчиво к механическому воздействию, а силикон — к высоковольтному напряжению. Большинство элементов имеют многослойную защиту.

Какую функцию выполняют провода зажигания

Проводники необходимы для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на электроды свечей. Аккумулятор подает на первичную обмотку напряжение сети автомобиля (12 В).

Когда подача электричества прекращается прерывателем, на вторичной обмотке генерируется ток 25-50 кВ, который поступает в систему зажигания. Между кабелем и катушкой находится механический или электронный распределитель, который регулирует подачу искры в цилиндры и зажигание топливно-воздушной смеси.

Расположение высоковольтных проводов

Высоковольтные элементы располагаются между трамблерами (распределителями зажигания) и цилиндрами, в каждый из которых установлено по 1 свече.

Характеристики проводников

Характеристики высоковольтных элементов определяются длиной и материалом сердечника. При покупке комплекта рекомендуется проверить его подлинность, чтобы избежать внепланового ремонта автомобиля.

Материалы изготовления

Провода высокого напряжения могут быть изготовлены из ферромагнитного сплава, меди или неметаллических нитей, покрытых графитом. Выбор кабеля зависит от характеристик электросистемы автомобиля.

При замене элемента можно руководствоваться рекомендациями из сервисной книжки или нормальным сопротивлением провода, который был установлен ранее.

Длина проводов

Длина элементов напряжения зависит от модели автомобиля. Кабели, которые подсоединяются к разным цилиндрам, имеют неодинаковую длину. Размер самого длинного элемента, который подходит к первому гнезду трамблера и первому цилиндру, составляет 36-81 см. Самый короткий элемент, который подходит к 4-6 цилиндру, имеет длину 11-22 см.

Подобрать нужный размер можно по описанию модели и марки автомобиля или по длине уже установленного проводника.

Проверка подлинности изделия

Чтобы проверить подлинность изделия, необходимо:

  • изучить упаковку и провода (на них должна быть информация о производителе, условиях эксплуатации и составе);
  • оценить правильность написания названия марки и инструкции (характерная ошибка — слово «silicon» вместо «silicone»);
  • осмотреть элементы, оценить качество исполнения и плотность фиксации колпачков;
  • плотно скрутить провод (деталь не должна хрустеть, а центральная жила — смещаться относительно слоя изоляции);
  • если возможно, попробовать оплавить внешнюю изоляцию зажигалкой (защитный слой не должен плавиться).

Достоинства и недостатки: как выбрать

Вне зависимости от материала и производителя высоковольтные проводники должны отвечать следующим критериям:

  • токопроводящие кабели работают без сбоев в диапазоне -50…+250°С;
  • внешняя защита (оболочка) надежно предохраняет внутреннюю жилу от попадания влаги, масла и топлива, нет признаков нарушения контакта и коррозии;
  • отсутствует утечка тока;
  • колпачки установлены плотно, снимаются с усилием (эти элементы изготавливаются из силикона и могут содержать резистор или металлический экран);
  • контакты надежно закреплены на жиле, крепко фиксируют провод к свече зажигания.

Преимущества и недостатки высоковольтных проводников в зависимости от материала

Тип кабеля Преимущества Недостатки
Медный Доступность, возможность самостоятельного изготовления Необходимость установки дополнительных резисторов
Неметаллический (с графитовым напылением) Высокая надежность, наличие распределенного сопротивления Ухудшение проводимости при длительном воздействии вибрации и перепадов температур
С ферромагнитным сердечником Подстройка в зависимости от режима работы автомобиля Высокая цена

Оптимальный вариант — проводник с неметаллической жилой. Медные элементы часто используют в качестве временной замены в пути.

Некоторые особенности

Для бесперебойной работы высоковольтных проводов необходимо знать нюансы их эксплуатации.

Провода нулевого сопротивления

Некоторые водители отдают предпочтение медным проводам «нулевого сопротивления». Благодаря низкому удельному параметру повышается мощность проходящей искры, что улучшает работу двигателя в режиме пуска.

При этом сокращается время горения искры, что отрицательно влияет на полноту сгорания топлива, а также срок службы катушки и свечей.

Клеммы высоковольтных проводов

Клемма — это фиксирующий элемент, который обеспечивает плотный контакт провода со свечой. Поскольку это место уязвимо к нагрузкам и коррозии, его защищают силиконовым колпачком.

Срок службы и частота замены

Срок эксплуатации проводов зависит от режима работы двигателя и регулярности поездок. Производители автомобилей рекомендуют менять проводящий элемент раз в 50-100 тыс. км пути, но необходимость покупки детали можно определять по результатам проверки.

Выход проводов зажигания из строя

Снижение проводимости кабелей или другие неполадки в системе зажигания приводят к неполному сгоранию топлива, повышенному потреблению бензина и повышению токсичности выхлопа. При появлении признаков поломки нужно провести тест с мультиметром.

Причины появления неисправностей

Причиной поломок проводов становятся:

  • нарушение изоляции;
  • некачественный проводящий или защитный слой;
  • отслоение жилы;
  • коррозия;
  • повреждение колпачка, провода или контактов.

Признаки поломки

К симптомам неполадок высоковольтных кабелей относят:

  • медленное зажигание;
  • проблемы с запуском двигателя;
  • запах озона под капотом;
  • повышение расхода топлива;
  • «троение» мотора, прекращение работы на высоких оборотах;
  • движение машины рывками;
  • появление открытой искры.

Проверка элементов

Порядок проверки проводов зажигания:

  1. Открыть капот и визуально оценить состояние системы в процессе работы двигателя. В темном помещении сильные пробои тока можно увидеть без специального оборудования. Прикасаться к кабелям при работающем моторе запрещено.
  2. Заглушить двигатель. Подготовить мультиметр, резиновые перчатки, небольшие кусочки бумаги с отметками для маркировки кабелей.
  3. Отсоединить провода от цилиндров в последовательности «1-3-4-2», снять с трамблеров. Очистить от грязи и масла.
  4. Осмотреть поверхность и контакты. При отсутствии видимых повреждений подключить к контактам щупы мультиметра, измерить сопротивление. Значение выше 10 кОм свидетельствует о неисправности.

Прозвонить провода можно методом поднесения к корпусу автомобиля.

Как провести экстренный ремонт проводов

Экстренный ремонт можно провести методом вставки донорского кабеля между наконечниками старого. Если поломка произошла в пути, то лучше временно заменить весь комплект запасными проводами с низким электросопротивлением.

Замена проводки своими руками

Для самостоятельной замены потребуется набор проводников высокого напряжения, резиновые перчатки, фотоаппарат (для фиксации схемы расположения). Подключение новых элементов происходит в следующем порядке:

  • к выводу трамблера и 1 цилиндру;
  • к нижнему наконечнику и 3 цилиндру;
  • к 4 цилиндру;
  • к 2 цилиндру;
  • центральный — к катушке.

Лучшие бренды-аналоги

В рейтинг производителей проводки входят компании NGK, Bosch, Bautler, Finwhale и Cargen. Хорошие оценки пользователей получают наборы от Beru, Tesla, Kross, Slon и Bremi.

Японская компания NGK — один из основных производителей систем зажигания. Он выпускает провода с резистором и распределенным сопротивлением. Элементы надежно защищены от загрязнений и хорошо фиксируются, но работают всего 1-2 года.

Немецкий производитель Beru поставляет на рынок медные и стекловолоконные провода для различных марок автомобилей. Изделия работают до 5 лет и нечувствительны к коррозии, но могут давать пробой из-за тонкой изоляции.

Bosch

Немецкие провода Bosch производят из меди или стекловолокна с графитом. Комплект прослужит водителю не менее 2-3 лет. Силиконовый наконечник не допускает попадания влаги и пробоя.

Cargen

Продукция российского производителя Cargen отличается хорошей передачей тока, невысокой ценой и стабильностью в работе. Главный недостаток — недостаточно плотная фиксация колпачков. Срок эксплуатации составляет до 3 лет.

Kross

Компания из Кореи поставляет провода для азиатских автомобилей и вторичного рынка. Преимущества комплектов Kross — доступная цена и стабильная работа двигателя. К недостаткам относят непрочную изоляцию и плохую фиксацию колпачков.

Bautler

Английские провода Bautler имеют стекловолоконную жилу, заключенную в волокна из нержавеющей стали. Для минимальных потерь тока контакты выполняют из меди. Снаружи провод защищен каучуком, а контакты — никелем. Срок службы изделий — до 4 лет.

Finwhale

Швейцарские провода Finwhale имеют качественные комплектующие, которые обеспечивают стабильную работу мотора. Их сердечник выполнен из кевларовой нити с графитом, а изоляция — из 2 слоев силикона. Компания выпускает 2 серии кабелей: на 1,1 и 5,6 кОм/м.

Как выбрать высоковольтные провода

Оглавление:

  • Расположение и особенности подключения
  • Материалы и разновидности высоковольтных проводов
  • Когда и как заменять высоковольтные провода
  • Как выбрать лучший провод

Многие автопроизводители постепенно отказываются от высоковольтных проводов в системе зажигания, подсоединяя катушку непосредственно к свече. Это имеет свои преимущества, однако далеко не всех водителей устраивает такая схема подключения. Старый способ считается одним из самых надежных и относительно не дорогих, при его применении можно максимально быстро отремонтировать машину, а сами провода – долговечны и просты в изготовлении. О том, как их выбрать, зачем они нужны, как устанавливаются и используются, расскажем в этой статье.

Расположение и особенности подключения

Существует два варианта установки – механический и электронный (со статическим энергораспределением).

В первом случае катушка зажигания подсоединяется к трамблеру с помощью одного высоковольтного провода. Далее трамблер с помощью еще нескольких высоковольтных проводов соединяется со свечами зажигания. С помощью катушки зажигания напряжение электрического тока, идущего от АКБ, как правило рассчитанного на 12 В, увеличивается в сотни раз и достигает нескольких тысяч вольт. А с помощью трамблера напряжение распределяется поочередно на свечи зажигания.

Во втором случае используют электронный блок управления. Катушка зажигания трансформирует 12 В в высокое напряжение и сразу же передает его на свечи зажигания. Время подачи высокого напряжения и его длительность как раз контролирует электронный блок. Катушка имеет, как правило, четыре выхода, которые с помощью высоковольтных проводов соединяются со свечами зажигания.

И в том и в другом варианте между свечами и катушками устанавливают высоковольтные провода. Они подают ток под высоким напряжением, а значит, должны иметь оптимальные технические характеристики.

Материалы и разновидности высоковольтных проводов

Кабели, которые используют для передачи тока под высоким напряжением, сильно отличаются друг от друга. Но все они состоят из токопроводящей жилы и изоляции.

Сердечник (токопроводящую жилу) изготавливают из разных материалов: меди или нихрома, стекловолокна с графитовым наполнением или специальной ферритовой жилой. Сегодня все чаще используют неметаллические проводники: они долго служат и не нуждаются в дополнительных резисторах.

Изоляцию для высоковольтных проводов делают многослойной: только так можно обеспечить продолжительный срок службы и безопасность. Наружный слой изоляции защищает от механического воздействия, влаги, перепадов температур. Средняя часть представляет собой жесткую оплетку, которая исключает перегибание и растягивание высоковольтного провода. Внутренняя – диэлектрическая, защищает от ударов тока.

Благодаря трехслойной изоляции провод долговечен, устойчив к повреждениям и агрессивным средам: воде, маслам и автохимии других видов. Внешняя часть кабеля эффективно работает, даже если по сердечнику идет ток с напряжением 40 000 V.

Важный нюанс: все современные высоковольтные провода имеют определенное сопротивление. Оно не должно быть нулевым, каким бы хорошим решением это ни казалось.

Кабели старого образца: стоит ли их применять

На многих старых отечественных автомобилях катушки и свечи зажигания соединялись медными проводами нулевого сопротивления. Некоторые владельцы машин и сейчас предпочитают использовать именно их. Но делать этого не стоит. Причины есть.

  • Появление электромагнитных помех. Из-за того, что на свечи нужно подавать ток под очень высоким напряжением (до 35–40 тысяч вольт), определенная часть энергии распределяется вокруг сердечника. Ее объем незначителен, но из-за него возникают помехи, которые приходится устранять с помощью новых резисторов. В противном случае слушать радио в машине будет сложно. Могут возникнуть и другие проблемы с электронными системами и приборами.
  • Выгорание токопроводящей жилы под воздействием высокого напряжения. В результате свечи работают недостаточно эффективно, а топливная смесь сгорает не полностью. Если вы не будете регулярно менять высоковольтные провода, это сильно повлияет на мощность двигателя и расход топлива.

Использовать кабель с нулевым сопротивлением – очевидное решение для улучшения искрообразования на свечах. Но не самое лучшее, так как для высокого напряжение сопротивление провода даже в 25 кОм не является преградой. А вот его отсутствие приводит к более серьезным проблемам и требует дополнительных расходов на обслуживание. Вам придется регулярно менять высоковольтный провод с нулевым сопротивлением, а также бороться с помехами, влияющими на работу электронных систем.

Разновидности высоковольтных проводов с ненулевым сопротивлением

Это более современное решение. Для сердечников в таких кабелях часто используют стекловолокно с графитовым наполнением, кевларовые нити со специальной пропиткой, а также металл.

Рассмотрим несколько вариантов исполнения.

  • Медные проводники с внутренним или внешним добавочным сопротивлением. Ремонтопригодны, в некоторых случаях могут быть изготовлены самостоятельно, они знакомы автомобилистам давно. Это самый распространенный вариант, который представляет собой усовершенствованную версию классических «нулевиков».
  • Кабели с распределенным сопротивлением. Среди недостатков – сложная конструкция, что исключает попытки самостоятельного изготовления и заметно затрудняет ремонт. Имеют двухслойную изоляцию и сопротивление от 9 до 25 кОм/м, благодаря чему полностью исключены помехи. С ними не придется бороться вовсе – достаточно просто подключить к катушке и свече зажигания.
  • Кабели с индуктивным сопротивлением (реактивного типа). В данном случае создается пульсирующее магнитное поле в сердечнике провода, что приводит к появлению индуктивного сопротивления. Его величина зависит от частоты работы двигателя. Это современная и практичная технология, но внедрять ее дорого и сложно.

Чаще всего в России используют высоковольтные провода второго типа с распределенным сопротивлением. Причина простая: цена, надежность и эффективность. В этих проводах отсутствует медь (как в первом типе) или феррит (как в третьем типе), что отражается на их себестоимости в лучшую сторону. В тоже время эти провода имеют внутренне распределенное сопротивление, что позволяет эффективно бороться с электромагнитными помехами.

Виды соединений высоковольтных проводов

Соединения (вне зависимости от того, о чем идет речь) всегда являются слабыми местами – они подвержены механическому, химическому воздействию, окислению из-за агрессивных сред, тем самым увеличивая сопротивление и препятствуя подаче напряжения. Поэтому их защищают с помощью разнообразных колпачков и уплотнителей.

В автомобилях используют клеммы следующих типов:

  • DIN – универсальные;
  • SAE (под защелку);
  • М4 (под резьбу).

Когда и как заменять высоковольтные провода

К сожалению, никаких регламентов и рекомендаций от производителей нет. Вам придется самостоятельно оценивать состояние имеющихся высоковольтных проводов и работу мотора. О необходимости установки новых проводов напомнят следующие «симптомы»:

  • «троение» двигателя и повышение расхода топлива. Агрегат должен работать без перебоев. Если они есть, и при высоких оборотах мотор как бы останавливается, вполне вероятно, что речь идет о слабой или отсутствующей искре в одной из свечей зажигания. Их нужно проверить. А заодно и катушку с проводами;
  • механические повреждения кабеля. В этом случае нужно устанавливать новый;
  • появление свечения или искр. Ремонтировать такой провод нельзя – покупайте другой.

Современные провода долго не выходят из строя. Некоторые из них, например, изготовленные под брендом Cargen, не редко работают до конца срока эксплуатации автомобиля. Проблемы возникают только с самодельными кабелями и «нулевиками», а также при небрежной замене свечей.

При установке важно, чтобы:

  • клеммы были закреплены прочно;
  • на них необходимо сразу поставить колпачки;
  • провода не должны быть натянуты, не допускается и провисание;
  • если старые провода соединения «прикипели», используйте специальные растворы – при попытке оторвать клемму вы только испортите катушку. Кстати, в проводах Cargen колпачки свечей зажигания изнутри обработаны специальной смазкой, предотвращающей «прикипание» колпачков к свечам зажигания.

Во время эксплуатации регулярно проверяйте кабели. Убирайте пыль, капли масла и другой автохимии, используя влажную ткань и разрешенные моющие средства.

Как выбрать лучший провод

Существует два ключевых правила, которыми нужно руководствоваться при замене кабелей или изменении конструкции:

  • не нужно использовать медные проводники с нулевым сопротивлением. Это приведет к массе дополнительных проблем;
  • откажитесь от самоделок. Если у вас нет выбора, используйте их, пока не купите новый кабель – а сделать это стоит как можно быстрее.

В остальном – все зависит от марки и модели вашего автомобиля, его конструкции и особенностей. При подборе высоковольтного провода ориентируйтесь на следующее:

  • VIN автомобиля. Все производители компонентов указывают именно этот код;
  • инструкция, идущая в комплекте с машиной. Там должны быть указаны ключевые характеристики;
  • параметры автомобиля. Их можно найти в интернете или в технической литературе к вашей модели.

Важно: если вы просто меняете кабель, устанавливайте идентичный по типу клемм и длине. Не забывайте про напряжение и сопротивление. Не экономьте, если у вас новый автомобиль. В таких, как правило, устанавливают свечи, потребляющие до 35 тысяч вольт, а значит, и провода должны выдерживать самое высокое напряжение.

Ключевые параметры при выборе

Покупая провод, изучите упаковку. Если его изготавливали в России, уточните, соответствует ли он ГОСТ 28827-90, если за рубежом – ISO 3808. Кроме того, он должен выдерживать температуру от -40 до +200 градусов по Цельсию.

Компаний, выпускающих компоненты автоэлектрики, немало. Вы можете взять зарубежные, но и среди отечественных есть достойные представители. Можно выделить продукцию марки Cargen. Проводка, изготовленная в Тольятти, соответствует высоким требованиям и подходит не только российским, но и иностранным автомобилям.

Провод высоковольтный: классификация, характеристики и вопросы выбора

В каждом бензиновом двигателе присутствует система зажигания, в которой важное место занимают высоковольтные провода. О высоковольтных проводах, их классификации и конструкции, а также об их подборе для различных транспортных средств с бензиновым ДВС — читайте в представленной статье.

Что такое высоковольтный провод

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания воспламенение горючей смеси осуществляется принудительно с помощью высоковольтного искрового разряда. За формирование и распределение разрядов по цилиндрам отвечает система зажигания. Одно из важнейших мест в системе зажигания занимают высоковольтные провода, подающие импульс тока высокого напряжения на свечи зажигания.

Высоковольтные провода имеют следующее место в системах зажигания:

  • Между коммутирующим устройствам и свечами зажигания. В контактных системах зажигания таким устройством является распределитель (трамблер), в бесконтактных — датчик-распределитель, в микропроцессорах — коммутатор;
  • Между катушкой зажигания и коммутирующим устройством.

Количество проводов соответствует количеству свечей, еще одним или двумя проводами соединяется катушка с коммутирующим устройством.

Конструкция и типы высоковольтных проводов

Высоковольтные провода независимо от типа имеют принципиально одинаковую конструкцию, они состоят из нескольких основных частей:

  • Токопроводящая жила;
  • Изоляция жилы;
  • Контактные наконечники;
  • Защитные колпачки на контактах.

По материалу токопроводящей жилы все высоковольтные провода делятся на две большие группы:

  • С металлической жилой;
  • С неметаллической жилой.

Провода с металлической жилой — это классический вариант, который сегодня используется все реже. В основе провода лежит многожильный сердечник из меди, имеющий большие сечение и малое удельное сопротивление.

Провода с неметаллической жилой — это современное решение, получившее распространение с конца 1980-х годов. Данные изделия делятся на две группы по типу сопротивления:

  • Провода с активным сопротивлением (с резистивным сердечником);
  • Провода с реактивным сопротивлением (с индуктивным сердечником).

Провода с активным сопротивлением названы так потому, что в их основе лежит резистивный сердечник с высоким удельным сопротивлением — по терминологии электротехники резистор является активной нагрузкой, соответственно и его сопротивление току называется активным.

Провода с реактивным сопротивлением названы так потому, что его сердечник дополнительно окружен однослойной обмоткой — катушкой индуктивности. По терминологии электротехники катушка является реактивной нагрузкой, соответственно и ее сопротивление току называется реактивным.

Наиболее просто устроены высоковольтные провода с активным сопротивлением. Их основу составляет токопроводящая жила, окруженная токопроводящей обмоткой с высоким сопротивлением и изоляцией. Жила может изготавливаться из хлопчатобумажной или льняной нити, углеволокна (кевлара), стекловолокна и пластиков. Токопроводящие свойства обеспечиваются их обсыпкой (пропиткой) графитом или сажей. Токопроводящая обмотка изготавливается из ферропластов — силикона или специальных пластмасс на основе акрила с включением металлической крошки.

Несколько сложнее устроены провода с реактивным сопротивлением. Их основу так же составляет токопроводящая жила, окруженная ферропластом, на котором располагается обмотка из нержавеющей проволоки. Вся эта конструкция заключена в изоляцию.

По конструкции изоляции провода делятся на два типа:

  • Простая однослойная изоляция;
  • Двухслойная изоляция;
  • Многослойная изоляция.

Однослойная изоляция представляет собой простую оболочку, выполненную из полимерных диэлектрических материалов. Данный тип изоляции обладает невысокими качествами поэтому сегодня почти не применяется. Улучшенным вариантом является двухслойная изоляция, которая состоит из внутреннего слоя основной изоляции и верхнего слоя, защищающего от масел, топлива, технических жидкостей, механического контакта с деталями двигателя, перепадов температур и т.д.

Многослойная изоляция состоит из трех слоев:

  • Внутренняя изоляция — непосредственно окружает жилу, является основной защитой от электрического пробоя;
  • Оплетка — окружает внутреннюю изоляцию, изготавливается из синтетических волокон или стекловолокна, обеспечивает высокую прочность всего изделия на разрыв, защищает от деформаций и т.д.;
  • Внешняя оболочка — окружает весь провод, защищает от агрессивной среды подкапотного пространства.

Наиболее часто изоляция выполняется из ПВХ, полиэтилена (наиболее дешевые варианты), различных каучуков и силикона (на современных проводах).

Высоковольтные провода имеют стандартизированные наконечники (чаще всего по стандарту SAE), со стороны свечей наконечники бывают двух типов:

  • Прямые;
  • Г-образные.

Наконечники закрыты защитными колпачками из резины, силикона и других диэлектриков.

Характеристики высоковольтных проводов

Основные характеристики высоковольтных проводов — электрическое сопротивление. Высоковольтный провод является источником радиопомех, и помет тем больше, чем меньше электрическое сопротивление провода. Снизить уровень помех можно двумя способами — установкой резистора в высоковольтном тракте, или повышать сопротивление самих проводов. Сегодня прибегают к обоим способам, поэтому провода делятся на три группы по сопротивлению:

  • С «нулевым» сопротивлением — провода с медными жилами, их удельное сопротивление не превышает 0,022 Ом/м;
  • С низким распределенным сопротивлением — провода с неметаллической жилой и индуктивным типом сопротивления, их удельное сопротивление лежит в пределах 1-6 кОм/м;
  • С высоким распределенным сопротивлением — провода с неметаллической жилой и резистивным типом сопротивления, их удельное сопротивление лежит в пределах 12-40 кОм/м.

Так как провода имеют небольшую длину (в пределах 30-80 см), то их сопротивление редко достигает 16 кОм.

В зависимости от сопротивления высоковольтные провода имеют различную применимость и совместимость с другими компонентами системы зажигания.

Применимость проводов по типу системы зажигания:

  • В контактных системах зажигания — провода с удельным сопротивлением до 1-1,5 кОм/м;
  • В бесконтактных (электронных, микропроцессорных) системах зажигания — провода с удельным сопротивлением свыше 1,5-3 кОм/м.

Совместимость проводов со свечами и добавочными сопротивлениями:

  • Провода с низким сопротивлением — могут эксплуатироваться со свечами, имеющими резистор, или добавочным сопротивлением;
  • Провода с высоким сопротивлением — могут эксплуатироваться со свечами без резистора, не требуют применения добавочного сопротивления.

Следует отметить еще две характеристики высоковольтных проводов.

  • Пробивное напряжение — в соответствии со стандартами составляет 35-40 кВ;
  • Рабочий диапазон температур — по стандарту от -60 до +110°C;

Данные характеристики установлены отечественным стандартом ГОСТ Р 53826-2010 и международным стандартом ISO 3808:2002. Многие производители предлагают высоковольтные провода с улучшенными характеристиками, например — с диапазоном рабочих температур до +220°C, с повышенным напряжением пробоя, увеличенным сроком службы и т.д.

Правильный выбор высоковольтного провода

При подборе высоковольтных проводов следует учитывать три вещи:

  • Тип системы зажигания;
  • Тип используемых свечей;
  • Типы контактов на катушке (катушках) и коммутирующем устройстве;
  • Расположение и удаленность свечей от коммутирующего устройства, относительное расположение коммутирующего устройства и катушки.

Для контактных систем зажигания необходимо выбирать провода с невысоким (не более 2 кОм) сопротивлением, такие же провода рекомендуется применять и в случае использования свечей с резисторами (в маркировке таких свечей присутствует буква «Р» или «R»). Для старых автомобилей имеет смысл использовать обычные медные провода со встроенными резисторами.

Для бесконтактных систем зажигания рекомендуется брать провода с высоким сопротивлением (до 16 кОм), такие же провода эксплуатируются и совместно со свечами без резистора. Совмещение высоковольтных проводов высокого сопротивления с оснащенными резисторами свечами может стать причиной пробоем в искрообразовании.

Что касается остальных характеристик, то они индивидуальны для отдельных моделей или модельных рядов автомобилей. Поэтому выбирать провода нужно по рекомендациям их производителей — обычно применимость проводов указана на упаковке. Использовать провода с другим типом наконечников или иной длиной может нарушить работу системы и всего силового агрегата.

Для покупки доступно два типа комплектов высоковольтных проводов:

  • Комплект свечных проводов — только для соединения коммутирующего устройства и свечей;
  • Комплект свечных проводов с дополнительным катушечным проводом (проводами) — имеют в составе провод или провода для соединения катушки с коммутирующим устройством.

Правильный подбор высоковольтных проводов гарантирует нормальную работу системы зажигания, обеспечивает меньший расход топлива и в целом улучшает характеристики автомобиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: