Изменился юридичческий адрес какой окато окато указывать в отчетности

Что такое ОКАТО? Зачем его применяют? Как можно узнать ОКАТО по ИНН, адресу организации, коду ОКТМО, ОГРН или ОКПО? Ответы на b-kontur.ru.

Изменился юридичческий адрес какой окато окато указывать в отчетности

Код ОКАТО по ИНН

Также вы можете определить код

  • ОКПО
  • ОКАТО
  • ОКФС
  • ОКТМО
  • ОКОГУ
  • ОКОПФ

Чтобы узнать коды статистики, введите ИНН

Специальные классификаторы и кодировки помогают государству систематизировать данные о субъектах хозяйствования, хранить информацию об организациях и ИП в единой базе данных и иметь к ней оперативный доступ. ОКАТО — один из классификаторов, разработанных государством. В статье ответим на вопросы: что это такое, для чего он нужен и как узнать ваш код ОКАТО?

Что такое ОКАТО

ОКАТО — это общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Объекты классификации по ОКАТО — административные единицы. К ним относятся республики, края, области, районы и города, поселки. Объекты имеют различную степень подчиненности, она определяет структуру кода ОКАТО.

Структура кода ОКАТО

Код ОКАТО включает от 8 до 11 разрядов. Их число зависит от уровня классификации, на котором находится объект. Выделяют три уровня:

  • Первый включает республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, входящие в состав РФ.
  • Второй уровень включает объекты, подчиненные первому: автономные округа краев и республик; районы республик, краев и округов; города краевого значения и поселки городского типа.
  • Третий уровень — объекты районного подчинения: внутригородские районы, города районного значения, поселки районного подчинения и сельсоветы.

Первый и второй знаки кода означают объекты первого уровня, знаки с третьего по пятый — второй уровень, с шестого по восьмой — третий. Для отражения в коде сельских населенных пунктов используются знаки с девятого по одиннадцатый. Подробное руководство по составлению и структуре кода утверждено Постановлением Госстандарта №413.

Применение ОКАТО

Код ОКАТО применяется для ведения налогового учета и подачи отчетности. Он нужен налоговым органам, чтобы определить, на какой административной территории находится организация и куда она уплачивает налоги. Государственным органам статистики ОКАТО позволяет учитывать и систематизировать экономические субъекты, с его помощью госорганы:

  • автоматизируют информационный обмен;
  • подводят итоги по сбору платежей в каждом регионе;
  • определяют уровень жизни граждан;
  • фиксируют коэффициенты благосостояния.

Для нас ОКАТО важен в виде реквизита по документам. До 2014 года он использовался в отчетности, платежных документах в налоговую, налоговых декларациях, формах гособразца. Но с января 2014 года ему на смену пришел код ОКТМО, который теперь заменяет ОКАТО в документах. Его ввели для уточнения классификации, код ОКТМО уточняет населенный пункт, в котором работает фирма.

Если вместо ОКТМО в реквизитах документов вы укажете код ОКАТО, то с помощью таблиц соответствия налоговые органы определят код ОКТМО и зачислят на него платеж. Но это приведет к перечислению средств в другой бюджет, тогда понадобится подать уточненку.

Организациям, зарегистрированным в 2014 году и позже, при регистрации выдается код ОКТМО. И каждому устаревшему коду ОКАТО соответствует код ОКТМО.

Код ОКАТО (ОКТМО) для Москвы

Москва относится к первому уровню классификации по ОКАТО, кодируется в первых двух знаках — 45. У организаций, находящихся в Москве код ОКАТО включает 11 знаков и отображает область, город, район, улицу, номер дома и квартиры. С 2014 года организации Москвы в отчетах и документах указывают ОКТМО. А с 1 января 2018 муниципальные районы были преобразованы в городские округа.

При составлении отчетности москвичам стоит быть внимательнее. При заполнении платежных поручений нужно указывать новый код, иначе платеж попадет в категорию «невыясненных».

Как узнать код ОКАТО по ИНН, адресу, ОКТМО, ОГРН или ОКПО

Код ОКАТО нужно знать для того, чтобы определить свой код ОКТМО. Организациям, зарегистрированным до 2014 года, был выдан только ОКАТО, но зная старый код, можно определить новый по таблицам соответствия или использовать специальные сервисы.

Чтобы узнать ОКАТО можно обратиться в отделение ФНС, воспользоваться терминалом налоговой службы или позвонить в налоговую по горячей лини. Однако такие способы требуют затрат времени и сил, гораздо проще узнать код ОКАТО онлайн, воспользовавшись интернетом. Узнать ОКАТО можно по ИНН, адресу организации, коду ОКТМО, ОГРН или ОКПО.

Сайт https://kladr-rf.ru представляет собой классификатор адресов РФ и содержит полный перечень кодов ОКАТО. Введя в строку поиска адрес организации, вы узнаете точный код ОКАТО.

На сайте ФНС можно загрузить программу «Налогоплательщик ЮЛ» и с ее помощью определить код ОКАТО.

Поиск ОКАТО по ИНН предлагают различные сервисы и программы, например, сервис формирования уведомлений http://statreg.gks.ru/ от Росстата. Он предлагает определить ОКАТО по ИНН, ОКПО или ОГРН.

Как узнать код ОКТМО по ОКАТО

Так как коды ОКАТО стали не нужны для заполнения реквизитов, то стоит знать как на основании ОКАТО определить код ОКТМО.

Для этого разработана таблица соответствия кодов, она размещена на официальном сайте МинФина и регулярно обновляется https://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/. Разберемся, как ей пользоваться:

  1. Второй столбец содержит наименование муниципального образования или населенного пункта.
  2. В столбце 4 указан код по ОКАТО на 1 ноября 2013, в столбце 5 — действующий на данный момент. Если ваш код ОКАТО действовал до 2013 года, вы можете найти актуальный.
  3. Столбец 6 содержит действующие коды ОКТМО для населенных пунктов.
  4. Далее указаны данные, которые относятся к новому коду ОКТМО, то есть республика, город, район, поселок и т.д.

На сайте ФНС есть электронный сервис «Узнай ОКТМО». Введя код ОКАТО или наименование муниципального образования, вы сможете узнать актуальный ОКТМО.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия вносит код ОКТМО в платежные документы и отчеты автоматически. С использованием сервиса вы сможете быстро и эффективно вести учет, сдавать отчетность, начислять зарплату и пользоваться поддержкой экспертов. Всем новым пользователям доступен бесплатный 30-дневный период для ознакомления.

Компания сменила юрадрес: подводные камни для бухгалтера по налогам и отчетности

В настоящее время процесс смены юридического адреса ни у кого не вызывает вопросов и сложностей. Грамотные штатные юристы или юристы консалтинговых компаний, а также подробные пошаговые инструкции на просторах интернета поэтапно помогут провести процедуру подготовки необходимой документации, подачу заявлений в ИФНС, получение документов о постановке на учет в новой налоговой инспекции. Все доведено уже практически до автоматизма, но только с юридической стороны.

У бухгалтера при смене юридического адреса компании, даже если смена адреса происходит в рамках одной территориальной налоговой инспекции и меняется просто ОКТМО — уже проблем достаточно. Ну а если меняется территориальная налоговая, то вопросы из разряда, куда платить налоги, куда сдавать декларации, как зачесть ранее уплаченные в «старую» налоговую платежи и прочие вопросы «куда и как» увеличиваются в разы.

Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места нахождения организации, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация ранее состояла на учете. При этом снятие с учета и передача дел в ИФНС по месту нового юридического адреса компании должно осуществляться в течение пяти рабочих дней с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция по новому месту учета обязана осуществить постановку на учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации. За этими фразами в теории все понятно, на практике же все не всегда так.

Попробуем разобраться по каждому налогу отдельно сначала в разрезе платежей, затем в разрезе предоставления деклараций.

Для общего примера определим следующие положения:

ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В марте 2019 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4, с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 25 марта 2019 года.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения. Место отправки декларации определяется аналогично тому же порядку, по которому производится уплата налога. В декларации указывается КПП организации, присвоенное ей тем налоговым органом по месту которого она находится и по месту которого должна предоставляться декларация. Значит, если отчетность сдается за отчетный или налоговый период до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса, то декларация предоставляется в «старую» ИФНС, если же запись о внесении изменений в ЕГРЮЛ уже существует, то декларацию необходимо предоставлять в «новую» ИФНС. Обратите внимание, что это правило действует даже тогда, когда отчетность сдается за предыдущие периоды, а организация уже переехала на новый адрес.

Рассмотрим на примере ООО «Ромашка»:

Если бухгалтер предоставляет налоговую декларацию за 2018 год до 24 марта 2019 года включительно, то декларация предоставляется в ИФНС № 17 с указанием в декларации КПП 771701001. С 25 марта 2019 года и в последующие дни, налоговая декларация за 2018 год предоставляется уже в ИФНС № 4 с указанием в декларации КПП 770401001

Обратите внимание и на ОКТМО, в декларации ОКТМО указывается той территории, где организация состоит на налоговом учете в момент, когда подает декларацию. На это обращали внимание специалисты ФНС еще в 2012 году в письме УФНС по г. Москве от 28.08.2012 г № 16-15/080197.

НДС

Таким образом, НДС уплачивается аналогично порядку уплаты налога (авансовых платежей) по налогу на прибыль, т.е. необходимо обращать внимание на дату внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса. Если записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ на дату платежа еще нет, то уплата производится в «старую» инспекцию. Если запись в ЕГРЮЛ о смене местонахождения уже внесена, то платить необходимо уже по месту «новой» налоговой инспекции.

Декларация предоставляется аналогично общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.

В теории по месту уплаты платежей и предоставления декларации все понятно.

На практике же может произойти ситуация когда например согласно положений п. 1 ст. 174 НК РФ организация производит уплату НДС не единовременно, а по 1/3 равными долями.

Вернемся к ООО «Ромашка», изменив даты смены юридического адреса. ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В январе 2019 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4, с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 24 января 2019 года. Бухгалтер предоставляет 20 января 2019 г. декларацию по НДС за 4 кв. 2018 года с КПП 771701001 в ИФНС № 17. Первый платеж в размере 1/3. налога производится в тот же день в ИФНС № 17. Последующие платежи по сроку уплаты 25.02.2019 г. и 25.03.2019 г. производятся уже в ИФНС № 4. В платежных поручениях ОКТМО указывается по месту нахождения на новой территории.

Компании, применяющие УСН в более выгодном положении по предоставлению налоговой деклараций относительно компаний на ОСН, т.к. авансовые платежи при УСН уплачиваются ежеквартально, а декларация предоставляется раз в год. Но и здесь есть свои нюансы

П. 6 ст. 346.21 и п. 1 ст. 346.23 НК РФ предписывает налогоплательщикам, применяющим УСН, производить уплату налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения организации. Т.е. опять же действует общее правило «ориентир на дату внесения записи в ЕГРЮЛ»

Однако при предоставлении налоговой декларации при УСН при смене юридического адреса обратите внимание на следующие особенности заполнения раздела 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения. Согласно порядку заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ при смене местонахождения организации в строках 010, 030, 060, 090 указывается код ОКТМО, по которому перечислялись авансовые платежи.

Обратимся к первоначальному примеру с датами смены юридического адреса ООО «Ромашка».

Бухгалтер компании уплачивал авансовые платежи по налогу за 1 — 3 кв. 2018 г. в ИФНС № 17. Предоставление налоговой декларации при УСН производится после 25 марта 2019 года уже в ИФНС № 4. В разделе 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения в строках 010, 030, 060 указывается ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 17. В строке 090 необходимо указать ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 4. Уплатить налог необходимо будет также в ИФНС № 4, указав новый ОКТМО.

НДФЛ

Итак, порядок перечисления НДФЛ определяется также по общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.

Что касается правил предоставления отчетности по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, разберемся подробнее. Специалисты ФНС в письме от 27.12.2016 г. № БС-4-11/25114@ разъяснили, что в случае изменения местонахождения организации в течение года необходимо предоставлять справки по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ в «новую» ИФНС, но в особом порядке.

Берем опять же за основу пример с ООО «Ромашка» изменив даты смены юридического адреса. ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В ноябре 2018 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4 с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 25 ноября 2018 года.

Справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в 2019 году предоставляется в «новую» ИФНС № 4, но с учетом некоторых нюансов, а именно:

  • за период нахождения в ИФНС № 17 ООО «Ромашка» в отчетности указывает КПП ИФНС № 4, но ОКТМО указывает по принадлежности к ИФНС № 17;
  • за период с момента перехода в ИФНС № 4 ООО «Ромашка» в отчетности указывает КПП и ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 4.

Т.е. фактически ООО «Ромашка» предоставляет в ИФНС № 4 два комплекта отчетности с одинаковым КПП 770401001 и разными ОКТМО.

Расчет по страховым взносам

Что касается страховых взносов, ранее уплаченных в предыдущую инспекцию, то в этом же письме специалисты ФНС указывают на то, что при передаче документов из налоговой инспекции по прежнему месту нахождения в новую инспекцию будут переданы и данные по уплаченным страховым взносам, в том числе карточки «Расчеты с бюджетом».

Налог на имущество

Уточненные декларации

Надеемся, что наши разъяснения помогли бухгалтерам разобраться, каким образом сдается отчетность и уплачиваются налоги в случае, когда организация сменила юридический адрес.

Однако хотим обратить внимание, что хотя законодательно и указано, что при смене юридического адреса документы по налогоплательщику передаются из одной налоговой в другую в течение 5 рабочих дней, как показывает практика этот процесс может затянуться до полугода, и в этом случае «новая» налоговая, получив ваши декларации, но, не увидев еще ваших ранее произведенных платежей по реквизитам «старой» налоговой вполне вероятно предложит заплатить еще раз налоги, а затем уже разбираться по факту передачи вашего «личного» дела, в том числе и карточки «расчеты с бюджетом» и здесь уже никакие теоретические разъяснения не помогут, а компания рискует получить требование об уплате налогов. В данной ситуации пожелаем только бухгалтеру быть настойчивым и общаться с обеими налоговыми инспекциями в тесном формате, как говорится в данном ключе теория и практика могут очень сильно различаться.

Классификатор ОКАТО

ОКАТО — Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.

Код ОКАТО Наименование Административный центр
01000000000 Алтайский край г Барнаул
03000000000 Краснодарский край г Краснодар
04000000000 Красноярский край г Красноярск
05000000000 Приморский край г Владивосток
07000000000 Ставропольский край г Ставрополь
08000000000 Хабаровский край г Хабаровск
10000000000 Амурская область г Благовещенск
11000000000 Архангельская область г Архангельск
11100000000 Ненецкий автономный округ (Архангельская область) г Нарьян-Мар
12000000000 Астраханская область г Астрахань
14000000000 Белгородская область г Белгород
15000000000 Брянская область г Брянск
17000000000 Владимирская область г Владимир
18000000000 Волгоградская область г Волгоград
19000000000 Вологодская область г Вологда
20000000000 Воронежская область г Воронеж
22000000000 Нижегородская область г Нижний Новгород
24000000000 Ивановская область г Иваново
25000000000 Иркутская область г Иркутск
26000000000 Республика Ингушетия* г Магас
27000000000 Калининградская область г Калининград
28000000000 Тверская область г Тверь
29000000000 Калужская область г Калуга
30000000000 Камчатский край г Петропавловск-Камчатский
32000000000 Кемеровская область — Кузбасс г Кемерово
33000000000 Кировская область г Киров
34000000000 Костромская область г Кострома
35000000000 Республика Крым г Симферополь
36000000000 Самарская область г Самара
37000000000 Курганская область г Курган
38000000000 Курская область г Курск
40000000000 Город Санкт-Петербург город федерального значения
41000000000 Ленинградская область г Санкт-Петербург
42000000000 Липецкая область г Липецк
44000000000 Магаданская область г Магадан
45000000000 Город Москва столица Российской Федерации город федерального значения
46000000000 Московская область г Москва
47000000000 Мурманская область г Мурманск
49000000000 Новгородская область г Великий Новгород
50000000000 Новосибирская область г Новосибирск
52000000000 Омская область г Омск
53000000000 Оренбургская область г Оренбург
54000000000 Орловская область г Орёл
56000000000 Пензенская область г Пенза
57000000000 Пермский край г Пермь
58000000000 Псковская область г Псков
60000000000 Ростовская область г Ростов-на-Дону
61000000000 Рязанская область г Рязань
63000000000 Саратовская область г Саратов
64000000000 Сахалинская область г Южно-Сахалинск
65000000000 Свердловская область г Екатеринбург
66000000000 Смоленская область г Смоленск
67000000000 Город федерального значения Севастополь
68000000000 Тамбовская область г Тамбов
69000000000 Томская область г Томск
70000000000 Тульская область г Тула
71000000000 Тюменская область г Тюмень
73000000000 Ульяновская область г Ульяновск
75000000000 Челябинская область г Челябинск
76000000000 Забайкальский край г Чита
77000000000 Чукотский автономный округ г Анадырь
78000000000 Ярославская область г Ярославль
79000000000 Республика Адыгея (Адыгея) г Майкоп
80000000000 Республика Башкортостан г Уфа
81000000000 Республика Бурятия г Улан-Удэ
82000000000 Республика Дагестан г Махачкала
83000000000 Кабардино-Балкарская Республика г Нальчик
84000000000 Республика Алтай г Горно-Алтайск
85000000000 Республика Калмыкия г Элиста
86000000000 Республика Карелия г Петрозаводск
87000000000 Республика Коми г Сыктывкар
88000000000 Республика Марий Эл г Йошкар-Ола
89000000000 Республика Мордовия г Саранск
90000000000 Республика Северная Осетия-Алания г Владикавказ
91000000000 Карачаево-Черкесская Республика г Черкесск
92000000000 Республика Татарстан (Татарстан) г Казань
93000000000 Республика Тыва г Кызыл
94000000000 Удмуртская Республика г Ижевск
95000000000 Республика Хакасия г Абакан
96000000000 Чеченская Республика* г Грозный
97000000000 Чувашская Республика — Чувашия г Чебоксары
98000000000 Республика Саха (Якутия) г Якутск
99000000000 Еврейская автономная область г Биробиджан

ОКАТО – это аббревиатура, образованная от устаревшего и в настоящее время не применяемого Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления.

Для справки
Аббревиатура ОКАТО
Обозначение ОК 019-95
Введение 01.01.1997 (Постановление Госстандарта России от 31.07.1995 № 413)
По-английски Russian Classification on Objects of Administrative Division

Замена ОКАТО на ОКТМО

C 1.01.2014 года на смену кодам ОКАТО были введены в действие новые коды ОКТМО.

Для плавного перехода от старых кодов к новым Министерство финансов РФ, в соответствии с письмом № 02.04.05/14508 Минфина РФ от 25.04.2013 года опубликовало таблицу соответствия старых и новых кодов.

Одновременно региональные налоговые службы направили налогоплательщикам электронные извещения с указанием их новых кодов.

Помимо этого, в силу распоряжения ФНС РФ, на стендах и сайтах налоговых инспекций страны были опубликованы объявления о замене кодов и размещены таблицы соответствия.

В настоящее время коды ОКТМО полностью заменили собой устаревшие коды ОКАТО для субъектов предпринимательской деятельности с внесением изменений в бланки ПД, ПД-4сб и заявлений физических лиц на уплату налогов и пошлин.

Отличия кодов

Код ОКАТО представлял собой индекс, состоящий из 8 цифр или 11 знаков, обозначавших, в совокупности:

  • наименование субъекта Федерации;
  • обозначение муниципального образования;
  • обозначение конкретного населенного пункта.

Введение в индекс знаков свыше 8 обозначало, что населенный пункт по уровню ниже муниципалитета.

Коды ОКТМО, на первый взгляд, очень мало отличаются от кодов ОКАТО, поскольку они сохранили 8- и 11-значную структуру. Однако между старыми и новыми кодами существуют существенные различия, а именно:

  • идентификация населенного пункта производится по признаку его принадлежность к субъекту РФ;
  • идентификация населенных пунктов основана на иерархии муниципальных образований.

Соответственно, значения цифровых групп кода по ОКТМО включает в себя иерархическую лестницу, состоящую из:

  • конкретного субъекта РФ – первые 2 знака кода;
  • конкретного населенного пункта субъекта РФ – знаки 3,4,5 кода;
  • конкретного муниципального округа – знаки 6,7,8 кода.

При необходимости код дополняется еще тремя знаками (9,10,11) для обозначения ПГТ, сел и городов в муниципальном округе.

Компания сменила юридический адрес: подводные камни для бухгалтера в части налогов и отчетности

В настоящее время процесс смены юридического адреса ни у кого не вызывает вопросов и сложностей. Грамотные штатные юристы или юристы консалтинговых компаний, а также подробные пошаговые инструкции на просторах интернета поэтапно помогут провести процедуру подготовки необходимой документации, подачу заявлений в ИФНС, получение документов о постановке на учет в новой налоговой инспекции. Все доведено уже практически до автоматизма, но только с юридической стороны.

У бухгалтера при смене юридического адреса компании, даже если смена адреса происходит в рамках одной территориальной налоговой инспекции и меняется просто ОКТМО — уже проблем достаточно. Ну а если меняется территориальная налоговая, то вопросы из разряда, куда платить налоги, куда сдавать декларации, как зачесть ранее уплаченные в «старую» налоговую платежи и прочие вопросы «куда и как» увеличиваются в разы.

Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места нахождения организации, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация ранее состояла на учете. При этом снятие с учета и передача дел в ИФНС по месту нового юридического адреса компании должно осуществляться в течение пяти рабочих дней с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция по новому месту учета обязана осуществить постановку на учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации. За этими фразами в теории все понятно, на практике же все не всегда так.

Попробуем разобраться по каждому налогу отдельно сначала в разрезе платежей, затем в разрезе предоставления деклараций.

Для общего примера определим следующие положения:

ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В марте 2019 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4, с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 25 марта 2019 года.

Начнем, конечно, с налогов и деклараций для компаний на ОСН.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода по месту своего нахождения. Т.е. налоговое законодательство определяет место уплаты налога на прибыль в части федерального бюджета на реквизиты той налоговой инспекции, в которой налогоплательщик числится на дату платежа. В случае, когда происходит смена юридического адреса необходимо обратить внимание на то, внесена ли в ЕГРЮЛ запись о смене места нахождения организации на дату, когда компания уплачивает налог. Если в выписке из ЕГРЮЛ записи о смене юридического адреса еще нет, то платить необходимо в «старую» инспекцию. Если запись в ЕГРЮЛ о смене местонахождения уже внесена, то платить необходимо уже по месту «новой» налоговой, даже если уплата налога производится в тот же день, когда в выписку из ЕГРЮЛ внесены изменения.

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения. Место отправки декларации определяется аналогично тому же порядку, по которому производится уплата налога. В декларации указывается КПП организации, присвоенное ей тем налоговым органом по месту которого она находится и по месту которого должна предоставляться декларация. Значит, если отчетность сдается за отчетный или налоговый период до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса, то декларация предоставляется в «старую» ИФНС, если же запись о внесении изменений в ЕГРЮЛ уже существует, то декларацию необходимо предоставлять в «новую» ИФНС. Обратите внимание, что это правило действует даже тогда, когда отчетность сдается за предыдущие периоды, а организация уже переехала на новый адрес.

Рассмотрим на примере ООО «Ромашка»:

Если бухгалтер предоставляет налоговую декларацию за 2018 год до 24 марта 2019 года включительно, то декларация предоставляется в ИФНС № 17 с указанием в декларации КПП 771701001. С 25 марта 2019 года и в последующие дни, налоговая декларация за 2018 год предоставляется уже в ИФНС № 4 с указанием в декларации КПП 770401001

Обратите внимание и на ОКТМО, в декларации ОКТМО указывается той территории, где организация состоит на налоговом учете в момент, когда подает декларацию. На это обращали внимание специалисты ФНС еще в 2012 году в письме УФНС по г. Москве от 28.08.2012 г № 16-15/080197.

НДС

П. 2 ст. 174 НК РФ предписывает налогоплательщикам уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Таким образом, НДС уплачивается аналогично порядку уплаты налога (авансовых платежей) по налогу на прибыль, т.е. необходимо обращать внимание на дату внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса. Если записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ на дату платежа еще нет, то уплата производится в «старую» инспекцию. Если запись в ЕГРЮЛ о смене местонахождения уже внесена, то платить необходимо уже по месту «новой» налоговой инспекции.

Декларация предоставляется аналогично общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.

В теории по месту уплаты платежей и предоставления декларации все понятно.

На практике же может произойти ситуация когда например согласно положений п. 1 ст. 174 НК РФ организация производит уплату НДС не единовременно, а по 1/3 равными долями.

Вернемся к ООО «Ромашка», изменив даты смены юридического адреса. ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В январе 2019 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4, с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 24 января 2019 года. Бухгалтер предоставляет 20 января 2019 г. декларацию по НДС за 4 кв. 2018 года с КПП 771701001 в ИФНС № 17. Первый платеж в размере 1/3. налога производится в тот же день в ИФНС № 17. Последующие платежи по сроку уплаты 25.02.2019 г. и 25.03.2019 г. производятся уже в ИФНС № 4. В платежных поручениях ОКТМО указывается по месту нахождения на новой территории.

Компании, применяющие УСН в более выгодном положении по предоставлению налоговой деклараций относительно компаний на ОСН, т.к. авансовые платежи при УСН уплачиваются ежеквартально, а декларация предоставляется раз в год. Но и здесь есть свои нюансы

П. 6 ст. 346.21 и п. 1 ст. 346.23 НК РФ предписывает налогоплательщикам, применяющим УСН, производить уплату налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения организации. Т.е. опять же действует общее правило «ориентир на дату внесения записи в ЕГРЮЛ»

Однако при предоставлении налоговой декларации при УСН при смене юридического адреса обратите внимание на следующие особенности заполнения раздела 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения. Согласно порядку заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ при смене местонахождения организации в строках 010, 030, 060, 090 указывается код ОКТМО, по которому перечислялись авансовые платежи.

Обратимся к первоначальному примеру с датами смены юридического адреса ООО «Ромашка».

Бухгалтер компании уплачивал авансовые платежи по налогу за 1 – 3 кв. 2018 г. в ИФНС № 17. Предоставление налоговой декларации при УСН производится после 25 марта 2019 года уже в ИФНС № 4. В разделе 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения в строках 010, 030, 060 указывается ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 17. В строке 090 необходимо указать ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 4. Уплатить налог необходимо будет также в ИФНС № 4, указав новый ОКТМО.

НДФЛ

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Мы отдельно не определяем уплату налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения, так как это следует из абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ и к смене юридического адреса организации в данном ключе отношения не имеет.

Итак, порядок перечисления НДФЛ определяется также по общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.

Что касается правил предоставления отчетности по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, разберемся подробнее. Специалисты ФНС в письме от 27.12.2016 г. № БС-4-11/25114@ разъяснили, что в случае изменения местонахождения организации в течение года необходимо предоставлять справки по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ в «новую» ИФНС, но в особом порядке.

Берем опять же за основу пример с ООО «Ромашка» изменив даты смены юридического адреса. ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В ноябре 2018 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4 с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 25 ноября 2018 года.

Справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в 2019 году предоставляется в «новую» ИФНС № 4, но с учетом некоторых нюансов, а именно:

  • за период нахождения в ИФНС № 17 ООО «Ромашка» в отчетности указывает КПП ИФНС № 4, но ОКТМО указывает по принадлежности к ИФНС № 17;
  • за период с момента перехода в ИФНС № 4 ООО «Ромашка» в отчетности указывает КПП и ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 4.

Т.е. фактически ООО «Ромашка» предоставляет в ИФНС № 4 два комплекта отчетности с одинаковым КПП 770401001 и разными ОКТМО.

Расчет по страховым взносам

Согласно п. 11 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны производить уплату и предоставлять расчеты по страховым взносам в ИФНС по месту их нахождения. Т.е. и здесь действует общее правило даты внесения записи в ЕГРЮЛ. Однако в отличие от отчетности по НДФЛ сдавать два расчета с разными ОКТМО не нужно. На это указывается в письме ФНС России от 18.08.2017 г. № ЗН-4-11/16386@. Отчетность по страховым взносам предоставляется в «новую» ИФНС с указанием нового ОКТМО с включением в расчет всех данных нарастающим итогом с начала расчетного периода, т.е. января отчетного года.

Что касается страховых взносов, ранее уплаченных в предыдущую инспекцию, то в этом же письме специалисты ФНС указывают на то, что при передаче документов из налоговой инспекции по прежнему месту нахождения в новую инспекцию будут переданы и данные по уплаченным страховым взносам, в том числе карточки «Расчеты с бюджетом».

Налог на имущество

Согласно действующего законодательства с января 2019 года налогом на имущество облагаются только объекты недвижимости. Согласно п. 6 ст. 383, ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ обязанность по уплате налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлению декларации закреплена по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества. Таким образом, при смене юридического адреса уплата налога, авансовых платежей по налогу и предоставление декларации остается неизменным по месту нахождения недвижимости.

Уточненные декларации

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) предоставляются в налоговые органы по месту учета налогоплательщика. П. 5 ст. 81 НК РФ прямо закрепляет обязанность по предоставлению уточненных налоговых деклараций в налоговые органы по месту учета. Таким образом, если после смены юридического адреса у организации возникла необходимость в предоставлении уточненной декларации, то ее необходимо предоставлять уже в инспекцию по новому местонахождению организации, независимо от того, за какой налоговый (отчетный) период предоставляются уточнения. Однако ОКТМО в уточненной декларации необходимо указывать то же, что было указано в первоначальной декларации, разъяснения по данному вопросы даны еще в письме УФНС России по г. Москве от 30.10. 2008 г. № 20-12/101962, Письме ФНС России от 30.12.2009 г. № ШС-22-3/990@ Разъяснения старые и даны в части ОКАТО, но сути своей в отношении применения к ОКТМО не меняют.

Надеемся, что наши разъяснения помогли бухгалтерам разобраться, каким образом сдается отчетность и уплачиваются налоги в случае, когда организация сменила юридический адрес.

Однако хотим обратить внимание, что хотя законодательно и указано, что при смене юридического адреса документы по налогоплательщику передаются из одной налоговой в другую в течение 5 рабочих дней, как показывает практика этот процесс может затянуться до полугода, и в этом случае «новая» налоговая, получив ваши декларации, но, не увидев еще ваших ранее произведенных платежей по реквизитам «старой» налоговой вполне вероятно предложит заплатить еще раз налоги, а затем уже разбираться по факту передачи вашего «личного» дела, в том числе и карточки «расчеты с бюджетом» и здесь уже никакие теоретические разъяснения не помогут, а компания рискует получить требование об уплате налогов. В данной ситуации пожелаем только бухгалтеру быть настойчивым и общаться с обеими налоговыми инспекциями в тесном формате, как говорится в данном ключе теория и практика могут очень сильно различаться.

Изменения ОКАТО и ОКТМО

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • ОКАТО ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
  • ОКТМО ОК 33-2005 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
  • ОКТМО ОК 33-2013 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 15.10.2009 г. № 104н «Об утверждении формы декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 05.09.2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства финансов РФ от 25.04.2013 г. № 02-04-05/14508 «О составлении таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО»;
  • Приказ ФНС от 28.10.2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»;
  • Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 г. № 159-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2013 г. № ВАС-784/13 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ».

    Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления – входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие (введение в ОКАТО).

    ОКАТО делит объекты административно-территориального деления на три уровня классификации согласно административной подчиненности. Объекты, включаемые в соответствующий уровень, прямо подчиняются объектам, указанным в предыдущем уровне. Принятая в ОКАТО иерархия объектов такова: субъекты РФ (первый уровень) — автономные округа, входящие в состав края или области, районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения, города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), поселки городского типа краевого, областного подчинения (второй уровень) — внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), города районного значения (подчинения), поселки городского типа районного подчинения, сельсоветы (третий уровень). Структура ОКАТО описана во введении в ОКАТО.

    ОКАТО не устанавливает административно-территориальное деление России, а лишь описывает, повторяет его. В связи с постоянными незначительными (а иногда и большими) изменениями на территории РФ в ОКАТО регулярно вносятся изменения. Последние изменения в ОКАТО внесены за номером 221/2012 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2012 г. № 1893-ст и вступили в силу с 01.01.2013 г.

    ОКАТО активно используется в бюджетном процессе для целей идентификации платежей, идентификации назначения платежей, получателей и отправителей платежей. ОКАТО используется плательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей при осуществлении платежей в бюджеты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ для формирования платежных документов. ОКАТО используется Федеральным казначейством, Министерством Финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, налоговыми органами для распределения и администрирования денежных средств внутри бюджетов и между бюджетами, при формировании бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований на следующий период, отчетности по исполнению бюджетов, для контроля за целевым использованием средств соответствующего бюджета.

    Согласно приказу Министерства финансов РФ от 15.10.2009 г. № 104н «Об утверждении формы декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» ОКАТО является обязательным реквизитом декларации по налогу на добавленную стоимость. Указание ОКАТО также обязательно в декларации по земельному налогу (Приказ ФНС от 28.10.2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»). Согласно п. 4 Правил указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов, иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами» (Приложение № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»), в поле 105 расчетного документа на перечисление налогов и сборов, указывается значение кода ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ.

    Неверное указание кода ОКАТО в расчетном документе на уплату налога в соответствии с п. 11 приказа Министерства финансов РФ от 05.09.2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» присвоение платежу статуса невыясненного платежа. При этом стоит учитывать, что сам факт неверного указания в расчетных документах ОКАТО не может свидетельствовать о неисполнении обязанности по уплате налога, — такую позицию выразил Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 24.04.2013 г. № ВАС-784/13 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ».

    Наряду с ОКАТО существует ОКТМО ОК 033-2005 – Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований 2005 года. Согласно введению в ОКТМО ОК 033-2005 цель указанного классификатора — обеспечение систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.

    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 г. № 159-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013» с 01.01.2014 г. ОКТМО ОК 033-2005 отменяется и ему на смену приходит ОКТМО ОК 033-2013. Задачи нового ОКТМО остались прежними, несколько изменилась структура классификатора.

    Вместе с тем Министерство финансов РФ 25.04.2013 г. выпустило письмо № 02-04-05/14508 «О составлении таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО», в котором указало, что в целях обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе, вместо применяемых в настоящее время кодов ОКАТО на использование кодов ОКТМО, в связи с чем поручило финансовым органам субъектов РФ, а также УФК и УФНС России составить и согласовать таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО. Данная таблица призвана минимизировать количество невыясненных платежей по налогам, сборам и внутрибюджетных транзакций в переходный период. Каких-либо изменений в порядок заполнения расчетных документов, касающихся замены кодов ОКАТО на коды ОКТМО, пока не принято. Однако, учитывая позицию Министерства финансов РФ, можно предположить, что в ближайшее время (до 01.01.2014 г.) будут приняты значительные изменения в требования к платежным документам, порядку заполнения различных деклараций, касающиеся замены кодов ОКАТО кодами ОКТМО.

    Стоит учитывать, что ОКАТО не отменяется и в новом году будет действовать.

    Никаких изменений в ОКАТО не вносится. Однако принят новый ОКТМО, вступающий в силу с 01.01.2014 г. и озвучено решение, в соответствии с которым на смену ОКАТО в бюджетном процессе с 01.01.2014 г. придет ОКТМО. Вероятнее всего, в ближайшее время в требования к заполнению расчетных документов и требования к заполнению различных деклараций будут внесены соответствующие изменения.

    Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Позвоните сейчас.

  • Елена Фомина/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    News-nnovgorod.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: