Ип квартиры для сирот

Письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. N 02-05-11/33236 Об отражении в учете расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их

Ип квартиры для сирот

Письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. N 02-05-11/33236 Об отражении в учете расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежащим обеспечению жилыми помещениями.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г. 1154-З N 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется посредством:

участия в долевом строительстве;

приобретения жилых помещений у застройщика;

приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.

В соответствии с положениями Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее — Порядок), бюджетные ассигнования на предоставление из бюджетов бюджетной системы субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» — в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

523 «Консолидированные субсидии» — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих, в том числе капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В этой связи отражение расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» классификации расходов бюджетов противоречит положениям Порядка.

Указанная позиция доводилась до главных распорядителей средств федерального бюджета в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, направленных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2018 г. N 16-01-14/43039, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Федеральный бюджет», разделе «Бюджеты».

Сообщаем, что письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 02-05-10/32166 в адрес Министерства просвещения Российской Федерации направлены необходимые разъяснения.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

— 522 — в части субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

— 523 — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих в том числе капвложения в объекты госсобственности.

Отражение расходов на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» противоречит Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Как получить жилье детям-сиротам

1. Кто имеет право на получение жилья?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на воспитание, обеспечение им условий для проживания, образования, всестороннего развития. Им положены пособия и другие социальные выплаты. При отсутствии жилого помещения они имеют право на получение жилья.

Для того чтобы получить жилье, необходимо попасть в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Москве.

Заявление о включении в список подается законным представителем в течение 3 месяцев со дня четырнадцатилетия ребенка. Органы опеки следят за тем, чтобы имеющего право на жилье включили в такой список. Если по каким-то причинам этого не происходит, после достижения возраста 18 лет ребенок, претендующий на жилье, может включить себя в список самостоятельно. Право на обеспечение жильем сохраняется и после достижения возраста 23 лет до тех пор, пока оно не будет фактически реализовано.

В данный список включаются несовершеннолетние, Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются жителями Москвы, если Москва является:

  • местом регистрации их рождения;
  • местом их выявления и первичного устройства на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • местом нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой они завершили свое пребывание;
  • местом жительства лиц, у которых они находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) — при условии, что у детей нет жилого помещения в другом населенном пункте России.

«>являющиеся жителями города Москвы , не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если:

  • в этом жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;
  • площадь жилого помещения не соответствует социальной норме предоставления жилого помещения;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • проживают граждане, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
  • проживают граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящие на учете в наркологическом диспансере;
  • проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченными в дееспособности;
  • у ребенка тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание в одном жилом помещении невозможно.

2. Какие документы понадобятся для ребенка, не являющегося нанимателем или собственником жилого помещения?

Для включения в список понадобятся следующие документы:

  • заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Москве;
  • свидетельство о рождении ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением о включении в список законного представителя ребенка-сироты);
  • документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет);
  • документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот родительского попечения;
  • акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения о праве ребенка-сироты на предоставление жилого помещения (в случае обращения ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, не являющегося собственником жилья, нанимателем или членом семьи нанимателя жилья по договору соцнайма).

3. Какие документы понадобятся для ребенка, являющегося нанимателем или собственником жилого помещения?

Для включения в список понадобятся следующие документы:

  • заявление об установлении факта невозможности проживания в нынешнем жилом помещении;
  • документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания законного представителя ребенка-сироты);
  • документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет);
  • акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения об установлении контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния ранее занимаемого жилого помещения;
  • документ, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот ранее занимаемым жилым помещением (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение);
  • жилищный документ, содержащий сведения о лицах, проживающих на законных основаниях совместно с ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, включая лиц, временно отсутствующих в жилом помещении, но имеющих право пользования (владения) жилым помещением.

Кроме того, вам понадобится один из документов , подтверждающих факт невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

4. Куда подавать документы?

Документы, необходимые для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Москве, нужно подавать в центр госуслуг «Мои документы».

Для получения консультации по вопросу формирования комплекта документов вы можете обратиться в органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства. Также по этому вопросу можно обратиться по многоканальному телефону горячей линии по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: +7 (495) 633-93-81 (с понедельника по четверг с 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 до 15.45, без перерыва на обед).

Правительство Амурской области

  • Размер:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШИМАНОВСКА

  • Администрация города
  • Город Шимановск
  • Городской бюджет
  • Совет народных депутатов
  • Муниципальная служба
  • Деятельность
  • Территориальная избирательная комиссия города Шимановск
  • Инвестору
  • Конкуренция
  • Контактная информация
  • Противодействие терроризму
  • Современная городская среда
  • Федеральные органы
  • Коронавирус COVID-19
  • Послание президента РФ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШИМАНОВСКА

Технические требования к приобретаемому жилью для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Показатель, определяющий технические и функциональные характеристики

Описание, значение

(указываются границы соответствующего муниципального образования).

Российская Федерация, Амурская область, город Шимановск.

Изолированное, благоустроенное, готовое к постоянному проживанию.

любой, кроме подвального, цокольного или мансардного.

Наружные стены (материал)

Железобетонные или монолитно-железобетонные, или бетонные, или кирпичные, или блок-секции, или панельно-блочные, или объемно-блочные конструкции, или деревянные.

Общая площадь, кв.м. (в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Мэра города Шимановска от 10.09.2009 г. № 745 «О норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» ).

Не менее 18 кв. м.

Металлическая или деревянная, с установленными действующими замочным блоком и ручками.

Наличие, с дверными ручками.

Деревянный или линолеум, или ламинат, или паркет или плитка.

Кухня — окраска или плитка, или обои; в других помещениях — окрашено или побелено или обои.

Внутренняя отделка должна быть выполнена с соответствующим уровнем качества, без видимых повреждений (в том числе отслоений, загрязнений, сколов и т.п.).

Во всех помещениях – побелка или окраска или натяжной потолок.

Металлопластиковые (не менее двух камер) или деревянные (не менее двух камер) или деревянные оконные блоки с раздельными переплетами.

Системы жизнеобеспечения и безопасности:
— электроснабжение

Наличие действующих, исправных, подключённых к соответствующим инженерным сетям и коммуникациям.

Системы жизнеобеспечения и безопасности:
— водоснабжение;
— канализация;

Водоснабжение: холодное – наличие, горячее – наличие или наличие нагревательного прибора воды.

Водоотведение – наличие, подключенное к сетям.

Водяная система отопления (централизованное или индивидуальное или автономное) или печное.

Сантехническое оборудование:
— раковина;
— мойка;

Наличие подключённых к соответствующим инженерным сетям и коммуникациям:

— в кухне – мойки с смесителем,

— в санузле — раковины с смесителем, ванны с смесителем или душа с поддоном или душевой кабины; унитаз в комплекте со смывным бачком.

Все указанное сантехническое оборудование должно быть исправным и функционирующим, без видимых повреждений (трещин, сколов, пятен и т.д.), смесители не должны подтекать.

Наличие исправной электрической или газовой печи.

Внутренние электроразводки, подключенные электророзетки, электровыключатели, электропатроны

Наличие силовой разводки и осветительной электропроводки, наличие розеток, выключателей, наличие разводки для плафонов под люстры.

Все должно находиться в исправном рабочем состоянии. Не допускается наличие оголенной проводки, треснутых, разбитых или не функционирующих розеток, выключателей.

Прибор учета потребления электроэнергии

Наличие исправного прибора учета потребления электроэнергии, подключённого к соответствующим коммуникациям.

Внутриквартирные приборы учета холодной, горячей воды.

Наличие исправных внутриквартирных приборов учета холодной и горячей воды, подключённого к соответствующим коммуникациям.

Планировка жилого помещения

В соответствии с техническим или кадастровым паспортом

Жилое помещение не должно относиться к ветхому и аварийному жилому фонду. Жилое помещение должно быть благоустроенным, не требующим капитального и текущего ремонта, в том числе косметического ремонта, быть пригодным для постоянного проживания граждан, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, установленным ст. 15 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 и иным нормативно — правовым актам.

В жилом помещении на момент его передачи не должны быть зарегистрированы лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право проживания и пользования данным жилым помещением.

Жилое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц, продано, заложено, не должно состоять в споре и под арестом (запрещением), обременено рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами.

Должна отсутствовать задолженность по налоговым обязательствам, коммунальным и иным платежам, связанным с содержанием и обслуживанием жилого помещения.

В жилом помещении не должны быть произведены самовольные переустройства и/или перепланировки, которые не узаконены в порядке, установленном действующим законодательством.

Санитарно-техническое, газо — (в случае газификации дома), электро- и другое оборудование должно быть установлено в жилом помещении в полном объеме (в зависимости от видов благоустройства дома) в соответствии с проектом дома. Указанное оборудование должно быть подключенным к предусмотренным проектам коммуникациям, отвечать функциональному назначению, быть пригодным для дальнейшей эксплуатации, не иметь видимых и скрытых дефектов (недостатков), препятствующих использованию данного оборудования по назначению.

Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов. Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы. Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества. Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант. Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр. Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом. Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее. Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы» , — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет. В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру. После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.

Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической. Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли. Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика. Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем. Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности. Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте. Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга». После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру. Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе. К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее. Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Помоги себе сам. Льготникам вместо квартир дают ипотеку

Льготная ипотека в нашей стране решает несколько проблем: повышает статус службы в армии, стимулирует семьи заводить детей, поддерживает застройщиков и удерживает людей в родных регионах. А ещё – исполняет государственный долг перед льготниками. Например, есть дети-сироты, которые годами стоят в очереди и не могут получить ключи от квартиры. Государственного финансирования недостаточно, чтобы сократить очередь из выпускников детских домов. Решать проблему предлагают проторенным путём: сертификатами на жильё и льготными кредитами.

Всех не расселить

Количество жилья, которое возводят для выпускников детских домов, не успевает за очередью из сирот, пишут «Известия». В последние 5 лет количество претендентов выросло на 50 тыс. человек. В начале 2020 года в очереди стояли примерно 278 тыс. сирот. К сентябрю количество увеличилось до 284 тыс. человек, выяснила Счётная палата.

На всех детей-сирот возводимого жилья не хватает. Фото: ngs.ru.

Как решать проблему, если просто не хватает квартир? 70% детей-сирот – это выпускники, которые уже покинули детские дома. В среднем сироты стоят в очереди 7 лет. Но есть регионы, где приходится ждать и по 20. Например, в республиках Бурятия, Тыва, Кабардино-Балкария, Мордовия и Ингушетия.

Квартиры получает около 10% претендентов в год. Причина задержки – недостаточное финансирование. Выделяемых ежегодно 32 млрд рублей не хватает. Чтобы исполнить долг перед сиротами, государству придётся потратить 265 млрд рублей за раз, оценивает Счётная палата.

Каждому – по сертификату и ипотеке

Общероссийский народный фронт считает, что проблему решит новая форма льготной ипотеки под 2−6%. Общественники направили предложение вице-премьеру Татьяне Голиковой. Выдавать кредиты предлагают получателям жилищных сертификатов для детей-сирот. Идею сертификата с суммой 1,5 млн рублей разрабатывает кабинет министров.

Льготная ипотека для сирот в купе с сертификатом станет актуальной мерой поддержки, считают в ОНФ. Во-первых, с помощью сертификата можно купить жильё в любом регионе России. Это удобно, если выпускник детдома переехал учиться и жить в другую часть страны. Во-вторых, ипотека поможет сиротам купить жильё большей площади, чем предусмотренное по сертификату.

В очереди за жильём можно простоять до 20 лет. Фото: sterhluki.ru.

Положительный опыт есть в Приморском крае. Региональная программа является дополнительной мерой поддержки для выпускников детских домов. Сертификат можно объединить с ипотекой и материнским капиталом, чтобы купить жильё попросторнее.

Где взять деньги?

Но льготная ипотека – всё равно кредит, по которому нужно исполнять обязательства. Получается, что воспользоваться этой программой смогут только сироты, которые получили образование и устроились на работу. При этом с хорошей зарплатой, которая позволит ежемесячно платить.

Если говорить о льготной ипотеке, то это возможно, если у детей есть средства на первоначальный взнос и потом при получении образования есть дальнейшая возможность регулярно гасить кредит, который был получен… Не у всех детей есть возможность выплачивать кредит, есть и одинокие мамы, у которых из доходов одно только пособие, которые они получают при рождении ребенка. Но при этом есть семьи, где есть возможности, – прокомментировала РИА Новости зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева

Другая проблема – одобрение со стороны банков. Финансовые организации заявляют, что наличие сертификата не влияет на одобрение заявки по ипотеке. И отказ можно получить только из-за неплатёжеспособности и других стандартных причин.

Но деньги сертификата не сразу поступают на погашение первоначального взноса. Например, при использовании маткапитала средства идут в банк из Пенсионного фонда около двух месяцев. В течение этого времени ежемесячный платёж будет выше: его рассчитают на полную сумму ипотеки, без учёта первоначального взноса.

Счетная палата померила сиротские метры

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Что предлагает Счетная палата

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: