Зачем приватизированные предприятия делают акционерных обществах

Пошаговая инструкция, чтобы преобразовать МУП в акционерное общество

Реорганизация МУПа в акционерное общество происходит путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную. Когда этот процесс завершится, администрация муниципального образования потеряет права на активы МУПа, но в то же время получит права на ценные бумаги акционерного общества. Если собираетесь в 2021 году преобразовать унитарное предприятие, то уже сейчас примите по нему решение. Тогда успеете внести предприятие в план приватизации и учесть доходы в проекте бюджета.

Процедуру преобразования вы обязаны провести по правилам Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если их нарушить, то прокурор или счетная палата может подать на муниципалитет в суд. Если суд признает реорганизацию недействительной, акционерное общество могут ликвидировать, а должностных лиц органов местного самоуправления привлечь к административной ответственности. Чтобы этого не произошло, действуйте по алгоритму из этой статьи.

Шаг 1. Примите решение о преобразовании МУПа в АО

Решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия принимает местная администрация. Она — орган, действующий от имени собственника унитарного предприятия, то eсть муниципального образования. Оформите решение письменно.

На заметку: Почему муниципалитетам придется избавиться от большинства унитарных предприятий

С 8 января 2020 года органы местного самоуправления вправе создавать унитарные предприятия лишь для осуществления деятельности в сферах:

  • естественных монополий;
  • культуры, искусства, кинематографии, сохранения культурных ценностей;
  • обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера;
  • устранения последствий ЧС и недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Остальные предприятия, которые функционируют на конкурентных рынках, придется ликвидировать или реорганизовать до 2025 года (Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ). Что именно делать с МУПом — ликвидировать или реорганизовывать, — решает его учредитель.

Шаг 2. Проследите за тем, чтобы МУП уведомил о предстоящей реорганизации налоговиков и кредиторов

Документ: Уведомьте налоговый орган о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003 (утв. п риказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@)

Налоговую инспекцию унитарное предприятие должно уведомить в течение трех рабочих дней после принятия решения о преобразовании. Уведомление направляют по месту регистрации предприятия. К уведомлению надо приложить решение администрации муниципального образования о преобразовании.

Чтобы оповестить всех кредиторов, времени нужно больше. Уведомления надо разослать не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации. Такой срок установлен в пункте 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника унитарного предприятия не требуется. Но кредиторы вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков. Это требование они вправе заявить в течение 30 дней с даты, когда МУП направил уведомление о реогранизации в акционерное общество. Заявленные кредиторами требования орган местного самоуправления рассматривает при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

Шаг 3. Включите реорганизацию МУПа в прогнозный план или программу приватизации

Включите реорганизацию МУПа в форме преобразования в план приватизации на будущий год. Укажите срок, условия и порядок изменения статуса унитарного предприятия. Прогнозный план или программу приватизации имущества на будущий год утверждает представительный орган местного самоуправления.

Шаг 4. Проведите инвентаризацию имущества и финансовых обязательств

На заметку: Проведите инвентаризацию в том числе объектов незавершенного строительства, товаров, запасов готовой продукции, оборудования, инвентаря, сырья

Приказ о проведении инвентаризации имущества, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии издает руководитель МУПа. В состав инвентаризационной комиссии включают специалистов комитета по управлению имуществом и профильных отделов местной администрации.

  • движимое и недвижимое имущество, независимо от его местонахождения и цели использования;
  • имущество, которое не принадлежит организации, но числится в бухгалтерском учете (например, арендованное, полученное для переработки);
  • имущество, не учтенное по каким-либо причинам;
  • денежные средства;
  • все виды финансовых обязательств.

В ходе инвентаризации проводят осмотр всех объектов, составляют описи и выявляют расхождения между данными учета и данными осмотра. Затем оформляют акт о результатах инвентаризации. Форма акта утверждена приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Шаг 5. Составьте промежуточный баланс МУПа

На заметку: Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости

Промежуточный баланс унитарного предприятия составляют с учетом результатов инвентаризации имущества на дату подписания акта инвентаризации. На основе данных баланса бухгалтер рассчитает балансовую стоимость подлежащих приватизации активов. Ее определяют как сумму стоимости чистых активов и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Шаг 6. Проведите аудиторскую проверку итогов инвентаризации и промежуточного баланса

Привлеките аудитора, который проверит итоги инвентаризации и промежуточный баланс. Аудитор составит заключение. В нем будет информация о периоде аудиторской проверки, составе финансовой или бухгалтерской отчетности организации, использованных нормативах, целях, методах и результатах проверки.

Заключение подписывают уполномоченное лицо аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки. Также должны быть указаны номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия. Аудитор ставит на документе печать.

Шаг 7. Определите состав приватизируемого и не подлежащего приватизации имущества

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяют в передаточном акте. Подготовьте этот документ на основе данных акта инвентаризации имущества МУПа, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте укажите:

  • виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия (здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция);
  • права требования, обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  • права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания;
  • сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Все, что вы не включили в состав подлежащих приватизации активов предприятия, муниципалитет не приватизирует и изымает.

Шаг 8. Определитесь с капиталом акционерного общества

Размер уставного капитала АО, создаваемого посредством преобразования МУПа, равен балансовой стоимости его активов

На этом этапе утвердите размер уставного капитала АО, определите номинальную стоимость и количество акций.

Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости его активов, подлежащих приватизации. Но при этом нужно соблюдать ограничения. Минимальный размер уставного капитала публичного АО — 100 тыс. руб., непубличного — 10 тыс. руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Шаг 9. Издайте постановление об условиях приватизации МУПа

Постановлением об условиях приватизации утвердите:

  • размер уставного капитала АО, количество акций и их номинальную стоимость;
  • состав подлежащего приватизации имущества МУПа;
  • перечень объектов, не подлежащих приватизации;
  • устав акционерного общества, который пишется на данном этапе;
  • передаточный акт;
  • состав совета директоров АО;
  • состав ревизионной комиссии;
  • регистратора общества и условия договора с ним.

Также назначьте постановлением руководителя АО. До первого общего собрания акционеров директором или генеральным директором АО назначают прежнего руководителя МУПа (п. 5 ст. 37 Закона № 178-ФЗ).

Образец постановления об условиях приватизации МУПа посмотрите ниже.

Шаг 10. Утвердите решение о выпуске ценных бумаг

Решение о выпуске ценных бумаг при реорганизации МУПа утверждает уполномоченный орган управления им. Документ подписывает руководитель МУПа.

Акции можно разместить среди ограниченного круга инвесторов или на бирже.

Шаг 11. Подготовьте эмиссионную документацию

Выпуск акций нужно зарегистрировать в ЦБ. Для этого понадобятся:

На заметку: Госпошлина за регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 35 тыс. руб. (подп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК)

  • копия устава МУПа в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями;
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию МУПа;
  • копия решения уполномоченного органа о реорганизации МУПа с приложениями;
  • решение о выпуске ценных бумаг;
  • копия решения уполномоченного органа об утверждении решения о выпуске ценных бумаг;
  • заявление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
  • платежное поручение на перечисление госпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;
  • опись представляемых документов;
  • электронный носитель, содержащий текст решения о выпуске ценных бумаг и опись предоставляемых документов.

ЦБ выдаст документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного или идентификационного номера.

Шаг 12. Зарегистрируйте АО

Ценные бумаги акционерного общества, создаваемого в результате преобразования МУПа, считаются размещенными в день государственной регистрации общества. Поскольку сведения о МУПе уже имеются в ЕГРЮЛ, реорганизация унитарного предприятия потребует лишь изменения формы хозяйствования юридического лица. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ. Подайте в орган государственной регистрации:

  • заявление о государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации МУПа;
  • устав акционерного общества в двух экземплярах;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного или идентификационного номера.

В заявлении о государственной регистрации акционерного общества укажите:

На заметку: Подлинность подписи заявителя, уполномоченного органом МСУ, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке

С момента регистрации акционерного общества деятельность унитарного предприятия прекращается.

Шаг 13. Разместите информацию в СМИ

Информацию о процедуре преобразования нужно разместить в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 63 ГК, п. 1 приказа ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Для публикации придется собрать комплект документов: заявление, сопроводительное письмо, решение о реорганизации, квитанцию об оплате публикации. Подробную инструкцию и бланки документов для размещения информации в «Вестнике» вы найдете на сайте vestnik-gosreg.ru.

Как складываются отношения с работниками после реорганизации МУПа в АО

Акционерное общество, созданное в процессе приватизации имущественного комплекса МУПа, обязано соблюдать коллективный договор, действовавший до приватизации. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации АО его работники, совет директоров, исполнительный орган АО могут предложить заключить новый коллективный договор или продлить на срок до трех лет действие прежнего договора.

После приватизации трудовые отношения с работниками бывшего МУПа могут быть продолжены либо изменены или прекращены в соответствии с трудовым законодательством. Если руководитель унитарного предприятия осуществлял свою деятельность на основе гражданско-правового договора, отношения с ним регулируются в соответствии с гражданским законодательством и данным договором.

ЕКАТЕРИНА ВЛАСКИНА, ведущий экономист 1-й категории ООО «ИТП “Град”»

Глава 3. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и порядок принятия решения об их приватизации

Глава 3.
Преобразование государственных и муниципальных предприятий
в акционерные общества и порядок принятия
решения об их приватизации

3.1. Учредителями создаваемых акционерных обществ открытого типа являются соответствующие комитеты по управлению имуществом.

3.2. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа осуществляется в порядке, установленном Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721.

Рабочая комиссия, создаваемая на каждом предприятии, подлежащем преобразованию в акционерное общество открытого типа, представляет в Территориальное агентство по делам о несостоятельности (банкротстве) баланс на последнюю отчетную дату и другие документы для получения заключения о возможности приватизации. В случае получения положительного заключения рабочая комиссия разрабатывает и представляет для утверждения в соответствующий комитет по управлению имуществом следующие документы:

— акт оценки стоимости имущества;

— устав акционерного общества, подготовленный в соответствии с типовым уставом акционерного общества открытого типа, созданного в порядке преобразования государственного, муниципального предприятия.

Если в установленные Комитетом сроки документы не представлены, подготовка документов осуществляется комиссией по приватизации, созданной Госкомимуществом КБР (соответствующим комитетом) и действующей в соответствии с Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66, на основании баланса предприятия, представленного им в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.

Руководитель и главный бухгалтер предприятия несут ответственность за достоверность акта оценки имущества и баланса предприятия.

Утвержденный план приватизации является одновременно заявкой на государственную регистрацию акционерного общества открытого типа, созданного в процессе преобразования государственного, муниципального предприятия.

3.3. Для принятия решения о приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности и относящихся к разделу 2.3 Программы, Госкомимущество КБР обязано в 3-х дневный срок направить разработанные рабочей комиссией документы в Госкомимущество РФ, а копии документов — в соответствующий (отраслевой) федеральный орган исполнительной власти и в финансовый орган по месту нахождения предприятия.

Копии документов направляются также:

— в соответствующий орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия;

— в ГКАП РФ или его территориальное управление в случаях, требующих их заключения.

3.4. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий могут быть приняты решения :

— о запрещении осуществлять приватизацию;

— об установлении ограничений на приватизацию исключительно в виде закрепления за государством пакетов обыкновенных (с правом голоса) акций, либо в виде выпуска (объявления) «Золотой акции»;

— о разрешении осуществлять приватизацию без каких-либо ограничений.

3.5. Утвердить перечень предприятий (групп предприятий), при акционировании которых за государством закрепляется контрольный пакет акций (приложение 1).

Кабинету Министров (Правительству) КБР предоставляется исключительное право принимать решения о закреплении в государственной собственности контрольного пакета акций.

Кабинет Министров (Правительство) КБР имеет право принять решение о досрочной продаже пакетов акций, закрепленных в государственной собственности. В случае истечения срока закрепления акций и при наличии заявки на приватизацию ранее закрепленного контрольного пакета акций Кабинет Министров (Правительство) КБР вправе принять решение о продлении закрепления указанных акций или их части в государственной собственности еще сроком до трех лет.

3.6. Закрепленный в государственной собственности контрольный пакет акций приватизируемых предприятий состоит из обыкновенных акций, которые до истечения указанного в плане приватизации срока или принятия решения о досрочной их продаже находятся в распоряжении Госкомимущества КБР. При этом Госкомимущество КБР вправе поручать определенным им лицам (в том числе должностным лицам местной администрации или органов государственного управления) на контрактной основе представление интересов государства в совете директоров предприятия-эмитента. Размеры вознаграждения, получаемого указанными лицами в связи с их участием в советах директоров, регулируются Госкомимуществом КБР.

Передача акций, закрепленных в государственной собственности, в доверительное управление (траст) осуществляется в соответствии с Положением (приложение 2).

3.7. Передачу в коммерческое управление пакетов акций, закрепленных в государственной собственности КБР, юридическим и физическим лицам РФ и КБР осуществляет Госкомимущество КБР, иностранным — Кабинет Министров (Правительство) КБР.

Договор на передачу акций в коммерческое управление составляется на основе типового договора (приложение 3).

Акции передаются в коммерческое управление любому юридическому или физическому лицу, способному наилучшим образом обеспечить интересы КБР при управлении акциями.

Представитель государства в органах управления акционерного общества, акции (доли, паи) которого закреплены в республиканской собственности, представляет отчет по утвержденной Кабинетом Министров (Правительством) КБР форме в орган, назначивший его представителем в то или иное акционерное общество.

3.8. При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества Кабинет Министров (Правительство) КБР может принимать решение о выпуске при эмиссии акций «Золотой акции», предоставляющей ее владельцу на срок до трех лет ( устанавливаемый при ее выпуске) право вето при принятии собранием акционеров решений:

— о внесении изменений и дополнений в Устав акционерного общества;

— о его реорганизации или ликвидации;

— о его участии в других предприятиях и объединениях предприятий;

— о передаче в залог или аренду, продаже и отчуждении иными способами имущества, составляющего более 10 процентов уставного капитала, состав которого определяется планом приватизации.

«Золотая акция» в указанных случаях находится в государственной собственности, ее владельцем является Госкомимущество КБР. Передача «Золотой акции» в залог или в траст не допускаются. Продажа и отчуждение «Золотой акции» иными способами до истечения срока ее действия допускается только по решению Кабинета Министров (Правительства) КБР. При продаже и отчуждении «Золотая акция» конвертируется в обыкновенную, а особые права, предоставленные ее владельцу, прекращаются.

Одновременное закрепление в государственной собственности «Золотой акции» и контрольного пакета акций не допускается.

Кандидатура на должность руководителя акционерного общества, а также заключение и расторжение с ним контрактов, согласовывается с владельцем «Золотой акции».

В случае выпуска «Золотой акции» в совет директоров акционерного общества входит представитель ее владельца. Госкомимущество КБР вправе поручать определенным им лицам (в том числе должностным лицам органов государственного управления) представление интересов государства в совете директоров предприятия-эмитента.

>
Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
Содержание
Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике после 1 июля 1994 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как проходит приватизация госпредприятий

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия. Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников. Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов. Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион. Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи. При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Материалы по теме:

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Зачем компании выпускают акции

Акция — это ценная бумага, которая закрепляет за ее владельцем долю компании. Когда инвестор покупает акции, он становится совладельцем бизнеса и получает право на часть прибыли компании в виде дивидендов. А при пакете акций от 10% стоимости уставного капитала инвестор может влиять на принятие решений в компании.

Акции компаний размещаются на фондовых биржах, такое размещение называется листингом, а первичный выход компании на биржу — ай-пи-о, IPO. Иногда компании выходят на биржу повторно — это называется эс-пи-о, SPO. В статье говорим о первичном выходе и разбираемся, зачем компании выпускают акции и делают незнакомцев с биржи совладельцами бизнеса.

Получить финансирование, оценить бизнес или выйти из него

Есть три мотива, по которым компании выходят на фондовый рынок:

  • привлечение финансирования для развития и масштабирования бизнеса;
  • рыночная оценка бизнеса;
  • возможность для основателей или инвесторов продать свою долю бизнеса по рыночной цене.

Получить финансирование. Компания выходит на биржу и предлагает частным инвесторам купить ее акции. Например, выставляет 50%-ную долю в виде 5 млн акций, каждая из которых продается по 100 рублей. Если все акции компании купят, она получит 500 млн рублей и сможет потратить эти деньги на развитие бизнеса, например выход на новые рынки, исследования или покупку оборудования.

Оценить бизнес. Стоимость всех акций компании, которые вращаются на бирже, называется рыночной капитализацией компании. Она показывает, во сколько рынок оценивает компанию на основе сделок с акциями.

Рыночная капитализация не всегда совпадает с реальным положением дел в компании. Иногда инвесторы дают оценку на основе ожиданий, например, когда предполагают, что в будущем компания начнет приносить прибыль, или наоборот, манипулируют рынком, чтобы снизить стоимость акций. Тогда оценка компании может быть завышенной или заниженной.

Но в любом случае рыночная капитализация показывает, за сколько можно продать долю в компании точнее, чем другие способы, например оценка экспертом или расчет по доходам.

Выйти из бизнеса. Выпуск акций дает инвесторам и собственникам бизнеса возможность продать свою долю и выйти из бизнеса. Например, инвестор на этапе идеи вложил в стартап 10 млн рублей в обмен на 40% доли, через два года компания начала приносить стабильную прибыль, и инвестор захотел выйти из бизнеса. Он может найти другого инвестора, чтобы продать ему долю целиком, или выйти на биржу и продать свои 40% небольшими частями, акциями большому количеству инвесторов.

Но не каждая компания может выпустить акции, а только та, что соответствует требованиям биржи.

Нужно соответствовать требованиям биржи и провести пиар-кампанию

Компания может выпускать акции на любой бирже, например на Гонконгской или Московской фондовой бирже. Привязки к местоположению компании нет. Но у каждой биржи есть требования к эмитентам — так называются компании, которые выпускают акции.

Требования бирж отличаются, дальше будем рассказывать на примере Московской фондовой биржи.

На Московской бирже есть три уровня листинга:

  • третий уровень — бумаги низкой надежности. Для их выпуска компании достаточно соответствовать требованиям закона, подготовить проект выпуска акций и раскрыть информацию — это значит, что нужно публиковать финансовые отчеты в открытом доступе;
  • второй уровень — бумаги средней надежности. Добавляются требования к количеству акций, сроку существования компании — не меньше 13 месяцев — и корпоративному управлению;
  • первый уровень — бумаги с высокой надежностью. Добавляется еще больше требований к сроку существования компании и корпоративному управлению.

Полные требования к эмитентам и корпоративному управлению есть на сайте биржи. Для примера сравним несколько требований для листинга первого и второго уровней.

Выкуп акций государства в уставном капитале АО

Юридическое лицо приобрело почти 100% акций акционерного общества. Одна акция номиналом 100 руб. остается в государственной (федеральной) собственности. Каким образом новому собственнику выкупить долю государства (одна акция номиналом 100 руб.) в уставном капитале акционерного общества?

Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

В отдельных случаях от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования некоторые права акционера акционерного общества или участника общества с ограниченной ответственностью могут осуществлять продавцы государственного имущества, муниципального имущества в объеме и в порядке, которые определены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления.

На основании п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права.

Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций.

Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.

В случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам.

Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом общества, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества.

Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права.

Таким образом, вам необходимо прежде всего обратиться к государственному представителю с предложением о покупке акций.

Дополнительно Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены случаи, когда невозможно избавиться от государственной доли акций (ст. 40, 40.1 указанного закона).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: