Земли лечебно оздоровительных местностей и курортов относятся к землям
Статья 96 ЗК РФ. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Новая редакция Ст. 96 ЗК РФ
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Комментарий к Статье 96 ЗК РФ
Целевым использованием земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов является лечение и отдых граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
До 1 января 2014 года земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в состав земель особо охраняемых природных территорий, но в действующей редакции ЗК такого указания нет. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов не перечислены в п. 2 ст. 94 ЗК, который содержит перечень земель особо охраняемых природных территорий.
В целях охраны земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов предусматривается создание округов санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях — округа санитарной охраны.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Согласно п. 10 данного Положения на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны может быть выделено до трех зон с различным правовым режимом осуществления хозяйственной деятельности. На практике по вопросу отнесения земельных участков к определенной зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны возникает масса споров ввиду разных возможностей для осуществления деятельности в их границах.
———————————
См., например: Постановление ФАС СКО от 17.09.2013 по делу N А63-15532/2012; Постановление ФАС УО от 27.12.2010 N Ф09-10402/10-С6 по делу N А07-2305/2010; Постановление ФАС СКО от 07.05.2010 по делу N А63-16711/2009.
В рамках реализации международных обязательств РФ по сохранению уникального природного объекта озера Байкал был принят Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», которым предусмотрено создание Байкальской природной территории, состоящей из трех экологических зон: центральной, буферной и зоны атмосферного влияния. В каждой из экологических зон устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности, однако реального значения, к сожалению, установление этих зон не возымело .
———————————
См.: Никаноров А.М., Матвеев А.А., Резник С.А., Аракелян В.С., Лукьянова Н.Н. Многолетняя динамика загрязнения озера Байкал полициклическими ароматическими углеводородами в районе сброса сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) // Доклады Академии наук. 2012. Т. 443. N 1.
Другой комментарий к Ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации
Статья 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов урегулирован в комментируемой статье и в Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В указанном Законе закреплены критерии определения лечебно-оздоровительной местности и курорта. Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.
К компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти относится признание территории курортом регионального значения или лечебно-оздоровительной местностью. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Правительством РФ либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426 утверждено Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения. Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения требуется наличие следующих условий. На территории: должны находиться одно или несколько уникальных природных лечебных ресурсов, иметься необходимые запасы минеральных вод, лечебных грязей и достаточные ресурсы других природных лечебных факторов и др.
Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ).
Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей, как правило, не допускается.
Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
Особое значение для охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов имеет организация их санитарной (горно-санитарной) охраны. Такая охрана осуществляется путем установления округов санитарной (горносанитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение и промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
Статья 96. Земли лечебно — оздоровительных местностей и курортов. 1. Земли лечебно — оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно — оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно — санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно — санитарной) охраны лечебно — оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно — санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Комментарий к статье 96
Согласно законодательству лечебно — оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями.
В соответствии со ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях к лечебно — оздоровительным местностям могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Данная формулировка является более предпочтительной, чем содержащаяся в п. 1 комментируемой статьи, в которой сказано, что в состав земель лечебно — оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями. Природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и т.п. обладает территория (местность), а не земля.
Лечебно — оздоровительная местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт — освоенная и используемая в лечебно — профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Лечебно — оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Природные лечебные ресурсы являются федеральной или государственной собственностью субъектов Федерации (ст. 9 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713). В границах лечебно — оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Их разработку и использование осуществляют юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на эти виды деятельности. Другие природные ресурсы на территориях лечебно — оздоровительных местностей и курортов могут находиться у проживающих там граждан и у юридических лиц на различных правах, в том числе в собственности в соответствии с действующим природоресурсным законодательством. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. Все природопользователи обязаны соблюдать особый охранный режим, установленный на территориях лечебно — оздоровительных местностей и курортов.
Порядок отнесения территорий (акваторий) к лечебно — оздоровительным местностям и курортам определен Законом об особо охраняемых природных территориях и Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах». Признание территории лечебно — оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основе специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Территория признается лечебно — оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Подробно порядок признания территории лечебно — оздоровительной местностью или курортом федерального значения определен в Положении о признании территорий лечебно — оздоровительными местностями и курортами федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426 // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5799).
Территория признается лечебно — оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно — оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается Правительством РФ или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 комментируемой статьи говорится, что в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно — оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны в соответствии с законодательством.
Как определено в ст. 32 Закона об особо охраняемых природных территориях, для лечебно — оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно — санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно — санитарной) охраны является границей лечебно — оздоровительной местности или курорта.
Порядок организации округов санитарной и горно — санитарной охраны и особенности режима их функционирования, проживания и природопользования в их пределах определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах». Порядок организации округов охраны и особенности режима на их территориях установлен также в Положении об округах санитарной и горно — санитарной охраны лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798).
Проект округа санитарной охраны лечебно — оздоровительной местности или курорта федерального значения согласовывается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Минздравом России, МПР России, а проект округа горно — санитарной охраны — также с Госгортехнадзором России. Границы и режим округов лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Госкомспорта России. В случае, когда округ лечебно — оздоровительной местности или курорта федерального значения распространяется на территории двух и более субъектов Российской Федерации, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации (п. 9, 18, 19 Положения об округах санитарной и горно — санитарной охраны лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения). Границы и режим округов лечебно — оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В границах лечебно — оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Как предусмотрено в п. 3 комментируемой статьи, земельные участки в границах санитарных зон у их собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, когда в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно — санитарной) охраны лечебно — оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у собственников в соответствии со ст. 55 ЗК РФ «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» (см. комментарий к этой статье). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно — санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» в составе округа санитарной (горно — санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно — санитарной) охраны.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно — санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно — оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 96 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Комментируемая статья раскрывает понятие лечебно-оздоровительных местностей, но не дает определения понятия «курорт». Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами. Правовой режим названных территорий, помимо Кодекса, регулирует ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью и предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива.
2-3. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной и горно-санитарной охраны. Действует Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортах федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. N 1425[332].
Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округ горно-санитарной охраны устанавливается в тех местах, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).
В составе округа выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и осуществления всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На указанной территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
Для защиты лечебного пляжа допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации.
Правовой режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санитарно-курортного строительства.
Во второй зоне запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. Не разрешается строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ, размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без действующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации, складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов и т.п.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощения. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияние на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Читайте также
Манифест о распространении права собственности владельцев земли на все произведения земли, на поверхности и в недрах ее содержащиеся [Июня 28 дня 1782 года]
Манифест о распространении права собственности владельцев земли на все произведения земли, на поверхности и в недрах ее содержащиеся [Июня 28 дня 1782 года] 1 е.Право собственности каждаго в имении его разпространяем и повелеваем разуметь не на одной поверьхности земли, им
Статья 268. Незаконное присвоение продуктам лечебно профилактических свойств
Статья 268. Незаконное присвоение продуктам лечебнопрофилактических свойств Незаконное присвоение производителями, продавцами лечебно-профилактических свойств продуктам посредством этикетирования, рекламы либо ссылка на такие свойства без наличия заключения
Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,
Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса Статья 101. Земли лесного фонда 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины,
Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других
Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников
Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по
Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей
Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других
Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников
Статья 223. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по
Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей
Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие
Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА
Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА Статья 101. Земли лесного фонда 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины,
Глава XVI Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
Глава XVI Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики,
Статья 96 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 96 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. Комментируемая статья раскрывает понятие лечебно-оздоровительных местностей, но не дает определения понятия «курорт». Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают
Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса Статья 101 Земли лесного фонда 1-2. Согласно ст.5 ЛК РФ лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не
Право, теория и понятие права
Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, для отдыха населения называется лечебно—оздоровительной местностью.
Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.
Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты создаются в лечебно-профилактических целях.
Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно—оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95.
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно—саншпарной) охраны. Такие округа представляют собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования определяют Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Понятие и состав земель
На законодательном уровне рассмотрение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется отдельно от остальных земель подобной категории. Согласно Земельному кодексу РФ данные участки относятся к территориям, на которых устанавливается санитарная охрана со стороны государства. Основное предназначение земель данной категории – лечение и отдых граждан.
Точное понятие оздоровительных земель и земель курортов определено в нормативно-правовых актах федерального уровня. Согласно соответствующему закону такими землями признаются определенные объекты недвижимости, на которых допускается расположение:
- лечебно-профилактических, оздоровительных и курортных организаций, предназначенных для обеспечения возможности граждан отдохнуть;
- прочих зданий, эксплуатирующихся организациями и учреждениями;
- объектов инфраструктуры, необходимых для оздоровления и отдыха граждан.
Ввиду того, что, как правило, подобные учреждения и организации располагаются на уникальных по своим свойствам местах, к примеру, вблизи от природного источника или скопления минералов, оказывающих благотворное воздействие на организм, данные земли находятся в собственности государства, субъектов государства или отдельных муниципальных образований.
В Земельном кодексе России выделяется следующий состав лечебно-оздоровительных земель:
- земли, которые обладают какими-либо природными ресурсами, оказывающими лечебное воздействие на организм человека;
- земли, обладающие благоприятным для человека климатом;
- земли, совокупность природных условий которых благотворно влияет на процесс выздоровления человека.
Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей, природные лечебные ресурсы данных земель
В качестве основных назначений земель лечебно-оздоровительных местностей выделяются следующие:
- оздоровительное;
- рекреационное;
- природоохранное.
Правовой режим данных объектов недвижимости регулируется соответствующими нормативно-правовыми актам федерального уровня, в частности, федеральным законом.
На законодательном уровне отдельно выделяется понятие «природные лечебные ресурсы», под которыми подразумеваются:
- лечебные грязи;
- минеральные воды;
- рапа лиманов и озер;
- лечебный климат;
- прочие природные лечебные ресурсы и совокупность определенных условий, которые оказывают благоприятное воздействие на организм человека и способствуют его оздоровлению.
Такие лечебные ресурсы России могут быть использованы не только по своему целевому назначению — для лечения человека, но и для профилактики различных заболеваний, для обеспечения комфортного отдыха.
Санитарная охрана территории Российской Федерации
На государственном уровне ежегодно принимается множество программ, цель которых – обеспечение порядка и сохранение существующих благоприятных и экологических условий, использующихся для организации лечения и профилактики различных заболеваний у человека. В качестве одного из таких способов сохранения природные богатства России применяется санитарная охрана территории Российской Федерации, в рамках которой были установлены специальные санитарные зоны.
Границы, а также правовой режим этих исключительных зон устанавливается и регулируется на уровне земельного законодательства исполнительными органами власти и Правительством РФ.
Чтобы упросить процедуру контроля за сохранением порядка на таких зонах, они делятся на три вида:
- 1 -ая зона санитарной охраны предполагает запрет на любое проживание и ведение хозяйственной деятельности в пределах ее границ. Единственные работы, которые допускается проводить на данной территории, — исследовать природные лечебные ресурсы. Данные действие допускаются только при условии использования в работе экологически чистых технологий, которые не причинят вреда природе. Данный режим должен быть обеспечен самим пользователями.
- 2-ая зона санитарной охраны не допускает строительства в пределах своей территории разнообразных зданий и сооружений, за исключением объектов недвижимости, предусмотренных непосредственно для создания и развития сферы лечения и курортного отдыха. В пределах второй зоны запрещено проводить любые работы, пагубно воздействующие на окружающую среду. Любая хозяйственная деятельность, проводимая на данных территориях, должна иметь в своей основе задачу по защите месторождений грязи и минеральных вод, разнообразных парковых зон и помещений, составляющих санаторий.
- 3-тья зона, в которой может осуществляться и горно-санитарная охрана, также подразумевает некоторые ограничения на размещение организаций сельскохозяйственного и промышленного назначения. Кроме того, в пределах такой зоны не допускается ведение деятельности, которая сопровождается загрязнением окружающей среды, а также и природных лечебных ресурсов. При выполнении любого вида деятельности необходимо следить за тем, чтобы она не истощала природные лечебные ресурсы. Режим назначенной зоны должен быть обеспечен гражданами, проживающими на данных территориях.
Осуществление правового регулирования по обеспечению охраны озера Байкал
Правовое регулирование, необходимое для обеспечения охраны озера Байкал, осуществляется через Земельный кодекс РФ, а также соответствующий нормативно-правовой акт, который содержит в себе все требования законодательства по охране этого природного объекта, – Федеральный закон РФ № 94 «Об охране озера Байкал».
Так, согласно данному документу, в целях охраны экологической системы озера и прилегающих к нему округов, в назначенных границах данной зоны разработан определенный режим ведения хозяйственной и любой другой предпринимательской деятельности. За соблюдением законов следит служба по охране природы и озера Байкал.
В рамках введения подобных ограничений на федеральном уровне, для ведения деятельности на данной территории, прилегающей к озеру Байкал и на самом озере, требуется соблюдение определенных принципов, которые регулирует служба по охране природы и озера Байкал:
- при разработке и согласовании программы приоритет отдается тому виду деятельности, который не приводит к нарушению уникальность экологической зоны озера, а также природных ландшафтов этой водоохраной зоны.
- в ходе промышленной деятельности осуществляется программа учета комплекса воздействия данных мероприятий на экологическую систему Байкала, признанную уникальной;
- в рамках деятельности должно согласовываться сбалансированное решение существующих социально-экономических задач и задач, направленных на охрану уникальной системы озера. Особое внимание уделяется принципам устойчивого развития;
- обязательно требуется прохождение государственной экологической экспертизы и получение заключения данной экспертизы;
На законодательном уровне утверждается определенный перечень видов деятельности, которые полностью запрещены или частично ограничены в пределах особо охраняемой территории Байкала.
За соблюдением данной программы следит служба по охране природы и озера Байкал.
В первую очередь, в данном округе утверждается запрет на ведение любой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на само озеро и на прилегающую к нему территорию:
- химическое загрязнение всего озера или одной его отдельной части;
- физическое изменение всего состояния озера в целом или его определенной части. Под физическими изменениями предполагается изменение температуры, показателей уровня воды;
- биологическое изменение озера, связанное, в частности, с разведением водных биологических объектов, не свойственных данной экологической системе.
Также по программе в пределах Байкальской территории запрещено строительство каких-либо хозяйственных объектов, а также реконструкция действующих объектов без получения соответствующего разрешения уполномоченных государственных органов на совершение данных действий.
Общий перечень видов деятельности, которые запрещены в данной экологической зоне, разработан и установлен соответствующим Постановлением Правительства РФ.
Земельный
эксперт
Классификация земель
Округа санитарной охраны
В зависимости от того, какое значение имеет местность, зона признается курортной уполномоченным ведомством. Для определения ценности земельной зоны проводится ряд тестов курортологической и гидрогеологической направленности. Федеральное, региональное или местное значение земли могут получить при наличии конкретного законодательного акта.
Для сохранения благоприятных лечебных условий, а также соблюдения должной экологической обстановки природной зоны, на землях устанавливаются санитарные округа или зоны. В России для федеральных курортов зоны определяет Правительство РФ, для регионов – руководство субъектов, а для местных земель – муниципалитет. Выделяется три зоны, каждая из которых имеет определенный природоохранный режим.
При высокой вероятности нанесения вреда массиву назначается первая зона, а во второй и третьей зонах располагаются участки, в отношении которых установлен режим ограниченного пользования.
Изъятие земельных участков в границах санитарных зон
Если земельные участки располагаются в пределах санитарных зон, то они не подлежат отчуждению или выкупу кроме случаев, когда предусмотрено полное изъятие таких земель из оборота.
Обычно такой порядок устанавливается в отношении территорий первой санитарной зоны. В таком случае собственник надела получает компенсацию за отчужденный участок в размере рыночной стоимости участка.
Что касается земель первой и второй зон, то такие территории можно эксплуатировать, но в порядке, определенном земельным законодательством относительно зон, требующих установки особого охранного режима.
Земли особо охраняемых территорий и объектов
Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.
Землями особо охраняемых территорий и объектов, согласно ст.94 гл.17 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные территории государства, которые в силу своего особого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, научного, и иного ценного значения, были изъяты из полного или частичного хозяйственного пользования. Основанием этому служат постановления государственных органов власти, одновременно присваивающие этим территориям особый правовой режим.
Виды земель особо охраняемых территорий и объектов
Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:
- Земли особо охраняемых природных территорий.
- Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Земли природоохранного назначения.
- Земли рекреационного назначения.
- Земли историко-культурного назначения.
- Особо ценные земли.
Земли особо охраняемых природных территорий
К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
- Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды.
- Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем.
- Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях.
- Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.
На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.
Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.
На территории запрещается:
- строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, промышленные и хозяйственные объекты;
- эксплуатировать механические транспортные средства;
- прогон скота;
- предоставлять дачные и садоводческие участки.
Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны. Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима. Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности. В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников. Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления. К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Те участки земли, которые располагаются в санитарных зонах, изъятию и выкупу у их собственников не подлежат. Исключение составляют случаи, когда они находятся в первой санитарной зоне, и подлежат полному изъятию.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Земли природоохранного назначения
Земли, которые заняты защитными лесами, в случаях предусмотренных лесным законодательством и земли, выполняющие природоохранную функцию. Не входят в эту категорию защитные леса, расположенные на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий(ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Законодательством разрешено вести хозяйственную деятельность при условии, что будет соблюдаться установленный режим сохранения окружающей среды. Если право пользоваться таким участком получило юридическое лицо, оно обязано обозначить границы владения соответствующими информационными знаками. Разрешается быть собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором территории. Земля не выкупается, не изымается, однако деятельность на ней будет ограничена или запрещена в случае ее несоответствия основному назначению охраняемой территории (ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Земли рекреационного назначения
К данному типу относят участки земли с расположенными на них спортивными и детскими лагерями, кемпингами, домами отдыха, пансионатами, туристическими парками и детскими станциями, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, учебно-туристическими тропами и трассами, а также другими, аналогичными объектами (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
С собственниками земельных участков может быть заключено соглашение об образовании на территории учебно-туристических троп и трасс. Их использование будет регулироваться на основе сервитутов, но участки земли остаются в собственности у владельцев. Осуществлять какой-либо род деятельности на территории земель рекреационного назначения, не совпадающий с их основным назначением, запрещается (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
Земли историко-культурного назначения
Земельные участки с расположенными на них объектами, которые имеют важное археологическое и культурное наследие РФ. К таким объектам относят культурные и исторические памятники. Также это территории, на которых располагаются гражданские и военные захоронения, места, достопримечательные с позиции истории ремесла, промысла и производства. Защита историко-культурного наследия осуществляется путем установки зон их охраны (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Запрещено изменять назначение этих земель, а также осуществлять деятельность, противоречащую этому назначению. Данные участки территории у лица, владеющего правом собственности, не подлежат изъятию, за исключением случаев, когда собственник не сохраняет или намеренно разрушает культурное наследие (ст.54 N 73-ФЗ). В отдельных случаях может быть осуществлен полный запрет какой-либо деятельности на территории земель, имеющих важное историко-культурное значение (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Особо ценные земли
Земельные территории с расположенными на них объектами (природными или культурного наследия), которые представляют собой особую ценность с точки зрения культуры, истории и науки. К таким объектам относят наличие типичных, культурных ландшафтов, редких ландшафтов и геологических образований, сообществ животных и растительных организмов, земельных участков, на которых предполагается вести деятельность научно-исследовательским организациям (ст.100 гл.17 ЗК РФ).
Владельцы данных земель обязаны предпринимать меры по их защите и охране (ст.100 ЗК РФ).
Соотношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади РФ
В 2017 году исполняется ровно столетие с момента создания в России первой особо охраняемой природной территории (ООПТ). 1917 год ознаменовался открытием Баргузинского заповедника, созданного с целью сохранения популяции баргузинского соболя. На январь месяц 2014 года в РФ насчитывалось:
- государственные природные заповедники — 102, занимающие площадь 33,8 млн.га (1,6% от общей территории РФ);
- национальные природные парки — 46, занимающие площадь 12 млн.га (0,8%);
- государственные природные заказники федерального значения — 71, занимающие площадь 13 млн.га (0,8%);
- памятники природы федерального значения — 28, занимающие площадь 0,04 млн.га (0,002%).
Общее количество ООПТ, имеющих федеральное, региональное и местное значение, насчитывает больше 13000 объектов. Причем их общая площадь составляет более 200 млн.га. (с учетом акватории), что составляет 11.9% от общей территории РФ. Без учета акватории эта цифра снижается до 11,3%.
Смена категории земли (перевод)
Поскольку со временем, в силу различных разрушающих факторов, особая ценность некоторых земель может быть потеряна, законодательством РФ предусмотрен перевод таких земель в другую категорию. В таком случае, необходимо подтверждение факта об утрате ими особой ценности. Такое заключение дает государственная экологическая или иная, установленная законом, , экспертиза. Возможен и обратный процесс — перевод земель в категорию ООПТ. Такое происходит, если создаются туристско-рекреационные особые зоны и особо охраняемые территории. Инициатором изменений является орган, управляющий особой экономической зоной. По его заявке орган, который ведет дела по государственному земельному кадастру, вносит соответствующие изменения в документацию и узаконивает их.
Для перевода земель из одной категории в другую требуется подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Также необходимо подать следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя
- выписка из ЕГРИП (для физических лиц) или из ЕГРЮЛ (для юридических лиц)
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости
- заключение государственной экологической экспертизы
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка
По результатам рассмотрения ходатайства выносится акт о переводе земель или земельных участков или акт об отказе в переводе земель или земельных участков. Эти акты могут быть обжалованы в суд.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.