Закупки у единственного поставщика по 223 фз кредит
Как заключить кредитный договор по 223-ФЗ
Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).
Кредит и 223-ФЗ
Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.
В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.
Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.
Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.
Что считаем важным в документации
Получение банковского кредита в закупках по 223-ФЗ имеет ряд особенностей. Поэтому разработка информационного сообщения и документации требует особого внимание. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), нужно прописать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции «предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг») и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции «сведения о НМЦД»). Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что «приобретается» банковский кредит.
Требования к оказываемой услуге для заказчика
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке
Рекомендуем разработать форму предложения о предоставлении кредита, иметь всю необходимую информацию для принятия решения.
В качестве приложения к предложению запросите шаблон кредитного договора и копию лицензии банка на осуществление банковской деятельности.
Требования к описанию оказываемой услуги
Указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация:
Сроки (периоды) оказания услуги
Сведения о начальной (максимальной) цене договора
Максимальный размер платы за предоставление займа (процентов), в том числе в абсолютном значении.
Форма, сроки и порядок оплаты услуги
Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)
Указание на то, что размер платы за предоставление кредита должен включать в себя все платежи, взимаемые банком за его предоставление.
Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
Наличие лицензии на ведение банковской деятельности.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре
Указание на то, что при оценке предложений больший вес будет иметь размер платы за предоставление займа.
Что считаем важным в договоре
Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, можно считать существенными. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).
К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.
НМЦД при анализе рынка кредитных услуг
При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается начальная (максимальная) цена договора (НМЦД). В соответствии с законом, заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.
Для определения НМЦД можно рекомендовать следующий алгоритм действий:
- определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
- перевести среднее значение ставок в рубли.
В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:
- Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
- Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.
Как закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора
Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляется в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, корректировке можно подвергнуть все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:
- прийти к единому мнению;
- подготовить дополнительное соглашение к контракту.
Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке.
Кредитный договор по 223-ФЗ 2020 года незначительно изменился, по сравнению с предыдущими периодами.
Ключевое изменение: с нового года, в соответствии ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, сведения о закупке услуг по получению займов не размещают в ЕИС.
Кратко опишем, что нужно проверить и сделать, если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с законом о закупках:
- положение о закупках в организации утверждено и опубликовано в ЕИС в соответствии с требованиями законодательства;
- документ должен содержать порядок оформления этапов конкурентных и иных процедур (например, заключить договор с единственным поставщиком будет возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
- действующее положение соответствует типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.
В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что этот вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, а также обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, будет полностью соответствовать нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.
Как отчитаться о закупке кредита
Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В статье 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам нужно в установленные сроки.
Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).
Инструкция по заключению кредитного договора по 223-ФЗ
Как организация берет кредит в банке по закупкам 223-ФЗ:
- выбирает способ заказа;
- готовит документацию;
- размещает заказ;
- заключает договор;
- получает заем.
Займы в 223-ФЗ
223-ФЗ не запрещает оформлять сделки по предоставлению кредитов как закупку. Также в федеральном законе о закупках отдельными видами юрлиц не указано, может ли организация быть поручителем, если работает по 223-ФЗ, что означает отсутствие запрета. Более того, компании вправе не размещать в ЕИС информацию о получении кредитов, размещении вкладов и сходных услугах (ч. 15 ст. 4 223-ФЗ).
Преимущественный способ проведения сделки по заключению договора займа по 223 федеральному закону и регламент процедуры заказчик указывает в положении о закупке и руководствуется этими правилами в своей работе.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Когда и как заключают
Рассказываем, как заключить кредитный договор по 223-ФЗ и оформить заем.
Шаг 1. Выбрать способ покупки финансовых услуг.
Прямую покупку услуг проводят по основаниям, которые заложены в положение о закупке, с учетом того, что такая сделка не нарушает конкуренцию и принципы размещения заказов (справедливость для участников, эффективное расходование бюджета компании и т. п.). При выборе ОКПД на закупку кредита у единственного поставщика по 223-ФЗ указывайте код №64.19.21.000 «Услуги по предоставлению кредитов финансовыми организациями юридическим лицам».
Пример такой сделки:
Запрос предложений проводят при более крупных суммах сделки:
Электронный аукцион организуют, когда основной критерий в выборе исполнителя — низкий процент по кредиту:
Открытый конкурс в электронной форме проводят, если для компании важен не только низкий процент по займу, но и параметры участника (опыт, квалификация, деловая репутация и т. п.):
Шаг 2. Подготовить тендерную документацию, которая содержит:
- параметры услуг, в том числе график платежей и процент по траншу;
- расчет процентной ставки и суммы выплат;
- валюта, в которой предоставляется заем;
- проект договора;
- требования к участнику и заявке;
- инструкции по участию в тендере;
- иные сведения, которые важны для сделки.
Шаг 3. Разместить извещение о проведении тендера в ЕИС или выбрать способ заключения контракта с единственным источником, если сделка соответствует предусмотренным для таких заказов критериям, которые заложены в положениях заказчика.
Шаг 4. Определить победителя тендера и подвести итоги.
Шаг 5. Заключить контракт с победителем на основании данных из тендерной документации и проекта контракта.
Законодательство разъясняет, можно ли МУПу взять кредит без 223-ФЗ: так как действие федерального закона о закупках отдельными видами юрлиц распространяется и на покупку услуг (в том числе финансовых), оформление договора на получение займа проводят в соответствии с положением о закупке, которое принято в организации.
В ч. 4 статьи 1 федерального закона о закупках отдельными видами юрлиц указан перечень сделок, которые несмотря на сумму контракта не подпадают под действие 223-ФЗ: лизинг, купля-продажа ценных бумаг, отбор аудиторов и др.
Пример из ЕИС
Компании проводят закупки финансовых услуг по 223-ФЗ на получение кредитных линий разными способами. Чаще всего используют следующие методы:
- у едпоставщика;
- запрос предложений в электронной форме;
- электронный аукцион;
- открытые конкурсы в электронной форме.
Реже используют иные способы — конкурентный отбор, предквалификационный отбор и др.
В аукционе, где основной критерий — цена, заказчик запрашивает заявку и устанавливает требования к этому документу в тендерной документации:
При проведении конкурса в электронной форме заказчик указывает в документации критерии, по которым проводит оценку заявок, и формулу для расчета рейтинга:
Также документация содержит бланки документов, которые входят в состав заявки:
В проекте контракта предусматривают:
- схему получения транша;
- график кредитных платежей;
- валюту, в которой представлен заем;
- иные параметры сделки.
Чем отличается от других заказов
Основное отличие покупки услуг по предоставлению кредитов от иных заказов:
- Цена сделки по такому договору — это вознаграждение за услуги, которое заказчик выплачивает банку в виде процентов по графику, который приложен к контракту. При расчете НМЦ тендера организации рассчитывают это значение как процент от займа. Например: 300 000 000,00 руб. х 6,87% годовых х 1 год = 20 610 000,00 руб. Величину процента указывают как среднее значение по региону. Также возможны иные способы определения процента, если они предусмотрены в положении о закупке.
- У заказчика нет обязанности по размещению в ЕИС информации о кредитном договоре и сходных сделках (ч. 15 ст. 4 223-ФЗ).
- Допустимо изменение суммы сделки при изменении ключевой ставки Банка России, т. к. это повлияет на процент по предоставляемому кредиту, причитающийся банку.
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.
Закупки у единственного поставщика по 223 фз кредит
Способы закупок по №223-ФЗ
Представляем вашему вниманию долгожданное продолжение статьи о способах определения поставщика в Государственных закупках. В первой части мы разбирались с тем, какие бывают закупки по №44-ФЗ. Пришло время поговорить о №223-ФЗ.
Способы определения поставщика по №223-ФЗ
Как известно, №223-ФЗ является менее «жёстким» законом, чем №44-ФЗ. Вместо установления четкого регламента проведения закупочных процедур, он многое оставляет «на откуп» заказчика. Заказчики в обязательном порядке формируют внутренний документ, называемый «Положение о закупках», в котором могут сами устанавливать порядок осуществления закупок, не противоречащий закону.
Так, согласно №223-ФЗ определение поставщика проводится конкурентными и неконкурентными способами.
Неконкурентные закупки — это, как не сложно догадаться из названия, закупки у единственного поставщика. Случаи, когда заказчик может применять неконкурентные способы закупки, он определяет самостоятельно в своём Положении.
Конкурентные способы закупки у каждого заказчика могут быть разные. Они могут иметь такие же названия как в №44-ФЗ: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, но могут встретиться и другие. Закупки могут быть открытыми и закрытыми, могут проводиться в электронной или в бумажной форме. Также отдельное внимание в Законе отведено закупкам, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Заказчик в своём Положении должен определить, какие именно конкурентные способы закупок он будет использовать и подробно описать порядок их проведения. Закон предусматривает некоторые единые требования к порядку осуществления конкурентных закупок, которые следует учитывать при установлении конкретных способов в Положении.
Полная информация обо всех открытых процедурах размещается в Единой информационной системе (ЕИС), любой желающий может принять в них участие.
Закрытые процедуры проводятся в случаях:
1) закупок с государственной тайной;
2) закупок в рамках государственного оборонного заказа, связанные с поставками, ремонтом, обслуживанием и утилизацией вооружения, а также военной или космической техники;
3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Доступ к закрытым процедурам имеет только определённый круг участников, способных исполнять такие специфические контракты. Заказчик сам направляет участникам приглашения принять участие в закрытой процедуре с приложением документации о закупке. Закрытые процедуры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме на специализированных электронных площадках.
Закон даёт общие определения четырём основным способам закупок.
Аукцион – это способ определения поставщика, при котором побеждает участник, согласный исполнить договор по цене ниже других. Отличительной особенностью данного вида закупки является наличие непосредственной процедуры торгов. Участники закупки в реальном времени последовательно подают предложения о снижении начальной максимальной цены договора (НМЦД) до тех пор, пока не определится победитель.
Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора по совокупности нескольких критериев. Цена договора победителя такой процедуры может быть не самой низкой среди других участников, если он набрал больше баллов по другим критериям.
Запрос котировок — это способ определения поставщика, при котором победителем является участник, предложивший самую низкую цену контракта, однако в отличие от аукциона не проводится процедура торгов. Заявки подаются с единственным ценовым предложением. Ценовые предложения участников рассматриваются, и определяется победитель.
Запрос предложений. Определение этого вида закупки в №223-ФЗ по сути ничем не отличается от определения конкурса. Отличие состоит в том, что минимальный срок подачи заявок на участие в конкурсе составляет 15 дней, а запрос предложений можно провести за 7 рабочих дней. Часто, устанавливая в Положении порядок проведения запроса предложений, заказчики включают пункт о том, что проведение запроса предложений не обязывает заказчика заключить договор по результатам такой процедуры.
Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП).
Для таких закупок №223-ФЗ устанавливает более жёсткие правила проведения и оставляет меньше свободы для заказчика на изобретение собственных особенностей.
Закупки для СМСП проводятся только в электронной форме и только четырьмя основными способами (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений). Такие закупки можно проводить только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, описанными в №44-ФЗ и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.
Для конкурса только для СМСП Законом регламентируются конкретные этапы, которые может содержать такая процедура, и устанавливаются правила, которые должны выполняться при включении таких этапов.
Для аукциона и запроса предложений только для СМСП Законом регламентируются правила проведения квалификационного отбора участников. Для аукциона также установлены ограничения в отношении «шага аукциона».
Для запроса котировок только для СМСП Законом установлены конкретные требования к составу заявки на участие в такой процедуре.
Благодарим за внимание. В этом году планируется много нового интересного и полезного материала. Оставайтесь с нами!
Закупки у единственного поставщика: популярные основания
Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.
Суть закупки у единственного поставщика
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
- процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
- закупку можно провести в сжатые сроки;
- не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.
Основания для проведения неконкурентной закупки
Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:
- Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
- Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
- Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
- Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
- Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
Рассмотрим некоторые основания более подробно.
Закупки малого объема
Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:
- 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
- 50 млн рублей.
Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.
Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.
Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.
Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:
- отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
- публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
- размещать в системе сведения о заключенном контракте.
Несостоявшаяся неконкурентная процедура
Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.
Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.
Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:
- раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
- сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Чрезвычайные ситуации
Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.
Конец года
Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?
Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.
Профилактика чрезвычайной ситуации
Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?
Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.
Контракт спустя время после форс-мажора
Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?
Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.
Как проверяются контракты
В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.
Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:
- Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
- Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
- Составляется докладная записка.
- Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
- Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.
Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону 223-ФЗ
Не позднее 1.01.2019 года заказчики обязаны были привести свои положения о закупках в соответствие с требованиями 223-ФЗ, утвердить и разместить их в ЕИС. Одним из нововведений в текущей версии 223-ФЗ (введены законом 505-ФЗ от 31.12.2017 года) стало определение требований к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок подготовки и осуществления такой закупки, а также перечень исчерпывающих оснований для ее проведения закупки.
Неслучайно государство, как регулятор экономики уделяет большое внимание закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Государство регулирует такие закупки в системе госзаказа (44-ФЗ) и будет регулировать такие закупки в рамках 223-ФЗ с целью контроля их доли в общем количестве закупок, а также обоснованности использования данного неконкурентного способа закупки.
Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:
Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2021 г.
Стоимость: 12 500 руб. Подробнее
Значительная часть всех закупок у крупнейших заказчиков в рамках 223-ФЗ осуществляются путём прямых закупок (закупка у единственного поставщика). На это у заказчика есть определённые причины, например, когда на рынке отсутствуют альтернативные потенциальные исполнители по данной закупке. Или, в силу специфики определённой деятельности или продукции (закупки продукции (товаров, работ, услуг у производителей-монополистов, хотя здесь можно отметить, скорее, директивную составляющую в части обоснования данных закупок), а также, например, требований о наличии определённых специальных знаний или компетенций у поставщика (закупки, связанные с безопасностью и т.д.) – заказчик осуществляет некоторые закупки напрямую у поставщиков.
Итак, закон 505-ФЗ от 31.12.2017 года внес значительные коррективы в закон 223-ФЗ, но, и тем самым, конкретизировал многие основополагающие элементы, такие как, например, способы закупок.
С 1.07.2018 года, запрос предложений, например, приравнен к торгам, также, как и был ранее конкурс и аукцион, и, в том числе, «запрос цен», который ныне переименован в запрос котировок. Все перечисленные способы закупок теперь определены как конкурентные. Если же не выполняются следующие условия части 3 статьи 3 223-ФЗ:
«Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)».
«Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке».
– процедура будет считаться неконкурентной.
Следует разделять неконкурентные закупки и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Некоторые заказчики под закупками у единственного поставщика подразумевают и иные неконкурентные способы закупок. Например, в ГК «Росатом», под закупками у единственного поставщика подразумеваются и мелкие закупки, и упрощенные закупки, и прямые закупки у единственного поставщика, и закупки путем участия в конкурентной процедуре продавца, а также закупки во исполнение доходных договоров. Некоторые из них подразумевают некую «состязательность» (упрощенная закупка в Росатоме), выражающуюся в том, что выбор поставщика осуществляется путем направления нескольких персональных запросов организациям, специализирующимся на поставке определенной продукции, и в последующей оценке полученных от этих организаций ответов в порядке, установленном в положении о закупке.
В ПАО «РусГидро» перечисленные выше закупки (за исключением мелкой закупки) относятся к неконкурентным… В КГ «Ростех» же, наоборот – предусмотрен только один неконкурентный способ – закупка у единственного поставщика. Эти и многие другие крупные заказчики в своих локальных нормативных актах по закупкам устанавливают обоснования по аналогии с 44-ФЗ.
Но, несмотря на различные формулировки в положениях о закупках, суть закупки у единственного поставщика у всех заказчиков одинаковая – приобретение продукции у заранее определённого поставщика (закупки, предопределенные обстоятельствами), либо, по решению самого заказчика – без конкурентной основы в понимании ч.3 ст.3 223-ФЗ.
Ниже в инфографике представлены основные виды обоснований закупки у единственного поставщика у крупнейших заказчиков (для анализа в работе использовались положения о закупке следующих заказчиков: ПАО «РусГидро», ГК «Росатом», ГК «»):
Как мы видим, обоснования закупок у единственного поставщика в целом можно разделить на 2 группы:
Первая группа – это закупки у субъектов монополий и на неконкурентных рынках и, вторая группа, которая, по сути, состоит из трех подгрупп – во всех подгруппах так или иначе под обоснованием закупки подразумевают решение заказчика.
Первая группа (на картинке слева), подразумевает, к примеру, закупки продукции, которая имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика, или какой-либо конкретный поставщик (исполнитель, подрядчик) обладает исключительными правами в отношении данной продукции, или заключается договор поставки продукции, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии 147-ФЗ «О естественных монополиях», или заключается договор энергоснабжения, или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии и т.д. Следует отметить, что некоторые вышеперечисленные обоснования из перечня присутствуют и в законе 44-ФЗ.
Во втором случае (на картинке справа), заказчик самостоятельно формирует перечень обоснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): это могут быть как мелкие закупки, так и закупки в связи с чрезвычайными обстоятельствами или при наличии срочной потребности в определённой продукции. Также к таким обоснованиям относится наиболее крупная подгруппа – обоснования, установленные заказчиком в положении о закупке. В таких случаях заказчик вынужденно, либо по собственной инициативе, несмотря на наличие конкурентного рынка, принимает решение проводить закупку у единственного поставщика на бесконкурентной основе.
В качестве обоснования для проведения таких закупок (либо в других неконкурентных способах закупки, которые приравнены к закупке у единственного поставщика, как в ГК «Росатом») могут прикладываться следующие документы: ценовой анализ, справка-обоснование или пояснительная записка, содержащая обоснование выбора способа конкретной закупки в соответствии с локальными нормативными актами заказчика по закупочной деятельности, обоснование выбора конкретного поставщика, с которым заключается договор; аналитическая записка с результатами сравнения и сопоставления полученных технико-коммерческих предложений и т.д.
Что касается размещения информации о закупке у единственного поставщика, законодатель установил, что с 01.07.2018 года заказчик обязан разместить информацию о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в плане закупок и в Реестре договоров. Также размещается любая иная информация о проводимой закупке, предусмотренная положением о закупке заказчика. Но в то же самое время, извещение о проведении закупки у единственного поставщика с 01.07.2018 года заказчик размещать в ЕИС не обязан.
Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:
Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2021 г.
Стоимость: 12 500 руб. Подробнее
Тем не менее на примере закупочной деятельности ГК «Росатом» и ГК «Ростех» извещение все же формируется, но не во всех случаях: например, если предметом закупки является заключение договора, содержащего коммерческую тайну или служебную информацию, или если закупка осуществляется у взаимозависимых лиц, или же, если НМЦ данной закупки не превышает 100/500 тыс. рублей и т.д.
Таким образом, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) занимают определенно важное место в закупочной деятельности любого заказчика. При формировании перечня оснований таких закупок заказчику необходимо руководствоваться принципами обоснованности, наличием исчерпывающих характеристик этих оснований, исключая, при этом, возможность их субъективного толкования, а также нормами законодательства Российской Федерации в области закупок для отдельных видов юридических лиц. Также следует понимать, что закупка у единственного поставщика не всегда сопровождается экономической эффективностью и/или улучшенными условиями исполнения договора. С течением времени усиливается контроль закупок у единственного поставщика в области закупок по 44-ФЗ, не исключено, что государство, рано или поздно, само будет формировать перечень обоснований для таких закупок и воспользоваться правом закупки у единственного поставщика станет сложнее. Крупнейшим заказчикам следует искать баланс между конкурентными и неконкурентными процедурами, и стремиться к снижению доли закупок у единственного поставщика.
- Сергей Александрович Чубаров, генеральный директор ООО «Энергосервис — Тендер»,
- Екатерина Олеговна Аристархова, старший консультант ООО «Энергосервис – Конкурентные закупки» (группа компаний «Институт конкурсных технологий»)