Ипр для инвалидов 3 группы в 2020году изменениями

Что входит в программу реабилитации людей с ограниченными возможностями в 2020 году. Льготы на федеральном и региональном уровне. Порядок получения.

Ипр для инвалидов 3 группы в 2020году изменениями

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: что в нее входит в 2021 году, как получить льготы

  • Что надо знать об ИПР?
  • Зачем ИПР инвалиду?
  • Утверждённая форма ИПР
  • Разделы индивидуальной программы
  • Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида
  • Где и как получить ИПР?
  • Что делать в случае возникновения противоречий при заполнении?
  • Сроки и внесение изменений в ИПР
  • Компенсация реабилитационных средств и услуг
  • Последствия отказа от ИПР для инвалида
  • Медицинская реабилитация
  • Санаторно-курортное лечение
  • Ортезирование и протезирование
  • Оснащение техническими средствами
  • Профессиональная реабилитация
  • Социальная реабилитация

После установления инвалидности членами комиссии МСЭ, гражданин с ограничениями по здоровью получает не только конкретную группу, справку об особом статусе, но и план реабилитации с рекомендациями по восстановлению утраченных функций и не только. О том, для чего льготнику с инвалидностью нужна ИПР, какие преференции она даёт, предлагаем узнать далее.

Что надо знать об ИПР?

Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна соблюдаться медицинскими учреждениями, работодателями и, разумеется, госорганами. К слову, именно закон определяет, что представляет собой ИПР.

Согласно закону №1891-ФЗ от 24 ноября 1995 года программа реабилитации граждан с инвалидностью является комплекс мер психологического, медицинского, социально-экономического, педагогического характера. Представленные мероприятия направлены на компенсацию или восстановление возникших нормальной жизнедеятельности человека.

Подразумевается, что инвалид в ходе разноплановой реабилитации сможет адаптироваться к новым условиям, сможет стать более самостоятельным и упрочит свой социальный статус.

Важно! МСЭ вправе создавать ИПР инвалида совместно с общественной организацией инвалидов, чтобы разработать максимально эффективную программу абилитации и реабилитации.

Отметим также следующее: в ИПР, наряду с реабилитационными мероприятиями, содержится перечень необходимых льготнику технических средств. Они могут быть полностью бесплатными, либо предоставляются за плату. К программе прилагается список организаций, учреждений, центров, где оказывают перечисленные в ИПР услуги и тд.

Выдают ИПР инвалиду в момент установления ему группы, если от гражданина поступило соответствующее заявление. При этом можно отказаться от ИПР, так как она носит рекомендательный характер.

Зачем ИПР инвалиду?

Программа, о которой идёт речь, создана для восстановления у инвалида способностей к работе, самообслуживанию и не только. В целом благодаря реабилитации и абилитации по ИПР человек должен вернуться к прежнему образу жизни.

Важно! Реабилитация подразумевает восстановление утраченной социализации, трудоспособности, а абилитация — приобретение, развитие новых умений, навыков для нормализации жизни.

Как говорилось ранее, ИПР по сути — это своего рода инструкция с комплексом социальных и медицинских мероприятий. Их выполнение входит в обязанности инвалида (хотя возможен отказ), медучреждений, государственных органов и иных организаций. Программа финансируется за счёт федерального и регионального бюджета. То есть, к примеру, указанные в ИПР технические средства реабилитации (ТСР) должны предоставляться нуждающемуся бесплатно.

Утверждённая форма ИПР

Вступившая в силу 1 января 2016 года, форма программы была утверждена приказом Минздравсоцразвития №528 от 31 июля 2015 года.

В начале ИПР содержатся персональные данные о человеке – не только анкетные сведения, но также срок актуальности программы. В форме содержатся дополнительные и общие разделы. В частности, программа включает в себя план мер по:

— медицинской абилитации или реабилитации;

— социальной адаптации, реализации;

— услуги по реабилитации и TCP.

Разделы индивидуальной программы

Теперь рассмотрим подробнее, что входит в ИПР инвалида.

Медицинская реабилитация

Здесь представлены базовые медицинские мероприятия, с помощью которых стремятся поддержать здоровье на стабильном уровне или восстановить его. К данному виду реабилитации относятся:

— протезирование и ортезирование;

— курс лечения в санатории для неработающих инвалидов.

Особенно отметим несколько последних пунктов.

Санаторно-курортное лечение

Эта преференция есть в ИПР только тех граждан с инвалидностью, кому требуется восстановление жизненно важных навыков и функций. То есть нужно, чтобы члены МСЭ выдали заключение, справку и на данной основе можно обращаться за путёвкой в санаторий.

Ортезирование и протезирование

Что касается ортезирования, оно подразумевает воссоздание функций опорно-двигательного аппарата (частичное) с помощью спецустройств. Инвалид, одевший их, способен самостоятельно преодолеть некоторые физические ограничения. А протезирование направлено на практическое и эстетическое восстановление.

Оснащение техническими средствами

ТСР являются специальными устройствами, помогающими инвалиду справиться с возникшими ограничениями, нормализовать и облегчить выполнение повседневных задач и тд. Как правило, в ИПР перечисляются нужные человеку средства (они выдаются бесплатно или приобретаются самим льготником с возможностью дальнейшей компенсации затрат).

Например, к ТСР можно отнести:

— подгузники и бельё;

— протезы для глаз и конечностей;

— специальные матрацы и подушки;

— инвалидные кресла, трости, костыли;

— слуховые и госообразующие аппараты и тд.

Профессиональная реабилитация

Такая разновидность реабилитации означает, что инвалид восстанавливается для дальнейшего трудоустройства. К профмерам относятся:

— практика по трудоустройству льготной категории граждан;

— обучение по профессии для подготовки квалифицированного сотрудника;

— мероприятия, позволяющие льготнику самоопределиться с ориентировкой на присутствующие ограничения;

— создание особых условий на рабочем месте инвалида, использование специального оборудования, приспособление к трудовым нагрузкам.

Социальная реабилитация

Под соцреабилитацией понимаются также различные меры, только нацеленные на вовлечение инвалида в общество за счёт создания доступной среды, предоставления ему техсредств, обеспечения социальных связей и психологической поддержки (при необходимости).

В рассматриваемую реабилитацию инвалида обычно входят:

— оснащение ТСР с учётом состояния здоровья;

— обучение навыкам отдыха и организации досуга;

— создание и развитие способностей для осуществления социальной роли;

— обучение тому, как использовать технические средства (члены семьи тоже вовлекаются);

— рекомендации по переоборудованию жилого пространства для удобства.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида

Детям с особенностями тоже положена ИПР, но её принципы немного отличаются от прописанных для взрослых. Например, важное значение имеет ранняя реабилитация ребёнка-инвалида, чтобы он быстрее развил полезные навыки и тд. С этой целью реализуются такие реабилитационные методы, как:

— психологические — организация мероприятий для детей;

— медицинские — курсы массажа, ЛФК и прочие процедуры;

— бытовые — улучшение адаптации в быту за счёт наработки умений и пр;

— социокультурные — посещение музеев, театров и организация других видов досуга.

Важно! Чтобы эффективнее помочь ребёнку-инвалиду восстановиться, стать наиболее полноценным и всесторонне его развить, перечисленные мероприятия должны проводиться в комплексе.

Где и как получить ИПР?

Выдают программу в рамках МСЭ. Чтобы попасть на экспертизу, требуется подготовить документы. Отдельно для оформления ИПР собирать бумаги не нужно, так как карта составляется в ходе освидетельствования.

Но если от программы отказывались, а затем решили её восстановить, не обойтись без:

— направления от врача и заявления на прохождение МСЭ;

— паспорта инвалида или иного, подтверждающего личность документа;

— копий медсправок, выписок и пр., в качестве подтверждения ограничений;

Что делать в случае возникновения противоречий при заполнении?

По итогу оформления программы гражданин с инвалидностью выражает своё согласие с изложенными рекомендациями путём проставления своей подписи. Но при обнаружении отсутствия желаемых мероприятий и тп., важно написать «С содержанием карты ИПРА не согласен». Далее указывается причина несогласия.

Обжалование допустимо через главное в регионе бюро МСЭ. С заявителем проводят беседу, дополнительное обследование. Если доводы инвалида признают обоснованными, сделают новую ИПР. Документ заверяет должностное лицо региона. Если решение принято не в пользу льготника, следует обратиться в федеральное бюро, соцзащиту и Минтруда. Плюс, возможно рассмотрение вопроса через суд, причём на любом этапе.

Сроки и внесение изменений в ИПР

Что касается сроков. Обычно ИПР действует год, несколько лет, либо бессрочно. Дети-инвалиды получают программу на год-два или до 18 лет, когда происходит освидетельствование на взрослой комиссии.

Если по какой-то причине в ИПР нужно внести изменения (например, указать дополнительные рекомендации по деятельности, добавить ТСР и пр.), понадобится предоставить необходимые документы и обосновать желаемые изменения (тоже с помощью бумаг).

После этого можно снова проходить МСЭ. Правда, данная процедура нужна не всегда. Например, если состояние инвалида стало другим, комиссия обязательна.

Компенсация реабилитационных средств и услуг

Список бесплатно предоставляемых средств не полный, поэтому не всегда в нём есть требуемая модель, разновидность. В таком случае инвалид приобретает ТСР за свои деньги, а позже может частично или в полном объёме компенсировать затраты.

По закону группы изделий имеют границы стоимости. Если купленное ТСР по цене не превысило нижнюю границу, можно получить 100% компенсацию. Если стоимость необходимого средства больше, то рассчитывать можно только на выплату по верхней границе.

Кажем, трости, костыли и подобные изделия имеют границу в 23 000 руб., протезы — до 500 000 руб., стулья-кресла с санитарным оснащением – 125 000 руб, и тд.

Алгоритм получения компенсации следующий:

— самостоятельно оплатить изделие, сохранить чек;

— подать заявление в орган ФСС вместе с чеком;

— дождаться одобрения запроса и поступления денег на расчётный счёт в течение 30 дней.

Последствия отказа от ИПР для инвалида

Так как ИПР в целом является набором рекомендаций, гражданин с инвалидностью имеет право не исполнять всю программу или только её часть. В случае отказа госорганы и организации освобождаются от ответственности за реализацию мер по ИПР.

Отметим также важный момент, касающийся трудоустройства. По закону работодатель не может требовать предъявления программы реабилитации. Поэтому при отсутствии таковой или при отказе дать ИПР, наниматель исполняет только общие требования, осуществляемые в компании применительно к работникам-инвалидам.

Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА)

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро МСЭ), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее — главные бюро МСЭ) и их филиалами – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро МСЭ).

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее – Федеральный перечень), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида, а также их формы утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее – Порядок).

ИПРА инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года, 5 лет или до достижения возраста 14 либо 18 лет.

В программе указываются конкретные мероприятия, срок, на который разработана ИПРА и исполнитель. Срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

Формируется ИПРА в двух экземплярах: один экземпляр (оригинал) выдаётся на руки инвалиду, о чём делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида). В случае отказа инвалида подписать ИПРА, она (оригинальный вариант) также приобщается к акту освидетельствования.

Законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

В соответствии с Порядком, ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро МСЭ (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном медицинской организацией (далее — направление на медико-социальную экспертизу).

При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид) на момент проведения медико-социальной экспертизы. Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается.

При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с:

— изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида) – вес, рост;

— необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду) (например, изменение размеров подгузников, параметров кресла-коляски);

— изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) – ФИО, дата рождения;

— в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая либо подобная ошибка) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА не осуществляется.

Положениями нормативно-правовых документов по медико-социальной экспертизе и реабилитации в разрабатываемую форму ИПРА, никаких иных дополнительных записей в произвольной форме, указаний причин изменения содержания ИПРА, а также ссылок на нормативные документы не допускается.

Если ИПРА ранее не разрабатывалась (либо была разработана ИПР старого образца), необходимо обратиться в медицинскую организацию, где наблюдается инвалид, и заполнить направительные документы на медико-социальную экспертизу. На основании этих документов проводится освидетельствование, по результатам которого определяется потребность в реабилитационных мероприятиях и разрабатывается ИПРА.

В случае утраты ИПРА, ее копия по заявлению может быть выдана инвалиду (или его законному, уполномоченному представителю) в бюро МСЭ.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

При решении вопроса о нуждаемости инвалида в конкретном наименовании технического средства реабилитации (далее –ТСР) за счет средств федерального бюджета специалисты федеральных государственных учреждений МСЭ руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2017 г. №888н.

В случаях, когда по результатам проведенной медико-социальной экспертизы установлены медицинские показания и отсутствуют медицинские противопоказания для определения нуждаемости в ТСР, не входящих Федеральный перечень, запись о нуждаемости в них вносится в раздел ИПРА «ТСР и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду), за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за счет средств инвалида (ребенка-инвалида) либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности».

Предоставление инвалидам (детям-инвалидам) ТСР за счет средств инвалида (ребенка-инвалида) либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляется в соответствии с медицинскими показаниями (при отсутствии медицинских противопоказаний), определенными в ходе проведения медико-социальной экспертизы с учетом рекомендаций врачей медицинских организаций, при условии использования ТСР в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности.

Решение о необходимости обеспечения инвалидов (детей-инвалидов) ТСР за счет средств бюджета ХМАО-Югры принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами в соответствии с медицинскими показаниями, определенными приказом Департамента социального развития ХМАО-Югры Департамента здравоохранения ХМАО-Югры от 18.01.2016 №2-нп/1-нп «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (с изменениями от 22.08.2017г., 12.02.2019г.).

Порядок заполнения ИПРА ребёнка-инвалида в части определения нуждаемости в товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, определен Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. № 380. Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. № 831-р.

Работник получил инвалидность. Пошаговая инструкция кадровика

Шаг 1. Зафиксируйте получение документов об инвалидности

Зафиксировать дату получения ИПРА рекомендуется, так как на работодателя возложена обязанность соблюдения ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В случае спорных ситуаций фиксация даты получения ИПРА позволит работодателю подтвердить, что до указанной даты у него не было сведений об установлении работнику инвалидности и оснований для создания ему необходимых условий труда.

Если работник принес только справку или отказывается от рекомендаций, прописанных в ИПРА, то рекомендуем запросить с него соответствующее заявление. В этом случае работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА, в соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

«Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно».

Шаг 2. Изучите документы работника-инвалида

Начните с ИПРА. В п. 18 указывается группа инвалидности, в п. 21 — степень ограничения к трудовой деятельности. Всего существуют три степени ограничения к трудовой деятельности. Например, 1 степень означает способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность ее осуществления. Описание каждой степени содержится в Приказе Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н.

Далее кадровый работник обращает внимание на разделы: «Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности. » (виды труда, не отмеченные в этой графе, допустимы для инвалида); «Рекомендуемые условия труда», «Рекомендации по оснащению специального рабочего места. ». Сравните рекомендации в медицинских документах с обязанностями, которые выполняет работник по своей должности.

Просмотрите карту специальной оценки условий труда по должности работника. Например, в строке 050 бывает прямое указание о невозможности применения труда инвалидов.

Шаг 3. Выполните требования законодательства в соответствии с изученными документами

Во избежание рисков уведомление о вакансиях или их отсутствии должно подаваться в письменной форме и подписываться работником. В уведомлении о предложении вакансий можете установить разумный срок, когда работник должен принять решение о переводе. Этот срок законодательством не установлен, но мы рекомендуем дать минимум 1 рабочий день для предоставления ответа, чтобы исключить спорные ситуации, при которых работник-инвалид, не обдумав, отказался от предложенных вакансий, а потом необдуманный отказ решил оспорить.

Важно! С момента получения документов о противопоказаниях к работе сотрудника нельзя допускать к трудовой деятельности на основании ст. 76 ТК РФ.

В случае увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ или п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Если противопоказаний к работе по своей должности нет, сотрудник работает и дальше. Но не забудьте заключить с ним дополнительное соглашение о продолжительности ежегодного отпуска в 30 дней и включить иные условия в зависимости от группы инвалидности и содержания медицинского заключения.

Ограничения способности к трудовой деятельности 1-3 степени

Степени ограничения к трудовой деятельности инвалидов — это зависимость способности человека работать от уровня его инвалидизации. Классификация определяет требования к объему, качеству и условиям выполнения работ.

Что такое ограничение способностей к трудовой деятельности

В вопросе трудоустройства инвалидов важны два понятия: способность к труду (ОСТ) и группа инвалидности, их часто путают. Путаница усугубляется еще и тем, что усиление тяжести идет в разных направлениях, например, ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени — самое незначительное. При определении инвалидности, наоборот, первая группа — самая тяжелая. Эти понятия надо запомнить и впоследствии разграничивать:

  • инвалидность — отнесение человека к определенной группе по степени повреждения здоровья. По тяжести: от 3 к 1;
  • ОСТ — уровень утраты трудоспособности в зависимости от процента инвалидизации, степени: от 1 к 3.

Степени ограничений

Устанавливаются в соответствии с приказом Минтруда от 27.08.2019 № 585н — в приложении к приказу, раздел III, п. 7ж. Во время прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) определяется группа инвалидности.

Вместе с этой справкой выдается индивидуальная программа реабилитации (абилитации) — ИПРА. В ней есть раздел с рекомендациями по возможности и организации трудоустройства.

Первая степень ограничения способности к трудовой деятельности Сохранение способности с труду при условии снижения тяжести, интенсивности, нормирования работы. Утрата возможности исполнять прежний функционал при сохранении способности работать на должности квалификацией ниже.
Вторая Сохраняется способность к труду при оборудовании рабочего места специальными приспособлениями.
Третья Невозможность осуществления рабочих функций или сохранение способности выполнения элементарного труда с посторонней помощью.

Сегодня нет понятия нерабочая группа. Если человек хочет и может работать, он имеет на это право, даже 3 степень ограничения к трудовой деятельности позволяет трудиться. В ИПРА вписываются рекомендации по тому типу деятельности, который сможет осуществлять человек, и условия организации его рабочего места. Это основной документ, определяющий условия труда инвалида. Но руководство предприятием не имеет права требовать от гражданина его предъявления, он предъявляется добровольно.

Право и возможность трудиться регламентируют следующие нормативные документы:

Условия труда для инвалидов 1 степени ОСТ

Сюда относят, в основном, третью группу инвалидности. Специальной организации рабочего места первая степень ограничения к трудовой деятельности не требует. Не нужны технические приспособления, единственное ограничение — работа не должна иметь противопоказаний. Человек трудится так же, как и до установления инвалидности. Если на прежней должности есть противопоказания, он вправе претендовать на должность квалификацией ниже.

Льготы

Если работник предъявил ИПРА, работодатель обязан создать ему необходимые условия, перечисленные в документе. Кроме того, есть законодательно обусловленные льготы. Работники, которые по ОСТ отнесены к 3 уровню, вправе претендовать на:

  • оплачиваемый отпуск не менее 30 дней;
  • привлечение к сверхурочным работам только с письменного согласия;
  • неоплачиваемый отпуск до 60 дней по личному заявлению;
  • 40-часовую рабочую неделю, если другого не указано в ИПРА. Если рекомендована сокращенная рабочая неделя, оплата идет только за отработанное время.

Условия труда для инвалидов 2 степени ОСТ

Если инвалидизация не позволяет работать без привлечения дополнительной помощи, это ограничение к трудовой деятельности 2 степени ОСТ. В ИПРА содержатся рекомендации по обустройству рабочего места специализированными техническими средствами. Это различные индикаторы, приспособления для управления оборудованием и проч. Работодатель обязан обустроить рабочее место инвалида с учетом его индивидуальных возможностей. Количество таких мест устанавливается в пределах квот, определенных субъектом РФ (ст. 22-22 № 181-ФЗ).

Трудовые льготы

Льготы, которыми пользуются такие трудоустроенные, аналогичны предыдущим, за исключением продолжительности рабочего времени. В соответствии с ТК, рабочая неделя инвалида 2 группы сокращена до 35 часов в неделю с сохранением полного заработка.

Условия труда для инвалидов 3 степени ОСТ

Редкий, но не исключительный случай, когда инвалид тяжелой 1 группы (3 по ОСТ) работает. Сегодня третья степень ограничения способности к трудовой деятельности — не приговор. Если человек в состоянии выполнять какие-либо функции, это отразится в ИПРА с соответствующими рекомендациями. Часто на их основании работодатель организует надомную работу.

Трудовые льготы

Льготы работающему по 3 категории ОСТ аналогичны предыдущим:

  • трудовая неделя 35 часов без уменьшения зарплаты;
  • запрет на сверхурочную работу без письменного согласия;
  • 30-дневный оплачиваемый отпуск, до 60 дней — неоплачиваемый.

Кроме того, в ИПРА появилось понятие «сопровождаемое трудоустройство». Теперь помощь инвалиду при устройстве на работу дополнительно окажет служба занятости.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный — Департамент по делам инвалидов

Врио Директора — Лигомина Дмитрий Витальевич

Телефон/факс — +7 (495) 870-67-96, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1301)

;

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральная служба государственной статистики

подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;

подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы»

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Целевые индикаторы и показатели Программы

показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;

показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;

показатель 3 «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;

показатель 4 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;

показатель 5 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;

показатель 6 «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации»

Этапы и сроки реализации Программы

2011 — 2025 годы, в том числе:

I этап — 2011 — 2012 годы;

II этап — 2013 — 2015 годы;

III этап — 2016 — 2018 годы;

IV этап — 2019 — 2020 годы;

V этап — 2021 — 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год — 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год — 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год — 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год — 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год — 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год — 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год — 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год — 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год — 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год — 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год — 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год — 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год — 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год — 57613225,3 тыс. рублей

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год — 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год — 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год — 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год — 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год — 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год — 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год — 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год — 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год — 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год — 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год — 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год — 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год — 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год — 57613225,3 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292832006,1 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год — 8999525,8 тыс. рублей;

на 2015 год — 11082759,1 тыс. рублей;

на 2016 год — 15365896,3 тыс. рублей;

на 2017 год — 24125126,2 тыс. рублей;

на 2018 год — 26474603,6 тыс. рублей;

на 2019 год — 28826799,3 тыс. рублей;

на 2020 год — 28826799,3 тыс. рублей;

на 2021 год — 28826799,3 тыс. рублей;

на 2022 год — 29253299,3 тыс. рублей;

на 2023 год — 29896799,3 тыс. рублей;

на 2024 год — 30576799,3 тыс. рублей;

на 2025 год — 30576799,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году)

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: