Законодательство рф о культуре 2020

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 1 апреля 2020 года)

Раздел II Права и свободы человека в области культуры (статьи с 8 по 19)

Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Статья 10. Право на творчество

Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Статья 11. Право на личную культурную самобытность

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2000 года Федеральным законом от 23 июня 1999 года N 115-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 102-ФЗ.

Статья 13. Право на эстетическое воспитание и художественное образование

Каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

Статья 14. Право собственности в области культуры

Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры

Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.

Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности

Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах

Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только федеральными законами (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 21 декабря 2009 г., 8 мая 2010 г., 22 апреля, 2 июля, 30 сентября 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г., 18 июля 2019 г., 1 апреля 2020 г., 30 апреля 2021 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

9 октября 1992 года

Регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры, в области художественной литературы, кинематографии, сценического, музыкального искусства, архитектуры и дизайна, фотоискусства, других видов и жанров искусства.

Закрепляется неотъемлемое право на культурную деятельность каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Государство гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, за исключением статьи 17, которая вступает в силу с момента вступления в силу закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей; части третьей статьи 45, которая вводится в действие в сроки, устанавливаемые Верховными Советами республик в составе РФ, Советами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными Советами народных депутатов

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46 ст. 2615, в «Российской газете» от 17 ноября 1992 г. N 248

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 мая 2021 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2013 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

В Госдуме обсудили подготовленную в администрации президента концепцию закона

Для развития культуры в стране нужно разработать и принять специфическое законодательство, в котором культурная деятельность не будет считаться услугой, но получит ясные критерии для поддержки государства, в том числе финансовой. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Госдуме, обсудив концепцию закона «О культуре», разработанную в президентской администрации (АП). Члены общественного совета при комитете Госдумы по культуре высказали сомнение, что их сферу можно регулировать законом, поскольку «никто не знает, как возникает культура и как развивается». «Вы пытаетесь с помощью сети поймать океан»,— заявил музыкант Сергей Шнуров.

Думский комитет по культуре провел вчера парламентские слушания, на которых обсуждалась концепция будущего закона «О культуре». Пока что эта сфера регулируется законом «Основы законодательства РФ о культуре», который принимался в 1992 году, прежде всего для того, чтобы исключить идеологическое воздействие на эту сферу. В концепции, разработанной в АП, говорится, что новый закон «О культуре» должен способствовать «созданию в обществе насыщенной интеллектуальной, духовной среды, которая позволит воспитать поколения, способные обеспечить будущее величие и силу России», а «полноценное культурное развитие страны возможно только при всестороннем взаимодействии общества и государства».

Как сообщил советник президента по культуре Владимир Толстой, первая сложность, с которой столкнулись разработчики концепции, это юридическое определение термина «культура». Вместо него, по его словам, «предлагается понятие «культурная деятельность»», виды которой «определяются через описание их особенностей». Разработчики также пришли к выводу, что административная, налоговая и другие реформы последних десятилетий привели к тому, что культура перестала способствовать «созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей». «Логика гражданского, бюджетного, налогового законодательства фактически исключила возможность придания отношениям в сфере культуры какого-то особого специфического статуса, которого она заслуживает»,— подчеркнул господин Толстой. А утвердившийся в управлении отраслевой подход (как к отрасли социалки) «приводит к неуклонному вытеснению культурной деятельности из сферы ответственности государства и формирует у граждан потребительское отношение к культурным ценностям», добавил советник президента.

Почему Госдума призвала к совету деятелей культуры

От учреждений культуры стали требовать исполнения «целевых показателей эффективности», измеряемой в рублях, перевела разговор в практическую плоскость глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская («Единая Россия»). По ее мнению, «количественные показатели» не могут быть критерием эффективности в культуре, «но чиновнику невозможно объяснить, чем «миллион проданных билетов» отличается от «миллиона зрителей»». При этом «закон предполагает четкость, а культура — вариативность, закон предполагает однозначность исполнения, а культура — свободу нарушать границы», отметила госпожа Ямпольская. В целом же она концепцию АП поддержала.

Члены общественного совета при комитете по культуре скептически отнеслись к документу. «Попытки и надежды каким-то законом стимулировать развитие культуры нереальны, потому что никто не знает, почему и как она возникает и развивается»,— заметил кинорежиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. «Вы пытаетесь с помощью сети поймать океан. Это не получится»,— заявил разработчикам концепции закона еще один член совета, музыкант Сергей Шнуров (Шнур).

Как Сергея Шнурова включили в общественный совет при комитете Госдумы по культуре

«Культура — это не услуга, а общественное благо»,— заявил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. По его мнению, разработчики концепции приняли верную установку, что «культура не может быть прерогативой ни государства, ни профессионалов, ни общества».

«Никогда в своей истории российское общество не было так глубоко дифференцировано и сегментировано по материальному уровню, идеологическим ориентирам, ценностным установкам и культурным предпочтениям»,— сообщил участникам слушаний директор Института социологии РАН Михаил Горшков. По его мнению, будущий закон «должен работать на эту многомерность», в противном случае «вероятен разрыв духовной культурной ткани российского общества».

«Будут написаны два законопроекта. Один — «О культуре», а второй — о внесении изменений в иные законодательные акты»,— сказал по итогам слушаний Владимир Толстой, имея в виду, что новые правовые нормы, связанные с культурой, потребуют правки налогового, бюджетного и иного законодательства. «Хотелось бы принять закон в этом году. Месяца три-четыре будет писаться, осенью будем обсуждать, попытаемся до конца года принять»,— подытожил советник президента.

Право на культуру

На пресс-конференции в Госдуме в четверг обсуждался проект нового базового закона «О культуре в РФ», подготовленный депутатами думского комитета по культуре и Российским институтом культурологии. В этот же день документ был вывешен на сайте Государственной думы.

Как сообщает корреспондент «Актуальных комментариев», законопроект был внесен на рассмотрение депутатов в пятницу, 21 октября. Он готовился более трех лет и прошел множество обсуждений, но и теперь, как сообщил глава профильного комитета Григорий Ивлиев, парламентарии не спешат с рассмотрением документа. Первое чтение пройдет только в следующем созыве Госдумы, после парламентских выборов.

Причем, один из авторов нового закона, сам Григорий Ивлиев, представить его депутатам уже не сможет. С 24 октября он назначен на должность заместителя министра культуры, в начале следующей недели, после сложения депутатских полномочий, он приступит к выполнению новых обязанностей.

Председатель Госдумы Борис Грызлов напомнил, что принятие законопроекта о культуре давно назрело. «Это новая редакция устаревших на сегодняшний день Основ законодательства о культуре (были приняты в 1992 году – ред.)», — напомнил спикер нижней палаты. Он также пообещал, что в новом законе, безусловно, будут сохранены государственные гарантии поддержки отрасли и гарантии права граждан на доступ к культурным ценностям. «А основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры по-прежнему остается бюджетное финансирование», — добавил Грызлов. Причем, по его словам, на поддержку культуры в ближайшие три года из федерального бюджета будет направлено почти сто миллиардов рублей.

«Один из ключевых принципов, которые будут закреплены в законе, — ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры», — отметил Грызлов.

«В соответствии с законопроектом, государство обязано создать систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни. Это, прежде всего, поддержка организаций культуры, гарантии работникам культуры, сохранение культурных объектов, создание единой информационной системы, сохранение единого культурного пространства, широкое вовлечение граждан в культурную жизнь», — сказал спикер нижней палаты.

По его словам, органы госвласти должны будут «создавать условия для сохранения бесплатности основных услуг общедоступных библиотек и других видов услуг в сфере культуры, обеспечивать льготы для детей, школьников, студентов, инвалидов, пенсионеров и малоимущих при посещении музеев, кинотеатров, театров». Он добавил также, что для несовершеннолетних законом предусмотрено бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Кроме того, в качестве условий для привлечения инвестиций в сферу культуры предусмотрена возможность установления льгот для юридических и физических лиц.

Грызлов выразил надежду, что закон, когда депутаты примут его в окончательном виде, «будет способствовать сохранению в России традиционных культурных ценностей, развитию культурной среды».

Григорий Ивлиев, выступая на пресс-конференции в Госдуме, отметил, что «законопроект отвечает потребностям XXI века». Его основополагающим принципом, по словам автора документа, является «связь культуры и образа жизни». Глава комитета подчеркнул, что «законопроект дает новое понимание культуры и таким образом реализует переход от инфраструктурного подхода к культуре к мировоззренческому, уделяющему особое внимание отношению к культуре, участию в культурной жизни всех членов общества».

Он убежден, что принятие данного законопроекта «позволит изменить отношение к культуре в обществе». «Мы прописали, что культура имеет основополагающее значение для всех сторон социальной жизни, для модернизации страны и т.д.», — подчеркнул Ивлиев, добавив, что в законопроекте прописано право граждан на участие в культурной жизни, а также право на художественное образование как один из механизмов самореализации.

Григорий Ивлиев пообещал, что не оставит работу над законопроектом, покинув стены Государственной думы. Он заявил журналистам, что будет работать в министерстве, и там отстаивать новый законопроект.

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обозначил три главные вещи, которые должны быть в законопроекте о культуре, и присутствуют в нем. «Закон о культуре должен гарантировать гражданам свободный доступ к культуре, свободу творчества и сохранение культурного наследия, эти три основополагающие вещи в законе обозначены очень грамотно и внятно», — заключил Швыдкой.

Кроме этого, спецпредставитель президента напомнил о проблеме, которая также упомянута в представленном в четверг документе — это «возможность общества, возможность граждан Российской Федерации иметь доступ к культуре». «Сегодня это, к сожалению, это ограничивается целым рядом социальных проблем, которые есть в регионах», — заметил Швыдкой.

Еще одна немаловажная деталь, которую не обошел вниманием законопроект – это тема художественного образования. «У нас есть проблема, связанная с художественным образованием граждан, — отметил Швыдкой. — Если вы сегодня посмотрите, что происходит в нашей средней школе, то вы убедитесь, что художественного образования в школе, в детском садике, по существу, просто нет». По словам Михаила Швыдкова, «это отражается на качестве публики, а качество публики, в свою очередь, влияет на качество искусства».

Директор «Мультимедиа-арт музея» Ольга Свиблова заявила, что при всех существенных достоинствах законопроекта, он требует доработки. В частности, по ее мнению, необходимо уточнить в законопроекте нормы, касающиеся авторских прав. «Сегодня производство играет важнейшую роль в создании произведений искусства. Например, печать является неотъемлемой частью фотографического произведения, — пояснила директор «Мультимедиа-арт музея». — Поэтому выносить на тендер, кто будет печатать фотографии, руководствуясь только ценой, — это нарушение авторского права на коллективное творчество». «Таким образом, мы убиваем право художника на создание уникального произведения», — высказала свою позицию Свиблова.

Вместе с тем, законопроект о культуре, сочиненный депутатами профильного комитета и Институтом культурологии, не был единственным. За три года рассмотрения «Закона о культуре», неоднократно представлялись разные его варианты от разных разработчиков, в том числе Общественной палаты. «Текст законопроекта согласован с ОП РФ», — сказал журналистам Ивлиев. Однако в Общественной палате опровергли эту информацию.

Как отметила в интервью корреспонденту АК член комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры Елена Лукьянова, вариант документа, представленного в четверг в Госдуме, нельзя назвать окончательным. «Это промежуточный вариант, и он не согласован с Общественной палатой», — заявила Лукьянова, уточнив, что говорит не только от своего лица, но от лица всей Общественной палаты. «Мы будем продолжать работать над проектом, и наш проект отличается от думского», — заявила она.

По словам Лукьяновой, в документе, представленном Ивлиевым, «государство стоит над культурой», при том, что в варианте Общественной палаты — «государство – один из участников культурной деятельности». «Главное отличие заключается в том, насколько государство сможет “рулить” культурной политикой, сможет ли ставить перед ней свои цели, свои задачи», — пояснила Лукьянова. Кроме этого, по словам члена ОП РФ, в законопроекте, вывешенном на сайте Госдумы, «прописаны запреты, и при этом нет никой ответственности за нарушение этих запретов». «Значит, завтра будут опять дырки, коллизии, проблемы, как в большинстве нормативно-правовых актов, сегодня принимаемых», — заключила правозащитница.

Впрочем, как отметил Григорий Ивлиев, законопроект еще будет, безусловно, дорабатываться и совершенствоваться. Для этого в рамках Госдумы создастся специальная рабочая группа. Время на это есть, ведь, как отметил глава думского комитета по культуре, документ будет рассмотрен не ранее января 2012 года.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 октября 1992 года №3612-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 23.06.1999 г. №115-ФЗ, 27.12.2000 г. №150-ФЗ, 30.12.2001 г. №194-ФЗ, 24.12.2002 г. №176-ФЗ, 23.12.2003 г. №186-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 31.12.2005 г. №199-ФЗ, 03.11.2006 г. №175-ФЗ,29.12.2006 г. №258-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 21.12.2009 г. №335-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 22.04.2013 г. №63-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2014 г.), 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 30.09.2013 г. №265-ФЗ, 05.05.2014 г. №102-ФЗ, 21.07.2014 г. №216-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2015 г.), 21.07.2014 г. №256-ФЗ, 01.12.2014 г. №419-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2016 г.), 28.11.2015 г. №357-ФЗ, 26.07.2017 г. №205-ФЗ, 29.07.2017 г. №234-ФЗ, 05.12.2017 г. №392-ФЗ, 18.07.2019 г. №193-ФЗ, 01.04.2020 г. №98-ФЗ, 30.04.2021 г. №114-ФЗ)

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Раздел I. Общие положение


Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

Статья 3. Основные понятия

Используемые в настоящих Основах термины означают:

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре

Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование;

(В абзац девятый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2013 г. №185-ФЗ)

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры

Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры

Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Раздел II. Права и свободы человека в области культуры


Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: