Закон об образовании ребенок имеет право на получение общего образования

Несовершеннолетние. Образование. - Прокуратура Калининградской области Несовершеннолетние. Образование. 7 июня 2019, 10:09 Статьи 28 — 29 Конвенции о правах ребенка определяют право

Закон об образовании ребенок имеет право на получение общего образования

Несовершеннолетние. Образование. — Прокуратура Калининградской области

Несовершеннолетние. Образование.

  • 7 июня 2019, 10:09

Статьи 28 — 29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Конституция РФ в ч. 4 ст. 43 закрепляет положение об обязательном для каждого гражданина получении основного общего образования. Конституционным является также положение о том, что родители или заменяющие их лица обеспечивают получение детьми основного общего образования, общедоступность и бесплатность которого гарантируется согласно ч. 2 ст. 43 Конституции.

Положения Конституции РФ конкретизированы семейно-правовыми нормами, которые являются инструментом помощи детям, предоставляя выбор средств и способов защиты их прав. Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

В случае если ребенок утратил родительское попечение, государство обязано заменить родителей ребенка лицом, ответственным за его обучение, — эта норма также является прямым отражением положений Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 20): ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Следовательно, дети-сироты и дети, утратившие родительское попечение, с одной стороны, имеют те же права, которыми семейное законодательство наделяет всех несовершеннолетних, с другой — действующее законодательство особо выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Эти дети являются особыми субъектами защиты, и специальное выделение их прав в законодательстве должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Во исполнение положений СК РФ, закрепляющего права и интересы детей, в том числе детей-сирот и детей, утративших родительское попечение (ст. ст. 148, 149 СК РФ), были приняты федеральные законы, в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемый Закон.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» специально выделяет категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государства, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Комментируемый Закон содержит дополнительные гарантии социальных прав указанной категории детей, в том числе права на образование, закрепляя его в отдельной статье.

Данное право гарантировано не только Конституцией РФ, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемой статьей, но и ФЗ «Об образовании в РФ», который закрепляет право ребенка на образование и государственные гарантии его реализации в ст. 5.

Право ребенка на образование выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права ребенка на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. С этой целью федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

Прокуратура
Калининградской области

Прокуратура Калининградской области

7 июня 2019, 10:09

Реализация права ребенка на образование

Статьи 28 — 29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Конституция РФ в ч. 4 ст. 43 закрепляет положение об обязательном для каждого гражданина получении основного общего образования. Конституционным является также положение о том, что родители или заменяющие их лица обеспечивают получение детьми основного общего образования, общедоступность и бесплатность которого гарантируется согласно ч. 2 ст. 43 Конституции.

Положения Конституции РФ конкретизированы семейно-правовыми нормами, которые являются инструментом помощи детям, предоставляя выбор средств и способов защиты их прав. Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

В случае если ребенок утратил родительское попечение, государство обязано заменить родителей ребенка лицом, ответственным за его обучение, — эта норма также является прямым отражением положений Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 20): ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Следовательно, дети-сироты и дети, утратившие родительское попечение, с одной стороны, имеют те же права, которыми семейное законодательство наделяет всех несовершеннолетних, с другой — действующее законодательство особо выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Эти дети являются особыми субъектами защиты, и специальное выделение их прав в законодательстве должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Во исполнение положений СК РФ, закрепляющего права и интересы детей, в том числе детей-сирот и детей, утративших родительское попечение (ст. ст. 148, 149 СК РФ), были приняты федеральные законы, в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемый Закон.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» специально выделяет категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государства, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Комментируемый Закон содержит дополнительные гарантии социальных прав указанной категории детей, в том числе права на образование, закрепляя его в отдельной статье.

Данное право гарантировано не только Конституцией РФ, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и комментируемой статьей, но и ФЗ «Об образовании в РФ», который закрепляет право ребенка на образование и государственные гарантии его реализации в ст. 5.

Право ребенка на образование выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права ребенка на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. С этой целью федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

Официальный сайт
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

Нижний Новгород,
ул. Пермякова, дом 10 А

  • СТОП КОРОНАВИРУС!
  • О школе
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Прием в 1-й класс
  • Прием в 10-й класс
  • Безопасность образовательного учреждения
  • Страничка безопасности дорожного движения
    • НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
    • Сведения об отряде ЮИД
    • Материалы социальной рекламы по безопасности дорожного движения
    • НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, направленные на реализацию мероприятий в области безопасности дорожного движения
  • Публичный доклад
  • Инновационная работа школы
  • Доска почета
    • МЕДАЛИСТЫ
  • Государственная итоговая аттестация
    • ГИА
    • ГИА — 9
    • Итоговое собеседование по русскому языку
    • ГИА — 11
    • Итоговое сочинение
  • Всероссийские проверочные работы
  • Олимпиады
    • НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ для проведения школьных олимпиад 2020
    • График проведения олимпиад школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020 — 2021 учебном году
    • Продолжительность олимпиад школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020 — 2021 учебном году
    • Школьный этап Сириус
    • Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников за период 2013-2018 гг.
    • Участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020 — 2021 учебном году
  • ГТО
    • Информация
    • НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Учебно-воспитательный процесс
    • ОРКСЭ
    • НОУ
    • Внеклассные мероприятия
    • ПОДРОСТОК и ЗАКОН
    • 76 лет — ПОБЕДЕ!
    • БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
  • Центр дополнительного образования «Школа полного дня»
    • Изменения в календарном учебном графике в период дистанционного обучения
  • ОВЗ
    • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
  • Социально-психолого-педагогическая служба
    • Школьная служба медиации
    • Страничка педагога-психолога
    • Страничка учителя-логопеда
    • Страничка социального педагога
  • Профориентация
    • Наши мероприятия
  • Школьная газета «Собеседник»
  • Электронный дневник
  • ГОСУСЛУГИ
  • Учет обращений
  • Контакты

ФЗ-273 Об образовании в РФ о правах и обязанностях родителей несовершеннолетних обучающихся

Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей»

Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права”

Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы — права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей. Оно отражено в Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Причем по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции, поскольку ее 38 статья гласит: «Забота о детях, их воспитание — равно право и обязанность родителей». Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. Права ребенка отражены в документе, который называется Конвенцией о правах ребенка. Это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Все труднее в последнее время найти общий язык с родителями учащихся, всё меньше и меньше педагогов предпочитают брать на себя обязанности классного руководителя. Во многих семьях уже считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем, и уж совсем, якобы, не обязательно ходить на родительские собрания, а тем более предупреждать об этом классного руководителя. А ведь действия наши должны быть взаимны, так как цель мы преследуем одну – сделать так, чтобы воспитание, обучение ребенка было успешным.

Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями, предъявляя одни лишь права?

Предлагаем познакомиться со статьей 44 нового Федерального закона «Об образовании в РФ».

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Адрес:603095, Нижний Новгород, ул. Пермякова, дом 10 А

О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 — 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

  1. обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
  2. обучающихся в иных образовательных организациях.

Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 — 13.3 настоящего указа.

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме — в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам — устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других — нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: — для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.; — для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.; — для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.; — для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I — IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V — VIII классах — 2 урока, для обучающихся в IX — XI классах — 3 урока.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

По вопросу, касающемуся обеспечения обучающихся стипендиями, см. Постановление Правительства РФ от 27.06.2001 N 487.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

О гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с обучением, см. главу 26 Трудового кодекса РФ.

8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для самообразования.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

13. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В случае прекращения деятельности гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии учредитель (учредители) такого образовательного учреждения с согласия обучающихся обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

Порядок и условия осуществления указанного в настоящем пункте перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 17 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 56-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

20. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

НОВОСТИ

Что такое право на выбор формы образования и как им воспользоваться

Юридический ликбез по статье 17 российского закона об образовании. Узнайте, какие права есть у родителей по вопросу выбора формы получения образования у детей.

Получение основного общего образования — обязательно. Каждый российский ребёнок должен окончить хотя бы девять классов.

При этом родители (законные представители) наделены правом выбора формы образования и формы обучения ребёнка. Давайте рассмотрим, какие существуют варианты и кто имеет право выбирать образовательное учреждение.

Формы получения образования

В Российской Федерации существует две формы получения образования:

  • в образовательной организации,
  • вне образовательной организации.

Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они самостоятельно выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание.

Право выбора в образовании подразумевает, что ребёнок не обязан учиться в традиционной массовой школе.

Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения — закон и здесь предоставляет свободу выбора. Получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах. А вне образовательных организаций — в форме семейного образования и самообразования.

Рассмотрим каждую форму организации обучения подробнее:

  • Очное обучение — наиболее распространённое. Ребёнок 5-6 дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется.
  • Очно-заочное обучение — ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
  • Заочное обучение — ребёнок не ходит в школу и учится на дому, но находится в контингенте школы, а значит, ему нельзя менять программу, перескакивать через классы, а также придётся придерживаться графика аттестаций.

Семейное обучение (с первого по девятый класс), как и самообразование (10-11 классы), — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы он сдавал аттестации, которые на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном.

Кроме того, граждане Российской Федерации имеют также и право выбора дополнительного образования — это любые кружки, секции, программы профессиональной переподготовки и так далее.

Какую форму обучения выбрать

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения.
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени.
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно.
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете.

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу. Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке.

Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже.

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций. А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы.

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс.

Резюме

Отечественное законодательство наделяет родителей правом выбора способа образования для их ребёнка. Важно разбираться в существующих формах образования и обучения, чтобы понять, какие возможности даются.

Свобода выбора получения образования имеет две формы — учиться в школе и вне её. Школьное обучение подразделяется на несколько видов — выделяют очную, очно-заочную и заочную формы обучения. А образование вне школы называется либо семейным (с первого по девятый класс), либо самообразованием (10 и 11 классы).

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: