Издевательства в школе от старшеклассников

Как защитить ребенка, если над ним издеваются в школе?

Частично враждебные отношения детей друг к другу были всегда. Но сегодня подобные явления принимают особо жестокий характер, становятся обычным явлением. Ребёнок остаётся со своей проблемой один на один. Нет помощи ни со стороны учителя, ни со стороны администрации, ни со стороны родителей.

Взрослые считают, что дети просто учатся таким образом общаться и всё утрясётся со временем. Но не всегда недружеские отношения между детьми являются такими безобидными. Между тем ученика не только можно, но и нужно защищать. Для этого есть все юридические основания.

  1. Каким издевательствам может подвергаться ученик в школе?
  2. Словесные оскорбления и ответственность
  3. Что можно предпринять для защиты ребенка?
  4. Нанесение физического вреда
  5. Обращение в суд
  6. Алгоритм действий

Каким издевательствам может подвергаться ученик в школе?

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь. В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе. Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее здесь) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.

Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их. Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

Словесные оскорбления и ответственность

Более подробно рассмотрим виды вербальных оскорблений их классификацию, определим степень ответственности за подобные издевательства.

  1. Оскорбление в процессе личного общения. Оно имеет форму обидных высказываний во время встречи, показ своего неприятия при помощи жестов, высмеивание одежды, причёски, социального статуса. Подобный вид издевательства может происходить с глазу на глаз, а возможно и быть произведён публично. Оно характерно в основном для девочек.
  2. Оскорбление по религиозным, национальным соображениям. При этом унижается самолюбие ребёнка, связанное с религиозным миропониманием, с выполнением традиций, не наносящих вреда обществу.
  3. Оскорбление в различных соцсетях. Современная жизнь уже не представляется без компьютера. Но оно может нести угрозу и ущемлять достоинство ребёнка. Созданные ими группу в контактах не всегда безобидны. Это тоже общество, но только виртуальное. И никто там не мешает наносить оскорбления ребёнку путём помещения оскорбительных слов, фотографий, унижающих честь ребёнка.
  4. Оскорбление по средствам мобильной связи. Регулярные звонки со словами грубости, непристойных высказываний при помощи телефона.

При отсутствии отягчающих обстоятельств каждое оскорбление (в случае доказательства) административно наказуемо.

Ст.5.61 КоАП предусматривает наказание за оскорбление ребёнка в виде штрафных санкций. До наступления совершеннолетия за данный вид издевательств за своего ребёнка нести ответственность будут родители.

Сумма штрафа определяется тем, при каких обстоятельствах было нанесено оскорбление, насколько полно собрана доказательная база. Заявление с претензиями подаётся законным представителем пострадавшего (родитель, опекун).

Что можно предпринять для защиты ребенка?

  1. Посетите школу, поговорите с педагогами и постарайтесь узнать: учителя в курсе того, что в классе (школе) издеваются над ребенком. Если знают – что делается. Учителя могут быть в курсе, но не предпринимать никаких действий. За подобное отношение их тоже можно привлечь к ответственности.

Если учительский коллектив знает о происходящем, он может предпринимать действия по профилактике травли. Конструктивное общение учителя и родителя – залог сохранения ребёнка от оскорблений. Это самый эффективный путь решения проблемы.

  • При негативном отношении учителя к представленной вами информации у вас есть право написать жалобу на имя директора. Школьная администрация ответственна за создание комфортных условий для учащихся. Ст.48 Закона «Об образовании в РФ» обязывает учителя с уважением относится к личности участников образовательных отношений. Вы вправе потребовать от педагогического коллектива проведение педагогического расследования и принятие мер к прекращению травли вашего ребёнка.
  • Поговорите с возмутителем спокойствия и его родителями. Заявите, что вы намерены предпринять меры в защиту своего ребёнка, если оскорбления не прекратятся. Теперь они поймут, что ситуация контролируется вами. Это заставит их поговорить со своим чадом и, желая избежать неприятных последствий, родители приложат все усилия к тому, чтобы конфликт не повторялся.
  • Для спокойствия и безопасности ребёнка в некоторых случаях придётся ограничить время пребывания в интернете, если угрозы сыплются оттуда.
  • Может быть, лучше сменить школу (если есть такие условия).
  • К сожалению, бывают в практике случаи, когда оскорбления в адрес ученика звучат со стороны учителя: за внешний вид, за плохую успеваемость, за непутёвых родителей.

    В этом случае надо поступать так:

    • встретиться с учителем и лично поговорить;
    • подать жалобу директору;
    • обратиться с заявлением в Комиссию по урегулированию конфликтов;
    • написать обращение в суд, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием.

    По установлении фактов издевательского отношения к вашему ребёнку вы имеете право потребовать:

    1. привлечения к дисциплинарной ответственности (разбирательства в рамках школы);
    2. привлечения к административной ответственности (или даже уголовной). Согласно ст.5.61. КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции на граждан – в пределах от 1 000 до 3 000 рублей; должностные лица подвергаются штрафу от десяти тысяч до тридцати тысяч;
    3. компенсации морального вреда в случае обращения в суд (ст.151 ГК РФ) при доказательстве такового: депрессии, обращение к психологу.

    Статья 151. Компенсация морального вреда

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    Нанесение физического вреда

    Более опасным видом издевательства по отношению к ребёнку является физическое издевательство. Оно всегда связано с нанесением побоев. Если о словесном оскорблении можно не знать, то результаты физического воздействия выражены открыто в виде синяков, кровоподтёков, переломов.

    Нанесение вреда здоровью влечёт за собой уголовную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придётся понести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

    Физические воздействия способны привести к вышеуказанным последствиям, и подростку придётся за них отвечать.

    До достижения четырнадцатилетнего возраста за действия своих детей несут ответственность родители.

    ГК РФ статья 1074 определяет, что подростки до 14 лет несут ответственность за причинённый вред. Но при отсутствии у них доходов возместить ущерб придётся законным представителям, если они не докажут, что вред причинён не им.

    Мы подробно рассказывали об алгоритме действий в случае, если вред ребенку был причинен его сверстнику в этой статье.

    Обращение в суд

    Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли. Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

    При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

    Алгоритм действий

    1. Выяснить подсудность вашего дела. Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
    2. Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
    3. Сбор доказательств. Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
    4. Квитанция об уплате госпошлины.

    Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

    Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле — посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

    Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей — это защита для детей.

    Как не стать жертвой издевательств в школе. Отвечают психолог, педагог и тренер по боксу

    Травля и издевательства среди подростков — обычное явление. Это признают учителя, об этом мы пишем пугающие новости, за этим можно наблюдать в интернете. У психологов есть термин, обозначающий агрессивное поведение и унижение другого человека: буллинг. Отследить, как часто школьники подвергаются буллингу, невозможно — о таких проблемах не принято говорить, наружу всплывают только единичные случаи. Но последствия травли ужасны — от комплекса жертвы потом приходится избавляться годами.

    Как себя вести, чтобы не стать изгоем в школе? Что делать, чтобы желающие самоутвердиться не нанесли ни морального, ни физического вреда? Порталу 66.ru об этом рассказали специалисты: признанный педагог, психолог и тренер по боксу.

    Откуда берется травля в школе?

    20 мальчишек и девчонок проводят в одном помещении по 6 часов в день. Все они — из совершенно разных семей, с непохожими характерами и увлечениями. Оказавшись вместе, они распределяют роли и объединяются в группы. Эти группировки могут быть как позитивные (по спортивным, внеклассным интересам), так и негативные (курение, употребление алкоголя, жестокость). Между группами рано или поздно возникают конфликты.

    Выстраивая иерархию, дети могут быть очень жестоки. Чтобы самоутвердиться, они могут выбрать агрессивный способ выбиться в лидеры: драться, зло шутить, оскорблять, издеваться, игнорировать, отбирать и портить вещи у других.

    Кого выбирают жертвой?

    Жертвой может стать любой. Если ваш ребенок пришел в школу учиться, а в классе все играют на планшетах и хвастаются новыми игрушками, то, возможно, он будет не понят. В зоне риска те, чьи ценности отличаются от ценностей остальных.

    Еще очень важно, какие отношения в семье. Чаще всего в семье ребенка, который отвергается сверстниками, очень агрессивные и авторитарные родители, предъявляющие сверхтребования. Конфликты, ссоры, рукоприкладство в семье означают, что ребенок попадает в группу риска.

    Учитель говорит, что гонениям подвергаются слабохарактерные дети, не имеющие твердого стержня, которых легко склонить на любую сторону. Тренер по боксу выбирает слово «ущемленные»: «Кого рано забили, на кого с детства начали орать». А психолог расшифровывает, что объектом издевательств становятся подростки с повышенной чувствительностью (они показывают свой страх, их легко обидеть или разозлить — а это именно то, что нужно агрессору).

    Еще в опасности те, кому сложно находить общий язык с окружающими, кто не чувствует собственных границ и границ другого, у кого неопрятный внешний вид или физические особенности, проблемы со здоровьем.

    Застраховаться от буллинга невозможно. Даже в одной семье у одного ребенка могут развиться виктимные черты (склонность становиться жертвой), а у другого — нет.

    Как определить, что над ребенком издеваются?

    Есть признаки, по которым можно понять, что ребенка обижают в классе:

    — Он неохотно идет в школу.
    — Возвращается из школы подавленным.
    — Очень мало рассказывает о школьной жизни.
    — Не знает, кому позвонить, чтобы спросить домашнее задание.
    — Одинок (никого не приглашает в гости, на дни рождения).
    — На теле синяки, царапины, происхождение которых он не может объяснить.
    — У него пропадают вещи, деньги.
    — У аккуратного ребенка сломаны вещи, испачкана одежда.
    — Он реже выходит гулять или, наоборот, долго не возвращается домой.
    — Падает успеваемость.
    — Грубо отвечает на замечания взрослых.
    — Замыкается в себе.

    Эти признаки должны проявляться в комплексе, потому что по отдельности для каждого можно найти оправдания.

    Стоит насторожиться, если вы видите, что во время неучебных мероприятий ребенок стоит в стороне, выходит последним, с ним никто не здоровается или грубо разговаривают. Поддерживайте общение с учителями и классным руководителем и попросите их сразу же предупредить вас, если возникнут конфликты.

    Что делать, если моего ребенка травят одноклассники?

    Тренер по тайскому боксу советует первым делом успокоиться и постараться узнать подробности того, что случилось.

    Психолог согласна с тренером и дает несколько советов, как общаться с ребенком, если его травят или притесняют:

    — Контролируйте свои эмоции. Если ребенок поймет, что вы подавлены или сильно злитесь, он может закрыться.

    — Если молчит, то скажите: «Понимаю, что многим детям трудно говорить о таком, мы поговорим, когда ты будешь готов».

    — Если ребенок маленький, то спросите: «Не обижают ли мишку в детском садике?»

    — Не обещайте, что вы никому не расскажете, потому что следует как можно скорее поставить учителя и администрацию школы в известность и при необходимости оповестить других родителей.

    — Попробуйте вместе с ребенком придумать варианты выхода из ситуации (пусть он тоже участвует, он уже сполна ощутил свою беспомощность, помогите ему вернуть контроль над ситуацией).

    — Дети и подростки, переживающие травлю, нуждаются во взрослых. Мама с папой должны верить в них, сохранять надежду, направлять их в трудный момент и советовать альтернативные варианты.

    — Нужно сразу обратиться к специалистам. Потому что если ребенка травят — значит проблемы не только в психике ребенка, но прежде всего в семье. Кроме того, надо, чтобы с ребятами в классе также поработали психологи, иначе на место жертвы выберут другого.

    — Одиночество и изоляция от сверстников — главные последствия буллинга. Следовательно, нужно вернуть ребенка в коллектив: отдать его в кружки, секции. Родителям надо больше общаться с ребенком, чтобы дома была добрая и дружелюбная атмосфера. Постарайтесь переключить его внимание на увлечения и хобби. Учите его защищаться: отдайте в неагрессивный спорт (плаванье, лыжи). Ребенку требуется много любви, поддержки, заботы. Рассказывайте о себе, своей жизни, ходите в интересные места, чтобы расширить кругозор ребенка.

    Преподаватель напоминает, что обо всем обязательно нужно рассказать классному руководителю и преподавателям в кружках. Если проблема стоит действительно очень серьезно, можно организовать мини-педсовет с учителями — это поможет решить конфликтную ситуацию.

    Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией, считает педагог. Самосуд и групповая разборка не решат проблему. Кроме того, применение физической силы может повлечь непоправимые последствия, которые повлияют на будущее обеих сторон. Лучше всего поговорить с обидчиком наедине и попытаться убедить его в неправоте. Но этот способ не работает при групповой травле — в этом случае ребенку следует обратиться за помощью к взрослым: учителям, администрации учебного заведения, родителям.

    Если конфликты доходят до драк, школьнику может быть необходима физическая защита. Тогда он должен быть все время в поле зрения учителей-предметников, и в течение учебного дня они должны передавать его друг другу. Администрация школы также должна опекать такого ученика, возможно, даже сопровождать из школы домой.

    Если меры не приносят результата, можно перевести подростка в параллельный класс. Если и это не помогает, и травля продолжается — переводите ребенка в другую школу.

    Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

    Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье. Изначально отметим, что под школьным насилием традиционно понимают применение физического, психологического и других видов негативного воздействия на ребенка со стороны других детей. Именно в данном контексте мы и рассмотрим насилие среди сверстников — будь то физическое причинение вреда здоровью при избиениях, драках, намеренная порча имущества ребенка, постоянные издевательства, выраженные в форме продолжающихся унижений, или единоразовые оскорбления, в результате которых также может существенно пострадать детская психика и т.д. Все эти поступки находятся вне закона и за них предусматривается ответственность. В зависимости от поступка и наступивших последствий это может быть уголовная или административная ответственность, кроме того — гражданско-правовая ответственность (по возмещению причиненного вреда пострадавшему ребенку) и дисциплинарная ответственность за нарушение правил внутреннего распорядка в школе.

    Так, за оскорбления одноклассников, которые для многих школьников сегодня стали стандартными поступками, законом предусмотрена административная ответственность. Она применяется к детям, достигшим 16 лет (ст. ст. 2.3, 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    За уголовно-наказуемые преступления детей привлекают к ответственности также с 16-летнего возраста. Важно понимать, что уголовно-наказуемыми является очень многие поступки, которые дети могут не осознавать таковыми. Например, причинение даже легкого вреда здоровью (кратковременное расстройство здоровья) подпадает под уголовную ответственность. А за особо опасные поступки к уголовной ответственности детей могут привлечь уже с 14 лет. К таким поступкам относятся умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и вреда средней тяжести, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, убийство, вымогательство, кража, умышленное повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах и другие (ст. 20 Уголовного кодекса РФ).

    Многие дети, да и зачастую родители, заблуждаются, когда считают, что ребенка, не достигшего 16 (или 14 лет) лет, не могут привлечь к ответственности за его поступки. Если возраста уголовной или административной ответственности ребенок не достиг, к нему применимы другие меры — его могут поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, ограничить в посещении определенных мест, а также поместить в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подобный центр существует и на территории Тюменской области. Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре неоднократно посещает данный Центр и беседует с теми ребятами, которые попали туда по соответствующему решению суда.

    Также нельзя не затронуть аспект родительской ответственности. Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. За ненадлежащее воспитание ребенка для родителей предусмотрена ответственность. Это может быть как административная ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ), так и крайние меры — если родители не исполняют свои родительские обязанности их могут лишить родительских прав, ограничить в правах. Ребенка в таком случае передают на воспитание в другую семью либо в специализированное учреждение.

    Важно учитывать, что на основании п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. А педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей (п.4 ст. 48 ФЗ № 273-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ в случае, когда малолетний гражданин (то есть ребенок не достигший четырнадцати лет), причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине. Следовательно, если малолетний ребенок подвергается насилию в стенах школы, то ответственность возлагается также и на администрацию образовательной организации. За надзор над старшими детьми во время образовательной деятельности школа также отвечает и обеспечивает их безопасность. Однако за вред, причинённый детьми в возрасте от 14 лет отвечают они сами или их родители — если у ребенка нет дохода или иного имущества для возмещения вреда (ч. 1 ст. 1074 ГК РФ). Таким образом, если обидчику вашего ребенка до 14 лет – с иском о возмещении вреда следует обращаться к школе, а если он старше этого возраста – иск нужно подавать к его родителям или к нему лично. Это правило в равной степени относится к ситуациям если в школе ребенку порвали одежду или портфель, сломали телефон или испортили канцелярские принадлежности, а также к случаям возмещения морального вреда, причиненного в стенах школы.

    Существует и еще один вид ответственности, применяемой к детям, нарушающим права своих одноклассников. Школа имеет право применять к ним меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление (ч. 4 ст. 43 ФЗ № 273-ФЗ). Кроме того, если ребенок постоянно нарушает правила школьной жизни, то его могут поставить на внутришкольный учет или на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, организовать с ним систематическую работу школьного психолога или социального педагога. Применения указанных мер к обидчику родители пострадавшего ребенка вправе требовать от школы. С самим пострадавшим ребенком также может быть организована работа психолога или социального педагога, чтобы исключить нарушение его морального состояния.

    В заключение отметим, что устранение межличностных проблем в детской среде является важной задачей как для школы, и в частности ее педагогов, так и для родителей. Зачастую насилие в детской среде назревает долго и начинается с мелочей. Поэтому если вы заметили, что в классе вашего ребенка напряженные отношения между детьми – обязательно обратите внимание классного руководителя на этот факт. Если ситуацию не удается решить через классного руководителя, не нужно стесняться обращений к школьным психологам и социальным педагогам, в администрацию школы. Если же администрация школы не предпримет необходимых мер и ситуация в классе не исправится, родители вправе обратиться с жалобой в органы управления образованием (например, в отдел образования при городской либо районной администрации, в Управление образования области). При этом важно иметь ввиду, если имеет место физическое насилие над ребенком – необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

    Что делать, если над вашим ребенком издеваются в школе?

    Статистика неутешительна: психологи утверждают, что больше половины взрослых людей, обращающихся к ним за помощью, в детстве страдали от издевательств со стороны других детей. Травля, или говоря современным языком, буллинг – частое явление. Искоренить его совсем вряд ли получится, но бороться с этим однозначно нужно. Что делать в таких случаях, расскажем дальше.

    Чужой среди своих

    Раньше объяснение буллингу было простым: ребенок, позволяющий себе издеваться над другими, на самом деле неуверенный в себе, потому таким образом пытается компенсировать свои страхи.

    Но многочисленные исследования опровергли этот факт. Ведь оказалось, что агрессоры, в большинстве своем, достаточно сильны духом и амбициозны. Почему же они так себя ведут?

    Объяснение достаточно банально: это норма для коллектива, в котором постоянно находится булли, и, более того, это постоянно поощряется. Иногда такие выходки являются способом подтвердить свой авторитет в компании или попыткой доказать, на что он способен.

    Стать жертвой травли может кто угодно. Но чаще всего это те, кто не может постоять за себя и дать отпор. А также интроверты, всегда держащиеся вне коллектива, реже дети, которые ведут себя вызывающе.

    Зацепка может быть любой: толстый, худой, «очкарик», мямля, заика.

    Сложность подобной проблемы состоит в том, что родители, как правило, узнают о ней постфактум. Само чадо, скорее всего, будет молчать и уверять всех в том, что все в порядке, несмотря на грязную или порванную одежду, синяки, царапины, испорченные канцелярские принадлежности.

    Звоночком к тому, что немедленно требует обратить внимание на взаимоотношения в школе, может также быть отказ ее посещать, излишняя замкнутость, внезапные истерики, злость. Если до этого встречи и общение с друзьями были регулярными и вдруг сошли на нет – обязательно поинтересуйтесь почему.

    Далее нужно начать действовать. Но только руководствуясь разумом, а не эмоциями. Ведь часто первое желание, возникающее у взрослых в таком случае – отомстить, сиюжеминутно поговорить с родителями обидчика или еще лучше – обсудить этот острый вопрос на родительском собрании.

    Все это делать категорически не рекомендуется. Помочь таким образом вряд ли получиться, а вот ухудшить ситуацию – вполне. Ведь чадо с этого момента может стать не только «толстушкой» или «очкариком», а и «ябедой», «нюней» и «маменькиным сыночком».

    Начинаем действовать

    Так что же нужно делать? Вот некоторые советы:

    1. Объясните ребенку, что вы его поддерживаете, и он не заслуживает такого отношения к себе. Что вместе вы попробуете найти выход из сложившейся ситуации.
    2. Переориентируйте. В случае если травля имеет только словесное выражение, тогда стоит выяснить, насколько авторитетным является обидчик для чада. Часто его мнение для многих является решающим. Задача родителей в таком случае заново расставить приоритеты, и напомнить о том, что мнение родителей в этом случае авторитетнее, а поддержка безусловна.
    3. Пообщайтесь с учителем. Особенно актуально это в младших классах, где роль учителя в коллективе достаточно велика. Буллинг – проблема не агрессора и жертвы, а всего коллектива. Ведь всегда есть те, кто поддерживают булли, и те, кто наблюдают. И все они являются участниками этого процесса.
    4. Научите защищаться. Нет, лезть первым в драку очень плохо. Но обороняться – хорошо, если имеет место физическое издевательство. Если навыков обороны нет, можно отдать чадо в спортивную секцию, но сразу установить правила – только защищаться.

    Уметь отвечать словесно, чтобы поставить обидчика на место – тоже хороший способ. Едкое и колкое слово поставит агрессора на место или введет в ступор. Несколько таких раз, и он не захочет связываться с тем, кто и сам может «уколоть» в нужный момент.

    1. Обратитесь к психологу. Иногда родные не в состоянии найти выход из сложившейся ситуации и подсказать, как правильно себя вести. Тогда стоит обратиться к специалисту. Он поможет проиграть ситуацию в лицах, и даст действенные рекомендации, сложив правильный алгоритм поведения.
    2. Переведите в другую школу. Кому-то это может показаться бегством. Но на самом деле, это не так. В особенности, если травля приобрела глобальные масштабы, и к ней присоединилось большинство коллектива. Нормально существовать в нем уже не получится. Если решили это сделать, стойте на своем. Даже если все будут вас уверять, что агрессор изменился.

    Булли тяжело расстаются со своими жертвами, ведь возникает необходимость искать новую, и начинать все сначала. Потому они могут начать вести себя, как паиньки, и даже сделать вид, что готовы подружиться. Но это обман.

    К переводу стоит подготовиться. Неправильно искать школу и класс, где «не издеваются». Важно делать уклон на хороших учителей, дополнительные интересные предметы.

    А также важно научить чадо не воспринимать попытки знакомства, поддержки и дружбы «в штыки».

    Но куда же обращаться, если ничего не помогает? В социальные службы или службы по правам детей, органы попечительства. Отстаивать права можно с помощью юриста и правоохранительных органов, если ситуация зашла слишком далеко и решить ее мирным путем не получается.

    Буллинг все же легче предупредить, чем бороться с ним. Для этого в первую очередь, научитесь слушать детей, а также укрепляйте их уверенность в себе и своих силах.

    Психология школьных задир: какие дети издеваются над сверстниками?

    «Удаленка» не устранила проблему буллинга, а скорее перевела ее в онлайн-формат. Но скоро все дети вернутся в классы — и опять начнутся жалобы и конфликты. Говоря о проблеме школьной травли и издевательств, родители, учителя и психологи обычно уделяют больше внимания жертвам. При этом нередко забывают про другую часть проблемы — самих мучителей.

    «Травля — это не однократное происшествие, а постоянная, систематическая агрессия по отношению к другому ребенку, который по какой-то причине обладает более низким статусом», — объясняет школьный психолог Ребекка Бранстеттер. Она подчеркивает, что травля отличается от других форм агрессии в конфликтах между детьми.

    Разумеется, дети, которые травят сверстников, делают это по разным причинам. Нельзя составить единый психологический портрет школьного мучителя. Но все же у них часто встречаются определенные особенности характера, на которые полезно будет обратить внимание.

    «Если мы сможем выделить общие черты таких детей — например, повышенная стыдливость, проблемы с социальным мышлением и навыками социальной коммуникации, то сможем предотвращать травлю и издевательства заранее», — утверждает Бранстеттер.

    «Личность, характер, моральные принципы, представления о себе — все это в школьном возрасте еще непрочно, еще развивается. Чем раньше мы сможем помочь и агрессору и жертве с их проблемами, тем больше у них будет возможностей для примирения и личностного роста», — объясняет детский психолог Джиллиан Робертс.

    Вот 10 особенностей, характерных для агрессивных детей:

    Недостаток эмпатии

    Агрессивные дети, которые издеваются над сверстниками, часто обладают недоразвитым эмоциональным интеллектом, у них снижена способность к эмпатии, они плохо понимают самих себя.

    «Из-за недостатка эмпатии они неспособны поставить себя на место другого и спросить: а как бы я себя чувствовал, если бы меня так же дразнили?» — объясняет психолог-консультант Кэтлин Гудман. Многие считают, что эмпатия и способность к сочувствию — это врожденные качества, но на самом деле это еще и навыки, которым можно обучать. Родители и учителя могут многое изменить, обучая детей сопереживанию — в том числе и на собственном примере.

    Неуверенность в себе

    «Всем задирам свойственна неуверенность. Запугивая других и издеваясь над ними, они пытаются скрыть ее от окружающих», — утверждает семейный терапевт Том Керстлинг. Для детей с низкой самооценкой унижение других иногда становится нездоровым способом психологической защиты, помогающей ощущать себя уверенней.

    Иногда агрессоры даже завидуют своим жертвам. Тем не менее, объясняет Ребекка Бранстеттер, популярный стереотип о том, что все школьные садисты и мучители страдают от неуверенности в себе, не отражает всей полноты картины.

    «На самом деле многие агрессоры и мучители популярны в классе и, по их собственным словам, самооценка у них не ниже средней или даже высокая. Однако многие из них очень подвержены стыду и ощущают свою уязвимость, боясь, что другие увидят какие-то их слабости. Поэтому, травя и высмеивая других, они переключают внимание на чужие недостатки, успешно скрывая собственные, которых очень стыдятся. Это важная деталь, которую легко упустить: мучители нередко защищают собственную самооценку, перенося свой стыд на других», — объясняет Бранстеттер.

    Потребность в контроле

    «Многие агрессоры стремятся контролировать все и всех, поскольку им кажется, что иначе они сами могут стать жертвами. Они стараются подчинить других, чтобы никто не мог стать сильнее и причинить им вред», — утверждает нейропсихолог Санам Хафиз.

    С этим согласна и школьный психолог Рина Патель: «Дети, которым кажется, что сверстники их не любят или не поддерживают, часто начинают издеваться над другими, пытаясь обрести хоть какие-то власть и контроль. Они ошибочно считают, что, контролируя других детей, они делают их своими друзьями».

    Импульсивность

    Санам Хафиз утверждает, что агрессоры и мучители часто импульсивны и не умеют себя контролировать: «Они просто не думают о том, к каким последствиям приводят их поступки, как сказываются на физическом и эмоциональном состоянии другого человека».

    «Импульсивность возникает по каким-то причинам. Например, из-за того, что ребенок не умеет решать возникающие задачи и проблемы и не знает, как получить желаемое», — объясняет Кэтлин Гудман.

    Жажда власти и статуса

    «Многие агрессоры очень хотят получить власть и высокий статус в своей группе. Из-за недостатка социальных навыков у них остается единственный способ — издевательства над другими», — объясняет клинический психолог Джон Майер. Издеваясь над другими, такой ребенок ощущает себя сильнее их, особенно если он чувствует свою неполноценность в других аспектах.

    Нередко те, кому тяжело дается учеба, начинают третировать более успешных учеников из зависти. Тем не менее современные исследования опровергают многие из устоявшихся стереотипов. Например, исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе, показало, что в средней школе чаще всего издеваются над другими популярные в классе дети.

    «Оказалось, что популярные среди сверстников дети чаще всего травят других. Им кажется, что, издеваясь над слабыми, они подчеркивают и поддерживают свой высокий статус», — объясняет клинический психолог Скотт Симингтон.

    «Дети, которые популярны среди сверстников из-за стиля в одежде, внешности, уникального таланта, богатой семьи и дорогих вещей, втайне боятся, что если бы не этот единственный фактор, они никому не были бы интересны. Поэтому они травят других, чтобы поддерживать собственный статус», — говорит Ким Меткальф, педагог и детский психолог.

    Симингтон уверен: очень важно научить детей, что издеваться над другими не «круто». Тогда у «крутых» и популярных детей исчезнет мотив для травли. Примерно так же работают и кампании против курения.

    Тяжелое детство

    «Иногда говорят, что те, кому плохо, делают плохо и другим. Это верно и для многих школьных задир. Работая школьным психологом, я повидала много таких детей. Нередко они рассказывали истории о своей жизни, от которых разрывалось сердце», — рассказывает Ребекка Бранстеттер.

    Исследование ученых из Университета Южной Флориды показало, что дети, пережившие жизненные трудности (насилие, неблагополучие, финансовые проблемы в семье), более склонны к издевательствам над сверстниками. Многие из них сами раньше становились жертвами травли. Кто-то пережил физическое или сексуальное насилие со стороны родителей, опекунов, старших братьев и сестер или других детей. Они могли наблюдать похожее поведение в семье или где-то еще.

    «Важно помнить, что если ребенок издевается над сверстниками, он, вероятнее всего, где-то этому научился. Если он унижает других, чтобы почувствовать себя лучше, возможно, он вырос в среде, которая разрушила его самооценку», — объясняет Джиллиан Робертс.

    Ранний опыт насилия

    Дети, применяющие физическое насилие к сверстникам, вероятно, с раннего детства наблюдали примеры подобного насилия. Возможно, они видели его по телевизору, в компьютерных играх или в семье. «Многие агрессивные дети положительно относятся к физическому насилию, для них это форма развлечения, способ удовлетворения своих потребностей. Нередко это происходит из-за того, что их родители активно применяли физические или другие жестокие наказания», — объясняет Санам Хафиз.

    Сложные отношения с родителями

    Даже если родители не обращаются с детьми откровенно жестоко, в семье могут быть нездоровые отношения, которые часто способствуют агрессии. «У школьных садистов редко бывают любящие и заботливые родители, активно участвующие в жизни детей», — говорит Рина Патель. Какие-то родители просто не интересуются детьми, а иногда ребенок воспитывается родителем-одиночкой, который вечно устает на работе.

    «В некоторых случаях дети становятся агрессивными и безжалостными потому, что родители требуют от них быть лучше других во всем — в спорте, учебе, по социальному статусу», — добавляет Патель.

    Агрессор боится потерять контроль — в том числе и контроль над собственными эмоциями

    Разные психологические теории по-разному объясняют причины травли. «Теория привязанности говорит, что склонность к издевательствам возникает из-за отсутствия надежной привязанности к родителям в раннем возрасте. Теория семейных систем рассматривает шаблоны поведения и динамику отношений внутри семьи, из нее следует, что дети, пережившие или наблюдавшие насилие в семье, чаще склонны издеваться над сверстниками. Они усвоили, что агрессия — это способ разрешения конфликтов», — объясняет Кэтлин Гудман.

    Склонность к агрессии

    «Большинство детей пробуют проявлять агрессию, но вскоре отказываются от нее по мере развития речи и социальных навыков. Но у школьных задир этот процесс словно останавливается. В конфликтных ситуациях они полагаются прежде всего на агрессию, а не на просоциальное поведение — обсуждение и совместное решение проблемы», — объясняет Скотт Симингтон.

    Эти дети не умеют управлять своим гневом и другими эмоциями. «Агрессор боится потерять контроль — в том числе и контроль над собственными эмоциями. Такие дети часто нетерпеливы и раздражительны. Некоторые из них постоянно находятся в состоянии стресса или эмоционально нестабильны, и из-за этого у них часто случаются вспышки агрессии», — объясняет Санам Хафиз.

    Непоследовательность в воспитании

    Многих агрессивных детей родители воспитывают непоследовательно и пренебрегают дисциплиной. Такие родители не объясняют детям, где проходят границы допустимого, и не заставляют нести ответственность за плохое поведение.

    «Если детям не дают четких правил поведения и пренебрегают их воспитанием, они нередко начинают пытаться контролировать своих сверстников. Слишком мягкие родители не ограничивают ребенка, который в результате считает, что ему все дозволено. Дети хотят, чтобы родители установили для них правила поведения и распорядок жизни, они воспринимают это как проявление заботы. Излишняя родительская мягкость может показаться ребенку безразличием», — объясняет Хафиз.

    Во многих случаях родители не готовы признать, что их ребенок издевается над сверстниками — особенно если раньше он был «примерным», а агрессия проявилась лишь позже. Многие родители и другие взрослые неосознанно потакают издевательствам и травле, относясь к проблеме несерьезно («да мальчишки просто балуются») или вообще ее игнорируя. Очень важно признать реальность происходящего, серьезно поговорить с детьми, четко обозначить недопустимость травли и издевательств и своим примером показывать уважительное отношение к окружающим.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: