Изменения в ст 144 тк 2020 году

С 20 ноября 2020 года вступают изменения в статьи 144, 332.1. 336.2 Трудового кодекса РФ

Изменения в ст 144 тк 2020 году

С 20 ноября 2020 года вступают изменения в статьи 144, 332.1. 336.2 Трудового кодекса РФ

Правительство наделено правом утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в т. ч. в части установления (дифференциации) окладов, ставок заработной платы, применяемых перечней компенсационных и стимулирующих выплат и условий их назначения. При этом Кабмин также будет определять сферу деятельности учреждений, на которые распространяются требования, и срок, в течение которого учреждения должны привести условия оплаты труда в соответствие с требованиями.

Кроме того, по решению Президента РФ одно и то же лицо сможет замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации или вуза более трех сроков. Также глава государства сможет продлевать срок пребывания в указанной должности по достижении предельного возраста.

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 362-ФЗ»О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 27 октября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 17, ст. 1930; N 43, ст. 5084; 2012, N 50, ст. 6959; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7554; 2020, N 22, ст. 3378) следующие изменения:

1) статью 144 дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:

«Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.»;

2) в статье 332.1:

а) часть третью дополнить словами «или решениями Президента Российской Федерации»;

б) часть четвертую после слов «федеральными законами» дополнить словами «или решениями Президента Российской Федерации»;

3) в статье 336.2:

а) часть третью дополнить словами «или решениями Президента Российской Федерации»;

б) часть четвертую после слов «федеральными законами» дополнить словами «или решениями Президента Российской Федерации».

Президент Российской Федерации В. Путин

9 ноября 2020 года

Новые публикации раздела

10 мар ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОДПИСАЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ ВКЛЮЧИТЬ В СТАЖ РАБОТЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ ПЕРИОДЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
28 янв Разъяснения Минпросвещения России и Профсоюза по вопросам проведения аттестации педработников в 2020-2021г.г.
14 янв Приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 №713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
23 дек Устраняем избыточную отчетность
23 дек Совместное письмо Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора о снижении документационной нагрузки учителей.
2 дек Обновленная версия УСТАВА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ
30 нояб НОВЫЙ ЗАКОН О ДИСТАНЦИОННОЙ (УДАЛЕННОЙ) РАБОТЕ

180000, г. Псков, ул. Советская, 15

Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами с обязательной активной ссылкой на источник.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.

Много нового в трудовых отношениях в 2020 году: свежее постановление Правительства

Бухгалтеру и кадровику опять разбираться. Терпения вам! Вышло постановление об особенностях трудовых отношений в 2020 году: обзор документа.

23 июня было опубликовано Постановление Правительства № 887 от 19.06.2020 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году».

Давайте разберемся, что особенного подготовили власти для работников и работодателей.

Уведомление об электронной трудовой

Один из важных пунктов документа — это перенос срока уведомления сотрудников о переходе на электронные трудовые книжки.

Как известно, работодатели должны были проделать эту работу до 30 июня 2020. Сроки уже поджимают, а эпидемиологическая ситуация еще не самая благоприятная. Более того, некоторые компании до сих пор не приступили к работе и сотрудники находятся вне зоны доступа.

Постановлением срок уведомления сдвинут до 31 октября 2020 года. То есть работодателям дали еще 4 месяца на завершение этой процедуры.

Кроме того, документ предусматривает, что конкретные способы уведомления устанавливаются в локальных нормативных актах работодателя.

Напомним, сотрудники должны определиться с выбором трудовой книжки до 31 декабря 2020 года.

Формировать электронные сведения о трудовой деятельности можно в облачной 1С:Зарплата и управление персоналом с Scloud.

Если у вас возникнут вопросы, специалисты 1С проконсультируют вас по ведению учета!

Бухгалтеры и иже с ними

Один из пунктов Постановление касается бухгалтеров и кадровиков. Эти люди не могут себе позволить безвылазно сидеть на домашней самоизоляции. Их труд востребован. Эпидемия эпидимией, а начисление зарплаты никто не отменял.

Документ предписывает (в форме рекомендации) руководству регионов создать условия для поездок на работу отдельных специалистов кадровой и бухгалтерской служб, обеспечивающих выплату зарплаты работникам, а также специалистов служб, обеспечивающих бесперебойную работу оборудования, программно-технических средств и средств защиты информации, используемых в работе кадровой и бухгалтерской служб.

Кстати, начислить зарплату, сформировать ведомости и зарплатные платежки, можно и не выходя из дома. В это сложное для нас всех время облачные технологии становятся очень востребованными и здорово выручают бухгалтеров, вынужденно покинувших офисы.

Вы можете попробовать 1С в облаке бесплатно в течение 14 дней!

Для новых клиентов предоставляется скидка 23% и другие подарки. Торопитесь — акция продлится до 30 июня!

Северные работники

Документ продлевает сроки получения компенсации за проезд и провоз багажа для жителей Крайнего Севера.

Поясним, на основании ст. 325 ТК раз в два года северным сотрудникам за счет работодателя возмещается стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Это право возникает вместе в правом на отпуск.

По закону эти выплаты сгорают, если работник не воспользовался ими в срок. Однако в этом году из-за угрозы распространения коронавируса большинство поездок пришлось отложить.

Люди были обескуражены таким развитием событий. Много вопросов на эту тему задавалось на портале Роструда. Люди надеялись, что будет какая-то автоматическая пролонгация. Но нет. До выхода вышеназванного Постановления Роструд не мог ничем порадовать несостоявшихся отпускников.

Выплаты, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, поясняли трудинспекторы.

Ситуацию пытались исправить депутаты. Фракция «СР» внесла в Госдуму законопроект № 963908-7. Согласно проекту, предусмотренные на 2020 год для жителей Крайнего Севера компенсации на поездки к местам отдыха должны действовать и весь 2021 год.

«Не надо экономить на людях, живущих в самых суровых климатических и природных условиях. Неиспользованные средства, которые были предусмотрены на компенсации этого года, должны не назад в кубышку уйти, а послужить тем, кому они предназначены. Пусть и на год позже», — прокомментировал Сергей Миронов.

Теперь этот законопроект потерял актуальность, так как Правительство уже отрегулировало этот вопрос.

Постановление № 887 предусматривает, что компенсацию за оплату стоимости проезда и провоза багажа, не использованную в 2020 году, можно будет получить в 2021 году.

Кроме того, в документе поясняется, как поступить в той или иной спорной ситуации, чтобы избежать конфликтов.

Например, если работник уже получил компенсацию, но не смог ею воспользоваться, то в течение 7 дней он должен вернуть деньги работодателю (если перевозчик вернул деньги за билеты).

Возвращать компенсацию не придётся, если перевозчик продлил действие билетов на следующий год или не вернул за них деньги работнику.

Когда документ вступит в силу

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (23 июня) и действует по 31 декабря 2020 включительно.

Новое в трудовом законодательстве с 2020 года

Трудовое законодательство РФ с 1 января 2020 года изменилось. Глобальными эти поправки назвать нельзя. О большинстве изменений мы уже писали на нашем сайте в течение года. В этой статье мы даем краткий обзор изменений трудового законодательства на 2020 год, о которых нужно знать каждому бухгалтеру.

В ТК РФ в 2020 году новые сроки выплаты отпускных

В часть 9 статьи 136 ТК РФ, которая регулирует сроки выплаты зарплаты и отпускных работникам, вносятся изменения. В сроках, предусмотренных для выплаты отпускных, появится формулировка «рабочих дня».

То есть, ранее отпускные нужно было выплатить не позднее, чем за три календарных дня, а иногда бухгалтеры выплачивали за три рабочих дня — это не было нарушением. Теперь четко прописано: оплата отпуска производится не позднее чем за три рабочих дня до его начала. Это означает, что работникам, которые идут в отпуск с понедельника, нужно выплатить отпускные:

не позднее среды перед отпуском при 5-дневной рабочей неделе.

не позднее четверга при 6-дневной рабочей неделе.

Сроки выплаты отпускных при внеплановых отпусках

В 2020 году будет урегулирован вопрос по срокам выплаты отпускных работникам, которые захотели уйти в отпуск «день-в-день», и руководитель компании не против.

По действующему законодательству, если работник подал заявление позднее чем за три рабочих дня до начала отпуска, выплатить ему отпускные нужно в течение трех рабочих дней после того, как получено заявление. Получается, что работник не может срочно уйти в отпуск, не создав конфликтную ситуацию. Хотя, на практике, директора и работники обычно договариваются без конфликтов. Тем не менее, в 2020 году установлены конкретные сроки выплаты отпускных для внеплановых отпусков.

Штрафы за воинский учет в 2020 году

Организации обязаны сообщать в военкомат о работниках, которые не предоставили военный билет с отметкой о том, что они стоят на учете, а также о юношах, которым исполнилось:

15 или 16 лет – до 1 октября;

17 лет – до 1 ноября, по статье 8 Закона № 53-ФЗ

.Если руководитель организации отказывается сдавать отчетность по юношам призывного возраста, его могут оштрафовать. Сумма штрафа в 2020 году составит – 3000 руб.

Если руководитель не сообщит в военкомат о работниках, которые не встали на воинский учет, штраф в 2020 году составит – 5000 рублей.

Штрафы за переработки водителей

Если водитель вашей компании будет работать без перерывов для отдыха во время пути, организации грозят штрафы от 20 000 до 50 000 руб., а директору – от 7 000 до 10 000 руб. Документы: Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ; КоАП статья 11.23.

Если машины вашей организации не оснащены томографами, вам также грозит штраф. Организацию могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 50 000 руб., директора – на сумму от 7 000 до 10 000 руб. Эти поправки вступили в силу с 1 ноября 2019 года.

Повышен МРОТ с 2020 года

Произошло ежегодное повышение МРОТ. С 1 января 2020 года новый МРОТ составляет – 12 130 руб. Документ: Приказ Минтруда России от 09.08.2019 № 561н.

В 2019 году МРОТ составил – 11 280 руб. Документ: статья 1 Федерального закона от 25.12.2018 № 481-ФЗ.

С увеличением МРОТ повышается минимальный размер выплат по больничным и минимальный размер допустимой заработной платы. МРОТ применяется для расчета среднего заработка и социальных выплат.

Компания не вправе начислить зарплату ниже МРОТ сотруднику при полном рабочем дне, полной ставке. Регионы вправе устанавливать свой МРОТ. Кроме того, в регионах к минимальной зарплате применяются районные коэффициенты, если они установлены.

В МРОТ нельзя включать компенсационные выплаты

С 2020 года для проверки расчетов по зарплате и социальным пособиям с МРОТ нужно сравнивать только выплаты работнику без учета компенсаций. Документ: законопроект № 722526-7.

В 2019 году согласно действующей редакции Трудового кодекса РФ, бухгалтеры могли сравнивали с МРОТ все начисления в пользу работника, в том числе и надбавки, и компенсации.

Производственный календарь на 2020 год

Правительство РФ постановлением от 10.07.2019 № 875 утвердило новый производственный календарь на 2020 год.

В 2020 году 366 календарных дней. Из них: 248 – рабочих, 118 – выходных и праздничных.

Электронные трудовые книжки с 2021 года

С 2021 года планируется перейти на электронные трудовые книжки. В связи с этим уже в 2020 году появятся новые правила работы с персоналом, новый отчет, а в конце года нужно выполнить несколько новых требований законодательства.

Изменения появятся в ТК РФ

В 2020 году в Трудовом кодексе появится новая статья 66.1 «Сведения о трудовой деятельности работника». Она предусматривает постепенный переход с бумажных трудовых книжек на электронные.

Появляется новый отчет СЗВ-ТД для компаний

У бухгалтеров компаний, где нет отдельного менеджера по кадрам, появится новая обязанность – сдавать в ПФР новый отчет по отчет по форме СЗВ-ТД. Документ: Законопроект № 748684-7.

В отчете СЗВ-ТД нужно отражать сведения о трудовой деятельностиформе СЗВ-ТД. работников.

Перечень сведений в отчете СЗВ-ТД:

место работы: наименование компании и сведения о ее переименованиях, регистрационный номер страхователя;

должность и период работы: данные о приеме на работу с указанием структурного подразделения, специальности, профессии, квалификации, разряда;

сведения о переводах на другую работу с указанием дат и периодов;

сведения об увольнении: основания прекращения трудового договора, реквизиты приказов и распоряжений.

С 2021 года жесткого требования вести бумажные трудовые книжки не будет. Бухгалтерам и кадровикам нужно вести трудовые книжки, если работник сам попросит об этом, письменно в заявлении. Сотрудники, которые захотят сохранить свои бумажные трудовые книжки должны подать заявление с просьбой вести их трудовую книжку до конца 2020 года.

Электронные книжки будет вести Пенсионный фонд России на основании поступивших от организаций ежемесячных отчетов СЗВ-ТД.

Обязанность сдавать СЗВ-ТД появляется с 2020 года. Периодичность – ежемесячно. Срок сдачи – не позднее 15 числа следующего месяца. Впервые вам нужно представить новый отчет за январь 2020 года не позднее 17 февраля 2020 года, так как 15 февраля – выходной день.

C 1 января 2021 года количество отчетов увеличится.

До конца 2020 года организация обязана письменно проинформировать работников об изменении трудового законодательства в части ведения трудовых книжек. Вы можете передать всем работникам их трудовые книжки на руки, предварительно оформив это приказом. Сделать это нужно до конца 2020 года.

Если кто-то из работников письменно напишет заявление с просьбой вести его бумажную книжку, отказать вы не можете. Для всех желающим иметь бумажный вариант трудовой книжки, вам нужно продолжать вести записи согласно действующей инструкции, утвержденной постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69.

Электронный документооборот между работником и организацией

Планируется с 2020 года разрешить обмен между работниками и работодателем в электронном виде. В Трудовом кодексе появятся новые статьи: 15.1 – 15.3. Документ: законопроект № 736455-7.

До легализации электронного документооборота между компанией и работником, в электронном виде могут подавать заявления только дистанционные работники.

Документы между работником — недистанционщиком и организацией должны быть подписаны лично работником и руководителем организации.

Как только электронный документооборот по кадровым вопросам будет разрешен, руководитель организации сможет принять решение: водить кадровый электронный документооборот или нет.

В компании, где будет введен электронный документооборот с персоналом, работник сможет направить в электронном виде начальнику почти все типы заявлений:

О приеме на работу;

О предоставлении отпуска;

О выдаче денежных средств под отчет и так далее.

Изменения появятся в 2020 году.

Новый документ вместо СНИЛС

Бумажные СНИЛС пенсионный фонд уже не выдает.

При приеме на работу молодежи требуйте новое уведомление из ПФР вместо СНИЛС, предусмотренное постановлением Правлением Пенсионного фонда от 13.06.2019 № 335.

Жестче требования к спецоценке

Результаты спецоценки в 2020 году будут действительны, если организация, которая проводит спецоценку, до начала работ внесет в государственную систему учета информацию о спецоценке и присвоит ей уникальный номер. Документ: Законопроект № 769142-7.

Уведомления об иностранцах в 2020 году

В 2020 году введены новые формы уведомлений о работающих в организации иностранцах. Документ: приказ МВД от 04.06.2019 № 363.

Новые формы уведомлений об иностранных работниках в 2020 году:

о заключении трудового или гражданского договора с иностранцем;

о расторжении трудового или гражданского договора с иностранцем;

об исполнении компанией обязательств по выплате зарплаты иностранцу — высококвалифицированному специалисту;

о приеме и увольнении иностранца, получающего образование в России;

о предоставлении неоплачиваемого отпуска больше одного месяца иностранцу, обучающемуся в РФ.

Новые формы можно дополнять новыми листами, если вам не хватит места для того, чтобы указать все сведения.

Что сделать бухгалтеру, чтобы выполнить требования трудового законодательства 2020 года

Запомните несколько важных изменений:

    • Введен новый отчет по форме СЗВ-ТД, который нужно сдать 15 числа месяца. Первый раз в 2020 году – 17 февраля.
    • Поставьте себе отметку в календаре.Отпускные теперь нужно выплачивать за три рабочих дня до отпуска.
  1. В 2020 году внесите изменения во внутренние документы компании. Пропишите, какие документы работник должен предъявить при приеме на работу и как получит сведения о трудовой деятельности при увольнении.
  2. В конце 2020 года ознакомьте работников с нововведениями в трудовом законодательстве, выдайте всем на руки трудовые книжки и получите заявления от тех, кто хочет оставить бумажную копию трудовой книжки.
  3. Если проводите спецоценку в 2020 году, проверьте включена ли фирма по спецоценке в реестр, и как она отразила госсистеме учета информацию о начале работ в вашей компании.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.

Комментарий к Ст. 144 ТК РФ

1. Установление в бюджетных учреждениях федерального, регионального и муниципального уровней различных систем оплаты труда работников (в том числе и тарифных систем) путем коллективно-договорного и локального регулирования влечет соблюдение определенных требований.

2. В числе таких требований — учет положений соответствующих нормативных правовых актов (РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления), положений ЕКТС и ЕКС, государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

3. Минимальный уровень оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обеспечиваемый за счет средств соответствующего бюджета, не может быть ниже базового уровня оплаты труда, устанавливаемого Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам работников.

4. Определение профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих возложено на Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898).

5. Правительство РФ в Постановлении от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4893) предусматривало для лиц, указанных в данном документе, введение в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда.

Для реализации положений данного документа должен был быть принят целый ряд нормативных правовых актов, однако многие из таких актов приняты не были.

6. С 1 декабря 2008 г. действует Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852).

7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г., утвердив Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, возложило на Минздравсоцразвития России обязанность принять ряд нормативных правовых актов по вопросам введения новых систем оплаты труда и дать разъяснения по этим вопросам.

8. Действуют следующие основные Приказы Минздравсоцразвития России:

— от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 3);

— от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 2);

— от 27 августа 2008 г. N 450н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 14 августа 2008 г. N 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 10);

— от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 6);

— от 14 августа 2008 г. N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной формы» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10) и др.

9. Федеральные государственные органы и учреждения — главные распорядители средств федерального бюджета утверждают по согласованию с Минздравсоцразвития России:

— перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;

— примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утв. Минздравсоцразвития России.

10. Минздравсоцразвития России своими приказами утвердило профессиональные квалификационные группы по отдельным группам должностей в зависимости от сферы экономической деятельности.

11. Необходимо отметить, что регулирование вопросов оплаты труда ряда категорий работников бюджетного сектора экономики (федеральных государственных гражданских служащих, судей, прокурорских работников и др.) происходит по особым правилам, устанавливаемым нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ), при отсутствии в целом какой-либо упорядоченной системы.

Второй комментарий к Статье 144 Трудового кодекса

1. Изменено название статьи и ее содержание. В прежней редакции статья предусматривала право всех работодателей устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. В ней также закреплялся порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

В новой редакции данная статья предусматривает порядок установления как систем оплаты, так и стимулирования труда, но только работников государственных и муниципальных учреждений. О порядке установления тарифных систем оплаты и стимулирования труда работников государственных и муниципальных учреждений говорится и в ст. 143, в соответствии с которой эти системы устанавливаются для работников федеральных государственных учреждений Правительством РФ, государственных учреждений субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.

Статья 144 предусматривает, что системы оплаты и стимулирования труда (в том числе тарифные системы оплаты и стимулирования труда) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами (федеральными и субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами. Представляется, что содержание указанных двух статей не согласуется и не дает ответа на вопрос, что же устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а что — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Данная статья закрепляет ряд гарантий для работников государственных и муниципальных учреждений. К ним относятся общие для всех работников государственные гарантии по оплате труда, закрепленные в ТК РФ, и дополнительные: заработная плата указанных работников не может быть ниже базовых окладов, ставок соответствующих квалификационных групп, установленных Правительством РФ. Это означает, что Правительство должно устанавливать определенный минимальный размер ставки (оклада), обязательный как для субъектов РФ, так и органов местного самоуправления. Поскольку устанавливать размеры ставок (окладов) ниже этого размера закон запрещает, то на соответствующем уровне он может либо совпадать с установленным Правительством РФ, либо превышать его.

3. Впервые в оборот правового регулирования вводится новое понятие «профессиональные квалификационные группы». Однако законодатель указывает лишь на самые общие признаки данного понятия и делегирует федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, установить критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к соответствующим профессиональным квалификационным группам.

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.

Комментарии к ст. 144 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, проходящих службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 комментируемой статьи уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила: закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах; учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами; проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или учета профессиональных стандартов.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Для работников учреждений устанавливается дополнительная гарантия — базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: