Измение должности после оформления соут
СОУТ: самые частые вопросы
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если не завершить СОУТ до 31 декабря 2018, будет штраф:
- на должностных лиц — от 2000 до 5000руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000руб.;
- на юридических лиц — от 50000 до 80000руб.
Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ.
Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.
Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169.
Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 426ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.2017 № 151/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места. При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 151/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.
На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст. 3 Федерального закона № 426ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.
Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 151/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.
Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.
Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 151/ООГ-2459. Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного. В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется. Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.
Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется.
Протокол переименования должностей после проведения соут
Вопрос-ответ: СОУТ при переименовании должностей
В 2015 году была проведена оценка условий труда отдельной категории работников, в 2016 должности были переименованы. Должностные обязанности остались без изменений, условия труда не изменились. Нужно ли проводить оценку условий труда на этих рабочих местах повторно, внепланово?
Переименование должностей, переименование структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое без изменений условий труда не приводят к необходимости проведения СОУТ.
Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания
Комиссия в составе председателя: руководителя службы охраны труда___________
Члена комиссии: главного технолога ________________________________________
Члена комиссии: начальника технического отдела _____________________________
В присутствии сварщика продукт¬менеджера__________________________________
На основании информации службы управления персоналом о переименовании должности в связи с приведением ее к Профстандарту №_____ от «___»__________20___г.,
Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания? Рабочее место, на котором была проведена СОУТ, работодатель переименовал (условно – «менеджер» в «продукт¬менеджер»), оформив это приказом «об изменении штатного расписания», при этом должностные обязанности работника, место его нахождения, используемое оборудование и т.д. ¬ не изменились. Вопрос: Как в этом случае признать результаты СОУТ на рабочем месте «менеджер» действующими для рабочего места «продукт¬менеджер» и как это правильно оформить?
СОУТ и документальное оформление при изменении должности
Если офисный адрес и изменения штатного расписания произошли в связи с организацией новых рабочих мест, то они не подпадают под действие АРМ, и требуют проведения спецоценки вне графика в течение 6 месяцев с момента их создания.
Если обе стороны согласны с переименованием, то оформление производится в согласии с общими правилами изменения трудового договора посредством дополнительного соглашения. На его основании издается соответствующий приказ с последующим занесением сведений о преобразовании должностного названия в личную карточку и в трудовую книжку работника.
Нужно ли при переименовании должностей проводить внеплановую спецоценку
1) По результатам проведенной «__» __________ 201_г. специальной оценки условий труда, по рабочему месту №____ «Должность» в карте специальной оценки условий труда установлен класс «_» (________).
2) В связи с производственной необходимостью, должность «Должность 1» переименована на «Должность 2» «__» ________ 201_ г.
Комиссия установила, что переименование должности не повлекло за собой изменение технологического процесса, замену производственного оборудования; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. Мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда не поступало.
Что делать с декларацией соответствия условий труда, если прошло переименование должностей
Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Например, если подразделение после переименования переедет в другой офис или переместит отдельные рабочие места в другие помещения, то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, если изменения наименования рабочего места не повлекли за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных пунктами 3–5 и 7 части 1 статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:
Образец акта об отсутствии для проведения внеплановой соут в связи с переименованием должности
Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания? После утверждения штатного расписания, Вам необходимо комиссией организации подготовить акт и приказ об отсутствии оснований для проведения внеплановой СОУТ.
Должность Фамилия И. Ситуация: Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если в организации переименовали должности. Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях ст.
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если поменяли наименование должности и ее подчиненность
В соответствии с ч. 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Аналогичным будет подходи и при изменении подчиненности, если сами рабочие места в другие помещения не перемещали, технологические процессы не меняли и тп. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
Переименование должности сотрудника при сохранении текущих условий труда не является основанием для проведения внеплановой спецоценки ( ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, была должность «специалист по работе с клиентами», а стала «специалист по работе с клиентами 2-й категории», обязанности остались те же. Проводить спецоценку не нужно.
Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда
Добрый день, если ни СОУТ , ни аттестация рабочих мест ни разу проводилась на вновь открытом предприятии , есть время проведения СОУТ до 2018 года ? Или нужно было провести в течение 6 месяцев со дня регистрации предприятия ? Предприятие открыто в 2015 году.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников
Специальная оценка условий труда на рабочих местах — процедура, которая, по закону, должна была завершиться не позже 31.12.2018. И после новогодних праздников во многих компаниях опасаются штрафов, поскольку не все рабочие места подверглись экспертизе. Однако переживать не стоит: чиновники из Минтруда пообещали, что пока наказывать никого не будут. Кроме того, для проверки новых рабочих мест введены иные сроки. В статье разберемся, какое рабочее место считается вновь введенным, с точки зрения чиновников и судей, и когда надо завершить СОУТ на них.
- Коды ОКЗ в 2021 году
- Коды ОКЗ для продавцов
- ОКПДТР и ОКЗ: в чем разница и есть ли соответствие
- Как провести служебную проверку
- Что входит в должностные обязанности директора по строительству
Работодатели обязаны проводить на новых рабочих местах специальную оценку условий труда, чтобы в дальнейшем определить класс их опасности и, соответственно, тариф взносов на соцстрахование, вид и объемы компенсаций для сотрудников.
Методика проведения спецоценки условий труда на новом рабочем месте не отличается от процедуры анализа производственных факторов в остальных случаях. Но на этот раз работодатель обязан помнить о сроках проведения СОУТ, а также понимать, когда именно он должен проводить внеплановую спецоценку.
Разъяснения чиновников
С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» прошло уже несколько лет. За это время чиновники и эксперты выпустили много разъяснений относительно проведения СОУТ на вновь организованных рабочих местах.
Одним из таких разъяснений стало Письмо Департамента условий и охраны труда Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169. В этом документе чиновники напомнили, что внеплановая спецоценка условий труда в связи с перемещением, созданием нового рабочего места должна проводиться по нормам статьи 17 закона № 426-ФЗ, из которой следует, что СОУТ необходимо провести в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.
Чиновники подчеркивают, что под вводом в эксплуатацию надо понимать дату начала штатного производственного процесса на новых местах или в новом помещении, например при переезде в новый офис.
Очень важно: проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте, которое вакантно, нецелесообразно. Поэтому даже если рабочее место создано, но на нем никто не трудится, оценивать его не стоит, говорят в Минтруде.
Когда на вакантную должность будет трудоустраиваться гражданин, работодателю надо договориться с ним о гарантиях и компенсациях на основании результатов СОУТ на аналогичных местах, предлагают чиновники. После проведения спецоценки трудовой договор дополняется сведениями о классе (подклассе) условий труда. В нем также уточняются полагающиеся работнику по закону гарантии и компенсации (при необходимости).
Что касается ранее созданных мест, то еще 5 лет назад в их отношении должна была проводиться аттестация, которую позже заменили спецоценкой условий труда. В отношении таких мест СОУТ действительно имеет конкретный срок завершения — 31.12.2018.
Судебная практика
В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?
Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.
При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):
- работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
- организация-работодатель была переименована или реорганизована.
Отдельно следует сказать о введении в эксплуатацию аналогичных рабочих мест. Они тоже считаются вновь организованными. Но комиссия по проведению спецоценки может решить, что такие места являются аналогичными тем, в отношении которых уже проводилась СОУТ, а значит, проводить оценку в их отношении не надо. Такое решение обязательно должно быть оформлено протоколом.
Цена вопроса и некоторые особенности выбора оценщика
Интернет пестрит предложениями о проведении оценки условий труда на одном рабочем месте за 500-600 рублей. В иных случаях оценщики берут больше — от 1500 рублей, акцентируя внимание на том, что стоимость работы зависит от количества рабочих мест, объема и трудоемкости необходимых измерений, количества привлекаемых экспертов, удаленности производства и прочих факторов.
Сколько платить за СОУТ — дело индивидуальное, но здесь надо помнить о нескольких моментах. Во-первых, организация или эксперт, который будет проводить спецоценку условий труда, должны быть аккредитованы. Данные об оценщике должны быть внесены в специальный реестр, который ведет Минтруд (вся актуальная информация доступна на сайте). Во-вторых, необходимо учитывать удаленность оценщика от рабочих мест, поскольку все командировочные расходы в итоге лягут на заказчика. Еще один немаловажный момент — надо избегать ошибок при проведении СОУТ, иначе ее результаты могут быть признаны недействительными.
Исходя из судебной практики, среди наиболее частых нарушений при проведении СОУТ являются (более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14, Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33- 9418/2015, Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Коми от 21.09.2015 по делу № 33-5055/2015):
- несоблюдение права работников присутствовать при проведении спецоценки и давать предложения по идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов (статья 5 закона № 426-ФЗ);
- неознакомление работников с результатами СОУТ в письменном виде в установленный срок (статья 4 и п. 5 статьи 15 закона № 426-ФЗ);
- отсутствие сведений, подтверждающих проведение исследований (испытаний) в отношении не менее 20 % рабочих мест (в случае аналогичности) (статья 16 закона № 426-ФЗ);
- несоответствие дат составления различных документов, что является нарушением методологии проведения СОУТ.
Если вам попадется недобросовестный оценщик, деньги по договору в судебном порядке, конечно, вернут (см. решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу № А41-71418/2015). Однако это не избавит от необходимости провести качественную спецоценку, по результатам которой будет определен объем дополнительных обязанностей работодателя.
Спецоценка условий труда: реальная экономия
Тем, кто пока не увидел выгоды от СОУТ, эксперты Клинского института охраны и условий труда предлагают посмотреть на реальную экономию после ее проведения. По их подсчетам, выгода работодателей по разным видам компенсаций варьирует от 45 до 5 процентов. На чем можно сэкономить и сколько, см. график.
Если «пряник» работодателю не нравится, у властей всегда наготове «кнут». Согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателей за отказ проводить спецоценку условий труда существенная: штраф от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — до 10 000 рублей.
При этом практика показывает, что за непроведение СОУТ в совокупности санкции могут составить до 400 000 рублей. И поскольку нарушение правил охраны труда — проступок, который суды расценивают как значительный (см., например, решение Московского городского суда от 14.12.2015 № 7-13480/15), избежать наказания вряд ли удастся.
Отметим, что в Роструде уже готовятся проводить рейды с целью выявить компании, где не проводилась СОУТ либо были допущены какие-то нарушения. Такие внеплановые визиты могут закончиться также привлечением к административной ответственности и штрафам. Если же рабочее место пока вакантно либо оно создано менее 12 месяцев назад, инспекторы ГИТ наказать за непроведение спецоценки не смогут.
Вместе с тем, в Министерстве труда заверили, что штрафовать всех работодателей в 2020 году не будут. Чиновники намерены воспользоваться так называемым механизмом предупреждения о недопустимости нарушения требований по охране труда. Это значит, что если в компании не проведен СОУТ, то ей вынесут предупреждение с указанием сроков, в течение которых нужно устранить нарушение. Если организация откажется следовать предписанию, только тогда ее можно будет оштрафовать.
В Министерстве труда уверены, что это позволит «добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов». Но фактически это еще одна небольшая уступка со стороны властей, которой, на наш взгляд, было бы глупо не воспользоваться.
Правила внесения изменений в трудовой договор после СОУТ – нужно ли и как внести?
В трудовом контракте работника обязательно должны прописываться характеристика условий труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
При приеме на должность с вредными и опасными условиями труда в документе также фиксируются гарантии и компенсация.
На протяжении трудовой деятельности сотрудника по результатам спецоценки (СОУТ) условия могут измениться под влиянием тех или иных факторов.
Специальной оценкой условий труда является совокупность мероприятий, выявляющих наличие или отсутствие негативных факторов, влияющих на здоровье человека. Норма закреплена на уровне законодательства с 2014 г. (№426 ФЗ от 28 декабря 2013 г.) и служит альтернативой аттестации.
- Нужно ли вносить изменения по результатам проведения специальной оценки условий труда?
- Уведомление работника
- Порядок внесения корректировок
- Выводы
Нужно ли вносить изменения по результатам проведения специальной оценки условий труда?
Изменение условий работы обязательно фиксируются в контракте, подписанном при приеме на работу, а также при смене класса условий труда и данных отчета о СОУТ.
В зависимости от факта проведения специальной оценки (да или нет) условия в тексте договора отражаются по-разному.
Если специальная оценка отсутствует, то можно самостоятельно определить вредный класс в соответствии с постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. № 298/П-22, от 21.11.1975 г. №273/П-20 и вписать необходимые условия в контракт.
В качестве базы для описания вредных факторов можно применить Инструкцию по охране труда для конкретной профессии (должности), что позволит защититься от претензий со стороны контролирующих органов в большей степени.
В течение 1 года с даты создания рабочего места необходимо оформить его специальную оценку. А после полученных результатов внести поправки в соглашение с работником.
Для вновь открытого рабочего места описывается общая информация о рабочей зоне (ст. 17 №426-ФЗ). К ней относится: номер кабинета, расположение рабочего места, наличие приборов и средств защиты.
Если же СОУТ уже проведена, то следующая процедура проводится через 5 лет. Для этого создается особая комиссия, состоящая из главы предприятия, сотрудника по охране труда, эксперта специальной компании организации, уполномоченной проводить СОУТ, оформляется соответствующий приказ или распоряжение.
В результате проверки заполняется декларация, сведения направляются в Минтруд.
Сроки проверки продлеваются на аналогичный период, если:
- технологический процесс на предприятии не менялся;
- оборудование не модернизировалось, новое не закупалось;
- несчастные случаи на производстве не зафиксированы.
С итогами оценки рабочих мест работодатель знакомит всех подчиненных в течение 30 дней, ознакомительная подпись сотрудника на документе подтверждает его осведомленность.
Внесение поправок в трудовой договор с сотрудником необходимо, если первоначально условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено аттестацией рабочих мест), после проведения оценки признаны вредными или опасными, а также обратная ситуация.
В трудовой договор запрещено включать условия, ограничивающие права и снижающие уровень гарантий трудящемуся по сравнению с нормами трудового законодательство РФ. Если же подобные нарушения присутствуют, они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Уведомление работника
При отмене вредных условий труда у работодателя пропадает обязанность предоставлять гарантии и компенсацию. При отмене льгот и необходимости внесения корректировок в трудовой договор, работник должен быть уведомлен не позднее чем за 2 месяца до даты планируемых изменений (ст.74 ч.2 ТК РФ).
С даты получения уведомления и до дня вступления их в силу гарантии и компенсации за работником сохраняются.
Утвержденной формы уведомления не существует, оно оформляется в произвольном виде — скачать образец.
Право работника на получение достоверных сведений от работодателя закреплено в ст.21, ст.212, ст.219 ТК РФ (информация о существующем риске для здоровья, результатах спецоценки, полагающихся компенсациях).
Порядок внесения корректировок
Любые изменения в трудовое соглашение вносятся через оформление дополнительного соглашения, в том числе и изменение условий по итогам СОУТ.
Если контракт подписывается с новым сотрудником, то информация о проведенной оценке сразу вписывается в текст договора, рекомендуется обозначать условия труда на рабочем месте работника максимально подробно.
С остальными работниками после их письменного ознакомления с документом подписывается дополнительное соглашение.
В случая отказа сотрудником принимать новые условия труда (снижение гарантий, льгот), изменения вносятся в одностороннем порядке. Данная норма допускается Трудовым Кодексом, так как планируемые корректировки вызваны организационной и технической необходимостью.
Уведомление подчиненного в письменной форме о переменах в такой ситуации все равно процедура обязательная.
Если проверка проведена с нарушением срока и порядка, то предприятию грозит штраф в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП.
Выводы
Оценка условий трудовой деятельности трудящихся позволяет выявить нарушения в области охраны труда в случаях когда недобросовестный работодатель скрывает достоверные сведения о состоянии рабочих мест, экономит собственные средства на выплате льгот подчиненным.
Государство подобной нормой выражает справедливость получения компенсаций и оплаты вредных условий труда.
Труд-Эксперт.Управление
- Сервисы
- Пресс-центр
- Кабинет
/
Управление аттестацией рабочих мест
Просмотр, проверка и анализ результатов аттестации рабочих мест.
Управление здоровьем
Обследования состояния здоровья работников с использованием дистанционных технологий.
Управление обучением
Прохождение обучения по охране труда без отрыва от производства.
Управление документами
Сервис находится в разработке.
Наши проекты
Новости
11 августа 2021 г.
Публикации
13 августа 2021 г.
Законодательство
12 августа 2021 г.
Статистика
13 августа 2021 г.
Вопросы практики проведения специальной оценки условий труда
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ РАБОТНИКА И СОУТ
Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) традиционно вызывает множество вопросов. Один из них касается проведения СОУТ при переименовании должности работника без изменения трудовых функций.
Даже если рабочее место было аттестовано до января 2014 года, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда остаются действительными. Значит, основания для проведения спецоценки вне графика – отсутствуют. Достаточно в соответствующем приказе указать предыдущее и новое наименование должности.
ОФОРМЛЕНИЕ
Проведение СОУТ при изменении названия должности без преобразования должностных обязанностей не требуется. Поскольку, в соответствии с ч. 1 ст.72. 1 ТК РФ переименование должности не считается переводом, поэтому его можно провести как по соглашению сторон, так и по инициативе работодателя.
Если обе стороны согласны с переименованием, то оформление производится в согласии с общими правилами изменения трудового договора посредством дополнительного соглашения. На его основании издается соответствующий приказ с последующим занесением сведений о преобразовании должностного названия в личную карточку и в трудовую книжку работника.
СОУТ при изменении штатного расписания, связанного с указанием нового наименования должности не проводится, если рабочее место было аттестовано до января 2014 года. Если работник не дает согласие на переименование должности, преобразование осуществляется работодателем в одностороннем порядке, но только на основании преобразований организационного и технологического характера. Правомерность подходов подтверждается судебной практикой.
СОУТ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОФИСНОГО АДРЕСА
Если адрес дислокации офиса и условия труда, прошедшие аттестацию рабочих мест (АРМ) до января 2014 года, были изменены, требуется ли проведение СОУТ? Если офисный адрес и изменения штатного расписания произошли в связи с организацией новых рабочих мест, то они не подпадают под действие АРМ, и требуют проведения спецоценки вне графика в течение 6 месяцев с момента их создания.
Внеплановая СОУТ проводится:
– запуске новых рабочих мест;
– при получении предписание инспекционных органов, связанные с выявлением несоблюдения требований реализации СОУТ;
– при преобразовании технологических процессов и обновлении оборудования, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов; преобразование используемого сырьевого состава, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов;
– при обновлении средств индивидуальной и коллективной защиты, влияющих на уровень вредности и опасности производственных факторов;
– при обнаружении профессионального заболевания, возникшего у работника по причине воздействия вредных и опасных производственных факторов;
– в случае возникновения несчастных случаев, произошедших на рабочем месте, кроме тех, что стали возможными из-за действий третьих лиц;
– по инициативе профсоюзной или другой организации, представляющей интересы работников.
Алгоритм проведения внеплановой СОУТ, которая проводится на конкретных рабочих местах не позднее 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных ситуаций, совпадает с плановым аналогом, утвержденным федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.
СОУТ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – ДУБЛИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ?
В начале 2017 года было опубликовано письмо Роспотребнадзора, из которого следует, что при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля на рабочих местах дублирование полномочий Минтруда РФ и Роспотребнадзора – не обнаружено.
Разъяснение было опубликовано по причине многочисленных обращений в государственный орган, призывающих сфокусировать внимание на дублировании функций двух ведомств в момент осуществления СОУТ и производственного контроля. Этот вопрос уже не первый год вызывает обеспокоенность специалистов по охране труда, поскольку им приходится затрачивать на дорогие лабораторные исследования в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда не только собственное рабочее время, но и денежные средства работодателей. Они много раз предпринимали попытки заинтересовать законодателей нестыковками, существующими в проведении вышеуказанных мероприятий. Но ожидаемых изменений не принес даже Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», принятый в 2013 году, поскольку эти мероприятия так и не прекратили повторять друг друга.
Производственный контроль, относящийся к обязательным процедурам, также как и СОУТ подразумевает проведение лабораторных исследований, оборачивающихся для работодателей повышенными нагрузками организационного и финансового характера. Это провоцирует саботирование СОУТ многими предприятиями и отвлекает на указанные процедуры денежные ресурсы, которые можно было бы инвестировать в совершенствование условий труда и апгрейд производства. Однако чиновники в очередной раз не стали вникать в суть проблемы и единодушно поддержали вывод, подтверждающий отсутствие дублирования полномочий. Отличия СОУТ и производственного контроля были обоснованы возможностью учета протоколов исследований по спецоценке в рамках производственного контроля. Но это возможно только в случае совпадения сроков данных исследований с теми, что определены программой производственного контроля.
Подобный результат был ожидаемым, поскольку множество экспертных групп, отвечающих за вышеуказанные вопросы в Минтруде и в Роспотребнадзоре, получают оклады, во много раз превышающие среднемесячную зарплату специалиста по охране труда. Понятно, что для большинства служащих этих организаций принятие дублирования полномочий может обернуться неприемлемыми последствиями.