Зачем повышают ндс до 20

Своих денег у государства нет, но есть свои расходы. Оплатить их должны все мы — на этот раз через повышение НДС
Зачем повышают ндс до 20

Зачем повышают ндс до 20

Заплати за Путина. Зачем в России повышают НДС

Т ехнично заняв население футбольным чемпионатом, а экспертов — обсуждением пенсионной реформы, чиновники провели через Госдуму увеличение НДС с 18% до 20%. Закон принят, налог вырастет с января 2019 года. Этот незатейливый способ повышения доходов федерального бюджета на 600–620 миллиардов рублей (или 4%) в год оказался чрезвычайно удобным. Население воюет с повышением пенсионного возраста и роста НДС почти не замечает, полагая, что этот налог платит не оно, а кто-то другой. Бизнес доведен до состояния, когда «молчать в тряпочку» — лучший выход. Сопротивление бесполезно, остается расслабиться и делать вид, что получаешь удовольствие.

Между тем даже небольшой, казалось бы, рост НДС намного чувствительнее, чем может показаться на первый взгляд. Сделаем небольшие прикидки. Налог на добавленную стоимость собирается с конечного потребителя и возмещается производителям промежуточных товаров. Торговый оборот в России в прошлом году составил 29,8 триллиона рублей. Льготы по НДС касаются не слишком большого числа товаров. Поэтому НДС в 2017-м дал федеральному бюджету 5,1 триллиона — ненамного меньше, чем если бы весь оборот торговли облагался по ставке 18%. Это весьма существенная сумма — треть доходов федерального бюджета. Увеличенный на 2 процентных пункта налог дал бы бюджету в условиях 2017 года около 570 миллиардов рублей, из чего с учетом инфляции за 2018–2019 годы и получаем оценку ожидаемой прибавки бюджетных доходов в будущем году: порядка 600–620 миллиардов рублей.

Если ваши потребительские расходы примерно в шесть раз выше среднего по стране и составляют 100 тысяч рублей в месяц, повышение НДС «забирает» у вас по 2000 рублей

Переведем эти миллиарды в понятные цифры. Оборот торговли, то есть объем покупаемых нами в розницу товаров и услуг в расчете на жителя России составляет почти 207 тысяч рублей в год, или около 17 250 рублей в месяц. Два процента от этой суммы — без малого 4140 рублей в год, или 345 рублей в месяц. Это и есть сумма, которую получит федеральный бюджет в среднем с каждого отдельного жителя страны благодаря повышению НДС на два процентных пункта. Насколько мы станем беднее? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить эту цифру с величиной потребительских расходов домохозяйств. По данным Росстата, в расчете на члена семьи потребительские расходы в IV квартале 2017 составляли в среднем в месяц около 20 тысяч рублей. Значит, повышение НДС на 2% вынимает из семейных бюджетов примерно 1,7% денег, которые тратятся на потребление.

Аналогичную цифру каждый может ориентировочно рассчитать для себя самостоятельно. Например, если ваши потребительские расходы примерно в шесть раз выше среднего по стране и составляют 100 тысяч рублей в месяц, повышение НДС «забирает» у вас 2000 рублей в месяц, а если они вдвое ниже средней суммы — 170 рублей.

Повышение НДС — крайне несвоевременное решение. Российская экономика стагнирует уже скоро десять лет — с 2009 года. Население пережило резкий спад доходов в 2009-м и на рубеже 2014–2015 годов, с тех пор доходы не восстановились. НДС, как налог на потребление, ударяет именно по нему. Это означает, что экономическая стагнация будет продолжаться. Собственно, правительственные прогнозы вполне честно это подтверждают. Обычно в период слабого или отсутствующего экономического роста страны не повышают, а понижают налоги, чтобы подстегнуть экономику ростом потребительских расходов и облегчить населению и бизнесу прохождение кризиса. Исключения связаны с высокой закредитованностью государств: если к моменту кризиса у правительства уже накопился высокий долг, то во время неурядиц ему приходится повышать налоги.

Решение повысить НДС озарило правительство после того, как стало понятно, какие расходы предстоят по исполнению «майских указов» президента

Но это совсем не наш случай. Российский госдолг крайне низок. Мы довольно долго могли бы финансировать госрасходы за счет небольшого увеличения долга. Еще один способ решения проблемы нехватки денег в казне — чуть меньше копить в накопительных бюджетных фондах, повысив с 40 до 45 долларов за баррель цену нефти, сверх которой нефтегазовые доходы тратятся по особой процедуре. Федеральный бюджет в этом году исполняется с солидным профицитом в 1–1,3% ВВП — если не хватает денег на что-то важное, можно было бы отказаться от профицита. Наконец, у российского бюджета есть гигантские резервы по сокращению неэффективных расходов.

Решение повысить НДС озарило правительство после того, как стало понятно, какие расходы предстоят по исполнению «майских указов» президента. Как и шестью годами раньше, после инаугурации Владимир Путин рассказал о приоритетах своего очередного срока. Видимо, эти декларации власть воспринимает как плату за продление своих полномочий. Но «своих» денег у государства нет, и внести эту плату должны все мы.

Благоприятная ситуация с бюджетом позволяет чиновникам думать о проектах, которые не дают экономике ничего, но имеют символическое значение. Вчера Путин поручил правительству подумать о перспективе строительства моста на Сахалин. По первым прикидкам (в процессе работы смета всегда растет), его строительство может обойтись как раз примерно в ту сумму, которую даст за год повышение НДС. Так что можно считать, что мы скидываемся на мост. Экономического смысла соединять остров Сахалин с материком нет, но символическая победа, предмет для гордости — налицо. Вопрос только в том, сколько еще население готово обменивать свои доходы на общенациональные проекты такого рода.

Фото: Sovfoto/UIG/East News

Предположим напоследок, что правительство России действительно попало в ситуацию, когда ему нужно увеличить расходы, а взять эти деньги невозможно ни в закромах, ни за счет госдолга, ни путем повышения эффективности расходов. Реальная ситуация далека от этой гипотетической как небо от земли, но предположим. Какие налоги было бы наиболее целесообразно повысить в этом случае? Конечно, не НДС и не «налог на самозанятых». В целом налоговое бремя у нас не является ни чрезмерно высоким, ни чересчур низким. Есть страны, где через госбюджет перераспределяется намного больше нашего, а есть и такие, где намного меньше. Другое дело, что российские госрасходы ужасающе неэффективны: они сконструированы так, чтобы приносить эффект не столько для «конечных потребителей» — граждан, сколько для распорядителей бюджетных средств и их друзей — государственных и частных компаний, помогающих «осваивать» бюджетные средства. Крымский и сахалинский мосты — это для федерального бюджета расходы, а для компаний-подрядчиков — доходы.

При этом в России экстремально высокое неравенство. Как по доходам, так и (еще выше) по имуществу. Богатые у нас платят очень низкие налоги, при этом в большинстве случаев своим богатством они обязаны не предпринимательской смекалке, а знакомству с теми же распорядителями бюджетных средств. У правительства было несколько способов сгладить это неравенство. Один из них — вместо НДС повысить ставку НДФЛ на высокие доходы. Это плохая мера — в первую очередь она ударила бы по городскому среднему классу. Но есть способы увеличить налоговое бремя для самых богатых, «не трогая» средний класс. Для этого нужно увеличить налоги не на доходы, а на расходы. Только не на все расходы всех потребителей, как это делает НДС, а на демонстративно высокие расходы. На сверхдорогую недвижимость, автомобили и яхты, ювелирку и т. п. И на сверхдорогое имущество (хотя такие налоги собрать труднее).

Сделано этого не было, и не слышно, чтобы подобные идеи обсуждались чиновниками. Это не удивительно. Зачем сильно увеличивать налоговую нагрузку на себя и своих друзей, если можно чуть-чуть поднять налог, который платит все население? Зачем повышать налоги на миллиардеров, если можно ввести налог на самозанятых? Политический режим совершенно не заинтересован в том, чтобы ухудшать положение своей основной опоры, олигархо-бюрократической элиты. Автократическая форма правления, утвердившаяся в России, позволяет держать на очень низком уровне налоги для самых богатых, и на вполне весомом — налоги для всех. Это реакция на годы при социализме (тогда приветствовалось равенство, а теперь каждый за себя).

Благодаря автократии государство снимает с себя прежние обязательства по поддержке образования, медицины, пенсионной системы, держит низкими налоги на богатых и очень высокими — расходы на силовиков, опору режима. Такое положение дел в перспективе лишь увеличивает спрос на справедливость, на «левую» политику. Будущим демократическим лидерам придется сильно повышать налоги на богатство. Это неизбежно, поскольку сегодняшняя экономическая политика с годами приведет к росту «левых» настроений. И это плохо: такие налоги дестимулируют экономический рост в будущем. Так что повышение НДС — это не только продление экономической стагнации на неопределенный срок, но еще и заем у будущего: в качестве реакции на сегодняшнюю политику нам придется пойти на меры, которые будут тормозить развитие экономики и после нас.

НДС в 2019 году повысится до 20%. Почему?

В августе президент подписал Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% в следующем году.

С предложением повысить базовую ставку НДС на 2% выступил Дмитрий Медведев на заседании правительства 14 июня. При этом он пообещал сохранение всех льгот по НДС на основные социально значимые товары и услуги: продовольствие, детские товары, медицинские товары. Также он предупредил, что нулевые ставки сохранятся на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

НДС 20 процентов: с какого числа

Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ, который касается повышения НДС, вступит в силу с 1 января 2019 года.

16 июня правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в законодательстве о налогах и сборах, в числе которых предложение повысить НДС. Соответствующие распоряжения подписал Дмитрий Медведев.

Один законопроект, помимо повышения базовой ставки НДС с 18% до 20%, предполагал внесение следующих изменений в законодательство по налогам и сборам:

  • снижение совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%;
  • сохранение права на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года.

Второй законопроект предлагал изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», согласно которым тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен быть зафиксирован в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины. В настоящее время постоянный тариф составляет 26%.

Как изменится законодательство о налогах и сборах в 2019 году

Подписанный президентом закон о повышении НДС с 2019 года до 20% сохраняет на постоянной основе ставку страховых взносов в социальные внебюджетные фонды на уровне 30%.

Кроме того, согласно документу, продолжают действовать все существующие льготные ставки по НДС и права автопроизводителей получать вычеты на суммы НДС, уплаченные за товары, работы и услуги, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

До 2025 года будет действовать нулевая ставка НДС для авиаперевозок в Республику Крым и Севастополь, в регионы Дальневосточного федерального округа, Калининградскую область. Сейчас внутренние авиаперевозки облагаются НДС по льготной ставке 10%. Исключение распространяется на Республику Крым, Севастополь и Калининградскую область — для них установлен нулевой НДС (для Крыма и Севастополя — до 1 января 2019 года, для Калининградской области — на бессрочной основе).

Принятый закон сохраняет на постоянной основе действующую ставку взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 22%. Сохраняется ставка взноса в 10% на зарплаты сверх установленной предельной величины. До 2025 года для некоммерческих и благотворительных организаций продлено действие пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%), медстрахование и страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (0%).

В настоящее время общая ставка страховых взносов — 30% от фонда оплаты труда, из которых 22% — это взнос в ПФР, 5,1% — в ФОМС, 2,9% — в ФСС. Предполагалось, что с 2021 года общая ставка должна вырасти до 34%, однако с учетом принятого закона она останется на уровне 30% .

НДС — 20 процентов: причины повышения

Повышение ставки НДС до 20% будет приносить бюджету более 600 млрд руб. дополнительных доходов в год, отмечает Дмитрий Медведев.

По словам премьер-министра, правительство также приняло решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, из-за отмены требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

«Проблема так называемых консолидированных групп не новая. У этого механизма есть существенные недостатки. Прежде всего речь идет о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню, мы приостановили создание новых групп и запретили расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер, — отметил премьер-министр на заседании правительства. – А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован. Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков».

Предложенные налоговые меры позволят поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Новую налоговую конфигурацию, если она будет принята, Медведев предложил зафиксировать на ближайшие шесть лет.

В текущем году правительство также планирует проработать решение о создании условий по улучшению администрирования и снижения административной нагрузки на бизнес. Это позволит снизить налоговую нагрузку на самозанятых, индивидуальных предпринимателей.

Переход на НДС 20%

В связи с повышением НДС до 20% возникает множество вопросов, связанных с переходным периодом. И нужно сказать, что Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, подписанный президентом, не предусматривают никаких особых условий в этот период. Зато вышло несколько писем Минфина с разъяснениями о том, как действовать бухгалтерам в тех или иных ситуациях.

  • Вы закупаете товар в 2017 году по ставке НДС 18%, а реализуйте в 2019 году по ставке 20%.

Что нужно знать? При реализации после 1 января 2019 года товаров, приобретенных в 2018 году, применяется ставка НДС в размере 20%, то есть на налоговые преференции рассчитывать не стоит.

  • Аванс за товар был перечислен в 2018 году, а отгружен товар после 1 января 2019 года.

Документ уточняет, что Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», одобренный Советом Федерации, предусматривает увеличение с 1 января 2019 года ставки НДС до 20 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. «При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2019 года, в том числе предусматривающих перечисление авансовых платежей, указанным Федеральным законом не предусмотрено», — говорится в Письме Минфина.

С учетом изменений могут возникнуть сложности с правильным заполнением декларации по НДС — когда в первом квартале 2019 года надо отобразить одновременно несколько ставок: 18/118 и 20%.

Также сложности могут возникнуть в случаях, когда принимаются к вычету не принятое ранее НДС по счетам-фактурам 2018 года — в этом случае необходимо указать в декларации ставку 18%.

  • ККТ должны печатать чеки с указанием ставки НДС 20%.

ФНС предупреждает владельцев онлайн-касс о том, что первый чек, пробитый после 1 января 2019 года, должен содержать ставку НДС 20%.

«После вступления в силу проекта приказа, но не ранее 1 января 2019 года в кассовом чеке и кассовом чеке коррекции ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120», — уточняется в Письме ФНС.

Поэтому владельцам касс необходимо позаботиться об установке к 1 января 2019 года соответствующего обновления в программном обеспечении ККТ, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2019 года.

  • Что будет с налоговыми льготами по НДС, со ставкой НДС 10% и со специальными налоговыми режимами — ЕНВД и УСН?

Разъяснения дает Письмо Минфина от 24.08.2018 № 03-01-11/60358.

В письме говорится, что сохраняются:

  • льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС;
  • пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

С целью поддержки бизнеса для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.

  • Услуги по предоставлению в аренду имущества, оказываемые после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключены до указанной даты.

в этом случае договора придется пересмотреть: внести дополнительные соглашения и учесть в них повышение ставки НДС, а это может повлиять на повышение цены договора.

Ставка НДС в размере 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса, разъяснения по применению, которого к компетенции Минфина не относятся.

Новая форма декларации по НДС в 2019 году

Декларацию по НДС и книгу продаж в 2019 году придется заполнять по новым формам. В новой редакции нужно обратить внимание на разделы 3, 9 и также приложение № 1 к разделу 9.

Раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 — 4 статьи 164 НК РФ»: появятся строки для внесения налоговой базы и суммы налога, рассчитанной по ставкам 20% и 20/120. При этом строки для указания аналогичных показателей для ставок 18% и 18/118 останутся.

Появятся новые строки:

  • Строка 043 — для организаций, которые отказались от применения нулевой ставки НДС.
  • Строка 044 — для участников системы tax-free. Также для них появится строка 135, чтобы указывать вычет.

Раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»: появятся строки 036 для указания кода вида товара (вносится теми, кто экспортирует товары в страны ЕАС). Строки дублируются под номером 116 в приложении к разделу 9.

Также раздел 9 и приложение № 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» дополнятся строками, в которых отражается стоимость продаж и налог, который исчислен по ставке 20%.

Калькулятор НДС

Рассчитать НДС можно как вручную, так и с помощью калькулятора НДС онлайн. Для этого достаточно указать цену и ставку НДС.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Что такое НДС простыми словами

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Про НДС слышал, пожалуй, каждый. Даже дети могут задавать вопросы: “А что такое НДС?” — ведь он указан во всех кассовых чеках из магазина. Давайте разберемся, что это за загадочные три буквы и почему поднялась волна неодобрения, когда НДС повысили.

НДС — вид косвенного налога

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, способ изъять в бюджет часть стоимости товара, работы или услуги. НДС присутствует на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и передается в бюджет после реализации.

Из этого определения нам важно понять, что это, во-первых, косвенный налог. Косвенный налог платится не напрямую из средств предприятия, а устанавливается как надбавка к цене товара или услуги. Таким образом компания, реализовавшая товар, передает часть средств из этой надбавки в бюджет.

Сам налог платит конечный покупатель, который оплачивает сразу и стоимость товара, и НДС. К слову, путешественникам важно помнить, что в некоторых странах НДС на ценниках не пишут, и только на кассе клиент узнает, что за понравившийся товар надо заплатить чуть больше.

Происхождение НДС

Налог на добавленную стоимость существует в экономике порядка 65 лет. До этого компании преимущественно платили налог с продаж, который считался со всей выручки. Это осложняло учет, увеличивало налоговую нагрузку.

Платить налог не с оборота, а с выручки придумал Морис Лоре — министр экономики, промышленности и финансов Франции. Впервые этот налог был применен в колонии Кот-д’Ивуар в 1958 году. А затем уже был внедрен по всей Франции. Инициатива Лоре оказалась многообещающей и показала свою эффективность. Сейчас НДС введен почти во всех странах мира.

В России НДС появился с экономическими реформами в 1992 году. С 1 января 2019 года в РФ действует ставка этого налога — 20%, хотя еще недавно она составляла 18%. В большинстве европейских стран НДС также составляет 20%. А, например, в Греции, Польше, Литве, Ирландии ставка чуть выше — 21-23%.

  • Самый высокий НДС в Скандинавии — у датчан и шведов налог составляет 25%.
  • Самый низкий НДС — в Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Доминикане, Японии. Там он не превышает 10%.

А вот в США продолжает действовать архаический налог с продаж, его ставка в разных штатах для разного типа продуктов составляет от 3 до 15%.

Кто платит НДС

Обычному покупателю может показаться, что НДС платит магазин или компания-производитель. Но это не совсем так: на самом деле налог платит каждый покупатель из своих средств, неважно, физическое или юридическое лицо.

Например, если вы купили в гипермаркете продукты, то в чеке можно увидеть такие расчеты:

ИТОГО: 1414.00
БЕЗНАЛИЧНЫМИ: 1414.00
НДС 20%: 50.00
НДС 10%: 101.29

Мы видим общую сумму покупок, а также два вида НДС — 20% и 10% на общую сумму 151,29 рубля.

К слову, НДС бывает льготный — 10% или 0%. Эта ставка распространяется на социально значимые товары и услуги. Например, на ряд продуктов, медицинские и детские товары и другие. Полный список товаров и услуг, где можно применить льготный НДС, указан в ст. 164 НК РФ.

Рассмотрим на примере, как появляется НДС. Одна компания покупает и другой сырье, скажем, ткань для производства брюк. В счете на оплату будет указан НДС, который покупатель оплачивает.

Затем компания из купленной ткани отшивает 100 изделий и устанавливает на них цену. В эту цену входит стоимость сырья, работа швей, расходы на оборудование, коммунальные платежи и другие расходы, а также прибыль, которую планирует получить после реализации товара. В эту же цену закладывается НДС, который заплатит конечный покупатель, либо оптовик, который купит у производителя сразу всю партию.

После продажи товара компания подсчитывает прибыль и из полученного дохода сразу вычитает 20% налога, который уже был заложен в цену и который оплатил покупатель. При этом компания принимает к вычету сумму НДС, которую она уплатила за ткань — то есть, уменьшает “брючный” НДС на сумму налога за материал.

А если бы НДС не было? Были бы товары дешевле? Скорее всего нет, так как действовали бы другие налоги, как в тех же США. Там конечный потребитель в итоге все равно оплачивает налог с продаж, который тоже влияет на конечную стоимость товара.

Расчет и уплата НДС

В крупных компаниях для расчета и уплаты НДС выделяют отдельных бухгалтеров, так как работы по этому направлению немало. Разберем на примере, как считают НДС.

Магазин хозяйственных товаров покупает у поставщиков товар — скажем, коробки со стиральным порошком. Оптовик отгружает партию порошка на сумму 50 000 рублей, из расчета 200 рублей за коробку. Таким образом магазин для продажи приобрел 250 единиц товара (коробок).

В 50 000 рублей, которые магазин уже перевел поставщику, входит НДС 20% (то есть, 10 000 рублей), который поставщик затем перечислит в виде налога в бюджет. Для магазина этот НДС будет входящий. Доказательством того, что товар приобретен уже с учетом НДС, будут отчетные документы: счет-фактура, чек, накладная. Во всех этих формах налог обязательно указывается.

Затем магазин продает порошок в розницу по 300 рублей за коробку с выделенным НДС. Но так как НДС уже включен в цену закупленного товара, то у магазина образуется налоговый кредит. Сумма уже уплаченного за товар НДС будет учитываться при расчете налога с розничной продажи.

Магазин в ежеквартальной отчетности по НДС укажет, что уплатил сначала налог поставщику, получив “налоговый кредит”, что позволило ему уменьшить НДС, который будет начислен уже на розничную цену.

По каким формулам рассчитывают НДС

Для расчета НДС применяются две формулы. Первая — для расчета налога на добавленную стоимость. Она выглядит так:

Начисление НДС = Х * 20 / 100, где Х — это цена товара без НДС

Допустим, производитель мебели произвел диваны и определил, что цена одной единицы товара — 20 000 рублей. Теперь ему надо рассчитать стоимость товара с НДС.

  • 20 000 * 0,2 = 4 000 рублей — это сумма НДС, ее продавец прибавляет к стоимости товара без НДС;
  • 20 000 + 4 000 = 24 000 рублей — по этой цене диван будет отправлен в магазин или конечному потребителю.

Вторая формула — это выделение НДС. Чтобы узнать, сколько в цене заложено НДС, нужно цену с НДС умножить на 20 и разделить на 120:

Выделение НДС = Y * 20 / 120, где Y — это цена товара с НДС

Вернемся к примеру с диванами. Магазин, получив диван от поставщика за 24 000 рублей, выставил его в продажу за 33 990. В эту цену уже входит налог на добавленную стоимость в размере 33 990 * 20 / 120, а именно — 5 665 рублей.

Таким образом, мебельный магазин сначала получил налоговый кредит, уплатив 4 000 рублей налогов мебельной фабрике, но потом получил от покупателя дивана 5 665 рублей налога, включенного в розничную цену. До 25 числа следующего месяца после отчетного магазин обязан перечислить в бюджет разницу между этими налогами, то есть 2 665 рублей.

В этом и заключается основная сложность учета НДС. Во-первых, нужно собрать все первичные документы с поставщика, затем получить все документы от покупателя, рассчитать уплаченный НДС, полученный, рассчитать стоимость налога. По сути, бизнес в этой ситуации является оператором по сбору налога для казны.

Коротко о главном

Итак, НДС — это именно налог на добавленную стоимость, который платит в итоге конечный покупатель. Операции с НДС для предприятия имеют свои положительные и отрицательные стороны. Плюсы — это дополнительные оборотные средства, минусы — “обслуживание” налога требует дополнительных усилий со стороны бухгалтерии, а если НДС вовремя не перечислен в бюджет или неправильно оформлена отчетность, то фирме грозит штраф, пени, вплоть до блокировки расчетного счета. Поэтому следует быть внимательным при работе с НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия подскажет, как верно и без переплат рассчитать НДС, какие документы создать или запросить у поставщиков, чтобы применить все вычеты, уменьшить сумму налога к уплате и избежать штрафов. В системе легко вести учет, платить зарплату, сдавать отчетность, следить за финансами. Первые две недели бесплатны для всех новичков.

В правительстве предложили повысить НДС с 2019 года до 20%

Льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены, пообещал премьер Дмитрий Медведев

Зачем повышают ндс до 20

Москва. 14 июня. INTERFAX.RU — Правительство предлагает повысить базовую ставку НДС с действующих 18% до 20%, заявил премьер Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства РФ.

При этом он отметил, что все льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены.

Предполагается, что новая ставка НДС будет действовать с 1 января 2019 года. Об этом позднее в ходе своего выступления заявил первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов.

НДС была понижена с 20% до 18% с 1 января 2004 года. Таким образом, ставка в 18% просуществует 15 лет.

По словам вице-премьера, повышение ставки НДС до 20% будет приносить бюджету более 600 млрд рублей дополнительных доходов в год.

«Этот шаг приведет к дополнительным доходам федерального бюджета более чем на 600 млрд рублей в год начиная со следующего года. Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая текущего года», — отметил он.

Почему повысят ставку НДС

«Теперь о налогах. Говоря об этом в контексте совершенствования пенсионного законодательства (до озвучивания налоговых новаций Медведев заявил о предложениях по постепенному повышению пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин — ИФ), я имею в виду, что свою часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес», — особо отметил премьер, начиная говорить о налоговых предложениях.

«Предложений было много. Напомню, что мы обсуждали и введение налога с продаж, и переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц, и просто повышение ставки НДФЛ, и вплоть до отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС на авиаперевозки, на продукты, на детские товары. Но мы отказались от таких неоправданно тяжелых для людей шагов», — перечислил премьер-министр предложения в сфере налогового реформирования, которые не были приняты.

В результате обсуждения, по его словам, было принято решение о повышении ставки НДС.

«Сейчас базовая ставка НДС — 18%. Предлагается сделать ее 20%. Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены. Это пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки», — сказал Медведев о решении повысить НДС, сохранив действующие льготы.

Консолидированные группы налогоплательщиков

Медведев добавил, что институт консолидированных групп налогоплательщиков в России будет ликвидирован с 2023 года.

«У этого механизма есть существенные недостатки, прежде всего речь идет о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому, начиная с 2016 года мы, напомню, приостановили создание новых групп и запретили расширение действующих, ввели ряд ограничительных мер. А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован», — сказал Медведев.

По его словам, принимая это решение заранее, следует «сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных группы налогоплательщиков».

Премьер-министр также отметил, что решение по консолидированным группам принято в связи с отменой требования по контролю за трансфертными ценами внутри страны. «Проблема вот этих так называемых консолидированных групп — она не новая, мы ее обсуждали с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации, с главами регионов», — сказал Медведев.

Отмена налога на движимое имущество

Правительство РФ в числе прочих налоговых корректировок намерено отменить налог на движимое имущество как обременительный для бизнеса, заявил Силуанов.

«Предлагается отменить сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество», — сказал Силуанов в ходе заседания правительства.

По его словам, это и другие налоговые решения будут внесены в составе готовящегося правительством проекта законов. «Надеемся на принятие их парламентом в весеннюю сессию», — добавил первый вице-премьер.

Экспортерам ускорят возмещение НДС

Силуанов, в свою очередь, сообщил, что кабмин предлагает «обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за 3 года налогов, дающим право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд рублей«.

«Предусматривается снизить нагрузку на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС», — отметил первый вице-премьер.

Как сообщалось, в начале февраля, отвечая на вопрос о перспективах введения налога с продаж в качестве источника для пополнения региональных бюджетов в случае отмены налога на движимое имущество, Силуанов отмечал, что в прошлом этот налог не в лучшей степени себя зарекомендовал. «Но какие-то источники, я сейчас не хочу забегать вперед, для субъектов РФ могут быть предложены в обмен на сложный для бизнеса налог на движимое имущество», — сказал он.

Налоговый маневр

Медведев поручил к следующему заседанию правительства представить на рассмотрение готовый законопроект о завершении «налогового маневра» в нефтяной отрасли в течение шести лет.

«Соответствующие законодательные инициативы находятся в высокой степени готовности. Я поручаю оперативно согласовать оставшиеся позиции с участием всех заинтересованных сторон и на следующем заседании правительства рассмотреть доработанный документ по завершению налогового маневра», — сказал премьер.

«Этот процесс будет завершен постепенно, начиная с 2019 года в течение 6 лет», — отметил Медведев.

«Проводя налоговый маневр, мы, конечно, не можем не учитывать риск повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Выводы из ситуации с ценами на топливо сделаны. Чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьезных инноваций и соответствующих механизмов. Мы приняли решение с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизельное топливо, а для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, мы изменили структуру распределения средств от акцизов между региональным и федеральным бюджетами», — отметил премьер-министр.

По словам Медведева, данное перераспределение позволит региональным бюджетам даже увеличить поступления от акцизов на топливо. Однако, подчеркнул глава правительства, данные средства можно использовать только на ремонт и строительство дорог.

Правительство собирается повысить НДС до 20%: чем обернется повышение налога для нас с вами?

В день победы российской сборной по футболу над командой Саудовской Аравии и повышения пенсионного возраста правительство предложило повысить базовую ставку НДС с действующих 18% до 20%. Таким образом правительство планирует получить около двух триллионов рублей в течение шести лет. За все это заплатим мы с вами, потому что налог на добавленную стоимость абсолютно на любой товар всегда платит потребитель. Что будет, когда налог поднимут, как повысится стоимость товаров для обыкновенных граждан и чего ждут тверские предприниматели и покупатели– в материале ТИА.

Что такое НДС:

Налог на добавленную стоимость платят компании и предприниматели. НДС заложен в конечную стоимость товара и расплачивается за него по факту покупатель, потому что никакие компании себе в убыток работать не будут.

Как объясняет декан экономического факультета ТвГУ, кандидат экономических наук, доцент Давид Мамагулашвили, налог на добавленную стоимость– это по сути налог на труд:

— К примеру, купил человек болванку, она стоит 10 рублей, создал из нее цветок и продал за 1000 рублей. Труд, потраченный на изготовление цветка, и есть та самая добавочная стоимость. 18% из нее он отдает государству, остальное забирает себе.

Сколько стоит НДС?

Как правило, ставка НДС составляет 18%.

Ставка 10% распространяется на продукты питания (кроме деликатесов), товары для детей, книги, учебники, периодические печатные издания, лекарственные препараты. Нулевая ставка НДС действует в основном при экспорте товаров.

НДС обычно указана в чеках. Вот самый обыкновенный чек из самого обыкновенного супермаркета:

Из 390 рублей НДС за обыкновенные продукты (по ставке 10%) составил 29,98 рублей, за деликатесные (по ставке 18%) – 9,18 рублей:

Чтобы вы понимали, деликатесными, по законодательству Российской Федерации и облагаемыми налогом на добавленную стоимость в 18%, считаются: колбасы и колбасные изделия (сырокопченые и некоторые виды сыровяленой продукции, а также балык, карбонад, шейка, пастрома), мороженое на фруктовой основе, масло сливочное, торты, пирожные и прочую кондитерию, рыбы ценных промысловых пород (белуга, форель, семга, омуль и прочие), а также изделий из них, лососевую, белужью икру, мясо крабов, лангусты. В общем, это все так называемые «не социально значимые» продукты.

Чек на покупку мангала. Из 3 000 тысяч рублей, покупатель заплатил налог в 456 рублей 10 копеек. При повышении НДС до 20% и сохранении стоимости мангала (что навряд ли, конечно) потребитель заплатит уже 498,3 рублей.

Как повышение НДС скажется на обычных гражданах?

Жизнь станет дороже ровно на 2 %, начиная от покупки трусов, заканчивая покупкой квартиры. То есть нововведение будет иметь мультипликативный эффект. И за всё заплатит конечный потребитель.

— Ужесточение фискальной политики наряду с повышением пенсионного возраста говорит о том, что в стране не все в порядке. И эти меры для народа, конечно, не популярные. Так как у нас нет конкуренции, в том числе из-за наложенных санкций и отсутствия импортных товаров, повышению цен ничто не сможет противостоять. В итоге и без того упавшая покупательская способность упадет ещё больше, — объясняет экономист.

Как скажется на бизнесе?

С повышением НДС предприниматель будет меньше получать прибыли за свой труд и беднеть, а государство, соответственно, богатеть. Прогнозируемый правительством эффект – по 600 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет ежегодно – на самом деле посчитать сейчас трудно. Собрать их будет довольно трудно, потому что бизнес будет уходить в тень, считает Давид Мамагулавшивили.

Мы спросили у тверских предпринимателей, как скажется на них повышение НДС.

Для представителя цветочного бизнеса, с которым нам удлоась поговорить, это неутешительная новость:

— Представьте себе цветочный букет: он состоит из цветов, обертки, ленточек и других примочек. И каждая составляющая для меня подорожает. Соответственно, за те же деньги, я смогу собрать букет более скудный, чем прежде. Учитывая, что цветы – это не товар первой важности, в условиях кризиса на них стали экономить. Цветочный бизнес просел, а с повышением НДС, просядет ещё больше.

Повышение НДС скажется на бизнесе тех, кого, казалось бы, не должно коснуться. Другой бизнесмен, занимающийся оказанием услуг и работающий по упрощенной системе налогообложения, объяснил, что с повышением цен на все вокруг, повысится потребительская корзина и прожиточный минимум, а соответственно, он должен будет повысить зарплату работникам. Вдобавок, никто не отменял покупку подорожавшей формы, ручек, бумаги и всяких разных товаров, необходимых для осуществления деятельности компании. Добавьте к этому вечно растущие цены на бензин и падающие в условиях кризиса доходы.

Зачем это нужно?

Федеральные эксперты объясняют такую непопулярную меру, как повышение НДС до 20% необходимостью исполнения новых майских указов президента.

По данным «Ведомостей», это необходимо, чтобы найти деньги на выполнение нового «майского указа» Владимира Путина, который поручил к 2024 году повысить безопасность и качество автомобильных дорог и инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также заняться развитием «цифровой экономики».

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: