Законодательсов рф сколько инвалидов должно быть нанять

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Законодательсов рф сколько инвалидов должно быть нанять

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов – это их резервирование для приема на работу инвалидов.

Обязанность по квотированию рабочих мест установлена Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Квота – это то минимальное количество рабочих мест, на которые организация должна трудоустроить инвалидов.

При исчислении квоты среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В Пермском крае квота для трудоустройства инвалидов для работодателей, численность работников которых превышает 50 человек установлена в размере 2% среднесписочной численности работников (Закон Пермской области от 05 ноября 2004 года № 1609-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы»).

В соответствии с 25 статьёй Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять информацию в ЦЗН о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов. В Пермском крае Законом Пермской области срок подачи сведений о квотировании установлен до 10 числа месяца, следующего за отчетным, утверждена форма подачи сведений (в приложении).

Служба занятости предлагает следующие меры для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов:

1. Провести анализ работников организации на предмет наличия инвалидности. Не всегда сотрудники сообщают данную информацию своему работодателю по ряду личных причин.

2. Провести анализ имеющихся в организации вакансий с целью их квотирования для трудоустройства инвалидов.

3. В случае отсутствия необходимого количества работающих инвалидов и вакансий – внести изменения в штатное расписание в части введения дополнительных единиц (возможно трудоустройство инвалидов, имеющих показания к работе: не более 4 часов на 0,5 ставки)

4. Подать в ЦЗН или в личном кабинете на портале «Работа в России» информацию о наличии вакансий заквотированных для приёма инвалидов.

5. Заключить договор аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Что такое договор аренды? Под арендой рабочего места у другого работодателя понимается предоставление работодателем другому работодателю рабочих мест для инвалидов, в том числе специальных, во временное владение и пользование за арендную плату на основе договора аренды.
Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя. В организацию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

У кого можно арендовать рабочее место? В приоритетном порядке договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счёт такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора. Реестр рабочих мест. предлагаемых для трудостройства инвалидов здесь .

За что платит работодатель? Работодатель возмещает затраты на выплату заработанной платы работнику в размере не ниже МРОТ и обязательных отчислений во внебюджетные фонды.

Информируем работодателей Пермского края о том, что с 1 июня 2021 года всупает в силу Закон Пермского края от 07.12.2020 № 584-ПК О внесении изменений в Закон «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы». Согласно изменениям квота для трудоустройства инвалидов будет считаться выполненной, если на все рабочие места, созданные, выделенные в счет установленной квоты и (или) арендованные у другого работодателя на условиях договора аренды рабочего места, трудоустроены инвалиды, оформившие отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В случае высвобождения рабочего места, созданного, выделенного в счет установленной квоты, квота для трудоустройства инвалидов должна быть выполнена не позднее 6 месяцев со дня высвобождения рабочего места.

Где найти кандидата из числа инвалидов, для трудоустройства?

Через личный кабинет на портале «Работа в России».

  1. Зарегистрироваться на портале трудвсем.ру в качестве работодателя.
  2. Осуществить поиск кандидатов в соответствии с фильтром.
  3. Ознакомиться с резюме кандидатов.
  4. Откликнуться на резюме, пригласить кандидата на собеседование посредством указанных в резюме средств связи.

Ответственность работодателя:

  • Неисполнения работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя от приема на работу инвалида в пределах установленном квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
  • Непредставления сведений (информации) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере — от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Поправки в закон унифицировали механизм представления в службу занятости информации о вакансиях, регламентировали процесс приема на работу соискателей от центров занятости населения и усовершенствовали механизм установления и выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес изменения в два закона – Закон РФ от 19.04.91 № 1032-I (далее — Закон о занятости) и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее — Закон о социальной защите инвалидов), в связи с чем у работодателей появились дополнительные обязанности.

Остановимся на ключевых изменениях, которые повлияют на трудоустройство кандидатов с инвалидностью, а также усовершенствуют взаимодействие работодателей с центрами занятости населения (далее –ЦЗН) и передачу сведений через портал «Работа в России».

Уточнение понятий

Внесена корректировка в понятие «занятые граждане». Ранее ими считались, помимо работающих в найме, зарегистрированных в качестве ИП и других категорий, указанных в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, обучающиеся по очной форме, включая обучение по направлению органов службы занятости.

Поправки сделали исключение: теперь занятыми считаются обучающиеся по очной форме, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения.

Иной смысл получило понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы». Если ранее под эту категорию попадала молодежь в возрасте от 18 до 20 лет со средним профессиональным или высшим образованием, которая впервые ищет работу, то новый закон увеличил возраст этой категории — от 18 до 25 лет — и зафиксировал период поиска работы — в течение года с даты выдачи им документа об образовании и квалификации (ст. 5 Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I).

Подача сведений о вакансиях через портал «Работа в России»

В ст. 25 Закона о занятости появился новый п. 3.1. С 1 января 2022 года работодатели со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны будут публиковать информацию о вакансиях в единой базе «Работа в России».

Это требование также распространяется на юрлиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования; на федеральные, региональные и местные органы власти и государственные и муниципальные учреждения.

Закон закрепляет статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.

Сейчас работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумаге или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Информация, которую будут с 2022 года подавать работодатели, включает данные:

  • о потребности в работниках;
  • об условиях привлечения работников;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Работодатели должны гарантировать полноту, достоверность и актуальность информации.

Квота для приема на работу инвалидов

Для работодателей с численностью работников более 100 человек законодательством субъекта РФ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек такая квота может устанавливаться в пределах 3 % среднесписочной численности.

После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге.

Антон Котяков
министр труда и социальной защиты РФ

Изменения в Закон о занятости устанавливают, что квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Это требование начнет действовать с 1 марта 2022 года.

Уведомление службы занятости

В законе появилось уточнение по уведомлению ЦЗН (п. 5 ст. 25 Закона о занятости). Изменение вступило в силу с 1 июля 2021 года.

Если работодатель принимает на работу кандидата, направленного центром занятости, то он должен сообщить об этом. Уведомление отправляется:

  • в течение 5 дней;
  • в электронной форме — через портал «Работа в России».

Работодателю нужно указать в уведомлении день приема на работу или вернуть направление, выданное соискателю, в ЦЗН, если он не зарегистрирован на портале «Работа в России».

Уведомить службу занятости через единую цифровую платформу нужно и о факте отказа в приеме на работу. В этом случае информация передается о дне проведенных с соискателем собеседований, указывается причина отказа. Либо работодатель возвращает кандидату направление, если у него нет личного кабинета на портале «Работа в России».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот.

Квоты

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями. Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.

Что касается квот, то согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., для всех предприятий. независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. установлены нормы для приема инвалидов на работу. Причем данные нормы в каждом субъекте РФ могут варьироваться, но при этом не должны отклоняться от принятых законом № 181 значений. Так, число работников с ограниченными возможностями в организации напрямую зависит от штата предприятия:

  • при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
  • при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.

Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.

Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов. Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации.

Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:

  • в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;
  • если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

Порядок приема

  • справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;
  • ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.

Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.

Льготы и налоговый вычет

  • сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;
  • работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;
  • всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;
  • особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33—636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33—8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам Iи IIгруппы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.

Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение

Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.

А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.

Как компании сегодня нанимают на работу инвалидов

Выпускник Российского государственного социального университета (РГСУ) Дмитрий Туниеков еще в школе получил травму позвоночника и стал инвалидом-колясочником. Тем не менее он очно окончил университет по специальности «прикладная математика», принял участие в конкурсе молодых талантов региональной организации по трудоустройству инвалидов «Перспектива» и вышел в финал. Потом Туниекова взяли на стажировку в дистанционном формате в отдел интернет-маркетинга Ситибанка.

По данным Федерального реестра инвалидов, в России сейчас проживает 3,4 млн людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями. На 1 апреля этого года, по данным Роструда, из них работали меньше трети – всего 905 894 человека. За пандемию число работающих инвалидов уменьшилось еще на 3614 человек.

Однако работодатели, напротив, в пандемию увеличили число вакансий для людей с инвалидностью. По данным HeadHunter, в мае 2020 г. работодатели опубликовали 4716 таких вакансий, что на 34% превысило показатели мая 2019 г., а в июне – 6433 вакансии (на 58% больше, чем в июне 2019 г.).

В пандемию компании стали создавать больше удаленных рабочих мест, говорит Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства инвалидов центра «Перспектива». Наибольшее число удаленных мест предлагает отрасль IT, которой нужны высококвалифицированные кадры, замечает он.

Почему инвалидам в России трудно устроиться на работу

По данным HeadHunter, наиболее популярны вакансии оператора колл-центра, менеджера по продажам, водителя, менеджера по работе с клиентами, рекрутера. Средний уровень зарплаты, предлагаемый в вакансиях, доступных инвалидам, в июне 2020 г. составил 41 000 руб. «Ведомости» выясняли, в чем причина противоречий между предложением и реальной занятостью.

Квоты и льготы

По закону организации со штатом свыше 100 человек обязаны принимать в штат от 2 до 4% людей с ограниченными возможностями, а организации со штатом от 35 до 100 человек – до 3% от среднесписочной численности. Работодатель должен выделить инвалиду специально оборудованное рабочее место.

Раз в квартал работодатели подают отчеты о заполнении квотируемых мест в центры занятости, а государство предоставляет им льготы. Те, у кого в штате не менее половины работников с ограниченными возможностями, а расходы на оплату труда инвалидов в общем зарплатном фонде составляют не менее 25%, получают льготы по НДС, подоходному, земельному и имущественному налогам.

вакансий, доступных для людей с инвалидностью, не треуют наличия опыта работы, по данным HeadHunter

По данным Минтруда, в 2019 г. была установлена квота в 445 900 рабочих мест, а на конец года она была выполнена работодателями России на 70% – как и в предыдущие годы.

В центре занятости населения Москвы «Моя работа» сейчас стоят на учете 3568 организаций, которые должны предоставлять инвалидам квотированные места, рассказывает Роман Шкут, директор центра. По его словам, из них 2192 выполняют квоту полностью, 1108 организаций – частично, а 278 не выполняют вообще. В основном инвалидов нанимают компании из отрасли IT, торговли и транспорта.

Штрафы для тех работодателей, кто не выполняет квоты, небольшие – от 5000 до 10 000 руб., говорит Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права компании «Хренов и партнеры». А если компания не предоставит в службу занятости сведений о наличии свободных рабочих мест для инвалидов, она отделается штрафом в 3000–5000 руб.

вакансий, доступных соискателям с инвалидностью, предоставляют возможность удаленной работы

Государство не слишком тщательно проверяет, насколько работодатели выделяют квоты для инвалидов, в сводном плане проверок по соблюдению таких квот намного меньше, чем иных проверок юрлиц, рассказывает Анна Иванова, руководитель практики трудового права ЕПАМ. Многие работодатели квотируют только места для неквалифицированных работников с ограниченными возможностями, потому что не знают, когда смогут устроить на них пришедших в центр занятости инвалидов, а долго держать незанятыми высококвалифицированные рабочие места они не хотят. Хорошие специалисты обычно находят работу не через центры занятости, а через знакомых или частные агентства подбора персонала. И люди с ограниченными возможностями не исключение. К кандидатам из центра занятости компании относятся настороженно, в том числе и к соискателям с ограниченными возможностями. Иногда для выполнения квоты компании просят собственных сотрудников привести на работу инвалидов из числа родственников или знакомых, их нанимают на частичную занятость – на 2 часа в неделю на часть оклада для выполнения квоты, говорит Иванова.

По данным Минтруда, в 2019 г. в России региональные службы занятости провели 4100 проверок соблюдения квоты трудоустройства инвалидов. Нарушения выявлены у 920 работодателей, общая сумма штрафов составила 3 млн руб.

Через родственников и знакомых

По словам представителя HeadHunter, в пандемию стало больше вакансий для инвалидов в тех отраслях и специальностях, которые развивались в кризис из-за перехода в онлайн: в колл-центрах, в продажах в онлайне (поэтому вырос спрос на менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами), и водители тоже нужны были из-за роста числа доставок. А на остальных низовых должностях, которые часто занимают инвалиды, произошли сокращения, говорит представитель.

Многие компании не имеют ничего против найма инвалидов на позиции квалифицированных специалистов, но не могут их найти. Анна Грачева, ныне директор по персоналу компании «Деловые стандарты», ранее работала в IT-компании. Она вспоминает, как ее бывший работодатель не мог в течение длительного времени заполнить 15 квотированных рабочих мест для квалифицированных специалистов и заплатил штрафов на общую сумму 325 000 руб. Грачева говорит, что она просила руководителей отделов, в которых работало на общих основаниях несколько человек с легкой степенью инвалидности (диабет 2-й степени, неосложненная онкология и т. п.), уговорить этих сотрудников перейти на квотированные рабочие места. Но никто из них не захотел официально трудоустраиваться как инвалид.

По словам председателя Всероссийского общества инвалидов Михаила Терентьева, выйдя на работу, инвалид теряет либо региональные надбавки, либо индексацию государственной пенсии и многим эти потери кажутся несоразмерными зарплате, которую им предлагают.

Многим инвалидам не удается получить хорошее образование, у них низкая квалификация и они не могут устроиться на квалифицированную работу, говорит Шкут. Поэтому, по его словам, Московский центр занятости «Моя работа» предлагает инвалидам, желающим найти работу, различные учебные программы и тренинги.

По букве закона

По данным опроса работодателей, проведенного в 2019 г. порталом Работа.ru по просьбе «Ведомостей», инвалиды составляют менее 2% общей численности штата в 43% опрошенных организаций, от 2 до 4% штата – в 32% компаний-респондентов, более 4%, но меньше 50% – в 18 компаний и более 50% – только в 2% опрошенных компаний.

«Ведомости» опросили 17 крупных российских и международных компаний, где они ищут сотрудников с ограниченными возможностями, как их трудоустраивают и сколько таких сотрудников сейчас в штате. Ответили только семь компаний. Все заявили, что полностью соблюдают квоты, численность работников с ограниченными возможностями назвала лишь компания Unilever.

Сбербанк не сообщил, сколько в штате сотрудников с ограниченными возможностями. В прошлом году представитель банка назвал «Ведомостям» цифру в 1600 сотрудников. Сейчас Сбербанк нанимает инвалидов по рекомендациям, а также через общественные организации по трудоустройству людей с ограниченными возможностями и через центры занятости, сообщил представитель банка. По его словам, кандидаты с инвалидностью также могут выбрать подходящую вакансию на сайте sberbank-talents.ru, адаптированном для пользователей с ограниченными возможностями. Люди с инвалидностью особенно востребованы в тестировании цифровых продуктов и сервисов, адаптированных для незрячих, слабовидящих или глухонемых пользователей. Сейчас, по словам представителя банка, в Сбербанке работает единственный незрячий сотрудник на всю банковскую отрасль России. Кроме того, в расчетно-кассовом центре в Омске в Сбербанке 33 инвалида-колясочника обслуживают клиентов по телефону. Офис оборудован специальной раздевалкой, а в столовой предусмотрены столы для инвалидов-колясочников.

А Ситибанк реализует проекты по трудоустройству людей с инвалидностью в рамках грантовой программы с центром «Перспектива», а также оплачивает рабочие места для людей с инвалидностью в сторонней организации, авторизованной в службе занятости, сообщил представитель банка. По его словам, банк создает программы стажировок для людей с инвалидностью, берет кандидатов с инвалидностью в штат, проводит учебные сессии для сотрудников и топ-менеджмента банка по особенностям взаимодействия, этическим вопросам, стереотипам, связанным с наймом людей с инвалидностью.

В штате Unilever в России в разных подразделениях 38 работников с инвалидностью, говорит представитель компании. По его словам, на открытые компанией вакансии беспрепятственно могут откликаться люди с инвалидностью. В отборе Unilever ориентируется исключительно на деловые качества работника. Чаще всего кандидаты с инвалидностью приходят в компанию на должности аналитиков данных и специалистов по обработке информации. В пандемию многие перешли на режим работы из дома.

Компания «Сибур» нанимает кандидатов-инвалидов через центры занятости, предоставляет им условия труда в зависимости от группы и инвалидности и индивидуального плана реабилитации. Несколько недель назад сотрудники с инвалидностью вышли на работу в службы кадровой поддержки и подбора персонала, рассказывает представитель компании.

О соблюдении квот найма сообщили и PepsiCo, «Ростелеком» и «Мегафон». Компания «Мегафон» оказалась единственной, кто ответил на вопрос о налоговых льготах. По словам представителя компании, «Мегафон» не получает никаких налоговых льгот от трудоустройства работников с ограниченными возможностями.

Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов

Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

В марте текущего года Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» утверждена новая программа обеспечения конституционной нормы равных прав на труд каждого гражданина. Вступление в силу государственной программы актуализирует действующее законодательство и инициирует множество проверок соответствующих органов, в том числе с использованием непривычных для большинства работодателей способов проверок — мониторинг и проверка без участия субъекта проверок. Учитывая, что все государственные программы прямо или косвенно реализуются силами работодателей, в настоящей статье мы рассмотрим возможные способы организации рабочих мест для определенного квотой количества граждан, у которых частично утеряна работоспособность и установлена инвалидность.

Правовое регулирование квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обязанности работодателя по обеспечению инвалидов рабочими местами регламентируются законодательными актами различного уровня регулирования, а именно: федеральным, региональным и местным законодательством.

Федеральное законодательство определяет предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.

Данная правовая норма содержит прямое указание на определение органами государственной власти именно субъектов Российской Федерации порядка проведения специальных мероприятий обеспечения трудовой занятости.

Для реализации данной нормы Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» статьей 1 устанавливает обязанность работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квотировать для приема на работу инвалидов (далее по тексту — квота) рабочие места в размере 2,5% среднесписочной численности работников, выделяя работодателей — общественные объединения инвалидов и образованные ими организации — освобождая их от соблюдения данной квоты.

Точное определение квоты дает Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1: «квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории».

Продолжая изучение Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», можно убедиться (ст. 1-1), что «работодатели соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах», а значит, в отдельном нормативном локальном акте следует определить как данный работодатель квотирует рабочие места, осуществляет резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, принимает участие в программах создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; самостоятельно создает инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов, организует обучение инвалидов новым профессиям. Отсутствие нормативного локального акта, описывающего исполнение работодателем требований федерального, регионального законодательства, может повлечь возбуждение об административном правонарушении со всеми последствиями.

Практическое исполнение требований по квотированию рабочих мест для инвалидов

Понимая особенности различных видов экономической деятельности, наличие фактического дефицита рабочей силы, необходимость реализации конституционных прав инвалидов и возникающие в связи с этим сложности, законодатель помимо фактической организации соответствующих рабочих мест предлагает работодателю правые способы реализации в Санкт-Петербурге установленных законодательством требований:

  1. «заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;
  2. заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;
  3. создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями».

→ Возможность предоставления частным агентством занятости труда работников, в частности инвалидов, предусмотрена статьей 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 2 определяющей отдельный вид договора о предоставлении труда работников (персонала) как договор, «по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем». Существенным ограничением реализации данной нормы предоставления труда является прямой запрет Трудового кодекса Российской Федерации на заемный труд, т.е. «труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника» (ст. 56.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ). Данный запрет однозначно определяет условия, при которых нельзя привлекать к трудовой деятельности инвалидов, но и определяет условия (глава 53.1 ТК РФ), когда два юридических лица могут заключить договор по предоставлению труда работников (персонала), направив временно работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.

При временном направлении работников к другому работодателю для выполнения вмененной работнику трудовой функции следует учитывать и иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации, такие как статья 67 ТК РФ, которая определяет момент заключения трудового договора: «работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя», — обязывая работодателя в этом случае оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, и статья 166 ТК РФ, признающая «служебной командировкой — поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы». Приведенные нормы ТК РФ обязывают стороны договора по предоставлению труда работников (персонала) не только отразить предмет договора, но и до заключения юридическими лицами договора гражданско-правого характера о временном направлении работников к другому работодателю (далее по тексту — договор ГПХ), внести соответствующие сведения:

  • в текст трудового договора с временно направляемым работником условия выполнения вменяемой ему трудовой функции, детализировав, что данный трудовой договор заключается для временного предоставления труда данного работника иным работодателям, что, соответственно, не является основанием для заключения трудового договора с юридическим лицом, в пользу которого данная трудовая функция выполняется, к тому же временное предоставление труда работника не является его командированием;
  • в должностные инструкции как временно направляемых работников, так и работников, курирующих их труд, однозначно определив полномочия, ответственность каждого, исключив возможность переквалификации договора ГПХ в фактические трудовые отношения;
  • в правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные локальные акты каждой из сторон договора ГПХ, отдельно и однозначно определив условия выполнения договора ГПХ как способ реализации заявленного каждым юридическим лицом вида экономической деятельности,
  • в документы по обеспечению безопасных условий и охраны труда, убедившись, что работник, которому установлена инвалидность, осуществляет труд в условиях, определенных индивидуальной программой реабилитации (абилитации), с предоставлением данной категории граждан всех законодательно предписанных компенсаций и гарантий.

→ Способ организации рабочих мест путем заключения соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места другой организацией подразумевает заключение между юридическими лицами договора аренды квотируемого рабочего места, что по аналогии с рассмотренным выше способом трудоустройства инвалидов, подразумевает заключение договора гражданско-правого характера об аренде рабочего места с включением в текст данного договора всех требований к данному рабочему месту, отражением в документах трудовых отношений условий выполнения работником вменяемой трудовой функции, регулированием локальными нормативными актами особенностей труда инвалида на арендованном рабочем месте, с обеспечением безопасных условий и охраны труда на рабочем месте, что в совокупности подтверждается и бухгалтерскими документами.

→ Способ создания совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями подразумевает условия взаимодействия юридических лиц на условиях общей собственности имущества, в данном случае определенного рабочего места. Согласно статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, «имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)», а значит, работодатели вправе организовать рабочее место по любому (долевая собственность или совместное владение) удобному им способу. При организации совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями следует учитывать, что данное рабочее место создается для трудоустройства определенного физического лица, а значит, организация труда нескольких человек на данном рабочем месте может осуществляться только в режиме неполного рабочего времени или в режиме сменной работы, ибо в один момент времени на одном рабочем месте может трудиться только один работник, что следует из комплексного применения статей 21, 57, 81, 142, 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Организация труда на данном рабочем месте также подразумевает отражение специфики выполнения трудовой функции инвалидом как в индивидуальных документах трудовых отношений, так и в нормативных локальных актах работодателя, аналогичных рассмотренным выше с обеспечением безопасных условий и охраны труда каждому работающему.

Несмотря на наличие нескольких способов реализации требований законодательства к созданию квотированных рабочих мест для инвалидов, работодатель в основном пользуется только одним – организует рабочее место для инвалида на своем предприятии, что зачастую создает значительные ограничения для трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, т.к. данное место, как правило, организуется под конкретного человека в офисных помещениях или подразумевает низкоквалифицированный труд. Современные технологии, актуальная правовая база позволяют работодателю превентивным порядком продумать возможные способы организации труда работников для обеспечения максимально возможного труда инвалидов различных клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических способностей выполнения трудовых функций, тем самым не только выполняя ужесточающиеся требования законодательства, но и обеспечивая себя человеческим ресурсом, способным к длительному и благодарному труду.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: