Как в школе меньше платить за питание

Министерство просвещения Российской Федерации

Как в школе меньше платить за питание

Как в школе меньше платить за питание

Задачу обеспечить бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы с первого по четвертый класс обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин 15 января в своем Послании Федеральному Собранию.

Подробнее о проекте

В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день. Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая нормативная работа для того, чтобы эти нормы распространялись на все регионы уже с нового учебного года. Для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года.

На практике законодательные изменения обязывают школы предоставлять качественное, здоровое и полноценное горячее питание. Оно должно быть сбалансированным, помогать детям восполнить энергию и способствовать их физическому развитию, отвечать всем стандартам и требованиям безопасности.

У регионов также появится возможность и необходимые инструменты, чтобы при разработке меню учитывать запросы детей с ОВЗ, тех, кто нуждается в диетическом питании, а также национальные, конфессиональные и местные особенности питания.

Электронное обращение

Горячая линия

Внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировали необходимость обеспечить учащихся начальной школы бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день.

Школы обязаны предоставить:

  • качественное, здоровое и полноценное горячее питание, не допуская подмены приемов пищи полумерами (разогретыми бутербродами с чаем или чем-то иным);
  • горячее питание, отвечающее всем стандартам и требованиям безопасности;
  • питание, включающее горячее блюдо, не считая горячего напитка; сбалансированный рацион, обеспечивающий правильное физиологическое развитие молодого организма;
  • горячее первое и второе блюдо или второе блюдо в зависимости от приёма пищи.

Учащиеся начальных классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием в зависимости от режима обучения.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счёт ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Горячим питанием в школах будут обеспечены все учащиеся 1–4-х классов, включая льготные категории обучающихся, получающих начальное общее образование.

У регионов есть возможность и необходимые инструменты для того, чтобы при формировании меню учитывать потребности тех, кто нуждается в диетическом питании, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родители могут давать предложения по составу школьного меню, участвовать в мониторинге качества питания (в том числе в качестве членов бракеражной комиссии) в соответствии с локальными актами школы. Подробнее с формами участия родителей можно ознакомиться в Методических рекомендациях «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях» (МР 2.4.0180-20), разработанных Роспотребнадзором.

Все школьники с 1-го по 4-й класс будут обеспечены горячим питанием в школах на безвозмездной основе. Финансирование будет производиться из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Учащиеся начальных классов, находящиеся на домашнем обучении и закрепленные за государственной или муниципальной образовательной организацией, в случае посещения образовательной организации могут быть обеспечены бесплатным горячим питанием непосредственно в школе.

Родители (законные представители) пишут заявление на предоставление бесплатного горячего питания учащимся начальных классов в соответствии с требованиями, которые установлены региональными, муниципальными нормативно-правовыми документами, а также локальными актами образовательной организации.

На все вопросы, касающиеся организации горячего питания, смогут ответить специалисты горячей линии для учителей и родителей, региональных и муниципальных органов управления образованием.

Координацию работы в регионах по организации горячего питания учащихся начальных классов обеспечивает Оперативный штаб Минпросвещения России.

На сайте Минпросвещения России запускается специальный раздел «Горячее питание для школьников».

Он включает:

  • информацию о проекте;
  • электронную форму обращения по вопросам питания;
  • популярные вопросы по горячему питанию и ответы на них;
  • необходимые документы и материалы, а также новости по теме.

Подробнее о проекте пользователи соцсетей смогут узнать из информационных материалов, опубликованных в сообществах Минпросвещения во всех социальных сетях.

Ответы на вопросы все желающие смогут получить в короткие сроки, написав личное сообщение в сообществе Минпросвещения в соцсети «ВКонтакте». Там начнёт работу чат-бот с широким набором ответов.

Учеников начальных классов будут кормить бесплатно

Что случилось. С 1 сентября 2020 года заработал федеральный закон с нормами о бесплатном питании для школьников. Дети с первого по четвертый класс будут получать горячее питание в школе за счет бюджета. Теперь никаких родительских долей и льготников. Так пока не во всех школах, но миллионы родителей уже сейчас смогут сэкономить. Всего в младших классах учится около 7 млн детей.

Кого это касается. Это касается вообще всех семей, где дети учатся в начальной школе. Даже если у вас нет никаких льгот и в прошлом году вы платили за питание или ребенок не ел в школе, теперь платить не придется, а ребенка накормят.

Как было раньше. Родители платили за питание в школе. Бесплатно детям обычно давали напиток и булочку. Чтобы ребенок поел картофельного пюре с котлетой или макарон с гуляшом, нужно было доплачивать — примерно 1500 Р в месяц. За девять месяцев обучения набегало 13 500 Р , а если детей двое — 27 000 Р . Бесплатно могли питаться только льготники, например дети из малоимущих или многодетных семей. У них могли быть уменьшенные порции, но питание было горячим и бесплатным.

Некоторые регионы могли и до этого закона бесплатно кормить детей в начальной школе, но так мало кому везло.

Как с 1 сентября. До четвертого класса льготы больше не важны. Школьника накормят за счет бюджета в любом случае. И это будет не компот и булочка, а полноценное горячее блюдо. Разогретые бутерброды с чаем таким блюдом не считаются. А вот каша или омлет — считаются. Первую смену будут кормить завтраком, вторую — обедом. Стоимость блюд в рамках одной школы должна быть одинаковой.

Питание должно быть сбалансированным. Родителям предлагают участвовать в формировании школьного меню и контролировать его, обещают даже учитывать особенности диеты и здоровья детей. Хочется посмотреть, как все это будет работать на практике. И что скажет главная по питанию в школьной столовой какой-нибудь инициативной маме, которая попросит готовить котлеты из халяльной говядины, а ребенку с диабетом делать чай без сахара. Никаких федеральных гарантий по этому поводу нет, но говорят, что у регионов есть все возможности, чтобы учитывать потребности детей.

Если хотите участвовать в формировании меню, нужно узнать в своей школе, как организован мониторинг с участием родителей.

С пятого класса родители будут платить как раньше, а сэкономят только льготники.

В 2020 году на бесплатное горячее питание для школьников выделено 22 млрд рублей, а за три года из бюджета будет потрачено не меньше 108 млрд. Деньги на ближайшее время уже в регионах.

Какие есть нюансы. Пока не все школы готовы кормить детей горячими блюдами: где-то нет оборудования, а где-то — даже посадочных мест. Но таких школ немного, обычно это небольшие учебные заведения в удаленной сельской местности. Для них предусмотрен переходный период — до 1 сентября 2023 года. Нужно либо обустроить свою столовую, либо привозить детям готовую горячую еду.

Где спросить. Бесплатное горячее питание — это ответственность регионов и школ. В каждом регионе есть горячая линия. Телефоны можно найти в специальном разделе на сайте Минпросвещения. Еще есть общая горячая линия для вопросов и претензий: +7 800 200-91-85.

Если в первые дни сентября ребенку еще не дают горячую еду, подождите немного: сначала могут предлагать только напиток и выпечку, постепенно все наладят. Но если проблемы с питанием затягиваются — звоните и жалуйтесь. Сейчас этой теме уделяют много внимания: одно дело, когда дети выбрасывали невкусную еду, оплаченную родителями. И совсем другое, когда недоеденным останется «президентский завтрак», на который ушли миллиарды бюджетных денег.

На портале госуслуг заработал специальный сервис для жалоб и предложений. Можно сообщить о проблемах онлайн: ответ придет в личный кабинет, а замечания попадут в отчет для Минпросвещения.

Вопрос-ответ

Почему банки (кредитные организации) берут комиссию за оплату питания учащегося, по квитанциям?

Законодательство Российской Федерации не запрещает кредитным организациям взимать плату за перечисление неналоговых платежей в бюджет (штрафы, пени, сборы) и не предусматривает обязанность банков осуществлять названные операции бесплатно, в соответствии с пунктами 2, 5 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации . Принимая во внимание статью 29 Федерального закона о т 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» , банки в праве устанавливать комиссионное вознаграждение по проводимым операциям.

Должны ли родители подписывать соглашения, если они отказываются оформлять карту для ребенка?

Образовательное учреждение с одной стороны и родитель с другой данным соглашением регулируют вопросы по организации обеспечения горячим питанием учащегося, находящегося на территории школы более чем 3.5-4 часа выполняя тем самым обязательные требования Сан Пин 2.4.5.2409-08 раздел 6 «требования к организации здорового питания и формирования примерного меню» п. 6.7 6.8. Предметом данного соглашения является: определение мероприятий по организации питания учащегося в данном образовательном учреждении. Права и обязанности сторон по организации питания Система учета и порядок оплаты полученного учеником питания Персональная карта является одним из способов учета и оплаты в данной системе и в соответствии с п. 2.7 соглашения определен порядок учета и оплаты за питания при отсутствии персональной карты.

Как часто можно менять соглашение в части вариантов питания и лимита на неорганизованное питание?

Внесение изменений в соглашение по изменению варианта организованного питания вносится не чаще одного раза в полугодие учебного года с выходом постановлением Администрации г Екатеринбурга «Об организации питания обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях на соответствующее полугодие учебного года» Периодичность внесение изменений в соглашение по изменению лимита на неорганизованное питания определяется школой и закрепляется отдельным пунктом соглашения.

Что в принципе изменится при переходе на данную систему — только форма оплаты, либо какие-то прочие моменты?

При переходе на данную систему меняется только схема оплаты с наличной на безналичную. Порядок получения, качество и стоимость питания при этом не меняются.

Группы продленного дня: обед и полдник — это одноразовое или двухразовое питание за счет средств родителей?

Двухразовое, за счет родителей. В соответствии с Сан Пин 2.4.5.2409-08 п 6.7 п 6.8 — «при разработке меню учитывают пребывание обучающихся в образовательном учреждении. Интервалы между приемами горячей пищи не должны превышать 3.5-4 часа. Для детей посещающих группы продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник».

В конце учебного года остаток денег с лицевого счета можно будет снять?

Согласно п, 5.3 и 5.4 соглашения об организации питания в образовательном учреждении, заключенным между родителем и школой, в случае выбытия ученика из образовательного учреждения соглашение подлежит расторжению. При расторжении соглашения неиспользованный остаток денежных средств на лицевом счете учащегося подлежит возврату по заявлению родителей на счет открытый в кредитном учреждении, выдача наличных денежных средств не допускается. В других случаях возврат средств не предусмотрен. Неиспользованный остаток в течение периода (месяц, год) является переходящим и может быть использован в последующие периоды действия соглашения.

Если ребенок утром автоматически поставлен на питание на завтрак и на обед, а во время уроков заболел, то будет ли он снят с питания на обед?

В случае отсутствия учащегося в школе по уважительной причине, при обязательном предупреждении классного руководителя или ответственного за питания (п 3.2.5 соглашения) возможна корректировка заявки на обед если позволяет временной регламент по подачи окончательной заявки. Если время подачи окончательной заявки прошло, то ученику выдается сухой паек на сумму обеда. Без уважительной причины и своевременного предупреждения классного руководителя (п 3.2.5 соглашения) учащийся из заявки не исключается.

Что делать в случае болезни ребенка? Какие действия должны предпринять родители, чтобы поставить ребенка на питание после болезни?

В случае отсутствия ребенка по уважительной причине в школе необходимо сообщить классному руководителю накануне (п 3.2.4 соглашения). Если вы не знали о болезни накануне и ребенок заболел утром — он не попадет в окончательную заявку т.к. в системе не будет регистрации его присутствия в школе (не пройдет через турникет). Для того чтобы поставить ребенка на питание после болезни необходимо так же накануне сообщить классному руководителю о выходе учащегося на занятия и классный руководитель передаст данные о включении в заявку на организованное питание.

Можно ли оплачивать через банк, который не подписал соглашение с Департаментом финансов?

Да. Можно оплачивать через банки, с которыми соглашение не подписано. Но сроки прохождения платежей, через банки с которыми заключены соглашения короче. Кроме того, в соглашениях Департамента финансов оговаривается правильность оформления платежа банками, для минимизации невыясненных платежей.

Как быть если у ребенка изменяющийся график занятий?

Режим и варианты питания учащегося оговариваются соглашением. Родитель выбирает режим и варианты питания в соответствии с графиком занятий. В случае непредвиденных изменений графика занятий необходимо предупредить классного руководителя или лицо ответственное за организацию питания в школе об изменении предварительной заявки в день предшествующий дню питания. (п 3.2.1 соглашения).

Что делать, если родитель не оплатил и у него будет задержка в оплате? Могут ли кормить в долг (при задержке платежа)?

В Соответствии с условиями соглашения (п 2.9) организованное питание за счет средств родительской платы может осуществляться при наличии задолженности средств на лицевом счете ученика в размере не превышающем стоимости питания в течении 5 дней (учреждение может самостоятельно установить лимит задолженности по согласованию с поставщиком питания). При наличии задолженности более установленного лимита питание ученику не будет оказано. В Соответствии с нормами Сан Пин 2.4.5.2409-08 п 6.7 п 6.8 Учащийся не может находиться в образовательном учреждении без горячего питания более 3.5-4 часов. Школа обязана передать ученика родителю через установленное время для того чтобы родитель накормил обедом ребенка и доставил обратно на занятия.

Устанавливается ли лимит только на неорганизованное питание? Какова стоимость обеда: разная или усредненная?

На организованное питание за счет родительских средств устанавливается среднемесячная стоимость питания в день на ребенка, в соответствии с затратами для обеспечения двух недельного меню по нормам установленным Сан Пин. и оговаривается соглашением в вариантах питания. На организованное питание за счет дотации бюджета среднемесячная стоимость питания в день на одного учащегося устанавливается постановлением Администрации Екатеринбурга от 27.12.2012. № 5778 «Об организации питания обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях во втором полугодии 2012/2013 учебного года». В части организованного питания стоимость питания в день может быть разной в зависимости от стоимости блюд в меню на текущий день (отклонения на 5-10%),но за месяц в целом она не может превышать суммы питания в день которая прописана в соглашении. В конце месяца проводится нормирование и поставщику питания оплачивается только среднедневная сумма (например среднемесячная стоимость питания в день по соглашению составила 50 руб. стоимость питания в месяц будет рассчитана 50*22 уч. дня =1100 руб). На неорганизованное питание устанавливается дневной лимит самим родителем и прописывается в соглашении.

Как будет осуществляться питание ребенка, не имеющего карту?

В соответствии с п 15 положения «О порядке финансового обеспечения питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования «город Екатеринбург» утвержденного постановлением Администрации Екатеринбурга от 13.09.2012 г. № 4024. «В случае отказа родителей (законных представителей) обучающегося от получения и (или) использования персонального идентификатора для оплаты питания: При организованном питании — родительские средства на оплату питания перечисляются на лицевой счет учреждения и учитываются на лицевом счете обучающегося. В данном случае факт получения питания фиксируется классным руководителем и соответствующая информация вводится в информационную систему уполномоченным лицом; При неорганизованном питании — оплата выбранной продукции производится обучающимся наличными денежными средствами в кассу организации питания».

Где видеть? Когда зашел ребенок, что и когда покушал? Можно ли посмотреть список блюд, которые выбрал ребенок на питание?

Что и где покушал? 1. На официальном портале города Екатеринбурга открыт родительский портал «Школьное питание», где каждый учащийся зарегистрированный в системе АИС «Питание» имеет личный кабинет. В личном кабинете содержится вся информация по питанию ребенка: -история операций по платежам; -текущий баланс; -лимит на неорганизованное питание; -сумма лимита в долг по организованному питанию; -меню на организованное питание, сумма; -перечень товара купленного ребенком в буфете, сумма. 2. В школе у диспетчера по питанию. Когда зашел ребенок? Данная услуга не предоставляется.

Может ли по карточке получить питание другой человек?

Карта учащегося является только персональным идентификатором для подтверждения учащегося о нахождении на территории школы и включения в заявку на питание. На карте денежные средства не аккумулируются. Карта привязана к персональному лицевому счету ребенка и лицевому счету учреждения на котором аккумулируются денежные средства. Списание денежных средств происходит только по факту оказанной услуги. В лицевом счете указаны ФИО учащегося, ФИО родителя, дата рождения, номер класса, номер телефон родителя. На карте есть фотография учащегося. Заявка на питание формируется пофамильно. При организованном питании классный руководитель зная своих учеников вряд ли допустит постороннее лицо к питанию. При неорганизованном питании в случае утери карты тоже сложно ей воспользоваться, если она своевременно заблокирована . ну разве только на суточный лимит.

А если ребенок питается по системе — неорганизованное питание, сегодня поел, завтра не поел, сегодня второе купил, завтра — булочку, каким образом будут сниматься деньги? Та сумма, на которую ребенок купил еду, или какая-то другая сумма?

При неорганизованном питании с лицевого счета снимается только та сумма на которую ребенок поел.Товар в буфете отпускается только в пределах установленного родителем лимита. Например лимит на день установлен родителем 30 руб. ребенок поел на 25 руб. Остаток 5 руб. остается на счете при этом на следующий день он не может поесть на 35 руб .только на установленный лимит 30 руб.

В школу пришел новый ученик, как ему питаться на следующий день без карточки?

Следует обратиться к классному руководителю и в с п 2.8 соглашения между школой и родителем «об организации питания в общеобразовательном учреждении» «В случае отсутствия у ученика персональной карты на текущую дату (в случае утери или порчи, забыл дома): получение им организованного питания осуществляется им на основании заявки классного руководителя; Оплата неорганизованного питания осуществляется учеником наличными средствами в кассу организации питания

В случае выбытия из образовательного учреждения карта остается у ребенка или в школе, и можно ли будет по ней питаться в другом ОУ, если там есть данная системы?

Да возможно! Карта является персональным идентификатором учащегося. Другим лицом она использоваться не может. При расторжении соглашения с школой аннулируется только лицевой счет. Карта остается у ребенка и может использовать в другом образовательном учреждении, где будет присвоен новый лицевой счет учащегося и привязан к его персональной карте для идентифицирования и регистрации данных о полученном питании в АИС «Питание».

Ученик отчислен из школы, а на карточке остались деньги, как их вернуть?

Ответ: В соответствии с п 5.3 соглашения в случае расторжения соглашения остаток средств подлежит возврату родителям ученика. Средства подлежат перечислению на счет в кредитной организации, который родитель укажет в заявлении. Выдача наличных денежных средств не допускается.

Новые решения в оплате школьного питания: что нужно знать родителям , чтобы не переплачивать

Цифровизация — не просто слово , которое очень нравится чиновникам и красиво выглядит в отчетах. На самом деле в последние годы действительно появилась возможность «оцифровать», перевести в онлайн и тем самым сделать проще и эффективнее очень многие процессы. Новые технологии приходят в барнаульские школы , и мы решили рассказать о том , как они помогают в решении ежедневных задач.

Безналичная оплата школьного питания в Барнауле появилась несколько лет назад , поэтому уже можно оценивать , насколько хорошо это работает , довольны ли все заинтересованные стороны — ученики и их родители , администрация школ , комбинаты школьного питания. С другой стороны , у родителей учеников школ , которые еще не подключились к системе безналичной оплаты , есть вопросы и опасения , правда ли это удобнее , чем по старинке платить наличными. Постараемся подробно рассказать обо всех нюансах , чтобы родителям было на что опереться при принятии решения.

Развитие безналичных способов оплаты связано с общей тенденцией ухода от наличных в школах. Это безусловно удобно для родителей и образовательных учреждений: исключаются риски при использовании «живых» денег , появляется контроль за тратами ребенка и его рационом , увеличивается скорость обслуживания в столовых и улучшается санитарно-гигиеническая ситуация.

Переход на безналичную оплату питания в школах однозначно поддерживают в Комитете по образованию г. Барнаула.

Наталья Михальчук,
заместитель председателя комитета:

Наша общая цель — организация процесса оплаты питания , которая снизит риски и повысит уровень контроля. Хочу подчеркнуть , что решение о подключении к системам безналичной оплаты в школах принимается при обязательном участии родителей. Переход на безналичную оплату должен происходить так , чтобы это не влекло дополнительных расходов ни для школ , ни для родителей , и крайне важна информационная прозрачность таких проектов. Это те параметры , на которые мы обращаем внимание директоров школ , чтобы они учитывали их при выборе потенциальных партнеров. При соблюдении этих условий безналичная оплата школьного питания действительно делает процесс оплаты более комфортным и безопасным во всех отношениях.

Для комбинатов школьного питания безналичная система оплаты практически всегда означает исключение рисков неплатежей и задолженностей со стороны школ. Мы узнали мнение представителя одного из комбинатов , работающего в нашем городе.

Антон Михайлов,
заместитель директора комбината питания «Юмал»:

Нам стало удобнее контролировать процесс расчетов за питание , долгов теперь нет. Вообще сразу была очень заметна разница , буквально с первого месяца навели порядок , можно сказать. Мы за систему безналичной оплаты , это удобно всем.

В самом деле: с безналичной оплатой дети не теряют деньги , не тратят их на жвачку и чипсы , а родители уверены в том , что ребенок получил сбалансированное горячее питание , четко контролируют все расходы и даже экономят. Учителя не нагружены посторонними задачами сбора денег , комбинаты школьного питания увеличивают свою выручку. Все в плюсе.

Но все это так , только если система правильно организована , и здесь есть три основных момента. Во-первых , и родители , и школы хотят , чтобы система была бесплатной и не увеличивала финансовую нагрузку на родителей. Во-вторых , нужна максимальная прозрачность , чтобы родители видели , сколько и на что потратил ребенок , сколько осталось денег на счету , когда пора его пополнить. В-третьих , пополнять счет должно быть удобно. Мы рассмотрели одну из популярных в городе систем безналичной платы школьного питания — «Школьная карта», и опросили тех , кто уже подключился к этому проекту.

Инна Борисенко,
директор МАОУ «СОШ № 132» им. Н.М. Малахова , депутат Барнаульской городской Думы:

Мы сотрудничаем с банком Авангард по программе «Школьная карта» с 2014 года. Выбор системы был сделан родителями после изучения предложений от нескольких компаний. Одно из очень важных преимуществ «Школьной карты» — все услуги предоставляются бесплатно.

Подключение к проекту решило сразу несколько проблем: во-первых , классные руководители были освобождены от обязанностей собирать наличные средства для оплаты за питание детей , чем , я твердо убеждена , они категорически не должны заниматься. Во-вторых , в нашей школе до предыдущего года оставался не решенным вопрос со сбором наличных денег за накрывание столов , мы обратились в банк с предложением дополнить программу такой возможностью , и вопрос был решен. Теперь классный руководитель в электронном журнале при заказе питания сразу отмечает и заказ услуги накрывания столов.

Родителям удобно контролировать расходование средств , они в приложении на телефоне видят , что ребенок ел за день и сколько потратил. Есть возможность оплачивать питание даже при отсутствии денег на счету — скажу честно , в начале родители не всегда были готовы этим пользоваться , но теперь , получив реальный опыт , отзываются положительно. И школе , и родителям важно , чтобы ребенок поел , даже если родители не внесли деньги по какой-то причине. Житейские ситуации бывают разные. Родителям затем нужно просто пополнить счет карты.

И хотелось бы отметить , что в вопросах , связанных с деньгами , считаю правильным доверять финансовым организациям , которые имеют лицензию на осуществление необходимых операций и действуют в строгом соответствии с законом.

В МБОУ «Гимназия № 5″ им. Героя Советского Союза Константина Павлюкова» нам рассказали о дополнительных возможностях системы.

Николай Воробьев,
директор гимназии:

Банк нам предложил , помимо основной функции оплаты питания и накрывания столов , еще очень выгодный вариант контроля входа и выхода. Наша барнаульская IT-компания , сотрудничающая с банком , устанавливает в школах систему контроля и управления доступом с гибкими условиями оплаты , вплоть до рассрочки платежами , равными тем , что раньше платили за аренду. То есть школа примерно за год выплачивает стоимость турникетов , становится собственником оборудования , и далее родители будут избавлены от этих сборов , которые платили годами. Школьная карта действует как пропуск , а родитель через мобильное приложение получает уведомления о входе и выходе ребенка из школы. Таким образом , мы замыкаем на «Школьную карту» оплату всех услуг в школе и пропуск. В настоящее время работы завершаются , до конца декабря система заработает. Получается , что не только сама система безналичной оплаты питания у нас бесплатная , но еще и на дополнительных сервисах мы будем экономить , и школа , и родители.

Мнения директоров положительные , что объяснимо — безналичная оплата убирает целый ряд причин для головной боли , а дополнительные возможности «Школьной карты» позволяют экономить средства. Но подтверждают ли такую высокую оценку работы «Школьной карты» родители?

Иван Сажин,
отец второклассника Сергея из школы № 127:

Мы сначала не очень доверяли новой системе , много было страхов , что будет дороже , что выдадут карты , за которые надо будет платить. Но пользуемся уже второй год и убедились , что все бесплатно , и очень удобно — всегда знаешь , что ребенок поел. У нас сейчас у сына возраст такой , что нужен контроль , иначе все деньги потратит на всякую запрещенку. И мне приходят уведомления на телефон , что оплачен обед. Пополняю обычно заранее , не дожидаясь , пока все деньги закончатся на карте.

Мама ученика школы № 63 , Ирина Александровна Т., отмечает другой момент:

Мне нравится , что этой картой можно и дополнительные занятия оплачивать , продленку , кружки. Я сравниваю , как устроено в школе , где дочь подруги учится , там надо за все дополнительные занятия платить по квитанции , очень неудобно специально ходить , и еще комиссию берут. Здесь по сравнению с этим все гораздо проще , комиссий нет , списывается с карты только то , на что я давала согласие.

Светлана Боярчикова,
представитель ПАО АКБ «АВАНГАРД», управляющий офисом банка в Барнауле :

Начну с того , что «Школьная карта» — социальный проект. Поэтому изначально мы предлагаем условия , которые вряд ли смогут предложить организации , занимающиеся подобными проектами с целью получения прибыли. Для банка это проект , в который мы вкладываем , цели зарабатывать в данном случае нет , так что все наши решения продиктованы удобством и безопасностью детей , родителей и школ.

Карты школьников работают исключительно на оплату школьного питания , родителям выдаются расчетные карты , кредитные — только по желанию и заявлению самого родителя. Все карты , и школьников , и родителей , выдаются и обслуживаются бесплатно весь срок действия. Для школ все тоже бесплатно: мы предоставляем оборудование , ноутбуки , проводим выделенные интернет-линии , чтобы все работало без перебоев. Проводим презентации для родителей , оформляем заявления и выдаем карты прямо в школах , объясняем все условия и нюансы.

В большинстве школ Барнаула используется система оплаты с помощью электронных журналов: учитель проставляет в электронном журнале отметки , кто из класса присутствует в школе , на это количество человек накрываются столы , к моменту прихода детей в столовую все готово , и они сразу начинают есть. Сейчас мы прорабатываем вопрос внедрения еще нескольких технологий , которые банк успешно использует в других регионах. Это позволит сделать более комфортной оплату буфетной продукции.

Принципиальный момент — школьники должны иметь возможность оплатить питание даже в том случае , если средств на счете недостаточно. Счет при этом уходит в минус , но если родители его сразу пополняют — проценты не начисляются , нужно просто оплатить возникшую задолженность. Даже на непогашенную задолженность мы начисляем проценты по очень низкой ставке — всего 12% годовых , в месяц в реальном выражении это может быть всего несколько копеек , максимум несколько рублей. Банк принял такие мягкие условия по школьным картам , чтобы у родителей не возникало дополнительных трудностей , если какое-то время они не могут платить за питание ребенка. Мы не можем не начислять проценты , это было бы нарушением законодательства , но в наших силах было назначить максимально низкий процент , что мы и сделали.

Пополнять счет «Школьной карты» очень просто , есть несколько бесплатных способов пополнения: наличными через банкоматы или кассы в офисах банка , по номеру телефона через Систему быстрых платежей. Также можно пополнить карту переводом с карты другого банка.

Проект «Школьная карта» был создан , чтобы приносить пользу , и мы готовы его развивать , расширять и дополнять его возможности. Надеемся встретить понимание и поддержку со стороны города и его жителей.

Перемена блюд

Сегодня многие регионы субсидируют питание школьников, но единой логики на федеральном уровне нет. Субъекты вправе сами устанавливать, сколько денег и каким именно категориям учащихся выделять на питание в школе. У некоторых есть средства только на адресную помощь. Кто-то может выделить 155 рублей в день и кормить за счет бюджета всю «началку». Кто-то выделяет лишь 4 рубля: за остальное доплачивают родители.

Так, решение об отмене бесплатных завтраков для всех учеников начальной школы приняли во Владимире. Причина? В 2019 году региональная субсидия на питание учеников 1-4 классов оказалась почти в три раза меньше, чем в прошлом, — около 43 млн рублей. Собственных средств у областной столицы не хватило.

— Городские власти нашли возможность обеспечить бесплатными завтраками или обедами учащихся 1-4 классов из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов и детей родителей-инвалидов. Всем остальным учащимся начальной школы предоставлена компенсация оплаты питания — 20 рублей в день. Это половина стоимости школьного завтрака, — пояснили в мэрии.

В целом на организацию питания владимирских школьников в этом году потратят 111,508 млн рублей. Стоимость питания в местных школах не увеличивалась с 2013 года, хотя продукты дорожали. Поэтому цену завтраков в областном центре тоже решили поднять — с 30 до 40 рублей, обедов — с 45 до 50 рублей.
А вот другой пример: Костромская область. Здесь «общие» субсидии на горячее питание учеников были отменены еще три года назад, после чего родительская плата выросла в среднем вдвое.

Многим семьям новые цены оказались не по карману, и они были вынуждены отказаться от услуг школьных столовых.

По данным всероссийского опроса ОНФ, почти половина учеников сегодня приносит с собой в школу еду. Большинству из них (43 процента) не нравится вкус блюд в столовой. Еще 14 процентов не устраивают высокие цены, а 11 процентов — размер порций. Примерно столько же просто не успевают поесть за перемену в столовке. Хотя, надо подчеркнуть, приносят дети из дома не горячие супчики и каши, а все те же снеки. В лучшем случае — бутерброды.

— Ребенок не может сидеть без еды такое количество времени. Школьников обязаны обеспечивать питанием, — заявила министр просвещения Ольга Васильева после «открытого диалога» в Совете Федерации.

По ее словам, в России есть десятки школ, где дети вообще не получают питания организованно.

— Вполне разумным было бы введение единых мер поддержки детей из семей, нуждающихся в помощи, с четкими критериями отнесения к данной категории. Плюс предоставление бесплатного питания для учащихся начальной школы и дотирование части стоимости питания школьников в средней и старшей школе, — считает директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. — Важно, чтобы такие программы были изначально долгосрочными и подкреплялись госгарантиями, что делало бы эту сферу более привлекательной для ответственного и качественного бизнеса и оправдывало бы введение жестких мер государственного контроля.

А жесткие меры действительно нужны. Невероятно, но факт: продукты для детей закупаются по тем же принципам, что и мебель с канцтоварами. Кто продаст дешевле — тот и работает со школой. И не важно, есть ли у него помещения, оборудование, повара… При этом подрядчик пытается сэкономить на всем: от продуктов до зарплат сотрудникам. Да, есть нормативы и требования к качеству блюд. Но их легко обойти. Вместо мяса в блюде идет жир, вместо рыбы в котлете — перемолотые рыбные кости. Вместо говядины по меню — только курица, а вместо творога — творожная масса. Состав сосисок и сливочного масла — самая больная тема.

— Мы же знаем прекрасно, сколько стоит школьный обед. Если он упал в цене на 30 процентов, то чем мы будем кормить детей? Может, как раз это то самое направление деятельности, где должен быть единый заказчик, — подчеркнула в Совете Федерации министр просвещения Ольга Васильева.

Как это реализовать на практике? По мнению экспертов, здесь в самом деле не исключается единый федеральный оператор. С одной стороны, он в состоянии установить справедливые тарифы для каждого региона, которые позволят накормить детей и вкусно, и качественно. С другой, будет контролировать соблюдение прав и детей, и участников рынка. Ну не может в одном регионе завтрак стоить 20 рублей, а в другом — 55! Дети должны питаться полноценно и в мегаполисе, и в небольшой сельской школе.

Сейчас же, по статистике, молока и кисломолочных продуктов школьники едят меньше, чем положено, на 20 процентов, творога — на 40, рыбы — на 50, свежих овощей и фруктов — на 34. Зато норма макаронных изделий превышена в среднем на 35 процентов, сахара — на 15, кондитерских изделий — на 23. Углеводов — избыток, а вот белка ребята недополучают. Необходимых минеральных веществ и микроэлементов — тоже.

Пока регионы, на которые возложена вся ответственность за качественное питание школьников, выкручиваются как могут. К примеру, в Орле для контроля качества завтраков и обедов в каждой школе созданы специальные комиссии из учителей и родителей. На первом этапе проверяются маркировка и сопроводительные документы продуктов, на втором — идет дегустация. Попробовать блюдо может любой родитель, достаточно сообщить о своем желании школьной администрации. Стандартный обед — 40 рублей. Для «продленки» — 58 рублей. Вся начальная школа «ест» за счет бюджета. Дальше — только льготники.

— Горячим питанием у нас обеспечено 75 процентов учащихся. В их числе ребята, семьи которых сами оплачивают завтрак и обед, — рассказывает директор орловской школы № 37 Олег Кунашик. — Те, кто не покупает горячее питание, могут перекусить в буфете. Ассортимент значительно расширен с учетом мнения родителей и пожеланий детей, в том числе страдающих диабетом, болезнями желудочно-кишечного тракта. Кроме того, всегда есть возможность подогреть домашнюю еду, которую ребенок принес в ланч-боксе.

С января повысилась стоимость школьного питания в Пензе: завтрак для начальной школы — 55 рублей, для основной — 60. Обеды, соответственно, 75 и 85 рублей. В городах и поселках области цены скромнее.

— В Бессоновском районе бесплатно ребенку дают только первое — суп или щи. Стоит примерно 20 рублей. Это все, чем может помочь муниципалитет, — говорит Инара, мама третьеклассницы из села Бессоновка. — В ноябре прошлого года нам сказали, что деньги закончились. Платили сами три недели полностью. Сейчас опять супчик дают бесплатно. У нас с завтраком выходит 1,5 тысячи рублей в месяц на ребенка. Если в семье два школьника, то уже накладно.

А вот в Татарстане есть «питательная» субсидия абсолютно для всех школьников. Правда, из расчета 7 рублей 40 копеек в день на одного ученика.

— Стоимость питания складывается из родительской платы, субсидии из бюджета Республики Татарстан и спонсорской поддержки. В ряде районов часть продукции выращивается на приусадебных участках самих школ, — рассказала «РГ» руководитель пресс-службы министерства образования и науки РТ Алсу Мухаметова.

Есть также льготные категории — для них конкретные суммы поддержки устанавливают муниципалитеты. К примеру, на питание детей из малообеспеченных семей только Казань в этом учебном году потратит 180 млн рублей.

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания:

— Единая федеральная мера поддержки питания детей хотя бы в начальной школе — это была бы очень ощутимая целевая помощь российским семьям. Если брать минимальные суммы — хотя бы 30 рублей на завтрак — это обойдется бюджету примерно в 20 млрд рублей в год. Самая главная проблема в школьном питании — это не конкурсные процедуры, а именно отсутствие системного подхода. Да, есть обязательные санитарные нормы Роспотребнадзора. Но они — про гигиену, а не про организацию. Нам не хватает комплексного закона о социальном питании, где были бы прописаны конкретные полномочия и права всех участников, подробно описан весь процесс, установлены единые требования к стандартам качества и безопасности продуктов и услуг. Нужны типовые договоры и методики расчета тарифов, по которым должны работать все участники рынка. Без единой и комплексной правовой базы ситуацию не изменить.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: