Законы конституции российской федерации для подростков

Чтобы знать права ребенка необходимо знать конституционные права детей и права, прописанные в международном документе о защите прав ребенка - Конвенции ООН.
Законы конституции российской федерации для подростков

Законы конституции российской федерации для подростков

Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка

В России каждый гражданин обладает широким списком возможностей, которые прописаны в Конституции РФ. Даже самый маленький житель страны имеет свои права и обязанности, о которых он даже не задумывается, но родители и специальные органы следят за соблюдением данных законодательством привилегий.

  • Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ
    • Права и обязанности ребенка с рождения
    • Права и обязанности ребенка с 14 лет
    • Права и обязанности ребенка с 16 лет
  • Конвенция ООН о правах ребенка

Перечень прав довольно велик и хотя бы кратко необходимо о них знать каждому взрослому и ребенку.

Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ

Ребенок имеет три категории прав и обязанностей:

  1. Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.
  2. Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни. Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т. д.
  3. Экономические. Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.

Права и обязанности ребенка с рождения

С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:

  • право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством;
  • на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29 , где говорится о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова»;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41;
  • на воспитание в семье. Каждый маленький гражданин имеет возможность получить защиту со стороны родителей и их заботливое отношение. Об этом гласит ст. 54, п. 2;
  • на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе;
  • на жилище. Ст. 40 п. 1 предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова;
  • право собственности и наследования. Пунктами 1-4 ст. 35 Конституции указано, что владеть имуществом может любой гражданин РФ вне зависимости от возраста. Кроме этого, все имеют право получать наследство. В некоторых случаях доля по наследству является обязательной для ребенка.

Кроме прав, маленький гражданин облагается и обязательствами, которые также прописаны в Конституции, в числе которых:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);
  • уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);
  • получить общее образование (п.4, ст. 43);
  • заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);
  • охранять природу и окружающую среду (ст. 58).

Права и обязанности ребенка с 14 лет

  • имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня — не более 4 часов в свободное от учебы время;
  • вступать в молодёжные общественные организации;
  • самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

Обязательства подростка также расширяются. Гражданин по достижении 14-летнего возраста должен соблюдать трудовое законодательство и распорядок труда при условии, что он работает:

  • по достижении 14 лет, подростки, работающие по трудовому договору, обязаны выполнять все предписания документа, заключенного с организацией, соблюдать все правила и устав компании (или молодежного объединения);
  • подросток несет ответственность за нарушение предписаний, описанных в трудовом договоре, уставе образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда.

Права и обязанности ребенка с 16 лет

Достигая возраста 16 лет, гражданин приобретает дополнительные возможности и обязательства. Согласно п.п. “ж” и “к” ст. 72 Конституции РФ, вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

До достижения совершеннолетия у ребенка, в частности, у мальчика, появляется ещё одна обязанность: мальчик должен защищать Отечество, согласно ст. 59 Конституции РФ. Для этого В 17 лет гражданин должен встать на учет в военкомат.

Конвенция ООН о правах ребенка

Возможности детей прописаны в Конвенции о правах ребенка — международном правовом документе, определяющем привилегии и возможности детей в странах, принявших решение подписать данный документ.

Подписать Конвенцию могут все государства, даже те, которые не входят в состав ООН. Первая часть:

Законы конституции российской федерации для подростков

  • ст. 1-4 прописывают понимание слова «ребенок», подробно прописывают его интересы, их приоритетность и возможность защиты со стороны участвующих государств;
  • ст. 5-11 прописывают права на жизнь, имя, гражданство, возможность знать своих родителей, а также получать заботу с их стороны;
  • ст. 12-17 дают понимание об обязанностях государства помогать законным представителям ребенка, а также об обязанностях охранять детей от неправомерного обращения с ними со стороны родителей или опекунов;
  • ст. 28-31 прописывают возможность детей на свободный выбор образования, религии, культуры, языка и т. д.;
  • ст. 32-36 определяют обязанности государства ограждать детей от незаконного употребления наркотических веществ, алкоголя, также от эксплуатации и торговли детьми и т. д.;
  • ст. 37-41 прописывают запрет на реализацию смертной казни и пожизненного заключения детей, которым не исполнилось 18 лет. В этих же статьях прописаны права государства о защите несовершеннолетних во время военных действий.
  • ст. 42-45 излагают сведения о Комитете о правах ребенка, о его организации, функциях, а также обязывают государства информировать граждан своей страны о Конвенции.
  • в ст. 46-54 излагается о решении проблем, возникших при соблюдении правил Конвенции.

Сегодня во многих государствах соблюдение прав ребенка строго отслеживается законом. При нарушении конституционных или конвенциональных положений каждый гражданин несёт ответственность перед законом.

Каждый ребенок имеет право

Согласно «Конвенции о правах ребенка», принятой ООН в 1989 году, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Способность иметь права (правоспособность) — возникает у человека с момента рождения.

Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность) — возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; а также в (предусмотренных законом) случаях вступления в брак до достижения 18 лет; при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью.

Законными представителями несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

В Конституции России (Ст.2) закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Правовой статус ребенка меняется в процессе взросления. Набор прав и обязанностей, характер ответственности определяется, прежде всего, возрастом ребенка.

Права ребенка

С рождения. К правам, которые ребенок приобретает с момента рождения, относятся: право на жизнь (ст.6 Конвенции о правах ребенка, ч.1 ст.20 Конституции РФ); право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (ст.7 Конвенции оправах ребенка, ст.58 Конституции РФ); право на гражданство (ст.7 Конвенции о правах ребенка); право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье; право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции о правах ребенка); право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 56, 57 Семейного Кодекса РФ); имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции о правах ребенка, ст. 60 Семейного Кодекса (СК) РФ); право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции о правах ребенка); право на отдых и досуг; на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).

С полутора лет ребенок имеет право посещать ясли.

С трех лет — вправе посещать детский сад.

С шести лет ребенок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом (ст. 28 ГК РФ).

С восьми лет ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

С десяти лет — имеет право дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на свое усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132, 134, 154 СК РФ). Выразить свое мнение о том, с кем из своих родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

С четырнадцатилетнего возраста правовой статус ребенка значительно расширяется. У детей, достигших 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), право отмены усыновления (ст.142 СК РФ), право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст.62 СК РФ), право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ), а также за причиненный вред от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ), право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст.63 ТК РФ), право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), право на поощрение за труд (ст.191ТК РФ); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для себя время (ст.267ТК РФ); право на объединение в профсоюзы (ст.21 ТК РФ); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

С пятнадцатилетнего возраста у подростка появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования, либо продолжение его освоения по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ).

С шестнадцатилетнего возраста молодой человек имеет право работать не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); право на признание членом кооператива (ст.26 ГК РФ); право с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак (ст.13 СК РФ); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ).

Необходимо помнить, что положение человека в обществе определяется не только его правами, но и его обязанностями и ответственностью. Реализовать свои права можно только, исполняя обязанности и неся ответственность.

Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права (Конституцию России и законы) и нормы морали (мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность — уважать наши права).

Законы конституции российской федерации для подростков

8(495)912-63-37
[email protected]

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина». Методические рекомендации для уроков в 1-4 кл.

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Понятия, изучаемые школьниками на уроке: «конституция», «федеративное государство», «права и свободы», «обязанности».

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

1. Введение в тему урока

(В начале урока на экран проектора можно вывести страницу с текстом Конституции РФ (http://constitution.kremlin.ru).)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

• Кем (каким образом)?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» – так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке президента Российской Федерации в Кремле.

Учитель: Ребята, сегодня в ходе урока мы с вами узнаем подробнее, что такое Конституция, в чем значимость этого документа, какова его структура, содержание. А сейчас прочитаем первую статью первой главы Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

2. Федеративное устройство в России

(На экран проектора можно вывести страницу с перечнем субъектов Российской Федерации (http://news.kremlin.ru/regions).

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя.)

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Прочитаем пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

(На экране проектора – глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-3). Можно нажать на активную ссылку «Содержание» в нижнем правом углу страницы, тогда отобразится перечень всех глав документа.)

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

После того, как дети проанализировали структуру документа, можно открыть любую главу, воспользовавшись активной ссылкой «Содержание» и обратить внимание на состав статьи Конституции. Далее можно предложить детям перейти в содержании в раздел «Президент Российской Федерации». Не надо использовать главы 1, 2, 3, т. к. тексты этих глав могут понадобиться в процессе дальнейшей работы.

Учитель: Скажите, пожалуйста, если мы цитируем положение Конституции РФ о Президенте Российской Федерации «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации», то каким образом мы должны указать это место в документе?

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

• название и тип государственного устройства, о которых упоминалось ранее при обсуждении («Основы конституционного строя»);

• название столицы Российской Федерации («Федеративное устройство»);

• состав Российской Федерации («Федеративное устройство»).

Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

4. Изучение раздела Конституции РФ «Права и свободы человека»

(На экране проектора – глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-2).)

Учитель: Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей. Теперь мы поговорим о второй главе первого раздела, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, что такое «права и свободы человека и гражданина»? (Ученики отвечают на вопрос учителя.)

Справка для учителя

Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

«Права и свободы человека» – это самая большая по содержанию глава Конституции РФ. В ходе работы с данной главой предполагается работа учеников с текстом документа.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

При наличии доступа в Интернет дети могут набирать каждое из предложенных ключевых слов в поисковой строке в правом верхнем углу на странице сайта http://constitution.kremlin.ru. Учитель может предоставить возможность детям воспользоваться компьютером или сделать эту работу на интерактивной доске коллективно. Если нет доступа в Интернет, учитель может использовать активные кнопки, расположенные на слайдах заранее подготовленной презентации. Подробно изучать содержание статей не следует. Работа должна быть динамичной и направленной только на ознакомление с правами, свободами, обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ. Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

Можно подвести детей к выводу, используя последнее в предлагаемом списке ключевое слово «каждый», что поскольку это слово присутствует в каждой статье, посвященной правам и свободам человека и гражданина, а также в п. 2, ст. 6 Конституции РФ («Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»), равными правами и свободами обладают все граждане РФ.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

Список сайтов для ознакомления учеников и их родителей

Название, содержание сайта

Познавательный сайт для учителей и родителей «Государство и детство»

«Президент России гражданам школьного возраста»

Какие права имеет ребенок по Конституции РФ

Каждый гражданин Российской Федерации обладает целым комплексом прав: право на собственность, право на свободу слова, право на гражданство и др. Даже такой маленький гражданин, как ребенок, тоже имеет свои права, но часто об этом не задумывается.

Отличие прав детей от прав взрослых

Чтобы понять это отличие, необходимо рассмотреть два понятия. Первое – это правоспособность. Быть правоспособным значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Второе понятие – это дееспособность. Как раз дееспособным ребенок не является, так как она наступает с совершеннолетия, а значит и некоторыми правами ребенок сможет обладать только с этого момента, например, избирательное право.

ПРАВА РЕБЕНКА В РОССИИ С РОЖДЕНИЯ ДО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

А многие ли из вас знают о своих конституционных правах?
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая устанавливает основные права граждан.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами, которые предусмотрены Конституцией РФ.
Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Таким образом, дети уже с момента рождения обладают определенными правами.
Возникает закономерный вопрос: кто такие «дети»? Это лица, не достигшие 18 лет.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вместе с тем, права детей немного отличаются от прав взрослых.
Чтобы понять, в чём заключается это отличие, надо знать значение двух юридических слов: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.

Дееспособность — это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме. Дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.

Например, ребенок не обладает избирательным правом; он не может самостоятельно получить кредит, выехать за границу, управлять автомобилем.
Поэтому до наступления совершеннолетия дети большую часть своих прав реализуют через родителей (законных представителей).

Так какими же правами обладает ребенок? Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.

Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности.

Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства

Защита личной свободы — физической и психической неприкосновенности — есть ограждение от зависимости, давления и принуждения.

Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению.

Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.

Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами.

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Поэтому согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Так, например, образовательные учреждения тоже должны создавать необходимые условия, обеспечивающие охрану здоровья детей во время образовательного процесса.

Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.

ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства.

Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется государством, общественными объединениями, системой нравственных ценностей, сложившихся в обществе.

Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав.

Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей).

Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью.

Однако иногда в силу жизненных обстоятельств у ребенка может не быть своей семьи и родителей. В связи с этим, государством предусмотрена возможность устройства детей в другую семью (например, посредством усыновления, установления опеки, устройства в приёмную семью).

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Каждый ребенок имеет право на образование.

Согласно Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Чтобы каждый ребенок мог получить образование, законодательством предусмотрены:

-различные виды образовательных учреждений, в том числе образовательные учреждения для детей-инвалидов;

-многообразие форм обучения, в том числе самообразование, семейное образование, домашнее обучение;

-возможность использования образовательных технологий, в том числе дистанционное и электронное обучение;

-меры социальной поддержки и стимулирования, например, в предусмотренных Законом случаях обеспечение транспортом, питанием и местами в общежитии, выплата стипендий, материально помощи и т.д.

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.).

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, право ребенка на жилище, как правило, обеспечивается его законным представителем.

Лицам, которые не имеют жилья и возможности приобрести его самостоятельно, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договорам социального найма, предоставления субсидий, жилищных сертификатов и т.д.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И НАСЛЕДОВАНИЯ

Каждый вправе иметь имущество в собственности, в том числе и ребёнок.

Сейчас многие дети являются собственниками квартир, приобретенных в долях родителями, полученных в дар или по наследству.

Право частной собственности, например на ту же самую квартиру, охраняется законом.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Помимо этого государством предусмотрен особый механизм охраны имущественных прав детей.

Так, например, родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей ребенку.

Право на получение наследства гарантировано детям. Они вправе получать наследство, как по закону, так и по завещанию.

Кроме того, несовершеннолетние дети в случаях, установленных законом, имеют право на обязательную долю в наследстве.

Необходимо отметить, что в целях соблюдения конституционных прав в России законодательством предусмотрен целый механизм их реализации и защиты.

Чтобы права любого человека, в том числе и ребёнка, не нарушались, Конституцией РФ гарантируется государственная защита таких прав.

Обеспечение прав детей в настоящем – это залог стабильного развития и процветания России в будущем.

Защиту прав детей осуществляют, в первую очередь, их родители (законные представители), а также: органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения и правозащитные организации.
Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.
Конституцией РФ предусмотрено, что осуществление человеком своих прав не должно нарушать права других лиц.

Таким образом, главным условием при реализации своих конституционных прав является уважение прав других людей.

Права ребенка в России: о чем обязательно должны знать родители

Права ребенка в РФ — это свод различных норм, обеспечивающих интересы от рождения и до достижения совершеннолетия. Маленькие беззащитны перед произволом и агрессией взрослых, а потому нуждаются в особой опеке со стороны членов семьи и государства.

Что такое права ребенка?

У каждого с рождения есть защита, о которой полезно знать. Она закреплена в различных международных, федеральных и петербургских законах.

Эти нормы защиты вытекают из Всеобщей декларации прав человека. Уже данный документ зафиксировал принцип, в соответствии с которым «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». А в 1990 году СССР ратифицировал Конвенцию прав ребенка ООН. Она имеет обязательный характер и на территории России.

Также в стране действуют свои собственные законы:

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»;
  • Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В этот перечень входят и другие законы, определяющие различные меры социальной защиты несовершеннолетних. Защита от произвола, невнимания и агрессивных посягательств прописана в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Что же должны знать несовершеннолетние и их родители?

Согласно конвенции ООН, все дети имеют право на семью, имя и гражданство. Государство обязано защищать их от любой дискриминации по половому, расовому, национальному или иному признаку. При этом они обладают свободой мысли, совести, религии и даже мирных собраний. А согласно статье 13, могут свободно выражать свое мнение по различным вопросам. Разумеется, в уважительной форме, не задевающей других людей.

Закон обеспечивает всем бесплатное общее образование и поступление в вуз на бюджетные места. Но в данном случае в законе есть оговорка о конкурсе. Кроме того, все несовершеннолетние вне зависимости от социального положения могут получать медицинскую помощь в любом специализированном государственном учреждении. А с 15 лет подростки вправе самостоятельно давать согласие на медицинское вмешательство.

Законодательство обязывает родителей и опекунов создать условия для полноценного физического и нравственного развития, позаботиться об образовании и материальном обеспечении несовершеннолетнего. А если возникают проблемы материального характера, то на помощь должно приходить государство.

Семейный кодекс имеет целый раздел, состоящий из нескольких глав и десятков статей. Например, несовершеннолетние должны иметь жилье, их нельзя просто так выписать из квартиры или дома. Это можно сделать только в том случае, если за ними будет закреплено другое жилье. Они могут владеть собственным имуществом. Также они могут получить своей доли наследства в случае смерти близких родственников.

Как защитить права детей в Российской Федерации?

Что делать, если есть нарушения?

В каждом регионе России действует местный детский омбудсмен с аппаратом помощников. Обратиться к нему могут как взрослые, так и несовершеннолетние, которым стало известно о нарушении интересов.

Речь и о случаях семейного насилия, и о проблемах с получение различных льгот, и о конфликтах с отдельными государственными органами. На что имеет право ребенок в плане различных льгот и пособий, родителей могут проконсультировать в многофункциональных центрах.

За нарушениями следят также органы опеки и попечительства. Их полномочия распространяются как на сирот, так и на тех, кто воспитывается в семьях. Органы опеки вправе вмешиваться во внутрисемейные конфликты и контролировать вопросы защиты имущества несовершеннолетних. А если создается угроза жизни и здоровью, то опека может забрать несовершеннолетних из семей и поместить в специализированные государственные учреждения.

В случае возникновения серьезных проблем следует писать заявления в прокуратуру.

Например, так можно оспорить бездействие чиновников. А если кто-то посягает непосредственно на жизнь, здоровье или половую неприкосновенность, следует немедленно сообщить об этом в полицию. Также при районных администрациях действуют комиссии по делам несовершеннолетних и их защите. А в некоторых случаях люди, не достигшие 18 лет, в Петербурге могут бесплатно проконсультироваться у юриста. Это закреплено специальным региональным законом.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: