Зачем пристав делает запрос в ифнс

Как получить в ИФНС сведения о своих и чужих счетах
Зачем пристав делает запрос в ифнс

Зачем пристав делает запрос в ифнс

Как получить в ИФНС сведения о своих и чужих счетах

Узнать чужие банковские реквизиты можно, но только в определенном случае.

Чужие счета

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС (либо УФНС) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации необходимо одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке (нотариусом или судом, выдавшем взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Надлежаще оформленный запрос может быть направлен по почте (при необходимости получения подтверждения о получении адресатом — заказным письмом с уведомлением), либо предъявлен в налоговый орган лично (через уполномоченного представителя — по доверенности).

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного лица налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

Во всех остальных случаях направления запроса с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации-взыскателя, налоговый орган будет проверять достоверность полученной копии исполнительного листа (путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист).

Налоговые органы представляют запрошенные сведения в течение 7 дней со дня получения запроса.

Разъяснения по этому вопросу, в частности, даны в Письме Минфина от 26.11.2008 № 03-02-07/2-207, а также в письме ФНС № СА-4-9/14444@ от 24.07.2017.

Свои счета

  • гражданин (физлицо) имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;
  • организация имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

При этом установлено, что обладатель информации, в данном случае ФНС, которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени РФ, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, а также при осуществлении своих прав обязана соблюдать права и законные интересы иных лиц, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В силу положений статьи 84 и статьи 102 НК сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96.

В соответствии с пунктом 11 Порядка запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы.

При направлении запросов по ТКС подпись заявителя подтверждается электронной цифровой подписью.

Гражданин для получения сведений о своих банковских счетах вправе лично обратиться с запросом, составленным в произвольной форме, предъявив документ, удостоверяющий личность; подать заявление, через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (раздел: «обращение в свободной форме») или направить запрос по ТКС, подписанный своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обратиться за получением сведений о своих банковских счетах заявитель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе по месту своего нахождения (жительства (пребывания)).

При обращении с запросом заявителю необходимо принять во внимание тот факт, что сведения о счетах (вкладах) физических лиц представляются банками в налоговые органы с 1 июля 2014 года. Информацией о ранее открытых физлицами счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают. Также налоговые органы не располагают информацией о движении денежных средств по счетам. Такую информацию заявитель может запросить у банка, в котором открыт счет.

Взыскатель имеет право получить в ИФНС выписку по счетам должника, но ИФНС не всегда готова это предоставлять!

Право взыскателю на данное обращение предусмотрено в соответствии с пунктом 8 и 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г.). «Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 — 3 части 9 настоящей статьи». далее «У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.»

Обычно при обжаловании отказа в предоставлении, заместитель начальника ИФНС, советник государственной гражданской службы РФ, сообщает сведения о счетах указанных выше должников – наименование банка, номер счета и дата его открытия. По вопросу предоставления сведений о движении денежных средств указывают следующее: «Сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях вы можете запросить в банках и иных кредитных организациях». Основания, по которым ООО «НОРД» как взыскатель имеет право запросить подобную информацию в банках не указывают. Закон «Об исполнительном производстве» данное право взыскателя не предусматривает.

С целью реализации права на получение данных сведений непосредственно в банке, как указанно замнач ИФНС, ООО «НОРД» в лице директора обращалось в ряд банков с запросом о предоставлении сведений, в том числе о движении денежных средств по счетам должника.

Ответы, за подписью начальника отдела обработки картотеки и исполнительных документов и ведущего специалиста отдела по работе с запросами Департамента платежного сервиса и валютного контроля, содержат отказ в предоставлении сведений. Банки ссылаются на банковскую тайну, а также на то, что подобные сведений могут быть запрошены только судебным приставом.

Ответ из нескольких банков в ООО «НОРД» просто не поступили.

В силу статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Таким образом, поскольку сведения о количестве и движении денежных средств по счету составляют банковскую тайну, их предоставление такому лицу как взыскатель по исполнительному документу возможно только в том случае, если на это прямо указано в законе. Закон об исполнительном производстве с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020г., как раз содержит право непосредственно взыскателя обратиться в налоговый орган за предоставлением вышеуказанной информации.

Кроме того, полученная информация о движении денежных средств по счетам должника, имеющаяся в материалах исполнительного производства, должна в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» быть предоставлена взыскателю при ознакомлении с материалами исполнительного производства. Исключение данной информации из материалов исполнительного производства должника при ознакомлении с ней взыскателя недопустима и не предусмотрено законом.

Реализация предоставленной частями 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможности в получении вышеперечисленных сведений, должна осуществляться судебным приставом-исполнителем и взыскателем с учетом разделения отраслевых функций государственных органов, специфики деятельности налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также наличия (отсутствия) у государственного органа реальной возможности предоставить запрашиваемые сведения.

Во всех вышеуказанных ответах должностные лица УФНС России по Ярославской области, Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Ярославля, ФНС России ссылаются на статью 86 НК РФ Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако в данной статье идет речь об обязанности банков, связанной с осуществлением налогового контроля. Предоставление информации в налоговую по запросу взыскателя с целью исполнения решения суда не связано с осуществлением налогового контроля. Следовательно, данная ссылка налоговых органов при отказе в предоставлении нформации взыскателю, не законна.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов п. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, налоговые органы вправе запрашивать информацию, в том числе у банков, при отсутствии данной информации непосредственно в налоговом органе.

Наличие права гражданина (организации), закрепленного законом должно быть реализовано.

ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 8 п. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; п. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; п. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 139 НК РФ установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Отказные ответы налоговых органов нарушают право взыскателя, получить информацию о движении денежных средств по счетам должника в соответствии с законом «Об исполнительном производстве».

В судах в 2018-2019 гг. рассматривалось несколько дел. В удовлетворении требований отказывалось и ИФНС ссылается на эти решения.

Однако ООО «НОРД» основывает на требования на вступивших в силу 01.06.2020 г. изменениях к статье 69 закона № 229-ФЗ, согласно которых взыскатель имеет право требовать информацию о движении денежных средство по счета должника в налоговой. До вступления в силу данных изменений 01.06.2020 г., взыскатель имел право получить в налоговой только информацию о наличии счетов должника на основании предъявленного оригинала исполнительного документа.

Если кому-то окажется полезным данный материал — хорошо!

Если у кого-то есть мысли по данному поводу — давайте обсудим!

Что делать, если компания получила запрос из налоговой?

Количество различных требований из налоговой в последнее время значительно увеличилось. Контролеры в своих письмах предлагают бухгалтерам подготовить и отправить им дополнительные документы в части проверки как самой компании, так и ее контрагентов, просят дать пояснения или приглашают посетить инспекцию для участия в комиссии. Нужно признать, что подобные письма не то что тревожат директоров или специалистов учета, а прямо-таки пугают, если говорить о начинающих коммерсантах или бухгалтерах. «Расчет» попросил Киру Гин, управляющего партнера юридической фирмы «Гин и парнеры», рассказать о новой политике ревизоров, видах запросов, а также дать совет, что делать, если из налоговой пришло требование.

Политика требований

Насколько распространена практика рассылки требований?

Я принимала участие в налоговой конференции и во время своего выступления задала несколько вопросов аудитории. Первый звучал так: кто заметил за последний год возросшее количество требований и уведомлений из налоговой инспекции? Руку подняли почти все. Я задала еще один вопрос: приглашали ли вас на рабочие группы и комиссии? И снова лес рук.

Какие виды требований могут поступить из инспекции и все ли они законные?

Кратко текущую ситуацию можно охарактеризовать так: 80 процентов требований и запросов, поступающих в компании из налоговой инспекции, вне закона. Многие документы не соответствуют форме, предусмотренной приказами самой же ФНС.

Например, я видела запросы, в которых указано сразу несколько ссылок на нормы, при этом не дается пояснений, на основании какой статьи и в связи с чем ревизоры запрашивают пояснения.

Можно ли как-то оценить законность требования?

Нужно разобраться, какие мероприятия налогового контроля проходят в отношении организации и предусмотрены ли они Налоговым кодексом. Исходя из этого можно сделать вывод, законно ли инспекторы требуют, например, пояснения. Если вы получили требование от контролеров, сначала нужно понять, какими именно действиями вашей компании вызван запрос.

Нередко попадаются комментарии, в которых бухгалтеры говорят, что требования формируется автоматически системой АСК НДС-2. Такие запросы тоже выпадают из правового поля?

Это распространенная категория запросов, но они совершенно безопасные. Я рекомендую на такие письма из налоговой инспекции отвечать. Если системой выявлено какое-то расхождение с контрагентом, то запрос на уточнение информации будет выслан автоматически. Но в таком запросе всегда указано, какие именно ошибки обнаружила система. Бухгалтеру в этом случае нужно устранить расхождения с контрагентом первого звена. Это самая безобидная форма запросов. Получение такого документа не означает, что компанией заинтересовалась инспекция.

Какие еще письма могут прийти из инспекции?

Глобально я бы разделила все требования на два вида. В первом случае ревизоры истребуют документы и информацию. Вторая категория – приглашение на заседание различных рабочих групп.

Уточнения и пояснения

Вы для себя отмечаете, какие требования приходят чаще?

Да, есть наиболее распространенная форма требований – запрос по итогам камеральной проверки. Эти документы от контролеров нужно оценивать, опираясь на статью 88 Налогового кодекса. Обратите внимание: требование должно быть направлено в соответствующий срок, установленный для такого вида проверок. Например, для НДС этот срок составляет два месяца. Если истребуются какие-то документы, то требование должно соответствовать случаям, указанным в статье 88 Налогового кодекса. Там поименованы все причины для запросов. Если в компании прошла обычная камеральная проверка декларации по НДС, где нет ничего специального, а у организации запрашивают документы в рамках камеральной проверки по какому-то контрагенту для подтверждения вычетов, то эта ситуация незаконна, налоговый орган не вправе запрашивать бумаги в рамках такой проверки.

Какие еще статьи НК нарушают инспекторы?

Следующие две ситуации связаны с требованием документов по контрагентам и сделкам. Это пункт 1 статьи 93.1 «Истребование документов по контрагентам в связи с проводимой проверкой контрагента». Статья хорошо сформулирована, в ней четко и понятно сказано, что, во-первых, у контрагента должна быть налоговая проверка, а во-вторых, компания, в которой запрашиваются бумаги, обладает документами по этой компании. По этой статье – большинство нарушений налоговых инспекторов. Они запрашивают документы по цепочке контрагента. То есть в компанию поступает запрос на некое предприятие, которое стоит вторым или третьим, а может и дальше, в цепочке НДС. Бухгалтер, получивший требование, даже не понимает, что это за предприятие, он с ним никогда не работал, соответственно, у него нет и быть не может быть документов по сделке с этой организацией.

А с чем может быть связано получение таких требований, которые очевидно не имеют отношения к проверяемому предприятию?

Один из вариантов, почему такие письма приходят, связан с отработкой цепочек по НДС, когда инспекция должна проанализировать всю цепочку компаний и выявить выгодоприобретателя, к которому потом нужно прийти. В таких случаях, как правило, приходит требование от инспекции вместе с поручением от другой инспекции, зачастую региональной, в котором фигурирует контрагент шестого или даже седьмого звена. Собственно, региональная инспекция и раскручивает всю эту цепочку, но, согласно Налоговому кодексу, она не имеет права рассылать подобные запросы.

Что касается письменных требований, можно ли их игнорировать?

Нет. Мы придерживаемся позиции, что на все пункты, указанные в требовании, нужно отвечать. Если вы промолчите, то как минимум для ревизоров это будет сигналом о том, что с компанией что-то не в порядке. При этом отвечать можно и формально. Например, достаточно будет указать, что компания не может исполнить требование, потому что не очень понимает, что именно запрашивают ревизоры и на основании какого закона требование было направлено. Нередко в запросах инспекторов можно обнаружить ошибки, тогда можно, сославшись на них, также отказаться выполнять требования.

Можете привести пример такой ошибки ревизоров?

Допустим, к требованию может быть не приложено поручение. Если налоговики просят предоставить документы по контрагентам, то поручение обязательно должно быть. Еще один пример формальной ошибки: требование направлено по камеральной проверке, но уже за пределами срока ревизии. Инспекторы нередко забывать указать перечень операций, по которым выявлены ошибки, это тоже повод не отвечать по каждому пункту запроса, а указать на неточности.

Можно ли дать рекомендации бухгалтерам, которые получили требования из налоговой инспекции?

Конечно. Сначала нужно понять, что хотят увидеть контролеры, о какой сделке идет речь, о каком контрагенте. Далее нужно ответить на вопрос, является ли ваш деловой партнер, в отношении которого запрашиваются бумаги, контрагентом первого звена.

Если это так и вы можете объяснить, как вы выбрали эту компанию, как у вас происходили взаимоотношения по сделке, то можно не бояться и смело идти к инспекторам и отвечать на их вопросы.

Если же ревизоры пытаются запросить у вас бумаги или дать пояснения по сделкам с партнерами во втором и третьем звене, то можете посоветовать инспекторам посмотреть статью 54.1 НК РФ, из которой следует, что за сделки далее второго звена предприятия ответственности не несут.

Кратко текущую ситуацию можно охарактеризовать так: 80 процентов требований и запросов, поступающих в компании из налоговой инспекции, вне закона. Многие документы не соответствуют форме, предусмотренной приказами самой же ФНС.

То есть на требование можно все-таки не отвечать?

У компании есть возможность в рамках уведомления или требований не отвечать на все вопросы. Но если контролеры все-таки окажутся в вашем офисе с выездной проверкой за три года или тематической ревизией за квартал или два, то они будут задавать те же самые вопросы: как вы узнали о поставщике, как вы удостоверились в способности выполнить обязательства, как вы взаимодействовали друг с другом. И нужно иметь ответ на каждый из этих вопросов. Если ответов нет, то лучше сразу оценить свои налоговые риски и подавать уточенные декларации.

Старая добрая осмотрительность актуальна как никогда…

Да, ее никто не отменял. Вот пример, который не касается темы запросов, но хорошо показывает, насколько инспекторы сегодня информированы. Наш клиент отправил аванс 300 миллионов рублей своему контрагенту. Налоговая инспекция, даже не дожидаясь, пока он заявит суммы к вычету, исключительно на основании размера платежа, попросила дать комментарии по сделке.

Когда я начала изучать историю операции, тут же увидела, что у контрагента массовый директор. Сразу все стало понятно. Инспекторов крайне заинтересовало, на основании чего организация отправила контрагенту с массовым директором аванс на такую сумму.

Приглашение на заседание

Давайте поговорим про приглашения на комиссию. На адрес организации пришло такое письмо. Что нужно делать? Идти или проигнорировать приглашение?

Все зависит от ситуации. Я бы рекомендовала отправлять на разведку юриста, причем не штатного, а налогового. В данной ситуации главной задачей этого специалиста станет получение информации от инспекторов. Скорее всего, появление такого запроса говорит о том, что на компанию есть некий компромат, но может быть и так, что требования необоснованные и обвинения беспочвенные.

Кого обычно приглашают на комиссии? Расскажите, как проходят такие встречи.

Как правило, директора и бухгалтера. На таких встречах инспекцию представляют обычно несколько человек.

Ревизоры говорят примерно следующее: «Мы все вычислили, сознайтесь и покайтесь, вот вам нехороший контрагент, нужно доплатить НДС в бюджет, а не то мы передадим информацию в правоохранительные органы или назначим выездную проверку по НДС».

Звучит весьма угрожающе.

Теряются все! Недавно мы вместе с клиентом получили приглашение на такую встречу. Я уговорила гендиректора не ходить. Мы пошли в инспекцию с исполнительным директором. Инспекторы показали нам систему АСК НДС-2, в которой буквально все красное. Нам задавали много вопросов по сделкам, и надо признать, что все они были очень точными, при этом у налогоплательщика не было ответов. Я не представляю, что будет с неподготовленным, а особенно молодым, начинающим директором или бухгалтером.

Как вы думаете, в 2019 году количество требований будет расти или пик запросов уже миновал?

Я думаю, тенденция в наступившем году сохранится и даже усилится. Такая политика дает хорошие результаты. Зачем налоговым органам отказываться от эффективного инструмента? Бизнес реально приходит и пугается. Я недавно была в инспекции и видела, что происходит с людьми, которые пришли без юриста. Скорее всего, первое, что сделают те люди, которых я видела – подадут «уточненку» и заплатят налоги.

Как предъявить иск к должнику по новым правилам, если нет идентифицирующих сведений о нем?

С.А. Токмина,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

С 1 октября для выдачи судебных приказов требуются паспортные данные (СНИЛС и т.д.). Что делать управляющим компаниям, если таких данных нет? Что делать при солидарном владении квартир?

Например, в квартире зарегистрированы 5 человек. Раньше подавали солидарно, а теперь, например, известны данные (паспорт) одного гражданина, и подадим только на него.

Возможно ли выйти с иском без судебного приказа на гражданина, если не знаем его данных, и уже в суде ходатайствовать о запросе необходимых данных? Имеет ли право суд отказать?

ОТВЕТ

В настоящее время законодательство пока не предусматривает, каким образом компаниям получать указанную информацию о гражданах-должниках.

Пока законопроекты, устраняющие наступления негативных последствий и необоснованного отказа в доступе к правосудию для управляющих компаний, не приняты, полагаю, что управляющая компания может выйти с иском без судебного приказа на гражданина (без указания необходимых идентификационных данных) и уже в суде ходатайствовать о запросе данных гражданина. Однако предоставить однозначный прогноз о том, откажет ли суд в таком ходатайстве, не представляется возможным, поскольку правоприменительная практика по данному вопросу пока не сложилась.

С 28 октября 2019 года до 30 марта 2020 года эту обязанность исполнять не нужно. Соответствующие изменения внесены в ГПК. В этот период будут применяться прежние правила относительно сведений о должниках (ответчиках):

  • в заявлении о выдаче судебного приказа нужно указывать Ф.И.О. и место жительства гражданина-должника, а также дату и место рождения, место работы, если они известны;
  • в исковом заявлении — Ф.И.О. и место жительства гражданина-ответчика.

ОБОСНОВАНИЕ

На сегодняшний день при обращении в суд в целях взыскания с гражданина задолженности по оплате жилого помещения, уплате взноса на капитальный ремонт и оплате коммунальных услуг ТСЖ, ЖК, УК, РСО и региональные операторы обязаны указывать наименование ответчика (должника) и место его жительства.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ в ранее действующей редакции при подаче заявления о вынесении судебного приказа в нем должны были быть указаны наименование должника, место жительства или место нахождения, а для гражданина-должника – также дата и место рождения, место работы (если они известны). Указание в заявлении сведений о дате, месте рождения и месте работы должника значительно упрощает процедуру исполнения судебного приказа, так как исключается ошибочная идентификация гражданина в качестве должника.

При подаче в суд искового заявления в нем фиксируются наименование ответчика, место его жительства или, если ответчиком является организация, место ее нахождения (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ, который вступил в силу с 01.10.2019, перечень информации о должнике, которая должна быть приведена в заявлении, расширяется.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 124 и п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в новой редакции в заявлении нужно будет указывать следующие сведения о гражданине-должнике:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • место жительства;
  • дату и место рождения, место работы (если они известны);
  • один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер ИП, серию и номер водительского удостоверения, серию и номер свидетельства о регистрации ТС).

Однако у лиц, осуществляющих управление МКД, РСО, региональных операторов отсутствуют вышеуказанные сведения — идентификаторы граждан, а также отсутствует возможность получения их из иных источников. Поэтому после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ проведение претензионно-исковой работы с гражданами, не исполняющими в добровольном порядке обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, станет невозможным. В свою очередь, это негативно отразится:

  • на техническом состоянии МКД, качестве предоставляемых коммунальных услуг в связи с отсутствием необходимого объема средств для проведения работ по содержанию общего имущества в домах и текущего ремонта, модернизации коммунальной инфраструктуры;
  • на финансовой устойчивости региональных операторов, что приведет к несвоевременному проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и наступлению субсидиарной ответственности субъекта РФ;
  • на добросовестных гражданах, своевременно исполняющих свою обязанность по оплате ЖКУ, так как они будут вынуждены покрывать невозвратные долги за счет дополнительного сбора средств на указанные услуги и для пополнения фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, а также при полной и своевременной оплате будут получать некачественные услуги.

В целях предотвращения наступления перечисленных негативных последствий как для граждан, так и для отрасли ЖКХ в целом в Государственную Думу 04.04.2019 внесен проект федерального закона N 681872-7, согласно которому лица, осуществляющие управление МКД, РСО, региональные операторы должны будут указывать в заявлении о выдаче судебного приказа и исковом заявлении один из идентификаторов гражданина-должника только в том случае, если он им известен.

Кроме того, Госдуму внесен еще один проект Федерального закона N 759178-7, по которому планируется отсрочить до 30 марта 2020 года начало действия требования, по которому компании должны указывать в иске или заявлении о вынесении судебного приказа по ГПК РФ больше сведений о гражданах (ответчиках или должниках). Речь идет о любом из следующих идентификаторов: СНИЛС, ИНН, ОГРНИП, серия и номер документа, удостоверяющего личность, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС. Поправки приняты в третьем чтении.

Вероятно, отсрочка связана с тем, что законодательство пока не предусматривает, каким образом компаниям получать указанную информацию о гражданах.

Проект позволит бизнесу избежать необоснованного отказа в доступе к правосудию.

С 28 октября 2019 года до 30 марта 2020 года эту обязанность исполнять не нужно. Соответствующие изменения внесены в ГПК. В этот период будут применяться прежние правила относительно сведений о должниках (ответчиках):

  • в заявлении о выдаче судебного приказа нужно указывать Ф.И.О. и место жительства гражданина-должника, а также дату и место рождения, место работы, если они известны;
  • в исковом заявлении — Ф.И.О. и место жительства гражданина-ответчика.

Об иных важнейших изменениях гражданского процесса в рамках процессуальной реформы читайте в обзоре.

Документ: Федеральный закон от 17.10.2019 N 343-ФЗ.

С.А. Токмина,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Взыскатель имеет право получить в ИФНС выписку по счетам должника

Краткое содержание:

Зачем пристав делает запрос в ифнс

Взыскатель имеет право

Право взыскателю на данное обращение предусмотрено в соответствии с пунктом 8 и 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020 г.). «Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 — 3 части 9 настоящей статьи». далее «У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.»

Обычно при обжаловании отказа в предоставлении, заместитель начальника ИФНС, советник государственной гражданской службы РФ, сообщает сведения о счетах указанных выше должников – наименование банка, номер счета и дата его открытия. По вопросу предоставления сведений о движении денежных средств указывают следующее: «Сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях вы можете запросить в банках и иных кредитных организациях». Основания, по которым ООО «НОРД» как взыскатель имеет право запросить подобную информацию в банках не указывают. Закон «Об исполнительном производстве» данное право взыскателя не предусматривает.

Банки ссылаются на банковскую тайну

С целью реализации права на получение данных сведений непосредственно в банке, как указанно замнач ИФНС, ООО «НОРД» в лице директора обращалось в ряд банков с запросом о предоставлении сведений, в том числе о движении денежных средств по счетам должника.

Ответы, за подписью начальника отдела обработки картотеки и исполнительных документов и ведущего специалиста отдела по работе с запросами Департамента платежного сервиса и валютного контроля, содержат отказ в предоставлении сведений. Банки ссылаются на банковскую тайну, а также на то, что подобные сведений могут быть запрошены только судебным приставом.

Ответ из нескольких банков в ООО «НОРД» просто не поступили.

В силу статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Таким образом, поскольку сведения о количестве и движении денежных средств по счету составляют банковскую тайну, их предоставление такому лицу как взыскатель по исполнительному документу возможно только в том случае, если на это прямо указано в законе. Закон об исполнительном производстве с изм. и доп., вступившими в силу 01.06.2020 г., как раз содержит право непосредственно взыскателя обратиться в налоговый орган за предоставлением вышеуказанной информации.

Взыскатель имеет право

Кроме того, полученная информация о движении денежных средств по счетам должника, имеющаяся в материалах исполнительного производства, должна в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» быть предоставлена взыскателю при ознакомлении с материалами исполнительного производства. Исключение данной информации из материалов исполнительного производства должника при ознакомлении с ней взыскателя недопустима и не предусмотрено законом.

Реализация предоставленной частями 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможности в получении вышеперечисленных сведений, должна осуществляться судебным приставом-исполнителем и взыскателем с учетом разделения отраслевых функций государственных органов, специфики деятельности налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также наличия (отсутствия) у государственного органа реальной возможности предоставить запрашиваемые сведения.

ИФНС отказывают незаконно

Во всех вышеуказанных ответах должностные лица УФНС России по Ярославской области, Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Ярославля, ФНС России ссылаются на статью 86 НК РФ Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако в данной статье идет речь об обязанности банков, связанной с осуществлением налогового контроля. Предоставление информации в налоговую по запросу взыскателя с целью исполнения решения суда не связано с осуществлением налогового контроля. Следовательно, данная ссылка налоговых органов при отказе в предоставлении нформации взыскателю, не законна.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов п. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, налоговые органы вправе запрашивать информацию, в том числе у банков, при отсутствии данной информации непосредственно в налоговом органе.

Наличие права гражданина (организации), закрепленного законом должно быть реализовано.

ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 8 п. 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; п. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности; п. 6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 139 НК РФ установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Отказные ответы налоговых органов нарушают право взыскателя, получить информацию о движении денежных средств по счетам должника в соответствии с законом «Об исполнительном производстве».

И суды отказывают незаконно

В судах в 2018-2019 гг. рассматривалось несколько дел. В удовлетворении требований отказывалось и ИФНС ссылается на эти решения.

Однако ООО «НОРД» основывает на требования на вступивших в силу 01.06.2020 г. изменениях к статье 69 закона № 229-ФЗ, согласно которых взыскатель имеет право требовать информацию о движении денежных средство по счета должника в налоговой. До вступления в силу данных изменений 01.06.2020 г., взыскатель имел право получить в налоговой только информацию о наличии счетов должника на основании предъявленного оригинала исполнительного документа.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: