Интернат для несовершеннолетних детей

В статье подробно описана информация при каких условиях можно сдать ребенка в интернат и как правильно оформить документы.

Интернат для несовершеннолетних детей

Как сдать ребенка в интернат?

Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав. Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку. Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.

В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат

Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:

  • Особенности проживания в интернате ↓
  • Порядок оформления в интернат ↓
  • Сроки пребывания ребенка в интернате ↓
  • Альтернативы ↓
  • плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
  • недостаточное материальное обеспечение родителей;
  • стесненные условия проживания;
  • график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.

Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.

Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.

Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания. Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания. Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.

Особенности проживания в интернате

Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.

В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.

Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.

Порядок оформления в интернат

Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.

После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.

Порядок действий следующий:

  1. Обращение в районный отдел образования. Необходимо объяснить ситуацию, привести аргументы, почему ребенка нужно перевести в интернат. После этого будут привлечены ООП.
  2. Беседа с органами опеки и попечительства. На данном этапе будет произведена проверка условий содержания ребенка. ООП проверят жилищные условия, сверят их с нормами по количеству квадратных метров на ребенка, в целом оценят обеспеченность родителей. Без внимания не останется и эмоциональная обстановка в семье, отношения. Если родители не применяют к ребенку насилие, не нарушают законодательство, а просто временно не могут содержать ребенка, тогда выносится решение об отправке в интернат без лишения прав опеки. В противном случае начинается судебное разбирательство.
  3. Если ООП не увидели никаких причин лишить родителей их прав, то законный представитель ребенка вновь обращается в районный отдел образования с пакетом документов. Отдел выдает ребенку путевку в определенный интернат. Родители вправе выбрать конкретное учреждение.
  4. Заключительный этап – это оформление трехстороннего соглашения. Родители, представители ООП и администрация интерната должны заключить соглашение о передаче ребенка на обучение и проживание в учреждение постоянного пребывания.

Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:

  • паспортные данные родителей или законных представителей;
  • решение суда о наделении родительскими правами, если ребенок не является родным;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
  • медицинская карта с результатами общей диспансеризации ребенка;
  • заключение ООП об условиях проживания.

Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.

Сроки пребывания ребенка в интернате

Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.

Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.

Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор. Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д. Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.

Альтернативы

Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.

Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:

  • обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
  • отсутствует риск лишения родительских прав;
  • ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
  • пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.

Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.

Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.

Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.

Спецшкола для трудных подростков

Спецшкола для трудных подростков

Спецшколы — это не только учебные заведения с углубленным изучением математики или французского языка. Это еще и по сути тюремный интернат для подростков до 14 лет. Хотя юридически, конечно, спецшколы относятся не к пенитенциарной системе, а к Министерству образования.

Дело в том, что подростков до 14 лет по закону нельзя отправить в места лишения свободы. Поэтому для совершивших преступления детей своеобразной колонией являются именно спецшколы.

Помню, у нас в 5-м классе учился хулиганистый мальчик. Он грабил малолеток, часто дрался, учителя про него говорили: кончит в тюряге. Как-то он в драке выбил другому пацану глаз. После этого все мы услышали это суровое слово — «спецшкола». Именно туда отправили нашего хулигана.

Что же такое спецшкола? Официально это заведение называется так — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. То есть, по сути, интернат. Туда попадают подростки 11-14 лет, совершившие преступные деяния.

До 14 лет в России дети не подлежат уголовному преследованию, хотя законодатели уже много лет лелеют мысль этот возраст снизить, что, в принципе, логично. Преступность молодеет. Сейчас уже встречаются и десятилетние убийцы, и двенадцатилетние сексуальные маньяки. Есть и множество детских банд, которые после совершенных преступлений
не несут никакой уголовной ответственности. Детская и подростковая претупность вполне естественна — в России огромное количество беспризорников.

Спецшкол на всех малолетних преступников катастрофически не хватает. Хотя бывает и так, что спецшкола заполнена на половину своего лимита: уж очень много побегов. Сделать «рывок» оттуда ведь не сложно. Я разговаривал с осужденным, который отбывал наказание в колонии для несовершеннолетних, а до этого провел полтора года в спецшколе. Он поведал, что сбежать из этого места проще простого и давали деру ребята каждую неделю.

По законам зоны

Как рассказывают педагоги этих закрытых заведений, многие их «постояльцы» не умеют читать и писать вовсе. А потому учебный процесс с ними построить практически невозможно. По статистике, 88% выпускников спецшкол впоследствии попадают в тюрьму. С одним из таких, Антоном В., я разговаривал, когда он уже пребывал в СИЗО. В спецшколу он угодил в тринадцатилетнем возрасте за бытовое убийство. Выйдя из нее, он держался год, а потом за разбой угодил уже на «малолетнюю» зону. Ну а сейчас и вовсе на «взросляке». Такая вот карьерная лестница. А все началось со спецшколы. Вот уж действительно подростковые «университеты» перед зоной. И порядки там соответствующие.

В принципе, спецшкола, хоть и не является учреждением, относящимся к тюремной системе, по фату, таковым, безусловно, является. Уже там дети получают базовые зарешеточные знания: собирается там и общак, есть свои авторитеты и «обиженные». Когда в таком нежном возрасте что-то закладывается в голову, то это уж на всю жизнь. Если с «понятиями» в спецшколах все нормально, то вот с охраной таких заведений — все очень плохо. Работают педагогами почти одни женщины, да и не расстраиваются они особо побегам — все равно средств на всех детей не хватает.

Озабоченность большим количеством малолетних преступников, гуляющих на свободе, вылилось у власти не так давно в идею увеличить количество спецшкол. Конечно с одной стороны это правильно. Но в нынешнем виде спецшколы и детские дома—интернаты могут даже больше травмировать психику ребенка, чем улица с ее жестокими законами выживания. Помимо того, что дети с самого раннего возраста живут по законам зоны, так и их педагоги-«вертухаи» порою такие бесчинства вытворяют!

Наверное, раз в полгода возникает тот или иной скандал вокруг педагога садиста, которые регулярно бьют, насилуют, пытают детей. Да и в принципе, учителя не особо большое рвение проявляют к своей работе за смешные деньги. А работа эта крайне тяжела: трудные дети — это не сахар. Во многих исправительных колониях сейчас удалось наладить и бытовые условия, и учебный процесс. Поэтому и в случае со спецшколами стоит начинать именно с этого. А простое увеличение числа школ только наладит конвейерные поставки на зоны юных, но уже грамотных во всех уголовных прибамбасах преступников.

Возможно, действительно стоит снизить и возраст наступления уголовной ответственности для малолетних преступников. Ведь спецшкола рождает у них чувство безнаказанности: что ни соверши, даже убийство, ничего тебе не будет. Такое чувство вседозволенности ведь остается на всю жизнь, вот что страшно. В данном случае уместно вспомнить знаменитое дело Аркадия Нейланда. Оно прогремело на весь Советский Союз.

Единственный случай в истории, когда несовершеннолетнего убийцу приговорили к расстрелу и привели в исполнение. Этот подросток курил с 4 лет, с 7 состоял на учете в детской комнате милиции, воровал, пил. В день своего пятнадцатилетия Нейланд зверски убил женщину и ее двухгодовалого сына. Цель убийств — налет на зажиточную квартиру. Идею почерпнул из газеты «Известия», где были опубликованы похождения известного в те времена мокрушника Владимира Ионесяна по кличке Мосгаз. На трупе женщины потом обнаружили 17 рубленых ран, 32 кровоподтека и 33 ссадины. На вопрос следователя: зачем Нейланду понадобилось убивать еще и двухлетнего мальчика, убийца пожал плечами: «Когда женщина закричала, ребенок проснулся и стал громко плакать. Я на него разозлился и сначала оглушил, а потом бил по голове топориком, пока он не замолчал».

После убийства Нейланд спокойно залез в холодильник и вкусно пообедал. А выручка с ограбления составила всего 57 рублей. Задержали Аркашку по ориентировке в Сухуми. Его, несмотря на несовершеннолетие, приговорили к расстрелу. Мировая общественность возмущалась: как так, что за нравы в СССР, когда казнят псдростков?! Но генсек Никита Хрущев подтвердил приговор своим приказом.

Похожие материалы

  • Маньяк Юрий Цюман
  • Тюремный рай для авторитетов
  • 25 лет в тюрьме: исповедь лагерного «отрицалы»
  • Подлинная история Аслана Гагиева
  • Тюремные будни. Часть 11. Наказания на Руси
  • Социальная сеть домушникам в помощь
  • Сидеть можно и «по-человечески»
  • Маньяк Головкин

Опубликовано 09 Мар 2018 | Денис Артемов Новости

Про школы-интернаты

Ужас в том, что у этих детей нет вообще никаких шансов «пробиться» в жизни. За них все решили — справка и «клеймо» — ребенок с отклонениями.

Часть 4. Про школы-интернаты

Школа-интернат — это такое место, где дети могут временно проживать (5-6 дней в неделю) и одновременно получать знания. Эти учреждения не предназначены для постоянного проживания детей, хотя бывает и исключения. Это и есть главное отличие дома-интерната от школы.

В школе-интернате может обучаться и ребенок из детского дома, и ребенок из семьи.

В нашей стране существуют несколько типов школ-интернатов:

  • с углубленным изучением какого-то конкретного предмета/области;
  • коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности;
  • обычные — общеобразовательные.

Подробнее остановлюсь на коррекционных, так как их большинство.

Почти все школы-интернаты, которые я посещала, были для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России существует 8 типов коррекционных школ:

  • 1-й тип Для глухих и слабослышащих детей
  • 2-й тип Для слабослышащих детей
  • 3-й тип Для слепых и слабовидящих детей
  • 4-й тип Для слабовидящих детей
  • 5-й тип Для детей с нарушениями речи
  • 6-й тип Для детей с ДЦП
  • 7-й тип Для детей с ЗПР (с задержкой психического развития)
  • 8-й тип Для детей с умственной отсталостью

Как правило, 5-8 типы объединяют. К сожалению, именно таких учреждений в нашей стране большинство. В области всего по одному интернату 1 и 4 типа, зато остальных — не сосчитать.

Самые «тяжелые» по состоянию здоровья дети проживают в домах-интернатах. В школах же обычно находятся те из них, которые могут себя обслуживать, хотя бывают и исключения.

Например, есть школы, где проживают дети, которые не могут самостоятельно передвигаться. За такими детьми присматривают воспитатели, няни, а педагоги обучают ребят самым необходимым дисциплинам в спальнях или ближайших кабинетах. Как правило, для них оборудован и выделен целый этаж школы.

В коррекционных школах дети получают специальное образование, адаптированное под уровень их «развития». Упор делается на дисциплины, где можно работать руками, и мыслительный процесс не требуется. По окончанию школы они получают справку о том, что прошли обучение по ряду дисциплин.

Никаких аттестатов о среднем образовании. Только справка. Ну, а дальше судьба таких детей уже предопределена: в лучшем случае продолжат обучение в каком-нибудь специальном ПТУ или пойдут работать подмастерьем: швеей, обувщиком, гончаром и т.п.

Ужас ситуации заключается в том, что у этих детей нет вообще никаких шансов «пробиться» в жизни. За них все решили — справка и «клеймо» — ребенок с отклонениями.

Хотя, зачастую дети — совершенно нормальные. Искалеченные жизнью, кровными родителями, но нормальные. И еще многие из них талантливы: они поют, рисуют, танцуют. Они мечтают.

Глухая деревня и школа-интернат

Несколько раз в год я ездила в деревню X. Там, в деревне Х. находится школа-интернат. Это коррекционная школа, но большинство детей совершенно нормальные. Они разговаривают, общаются, играют, учатся и мечтают о взрослой и самостоятельной жизни.

80% детей в этой школе — социальные сироты. У многих есть дом, родители или опекуны, но толку от этой семьи очень немного. Семьи, как правило неблагополучные, малообеспеченные, а в домах, в которых проживают дети, нет даже элементарных удобств.

Поэтому в школе им лучше. Там о них заботятся 5 дней в неделю: кормят, одевают, обучают. А на выходных они возвращаются в свои «семьи» или в детские дома.

С некоторыми детьми у меня уже сложились теплые дружеские отношения, я помнила, о чем они мечтают, и каждую поездку старалась готовить для них небольшие сюрпризы, хотя чаще всего они удивляли меня.

В последнюю поездку они, например, встречали меня караваем и песнями. Было очень приятно. От неожиданности я даже не успела включить фотоаппарат, поэтому все это осталось лишь в моей памяти.

Все дети — прекрасные. И когда они улыбаются, у меня на сердце тепло.

Хочется, чтобы каждая их мечта реализовалась. Пусть так и будет.

1.8 Специальные школы и интернаты

Общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются также в:

  • общеобразовательных школах-интернатах;
  • оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа;
  • образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
  • специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением;
  • кадетских школах (кадетских школах-интернатах);
  • других образовательных учреждениях в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.

Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате регулирует деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов следующих видов:

  • общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,
  • гимназий-интернатов,
  • лицеев-интернатов.

Для негосударственных общеобразовательных школ-интернатов Типовое положение выполняет функцию примерного.

В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате.

В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе:

  • дети из многодетных и малообеспеченных семей;
  • дети одиноких матерей, отцов;
  • дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.

Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

Для отдельных категорий детей действуют специальные образовательные учреждения. Это:

  • образовательные учреждения (детские дома, школы-интернаты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме сирот, в такие учреждения принимаются дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав (см. раздел Семья и дети — Родительские права и права детей, Устройство детей, оставшихся без родительского попечения), осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении и пр. Воспитанники этих учреждений находятся на полном государственном обеспечении;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Такие учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционное учреждение реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;
  • учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они реализуют образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Расписание занятий составляется с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Они создается для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализуют программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с общественно-опасным поведением. Они призваны обеспечить детям психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также условия для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Учреждение для детей и подростков с девиантным поведением может быть открытого или закрытого типа.

Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения. В учреждение открытого типа принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка старше 14 лет.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа. Направление в такое учреждение представляет собой не уголовное наказание, а принудительную меру воспитательного воздействия. Следует отметить также, что деяние, совершенное малолетним в возрасте до 14 лет, вообще не влечет уголовную ответственность. Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться к несовершеннолетним старше 14 лет, впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести с освобождением их от уголовной ответственности. Вместе с тем к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, независимо от их возраста, могут применяться и принудительные меры медицинского характера, связанные с наблюдением и лечением у психиатра или в психиатрическом стационаре. В учреждении закрытого типа воспитанники содержатся не более 3 лет. Срок содержания может быть продлен до завершения одной из ступеней образования только по желанию самого воспитанника.

Порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Краткое содержание:

Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет при определенных условиях могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на основании постановления судьи или приговора суда.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее — СУВУЗТ) — это образовательные организации для несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В СУВУЗТ обеспечиваются, в частности (п. п. 2, 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 17.07.2019 № 381):

• условия для получения несовершеннолетними начального, основного, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;

• психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;

• специальные условия содержания обучающихся, в том числе изоляция, исключающая возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения.

1. Категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в СУВУЗТ

В СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, если они (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

Справка. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За отдельные преступления (например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кражу) уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ).

2) достигли соответствующего возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, но освобождены судом от наказания.

Справка. Преступления средней тяжести и тяжкие преступления

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно пяти и десяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно десяти и пятнадцати лет лишения свободы (ч. 3, 4 ст. 15 УК РФ).

Несовершеннолетние могут быть направлены в СУВУЗТ до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Несовершеннолетние с задержкой психического развития, а также несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости направляются в СУВУЗТ, реализующие адаптированные основные образовательные программы (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ; Приказ Минобрнауки России от 20.02.2014 № 134).

В СУВУЗТ не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в таких учреждениях. К данным заболеваниям относятся, в частности, туберкулез и слепота (ч. 3 ст. 92 УК РФ; п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ; класс I, класс VII Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 518).

2. Порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ

Рассмотрим порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ в зависимости от категории несовершеннолетнего.

2.1. Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности

Вопрос о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в СУВУЗТ рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия).

Комиссия принимает решение в течение 10 суток со дня получения материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (их заверенных копий). Если комиссия принимает решение ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, она незамедлительно направляет соответствующее постановление и представленные материалы в орган внутренних дел и прокурору (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1)постановления начальника органа внутренних дел или прокурора — при наличии согласия несовершеннолетнего на освидетельствование либо согласия его родителей (иных законных представителей), если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет;

2)постановления судьи — если несовершеннолетний и (или) его родители (иные законные представители) не дали согласия на освидетельствование.

Также в отношении несовершеннолетнего проводится комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 4.1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ начальник органа внутренних дел или прокурор направляет в суд по месту жительства несовершеннолетнего следующие документы (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1) материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела (заверенные копии таких материалов);

2) постановление комиссии с ходатайством о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ;

3) характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;

4) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

5) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

6) заключение медицинской организации о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в СУВУЗТ;

7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего.

Указанные документы должны быть направлены в суд в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Обратите внимание! Перед направлением в суд документы представляются для ознакомления самому несовершеннолетнему и его родителям (иным законным представителям), которые имеют право, в частности, воспользоваться юридической помощью адвоката, давать объяснения, заявлять ходатайства и обжаловать принятые решения (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Материалы рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. В суд вызываются несовершеннолетний, его родители (иные законные представители) и по усмотрению судьи иные лица. При этом участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным (п. п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Если принято решение о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, в постановлении указывается, в частности, срок применения данной принудительной меры воспитательного воздействия (п. 4, пп. 1 п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Обратите внимание! Несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, либо его родители (иные законные представители) или по их просьбе адвокат могут обжаловать в вышестоящем суде постановление судьи в течение 10 суток со дня получения его копии. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

2.2. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления

Основанием для содержания в СУВУЗТ несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, является приговор суда (пп. 2 п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого, совершившего такое преступление, суд обязан решить, в частности, вопрос о возможности освобождения его от наказания. При этом суд может признать достаточным помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в целях его исправления (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 15 ч. 1 ст. 299, ч. 1 ст. 430, ч. 2 ст. 432 УПК РФ).

Обратите внимание! Несовершеннолетние, совершившие отдельные виды преступлений (в том числе похищение человека или кражу, совершенную организованной группой), освобождению от наказания не подлежат (ч. 5 ст. 92, ч. 1 ст. 126, п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ; ч. 2 ст. 432 УПК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Отчаянный шаг: как отдать своего ребенка в детский дом временно или навсегда?

Законодательство не запрещает родителям отказываться от прав на биологического или усыновленного ребенка. Передать отпрыска на воспитание государству можно с момента его рождения и до наступления совершеннолетия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Можно ли сдать сына или дочь в детдом?

Если родители больше не могут или не хотят обеспечивать собственного ребенка, то этим займется государство. Для добровольного отказа специальной статьи не существует. Лишение родительских прав возможно исключительно в судебном порядке, согласно ст. 70 СК РФ. На основании ст. 155.1. СК РФ после вынесения положительного вердикта несовершеннолетнего помещают в организацию для детей-сирот, у которых юридически нет законных представителей.

Причины и основания для подобного решения

  • Постоянный недостаток материальных средств, отсутствие возможностей сменить работу или найти дополнительную.
  • Серьезная болезнь родителей.
  • Проблемы на психологической почве, конфликты.
  • Передача в детдом как воспитательная мера за серьезный проступки: кража денег, отказ учиться, прогулы, употребление спиртных напитков.

Как отправить на время?

Постановление правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 п.12 определяет основания и условия временного содержания и воспитания детей в специализированных учреждениях. Временное помещение детей под надзор государства разрешается только по уважительным причинам.

В силу разных причин и труднопреодолимых обстоятельств семья может не иметь возможностей для полноценного и комплексного воспитания ребенка. Но решение об отказе от родительских прав категорически не рассматривается. Статья 155.1. п. 2 СК РФ предусматривает временную передачу ребенка под надзор социальному учреждению.

Куда обращаться?

Для оформления сына или дочери на временное государственное содержание обращаются в интернат, районный отдел образования, городское представительство органов опеки и попечительства. При обращении в отдел образования родители приводят аргументы, которые повлекли за собой решение о временном переводе в детский дом. Пишут заявление в ООП, прикрепляют необходимые документы. Сотрудники организации выясняют подробности жизни семьи:

  • жилищные условия, количество квадратных метров на человека;
  • общая материальная обеспеченность родителей;
  • эмоциональная обстановка в семье.

При подтверждении фактов насильственных действий возбуждается судебное разбирательство. Если сотрудники организации убедятся в целесообразности желания родителей, то их направят в определенный интернат к руководству. Разрешен самостоятельный выбор учреждения. Составляется трехстороннее соглашение между родителями, представителями ООП и администрацией интерната. Основные моменты:

  • установленный срок нахождения;
  • расписание посещений ребенка;
  • обязанности родителей и учреждения;
  • способы предоставления помощи семье: психологической, материальной, социальной;
  • меры ответственности и взыскания за невыполнение требований.

Какие документы потребуются?

К заявлению прилагают список документов, на основе которых местный отдел образования выдает путевку в интернат. Список указан в п. 15 Постановления правительства №481:

  1. Паспортные данные родителей или опекунов.
  2. Сведения о близких родственниках.
  3. Если ребенок не родной, то свидетельство суда о приобретении на него родительских прав.
  4. Документы несовершеннолетнего — свидетельство о рождении, паспорт от 14 лет.
  5. Медицинская карта с результатами диспансеризации, подтверждающее отсутствие серьезных проблем со здоровьем.
  6. Заключение медкомиссии при наличии установленных физических и психологических нарушениях, программа реабилитации. В этом случае направят в необходимое спецучреждение.
  7. Вывод ООП о материально-бытовых условиях проживания семьи.

Какой срок несовершеннолетний может оставаться в учреждении и почему?

В соглашении с детским домом срок нахождения ребенка строго регламентируется. Согласно нормам минимальное время — 3 месяца, максимально — 1 год.

Семья возвращает ребенка себе, когда истекает срок соглашения и все условия соблюдались в полном объеме. Для возврата раньше времени законные представители пишут заявление в органы опеки. При получении отказа они имеют право обратиться в суд.

Что будет, если вовремя не забрать?

Если законный представитель вовремя не забирает ребенка домой, то он приобретает статус оставшегося без попечения. В этом случае сотрудники детдома на основании п. 7 Приказа от 17.02.2015 №101 Минобразования и науки РФ составляют акт об оставлении ребенка, ООП готовят иск о лишении прав родителей.

Правовые последствия

Согласно статье 155.1. СК РФ временное пребывание детей в интернате не прекращает права и обязанности родителей, опекунов или усыновителей в отношении несовершеннолетнего. Родители обязаны соблюдать условия соглашения с ООП, которые подбираются индивидуально.

Разрешается забрать раньше срока по заявлению в органы опеки. Несовершеннолетние, находящиеся на временном проживании в детдоме, как и на постоянном, имеют право на опекунов или приемную семью.

Информацию о «родительских детях» органы опеки обязаны передать в региональный банк данных сведений об оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 121 и 145 СК РФ они приобретают полный статус оставшихся без попечения для передачи на опеку, когда их откажутся забирать в семью обратно.

Процедура сдачи навсегда

Отдать сына или дочь в детдом навсегда возможно при лишении прав обоих родителей (какие основания для лишения родительских прав бывают?). Если другие родственники, которые подходят под статус опекунов или усыновителей, не желают брать их себе, то несовершеннолетний признается сиротой.

Лишение прав

Добровольное как и принудительное лишение родительских прав допустимо законом, реализуется на практике достаточно часто. Процедура лишения прав согласовывается со всеми лицами, имеющими отношение к несовершеннолетнему: родители, усыновители, лицо, желающее стать опекуном.

При рассмотрении добровольного отказа суд опирается на статьи 69, 70, 71 СК РФ, которые присущи вынужденному прекращению прав одного или всех законных представителей детей.

Заявление пишут для суда, ЗАГСа и ООП. Каждое название организации с новой строки , без сокращений. Правила заполнения:

  • ФИО, данные паспорта, адрес, сведения о рождении;
  • информация о намерении снять с себя полномочия по воспитанию ребенка, с указанием его имени, фактов о рождении;
  • согласие на лишение прав с возможным последующим его усыновлением третьими лицами;
  • дата, подпись с расшифровкой, место написания заявления.

Бумага заверяется нотариусом, передается в органы опеки для проверки условий жизни семьи и подписания заявления. Иск подают в районный суд, по месту проживания. Перед его подачей оплачивают госпошлину — 300 р, квитанцию также прикладывают к общему пакету документов. Для суда потребуется:

  • исковое заявление с просьбой лишения родительских прав;
  • копии паспортных данных истца;
  • копии свидетельств о рождении ребенка, прекращении брака;
  • справка с места регистрации семьи;
  • письменное согласие ребенка, если он старше 10 лет;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий органами опеки;
  • справка о доходах с места работы.

Суд имеет право запросить показания свидетелей, характеристики на родителей.

Последствия

Основное последствие отказа от родительских прав — аннулирование всех юридических аспектов, возникших на почве родства двух людей. Последующие события:

  • отсутствие воспитательной роли в жизни отпрыска;
  • нельзя представлять его интересы в каких-либо организациях;
  • прекращение выплат государством детских пособий;
  • невозможность наследования имущества несовершеннолетнего, если он умрет.

Родители после лишения прав на воспитание детей продолжают нести материальную ответственность. Они обязаны выплачивать алименты до достижения ребенком 18 лет. Допускается возможность встреч биологических родителей или бывших опекунов с несовершеннолетним, пока его не усыновят. Обо всех обязанностях и правах, которые сохраняются для родителей и детей после лишения родительских прав, мы писали отдельно.

Зачастую помещение детей в интернат спасает их от проживания в невыносимых условиях. Родителям трудных подростков следует тщательно взвесить последствия их решения, рассмотреть альтернативные возможности: военные училища, специализированные и спортивные школы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: