Как заключить договор при несостаявшемся запросе котировок 223 фз

Что делать если закупка не состоялась?. Юридическая компания fortis-audit.ru, в разделе Что делать если закупка не состоялась? представлены актуальные новости о контрактной системе (44-ФЗ) и закупок для юридических лиц в соответствии с 223-ФЗ.

Как заключить договор при несостаявшемся запросе котировок 223 фз

Как заключить договор при несостаявшемся запросе котировок 223 фз

Что делать если закупка не состоялась?

Давайте разберемся, что такое несостоявшаяся закупка. Итак, несостоявшаяся закупка – это конкурентная закупка, в результате которой участником признан единственный поставщик, либо не выбрано ни одного поставщика.

Часто несостоявшиеся закупки путают с отмененными и недействительными закупками.

Отмененная закупка – это закупка, проведение которой по тем, либо иным причинам было отменено Заказчиком или контролирующим органом.

Закупка, проведенная с нарушением установленных законом правил признается судом недействительной, по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня её проведения. Признание закупки недействительной влечет недействительность договора (контракта), заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.

Далее подробнее рассмотрим несостоявшиеся закупки, которые в свою очередь могут не привести к заключению контракта и те, в результате которых заключается контракт (Таблица 1).

Таблица 1 – Случаи признания закупки несостоявшейся

Случаи признания закупок несостоявшимися которые не привели к заключению контракта

Контракт заключается с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

не подано ни одной заявки

по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей), все заявки отклонены

по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации

по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей) только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и документации

Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок. Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся. В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе;

б) единственным участником аукциона.

Заключение контракта допускается, если участник и поданная им заявка соответствуют Закону и требованиям документации.

При заключении контракта с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в некоторых случаях необходимо согласование с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. До 01.07.2020 г. согласование требуется для закупок проводимых не в электронной форме: открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

С 01.07.2020 г. в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ, случаи и порядок согласования закупок у единственного поставщика несколько изменится. Необходимо будет согласовывать контракт с единственным участником по результатам проведения электронных процедур: конкурса, аукциона, запроса предложений при условии, если начальная максимальная цена (НМЦК) контракта превышает предельный размер установленный Правительством РФ.

На данный момент разработан Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении предельных размеров начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимся осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, правил согласования таким органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний» (подготовлен Минфином России 21.01.2020). Согласно положениям данного Проекта Постановления установлены следующие предельные размеры НМЦК:

Таблица 2 – Предельные размеры НМЦК, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком

(подрядчиком, исполнителем) осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок

электронный конкурс, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме

закрытые способы определения поставщика

для федеральных нужд

нужд субъекта РФ, муниципальных нужд

Направлять документы на согласование необходимо будет в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола, содержащего сведения о несостоявшейся закупке, в ЕИС или его подписания (если по Закону он не размещаться в ЕИС). Сейчас на это отводится 10 календарных дней.

Также Закон № 44-ФЗ определяет электронную закупку как несостоявшуюся при уклонении или отказе участника закупки занявшего второе место от заключения контракта (ч. 15 ст. 83.2). Заказчик ВПРАВЕ заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, причем согласно ч. 15 ст. 83.2 такой участник может отказаться от заключения контракта. Согласно данной же статьи, участник, занявший второе место, в случае подписания контракта, либо направления протокола разногласий, но не представления обеспечения (в том числе с учетом норм ст. 37) признается уклонившимся от заключения контракта. В случае не подписания контракта в отведенный срок и не направления протокола разногласий, данный участник признается отказавшимся от заключения контракта. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

В ситуации, когда по итогам проведения закупок, соответствующим документации о закупке и законодательству признан хотя бы один участник, все более или менее понятно, контракт заключается с данным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. А как быть в случаях, когда при проведении процедуры победитель не выбран? Итак, давайте рассмотрим порядок действий при несостоявшихся закупках, которые не приводят к заключению контракта (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены).

Таблица 3 – Порядок действий Заказчика в случаях отсутствия допущенных заявок

Конкурс в электронной форме (открытый; с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)

Заказчик не позднее, чем на следующий рабочий день продлевает срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на десять дней с даты размещения соответствующего извещения.

Если в результате продления срока подачи заявок конкурс в электронной форме снова признан не состоявшимся по таким же основаниям (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены), заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ (при этом, объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.

Аукцион в электронной форме

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.

Запрос котировок в электронной форме

Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на четыре рабочих дня. Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся по аналогичным основаниям, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Запрос предложений в электронной форме

Заказчик вправе внести изменения в план-график (при необходимости) и принять решение о проведении новой закупки либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Хотелось бы обратить внимание на несостоявшийся запрос предложений. В случаях отсутствия заявок (не подано заявок, либо все заявки отклонены) есть возможность заключить контракт с любым поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 27 ст. 83.1 Закона), НО (. ) по согласованию с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контракт заключается на условиях документации о закупке по цене не выше начальной (максимальной) цены контракта. Причем участник закупки, с которым заключается контракт, приравнивается к победителю закупки.

В отличие от Закона № 44-ФЗ, по Закону 223-ФЗ последствия признания закупок несостоявшимися не урегулированы. Таким образом, Заказчик в Положении может предусмотреть различные варианты признания закупок несостоявшимися. Например, о заключении договора, закупке у единственного поставщика, о проведении повторной закупки и т.д.

Но при описании данных случаев в своем Положении заказчику необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.

Сроки и правила по заключению контрактов по 223-ФЗ

Срок заключения договора по 223 ФЗ — это минимум 10 и максимум 20 дней. Период отсчитывается с момента публикации итогового протокола в Единой информационной системе.

Порядок заключения договора

Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ предусматривает два способа подписания соглашений — по факту проведения конкурентных закупок с победителем такой процедуры и с единственным поставщиком (неконкурентный способ). Вот порядок заключения договора по 223 ФЗ:

  1. Готовим документальное соглашение или заполняем проект контракта.
  2. Вносим в договор по 223-ФЗ все основные сведения из предложения поставщика.
  3. Выбираем формат подписания — электронный или бумажный.
  4. Получаем положенное обеспечение (если заказчик устанавливал такое условие).
  5. Вносим сведения в реестр контрактов.

Проверяем сроки

Существует законодательно установленный срок для подписания сторонами соглашения (ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ). Минимальный срок заключения контракта по 223 ФЗ — 10 дней после публикации итогового протокола закупки, максимальный — 20 дней. Если участники закупки подали жалобу в ФАС на ваш заказ, то после подведения итогов необходимо получить одобрение на заключение договора от территориального антимонопольного органа. В таком случае сроки изменятся: подписание контракта производится в течение 5 дней (но не позже) после получения разрешения от ФАС. Ждите уведомление от Антимонопольной службы, и только после этого подписывайте соглашение с победителем. Нарушение этого норматива грозит признанием договора по 223-ФЗ ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 135-ФЗ от 26.07.2006).

Заполняем документацию

При публикации извещения о закупке вы готовили проект контракта. Он и является основой соглашения заказчика с победителем заказа. Заполните проект контракта по 223-ФЗ условиями, предложенными победившим поставщиком. Вносятся номер и дата заключения договора по 223 ФЗ, наименование исполнителя, цена, порядок поставки и реквизиты обеих сторон. Для общих заказов нет нормативных ограничений по способу заключения договора — стороны вправе подписывать документы на бумаге или в электронной форме, если такой формат допускает действующее положение о закупке организации-заказчика.

Если заказчик заключает соглашение с субъектами малого и среднего предпринимательства (проводился заказ только для МСП), надлежит учитывать законодательные правила. Контракты с СМП заключаются на электронной площадке и подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП (ч. 28 ст. 3.4 223-ФЗ). Если победитель не согласен с условиями заказчика, он направляет протокол разногласий через оператора электронной площадки.

Принимаем обеспечение договора

Порядок внесения обеспечения закрепляется положением о закупке заказчика (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). В 223-ФЗ нет никаких норм и правил, регулирующий порядок обеспечения соглашений.

Проводили закупку у субъектов МСП и в извещении запросили обеспечение? Тогда следуйте правилам:

  1. Не навязывайте победителю способ внесения обеспечения. Исполнитель вправе самостоятельно выбрать вариант обеспечения: предоставить банковскую гарантию, вносит средства на расчетный счет или руководствуется внутренним положением о закупке и выбирает любой другой вариант.
  2. Соблюдайте условие о максимальном размере обеспечения. Эта сумма не должна превышать величину договорного аванса или 5% от начальной (максимальной) цены контракта, если авансирование не предусмотрено.

Срок, в течение которого вносится обеспечение, заказчик устанавливает в своем положении о закупке. Требование о внесении обеспечительных средств в момент подписания соглашения или в любой другой конкретный срок не является нарушением. Есть и другой важный момент — многолетние контракты. В законе нет прямого ответа на вопрос, можно ли заключать переходящие договоры по 223-ФЗ. Но в статье 4 закона указано, что основой закупочной деятельности заказчика является план закупок, размещенный не менее чем на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). Если организации необходимо заключить соглашения сроком, превышающим срок действия плана закупок, то в документ планирования вносится информация обо всех годах действия договора (п. 3 требований из ПП РФ № 932 от 17.09.2012). Обеспечение в таком случае вносится по правилам, определенным закупочным положением заказчика.

Вносим сведения в реестр

В реестр, который ведет Федеральное казначейство, вносится информация о контрактах, заключенных по результатам любых закупочных процедур (конкурентных и неконкурентных). Сформируйте сведения в личном кабинете заказчика в ЕИС. Не нарушайте установленные сроки: внести информацию надлежит в течение 3 дней после подписания соглашения (ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ). Для контрактов, заключенных с единственным поставщиком, не заполняйте реквизиты извещения.

Особенности заключения договора с единственным поставщиком

Предельные сроки подписания соглашения действуют только для конкурентных процедур. Заказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком в любое время — мораторий 10 дней на заключение договора 223 закон для этого способа не предусмотрел. Все сроки, нормы и правила подписания соглашений с единственным исполнителем регулируют сами заказчики в локальных положениях о закупке. Об этом говорится в ст. 3.6 закона № 223.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг» в отличие от ФЗ-44, который регулирует порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит оснований и норм для признания закупок несостоявшимися, а также не регламентирует действия заказчика по заключению договоров по результатам таких закупок.

  • Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания
  • Последствия признания закупки несостоявшейся
  • Особенности заключения договоров

Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

  1. Если в установленные сроки не поступила ни одна заявка на участие в закупочной процедуре.
  2. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах был признан соответствующим условиям закупки.
  3. Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:

  1. После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  3. Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
  5. Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  6. В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.

Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.

Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.

Заказчику следует принять такие меры:

  1. Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  2. Признать закупку таковой и подписать соответствующий протокол. Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  3. Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  1. Провести новую закупку.
  2. Провести упрощенную закупочную процедуру.
  3. Заключить договор с единственным поставщиком.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Особенности заключения договоров

Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:

  1. Указанный участник может быть допущен закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.
  2. Договор подлежит заключению на условиях документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в том объеме и на тех условиях, которые были указаны единственным участником в заявке (в случае, если закупка проводилась в форме аукциона, она должна заключаться по цене, которая не превышает начальную или максимальную цену) или на более оптимальных для участников условиях.
  4. Изменения в план закупок вносить не требуется, в ежемесячный отчет по результатам закупки такой договор нужно включать на общих условиях.

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в Положении о закупке предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы. Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.

Договор подлежит публикации в ЕИС вместе с извещением о закупке у единственного поставщика. На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры.

Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.

Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках). Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.

Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах. Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках. Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме.

Основания, причины и последствия признания закупки несостоявшейся по нормам федерального закона 223-ФЗ

С учетом того, что в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирована последовательность действий для заказчиков по результатам признания закупки несостоявшейся, то такой порядок должен быть указан ими во внутреннем Положении о закупках. Разработка и утверждение такого Положения является обязанностью заказчика.

  1. Требования к Положению о закупке
  2. Разница между несостоявшимися и недействительными торгами
  3. В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся
  4. Несостоявшийся конкурс
  5. Несостоявшийся аукцион
  6. Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке
  7. Порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

Требования к Положению о закупке

В законе 223-ФЗ предусмотрены более лояльные условия для закупок товаров, работ и услуг, чем при закупках в рамках контрактной системы. В законе о закупках для отдельных юрлиц не определены способы закупок (конкурентные или неконкурентные), которые должны использоваться заказчиками по 223-ФЗ, условия и порядок применения закупочных процедур. Все эти правила, которые жестко регламентируются в 44-ФЗ, по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает самостоятельно. Для этого заказчиком разрабатывается Положение о закупках. После утверждения Положения заказчик должен неукоснительно его придерживаться, иначе ему грозит ответственность.

Подобные требования к заказчикам отвечают нормам ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 и разъясняющему Письму Минэкономразвития от 2011 года №Д28-317. При подготовке Положения о закупке заказчиком учитываются требования 223-ФЗ, нормы Конституции и Гражданского кодекса, а также прочих специальных законов.

В частности, заказчику следует учитывать разновидности конкурентных процедур (например, конкурса или аукциона и пр.), которые определены в ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ, общий регламент проведения закупок по ст. 3.2 223-ФЗ.

При разработке Положения заказчику необходимо ориентироваться и на положения Постановления Правительства от 2012 года №616. В нем утвержден список товаров, которые можно приобретать только в электронном виде (например, проведение закупок у СМП).

Разница между несостоявшимися и недействительными торгами

Следует проводить различия между недействительными торгами по нормам ст. 449 ГК и несостоявшимися торгами по п. 5 ст. 447 ГК. Недействительными считаются торги, которые проведены с нарушением законодательства либо повлекли недействительность договора, подписанного по итогам торгов. Несостоявшиеся торги отвечают всем правовым нормам, и по их результатам допускается подписание договора с единственным поставщиком.

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся

В 223-ФЗ не определены условия и основания признания конкурентной закупки несостоявшейся, как и последствия от того, что закупка не состоялась. Данные вопросы должны решаться заказчиком с учетом принятого у него Положения о закупках и норм Гражданского кодекса.

Но практика показывает, что заказчики по аналогии с 44-ФЗ указывают такие же основания признания закупки несостоявшейся. В их числе следующие:

  1. Ни одна заявка не была признана соответствующей требованиям закупочного законодательства.
  2. Не поступило ни одной заявки.
  3. Была подана только одна заявка.
  4. Только одна заявка была признана соответствующей требованиям.

Хотя подобные формулировки не являются обязательными для внесения в Положение о закупках по 223-ФЗ, но они достаточно логичные и исчерпывающие.

Указанные четыре основания для признания закупки несостоявшейся подходят для проведения закупок через запрос котировок или запрос предложений, тогда как применительно к конкурсу или аукциону могут быть предусмотрены дополнительные основания, связанные со спецификой этих форм закупки.

Несостоявшийся конкурс

Конкурс может быть признан несостоявшимся:

  1. Если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия отклонила все заявки.
  3. В ходе предквалификационного отбора стало понятно, что ни один участник не соответствует установленным требованиям.
  4. Когда сроки подачи заявок на участие в конкурсе истекли, выяснилось, что была подана только одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям.
  5. Только одну заявку признали соответствующей требованиям по результатам рассмотрения заявок.
  6. По итогам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, и заявка такого участника соответствовала требованиям.

Несостоявшийся аукцион

Аукцион признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки, а также если:

  1. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссия по закупкам была вынуждена отказать всем участникам в допуске к торгам.
  2. В течение определенного временного промежутка после начала аукциона ни один из участников не подал предложение по цене договора.
  3. По окончании сроков подачи заявок на участие в аукционе была подана только одна заявка от участника, которая соответствовала требованиям.
  4. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании одного участника, подавшего заявку на участие в аукционе, его участником.

Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке

Последствия признания закупки несостоявшейся определяются по 223-ФЗ в Положении о закупке заказчика. На основании п. 1 ст. 447 ГК договор, заключение которого определяется через проведение торгов, подписывается с победителем. При неконкурентной или несостоявшейся закупке победителей быть не может, поэтому Гражданский кодекс не указывает на обязанность заказчика подписать договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ.

Если торговая закупочная процедура была признана несостоявшейся, то это предполагает принятие заказчиком ряда мер:

  1. Выявление причин признания закупки несостоявшейся.
  2. Подготовка итогового протокола и его публикация на официальном сайте по закупкам.
  3. Принятие решения о последствиях официального признания закупки несостоявшейся (например, подписание договора с единственным поставщиком, проведение повторной закупки, изменение способа закупки).

Заказчик предусматривает возможности выбора последствий признания процедуры несостоявшейся в своем Положении о закупке. В частности, заказчик может принять такие решения:

  1. О закупке и подписании договора с единственным поставщиком. Это может быть оправдано, если проводить новые закупочные процедуры нецелесообразно, например, по причине исчерпания лимитов на проведение закупочной процедуры; если у заказчика есть основания полагать, что проведение новой закупки не приведет к изменению круга участников закупки.
  2. О заключении договора – если предоставленная заявка и участник, который подал заявку, соответствуют требованиям извещения и документации.
  3. О продлении сроков приема предложений участников.
  4. О проведении повторной закупки тем же способом.
  5. О проведении повторной закупки иным способом: например, вместо конкурса – в виде запроса предложений.

Порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

Заключение договора по 223-ФЗ происходит с учетом действующего Положения о закупках заказчика. Но действуют некоторые общие требования к подписанию такого договора. Заключить его можно не менее, чем через 10 дней после завершения торгов, иначе заказчик нарушит общие нормы 223-ФЗ.

При заключении контракта по нормам 223-ФЗ заказчику следует согласовать с подрядчиком:

  1. Условия, которые Гражданский кодекс считает существенными для договоров подобного типа.
  2. Условия, которые по 223-ФЗ подлежат согласованию для отдельных типов договоров.
  3. Условия, которые одна из сторон отнесла к существенным условиям договора.
  4. Прочие договорные условия: стоимость, порядок разрешения спорных ситуаций и пр.

К существенным условиям договора по Гражданскому кодексу относят предмет договора по п. 1 ст. 432 ГК, сроки поставки товара по ст. 457 ГК или конечный срок выполнения работ либо оказания услуг по ст. 708, 783 ГК.

Заказчик заключает договор с единственным участником закупки, предложение которого было признано соответствующим требованиям закупки в случае, если:

  1. Данного участника допустили к участию в закупке.
  2. Договор подписывается на условиях закупочной документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в объеме и на условиях, перечисленных таким единственным участником в заявке (применительно к аукциону по стоимости, согласованной сторонами, не превышающую начальную цену договора) или на более предпочтительных условиях для заказчика (в частности, тех, которые были достигнуты по результатам переговоров сторон).
  4. В план закупок не вносятся изменения.

Обычно в данном случае заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.

Тогда как при соблюдении следующих условий заказчик вправе подписать договор с единственным поставщиком, хотя и не обязан этого делать:

  1. Возможность подписания договора предусмотрена Положением о закупке.
  2. Соответствующее решение было принято уполномоченными лицами заказчика.
  3. Возможность внесения изменений в план закупок из-за изменения способа закупки.
  4. Договор подписывается с учетом требований, установленных закупочной документацией, но допускается несущественное изменение договорных условий: перенос сроков, изменение условий оплаты и пр.
  5. Необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика.

Процедура подписания договора по результатам признания закупки несостоявшейся в остальном проводится по общим правилам:

  1. Оформляется итоговый протокол по результатам закупки. Со дня размещения итогового протокола у сторон есть не более 20 дней на подписание соглашения.
  2. Составляется проект договора и направляется поставщику.
  3. Поставщик изучает поступивший проект договора и в установленные сроки должен его подписать.
  4. Если поставщик выявил несоответствия, то он направляет заказчику протокол разногласий. Количество протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны по 223-ФЗ, никак не ограничивается.
  5. По результатам согласования происходит подписание договора.
  6. В течение 3 дней после подписания договор вносится в реестр по ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ.

Таким образом, закупка признается несостоявшейся, если в рамках процедуры не удалось определить поставщика на конкурентных началах, тогда как сама процедура закупки при этом полностью соответствовала правовым нормам. По правилам 223-ФЗ заказчик определяет основания признания закупки несостоявшейся и последствия этого самостоятельно и фиксирует их в собственном Положении о закупках. Стандартными последствиями признания закупки несостоявшейся по нормам 223-ФЗ становятся подписание договора с единственным поставщиком, продление сроков проведения закупки и приема заявок, проведение новой закупки в той же или альтернативной форме.

Сроки заключения и внесения изменений в договор по 223 ФЗ

Основной целью проводимого закупочного мероприятия становится подписание соглашения. По результатам торгов обычно заключается контракт с победителем. Регламент процедуры аукциона закреплен ФЗ №223.

Порядок заключения договора по 223 ФЗ

Срок заключения договора по 223 ФЗ ограничен по временному параметру — от 10 до 20 суток. При этом начало отсчета — дата размещения итогового протокола в ЕИС. Согласно ФЗ №223, предусмотрено несколько вариантов заключения контракта. Это может быть подписание договора с единственным поставщиком либо же по итогам конкурентной закупочной процедуры с тем, кто одержит в ней победу. При этом схема заключения контрактов следующая:

  1. Необходимо подготовить оформление соглашения в виде документа либо заполнить проект контракта.
  2. Затем надлежит скорректировать договор согласно ФЗ №223, добавив в его текст базовые сведения из предложения поставщика.
  3. Нужно также выбрать, в каком формате подписывать документ: бумажном либо электронном.
  4. Следующий шаг — получение обеспечения, если данное условие прописано заказчиком.
  5. Отправить информацию в реестр контрактов.

Подписание договора в цифровом формате более актуально для ситуаций, когда процедура осуществлялась на ЭТП.

Понадобится ЭЦП для торгов, чтобы участвовать в закупочном мероприятии и подписывать соглашение по его итогам.

В некоторых случаях функционал площадки может предусматривать также бумажный формат договора. Однако на практике большинство заказчиков вместе с поставщиками перешли на электронный документооборот. Это обусловлено несколькими причинами:

  • возможность быстро подписать соглашение;
  • отсутствие хлопот с бумагами;
  • уменьшение сроков движения документации;
  • экономия на делопроизводстве, документообороте и т. д.

Возможность заключить преддоговорное соглашение должна быть уточнена в положении о закупках. В ФЗ №223 не содержится четких указаний на этот счет. Схема расчетов от заключения преддоговорного документа не зависит. Основанием для выплаты денег станет основной контракт.

ФЗ №223 носит рамочный характер. Это означает, что в нем не прописаны конкретные требования к закупочной процедуре и контракту. Рамочные соглашения по истечении периода действия считаются автоматически пролонгированными. Работать по ним допускается на протяжении нескольких лет.

Также нормативный акт предполагает возможность заключения только возмездных соглашений. Закупкой может быть признана лишь процедура, сопряженная с расходованием денег. При этом текст договора должен содержать его предмет и условие о списке, видах оказываемых услуг, совершаемых действиях. Это указано в статьях 432 и 779 ГК РФ соответственно.

В положении о закупке должен быть оговорен порядок заключения договора по итогам аукциона. Надлежит прописать алгоритм действий с обеих сторон: заказчика и поставщика. Здесь нужно указать комплект документации, регламент направления бумаг и сроки, перечень прав и обязанностей у каждой из сторон по мере совершения конкретных действий согласно положению.

Необходимо детально оговорить порядок подписания контракта. Следует уделить внимание действиям обеих сторон. Важный момент — состав комплекта документации, направляемой в ходе заключения договора, сроки и регламент этой процедуры. Наиболее надежным способом доставки бумаг становится личное вручение либо почтой с уведомлением. Заказчик должен убедиться, что все документы были приняты уполномоченным лицом поставщика. Только в этом случае можно говорить о полноценном исполнении обязанностей. При этом состав комплекта направляемых документов определяется каждым заказчиком самостоятельно.

Совершение действий, не прописанных в положении о закупке, заказчику не разрешено. Положение может иметь вид сразу нескольких документов, которые были утверждены согласно требованиям действующего законодательства. Их надлежит опубликовать в единой информсистеме.

При отсутствии четкой схемы действий победитель аукциона имеет право отказаться от подписания договора, не будучи добавленным в РНП.

Пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ относит к существенным условиям те, которые были указаны в нормативных актах. Также одним из пунктов является то, что достигнуть соглашения по этим условиям считает важным хотя бы одна сторона заключаемого договора. То есть любое указанное в контракте условие считается существенным. Аналогично обстоит ситуация и по мнению контролирующих органов. Поэтому любой параметр, прописанный в тексте договора, считается существенным условием. Это касается как цены, объема, срока, так и предмета проводимой закупки, условий поставки, схемы оплаты и страхования, подготовки акта приемки и передачи, прочих моментов.

Воспользовавшись услугой Астрал.Тендер, вы получите всю актуальную информацию по вопросам работы на ЭТП.

Проверка сроков договора

Необходимо соблюсти регламентированное законодательством условие в отношении срока заключения договора по 223 ФЗ. В тексте нормативного акта прописан минимальный и максимальный вариант. Согласно части 15 статьи 3.2 ФЗ №223, минимум на подписание договоров отводится 10 дней. Исходной точкой берется дата подписания итогового протокола закупки. Максимальный срок ограничен 20 днями. При подаче участником закупочного мероприятия жалобы в ФАС на размещенный вами заказ по окончании подведения результатов надлежит получить одобрение на заключение контракта от местного антимонопольного органа. Это влияет и на сроки реализации. Подписать контракт можно на протяжении 5 суток с момента выдачи разрешения ФАС. Получив уведомление от антимонопольной службы, можно смело заниматься оформлением соглашения с победителем закупок. Нарушение указанного норматива подразумевает признание контракта ничтожным.

Изменение условий договора по 223 фз в 2021 году

Изменения в контракте вполне допустимы, важно лишь достичь соглашения между сторонами. При этом корректировки должны отвечать требованиям законодательства — пункту 1 статьи 450 ГК РФ. Изменениям можно подвергнуть объем, стоимость, сроки выполнения взятых на себя обязательств. Также нужно позаботиться о публикации сведений о сделанных поправках в ЕИС.

В тексте ФЗ №223 не предусмотрено изменение прочих условий контракта. Однако и запрета на это не имеется. В ходе исполнения договорных обязательств разрешено вносить правки в соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ.

О порядке согласования корректировок говорится в договоре. Если действуют какие-либо конкретные правила к оформлению изменений условий договора, нужно учитывать, что они обычно указаны в самом контракте. При отсутствии данного пункта порядок изменений остается в той же форме.

Если договор заключен в формате единого документа с подписями обеих сторон, надлежит проставить подпись и на самом дополнительном соглашении.

Минэкономразвития РФ уточнило, что в случае заполнения заказчиком данных о сроке исполнения контракта в реестре договоров исполнение договора возможно лишь при полном выполнении всех взятых на себя обязательств обеими сторонами.

Любую информацию о совершенных корректировках контракта надлежит обозначать в реестре на протяжении 10 дней. Их отсчет стартует с момента внесения правок в текст договора. При нарушении данного условия придется платить штраф. Публиковать сведения об изменениях по заказу нужно в соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ №223. Схема работы такова:

  • Нужно собрать данные обо всех изменениях, внесенных в контракт на базе сведений ЕИС.
  • Разместить на ЕИС дополнительное соглашение, в котором указать желание изменить контракт. Следует также опубликовать скан-копию в цифровом формате.
  • От представителя заказчика требуется подписать собранные документы ЭЦП. На протяжении 10 суток нужно опубликовать в ЕИС все данные касательно сделанных изменений в договоре. Исходной датой считается момент внесения корректировок. Если и это требование было нарушено, заказчику придется платить штраф.

Для поиска самых выгодных закупочных мероприятий стоит воспользоваться сервисом Астрал.Поставщик.

Как исполнить договор по 223 ФЗ (инструкция)

От поставщика требуется выполнить взятые на себя обязательства в срок заключения договора по 223 ФЗ, указанный в контракте. Если исполнителю не удалось уложиться в эти временные рамки, нужно платить неустойку.

Исполнение контракта согласно ФЗ №223 выглядит следующем образом:

  • Непосредственно приемка ТРУ. Итоги выполненной процедуры должны быть отражены в приемочном акте. Заказчику необязательно соглашаться с приемкой в том случае, когда большинство товаров не отвечает условиям контракта. Тогда нужно подготовить мотивированный отказ.
  • Далее наступает черед оплаты ТРУ. При проведении закупочного мероприятия лишь среди субъектов МСП срок получения денежных средств ограничен 15 рабочими днями. Исходная позиция — заключение акта приемки.
  • Внесение данных о правках в реестр договоров.

Минэкономразвития РФ в Письме №Д28и-2814 обозначило, что в ходе заполнения заказчиком данных о сроке исполнения контракта в реестре договоров термин «исполнение договора» подразумевает исполнение каждой из сторон своих обязательств в полном объеме. Это предполагает приемку поставленных ТРУ и последующую оплату заказчиком. Данные об исполнении договорных обязательств должны быть внесены в реестр договоров на протяжении 10 дней. Исходным моментом считается дата оплаты контракта, т. е. после выполнения каждой из сторон своих обязательств.

Заключение

Заключение контрактов согласно ФЗ №223 носит рамочный характер. Это подразумевает наличие шаблона без указания конкретных сведений и определения параметров. Срок заключения договора по 223 ФЗ обозначен четко. Подписать соглашение надлежит в течение 10—20 дней. Законодательство также определяет порядок исполнения договорных обязательств. Изменение условий контракта регламентируется положениями ГК РФ. Четкое следование букве закона позволит избежать неприятных последствий из-за допущенных нарушений.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: