Инструкции пдн по доставке несовершеннолетних в мвд

Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Инструкции пдн по доставке несовершеннолетних в мвд

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 31 декабря 2018 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

Руководствуясь пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 12, частью 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 1 , статьями 20 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2 и в целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1591.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4849; 2018, N 27, ст. 3953.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

2. ГУОООП (Ю.К. Валяеву), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31238

Установлен новый порядок организации работы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). В нем детально прописаны все направления деятельности ПДН различного уровня.

Уточнены категории несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Так, в их число включены подростки, употребляющие алкоголь и пиво.

Особое внимание уделено работе с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности.

Появилось еще 1 направление деятельности ПДН — исполнение поручений о производстве отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетних, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления; обследование условий их жизни и воспитания.

Запрещено привлекать сотрудников ПДН к выполнению обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ПДН районного уровня должно иметь отдельное служебное помещение.

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.

Регистрационный N 31238

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 марта 2014 г. N 11

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 31 декабря 2018 г. N 898

Изменения вступают в силу с 11 февраля 2019 г.

Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2018 г.

О некоторых полномочиях сотрудников ПДН по разрешению заявлений и сообщений граждан о противоправных деяниях, совершенных несовершеннолетними, либо о происшествиях с участием подростков

Юридические науки

  • Супонина Елена Александровна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ПДН
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Похожие материалы

  • О некоторых полномочиях сотрудников полиции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия
  • К вопросу об административных правонарушениях, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних
  • Административная ответственность за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений: проблемы и перспективы
  • Административная ответственность за допуск несовершеннолетнего на театрально-зрелищное, культурно-просветительное или зрелищно-развлекательное мероприятие с публичным исполнением произведения литературы Искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань
  • Правовое регулирование и правоприменительная практика отобрания ребенка у родителей: проблемы и перспективы

Правовое регулирование системы профилактики противоправных деяний лиц, не достигших совершеннолетия, является одним из приоритетных направлений правовой политики нашего государства. В этих целях применяются разнообразные (преимущественно воспитательные) способы, методы и приемы превентивного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые ведут асоциальный образ жизни, а также несовершеннолетних правонарушителей. Особое место в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Одной из главных должностных обязанностей инспектора ПДН как сотрудника органов внутренних дел (полиции) выступает функция принятия сообщений, заявлений и прочей информации о противоправных деяниях несовершеннолетних, а также иных событиях, которые угрожают личной безопасности подростков или общественной безопасности, оперативно информировать об их получении дежурного по территориальному ОМВД России, незамедлительно принимать предусмотренные действующим законодательством меры.

В целях рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан, относящихся к компетенции службы, инспекторы по делам несовершеннолетних осуществляют их прием. В соответствии с п. 28 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [1], учет приема граждан осуществляется в журнале учета приема граждан в ПДН.

В соответствии с п. 29 упомянутой инструкции в ПДН ведется журнал учета результатов проверок деятельности ПДН, в том числе и учетно-регистрационной деятельности. Контроль над полнотой и правильностью оформления данного журнала, своевременностью устранения выявленных нарушений при его ведении осуществляется руководителями территориального органа МВД России ежемесячно. Итоги работы ПДН рассматриваются одним из руководителей ПДН не реже одного раза в месяц.

Конкретные сроки, а также механизм действий при осуществлении полномочий сотрудников ПДН по приему, регистрации и разрешению сообщений и заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях (далее – АПН), о происшествиях определены соответствующей инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 г. №736 [2].

В соответствии с данной инструкцией, сотрудник ПДН, получивший сообщение или заявление о противоправном деянии, совершенном несовершеннолетним, либо о происшествии с участием подростка, обязан сообщить в дежурную часть территориального органа любым способом (по электронной почте, телефону и т.п.) информацию о сути полученного (принятого) сообщения (заявления), в целях безотлагательной регистрации последнего в КУСП.

В том случае, если по причинам объективного характера получивший соответствующее сообщение или заявление сотрудник ПДН не имеет возможности немедленно передать указанную выше информацию в дежурную часть, она должна быть передана туда в виде сообщения (подлинника заявления, протокола принятия устного заявления и т.д.) по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России.

Сотрудник ПДН, получивший сообщение или заявление о совершенном лицом, не достигшим совершеннолетия, противоправном деянии или о происшествии с участием такого лица, обязан немедленно сообщить должностным лицам дежурной части:

  • о дате и времени поступления сообщения или заявления;
  • о фамилии, имени и отчестве лица, подавшего заявление или сообщение;
  • об адресе места жительства (места пребывания), номере телефона лица, подавшего заявление или сообщение;
  • о форме фиксации сообщения или заявления;
  • о содержании сообщения или заявления.

В случае поступления сообщения об АПН или преступлении по телефону доверия, уполномоченный сотрудник ПДН, принявший их, обязан зафиксировать сведения в соответствующей учетной форме, оформить их рапортом и передать в дежурную часть территориального органа для своевременной регистрации в КУСП, а также доложить об этом начальнику территориального органа МВД России.

При наличии зарегистрированного сообщения проверку по нему осуществляет сотрудник по поручению, данному руководителем территориального органа, а в период его отсутствия – по поручению, данному оперативным дежурным. При этом соответствующая информация фиксируется в графе 6 КУСП.

Сотрудник ПДН, которому поручено проведение проверки:

  1. По заявлению о преступлении с участием несовершеннолетнего, в случае, когда не выявлены признаки указанного преступления — составляет соответствующий рапорт.
  2. По сообщению о преступлении с участием несовершеннолетнего:
    • в случае выявления признаков указанного преступления — у сообщившего о нем лица отбирает соответствующее заявление о преступлении;
    • в случае отсутствия признаков преступления — составляет соответствующий рапорт.
  3. По сообщению об АПН с участием несовершеннолетнего, в случае выявления противоправного деяния или отсутствия поводов к возбуждению дела об АПН — составляет соответствующий рапорт.
  4. По сообщению или заявлению о происшествии с участием несовершеннолетних:
    • в случае выявления признаков преступления, у сообщившего о нем лица отбирает соответствующее заявление о преступлении;
    • в случае выявления поводов к возбуждению дела об АПН составляет соответствующий рапорт;
    • в случае, если первоначально поступившая информация не подтвердилась, а именно: отсутствуют признаки преступления либо поводы к возбуждению дела об АПН, — составляет соответствующий рапорт.

Сотрудник ПДН по прибытии в территориальный орган МВД России обязан незамедлительно представить руководителю территориального органа либо в его отсутствие оперативному дежурному соответствующие документы, подготовленные или полученные в ходе проверки. Упомянутые документы должны быть приобщены к ранее зарегистрированному в КУСП сообщению или заявлению о преступлении, об АПН и о происшествии, а в графу 4 КУСП должна быть внесена соответствующая информация.

По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении, об АПН и о происшествии с участием лиц, не достигших совершеннолетия, руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении, которые в последующем будут определять последовательность действий сотрудника ПДН.

В случае выявления признаков общественно опасного деяния при рассмотрении сообщения или заявления об АПН либо происшествии с участием лиц, не достигших совершеннолетия сотрудник ПДН должен немедленно подготовить соответствующий рапорт для доклада руководителю территориального органа и регистрации в КУСП.

По результатам рассмотрения сообщения или заявления об АПН с участием подростков, сотрудником ПДН либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АПН в пределах своих полномочий принимается одно из следующих решений:

  1. О возбуждении дела об АПН.
  2. О вынесении определения об отказе в возбуждении дела об АПН.
  3. О передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

Материалы, по которым принято решение о начале производства по делу об АПН, регистрируются в журнале учета дел об АПН. Ведение и хранение данных журналов возлагается руководителем территориального органа на сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства.

Сотрудники ПДН должны обеспечивать своевременное и четкое выявление несовершеннолетних правонарушителей, родителей или иных законных представителей, отрицательно влияющих на детей, путем изучения и анализа сведений, содержащихся в подобного рода учетах, материалах о привлечении правонарушителей к административной и иной ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, КУСП, книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а также поступившей в ПДН информации из других подразделений территориального органа МВД России и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, рассмотрение обращений, заявлений и сообщений о преступлениях, об АПН, касающихся лиц, не достигших совершеннолетия, является одной из базовых обязанностей инспектора по делам несовершеннолетних. В силу сказанного, каждое должностное лицо ПДН должно знать сроки и порядок приема и рассмотрения данной информации, которая поступает в территориальный орган МВД России. Это позволит правильно и своевременно принимать необходимые меры по предупреждению правонарушений, совершаемых подростками, по защите прав и законных интересов граждан. Следует помнить, что нарушение процессуальных сроков рассмотрения сообщений, предложений, жалоб граждан и заявлений о совершенных противоправных деяниях является грубейшим нарушением законности.

Список литературы

  1. Приказ МВД России от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).
  2. Приказ МВД России от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    основания постановки несовершеннолетнего гражданина на учет в ПДН

    Основания постановки несовершеннолетних на учёт в ПДН регламентированы приказом МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

    В соответствии с пунктами 49 и 50 данного приказа:

    49. На профилактический учет с заведением УПК ставятся:

    49.1. Несовершеннолетние:

    49.1.1. Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества.

    49.1.2. Употребляющие алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию.

    49.1.3. Совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

    49.1.4. Совершившие антиобщественное действие (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 49.1.1 — 49.1.3 настоящей Инструкции).

    49.1.5. Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

    49.1.6. Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

    49.1.7. Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.

    49.1.8. Обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

    49.2. Родители или иные законные представители, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними.

    50. На профилактический учет с заведением УПД ставятся несовершеннолетние:

    50.1. Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

    50.2. Освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.

    50.3. Получившие отсрочку отбывания наказания.

    50.4. Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из СУВУЗТ, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния.

    50.5. Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из СУВУЗТ и находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации.

    50.6. Осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

    50.7. Условно осужденные.

    50.8. Осужденные к ограничению свободы в виде основного наказания.

    50.9. Осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы.

    Как на жизнь ребенка повлияет «детская комната» полиции?

    Максим Иванов
    Автор статьи
    Практикующий юрист с 1990 года

    Родителям хулиганов сложно: им приходится волноваться за будущее своего ребенка значительно раньше обычного. Так бывает, что дети по глупости попадают на профилактический учет в полицию, в подразделение по делам несовершеннолетних. Это не только неприятное мероприятие, но и серьезный стресс для детской психики. Правда, в полиции уверены в обратном: попытки несовершеннолетнего правонарушителя нужно пресечь на корню. Как это отразится на их будущей судьбе? Чем отличается от судимости? Возьмут ли его потом в ВУЗ, на работу?

    Поводы для беспокойства действительно есть: все зависит от тяжести совершенного проступка. Разбираем законодательство, выясняем, что это такое, и чем так опасна постановка на учет по делам несовершеннолетних.

    Кто занимается несовершеннолетними?

    Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Это подразделение полиции, которое занимается «отловом», профилактической, социально-педагогической работой, контролем «малолеток», пресечением преступлений, которые они могли бы совершить, профилактикой безнадзорности и в целом надзором за проблемными подростками. При необходимости, их изоляцией и ограничением свободы в специально созданных центрах временного содержания. Кроме того, профилактическая работа ведется и с родителями таких несовершеннолетних, уличенных в правонарушениях.

    Они также ведут учет несовершеннолетних, расследуют совершенные ими правонарушения, готовят документы для их изоляции и ходатайствуют об этом. Полный перечень полномочий ПДН определен ст. 21 ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120).

    Ключевое направление работы ПДН – индивидуальная профилактика с подростками, входящими в так называемую «группу риска». С ними, как с их родителями проводятся беседы, заводятся учетно-профилактические дела, осуществляется контроль и надзор, проверки местонахождения. Их обязывают приходить отмечаться и отчитываться в исправлении.

    Основания постановки на учет несовершеннолетних

    Исчерпывающий перечень причин, по которым могут поставить на профилактический учет, определен ст. 5 ФЗ № 120. Так, индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении:

    • безнадзорных, беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
    • детей, употребляющих алкоголь и наркотики;
    • детей, совершивших административные правонарушения, в том числе, если они не достигли возраста привлечения к административной ответственности;
    • детей, совершивших уголовно-наказуемые деяния, в том числе, если они были приговорены, содержатся в воспитательных колониях, отбывают наказание не связанное с лишением свободы, были освобождены от наказания в связи с амнистией, не подлежат уголовной ответственности из-за недостижения минимального возраста и т.д.
    • детей, освобожденных из мест временного содержания, исправительных учреждений для несовершеннолетних;
    • детей, выявленных сотрудниками ПДН как потенциальных правонарушителей, хоть и не уличенных в конкретных правонарушениях.

    Иными словами, постановка ребенка на учет по делам несовершеннолетних возможна всегда, когда ребенок был уличен в правонарушении.

    Процедура постановки, нахождения и снятия с учета

    Процедура постановки и снятия с учета несовершеннолетнего регулируется Инструкцией, утв. Приказом МВД № 845 от 15.10.2013 (далее – Инструкция). Все начинается с того, что в ПДН поступает документ-основание постановки на профилактический учет. Это может быть (п. 42 Инструкции):

    • приговор, постановление, определения суда;
    • постановление прокурора, следователя, дознавателя;
    • протокола об административном правонарушении;
    • заключения ПДН о необходимости постановки на профилактический учет.

    Далее на ребенка заводится учетно-профилактическая карточка и учетно-профилактическое дело (п. 43 Инструкции). Сотрудники ПДН обязаны сделать это в 5-дневный срок с момента поступления документов, являющихся основанием для постановки на учет. Затем в рамках профилактических мер сотрудники ПДН:

    • проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями морально-правовой ответственности перед обществом, социальных и правовых последствиях антиобщественного поведения;
    • выясняют образ жизни, контакты, намерения детей;
    • организуют беседы несовершеннолетних и их родителей с руководством территориальных подразделений;
    • проводят обследование семейно-бытовых условий проживания;
    • направляют собранные сведения в комиссии по делам несовершеннолетних;
    • привлекают к беседам педагогов, иных лиц, способных оказать положительное влияние и т.д.

    Указанные меры проводятся до тех пор, пока ребенок не будет снят с учета, а это возможно лишь после (п. 62 Инструкции):

    1. Исправления, решение о котором может быть принято ПДН не ранее, чем через 6 месяцев после постановки на учет, на основании материалов, подтверждающих факт исправления.
    2. Снятия с учета в наркологии.
    3. Достижения совершеннолетия.
    4. Вынесения судом постановления об отмене осуждения, замене наказания.
    5. Истечения испытательного срока при осуждении, если он был установлен.
    6. Отмены приговора.
    7. Неподтверждения обстоятельств, ставших основанием для постановки на учет.
    8. Смерти несовершеннолетнего и т.д.

    В зависимости от оснований снятия с учета будут отличаться и действия сотрудников ПДН. Например, если основание – исправление, проводятся опросы, составляется характеристика. А если снятие с учета обусловлено 18-летием, материалы передаются в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим последствиями.

    Можно ли обжаловать постановку несовершеннолетнего на учет?

    Конечно! Как и любое другое решение или действие должностных лиц полиции, постановку на учет можно обжаловать. Прежде всего, это необходимо делать, если учетно-профилактическое дело заведено в отношении ребенка после однократного административного проступка. Естественно, при условии, что ребенок имеет положительные характеристики по месту учебы и прежде не был замечен в правонарушениях.

    ПДН может принять решение о нецелесообразности постановки несовершеннолетнего на профилактический учет, если административное правонарушение совершено однократно, впервые, при наличии информации об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, его родителях (п. 51 инструкции).

    Если такое решение принято не было, и ребенок все равно был поставлен на учет, рекомендуем подать жалобу в районную прокуратуру. Жалоба составляется в свободной форме, с указанием сложившейся ситуации. Обязательно укажите, что оснований постановки ребенка на учет в полицию не было, ребенок хорошо учится, занимается спортом и попросите принять меры прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав ребенка. Укажите на то, что профилактический учет может негативно отразится на психологическом развитии ребенка, что он все осознал и такое не повторится.

    Могут ли отправить в ЦВИНП?

    ЦВИНП – это центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Там содержатся дети (ст. 22 ФЗ № 120):

    • которые направлены туда по приговору суда либо направляемые в закрытые учебно-воспитательные учреждения;
    • временно ожидающие рассмотрения судом вопроса об их помещении в закрытые учебно-воспитательные учреждения;
    • сбежавшие из закрытых учебно-воспитательных
    • которые совершили правонарушение, общественно опасное деяние, преступление и не могут быть переданы родителям по причине задержание в ином населенном пункте, ином регионе либо значительной удаленности от места жительства.

    Условно говоря, ЦВИНП – это место, куда отправляют особо отличившихся, бродяжничающих и опасных несовершеннолетних. Просто так ребенка, впервые совершившего незначительное правонарушение, не влекущее арест и ограничение свободы, туда не отправят.

    Профилактический учет: стоит ли волноваться?

    Волноваться стоит, но не из-за постановки на профилактический учет, а из-за антиобщественного поведения ребенка, которое может повториться и повлечь более тяжкие последствия. В этом смысле профилактический учет, в отношении действительно проблемных подростков, может оказать, наоборот, положительный, превентивный эффект.

    Сам по себе факт такого учета на судьбу ребенка повлиять не должен. Судимостью он не является, а, следовательно, не влечет и связанных с ней обременений. Собственно, после снятия с учета в связи с исправлением для ребенка вообще прекращаются какие-либо обременения и исключается любые негативные последствия. В государственных базах, тем не менее, информация об этом останется. А значит, могут возникнуть проблемы с дальнейшим поступлением в ведомственные ВУЗы, например, университеты МВД.

    Обязанности инспектора по делам несовершеннолетних в полиции

    Согласно последним статистическим данным, наблюдается снижение возрастного порога при совершении первичных преступлений. Чтобы уменьшить долю детских противозаконных деяний, уполномоченным отделом полиции ведется профилактика преступности. Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо ОВД, осуществляющее надзор за детьми и подростками, которые оказались под пристальным вниманием после совершения различных проступков.

    Расшифровка ПДН

    Аббревиатура ПДН расшифровывается как «подразделение по делам несовершеннолетних». Оно является контролирующим органом, сотрудники которого обязаны бороться с детской преступностью, предупреждать совершение неправомерных деяний и проводить профилактические разъяснения.

    Если несовершеннолетний гражданин оказывается виноватым в случившемся нарушении, то информация об этом передается в военкомат, учебное заведение, где он обучается, а также в ВУЗ при поступлении.

    Инспекторы проводят разъяснительные работы, учитывая психологию каждого несовершеннолетнего. Поэтому эти должности чаще занимают женщины, ведь у них лучше (по-матерински) получается расположить к себе оступившихся подростков. При работе с ними необходимо последовательно приводить убеждения и четко соблюдать правовые аспекты.

    У кандидатов в сотрудники ОДН профильное образование должно быть юридическим, но всегда приветствуется наличие еще и психолого-педагогического образования. Такие инспекторы быстрее находят общий язык с детьми и их родителями.

    Основные функции

    Деятельность ПДН направлена на пресечение всех видов преступлений и выявление обстоятельств, которые привели к совершению противоправного деяния несовершеннолетним гражданином. Инспектор в своей работе опирается на следующие законы:

    • № 3-ФЗ от 07.02.2011 г.;
    • № 120-ФЗ от 24.06.1999 г.;
    • главы № 14, 20 УК РФ;
    • статьи № 73, 420, 421, 432 УПК РФ;
    • статьи № 183, 187-190 УИК РФ;
    • статьи № 5, 20 КоАП РФ.

    Кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, инспектор применяет дополнительно внутренние документы и инструкции, где прописывается деятельность каждого подразделения полиции.

    Вместе с контролирующими функциями ОДН уполномочен заниматься правовой защитой подростков. Если есть необходимость, может проводиться реабилитация малолетних преступников и их родителей.

    Инспекторы ПДН осуществляют профилактические работы с несовершеннолетними гражданами, которые:

    • употребляют наркотические и психотропные вещества;
    • нарушили закон;
    • освободились от уголовной ответственности;
    • проходят в роли обвиняемых, но не заключенные под стражу;
    • вышли из специализированных учреждений и нуждаются в помощи и реабилитации;
    • получили условный срок;
    • выполняют исправительные работы.

    Инспекторы ПДН должны взаимодействовать с родителями, не выполняющими свои прямые обязанности по воспитанию или негативно влияющими на детей. Сотрудники отделов по делам несовершеннолетних содействуют поиску подростков, которые разыскиваются за факт совершения преступления.

    Работа инспекторов

    Законодательством установлены должностные обязанности работников ОДН. Кроме работы с обращениями граждан, такой работник занимается:

    • проведением профилактических бесед с детьми и членами их семей;
    • разъяснением статей КоАП и УК РФ, по которым взрослые привлекаются к ответственности по факту жестокого обращения с несовершеннолетними и лишаются родительских прав;
    • чтением лекций о толерантности и уважении учащимся старших классов;
    • выдачей направления к психологу или наркологу;
    • изъятием детей из неблагополучных семей и помещением их в приюты;
    • ведением учета подростков, которые не учатся или самовольно покидают образовательные учреждения, употребляют алкоголь, токсические вещества, участвуют в драках, кражах и т.д.

    Минимальный срок нахождения на профилактическом учете составляет 6 месяцев. Если по истечении этого срока видно, что подросток исправился, то учет прекращается.

    Специалисты обязаны планировать свою деятельность с учетом рабочего времени и особенностей поднадзорного участка. Они должны осуществлять сбор информации, проводить ее анализ и прогнозировать возможность совершения правонарушений. Инспекторы обязаны реагировать на поступающие звонки, заявления, проверять их и своевременно предоставлять отчеты о проделанной работе.

    Требования при трудоустройстве

    Не у каждого человека получится работать в подразделении по делам несовершеннолетних из-за множества спорных моментов и нюансов. К кандидатам на должность инспектора предъявляются следующие требования:

    • наличие профильного образования;
    • российское гражданство;
    • обладание военным билетом;
    • неимение судимости;
    • отсутствие близких родственников с судимостью.

    Занять свободную вакансию сложно. Претенденту необходимо хорошо разбираться в правовой и социальной области. Будущий инспектор ПДН должен уметь нестандартно подходить к детям, проявлять гибкость, слушать и слышать каждого ребенка.

    За службу в полиции государство хорошо поощряет. Кроме высокой заработной платы, сотрудники получают надбавку за стаж. Им предоставляется льготный санаторный отдых, бесплатное обмундирование и медицинские гарантии.

    Взаимодействие ПДН и органов опеки

    Комиссия ПДН тесно сотрудничает с работниками административных и образовательных учреждений, которые расположены в одном районе. Вместе они занимаются разработкой комплекса профилактических мер, ведут контроль за воспитанниками специализированных закрытых приемников.

    Полицейские помогают сотрудникам органов опеки справляться с трудными детьми, оставшимися без родителей. С ними проводится профилактическая и разъяснительная работа.

    ОДН выявляет организаторов молодежных группировок, которые занимаются антиобщественной деятельностью и агитируют других несовершеннолетних совершать такие же действия. Инспекторы устанавливают неблагонадежных лиц, приучающих несовершеннолетних к наркотическим или одурманивающим средствам. Принимают участие в рейдах по пресечению распития алкогольных напитков молодежью, осуществляют борьбу с распространением запрещенных веществ в подростковой среде.

    Права следователей по делам несовершеннолетних

    Сотрудники ОДН вправе:

    • вызывать на диалог подростков и их родителей/ опекунов по поводу совершенного правонарушения;
    • посещать неблагополучные семьи и проводить беседы с детьми и их законными представителями;
    • направлять запросы по несовершеннолетним в различные учреждения;
    • доставлять и задерживать правонарушителей в ОВД в течение 3 часов, проводить досмотр при необходимости;
    • ставить на учет ребенка, если он систематически поступает противозаконно;
    • контролировать деятельность трудных подростков, чтобы предупредить отягчающие поступки;
    • участвовать в рассмотрении материалов о совершенном преступлении и антиобщественной деятельности несовершеннолетнего лица.

    Инспектор может предложить соответствующему органу или учреждению применить ту или иную меру воздействия в отношении правонарушителя. Также в полномочия инспектора входит право вносить предложение о том, как устранить причины и условия, которые способствовали совершению преступления. Руководство учреждения или органа должно в течение месяца оповестить инспектора ПДН о принятых мерах.

    Всегда ли прав инспектор ПДН

    Полицейские из отдела по делам несовершеннолетних хоть и являются представителями правоохранительных органов, но и их действия могут вызывать сомнения относительно их законности.

    Пример № 1. Одноклассники Орлова возмущались тем, как он себя ведет. Они собрались в классе и с ним поговорили. После школы Орлов рассказал родителям о проведенной воспитательной беседе. Следующим днем они посетили школу и провели опрос детей в присутствии учителя. Ответы учеников заносились в блокнот. Спустя несколько дней пришел инспектор ПДН и провел допрос одноклассников Орлова, на котором присутствовал классный руководитель. О действиях полицейского учащиеся доложили своим родителям, а те написали жалобу в правоохранительный орган.

    В соответствии со ст. 425 УПК РФ, если проводится допрос несовершеннолетнего лица, то обязательно должен присутствовать педагог либо психолог. В прокуратуре не увидели нарушений со стороны инспектора ПДН и признали его действия законными.

    Пример № 2. Маму 12-летней девочки пригласили в ОДН. Она расспросила дочь о причинах вызова и узнала, что они с подругой не заплатили за упаковку чипсов, взяв их и убежав. Мама сомневается, как поступить правильно, сознаться в правонарушении или отрицать его совершение.

    Сначала ей следует точно узнать, по какому поводу инспектор захотел с ней пообщаться, поскольку речь может пойти совсем о другом. Кроме того, неоплата товара предполагает лишь административную ответственность. Девочке всего 12 лет, а к наказанию привлекаются лица старше 14-летнего возраста. Лучший вариант в подобной ситуации — сознаться в правонарушении и послушать профилактическую беседу.

    Пример № 3. На городских праздничных мероприятиях несовершеннолетний Петров гулял в компании своих друзей. Когда они выходили из парковой зоны, к группе подошла инспектор ПДН. Она увидела у одного молодого человека банку пива и обвинила всех в употреблении алкогольной продукции. Инспектор их всех отправила в больницу для прохождения освидетельствования. В компании только Петров был младше 18 лет. У сотрудника ОДН не было права направлять на процедуру Петрова, не получив прежде согласия его родителей. Они оспорили неправомочные действия инспектора.

    Порядок обжалования действий инспектора ПДН

    В случае неудовлетворительной работы полицейского на имя его непосредственного руководителя необходимо подать жалобу. Следующей инстанцией является прокуратура. Также в течение 10 дней с момента составления протокола можно направить жалобу в суд.

    Бывают ситуации, когда инспектор ПДН не среагировал на поступившее заявление и не стал ничего предпринимать. Например, мать школьника позвонила ему и пожаловалась, что ее сыну поступают угрозы об избиении.

    До того, как подать жалобу, женщине надо удостовериться, что ее заявление зарегистрировали в полиции. Если дело приняли к производству, а инспектор ничего не сделал, то надо идти в прокуратуру или к непосредственному начальству полицейского.

    Как заводят дела на несовершеннолетних детей

    Когда поступает жалоба на подростковое правонарушение, работник инспекции действует следующим образом:

    1. Заводит учетную карточку или дело.
    2. Выслушивает потерпевшего и подозреваемого.
    3. Собирает материалы по совершенному преступлению.
    4. Составляет акт об условиях проживания нарушителя.
    5. Запрашивает данные о проводимых работах с несовершеннолетним и его родителями.
    6. Подшивает характеристику, сведения об увлечениях подростка и способах проведения досуга.
    7. Подготавливает заключение о проведенной проверке.

    Инициировать постановку несовершеннолетнего на учет вправе работник детского учреждения, потерпевший, родитель пострадавшего ребенка, сотрудник госорганизации. Но окончательно решить о необходимости учета может только специальная комиссия.

    Как стать инспектором по делам несовершеннолетних? Какое нужно образование?

    Люди, далекие от силовых органов, криминала и тюремных понятий не совсем правильно представляют, чем занимается инспектор по делам несовершеннолетних. Важно знать, что данная профессия относится к одному из подразделений Министерства Внутренних Дел РФ. Деятельность и обязанности представителей подразделения подробно расписаны в приказе МВД №845.

    Прежде всего работа инспектора заключается в:

    • мониторинге и учете контингента среди молодежи на участке;
    • профилактических посещениях неблагополучных семей;
    • надзоре за проблемными родителями и опекунами;
    • профилактической работе с несовершеннолетними привлеченными ранее к ответственности;
    • проведении разъяснительных лекций в школах;
    • тесной работе со школьными психологами;
    • выявлении лиц, употребляющих наркотики;
    • оформлении проблемных подростков в воспитательные учреждения с временной изоляцией.

    То есть должностные обязанности инспектора ПДН полиции можно сравнить с деятельностью участкового на вверенном ему участке, только для несовершеннолетних.

    Например, если в местную службу инспекции приходят жалобы или заявления на подростка, специалист проводит работу по выявлению причин поведения данного подростка, осуществляет беседы с родителями/опекунами и непосредственно с фигурантом жалоб.

    Если данные действия не приводят к положительным результатам, дело рассматривает специальная комиссия по работе с подростками. Так как уголовной ответственности фигурант дела не подлежит, комиссия рассматривает альтернативные воспитательные и административные меры.

    Права инспектора ПДН

    Большинство граждан РФ мало подковано в юридических и правовых вопросах, поэтому на местах часто возникают спорные ситуации относительно полномочий сотрудника подразделения.

    Приказ МВД предусматривает следующие полномочия:

    • вызывать несовершеннолетнее лицо и его представителей для проведения беседы;
    • подросток и его представители обязаны отвечать на интересующие работника службы вопросы;
    • имеет право задержать несовершеннолетнее лицо, доставить в отделение и удерживать там сроком до 3-х часов;
    • право проводить личный досмотр подростка.

    Каждое действие (проведение беседы, задержание, выявление антисоциального контингента) записывается в рабочий журнал. Который впоследствии находится на хранении еще 5 лет, после чего утилизируется.

    Требования к кандидату при трудоустройстве

    Так как данная работа имеет множество спорных и тонких моментов, не каждый сможет работать в данной сфере. Вакансия предполагает социальную работу, к которой не все могут быть готовы. Требования к кандидату довольно жесткие, плюс необходимо иметь профильное образование.

    Чтобы работать в службе, кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

    • быть гражданином РФ;
    • иметь военный билет;
    • наличие юридического или педагогического образования, хотя предпочтение больше отдается лицам с юридическим дипломом;
    • не иметь судимости;
    • не иметь родственников первой очереди с судимостью.

    Да, получить вакансию не так просто, придется много учиться и быть специалистом в области права и социальных контактов. Часто на службе приходится искать нестандартный подход к детям, в некоторых ситуациях проявлять гибкость, быть хорошим слушателем и психологом.

    Однако служба в органах всегда хорошо поощряется со стороны государства. Сотрудники зарабатывают среднюю зарплату по своему региону, плюс идет надбавка за стаж. Получают бесплатную форму, перспективу карьерного роста, медицинскую страховку. Также работники могут ежегодно отдыхать в санаториях МВД.

    Как получить должность

    Как говорилось выше, чтобы стать инспектором нужно наличие высшего профессионального образования и крепкого здоровья, не только физического, но и психологического.

    Так как подразделение каждый год испытывает дефицит сотрудников, получить должность довольно просто соответствуя требованиям. Для этого необходимо обратиться в городское отделение службы, если есть вакансии пройти собеседование, медицинский осмотр и предоставить документы.

    При назначении на участок, начальник передает новому сотруднику всю необходимую информацию по району, в том числе журналы проводимых мероприятий.

    Заключение

    Чтобы стать инспектором по делам несовершеннолетних необходимо быть гражданином России, иметь профильное образование и соответствовать медицинским показаниям. Сотрудник службы следит за несовершеннолетним контингентом на вверенном ему участке, проводит профилактические работы и предпринимает меры по изоляции лиц, представляющих опасность для остального населения.

    Елена Фомина/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    News-nnovgorod.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: