Инновационной продукции высокотехнологичной продукции

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
Инновационной продукции высокотехнологичной продукции

Инновационной продукции высокотехнологичной продукции

Инновационной продукции высокотехнологичной продукции

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 ноября 2012 г. № 881 “Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции”

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; Российская газета, № 3, 11 января 2013 г.) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Федюкина И.И.

Министр Д.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 февраля 2013 г.
Регистрационный № 27275

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 ноября 2012 г. № 881)

1. К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев:

1.1. Научно-техническая новизна.

1.1.1. Данный критерий в отношении товаров характеризуется следующими признаками:

характеристики товаров (по функциональному назначению, конструктивному выполнению, составу применяемых материалов и компонентов, области использования) являются принципиально новыми или существенно отличаются от характеристик ранее произведенного аналогичного товара;

потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или выявлен новый способ применения товара, позволяющий расширить область использования такого товара;

товар, выпуск которого основан только на применении нового или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов или технологий, ранее не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющих значительно улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

1.1.2. Данный критерий в отношении работ, услуг характеризуется следующими признаками:

выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий;

работы, услуги являются принципиально новыми, ранее не выполнявшимися, оказывающимися;

работы, услуги выполняются, оказываются в области, в которой ранее аналогичные работы, услуги не применялись.

1.2. Внедрение товаров, работ, услуг.

Данный критерий характеризуется следующими признаками:

товар, работа, услуга носят прикладной характер, имеют практическое применение;

товар, работа, услуга внедрены в одной или нескольких отраслях промышленности.

1.3. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.

Данный критерий характеризуется планируемым положительным экономическим эффектом реализации товаров, работ, услуг (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции.

1.4. Наукоемкость товаров, работ, услуг.

Данный критерий характеризуется использованием при производстве товара, выполнении работ, оказании услуг высококвалифицированного интеллектуального труда, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране и (или) новых (в течение последних трех лет) научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

2. К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев:

2.1. Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Данный критерий характеризуется использованием при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 28, ст. 4168).

2.2. Высокотехнологичность товаров, работ, услуг.

Данный критерий характеризуется следующими признаками:

товар, работа, услуга изготавливаются, выполняются, оказываются предприятиями наукоемких отраслей экономики;

товар, работа, услуга производятся, выполняются, оказываются с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;

товар, работа, услуга производятся, выполняются, оказываются с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

Обзор документа

Существует официальный сайт, где размещается информация о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. С 2013 г. до 2015 г. планы закупки отдельными юрлицами инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарств размещаются на этом сайте на 3-летний срок. Речь идет, во-первых, о госкорпорациях, госкомпаниях, естественных монополистах. Об организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Об унитарных предприятиях, автономных учреждениях, а также о хозяйственных обществах, в которых доля участия России, региона, муниципального образования в совокупности превышает 50%. Во-вторых, о дочерних хозяйственных обществах, в чьем уставном капитале более 50% долей в совокупности принадлежит указанным юрлицам. В-третьих, о дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит тем дочерним обществам.

Критерии отнесения к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти. С 2015 г. план закупки такой продукции, лекарств размещается заказчиком на официальном сайте на период от 5 до 7 лет.

В связи с этим Минобрнауки России утвердило критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции в целях формирования плана ее закупки.

К инновационной продукции относятся те товары, работы и услуги, которые удовлетворяют совокупности следующих критериев: научно-техническая новизна; внедрение; экономический эффект реализации; наукоемкость. К высокотехнологичной — те, которые отвечают совокупности следующих критериев: соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; высокотехнологичность.

Определено, какими признаками характеризуется каждый критерий.

Как закупают высокотехнологичную продукцию

Перечень высокотехнологичной продукции Минпромторга — это реестр технически сложных товаров и услуг, который утвержден приказом Министерства промышленности и торговли №3092 от 16.09.2020.

Статья доработана экспертом Эллой Залужной

Последние изменения

Высокотехнологическая продукция — это сложные в техническом плане товары и услуги, для производства или предоставления которых применяются сложные процессы.

Федеральный закон о закупках отдельными видами юрлиц разъясняет, кто устанавливает критерии, по которым товары, работы и услуги относят к инновационной, высокотехнологичной продукции: федеральные органы власти и госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» (ч. 4 ст. 4 223-ФЗ).

Постановление правительства №773 от 15.06.2019 утверждает критерии отнесения закупаемого товара к высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки.

Инновационной продукции высокотехнологичной продукции

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с перечнем высокотехнологической продукции без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Проект приказа госкорпорации «Росатом», который утверждает критерии отнесения изделий, работ, услуг к технически сложным, находится на конечной стадии согласования. Новые правила заработают через 10 дней после официального опубликования документа. Изменения устранят неопределенность, которая сложилась в этой сфере.

Госкорпорация «Роскосмос» утвердила критерии отнесения изделий к технически сложным приказом №368 от 07.11.2019. Минэнерго — приказом №175 от 11.03.2020. Документ вступил в силу 27.06.2020.

Определение и признаки

Критерии, по которым высокотехнологичные товары относят к вышеуказанному сегменту, определяют федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» на основе приоритетных направлений развития науки и техники (ч. 4 ст. 4 223 ФЗ). Постановление правительства №773 от 15.06.2019 разъясняет, что относится к высокотехнологичной продукции, — это товар, который имеет ряд отличительных признаков:

  1. Предприятие — изготовитель ВП относится к наукоемкой отрасли экономики.
  2. Производство опирается на новейшие технологии и оборудование.
  3. Специалисты, которые оказывают услуги или заняты в изготовлении изделий, имеют специальную подготовку.

Также высокотехнологичное оборудование — это товар, который обеспечивает снижение затрат, и его внедрение обусловлено экономической эффективностью.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 4 223-ФЗ заказчики самостоятельно устанавливают список потребностей, которые имеют вышеуказанные признаки, руководствуясь постановлением правительства №773 от 15.06.2019 и приказами профильных министерств. Действующие критерии утверждены следующими приказами:

При проведении госзакупок есть особенности: годовой объем закупок ВП по 223-ФЗ превышает на 10% аналогичную величину за предыдущий период (постановление №1442 от 25.12.2015).

Закупки инновационной и высокотехнологичной продукции по 44-ФЗ разрешено провести в виде электронного конкурса с ограниченным участием среди поставщиков, обладающих достаточным уровнем квалификации (п. 1 ч. 2 ст. 56.1). Основанием для проведения электронного двухэтапного конкурса служит соблюдение двух условий: потребность в технически сложных товарах и обсуждение с участниками параметров изделий, услуг (ч. 2 ст. 57.1).

Приказ Минпромторга №3092 от от 16 сентября 2020 года

Перечень содержит код признака высокотехнологичной продукции и его наименование:

Особенности планирования

В соответствии с ч. 3 ст. 4 223-ФЗ заказчик обязан опубликовать план закупок ВП в ЕИС на период от 5 до 7 лет. В план обязательно включают:

  • раздел о заключении сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства (ч. 3.2 ст. 4);
  • полный список высокотехнологичных товаров, которые необходимы заказчику (ч. 3.3 ст. 4).

При планировании объема приобретаемых технически сложных изделий у субъектов МСП, который увеличивается на 5% по сравнению с предыдущим годом, из общей суммы договоров стоит вычесть сделки на приобретение товаров и услуг естественных монополий, оборонзаказа, банковских услуг и т. д. (п. 7 постановления №1352 от 11.12.2014).

Инновационная продукция: ее особенности и правила закупки

Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»

Рассказываем о том, как проводятся такие закупки по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ

План закупки инновационной продукции составляется в первую очередь теми компаниями, которые реализуют программы инновационного развития, а также другими заказчиками. Чаще всего такие закупки проходят в рамках Закона 223-ФЗ. С этим связан и ряд особенностей определения критериев такой продукции.

Инновационная продукция

Прежде всего стоит обратить внимание на то, что осуществлять закупки инновационной и высокотехнологической продукции должны те заказчики, которые включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р. Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ они устанавливают перечень товаров, работ и услуг, соответствующих критериям инновационной, высокотехнологичной продукции. Кроме того, заказчики из перечня отвечают за правила внедрения данных товаров, работ и услуг. Критерии для инновационной и высокотехнологической продукции утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с каждым конкретным направлением и опираются на требования, установленные ПП РФ от 15.06.2019 № 773.

Например, в рамках Приказа Минпромторга от 17.02.2020 № 521 инновационная продукция должна соответствовать следующим критериям:

  • Новизна, то есть это должен быть принципиально новый продукт либо такой товар, потребительские свойства которого существенно улучшены в сравнении с его аналогом.
  • Наличие сложных технологий, то есть преимущество отдается рабочим методам и инструментам, которые либо используются в приоритетных направлениях науки и техники, либо изготавливаются специально компаниями из высокотехнологических отраслей экономики, либо для применения которых необходимы новейшие образцы технологического оборудования.
  • Экономическая эффективность применения, то есть использование данной продукции позволяет заказчику снизить его затраты, в том числе и с точки зрения стоимости ее владения.

Подобные критерии инновационной и высокотехнологичной продукции установлены также Министерствами Обороны и Энергетики РФ (Приказы от 31.01.2020 № 35 и от 11.03.2020 № 175), соответственно, а также другими ведомственными нормативными актами.

Реестр инновационной продукции

Инновационные продукты, технологии и услуги, рекомендованные к использованию в Российской Федерации, перечислены в соответствующем Реестре. Полный перечень таких продуктов, товаров и услуг можно посмотреть на сайте Реестра по ссылке.

Попасть в Реестр может любая инновационная компания или индивидуальный предприниматель. Для этого достаточно лишь разместить заявку на включение продукции, причем сделать это можно сразу на сайте Реестра. Требование к одобрению такой заявки одно — наличие продаж на рынке РФ. Для подтверждения данного условия продукция компании в обязательном порядке проходит экспертизу, срок которой составляет не более 3 месяцев.

Закупка инновационной продукции по 223-ФЗ

Напомним, осуществлять закупки должны те заказчики, которые включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р. Кроме наличия в Реестре, заказчики должны также отвечать еще одному обязательному требованию — правилу планирования закупок высокотехнологичной и инновационной продукции. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ такие закупки отражаются в плане, который формируется на период от пяти до семи лет.

Сведения, которые необходимо отразить в плане:

  • прогнозируемый годовой объем закупок высокотехнологичной и инновационной продукции: его рассчитывают по формуле «совокупная годовая стоимость договоров на приобретение инновационной, высокотехнологической продукции за предыдущий год, умноженная на 10%»;

Важно: объем может составлять и более 10% совокупной стоимости всех договоров за отчетный год! Основание — ПП РФ от 25.12.2015 № 1442.

  • годовой объем закупки инновационной, высокотехнологичной продукции у СМСП: его рассчитывают по формуле «совокупная стоимость договоров на приобретение инновационной, высокотехнологической продукции у СМСП за предыдущий год, умноженная на 5%».

Важно: объем планирования может составлять и более 5% совокупной стоимости всех договоров за отчетный год! Основание — ПП РФ от 11.12.2014 № 1352. После завершения закупочной деятельности заказчик обязан отчитаться по форме, установленной ПП РФ № 1442.

Закупка инновационной продукции по 44-ФЗ

Перечень инновационной и высокотехнологичной продукции, закупки которой осуществляются в рамках Закона 44-ФЗ, а также дополнительные требования, которые устанавливаются для участников таких торгов, сформированы в ПП РФ от 04.02.2015 № 99. Одно из таких требований, например, — наличие опыта аналогичных работ за определенный период, а также недвижимого имущества и необходимого для выполнения условий контракта оборудования.

Закупка инновационной и высокотехнологичной продукции по Закону 44-ФЗ осуществляется в форме конкурса с ограниченным участием двухэтапного конкурса или аукциона. Соответствующий порядок регламентирован подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 57, подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ.

Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.04.2018 2018-04-27

Статья просмотрена: 9971 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, А. Г. Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы / А. Г. Иванченко, Д. С. Ушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49692/ (дата обращения: 14.08.2021).

В данной статье рассматривается понятие высокотехнологичной продукции, отличие высокотехнологичной продукции от наукоемкой продукции и продукции инновационной деятельности. Проведен анализ подходов российских и зарубежных ученых к определению данных понятий. Рассматриваются различные подходы к классификации отраслей промышленности и критерии их отнесения, исходя из объема затрат на отраслевую науку, к той или иной категории.

Ключевые слова: мировой рынок высокотехнологичной продукции, высокотехнологичные продукты, высокотехнологичное производство, высокотехнологичная отрасль, международная специализация, ОЭСР, ЮНИДО, НИОКР, инвестиции, инновации, наукоемкая продукция, наукоемкость, продукция инновационной деятельности.

Для понимания сущности и структуры мирового рынка высокотехнологичной продукции необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная продукция. В настоящее время существует множество классификаций отраслей промышленности. Отнесение того или иного производства к высокотехнологичному или наукоемкому достаточно условно. На текущий момент в современных научных трудах ученые из разных страна мира дают множество понятий. Наиболее точно, на мой взгляд, они раскрываются в следующих определениях.

В отечественной литературе понятие наукоемкой продукции было прекрасно раскрыто профессором А. Е. Варшавским: «Наукоемкая продукция — продукция, при производстве которой характерны превышающий некоторый фиксированный уровень объемы затрат на НИОКР по отношению к объему выпускаемой, либо отгруженной продукции, добавленной стоимости или величине основных факторов производства (производственных фондов или труда)».

Как структурное составляющие и как следствие из этого определения вытекает определение наукоемкости, данное профессором Варшавским в этой же статье: «Наукоемкость — экономический показатель, который определяется как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции».

В проекте Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции» от 1 ноября 2012 года дано следующее определение инновационной продукции: «К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, основу которых составляют результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых принадлежат производителю, и удовлетворяющих одному из следующих критериев:

– использование в продукции в течение последних трех лет научно-технических и (или) технологических решений, значительно улучшающих или создающих новые потребительские свойства;

– более высокая (в сравнении с существующими аналогами) экономическая и (или) экологическая эффективность на стадиях жизненного цикла продукции».

Через определение продукции инновационной деятельности в этом же документе дается определение высокотехнологичной продукции: «К высокотехнологичной продукции относится инновационная продукция, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) перечню критических технологий страны».

На мой взгляд, в данном понятии, являющимся официальным в России, сказывается сильное влияние государства на принятие решения об отнесении продукции к высокотехнологичной. В работе Т. В. Коночкиной дано наиболее корректное, на мой взгляд, определение: «Высокотехнологичная продукция — это продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения, передовой опыт и обладающая высокой социально-экономической эффективностью».

Как мы можем заметить, понятия наукоемкой и высокотехнологичной продукции во многом близки, но не являются взаимозаменяемыми. Исходя из выше обозначенных определений, следует, что наукоемкая продукция не всегда будет высокотехнологичной, поскольку высокая доля затрат на НИОКР теоретически может присутствовать в любой отрасли производства, не только в высокотехнологичном сегменте. Обратное утверждение тоже не всегда верно.

В данный момент в мире существует две наиболее авторитетных классификаций высокотехнологичных отраслей промышленности: классификация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). При составлении классификации ЮНИДО были использованы разработки ОЭСР, однако в ней отрасли промышленности делятся на три группы: высокотехнологичные, среднетехнологичные и низкотехнологичные. Стоит отметить, что согласно данной классификации, высокотехнологичный сектор также включает в себя и среднетехнологичные отрасли высокого уровня.

По методике ОЭСР к высокотехнологическим относят такие отрасли, в отгруженной продукции которых доля затрат на отраслевую науку составляет более 5 %. К средне-высокотехнологическим относятся отрасли, доли затрат на исследования и разработки в которых составляют 2,5 до 5 %, к среднетехнологическим — от 1 до 2,5 %, и к низкотехнологическим — ниже 1 %.

Ниже приведена классификация отраслей по степени технологичности согласно ОЭСР.

– производство офисной техники и компьютеров;

– производство радио- и телекоммуникационного оборудования;

– производство медицинского оборудования, точных и оптических приборов, а также часов.

Среднетехнологичные отрасли высокого уровня:

– электрические машины и оборудование;

– автомобили, прицепы и полуприцепы;

– химическое производство за исключением фармацевтики;

– железнодорожное оборудование и транспорт;

– машины и оборудование, не включенные в др. группы.

Среднетехнологичные отрасли низкого уровня:

– судостроение и ремонт судов и лодок;

– производство резины, каучука и пластика;

– производство кокса, нефтепродуктов и ядерного топлива;

– производство др. минеральных продуктов (кроме металлургии);

– прочие производства и переработка отходов;

– производство древесины, бумаги и издательская деятельность;

– производство продуктов питания, напитков и табака;

– текстильное производство, производство кожи и обуви.

Для сравнения приведем перечень отраслей промышленности, относящихся к высокотехнологичным, согласно классификации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию:

– химические изделия и продукты;

– офисная, бухгалтерская и компьютерная техника;

– электроника, оборудование для радио, телевидения и связи;

– медицинские, точные и оптические инструменты;

– автомобили, прицепы, полуприцепы и другое транспортное оборудование;

– машины и оборудование, не включенные в другие категории.

Проанализировав обе методологии, становится очевидным, что принципиальных отличий нет. Методология ООН является более общей, не выделяя в отдельные отрасли такие высокотехнологичные производства как: авиакосмическое, фармацевтику, военную промышленность, а также железнодорожное оборудование и транспорт. Классификация отраслей промышленности по степени высокотехнологичности в Российской Федерации основывается на данных классификации ЮНИДО. Поскольку большинство современных производств стараются внедрить инновационные разработки в свои технологические процессы и, как следствие, грани в этих классификациях между сферами становятся весьма условными, постольку процесс отнесения производства к той или иной сфере промышленности вызывает сложности.

Проведя анализ понятийной базы мирового рынка высокотехнологичной продукции, невозможно не отметить, что, не смотря на существование классификаций ОЭСР и ЮНИДО, четко сформулированных и общепринятых мировых стандартов деления рынка высокотехнологичной продукции на отрасли нет. Каждое государство, хотя и базируется на вышеуказанных методологиях, выдвигает свою концепцию сегментации рынка. Также разнятся и принципы деления рынка на отрасли, в связи с тем, что пороговый показатель затрат на НИОКР в различных методология установлен на разном уровне, да и определить его реальное долевое значение в конкретной отрасли крайне трудно, учитывая факт использования продукции одной отрасли при производстве другой.

Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 1 ноября 2012 г. N 1618 г. Москва «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 марта 2013 г.

Регистрационный N 27584

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571) приказываю:

утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министр Д. Мантуров

Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции

I. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции

1. Потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) товара являются новыми и (или) превосходят потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) ранее производимых товаров.

2. При производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

3. Потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования.

4. При производстве товара используются только новое или модернизированное технологическое оборудование, технологические процессы или технологии, ранее не применяемые при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющие улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

5. При выполнении работы и оказании услуги используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые ранее не использовались при выполнении аналогичных работ и оказании аналогичных услуг.

6. Выполнение работы и оказание услуги связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий.

7. Работа выполняется и оказывается услуга в области, в которой ранее аналогичная работа и услуга не применялись.

8. Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся.

9. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.

10. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

II. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции

11. Товар, работа, услуга соответственно изготавливается, выполняется и оказывается предприятиями наукоемких отраслей.

12. Товар, работа и услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий.

13. Товар, работа, услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

Инновационной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии одному или нескольким критериям, указанным в пунктах 1-10.

Высокотехнологичной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии всем критериям, указанным в пунктах 11-13.

Как формируют перечень высокотехнологичной продукции для закупок

Высокотехнологическая продукция — это товары, которые отвечают специальным критериям, попадают в специальные перечни и закупаются по особым правилам.

Критерии и признаки оборудования высоких технологий

В ч. 4 ст. 4 223-ФЗ указано, кто устанавливает критерии, по которым товары, работы и услуги относят к инновационной, высокотехнологичной продукции, — отраслевые федеральные министерства, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос». Требования для таких критериев утвердили постановлением правительства № 773 от 15.06.2019.

В п. 2 требований к критериям, которые утверждены постановлением правительства № 773 от 15.06.2019, указано, что инновационная и высокотехнологичное оборудование — это товары, которые соответствуют определенным признакам, отличающим их от обычных. Вот какие признаки указаны в этом постановлении:

  1. Универсальным правилом для отнесения закупаемого товара к высокотехнологичной продукции является экономическая эффективность его использования, по сравнению с обычными товарами.
  2. Для отнесения продукции к инновационной она должна обладать такими особенностями:
    • качества товара улучшены или есть новые свойства, если сравнивать с аналогами;
    • для выполнения работ, оказания услуг используются новые технологии, процессы, оборудования, программы, которые оптимизируют показатели, имеющие значение для заказчика;
    • принципиально новая.
  3. Для определения, что такое высокотехнологичная продукция, придется соотнести ее с такими признаками:
    • используются технологии или техника, которые соответствуют приоритетным направлениям науки или перечню критических технологий;
    • сделана компаниями из наукоемких отраслей или высоких технологий;
    • в производстве используются самые новые образцы, процессы и технологии;
    • для создания привлекаются высококвалифицированные работники.

Например, с 01.11.2020 вступил в силу перечень высокотехнологичной продукции Минпромторга, который утвержден приказом № 3092 от 16.09.2020. Он учитывает приоритетные направления модернизации российской экономики. Этот список состоит из двух столбцов: в первом указывают код признака высокотехнологичной продукции, а во втором — наименование кода.

Как сформировать перечень инноваций и положение об их внедрении

В ч. 4.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что список высокотехнологичных товаров утверждают заказчики из перечня лиц, которые обязаны закупать определенный объем инновационной, товаров высоких технологий, в том числе у СМСП. Этот список заказчиков утвержден распоряжением правительства № 475-р от 21.03.2016.

Вот пошаговая инструкция, как утвердить перечень товаров высоких технологий.

Шаг 1. Разработайте положение о внедрении инноваций. Шаблон положения о внедрении инновация разработал Минэкономразвития в методических материалах № 39283-СГ/Д01и от 29.12.2018. Разработайте внутренний образец на его основе и включите в него порядок формирования и утверждения перечня инновационных, высокотехнологичных товаров. Дополните шаблон сведениями, которые учитывают специфику закупочной деятельности, если нужно. Но он не должен изменять порядок закупочной деятельности, который утвержден положением о закупке. Утвердите документ по правилам, которые действуют в организации, и разместите его на сайте в течение 3 раб. дней от даты утверждения. Это указано в п. 3.3 Методических материалов Минэкономразвития.

Шаг 2. Сформируйте перечень по правилам и по форме, которые установлены в положении о внедрении инноваций. Включите в него необходимые товары, работы и услуги (ТРУ), которые соответствуют критериям отнесения к инновациям или продукции высоких технологий. В перечень, кроме названия ТРУ, включите код ОКПД2. Эту информацию будете использовать при планировании и при составлении перечня ТРУ, которые закупаете только среди СМСП. Это указано в п. 8, 10 положения об особенностях участия СМСП в закупках, которые утверждены постановлением правительства № 1352 от 11.12.2014.

Шаг 3. Разместите перечень в ЕИС в сроки, которые установлены положением о внедрении инноваций, но сделайте это не позже публикации плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Подробнее: «Как составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ».

Какие списки товаров из инноваций и высоких технологий используют по 44-ФЗ

Заказчики, которые закупаются в рамках контрактного законодательства, соблюдают принцип стимулирования инноваций. Это значит, что когда планируют и проводят госзакупки, они исходят из приоритета обеспечения государственных интересов путем приобретения инновационной и высокотехнологичной продукции по 44 ФЗ (ст. 6, 10).

Других норм, которые обязывают закупать инновационную продукцию или разрабатывать спецперечни, в контрактном законодательстве нет.

Следовательно, закон разрешает самим разрабатывать положение о внедрении инноваций и формировать перечни инновационного, высокотехнологичного оборудования на основе методических материалов Минэкономразвития.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: