Закупка до 100 тысяч обоснование нужно или нет

Оформлять ли при закупках малого объема три коммерческих предложения и выбор наименьшей цены отдельным документом

Закупка до 100 тысяч обоснование нужно или нет

Если закупка малого объема, нужны ли три коммерческих предложения и оформление НМЦК?

С. А. Токмина,
автор ответа, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Нужно ли при закупках малого объема перед заключением контракта по пунктам 4,5, части 1, ст. 93 44-ФЗ собирать три коммерческих предложения и оформлять выбор наименьшей цены отдельным документом?

Да, нужно. После сбора трех коммерческих предложений, необходимых для определения и обоснования НМЦК, заказчик составляет единый документ, содержащий расчет НМЦК.

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) конкурентным способом.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по одинаковым правилам (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ).

Обоснование НМЦК требуется при определении поставщиков конкурентными способами. Кроме того, оно необходимо при закупках у единственного поставщика, для осуществления которых составляется отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также при закупках на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Данные правила установлены в ч. 1 ст. 22 названного Закона.

В свою очередь, обоснование НМЦК осуществляется посредством применения одного или нескольких методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных (при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг), которые планируются к закупке (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Для помощи государственным заказчикам в определении и обосновании цены контракта Минэкономразвития России издало Приказ от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», далее — Рекомендации. Рекомендации содержат перечень действий, выполняемых заказчиками при осуществлении закупок, в том числе:

  • определение потребности в конкретных товарах (работах, услугах),
  • требований к ним,
  • проведение исследования рынка,
  • выбор применяемого метода определения цены контракта,
  • осуществление расчета и формирование обоснования этой цены),
  • подробное описание методов расчета начальной (максимальной) цены контракта.

При определении НМЦК данным методом рекомендуется использовать не менее трех вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками (п. 3.19 Методических рекомендаций). Ограничений по использованию полученных вариантов цен в рекомендациях нет. Следовательно, можно использовать минимальные цены. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России.

После сбора информации, необходимой для определения и обоснования НМЦК, заказчик составляет единый документ, содержащий расчет НМЦК (п. 2.2.8 Методических рекомендаций).

Форма : произвольная, обоснование НМЦК целесообразно составлять в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

  1. 1) основные характеристики объекта закупки;
  2. 2) метод (методы) обоснования и определения НМЦК;
  3. 3) обоснование использования выбранного метода (методов);
  4. 4) реквизиты документов, на основании которых выполнялись расчеты НМЦК;
  5. 5) расчет НМЦК;
  6. 6) дату подготовки обоснования.

В обосновании НМЦК, которое размещается в ЕИС, не указываются наименования поставщиков, представивших соответствующую информацию (п. 2.1 Методических рекомендаций).

Приложение: используемые источники информации.

Кто составляет (подписывает): работник контрактной службы или контрактный управляющий.

Дата составления (подписания): до даты включения НМЦК в план-график. Это следует из п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Для закупок, предусмотренных п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обоснование НМЦК подписывается до их начала, поскольку в плане-графике НМЦК таких закупок не указывается.

Размещение: в ЕИС.

Дата размещения: одновременно с размещением плана-графика. Это связано с тем, что к плану-графику нужно прилагать обоснование закупки, содержащее в том числе обоснование НМЦК (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, п. 13 Требований к формированию планов-графиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554). Обоснование закупки составляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555. При планировании закупок у единственного поставщика на основании п. п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ потребуется обосновать их годовой объем (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555).

Указанные Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и не носят нормативного характера (Письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-158).

С. А. Токмина,
автор ответа, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Обоснование цены договора стало обязательным для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ

Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

У автономных учреждений, работающих по Закону № 223-ФЗ, появится еще одна обязанность – обосновывать начальную (максимальную) цену договора. Для этого надо прописать порядок обоснования цены в своем положении о закупке. В чем суть изменений? С какого момента руководствоваться новыми нормами и как подготовиться к их применению?

Поправки, оформленные в виде законопроекта № 1046332-7, Государственная дума приняла в окончательной редакции 17 марта 2021 года, а Совет Федерации одобрил 31 марта. Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ, он вступил в силу 16 апреля 2021 года. После этой даты у заказчиков есть 90 дней, чтобы подготовиться к исполнению новых норм.

Что добавить в положение о закупке?

В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции) в положении о закупке заказчик помимо прочего должен обозначить для себя единые правила определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Речь здесь идет и о договорах, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Прописать потребуется в том числе порядок:

определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора;

определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги;

определения максимального значения цены договора.

В то же время в документации о конкурентной закупке порядок формирования цены договора указывать не нужно (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции) – ведь правила определения цены, распространяющиеся на все закупки заказчика, теперь должны быть отражены в положении о закупке. Но в документацию надо будет включить обоснование цены договора (единицы товара, работы, услуги) для конкретного случая закупки. В том числе понадобится внести информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и другие обязательные платежи.

Таким образом, поправки Закона № 223-ФЗ скажутся на закупочной деятельности автономных учреждений следующим образом.

1. Заказчики не потеряют самостоятельности в установлении порядка определения цены договора. Но они обязаны отразить этот порядок в своем положении о закупке.

2. Правила определения и обоснования цены договора станут общими для всех закупок заказчика. В отношении конкретного предмета закупки отдельно прописывать такой порядок не понадобится. Но и произвольно менять его при проведении той или иной закупки не получится – все регламентируется положением о закупке.

3. Разработанный заказчиком порядок определения и обоснования цены договора должен охватывать и закупки у единственного поставщика. Прежняя редакция Закона № 223-ФЗ этого не требовала, поскольку в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (если иное не оговорено в собственном положении о закупке). Но именно в этих документах раскрываются сами суммы договоров и порядок их формирования. То есть раньше прозрачных правил определения цены договора с единственным поставщиком не было, но после вступления поправок в силу такие правила появились.

4. Порядок формирования цены, установленный в прежней редакции п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, и единые правила, которые теперь должны быть прописаны в положении о закупке, направлены на одно – на максимальное раскрытие информации о цене договора. С одной стороны, используя такой порядок, участник закупки формирует свое ценовое предложение. С другой стороны, заказчик обосновывает, почему он готов заплатить исполнителю договора ту или иную сумму.

Зачем понадобились изменения?

В пояснительной записке к проекту № 1046332-7 сказано, что наделение заказчиков новой обязанностью призвано повысить эффективность закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и минимизировать коррупциогенные проявления. Единые для всех закупок заказчика правила формирования цены позволят раскрыть ее составляющие (например, объемы необходимых товаров, работ, услуг, их стоимость, дополнительные расходы), что облегчит жизнь участникам, снижая барьеры при допуске к закупкам. Участникам закупки будет проще формировать свои ценовые предложения с учетом раскрываемой заказчиками информации о цене договора.

На необходимость совершенствования механизма определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по Закону № 223-ФЗ, неоднократно указывали ФАС и Минфин. Финансовое ведомство и выступило разработчиком законопроекта № 1046332-7.

Как применять новые нормы?

Автономные учреждения, как и остальные исполнители Закона № 223-ФЗ, должны включить порядок определения и обоснования цены договора в свои положения о закупке в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок – до 15 июля 2021 года. В течение этого срока положение о закупке надо не только скорректировать, но и утвердить, а затем разместить его актуальную версию в ЕИС. До момента, пока актуализированная версия положения не опубликована в ЕИС (но в пределах установленного переходного периода), можно проводить закупки по прежним правилам.

Иными словами, если извещение либо приглашение принять участие в закупке было размещено до публикации скорректированного положения, такая закупка завершается по правилам, действующим на дату размещения извещения (направления приглашения). Если же извещение или приглашение выложено в ЕИС после опубликования доработанного положения (пусть и в пределах установленного переходного периода), проводить и завершать такую закупку надо по новым правилам – обосновывая цену договора.

Но если автономное учреждение в установленный срок не опубликует актуализированное положение о закупке, с 15 июля оно будет считаться неразмещенным в ЕИС. Тогда придется руководствоваться при закупках Законом № 44-ФЗ.

Что учесть при подготовке?

Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.

В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.

А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.

Позицию ФАС подтверждает и судебная практика. Например, АС ДВО в Постановлении от 11.12.2020 № Ф03-4451/2020 по делу № А59-1980/2020 признал вину заказчика и правомерность его привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик сформировал две цены договора – для участников, применяющих общую систему налогообложения и УСНО. Он полагал, что установление одного значения начальной (максимальной) цены для участников, находящихся на разных режимах налогообложения, ведет к созданию преимущественных условий. Но арбитры посчитали иначе: значение начальной (максимальной) цены договора должно быть одно для всех. Законом № 223-ФЗ и налоговым законодательством не предусмотрено варьирование цены закупки в зависимости от применяемой системы налогообложения. Наличие обязанности по уплате НДС у одних поставщиков и отсутствие такой обязанности у других – это их предпринимательский риск. Договор заключается на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.

Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).

Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.

Закупки малых объемов, что это? Или как заключить госконтракт без конкурентной процедуры

Какие штрафы предусмотрены при проведении малых закупок? Разрешатся ли прописывать штрафы в контрактах на сумму до 100 и до 400 тыс. рублей? Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье.

При цене закупки, не превышающей 100 тысяч руб., у любого заказчика есть право заключить госконтракт с единственным поставщиком. Отдельные заказчики могут проводить госзакупки у единственного поставщика в сумме до 400 тысяч руб. Данные процедуры позволяют сэкономить время и избавить от обязанности по размещению в ЕИС извещений, дачи обоснований цены, а также выбора способа государственных контрактов и направления госконтрактов в реестр. Однако есть и «подводные камни», о которых необходимо знать. Об этом и поговорим.

Штрафные санкции при проведении малых закупок

Вопрос 1. Обязаны ли заказчики прописывать штрафные санкции в контрактах на сумму до 100, а также до 400 тыс. рублей? Если должны,то какие?

Ответ. Это является правом, а не обязанностью. Заказчик вправе самостоятельно принимать решения, включать в контракт условие об ответственности при проведении закупок по Закону № 44. Это право предоставлено ч. 15 ст. 34 Закона. Если заказчик принимает решение воспользоваться данным правом, то в проекте контракта прописывает штрафные санкции.

Стоит помнить о лимитах малых закупок за год. Превышение лимита грозит наложением штрафов в соответствии с КоАП РФ:

  • при не исполнении поставщиком нестоимостных обязательств – 1 тысяча руб;
  • для поставщика – 10 процентов от контрактной цены;
  • для заказчика – 1 тысяча рублей.

Если в соответствии с условиями контракта исполнитель обязан привлекать СОНО и СМП, заказчик должен предусмотреть штраф – 5% от объема привлечения. Если малая закупка проводится не на работы по реконструкции и строительству объектов капитального строительства, то штраф в размере 5% от стоимости всего объема работ по п. 7 Правил, утвержденных правительственным постановлением № 1042 от 30 августа 2017 года, платить не надо. На тот случай, если одной из сторон будет просрочено исполнение обязательств, заказчику стоит также предусмотреть уплату пени.

ИКЗ при проведении малых закупок

Вопрос 2. Обязательно ли указание ИКЗ в контрактах в соответствии со ст. 93 (ч. 1, п. 4)? Если да, то где его должен указывать заказчик, если госконтракт заключается в устной форме?

Ответ. Да, обязательно. Исключений, позволяющих не указывать ИКЗ, не существует. Однако имеется правило: на закупки, проводимые на сумму до 100 тысяч руб., можно присваивать один ИКЗ. Такой же порядок предусматривается для госзакупок, которые осуществляются по Закону № 44.

В разрядах, где содержится код объекта закупки, заказчик указывать код ОКПД 2 не должен. Необходимо просто обнулить разряды 30-33. Выводы подтверждены письмом МЭР РФ № Д28и-623 от 10 марта 2016 года.

Важно
Заключение контракта по Закону № 44 можно осуществлять в любой предусмотренной ГК России форме.

По Закону № 44, ИКЗ необходимо указывать во всех документах. В ходе заключения контракта в устной форме надо указывать ИКЗ в подтверждающих это документах. К примеру, в товарном чеке, счете-фактуре, счете на оплату.

Срок оплаты госконтракта с единственным поставщиком

Вопрос 3. При проведении закупки в соответствии со ст. 93 (ч. 1, п. 5) требуется ли оговаривать в контракте условие, касающееся срока оплаты? Какой максимальный срок предусматривается для расчета, если поставщик является ИП?

Ответ. Условие, касающееся расчета с поставщиком за 30 дней, можно не устанавливать в контракте. Однако осуществить расчет с единственным поставщиком в течение этого срока заказчик обязан. Правило, установленное Законом № 44 (ст. 34, ч. 13.1), не было учтено в исключениях, прописанных в Законе 44 (ст. 34, ч. 15).

При заключении контракта с индивидуальным предпринимателем, являющимся представителем малого бизнеса, пятнадцатидневный срок оплаты не применяется. Сокращенный срок расчета с поставщиками установлен в госзакупках, которые проводятся исключительно для СМП. Извещение в соответствии с требованиями Закона № 44 не размещается, а круг участников не ограничивается. Это означает, что правилом, оговоренным в ч. 8 ст. 30, не следует руководствоваться.

С единственным поставщиком следует рассчитаться за 30 дней

Вопрос 4. Насколько часто можно проводить закупку одного и того же товара? Нужно регулярно проводить поставку канцелярских товаров? Имеется ли право на заключение нескольких контрактов по Закону № 44 с единственным поставщиком, причем одним и тем же? К примеру, чтобы проводить такую закупку ежемесячно?

Ответ. Заключение нескольких контрактов возможно, что подтверждено письмом ФАС РФ № РП/27902/17 от 25 апреля 2017 года. Правилами контрактной системы не ограничено количество закупок, проводимых у единственного поставщика в сумме до 100 тысяч руб., даже при закупке одних и тех же товаров (услуг, работ) за определенное время (письмо МЭР РФ № Д28и-1805 от 14 июля 2016 года).

Все малые закупки необходимо заносить в план закупок, а также в план-график в качестве особых – одной строкой.

При выборе способа закупки заказчик не вправе ограничивать тем самым число ее участников. Следует помнить, что закупки аналогичных товаров у одного поставщика, проведенные за определенный отрезок времени, нередко привлекают внимание контрольных органов.

Вот ряд примеров из административной практики.

  • Глава администрации, подписавший семь контрактов, касающихся проведения работ по подготовке одной проектной документации по Закону № 44, был оштрафован на 30 тыс. руб. Работы, предусматривающие подготовку проектной документации, заказчик раздробил искусственно, чтобы не допустить конкурентной процедуры (постановление ФАС РФ по Твери № 05–5/1-15-2016 от 4 апреля 2016 года).
  • Два договора на закупку трех компьютеров на сумму до 100 тысяч руб. были признаны дроблением одной госзакупки (постановление АС по Уральскому округу № Ф09-8787/16 от 26 августа 2016 года).

Товары, имеющие разные ОКПД 2

Вопрос 5. Вправе ли муниципальное учреждение культуры одновременно применять п. 4 и 5 ст. 93 Закона 44? Разрешено ли законом в соответствии с этими нормами проводить закупку товаров, имеющих разные коды ОКПД 2?

Разрешается то и другое. Законом 44 не запрещено пользователям п. 5 ч. 1 ст. 93 осуществлять закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93.

Важно
Закупки, проведенные у единственного поставщика, разрешено не учитывать в общем объеме закупок у СОНО и СМП.

Как предмет одного госконтракта, не могут выступать закупки функционально и технологически не связанных товаров. Однако данное правило из Закона № 135 распространяется лишь на конкурентные процедуры. Это означает, что проведение закупки у единственного поставщика товаров, имеющих разные коды ОКПД 2, разрешено.

Количество просмотров: 5207

Что писать в обосновании годового объема закупок в 2020 году

Обосновывать или нет

17.10.2019 вступило в силу постановление правительства № 1279 от 30.09.2019, которое признало утратившим силу постановление правительства № 555 от 05.06.2015 об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг в госзакупках и формы такого обоснования.

Как было до 2020 года

При утверждении плана закупок и плана-графика заказчику необходимо обосновать в том числе и максимальную цену контракта — это требование Закона о контрактной системе. А если планируемые торги будут осуществляться у единственного поставщика, то следует иметь в виду, что в постановлении правительства от 05.06.2015 № 555 закреплены особые условия к обоснованию тех, которые проводятся в соответствии с п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. Эти условия требуют от заказчика обосновать годовую совокупность таких процедур в плане-графике.

Итак, обоснование годового объема закупок по 44 ФЗ — это доказательство, что запланированные тендеры соответствуют целям, ради которых они осуществляются. Эти цели определены законодательством РФ.

Обоснование годового объема закупок в плане закупок осуществляется путем заполнения граф 2, 4, 7, 8 формы, определенной постановлением правительства № 555. При этом обязательно сослаться на то, что объем торгов, которые проводятся в соответствии с пунктами ст. 93 ФЗ № 44, не превышает ограничений, которые установлены указанной нормой закона.

Обоснование годового объема закупок в ЕАСУЗ (напомним, что это Единая автоматизированная система управления закупками, которая существует в регионах) происходит таким же образом, как и в ЕИС. В некоторых случаях имеется возможность синхронизировать эти документы при их публикации. Что касается сведений, которые вносятся в ЕАСУЗ, то они идентичны тем, что указываются в принятых формах.

Заказы с упрощенным порядком

В 2017 году обоснование годового объема закупок у единственного поставщика несколько изменилось. В частности, изменения коснулись перечня торгов, которые указываются в упрощенном порядке в плане и плане-графике тендеров.

Определимся, что для такого рода процедур нет необходимости определять код закупочной процедуры и отражать в плане каждый товар (работу или услугу) отдельно.

К таким тендерам относятся:

  • тендер на сумму, не превышающую 100 000 рублей. Важно помнить, что такие тендеры должны проводиться в год на сумму не более 2 млн рублей либо не превышать 5% от общего годового числа торгов, но не более 5 млн рублей в год;
  • торги, проводимые учреждениями культуры, образовательными и физкультурными организациями и иными государственными и муниципальными учреждениями (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха и т. п.). Суммарный годовой объем таких тендеров не должен превышать 400 000 рублей либо 50% от общего объема в год, но не более 20 млн рублей;
  • заключение договора на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода;
  • заключение договора на оказание услуг по направлению работников в служебную командировку;
  • процедуры, направленные на приобретение лекарственных препаратов (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Пример обоснования

Как уже было указано, для проведения закупочных процедур у единственного поставщика необходимо показать, что заказ является необходимым, и сослаться на нормы закона, которые позволяют провести запланированную процедуру.

При этом в форме, установленной постановлением, для этой информации нет отдельной строки. Чтобы вписать доводы, используется столбец № 7.

К примеру, необходимо осуществить закупочную процедуру у единственного поставщика на оказание командировочных услуг. С этой целью в столбце № 7 заказчик ссылается на то, что информация об этом содержится в утвержденном плане командировок.

Если необходимо провести торги до 100 000 рублей (п. 4 ст. 93 44-ФЗ), то следует указать, что сумма тендера не превышает ограничения, которые установлены для этого вида торгов. Допустим, понадобилось закупить канцелярские принадлежности на сумму 87 500 рублей. Следуя ранее указанной норме, подобное приобретение оформляется, не используя конкурентные способы определения поставщика. В таком случае в плане заказов и плане-графике следует указать наименование товара (в целом) и сослаться на то, что этот заказ не превышает ограничения, которые установлены положениями закона о контрактной системе.

Обоснование годового объема закупок у единственного поставщика

Обоснование с 2020 года

17.10.2019 вступило в силу постановление № 1279 от 30.09.2019. Оно отменило постановление № 555 от 05.06.2015, которое требовало обосновывать закупки товаров, работ и услуг в госзакупках и устанавливало правила и форму обоснования.

Как обосновывали годовой объем заказов до 2020 года

При формировании плана обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в него.

Обоснование годового объема закупок в плане закупок заключается в следующем. Заказчику необходимо указать:

  • цель заказа, включая наименование конкретного мероприятия государственной программы;
  • конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление заказов;
  • реквизиты акта о нормировании, принятые по ст. 19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.

Обоснование годового объема закупок в ЕАСУЗ (напомним, что это Единая автоматизированная система управления госзакупками, которая существует в регионах) происходит таким же образом, как и на ЕИС. В некоторых случаях имеется возможность синхронизировать эти документы при их публикации. Что касается сведений, которые вносятся в ЕАСУЗ, то они идентичны тем, что указываются в принятых формах.

Разберемся, что писать в обосновании годового объема закупок.

Какие закупки попадают под упрощенный порядок

Упрощенная форма определения поставщика доступна при заказе товаров на определенную сумму. Госзакупки до 100 000 рублей доступны для всех заказчиков.

На процедуры до 400 000 рублей накладывается дополнительное ограничение: законом лимитируется годовой объем госзакупок, которые можно проводить на основании пункта 5 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Их общая сумма не должна превышать 50% от совокупного годового объема закупок заказчика (СГОЗ) и не должна превысить 20 млн рублей за год. Это правило распространяется на следующие категории заказчиков:

  1. Государственные или муниципальные учреждения культуры. Они могут воспользоваться правом закупаться у единственного поставщика на основании п. 5 ст. 93, если в своей работе они сохраняют, используют и популяризуют объекты культурного наследия. Эти цели должны быть прописаны в уставе учреждения.
  2. Целый ряд государственных или муниципальных учреждений конкретной формы: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, специализирующееся на концертной деятельности, теле- или радиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив.
  3. Государственная или муниципальная образовательная организация.

Закон освобождает контрактных управляющих от размещения извещения о заказе у единственного поставщика на основании п. 5 ст. 93 закона № 44-ФЗ в ЕИС. Кроме того, не требуется и отчет, в котором обоснованы цена контракта и невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика. При соблюдении условий п. 5 ст. 93 закона № 44-ФЗ, даже если объект находится в перечне товаров, работ и услуг, которые следует приобретать только через электронный аукцион, заказчик имеет право закупаться у единственного поставщика.

Также в перечень заказов, которые проводятся в упрощенном порядке, попали заказы, которые связаны с направлением работника в служебную командировку, преподавательские услуги, услуги экскурсовода (гида) физлицами (п. 26, 33 ст. 93 закона о контрактной системе). Наряду с заказами малого объема обосновывается только совокупный годовой объем заказов.
Госзакупки, которые осуществляются в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83, обосновываются решением врачебной комиссии.

Инструкция, как обосновать заказ

Обоснование годового объема закупок по 44 ФЗ приведено в примере заполнения.

Столбец 1 «№ п/п» — не заполняется.

Столбец 2 «Идентификационный код закупки» — должен соответствовать колонке 2 плана-графика.

Столбец 3 «Наименование объекта закупки» — должен соответствовать столбцу 3 плана-графика.

Столбец 4 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» — должен соответствовать колонке 5 плана-графика.

Столбец 5 «Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» — указывается метод, который использован для расчета НМЦК.

Столбец 6 «Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК методов, указанных в части 1 ст. 22 ФЗ-44…» — заполняется в случае невозможности расчета НМЦК одним из 5 методов, указанных в ч. 1 ст. 22 ФЗ № 44 (ч. 12 ст. 22 ФЗ 44), здесь указываются причины, по которым невозможно применить указанные пять методов.

Столбец 7 «Обоснование НМЦК в порядке, установленном ст. 22 ФЗ-44…» — заполняется в случае невозможности расчета НМЦК одним из пяти методов. Здесь указываются другой метод расчета НМЦК и его описание.

Таким образом, если заполнен столбец 5, то столбцы 6 и 7 не заполняются, и наоборот. При этом невозможность использования указанных пяти методов четко обосновывается (например, если НМЦК рассчитана на основе отчета об оценке, подготовленного уполномоченной оценочной организацией).

Столбец 8 «Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» — должен соответствовать колонке 24 плана-графика.

Столбец 9 «Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» — указываются ссылки на статьи закона ФЗ-44, постановления правительства, аукционный перечень и т. д., поясняющие, почему выбран этот способ проведения.

Столбец 10 «Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)» — заполняется, если установлены дополнительные требования в колонке 28 плана-графика. Здесь указываются ссылки на нормативные документы, на основании которых установлены дополнительные требования.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: