Инициировать собрание членов тсж может только

Инициировать собрание членов тсж может только

Не только законодатели, но и карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в работу всех УО и сегодня мы делимся с вами информацией как можно провести ОСС законно и при этом без личного присутствия всех собственников помещений.

Основными нововведениями стали:

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уже можно проводить с использованием портала госуслуг.

Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2021 № 9 в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861.

2. Голосование собственников с помощью ГИС ЖКХ

Теперь у собственников есть возможность заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ) — в формате электронного голосования.

3. Общие собрания по коммерческим и нежилым помещениям и новые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственниками на ОСС

С 2021 года практически все вопросы, которые касаются размещения коммерции в нежилых помещениях, придется согласовывать с собственниками.

1) Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме

Соответственно, решение об использовании общего имущества, а также решение о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.

2) Перечень вопросов, которые нужно согласовывать с собственниками с 2021 г.:

  • размещение рекламных конструкций, вывесок
  • аренда общего имущества в МКД (в первую очередь, это касается интернет — провайдеров)
  • инженерные коммуникации и многие изменения, связанные с ними (увеличение мощностей, установка кондиционеров, перенос стен и пр.)

Формы проведения ОСС:

Общее собрание собственников помещений в МКД ( ч.1 ст.44 ЖК РФ), признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы собственники помещений путем голосования принимали общее решение по злободневным вопросам содержания и управления МКД.

Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

    очное голосование — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

заочное голосование — если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ), то заочное собрание производится посредством опросного листа.

  • очно-заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).
  • Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

    • по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
    • по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
    • по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
    • управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

    Пошаговая инструкция по проведению общего собрания с обственников в МКД

    1. Определяем инициатора собрания;

    2. Подготовка документации общего собрания

    Для проведения ОСС потребуются следующие документы:

    • Реестр собственников помещений многоквартирного дома;
    • Сообщение о проведении общего собрания собственников;
    • Бланки решений собственников;
    • Листы регистрации.

    3. Сообщение о проведении общего собрания.

    Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте проведения собрания следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

    4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).

    В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

    Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

    Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения.

    Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.

    Обратите внимание.

    Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.

    Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).

    Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.

    5. Подсчёт голосов и оформление результатов голосования

    По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ).

    Исключение составляют (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):

      принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД;

    отдельные решения, принимаемые большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества МКД, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами;

  • решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое при наличии в доме более одного подъезда, принимаемые большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников при условии голосования за принятие указанного решения собственниками помещений, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников.
  • Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Как правильно подсчитать голоса вы можете прочитать здесь .

    Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

    Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

    6. Сообщение о результатах собрания

    Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

    7. Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган

    Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

    Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК обязан направить подлинники решений и протоколов ОСС, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.

    Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение нужно оформить таким образом, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов ГЖИ. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения информации об итогах ОСС:

    • на сайте Реформа ЖК
    • на сайте УК, ТСЖ, ЖСК
    • на сайте ГИС ЖКХ

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральный прокурор

    Заместители Генерального прокурора

    Структура

    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru

    О Генпрокуратуре России

    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей

    Документы

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры

    Международное сотрудничество

    • Новости
    • Основные документы

    Взаимодействие со СМИ

    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ

    Правовое просвещение

    Контакты

    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    • Рус
    • Eng

    Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:

    • Руководство
      • Генеральный прокурор
      • Краснов Игорь Викторович
      • Заместители Генерального прокурора
      • Буксман Александр Эмануилович
      • Винниченко Николай Александрович
      • Демешин Дмитрий Викторович
      • Зайцев Сергей Петрович
      • Захаров Алексей Юрьевич
      • Кикоть Андрей Владимирович
      • Лопатин Геннадий Борисович
      • Петров Валерий Георгиевич
      • Пономарев Юрий Александрович
      • Разинкин Анатолий Вячеславович
      • Ткачев Игорь Викторович
      • Шишкин Николай Анатольевич
    • Структура
      • Генеральная прокуратура
      • Прокуратуры субъектов
      • Специализированные прокуратуры
      • Главная военная прокуратура
      • gvp.gov.ru
      • Научные и образовательные организации
    • О Генпрокуратуре России
      • История органов прокуратуры
      • Виртуальный музей
      • Геральдика
      • История в лицах
      • Исторические фильмы
    • Документы
      • Правовые основы деятельности
      • Нормативные акты
      • Постановления Европейского Суда по правам человека
      • Судебная практика
      • Конституционный Суд
      • Верховный Суд
      • Научно-методические материалы
      • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
      • По иным вопросам надзорной деятельности
      • Статистические данные
      • Об использовании выделяемых бюджетных средств
      • О деятельности органов прокуратуры
    • Международное сотрудничество
      • Новости
      • Основные документы
      • Главное управление международно-правового сотрудничества
      • Региональное представительство
        Международной ассоциации прокуроров в России
    • Взаимодействие со СМИ
      • Новости Генеральной прокуратуры России
      • Новости прокуратур субъектов федерации
      • События Генеральной прокуратуры
      • Мероприятия и встречи
      • Интервью и выступления
      • Печатные издания
      • Видео
      • К сведению СМИ
      • Инфографика
      • Конкурс
      • Участие в конкурсе
      • Этапы конкурса
      • Итоги конкурса
      • Аккредитация СМИ
    • Правовое просвещение
      • Информационные материалы
      • Социальные ролики
      • Наглядные материалы
      • Прокурор разъясняет
    • Контакты
      • Порядок обращения граждан
      • График приема
      • Интернет приемная
      • Уведомления об экстремизме
      • Статусы уведомлений
      • Прямая линия для предпринимателей

    Прокуратура разъясняет: Новое в законодательстве об общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме

    Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 16 июня 2016

    Правила проведения общих собраний, их компетенция, порядок принятия решений собственниками помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) регулируются нормами Жилищного кодекса РФ, иные вопросы (например, основания признания решения собрания оспоримым или ничтожным) – Гражданским кодексом РФ (глава 9.1).

    Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были существенно изменены правила проведения собраний собственников в МКД.

    В частности, расширена компетенция общего собрания. Собственники помещений в МКД вправе наделять совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общедомового имущества (ранее только общее собрание могло принять такое решение, что в силу низкой активности собственников препятствовало оперативному принятию решений о необходимости проведения ремонтных работ).

    Наряду с очной и заочной формой проведения общего собрания введена третья форма — очно-заочное голосование (ст. 44.1 ЖК РФ), которое предусматривает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания.

    По вопросу созыва любого собрания — очередного и внеочередного — установлено правило, что собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в доме, теперь вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию, ТСЖ, которые, в свою очередь, обязаны созвать собрание и провести все необходимые организационные мероприятия (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

    Право инициировать общее собрание получила управляющая организация.

    Регламентируется и содержание так называемого опросного листа, в котором должно быть выражено решение неприсутствующего собственника. Так, в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны сведения: о лице, участвующем в голосовании; о документе, подтверждающем право собственности такого лица на помещение в соответствующем многоквартирном доме; о решении по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

    Новшеством жилищного законодательства стали требования к оформлению протокола общего собрания. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр установлены обязательные реквизиты протокола, требования к оформлению реквизитов протокола, перечень обязательных приложений к протоколу. В частности, в протоколе обязательно должен быть указан список лиц, принявших участие в общем собрании (если участников более 15 – в виде отдельного списка, являющегося обязательным приложением к протоколу), место (адрес) хранения данного протокола и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

    В связи с необходимостью урегулировать весь механизм проведения собрания Жилищным кодексом РФ установлены и обязанности лиц, инициировавших проведение собрания. Инициаторы собрания обязаны не только соблюсти процедуру созыва и проведения собрания, но и надлежащим образом оформить по итогам голосования протокол, передать его копию заинтересованным лицам (в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья) не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

    В свою очередь, указанные организации обязаны направить копии решений и протокола, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в орган государственного жилищного надзора (на территории республики) для хранения в течение трех лет.

    Изменения в законодательстве касаются и вопроса о конкурирующих группах собственников, которые принимают противоположные решения по аналогичным вопросам. Теперь в силу закона орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение 3 месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

    С 28 декабря 2015 года вступили в силу положения Жилищного кодекса РФ о том, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей (п. 1 ст. 46 ЖК).

    С учетом данной нормы за фальсификацию протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса РФ в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Использование заведомо подложного протокола влечет штраф в размере до 80 тыс.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев.

    Ответственность за указанные противоправные действия наступает, если они совершены после 28.12.2015.

    Организация и проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья

    ТСЖ представляют собой особую организационно-правовую форму, присущую только данной категории юридических лиц.

    Компетенция общего собрания

    Товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) представляют собой особую организационно-правовую форму, присущую только данной категории юридических лиц.

    При этом, особенностью ТСЖ, отличающей товарищество от иных форм и способов управления, является то, что, во-первых, участие в деятельности ТСЖ принадлежит только его членам; во-вторых, степень влияния каждого из членов ТСЖ на принимаемые решения (число голосов, принадлежащих каждому члену товарищества и учитываемых при принятии решения на общих собраниях) определяется пропорционально размеру площади принадлежащего ему помещения.

    Решения собрания обязательны для исполнения всеми членами ТСЖ и органами управления товариществом. Основные нормы законодательства, закрепляющие порядок организации и проведения общего собрания закреплены в ст. ст. 44 – 48, 144 – 146 ЖК РФ.

    Круг вопросов, относящихся к ведению общего собрания, определяется ЖК РФ.

    Из указанного перечня следует, что в компетенцию общего собрания входит решение наиболее важных вопросов его организации и деятельности (например, формирование правления, ревизионной комиссии, утверждение важнейших финансовых документов, таких как смета доходов и расходов, готовой отчет и т.д.). Кроме того, уставом общества либо законом к компетенции собрания могут быть отнесены и иные вопросы.

    Особо отметим, что общее собрание вправе рассматривать и вопросы, отнесенные Уставом к компетенции правления товарищества, если сочтет это необходимым (ч. 3 ст. 145 ЖК РФ) – этим еще раз подчеркивается, что общее собрание является высшим органом управления.

    Инициатор проведения и повестка дня общего собрания

    Общее собрание может быть созвано по инициативе:

    • членов ТСЖ, обладающих в совокупности 10 % голосов;
    • правления.

    На практике, как правило, ежегодные общие собрания созываются по инициативе Правления и оформляются его специальным решением (протоколом); внеочередные собрания созываются для решения каких-либо важных, внезапно возникших вопросов, и могут созываться либо по собственной инициативе правления, либо по инициативе членов ТСЖ.

    Отметим, что практически созыв ежегодного общего собрания является обязанностью Правления. Это вызвано тем, что, как указывалось выше, в компетенцию общего собрания входят такие вопросы, без решения которых невозможно нормальное функционирование ТСЖ, например, утверждение смет расходов и доходов, размера взносов и т.д.

    Повестка дня общего собрания формируется при принятии решения о его проведении, т.е. в зависимости от того, по чьей инициативе производится его созыв – правлением ТСЖ, либо его членом.

    Обратим внимание, что существует ряд вопросов, которые обязательно должны быть включены в повестку дня, как правило, ежегодного общего собрания (например, отчет о доходах и расходах и т.д.).

    В отличие от ежегодного, повестка дня внеочередного общего собрания определяется кругом тех вопросов, для решения которых общее собрание созывается.

    Председатель Правления товарищества

    Лицо, созывающее общее собрание, сообщает членам ТСЖ о принятом решении в специальном уведомлении. Данное уведомление может быть:

    • направлено членам ТСЖ заказным письмом;
    • вручено членам ТСЖ под роспись;
    • если это предусмотрено уставом товарищества, размещено в специально отведенном месте (доска объявлений и т.д.).

    На практике, ввиду того, что направление сообщения заказным письмом влечет дополнительные расходы, в основном применяются второй и третий способы.

    Уведомление должно содержать сведения о способе проведения общего собрания (голосования), вопросах, вынесенных на общее собрание (повестка), времени и месте его проведения (если оно проводится путем совместного присутствия членов ТСЖ на собрании), лице, являющемся инициатором проведения.

    Организация общего собрания (его проведения) в целом возлагается на созвавшее его лицо.

    Как правило, руководит работой собрания по должности Председатель Правления товарищества либо его заместитель. Если они отсутствуют или уклоняются от проведения собрания – таким лицом может быть любой член Правления. Эта норма закона особенно важна для случаев, когда в товариществе возникает конфликт между его руководством и членами ТСЖ, а собрание созывается по инициативе последних.

    Голосование, решения и правомочия общего собрания

    Голосование на общем собрании производится, как правило, бюллетенями. Бюллетень содержит наименование товарищества, дату, место и способ проведения собрания, вопросы, вынесенные на голосование, Ф.И.О. члена ТСЖ, его адрес, количество голосов, принадлежащих члену ТСЖ, и, собственно, принятое им решение.

    На практике бюллетени для голосования изготавливаются заранее лицом, по инициативе которого созвано общее собрание.

    Бюллетени для голосования передаются (направляются) членом ТСЖ в счетную комиссию собрания. После подсчета голосов счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии, ТСЖ обязано обеспечить хранение бюллетеней и протоколов.

    Полномочия общего собрания заключаются в рассмотрении вопросов, включенных в повестку, изучении представленных документов (например, годовой отчет), заслушивания кандидатур для избрания в состав Правления, ревизионной и счетной комиссии, и принятии по таки вопросам решения (например, утвердить или не утвердить те или иные документы, те или иные кандидатуры, представленные на голосование).

    Общее собрание вправе принимать решения (считается правомочным), если в его работе приняли участие лица, обладающие более чем 50-ю процентами голосов.

    Решения общего собрания принимаются либо:

    • десятью процентами голосов от числа голосов членов ТСЖ, которые присутствуют на собрании;
    • более пятидесяти процентов от общего числа голосов членов ТСЖ. Такие решения принимаются по отдельным, наиболее важным вопросам, например, реорганизация и ликвидация ТСЖ (и связанным с этим процедурам), привлечение займов, кредитов, определения направлений расходования полученных товариществом доходов.

    В заключение следует сказать о следующем

    Во-первых, с 2018 года предусмотрено введение еще одного специального порядка проведения общих собраний – с использованием специальной электронной системы, если это предусмотрено уставом ТСЖ. (ст. ст. 44.1, 47.1 ЖК РФ); в настоящее время невозможно сказать, как данный способ будет применяться на практике.

    Во-вторых, следует обратить внимание на обжалование решений, принятых общим собранием. Граждане, проживающие в таких домах, вправе обжаловать решения в судах общей юрисдикции (районных судах) в обычном порядке.

    Граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, обладающие помещениями (которые используются для осуществления предпринимательской деятельности) в ТСЖ, в случае возникновения спора с самим товариществом (например, споры о тарифах, плате на общедомовые услуги и нужды) обращаются в арбитражный суд.

    Такую позицию занял Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 02.04.2013 г. № 14700/12 по делу № А60-521/2012. Аналогично, также в арбитражном суде рассматриваются споры, если оспаривается решение, которое касается организации, обладающей помещением в домах ТСЖ.

    Судебная практика исходит из того, что срок для обращения в суд с соответствующим иском составляет шесть месяцев с момента, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о предполагаемом нарушении своих прав (Обзор законодательства Верховного Суда РФ за 3 квартал 2010 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010 г.).

    В-третьих, для правильного разрешения конкретных спорных ситуаций, помимо норм законодательства, необходимо применять и материалы судебной практики, сложившейся в конкретном регионе (зачастую, решения, принимаемые различными судами, имеют свои особенности).

    Наконец, в-четвертых, рассмотренные выше вопросы достаточно сложны, подчас (при возникновении конфликтных ситуаций) требуют наличия специальных юридических познаний, поэтому, представляется целесообразным при проведении общих собраний или обжаловании принятых на них решений привлекать юристов, обладающих опытом работы в данной сфере.

    Цель, сроки и процедура проведения общего собрания членов ТСЖ. Что делать после заседания?

    В соответствии с нормами жилищного законодательства вопросы, связанные с содержанием и управлением многоквартирным домом, должны решаться на общем собрании его собственников. Данная процедура имеет свои особенности и определенный алгоритм проведения, которого следует придерживаться. Настоящая статья поможет детально разобраться в этом.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

    Цель проведения

    Кроме того, в п. 2 вышеупомянутой статьи отражен список компетенций общего собрания членов ТСЖ, куда входят такие вопросы, как:

    • проведение ремонта в доме, а также формирование необходимого для этого бюджета;
    • использование земельного участка, на котором построен дом;
    • определение порядка эксплуатации общих активов собственников (например, размещение рекламных конструкций);
    • иные вопросы.

    Общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления данного объединения. При этом основные его полномочия, цели и задачи отражаются в уставе.

    Сроки

    В соответствии с п. 1 ст. 45 ЖК РФ общее собрание владельцев должно проводиться ежегодно. При этом не запрещено организовывать дополнительные мероприятия такого характера. В связи с этим собрание членов ТСЖ делится на два вида:

    1. годовое;
    2. внеочередное.

    Годовые

    Годовое собрание организуется во втором квартале года, идущего после отчетного периода. В действующем законодательстве не определен круг задач, которые решаются на годовом созыве собственников. Однако, как правило в этом случае обсуждаются вопросы наиболее планового характера:

    • утверждение годового бюджета на ремонт, сметы доходов и расходов, итоговой отчетности о деятельности товарищества и других документов;
    • внесение различных корректировок в действующий устав и их утверждение;
    • определение статей расходования дохода, полученного ТСЖ;
    • рассмотрение заключения ревизора по итогам проверки годовой финансовой отчетности и т.д.

    Внеочередные

    Период времени, в течение которого может быть созвано внеочередное собрание в ЖК РФ не указан. Отсюда следует вывод о том, что провести такое мероприятие можно в любое время года.

    Обычно внеочередной созыв членов ТСЖ организуется в случае возникновения чрезвычайных проблем, требующих оперативного принятия конкретного решения. Сюда можно отнести:

    • решение вопроса, связанного со сменой управляющей компании (например, если действующая УК не справляется должным образом со своими обязанностями);
    • наступление обстоятельств, вынуждающих собственников дома принять решение о ликвидации ТСЖ;
    • обсуждение насущных вопросов, которые не были внесены в повестку дня годового собрания;
    • иные случаи.

    Порядок проведения

    Алгоритм проведения общего собрания членов ТСЖ отражен в ст. 45. Эту процедуру можно условно представить в виде нескольких этапов:

    1. Подготовительная стадия – формируется повестка дня, определяется форма, дата и территория, на которой будет проводиться собрание.
    2. В адрес членов ТСЖ направляется уведомление о предстоящем мероприятии.
    3. Проведение самого собрания.

    Определение повестки дня

    В общем понимании под повесткой дня подразумевается список проблем, которые необходимо решить в рамках грядущего собрания членов ТСЖ. В п. 6 ст. 45 ЖК РФ написано, что перечень таких вопросов формируется инициатором созыва владельцев многоквартирного дома и направляется в письменном виде в соответствующий орган управления (УК, правление товарищества).

    Инициаторами собрания членов ТСЖ могут быть собственники дома, обладающие 10 и более % голосов от общего количества всех владельцев.

    Таким образом, повестка дня формируется инициативной группой собственников, которые предварительно:

    1. анализируют достигнутые результаты;
    2. определяют «узкие места», требующие незамедлительного вмешательства;
    3. обсуждают возможные пути снижения затрат и т.д.

    После всей проделанной работы подготавливается общий список вопросов, подлежащих обсуждению.

    Уведомление собственников

    Как уже было отмечено выше, инициаторы собрания обязаны поставить в известность всех собственников квартир о планирующемся мероприятии. Причем сделать это надо за 10 дней до события (п.4 ст. 45 ЖК РФ).

    Уведомление подготавливается в письменном виде и может быть доведено до сведения владельцев дома одним из следующих способов:

    • отправлено заказным письмом по почте;
    • вручено лично в руки под роспись;
    • размещено в виде объявления в многоквартирном доме на видном месте, к которому есть доступ у всех жильцов.

    Конкретный способ уведомления выбирается решением общего собрания членов ТСЖ.

    Формы

    Члены ТСЖ могут проводить собрание одним из следующих способов (ст. 44.1 ЖК РФ):

    • очно;
    • заочно;
    • очно-заочно.

    Опросным путем

    • жильцы дома должны в письменном виде оформить ответы на вопросы, представленные в повестке, и направить их в место, указанное в уведомлении;
    • заочное собрание проводиться в виде опроса или же через информационную систему;
    • владельцы должны представить свое мнение до окончания установленного срока (определяется в индивидуальном порядке);
    • проводиться при условии, что предыдущая встреча членов ТСЖ не набрала кворум.

    Очно-заочная

    Такой способ совмещает в себе элементы очного и заочного вариантов проведения собрания и имеет следующие особенности:

    • часть владельцев обсуждают проблемы повестки дня и голосуют при совместной встрече;
    • лица, которые не смогли принять участие, направляют свои решения в заочной форме.

    Личная явка

    Очное голосование — это наиболее классический вариант, предполагающий личную явку каждого обитателя дома, на которого оформлено право собственности на помещение (квартиру). Отличительным признакам такой формы является совместное присутствие всех жильцов на собрании, в ходе которого они обсуждают насущные проблемы и участвуют в голосовании.

    Голосование

    В соответствии с п. 1 ст. 48 ЖК РФ правом голоса обладает каждый член ТСЖ. При этом от имени владельца также может действовать его официальный представитель на основании выданной ему доверенности.

    Количество голосов, принадлежащих собственнику квартиры, определяется исходя из доли, которая за ним закреплена в праве общей собственности на совместное имущество в многоквартирном доме.

    Заполнение бюллетеня

    Бюллетень представляет собой бумагу формата А4. В ней указываются личные данные собственника, реквизиты паспорта и бумаги, подтверждающих право собственности, а также перечень проблем, вынесенных на повестку дня с вариантами ответов:

    • «за»;
    • «против»;
    • «воздержаться».

    При заполнении бюллетеня голосующему необходимо подчеркнуть вариант, соответствующий его мнению по тому или иному вопросу.

    В случае, если участник собрания подчеркнет два и более ответа на один и тот же вопрос, то он не будет засчитан.

    Подсчет голосов счетной комиссией

    Подсчетом голосов членов ТСЖ, которые собрались на заседание, занимается счетная комиссия, утвержденная отдельным решением общего собрания товарищества собственников квартир. В законодательстве отсутствует информация относительно состава и количества членов счетной комиссии. Как правило, их несколько, при этом выбираются они из общего списка собственников дома.

    Согласно п. 3 ст. 45 ЖК РФ собрание имеет кворум в том случае, если общее количество, полученных голосов составляет 50 и более % от общей их численности. При этом если кворум не набрался, то собрание членов ТСЖ проводится повторно. Подробно о том, кто такие члены ТСЖ, как вступить и выйти из товарищества, читайте тут.

    Решение по вынесенным на обсуждение вопросам

    То или иное решение общего собрания владельцев дома выносится на основании большинства голосов от их общего числа, принимавшего участие в голосовании за исключением отдельных случаев, упомянутых в п. 1 ст. 46 ЖК РФ.

    Протокол заседания товарищества собственников жилья

    Все решения, принятые общим собранием, очной или заочной формы, оформляются протоколами. Порядок подготовки данных документов регламентируется Приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр. Протокол оформляется по итогам собрания специалистами управляющей компании или правления ТСЖ. В отношении него действуют следующие правила оформления:

    1. составляется в письменном виде;
    2. обязательно должен содержать подписи председателя, секретаря и счетной комиссии;
    3. четкая формулировка вопросов повестки дня;
    4. текст должен быть написан от третьего лица в множественном числе;
    5. наличие приложений (копия уведомления о проведении собрания, списки присутствующих и т.д.).

    Кроме того, ряд требований предъявляется и к содержанию такого документа. Так, в протоколе указываются следующие сведения:

    • название бумаги;
    • реквизиты (дата и номер);
    • число и место проведения собрания;
    • заголовок;
    • основная часть;
    • место хранения протоколов и решений владельцев, утвержденное в конкретном ТСЖ.

    Что делать после завершения заседания?

    После завершения собрания все принятые решения, а также итоги голосования в обязательном порядке должны быть доведены до сведения всех жильцов дома. Делается это путем размещения соответствующей информации в общедоступном месте. Данная обязанность возлагается на инициаторов созыва собственников и должна быть выполнена не позднее 10 дней с момента принятия таких решений (п.3 ст. 46 ЖК РФ).

    Таким образом, общие собрания владельцев многоквартирных домой имеют свой порядок проведения, определенный жилищным законодательством. Данные правила в обязательном порядке должны выполняться всеми участниками подобных объединений.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Вопрос ТСЖ

    Возможно ли по инициативе любого члена ТСЖ организовать внеочередное собрание и оно должно быть очное или заочное в параллель проведения собрания со стороны ТСЖ?

    Какие документы необходимы?

    Процедура созыва общего собрания начинается с инициации собрания.
    Инициатива очередного собрания исходит от правления или председателя
    правления Товарищества.
    Созывается очередное собрание, в соответствии с
    Уставом, определённое количество раз в год, но менее одного раза.
    Внеочередное собрание созывается в порядке и в соответствии с Уставом, а
    так же Жилищным кодексом РФ. Часто в Уставе прописывается, что
    инициатором созыва может выступать ревизионная комиссия или определённая
    часть членов ТСЖ.

    Естественно, одной инициативы мало – нужно уведомить членов товарищества
    о предстоящем собрании. Действующим законодательством предусмотрено,
    что уведомление о проведении общего собрания членов товарищества
    собственников жилья направляется в письменной форме лицом (группой), по
    инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену
    товарищества под расписку или посредством почтового отправления
    (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее, чем за десять
    дней до даты проведения общего собрания.

    Уведомление может быть оформлено в произвольной форме, но оно
    обязательно должно содержать сведения о лице, по инициативе которого
    созывается общее собрание,
    место и время проведения собрания, точную
    повестку дня общего собрания.

    «Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если
    на нем присутствуют более половины членов товарищества
    или их
    представителей» — гласит часть 3 статьи 146 Жилищного кодекса РФ.

    Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет
    председатель правления товарищества или его заместитель
    . В случае их
    отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.
    В
    случае внеочередного проведения собрания по инициативе жильцов, ведение
    собрания доверяется избранным председателю и секретарю собрания.

    Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

    1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
    2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
    3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
    4.Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
    5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
    1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
    2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
    3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
    4) повестка дня данного собрания;
    5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться

    В случае, если кворум собрать не удалось в дальнейшем решения общего собрания жильцов с такой же повесткой могут быть приняты путем заочного голосования («передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование)

    Ответы на вопросы про общие собрания собственников в 2020 году

    Может ли, по вашему мнению, инициатором ОСС быть правление ТСЖ как орган управления ТСЖ?

    Правление ТСЖ не может быть инициатором общего собрания собственников. Инициатором общего собрания членов ТСЖ оно может быть (в силу указания п.8 ст.148).

    В свою очередь инициатором собрания собственников может быть лицо, которое осуществляет правление дома. т.е. ТСЖ в лице председателя правления или ТСЖ в лице правления. В таком случае, вы указываете, что инициатором является юридическое лицо в виде ТСЖ. А вот от юридического лица у нас уже выступает Председатель правления, либо само правление в лице всех членов ТСЖ. Поэтому инициатором собрания собственников (в случае управления домом ТСЖ) может быть ТСЖ в лице его органов правления.

    Если законопроект и будет принят, общее собрание членов ТСЖ мы проведем ближе к 2021 году, то мы можем на таком ОС принять смету на 2020 год?

    Ни закон, ни общее собрание обратной силы не имеют. Поэтому я бы не рисковал принимать смету на 2020 год к концу года и считать, что я должен доначислить с января 2020 года по день утверждения сметы соответствующую разницу. Я бы учел затраты, которое произвело ТСЖ без учета повышения тарифа, и включил это в смету на 2020 год с даты общего собрания и на последующий 21 год.

    В приказе 44/пр «список присутствующих» при очно-заочной форме — это те, кто присутствовал на очной части? Или это список всех, кто принял участие в целом в собрании?

    Нигде не указано что должно быть указано в списке присутствующих. Объективно, в Приказе Минстроя не учтены особенности очно-заочной и заочной форм. Если у нас голосование производится путем заполнения письменных бюллетеней с передачей в последствии, к примеру — председателю совета дома или председателю правления, то очевидно, что собрать лиц, которые голосовали в заочной форме для получения подписи будет сложно. Поэтому список присутствующих мы делаем по очной части собрания. Заочников отдельно не собираем.

    Если при проведении ОС инициатор в бюллетене указывает при принятии решения ДА и НЕТ это является нарушением? ВОЗДЕРЖАЛСЯ- это необходимость? По каждому вопросу повестки дня три варианта ответа. почему не выбор только «за» или «против», неопределенное «решение» собственника, как их трактовать: он ни «за», ни «против», уклонился?

    Мы должны четко видеть, что собственник проголосовал ЗА, ПРОТИВ или ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Если нет варианта воздержался – это будет нарушение законодательства. Так как обязательно должна быть возможность высказать свое волеизъявление путем выбора из вариантов ЗА, ПРОТИВ или ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Голоса тех, кто воздержался, также учитываются. Это ни за, ни против, это отдельное волеизъявление собственника. Если большинство проголосуют ВОЗДЕРЖАЛСЯ – значит вопрос будет не принят.

    Нужно ли подшивать бюллетени голосований для отправки в ГЖИ?

    Да, все приложения, в том числе и письменные решения к Протоколу (а письменные решения являются обязательным приложением общего собрания), являются неотъемлемой частью протокола. Поэтому в ГЖИ мы отправляем как Протокол, так и все Приложения. Бюллетени подшиваем и отправляем в ГЖИ.

    Если на собрании присутствует представитель собственника, то и в списке присутствующих и в бюллетене голосования указывать не собственника, а его представителя?

    Единых правил оформления в таком случае нет. Рекомендую взять за основу сформированную в юридическом сообществе практику, где в исковых заявлениях или иных юридических документов указывается сначала представляемое лицо (в нашем случае собственник помещения в МКД), а затем представитель.

    Например, в бюллетене это будет так: «Коновалова Ирина Вячеславовна, представитель по доверенности Бурняшев Дмитрий Викторович».

    Подскажите, сейчас пытаюсь понять, какие решения принимает собрание собственников дома, а когда собрание ЖСК. Более 95% собственников у нас являются членами ЖСК.

    Общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД, полномочия которого перечислены в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

    В свою очередь, общее собрание членов ЖСК (в том числе жилищного кооператива) является органом управления такого кооператива (ст. 115 ЖК РФ).

    ЖК РФ не предусматривает отдельных положений по вопросам полномочий общего собрания членов ЖСК, а отсылает в этой части к положениям Уставов кооперативов. Учитывая, что ЖСК после строительства МКД продолжает осуществлять деятельность по управлению МКД, то как правило, в Уставе дублируют полномочия ТСЖ согласно ст.145 ЖК РФ.

    Поэтому, при разграничении полномочий собрания членов ЖСК и собственников помещений руководствуйтесь ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и положениями Устава ЖСК.

    Есть испорченный бланк. Для кворума я могу его учитывать? (две галочки поставили, например). Можно ли ввести четвертую графу «неучтенные»?

    По общему правилу, согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ кворум имеет место быть, если в собрании приняли участие собственники помещений в МКД или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

    При этом, на сегодня нет единого мнения, что считать принявшими участие в собрание:

    • кто пришел на собрание и проголосовал;
    • кто пришел на очную часть собрания, например, зарегистрировался, но голосовать не стал вовсе.

    Если бюллетень испорчена по всем вопросам, советую не учитывать ее при определении кворума. Если же голосование в бюллетени по части вопросов не правильно оформлено, то в целом данный собственник учитывается при определении кворума и голосовании. Единственное при определении результатов голосования по вопросам, где есть испорченные голоса (бюллетени в части голосов), следует указать на данный факт.

    Есть ли на сегодня особенности проведения собраний в связи с COVID? Как в в условиях коронавируса можно проводить обычное очно-заочное собрание?

    С точки зрения жилищного законодательства сегодня на проведение общих собраний никаких ограничений и запретов нет. С точки зрения местного законодательства ограничения могут быть (запрещено выходить на улицу, собираться группами людей более определенного количества, соблюдать самоизоляцию и т.д.). Как решить этот вопрос?

    Вы можете проводить собрание в очно-заочной форме. Но в уведомлении по проведению очной части вы указываете, что необходимо прийти на собрание в перчатках, маске, т.е. соблюсти определенные меры профилактики распространения коронавируса. Вероятнее всего придет минимум людей. Даже если придет 2-3 человека – вы заполняете реестр присутствующих и чисто формально вы соблюли требование законодательства.

    Далее вы можете проводить заочную часть, и по итогам составлять протокол. Но опять же, смотрите на свое местное законодательство. Если есть ограничения по поводу выхода на улицу, есть вероятность, что такой протокол можно будет оспорить (собственник укажет, что на очную часть не смог прийти из-за ограничительных мер, установленных законодательством, и соответственно не мог узнать более подробно про повестку дня, не мог задать интересующие вопросы и т.п.). Можете проводить, но с оглядкой на возможное оспаривание.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: