Законы об авторском праве на песню
Как защитить авторские права: 9 способов
Справочная / Авторские права
Как защитить авторские права: 9 способов
Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.
Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.
Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.
Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.
Сдавайте отчётность в три клика
Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.
1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения
Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.
Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.
Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.
К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.
Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.
2. Депонировать произведение
Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.
Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.
Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.
Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.
3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста
У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей.
Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.
4. Письмо себе
Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления.
Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление.
Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.
5. Публикация в соцсетях и блогах
Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©.
Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.
Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.
У фотографа стащили фото местного железнодорожного вокзала для иллюстрации текста об услугах компании на сайте. Доказать авторство в суде в споре за компенсацию помогла публикация фото в профиле Вконтакте — дело № 33-2098/2018.
В другом деле фотограф подтвердил авторство украденных агентством недвижимости фото пляжа публикацией в фотоблоге со знаком Copyright © — дело № 2-2531/2016.
6. Залить произведение на облачное хранилище
Когда пользователь регистрируется в облачных хранилищах наподобие Яндекс.Диска, он указывает имя, телефон или электронную почту. При загрузке файла в хранилище фиксируется дата. Имя пользователя и дата подтверждают авторство.
Для суда понадобится принести протокол осмотра нотариусом страницы сервиса. Такая услуга нотариуса стоит примерно 7 000 рублей за страницу. В случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить эти деньги.
Телеканал показал видеоролик без разрешения и указания автора. Автор доказала, что спорное видео принадлежало ей раньше показа в эфире с помощью единственного доказательства — протокола осмотра сайта Яндекс.Диск — дело № 33-28581/2017.
7. Хранить исходники
Способ подходит для фото, видео, дизайн-макетов. Главное здесь — сохранить необработанный объект, желательно с датой и подписью автора.
Например, для фотографий сохраняют исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа. Для дизайна — рисунки от руки или, например, в формате PSD.
Текстильная фабрика вырезала из детской книги изображения котов и разместила их на ткани. Автор книги и иллюстраций не давала на это согласие и пошла в суд за компенсацией. Суд принял в доказательство авторства рисунки котов — дело № 33-21698/2019.
8. Договоры на создание произведения
Текст, макет или программу на заказ автор создаёт на основании договора. Такой договор вместе с актами и техзаданиями можно предъявить суду — там имена и даты.
Сценарист спорил в суде с кинокомпанией об указании себя соавтором в титрах к сериалу. Авторство помог доказать договор авторского заказа на создание литературного сценария к сериалу и акт выполненных работ — дело № 11-35888/2013.
9. Зарегистрировать программу в Роспатенте
Программы и базы данных авторы по желанию регистрируют в Роспатенте по ст. 1262 ГК РФ.
Для этого подают заявку и депонируемые материалы с рефератом. Орган вносит программу в Реестр и выдаёт свидетельство о государственной регистрации. Считается, что сведения в Реестре достоверны, пока не появятся доказательства, что код написали не вы.
Услуга регистрации для граждан стоит 3000 рублей.
Чтобы потом продать права на такую программу понадобится перерегистрация в Роспатенте на нового правообладателя.
Разработчики создали программу для электронного учёта транспортных средств и оформили регистрацию.
Демоверсию показали ГИБДД. После теста ГИБДД отказались покупать лицензию, но разместили аналогичную программу на своём сайте. Добиваться удаления программы и выплаты компенсации пришлось в суде.
Авторство кода разработчики подтвердили с помощью данных из Реестра. Для доказывания плагиата сделали экспертизу — дело № 11-36905/2013.
Авторское право: как защитить свои работы
Мы уже рассказывали об авторских правах на музыку и о том, как законно включать музыку в кафе или ресторане . Сегодня расскажем о том, можно ли украсть чужую идею и как автору защитить права на своё творение.
Что защищает авторское право
Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.
Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса . В статье указаны не все объекты, на самом деле их больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.
И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.
Защищает ли авторское право идею
Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.
Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.
Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.
Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.
Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.
Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.
Что не защищает авторское право и что не будет считается нарушением чужих прав
Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.
Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.
Что не относится к нарушению авторских прав
Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.
Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.
Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.
А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.
Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.
Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.
Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.
Другие исключения перечислены в 1274 статье ГК .
Как защитить свои авторские права
Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.
Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.
Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.
Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.
Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.
Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.
Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.
Получить свидетельство о депонировании.
Защита произведения будет действовать 70 лет.
Процедура депонирования в n’RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.
Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.
Что делать, если авторское право нарушено
В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:
Составьте претензию. Если автор и нарушитель — ИП либо юрлица, претензия обязательна. Порядок составления претензии свободный. Изложите суть нарушения и чётко сформулируйте требования. Можно потребовать удалить фото, поставить авторство и ссылку на сайт автора, либо выплатить денежную компенсацию. Согласно ст. 1301 ГК , компенсация составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. Обычно за 1 фото автор требует выплатить 10-20 тыс. руб.
До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.
Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.
Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.
Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.
Коротко о главном
Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.
Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.
Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.
Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.
Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n’RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.
Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.
Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.
20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ
Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.
Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.
1. Об использовании изображения гражданина
Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.
2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав
Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.
3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав
Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.
Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.
Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.
4. О контрафакте
5. Об ответственности информационного посредника
Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.
При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
6. Авторское право
К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».
Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».
- Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
- Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.
К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.
7. О персонаже
под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.
В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).
8. О соавторах
Как суд должен установить наличие соавторов?
Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.
При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.
Не является соавторством:
- оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
- руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.
9. Опубликование произведения под псевдонимом
Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».
В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.
10. О публичном исполнении произведения
«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».
11. О переработке произведения
Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.
Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.
12. О свободном цитировании произведения
- Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
- Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.
По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.
«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».
13. Об оспаривании авторства
При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.
«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».
14. Какие объекты не являются изобретениями
Например, не относятся к изобретениям:
- открытия;
- научные теории и математические методы;
- решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
- правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
- программы для ЭВМ;
- решения, заключающиеся только в представлении информации.
15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака
С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».
С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.
16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»
Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
17. О фирменном наименовании
«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.
Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».
При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.
Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.
18. О праве на защиту товарного знака
Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.
19. О доменном имени
Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.
20. О сходстве товарных знаков
Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.
Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?
- по степени сходства обозначений;
- степени однородности товаров.
- при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
- при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
- «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
- длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
- степень известности, узнаваемости товарного знака;
- степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
- наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».
Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.
О регистрации авторских прав
За свою многолетнюю практику в области авторского права я сделал такое наблюдение: вопрос о регистрации авторских прав – самый популярный.
Как зарегистрировать авторские права? Что нужно, чтобы сделать авторские права? Где получить авторские права? На подобные запросы от клиентов я отвечаю ежедневно, и это без преувеличения.
Странно, однако, что подобные вопросы вообще возникают, потому что такой процедуры как регистрация авторских прав попросту не существует. И эта норма вытекает из Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. Да, это не опечатка: с XIX века нет никакой регистрации авторских прав. Бернская конвенция действует до сих пор и к ней присоединились 167 государств планеты Земля. Авторские права возникают у автора в момент создания и сразу подлежат охране без необходимости соблюдать какие-либо формальности. В законодательстве РФ это правило закреплено в п.4. ст.1259 Гражданского кодекса (ГК РФ).
Но как тогда доказать свое авторство и обладание исключительным правом?
Для этого авторам и правообладателя доступны любые законные способы. Одним из самых эффективных на данный момент является депонирование.
Депонирование часто называют регистрацией авторских прав, хотя, как мы уже выяснили выше, это не совсем корректно.
Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от определенного человека, который заявил свое авторство и/или правообладание.
В случае возникновения спора об авторских правах, выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства и/или обладания исключительным правом на произведение, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть по требованию суда или правоохранительных органов предоставлен в качестве вещественного доказательства.
Где делают депонирование?
Раньше объекты авторских прав можно было депонировать в Российском авторском обществе (РАО).Однако с середины 2018 года РАО передало полномочия по предоставлению услуги депонирования произведений своим официальным партнерам.
Наша юридическая фирма сотрудничает с одним из таких партнеров и оказывает услуги по депонированию произведений в Национальном реестре интеллектуальной собственности (НРИС).
Национальный реестр интеллектуальной собственности – это организация, созданная и зарегистрированная в Москве. Она осуществляет депонирование результатов интеллектуальной дечятельности в электронном виде с использованием технологии Blockchain. Среди учредителей НРИС числятся:
- Международный фонд поддержки правовых инициатив,
- Национальная академия кинематографических искусств и наук России,
- Государственная академия интеллектуальной собственности,
- и другие уважаемые организации.
Задепонировать Ваше произведение в Реестре достаточно просто. Для этого Вы можете обратиться, например, напрямую ко мне.
Что по деньгам?
Разные юридические фирмы предлагают разные тарифы за услуги депонирования. Но существует тариф Реестра, ниже которого депонирование стоить не может.
В нашей фирме мы предлагаем 2 варианта услуги депонирования:
- Депонирование под ключ – в этом случае мы берем на себя всё общение с Реестром, всё делаем за Вас и высылаем Вам электронное свидетельство. На момент написания этой статьи такая услуга стоит от 2 990 руб. за депонирование файла с произведением объемом до 20 Мб сроком на 2 года, включая тариф Рееста. Такой вариант мы рекомендуем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Самостоятельное депонирование с нашей поддержкой – в этом случае клиент регистрирует свое произведение в Реестре сам (при этом процесс достаточно удобен; всё удаленно и не выходя из дома), но с использованием специального клиентского кода, который мы ему бесплатно предоставляем. Этот код позволяет клиенту получить от нас, в случае необходимости, бесплатную поддержку по вопросам, связанным с процессом депонирования. Этот вариант дешевле, т.к. клиент оплачивает только тариф реестра и не платит за наши услуги. На момент написания этой статьи тариф Реестра составляет от 990 руб. за депонирование файла с произведением объемом до 20 Мб сроком на 2 года.
Как видите, всё достаточно просто и не дорого. А польза от такой процедуры весьма значительная.
Кому может быть полезно депонирование?
Ответ очень прост: всем, кто занимается каким-либо творчеством.
Вот всего несколько примеров:
- Музыканты и музыкальные коллективы – как только Вы создали текст, музыку или как только записали новую песню, не забудьте задепонировать свое произведение. Полученное свидетельство поможет доказать авторство и принадлежность исключительного права.
- Писатели и сценаристы – не спешите направлять Ваше творение издателю, режиссеру или продюсеру. Чтобы никто не присвоил Ваше произведение, сначала задепонируйте его и получите надежное доказательство на случай нарушения или спора.
- Блогеры и видеоблогеры – чтобы успешно монетизировать контент, надо быть готовым доказать его уникальность и свое авторство. Полученное после депонирования свидетельство вполне подойдет для предоставления в службы поддержки блог платформ и видео сервисов. Вам будет проще забанить нарушителя. Можно депонировать каждое видео или каждую статью или только самые популярные или даже придуманного Вами персонажа.
- Художники и иллюстраторы – случаи незаконной переработки или даже присвоения авторства произведений изобразительного искусства не редкость в судебной практике. Намного проще доказать создание Вами конкретного произведения, имея на руках официальное свидетельство.
- Фотографы – надеюсь, Вы знаете, что размещение Вами сделанных Вами же фотографий в сети в открытом доступе не дает никому права их использовать без Вашего разрешения. А вот нарушители об том часто забывают. Задепонировав фотографии, Вы существенно облегчите процесс пресечения нарушений Ваших авторских прав. Рассматривая дела о нарушении авторских прав на фотографии, суды большое внимание уделяют подтверждению авторства. Представив свидетельство о депонировании, Вы очень поможете суду, что может сыграть в Вашу пользу при вынесении решения.
Надеюсь, что этот материал внес ясность в вопросы по регистрации авторских прав и депонированию.
Исполнителям
А НЕ СПЕТЬ ЛИ МНЕ ПЕСНЮ И СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ?
или СОВЕТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯМ
Исполнять песни модно и выгодно всегда. Многочисленные поп-проекты бьют всевозможные рекорды популярности. Для популярности песни достаточно минимального набора: слуха, голоса и заведомо хитовой песни. Это — уже половина успеха.
Для возникновения и осуществления авторского права так же как и прав исполнителей не требуется регистрации произведения или записи, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Таким образом, сочинив песню, Вы автоматически становитесь ее автором — правообладателем и вольны распоряжаться своим детищем.
Вопрос только в самом сочинении песни. «Сочинять не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты», — считал великий композитор Брамс. Конечно, он лукавил. Сочинить стопроцентный хит, который бы распевала вся страна, не так-то легко.
Совет 1. Права на кавер версию песни
Гораздо проще пойти другим путем. А точнее, путем «перепевки» старого хита или изготовления ее кавер-версии. При должном исполнении успех гарантирован.
Бесконечные «фабрики звезд», «старые песни о главном» — тому подтверждение.
В правовом отношении в этом случае все сложнее. Необходимо обязательно получить авторские права на создание кавер-версии или аранжировки хита (аранжировка является частью переработки). Для получения согласия автора лучше обратиться в компанию, которой принадлежат авторские права на песню, которую Вы хотите исполнить, и заключить с этой организацией лицензионный договор на исполнение песни.
Будьте внимательны и обязательно проверьте, существует ли соглашение между этой компанией и автором, и какие права передал автор по договору, заключенному с такой компанией. Попросите копию договора, обязательно почитайте.
И если в перечне прав, переданных автором в управление этой компании, право на переработку не числится, то Вас попросту хотят надуть. Если автор песни права никому не передавал, тогда лицензионный договор заключается непосредственно с ним.
Если же хит (который Вы хотите «перепеть») создан за границей, стоит необходимо связаться с российскими представителями зарубежной музыкальной компании, которой принадлежат права на эту песню. Представители есть практически у всех крупных компаний.
Cовет 2. Сомнительность бесплатных удовольствий
Любопытно, что есть случаи, когда договор на исполнение заключать не нужно. Например, если Вы исполняете чужую песню на концертах в том виде, в котором она есть (без переработки). Но ошеломляющего успеха и звания супер-певца это не принесет. Равно как и особых денег. Записать песню без договора нельзя, диск выпустить — тем более.
Есть и другая сложность. Известно, что исполнить, к примеру, песню «Love me do» и подобрать «инструментовку» как у «битлов» довольно сложно. Все равно в ее исполнении будет что-то сугубо Ваше.
Автор или компания — правообладатель может подать на Вас в суд и доказать-таки, что песня хоть немного, но была переработана. Следовательно, лучше все же заключить договор и исполнять ее, как подсказывает талант.
Совет 3. О сложности песни как объекта авторского права
Как объект интеллектуальной собственности песня многослойна и представляет собой некий пирог, состоящий из нескольких компонентов: текста, музыки + набора смежных прав (прав исполнителя, изготовителя фонограммы).
Иногда автор текста и автор музыки заключают соглашение, в котором запрещают исполнять текст или музыку в отдельности. Если же такой договоренности между авторами нет, появляется возможность заключить договор только с композитором (и самим придумать слова) или только с автором текста (и самим создать музыку).
В любом случае остается два пути: либо в издательство либо к автору. И помните: ни одно авторское общество (будь то РАО или другое) лицензию на переработку Вам не выдаст, так как право на переработку не передают ни одному обществу по коллективному управлению правами.
Совет 4. Заключение лицензионного договора
Самый сложный этап, на котором исполнителям нужно быть предельно внимательным — заключение лицензионного договора. В авторском договоре должно быть обязательно указано, что Вам передаются права на переработку произведения.
Как говорил философ Фрэнсис Бэкон, возможность украсть создает вора. Поэтому не позволяйте ввести себя в заблуждение. Тщательно читайте договор, обращайте внимание на наличие в договоре основных условий (срок, территория, какие действия можно соверщать и на каких условиях).
Так как любой договор влечет возникновение у Вас определенных обязательств, они должны быть чётко прописаны, равно как и права, которые Вам передаются. Какие это права и имеются ли они у организации или физического лица, с которыми заключаете договор — надо выяснить. Имейте в виду, что в договоре Вы можете предусмотреть обязанность по разрешению конфликтной ситуации на организацию или физическое лицо, которая эти права Вам предоставляет.
Так, например, это можно прописать следующим образом: «В случае предъявления любых требований, претензий и (или) исков к правопреемнику со стороны лиц, оспаривающих обладание или претендующих на обладание авторскими или смежными правами правообладатель обязуется урегулировать все претензии, требования и иски самостоятельно и за свой счет».
Следовательно, если организация или физическое лицо передают Вам права, им не принадлежащие, и Вам в дальнейшем предъявляет претензии сам автор, можете ссылаться на эту норму и привлечь лжеправообладателя к ответственности.
Вообще все сложности заключения авторского договора подробно описаны в нашем разделе «советы авторам». Однако все конфликтные ситуации, связанные с договором, заранее предугадать невозможно, поэтому самый лучший совет — обращайтесь при любом удобном случае к профессиональному юристу.
Совет 5. И в заключении — предупреждение
(Песне ты не скажешь «до свиданья»)
После того, как авторские права на создание кавер-версии получены, отправляйтесь в звукозаписывающую компанию (или к аранжировщику) и заключайте Договор заказа на создание аранжировки и записи. Если Вы переделываете песню самостоятельно, все еще проще — Вы автоматически становитесь автором кавер-версии, и все права на нее принадлежат Вам (если, конечно, Вы не нарушили права автора оригинальной версии).
Итак, договор заказа исполнен, аранжировка и запись состоялась, и далее Вы используете фонограмму по своему усмотрению. Дальнейший успех проекта будет зависеть только от Вас. И помните: лучше заключить договор и быть спокойным, чем надеяться на «авось не заметят».
С птичьими правами, как известно, высоко не взлетишь. Не сказать «До свиданья» можно не только песне, но и проблемам, которые появятся после ее незаконного исполнения.
Многоканальный справочный: (495) 921-22-31; Задать вопрос
Статьи и новости по теме:
Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>
Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>
Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>
Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>
Суд оправдал дантиста из Турина, которого итальянское агентство коллективного управления смежными правами обвинило в нарушении прав фонографических компаний >>>
Рестораторы смирились со сборами Российского авторского общества >>>
Согласно расчетам Российского авторского общества (РАО), Московская государственная академическая филармония задолжала в виде авторских отчислений 4 миллиона рублей >>>
И как помочь участникам медиа-среды получить вознаграждение от использования принадлежащего им контента >>>
Ответчики заявляют о своей непричастности к выпуску книги, реализуемой через интернет, однако, есть экземпляр купленной книги >>>
Цифровое поколение ценит и разделяет право авторов на законное использование произведений и оплату творческого труда, но только в том случае, если >>>