Интервью со специалистом складской логистики

Кто такой логист, что он делает и где работает — интервью с логистом

О профессии логиста рассказывает Елена Коробкина

Кто такой логист? В чем состоит его работа? Где он работает? Как выглядит его карьера и на какие доходы он может рассчитывать? Обо всем этом корреспонденту «ПрофГида» рассказала профессионал в области логистики Елена Викторовна Коробкина.

ПрофГид: Елена Викторовна, уточните, пожалуйста, название своей профессии: логист или логистик?

Елена Коробкина: Наверное, правильно будет назвать «логист» или «логистический менеджер», по крайне мере именно такую квалификацию присваивают специалистам по окончании вуза или профессиональных курсов… Логист – новая профессия в нашей жизни, одна из самых молодых. Всего-то и истории в России с 2000 г. А ранее – всем нам знакомые «завскладом», знаменитые «начальники транспортного цеха», не менее одиозные «завхозы» – все это тоже логисты, только периода Союза. Конечно же, с развитием бизнеса в России функциональное наполнение этих профессий значительно расширилось и обросло новым «инструментарием»…

ПрофГид: В чем суть этой профессии? Что делает логист?

Е.К.: Если попробовать обозначить суть профессии максимально просто, то все, что касается движения любого материального ресурса или готового товара – с момента его возникновения и до момента поступления к конечному потребителю – это и есть содержание деятельности логиста.

Соответственно, из сути вытекает и задача логистики: управление материальными, информационными, финансовыми потоками с оптимальными издержками.

ПрофГид: А что за название такое – «логист»? При чем здесь логика?

Е.К.: Вопросы о том, какое отношение имеет логистика к логике, очень часто задают мне знакомые, и каждый раз я отшучиваюсь, что логика, в принципе, должна бы присутствовать в действиях человека. Но в данном случае семантика слова «логистика», как считают большинство исследователей, восходит к Древней Греции, где «логистика» обозначала «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

ПрофГид: Где логисты обычно работают и сколько они зарабатывают?

Е.К.: Работа для логиста есть везде, где существует товарный поток, где необходимо регулировать его и иметь информацию о движении данного потока. Любая торгово-промышленная структура, производство, логистический оператор, транспортно-экспедиционная компания – это место работы логиста. Конечно, в зависимости от масштаба, структуры и задач того или иного предприятия функционал логиста может сильно отличаться своим наполнением и широтой полномочий.

Хотя, наверное, для более правильного ответа на вопрос «где работает логист?» надо обозначить области его компетенции. Везде, где нужны транспортировка, экспедирование, складирование, грузопереработка, управление запасами, внешнеэкономическая деятельность, есть работа для логиста. Говоря о зарплате, можно обозначить следующую вилку: от 25 000 рублей до вполне достойной 80 000 – 210 000 рублей, то есть в начале своей карьеры (например, работая помощником логиста) человек будет получать не огромные деньги, но, несомненно, эта специальность дает большие просторы для профессионального, карьерного роста, а, соответственно, и роста благосостояния человека.

ПрофГид: Как выглядит карьера логиста?

Е.К.: Дипломированные специалисты по логистике появились только четыре – пять лет назад, поэтому сложно сказать, как в идеале выглядит карьерное продвижение современного логиста, но, если говорить о ныне действующих топ-менеджерах и директорах по логистике, то я специально сделала небольшой опрос среди людей, работающих на подобных должностях в совершенно различных компаниях. Могу сказать, что среди них больше, конечно, людей с экономическим или техническим образованием.

Что касается меня, то, имея высшее инженерно-экономическое образование, я начинала свою карьеру в не очень большой торговой фирме с позиции секретаря. Я росла вместе с компанией и уже через семь лет моя должность называлась «начальник отдела логистики». Да и компания уже была в десятке лидеров в своем сегменте рынка. В должности начальника отдела я проработала там три года, и в моей компетенции были аспекты как транспортной, так и складской логистики. Естественно, мой карьерный рост основывался не только на, так сказать, трудовом опыте. В какой-то момент, я почувствовала необходимость не только в чтении профессиональной литературы, но и в получении образования, надо было расширить свои теоретические знания и свой профессиональный «инструментарий». В результате я окончила курсы повышения квалификации при Высшей школе экономики и могу сказать, что получила ощутимую поддержку, расширила свой профессиональный кругозор.

В настоящий момент мой взгляд на логистический процесс поменял свой ракурс: я работаю в должности начальника отдела перевозок в дочерней немецкой транспортно-экспедиционной компании. И мои профессиональные знания пополнились пониманием специфики внутрироссийских и международных перевозок, работы с таможенными брокерами и т.д. и т.п.

Таким образом, резюмируя, можно сказать, что карьера логиста – дело рук человека и его стремлений к совершенствованию и обогащению своих навыков и умений. Те, кто уже сейчас имеет диплом логиста, скорее всего, находится в более выгодном положении, в смысле старта карьеры. Наверное, он может проскочить стадию помощника логиста и стать сразу либо логистом, либо начальником отдела логистики (транспортного, закупок, складского, ВЭД).

ПрофГид: Кому подчиняется директор по логистике? До какой степени его решения самостоятельны? В торговой или транспортной компании логистик важный человек или так. сбоку припека?

Е.К.: Говоря о директоре по логистике, например, в торговой организации или на производстве, с моей точки зрения, трудно недооценить значимость и ценность данного человека. Сегодня, при огромном разнообразии и количестве предложений на рынке товаров и услуг, все сложнее зарабатывать только за счет развития производства и маркетинга – как никогда становится актуальна эффективная логистика. Она позволяет, прежде всего, повышать рентабельность компании за счет снижения себестоимости и издержек. И особенно приятно в данном случае говорить языком цифр: как показывает опыт, сокращение совокупных логистических издержек на 1% равно 10%-ному увеличению продаж.

Что касается подчиненности. Директор по логистике чаще всего подчиняется директору компании. О его самостоятельности и пределах компетенции говорить сложно, это зависит от политики руководства или владельца компании, от степени его доверия к человеку на данной позиции, от веры в его профессионализм. Приходится учитывать, что как ни странно, есть еще директора предприятий и фирм, которые не до конца понимают важность логистики.

ПрофГид: Если имеется отдел логистики, кто в этом отделе работает? Есть транспортная, есть складская логистика, а есть ВЭД, есть еще товарная, таможенная логистика. В двух словах дайте их описания.

Е.К.: Обязанности различных логистических менеджеров зависит от специфики работы. Причем она зависит не только от направления (транспортировка, закупки, склад, ВЭД), но и от рода деятельности предприятия.

Транспортный логист (начальник транспортного отдела). Взаимодействует с транспортно-экспедиторскими компаниями, соблюдая рентабельность перевозок (машинами, авиа- или железнодорожными, морскими путями и т.д.). Транспортный логист занимается поиском перевозчиков, удовлетворяющих компанию в соотношении цена/качество, ведет переговоры, работу по претензиям, согласовывает и отслеживает сроки выполнения перевозки, оформляет необходимую документацию для транспортировки. Если у фирмы есть собственный транспорт, логист контролирует его рациональное использование в соответствии с установленными нормами, руководит работниками отдела.

Логист на складе (начальник склада). В его задачи входит руководство работами по приему, рациональному размещению, хранению, упаковке, отпуску товарно-материальных ценностей на складе. Он организует погрузо-разгрузочных работы на складе с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Оформляет документы, необходимые для работы склада и для взаимодействия с другими подразделениями компании.

Товарный логист (закупки, формироваине запасов). Размещает заказы у поставщиков (на основе плана продаж), контролирует готовность к отгрузке, сопроводительную документацию (инвойсы, упаковочные листы, экспортные декларации, сертификаты на продукцию), сверяет данные в документах с условиями контрактов, следит за поступлением товара (контроль качества и количества). Так же в обязанности может входить аналитическая работа: анализируя возможные схемы и сроки поставок, менеджер выбирает оптимальный вариант. Также он анализирует предложения потенциальных и имеющихся поставщиков по выбранным критериям, ведет переговоры, заключает договора. Товарный логист, если необходимо, занимается составлением претензий к поставщикам, компаниям-перевозчикам. Кроме того, он ведет весь сопроводительный документооборот (расчеты с поставщиками, контроль сроков расчета), ведение базы данных.

Менеджер ВЭД (внешняя экономическая деятельность). Контролирует выполнение договоров с внешнеторговыми организациями по поставкам продукции за рубеж (экспорт) и из-за рубежа (импорт). Организует и контролирует прохождение товара через таможню, организует взаимозачеты между собственником перемещаемых товаров и таможенными органами, консультирует собственников по вопросам таможенного оформления товаров. Ведет делопроизводство и отчетность по всем вопросам внешнеэкономических связей и таможенного оформления документов.

ПрофГид: В чем радость профессии логиста лично для вас? В чем ее проклятье?

Е.К.: В чем радость данной профессии? Для меня однозначно – в ее бешенном темпе, в постоянной загруженности и многоплановости задач. В необходимости быть «трехглавым драконом», а еще лучше – обладать способностью к клонированию и почкованию одновременно. В вечной необходимости держать в голове несколько задач, совершенно равных по своей важности, в необходимости быстро и адекватно реагировать на форс-мажор.

ПрофГид: Можно ли работать логистом всю жизнь? Каких качеств она требует от человека?

Е.К.: При наличии крепко организованной нервной системы и неравнодушия в профессии можно оставаться до старости. Единственное условие – вы должны любить ее, эту работу, вам должно быть интересно всегда находиться в курсе последних новостей во многих областях жизни. Разбираться в экономической мировой ситуации, в дорожной ситуации по всей стране, в ценах на топливо, в новинках на рынке логистических программ, складского оборудовании и т.д., и т.п. Еще хорошо бы, что бы вы были хорошим психологом, потому что работа логиста помимо непосредственно технической стороны – это постоянное общение с людьми. С людьми совершенно разными и по своему уровню образованности, и по ментальности: с рабочими на складе и с генеральными директорами корпораций, с россиянами и с жителями солнечных республик бывшего СССР, с людьми совершенно разной степени адекватности, лояльности и скорости реакций.

Вы со временем станете отличным «продажником» (он же sales manager), если ваша деятельность начнется в компании логистического оператора или в транспортной экспедиции. Станете волшебником, потому что всегда вам будет казаться, что удалось совершить чудо и сделать для клиента невозможное. Особенное если вы возьметесь «доставить груз ВЧЕРА, забрав его сегодня»… и у вас вдруг получится.

ПрофГид: Кто лучше в логистике – мужчина или женщина?

Е.К.: Не знаю. Кто в логистике лучше, выше, быстрее и сильнее, мужчина или женщина? Не могу сказать, никогда не смотрела с гендерной позиции на данную профессию. Мне всегда казалось, что если человек обладает высокой степенью профессионализма, если у него скоростные реакции, если он умеет и любит постоянно решать несколько задач, если он хочет видеть результаты своего труда как здесь и сейчас, так и в итогах, то это, несомненно – логист. А кто он – женщина или мужчина, – это совершенно не важно.

ПрофГид: Скажите слово предостережения тому, кто хочет пойти в эту профессию.

Е.К.: Мне кажется, не стоит думать о профессии логиста людям, мечтающим просто «работать в офисе», перебирать бумаги с девяти до шести, а выйдя за порог, забыть о работе. Если вы в этой профессии, то на работе вы всегда, двадцать четыре часа в сутки. И, неважно, что бытует мнение, если не успел сделать все до 18:00, то ты неправильно спланировал свой рабочий день. Вполне возможно, это так, но не в нашей профессии.

Не стоит идти в логисты интровертам, так как это общение, общение и еще раз общение с людьми. До такой степени, что даже если вы экстраверт, вполне возможно, вам будет не хватать сил на близких людей, а им будет не хватать вас, вашего внимания, разговоров с вами.

ПрофГид: Этому учат и в вузе, и на курсах. Достаточно ли курсов?

Е.К.: Несомненно, если вы молоды и только выбираете свой профессиональный путь, то хорошо бы получить логистическое образование в вузе. Различные курсы по профессии – это скорее повышение квалификации, систематизация уже имеющихся навыков и умений, расширение кругозора и, так сказать, методологическая поддержка.

Интервью со специалистом складской логистики

Наша справка: Николай Лобанов – владелец и ведущий эксперт компании Lobanov Logist; разработчик логистических проектов для российских компаний первого эшелона. Систематически проводит авторские тренинги и семинары по логистике, статьи Лобанова опубликованы в «Новой газете», «Российской газете», «Российской бизнес-газете» и ряде узкопрофессиональных изданий

Николай Лобанов — ведущий эксперт российской логистики. В интервью «Профессиональному обучению» г-н Лобанов рассказывает, какие знания необходимы современным логистам, почему для эффективной работы не достаточно одной вузовской «корочки», и в каких специалистах больше всего нуждается отечественный рынок

— Если говорить о профессиональной подготовке, что является основной проблемой российских логистов? В какой области им стоит получать дополнительные знания?

— Ко мне обращается много студентов и молодых специалистов, испытывающих проблемы с трудоустройством. Дело в том, что чистая теория не ложится на нашу действительность без должной адаптации. В вузах дают базовые знания, но эти знания часто поверхностны и абстрактны. Логистика как мировоззрение, как наука, находится в стадии активного развития, преподавателям вузов сложно отследить ежедневные новации, поэтому материал, который они дают, нередко оказывается устаревшим, хоть и правильным. Мне кажется, для подготовки логистов хорошо подошла бы технология, задействованная в медицинских вузах, когда с первого курса студенту дают не только теорию, но и практические навыки.

Вообще логисту крайне необходимы знания и умения в смежных с логистикой областях, — в менеджменте, финансах, бухгалтерии, информационных технологиях, маркетинге; также очень важен иностранный язык.

— Много ли в отечественной логистике людей с профильным образованием, со специальностью «Логистика» в дипломе?

— Статистики я не встречал, но по своему опыту могу сказать, что дипломированных логистов у нас не много. Во-первых, прошло слишком мало времени с 2000 г., когда в вузах появилась специальность «Логистика». Во-вторых, многие профессиональные логисты, занимаясь самообразованием и имея большую практику, не видят особого смысла в получении «корочек».

— Многие абитуриенты относятся к специальности «Логистика» настороженно: она кажется им скучной, с одной стороны, и не особо перспективной – с другой. Как в реальности выглядит ситуация на рынке занятости?

— Да, вузы преподают логистику на основе «фундаментальной теории». Весёлого в ней действительно мало, мало жизни, житейской практики. Нередко, выйдя из вуза, молодые специалисты уверены, что знают всё, но в первые же дни на работе терпят фиаско. Сегодня возникла тенденция, когда вузы приглашают логистов-практиков на мастер-классы, делают акцент на практическую составляющую профессии. Я думаю, такой подход должен оживить сухую теорию. Что касается перспективности, то потребность рынка в квалифицированных логистах огромна, сегодня это одна из самых востребованных и модных специальностей. Я знаю многих юристов, менеджеров, ИТ-специалистов, которые переквалифицируются в логистов.

— Можно ли отсутствие фундаментальной подготовки в логистике заменить семинарами, курсами и опытом практической работы?

— Теория без практики мертва, но и практика без теории обречена на нескончаемое изобретение велосипеда. Семинары и курсы могут быть полезны только в нескольких случаях. Они хороши для узких специалистов, так как позволяют расширить общие знания о логистике. Одновременно семинары полезны тем практикам, у которых есть злободневные вопросы. Однако дополнительное образование не заменит вузовской подготовки. Фундаментальные знания необходимо приобретать в вузе или посредством систематического самообразования.

— Западные коучи предпочитают давать много общих установок («мысли позитивно», «доверяй себе», «честным быть выгодно» и т.п.), тогда как отечественные тренеры дают инструментарий для решения конкретных проблем. Какой метод в наших реалиях более эффективен, с вашей точки зрения?

— Вопрос, конечно, интересный! «Западники» мыслят стратегически, «наши» — тактически. В России для работы на топ-должности нужно и то, и другое. Нужно уметь мыслить стратегически, чтобы понимать направление движения, и владеть тактическими методами, чтобы успешно реализовывать локальные задачи. Для логиста по ВЭД знания западной психологии ведения бизнеса необходимы как иностранный язык. Вместе с тем, для специалиста среднего звена более полезными будут советы наших тренеров, западных коучей он просто не воспримет.

— Какие семинары по логистике пользуются наибольшим спросом? Почему?

— Наибольший интерес вызывают семинары, на которых решаются конкретные задачи, которые учат практической методологии. Многие логисты варятся в собственном соку, занимаются только «текучкой». Это сужает кругозор, нередко они перестают замечать очевидное. Приходя на курсы, такие логисты получают возможность расшить свои знания, обменяться с коллегами методами работы и утвердиться в правильности своих представлений. Второй тип семинаров – «галопом по европам», дающий поверхностные знания обо всём, так же имеет стабильную аудиторию. Особенно актуальны они для представителей других профессий, которых волею судеб занесло на место логиста.

— Какие темы семинаров и тренингов наиболее актуальны сегодня, на ваш взгляд?

— Сейчас актуальна производственная логистика, так как после кризиса наблюдается локальный подъём производственных компаний, да и многие дистрибьюторы решили открыть собственные производства, чтобы повысить свою устойчивость на рынке. В связи с созданием Таможенного союза в ВЭД и таможне наблюдается большая неразбериха, поэтому особую актуальность имеют семинары, объясняющие, как же сейчас нужно работать в сфере ВЭД.

— В каких специалистах, на ваш взгляд, сегодня ощущается наиболее острая потребность – в рядовых или в «топовых» логистах?

— В посткризисный период многие компании избавились от «дорогих» директоров по логистике, передав часть их функций исполнительным директорам и исполнителям среднего звена. Тем самым он подрубили сук, на котором сидели, – последствием таких кадровых решений стала смерть ряда компаний. Уцелевшие сейчас снова ищут «топов» по логистике, но с качествами универсального солдата и на скромные зарплаты. «Топы» же знают себе цену, поэтому многие вакансии топ-логистов висят месяцами.

Неизменным спросом пользуются специалисты по продажам логистических услуг. В основном это специалисты транспортной и складской логистике. Особенно ценятся логисты-продажники со своей клиентской базой. Требуются также «топы» по работе с Азией, с Китаем со знанием иностранных языков, опытом и своими наработанными контактами.

— В статье «Логистика и мегаполис: проблемы и решения» вы говорите: «логистическое управление можно считать инновацией, которая может дать прорывной синергический эффект». Вы рассматриваете логистику как эффективный инструмент управления мегаполисом, страной в целом. Насколько реально внедрение «государственной логистики» в сегодняшних условиях?

— Да, логистика это инновация, которая может дать огромный эффект при умелом применении. Логистические методы могут быть одинаково эффективны как на уровне организации рабочего дня, так и на государственном уровне. Во всех развитых странах логистика давно заняла своё почётное место в государственном управлении. Будем надеяться, что и наше правительство начнёт просчитывать свои решения логистической методологией, что даст возможность более эффективно, толково использовать бюджетные средства страны.

В развитие складской логистики надо вкладывать несмотря на пандемию

– Давайте обрисуем, какие изменения произошли на рынке в связи с актуальной экономической ситуацией.

– Хотя этой весной рынок на время замер и тогда мало кого интересовали предложения об аренде новых складских площадей, где-то и вовсе заморозили строительство, все-таки летом все оживилось. Складская логистика не умерла и будет развиваться. Рынок меняется. Практически любому бизнесу нужны складские комплексы, чтобы обрабатывать грузы клиентов.

– Выгодно ли вкладываться в складскую логистику для формирования базы развития после пандемии?

– Считаю, что в развитие складской логистики инвестиции надо вкладывать всегда. Средства производства надо периодически модернизировать, в нашем случае это ТСД (терминалы сбора данных), гидравлические тележки, погрузчики. Вкладываться надо и в IT, и в систему управления.
Увеличилось количество клиентов от e-commerce, особенно в крупных городах, они берут площади под развитие, а компаниям логистического сектора приходится адаптироваться под новые требования, расширяться, проводить модернизацию складского хозяйства, чтобы сделать терминалы еще более удобными для клиентов.. В ряде городов есть запрос на увеличение складских площадей.

– Какие можно выделить наиболее бюджетные (и окупаемые) способы повышения эффективности работы склада?

– Во-первых, это повышение плотности хранения на 1 кв. м. (уплотнение хранения в ячейках). Во-вторых – оптимизация технологических процессов обработки транспортных средств. А также оптимизация процесса подбора груза по заказам (уменьшение времени на подготовку заказа за счет оптимизации всей цепочки подбора). Данные мероприятия позволяют уменьшить стоимость обработки единицы груза.

И не стоит забывать о великой силе кооперации. Этой весной, в период пандемии, когда некоторые предприятия приостановили или ограничили свою работу, мы делали точечные отгрузки под клиентов, которые могли у себя принимать грузы.

Склады наполнялись, некоторые из них переполнялись. Соответственно, оборачиваемость груза по складам падала. Мы не стали брать в аренду дополнительные площади, с тем чтобы не увеличивать свои затраты, вместо этого стали работать с клиентской базой. Находили различные пути решения, с тем чтобы грузы нашим клиентам доставлялись. Это бюджетный способ, на который мы не потратили ни копейки, только рабочее время специалистов.

– Без каких элементов невозможно представить модернизацию складской логистики?

– Без IT-технологий. И это в первую очередь внедрение системы управления складом – WMS, которая помогает управлять товарными запасами в разных аспектах (мы знаем, где находится груз, что с ним нужно сделать, как уплотнить грузы, если это необходимо, и имеем возможность изменить принцип подбора заказа).

Также невозможно представить модернизацию складской логистики без улучшения систем хранения. В частности, использование там, где это экономически эффективно, автоматизированных систем подбора груза (то есть конвейерных, сортировочных линий).

В сборных перевозках при всем разнообразии весогабаритных характеристик грузов применять робототехнику пока достаточно проблематично. В любом случае применение роботов нужно просчитывать с точки зрения экономической эффективности: что мы выигрываем, и как выигрыш во времени отразится на наших финансовых затратах.

– В ноябре 2019 года в статье РЖД-Партнера «Борьба за место под лампой» вы говорили, что под сборные перевозки склады практически не строятся. За полгода что-то изменилось?

– Мы видим, что доля строительства под заказ постепенно возрастает, и это уже тенденция. У девелоперов остается потребность строить и продавать именно складские комплексы, которые больше подходят для риелторов и 3PL. Но все больше проектов изначально все-таки строится под конкретного заказчика.

Интервью «Бизнес глазами логиста»

  1. Антонина Янкович- директор по логистике компанииMercury
  2. Ольга Яшенина-директор по маркетингу компанииSTSLogistics

Холдинг Mercury — один из ведущих поставщиков luxury-сегмента на российском рынке. Компании принадлежат бутики по продаже модных марок Giorgio Armani, Patek Philippe, Dolce & Gabbana, Tod’s, Rolex, Bvlgari, Tiffany & Co., Baccarat, Chopard. Также Mercury является эксклюзивным дистрибьютором на территории России автомобилей марок Ferrari, Maserati, Bugatti и др.

О компании, логистике и о себе, рассказывает Антонина Янкович, директор по логистике модного холдинга.

Антонина, расскажите, почему логистика?

В логистический бизнес я пришла достаточно давно. Закончив в 1995 году Московский авто-дорожный институт, стало очевидным что работать по специальности нет возможности – спрос на инженеров резко упал в связи с сокращением производств, банкротством предприятий, ситуацией в стране. Но уходить совсем далеко от темы транспорта не хотелось. Поняв, что нужны еще знания экономики, в 2001 году я закончила Всероссийскую Академию Внешней Торговли. И начала свою работу в закупках компании ICN Pharmaceuticals Inc. Уже в дальнейшем стало понятно, что опыт в каждом отдельно взятом звене организации цепочек поставок, в совершенно непересекающихся отраслях, дает колоссальное преимущество и существенно расширяет кругозор. В компанию Mercury я пришла два с половиной года назад. Fashion не стал для меня совершенно новой отраслью, но сам бизнес и место логистики в нем, однозначно предполагал что будет и интересно и сложно одновременно.

Многие на новом месте начинают менять персонал, ругать своего предшественника. Кто-то напротив говорит, что все прекрасно и продолжает уже кем-то начатое дело. С чего начали Вы?

Безусловно, компания, которая работает на рынке вот уже 20 лет, не всегда открыта к изменениям. Многие крупные холдинги, напоминают огромное колесо, что бы прокрутить которое требуется усилие команды: сплоченные и хорошо организованные действия. Работая в одном сегменте рынка, взгляд на бизнес становится как бы зашоренным, предлагаемые решения – не предусматривающими все возможные риски или исключающие дальнейшие перспективы развития. Для меня это была задача номер один. Изменить действующие процессы, показать сотрудникам возможности, найти вместе с ними нестандартные решения. При этом очень важным фактором является поддержка руководства, которое заинтересовано в развитии, как бизнеса в целом, так и эффективности отдельных звеньев системы в компании.

На Ваш взгляд логистика продуктов питания и логистика предметов роскоши имеет принципиальное различие? Есть ли какие-то особенности, тонкости?

Организацию цепочек поставок можно сравнить со сложным технологическим процессом. Если каждый участник цепи качественно не выполнит свою работу, потребители не увидят товара на полке магазина, будь то продукты питания, предметы гигиены, одежда или предметы роскоши. Каждый товар пользуется спросом, каждый товар кому-то нужен. Если говорить о различиях, то конечно они есть. Продукты питания требуют температурного режима хранения, контроля срока годности, специального режима для транспортировки. Предметы гардероба хранятся на складе в основном на вешалках, для вещей требуется бережная доставка с РЦ до магазинов, что бы те сохранили товарный вид. Специфика есть всегда, но основы –едины. Товар необходимо заказать, если это импорт- провести таможенное оформление, доставить на склад, распределить по местам продаж, обработать возвраты. Казалось бы все просто, и все же не случайно логистику называют целой наукой J

Антонина, Вы затронули тему возврата. А что компания делает с нереализованной продукцией?

Есть несколько вариантов решения этой задачи. Некоторые бренды готовы отдавать нереализованные размеры на благотворительность. Большинство же переводит остатки из прошлогодних коллекций в стоковые магазины. Производители готовы забирать такие вещи, но к сожалению, процедура реэкспорта не развита в нашей стране, поэтому такое решение задачи, становится практически невозможным.

Случается ли такое, что товары везутся «под заказ»?

Да, такое происходит и не редко. Бывает, что постоянный клиент просит привезти, например костюм, через два-три дня. Такие заказы обслуживаются индивидуально, основной способ доставки в таких случаях –авиа, это позволяет уложиться в сроки и сохранить лояльность клиента.

А какие еще способы доставки товаров используются в компании?

В основном товары везутся из Европы. Сейчас мы пришли к срокам поставки шесть дней, и это авто доставка, включая время на таможенное оформление. Товар дорогостоящий, поэтому мы всегда используем услугу страхования груза, которую нам оказывают страховые компании-партнеры.

Скажите, кризис в экономике отразился на бизнесе компании, количестве поставок?

В целом нельзя сказать, что совсем нет, но и существенных изменений мы не наблюдаем. Покупатели сегмента luxury не так зависимы от колебания курсов, их доход не всегда напрямую зависим от ситуации в российской экономике. Наши клиенты привыкли ходить в вещах конкретного бренда, и даже в кризис они предпочтут купить один костюм полюбившегося производителя, чем два- любого другого из более низкого ценового сегмента. Ощутимее кризис для люксового сегмента, ориентированного на молодежные коллекции. Молодые люди уходят к менее дорогостоящим брендам, не желая отказывать себе в количестве покупаемой одежды.

Какие изменения компания планирует в дальнейшем? Может быть, освоение популярного сейчас канала ecommerce?

Интернет-магазин запущен в нашем холдинге 1,5 года назад. На мой взгляд, он уверено набирает обороты. Все-таки в современном мире популярность интернет-торговли только растет и все больше компаний понимают перспективы развития этого направления продаж. Luxury сегмент не исключение.

В заключение нашей беседы, что бы Вы хотели пожелать сегодняшним выпускникам, которые планируют связать свою карьеру с логистикой?

Я бы сказала им- да! Логистика не просто бизнес- процесс в компании, это настоящий драйв, это возможность проявить не только свои профессиональные навыки, но и творческие, креативные способности. От поставки до доставки лежит огромный труд многих людей. Это можно сравнить с живым организмом, который должен постоянно, четко и слаженно функционировать, и остановка не возможна. Поэтому всем, кто уже встал на этот путь- только вперед!

Как построить карьеру в логистике будущего: 6 советов

1. Выбирайте перспективное направление и место работы

По мере изменения роли логистики трансформируются профессиональная деятельность логистов и сложившиеся вокруг профессии стереотипы. У большинства из нас логистика ассоциируется с перевозкой товаров, комплектацией заказов, хранением товаров на складе. Но, если погрузиться в изучение того, как товары попадают от компании-производителя к конечному потребителю, начинаешь понимать, что все намного сложнее и интереснее.

Сегодня перед логистикой появляются новые вызовы: развиваются каналы продаж (например, бурно растет рынок электронной коммерции), клиенты становятся более требовательными, меняется наше покупательское поведение. И от того, насколько эффективным будет управление каждой частью цепочки поставок, зависит конечная удовлетворенность клиентов.

Сегодня логистика влияет на стратегию развития компании, на разработку и внедрение управленческих решений, на выбор и интеграцию ИТ-технологий. Конечно же, молодой специалист, пришедший на стартовую позицию, не может сразу ощутить всю важность логистики в бизнесе. Зато увидит, насколько интересно и перспективно выбранное направление. Легче всего ощутить это, если первым местом работы становится крупный и современный логистический объект, в котором реализованы все инновации и процесс оптимизации не прекращается никогда.

2. Приходите в логистику сразу после колледжа

Чтобы начать работать на операционной позиции на одной из таких инновационных площадок, достаточно получить среднее профессиональное образование. Российские колледжи предлагают специализированные программы обучения в области логистики, например: «Организация перевозок и управление на транспорте», «Операционная деятельность в логистике» и другие. Однако начать карьеру в логистике может и выпускник колледжа с другой специальностью. Многие службы HR логистических центров организуют обучение для тех, кто приходит на стартовые должности без опыта. В зависимости от выбранной должности новички учатся работать на технике и с системой WMS, получают базовое представление об устройстве складского комплекса и организации складских процессов. Важно, чтобы молодой специалист был технически грамотным, имел навыки работы с информационными системами, был готов осваивать новые технологии (например, голосовой отбор, отбор по световому сигналу) и работать с системами автоматизации.

3. Начинайте со стартовой позиции

Оптимальное начало карьеры в логистике — это работа на стартовых операционных позициях, то есть сотрудником склада, водителем или диспетчером. Такой старт позволяет будущему менеджеру или аналитику на практике понять основные логистические процессы и понять, в каком направлении ему интересно развиваться дальше. Это может быть складская, локальная или международная транспортная логистика, а также специализация на таможенных операциях, планировании поставок или снабжении. Следующим этапом может стать профильное высшее образование и изучение всей цепочки поставок.

4. Приобретайте навыки практической работы на пути к управленческим позициям

Если говорить о работе на складе, то следующей ступенью в развитии может стать позиция бригадира. Для успешной работы понадобятся навыки управления командой и эффективной организации работы.

По мере увеличения зоны ответственности необходимо развивать новые навыки и компетенции. Например, начальник смены должен обладать следующими компетенциями:

  • хорошо знать процессы движения товара на всех участках склада;
  • понимать финансовую составляющую (анализировать затраты и их влияние на операционную деятельность);
  • уметь управлять командой и организовывать работу на отдельном участке и в смене;
  • разбираться в ИТ-системах и новых технологиях, применяемых в логистике.

Как правило, в полной мере этими качествами владеет не тот, кто только что покинул стены университета, а человек, имеющий опыт работы и определившийся со своим интересом именно к логистике. Безусловно, важно подкреплять практические знания изучением теории. Поэтому получение высшего образования для таких сотрудников становится естественной ступенью на пути к повышению до управленческой позиции, такой как руководитель склада.

5. Выбирайте крупные компании для построения карьеры в логистике

Дополнительные преимущества в развитии карьеры предоставляют крупные компании, особенно те, которые оперируют сетями с разветвленной географией. К примеру, в сетях ретейла всегда есть логистические площадки разного уровня — от складов магазинов до центральных распределительных центров, расположенных в разных регионах. В таких компаниях налажена процедура перевода сотрудников в другой регион, в команду открывающейся новой площадки. Для человека, начавшего путь в логистике, это отличная возможность получить повышение до позиции менеджера. Главное, не бояться браться за новые сложные проекты.

Другое преимущество работы в крупной компании — возможность расти и развиваться как по вертикали, так и по горизонтали. Например, объектом амбиций сотрудника может быть не карьера управленца, а возможность специализироваться на интересных ему направлениях. Кроме того, в крупной компании, благодаря большому количеству объектов, всегда существует возможность перехода в новую сферу деятельности, например из складской логистики в транспортную. Кроме того, нередко механизмы релокации позволяют сотрудникам решать свои личные глобальные задачи, например, переехать в Москву и перейти на работу в центральный офис.

6. Демонстрируйте заинтересованность в развитии

При поиске подходящего кандидата специалисты по подбору персонала и нанимающие менеджеры гораздо больше интересуются не профилем образования, а желанием кандидата расти и развиваться, приобретать новые знания в интересной для него сфере. В наше время, когда появляется много новых технологий, знания и опыт быстро устаревают, важно постоянно учиться новому. Одной из ключевых компетенций также становится гибкость и адаптивность к изменениям. Для многих компаний общей тенденцией является создание среды для развития сотрудников в рамках одной организации. Логистические объекты в этом отношении не будут исключением. Команда HR, работающая на объекте, продемонстрирует вам все возможности и перспективы на примерах реальных историй успеха. От вас потребуется желание воспользоваться этими возможностями, быстрая обучаемость и готовность получать знания и навыки. Причем это желание необходимо начать демонстрировать уже на первом телефонном интервью.

Интервью с директором практики логистических решений: ответы на главные вопросы будущего стажера

  • RU / Blog
  • Интервью с директором практики .

Одной из основных и самых успешных консалтинговых практик в российском подразделении Columbus является практика логистических решений. С 2001 года ее эксперты занимаются внедрением и поддержкой собственных программных решений для управления складской логистикой на базе продуктов Microsoft и 1C.
Присоединиться к практике мечтают как опытные специалисты, так и студенты последних курсов. Перед стартом нового набора стажеров в практику логистических решений, ее директор, Константин Савергин, ответил на вопросы о стажировке в Columbus. Интервью получилось насыщенным и содержательным. Если вы сомневаетесь в выборе своего призвания, то ответы специалиста с большим опытом в логистике помогут вам определиться.

Как можно попасть в практику логистических решений Columbus ?

Необходимо проявить интерес к логистике, к консалтингу в этой части, к ИТ-консалтингу и, конечно, подать заявку, наши HR-специалисты всегда на связи.

Нужно только иметь минимальный опыт в логистике или высшее образование в сфере информационных технологий, можно еще не оконченное, было бы здорово, если с уклоном в какие-либо логистические технологии, управление запасами и так далее.

Идеальный стажер, кто он?

Очень бы хотелось, чтобы будущий специалист уже обладал некоторой подготовкой в области информационных технологий. Нам прекрасно подойдут выпускники и студенты каких-либо технических специальностей, касающихся математического моделирования, а если человек уже сейчас понимает, как удовлетворять потребности бизнеса – это, конечно, огромный плюс.

Идеальный стажер либо уже получил высшее образование, либо учится на последнем курсе технического вуза. У него должны быть хорошо развиты навыки коммуникации, также ему необходима стрессоустойчивость, потому что условия, в которых придется работать, зачастую боевые. Идеально, если кандидат уже как-то знаком с логистикой — были определённые курсы, изучил в интернете или читал профессиональную литературу. Здорово, если этот человек, получив техническое высшее образование, уже поработал в какой-либо из WMS-систем. Но, если мы говорим о стажере, это не критично, мы рассмотрим и кандидатов без какого-либо опыта. Columbus, в целом, из тех компаний, которые ценят, так называемый «блеск в глазах».

Какими качествами должен обладать будущий специалист, какие потребуются hard and soft skills?

Здесь определенно есть специфика в части наших, например, складских проектов. Наш будущий специалист не должен бояться работы в полях. Если у финансового консультанта или консультанта по закупкам специфика работы предполагает общение с людьми через компьютер, то специфика предстоящей стажеру работы будет заключаться в живом общении – мы ходим по складам, общаемся с кладовщиками, грузчиками, мы взаимодействуем со складским оборудованием, попадаем в совершенно разные условия. Склады могут быть с определенными температурными режимами, с некоторой спецификой.

Поговорим непосредственно о предстоящей работе. Например, как происходит процесс ввода стажера в проект?

Конечно, стажер привлекается на проект под крылом более опытного специалиста – ведущего консультанта либо старшего консультанта.

У нас много текущих проектов и специалист, скорее всего, с первого дня попадет на один из них. Ему уже будут даны определенные несложные задания, которые в дальнейшем будут развивать в нем навыки в части реализации задач в ИТ-консалтинге и экспертизы в логистике. Сначала это какие-то методологические задачи – описание процесса, разработка определенных сфер процесса. Но постепенно задачи станут касаться системы, которая внедряется на проекте – это настройка, тестирование, дальше это может быть разработка каких-либо функциональных дизайнов на изменение системы и уже взаимодействие с разработчиком. Постепенно будут появляться все более и более сложные задачи.

Получается специалиста уже с первых дней ожидает непосредственная практика?

Да, лично я сторонник реальных боевых задач. Мы обучаем стажеров: проводим презентации логистических технологий, рассказываем, что и как происходит в мире логистики, проводим курсы, касающиеся непосредственно систем. Ведущий консультант показывает информационную систему, на которой будет специализироваться сотрудник, рассказывает о ней.

Расскажи о конкретных примерах!

Например, специалист попал на проект на стадии анализа, где мы изучаем текущие процессы клиента, пытаемся сопоставить их с возможностями системы и описываем эти процессы – формируем требования. Специалист-стажер может участвовать в таком интервьюировании, и его первой задачей будет зафиксировать требования в виде определенных протоколов.

Какие задачи в дальнейшем ожидают стажера?

Описание бизнес-процессов, формирование требований к системе, описание инструкций по системе, тестирование процессов в системе по требованию заказчика, описание функциональных дизайнов на изменение системы, обучение пользователей по заранее подготовленным инструкциям, поддержка пользователей на время ввода в эксплуатацию системы. Здесь хочу отметить, мы также привлекаем стажеров для задач поддержки – это очень хорошая практика. Стажер должен в этом случае разобраться в рабочем процессе, понять требования, изучить, как это требование может быть реализовано в системе и предложить определенное решение.

Стажеру предстоит готовить презентации системы, демонстрационные материалы или демо-показы, ему придется взаимодействовать с разработчиком по реализации той или иной задачи, интервьюировать заказчика. Хотелось бы отметить, что стажеры должны быть готовы к командировкам. Это не будет занимать 100 % их времени. Командировки зачастую занимают от нескольких дней до нескольких недель.

Какие у стажера перспективы для развития.

Мы очень заинтересованы в развитии как стажеров, так и уже состоявшихся специалистов. Нам необходимо видеть, как человек растет в части профессионального понимания, в знаниях в области информационных систем, которые он внедряет, как он становится все большим и большим экспертом непосредственно в сфере логистики. Говоря о росте, если мы видим, что стажер развивается и готов к дальнейшей работе в нашей компании, мы готовы дать ему должность уже полноценного консультанта. Далее, по мере развития навыков, специалист становится старшим консультантом, ведущим консультантом, бизнес-архитектором. В определенный момент появляется вилка развития: работник в большей степени развивает какие-то свои коммуникативные, организаторские способности или углубляется в бизнес-экспертизу – консультирование.

Соответственно, его деятельность принимает уклон либо в сторону управления проектом, либо в бизнес-экспертизу.

Какие навыки развиваются во время стажировки?

Среди навыков, которые развиваются в рамках стажерской программы следует отметить: знание информационных систем, навыки коммуникации, работа в команде, инициативность, ответственность за результат и работа точно в срок.

Чем интересна работа, связанная с логистикой?

Самое классное в нашей работе – это то, что мы наблюдаем реальный эффект. Мы внедряем систему, приходим на склады, видим как люди работают, а задания выдаются системой, все структурировано, оптимизировано. В такие моменты ты испытываешь гордость за себя, за свою команду и компанию. Ты можешь помочь людям, и результаты твоей работы видны и приносят пользу.

Сейчас логистика используется во всех сферах деятельности. Появляется все больше и больше задач по оптимизации тех или иных логистических решений, развиваются логистические технологии в разрезе всей цепочки поставок: управление складом, управление транспортом, управление цепями поставок.

Какие сложности могут возникнуть на проекте?

Например, зачастую объекты, на которых осуществляются наши проекты, работают круглосуточно и иногда приходится выходить ночью, чтобы поддержать систему.

Также сложности могут возникнуть, когда, например, клиенту необходимо в небольшой срок изменить какой-то процесс, придумать какое-либо решение и внедрить его. В конечном итоге, к нам задача может поступить в тот срок, когда уже сложно что-то придумать и удовлетворить клиента, иногда, конечно, приходится отказывать. Но в большинстве случаев мы подбираем определенные решения и укладываемся в сроки.

Еще трудности могут возникнуть, когда необходимо оптимизировать или придумать бизнес-процессы так, чтобы они обеспечивали большие объемы, например, обрабатываемых операций.

В качестве примера могу привести компанию Л’этуаль, где мы недавно реализовали проект. Мы обеспечили комплектации 25 000 интернет-заказов на складе за один день. Соответственно, мы разработали и оптимизировали процесс таким образом, чтобы эта задача была решена.

С чего начиналась твоя карьера в логистике?

Однажды мне довелось автоматизировать распределительный центр одной крупной сети. Там я и сделал свой первый проект.

Я работал руководителем направления по ERP, директором по консалтингу, в своей компании, но в какой-то момент в большей степени стал специализироваться на логистических технологиях. Я нашел свой путь и всегда рад поделиться опытом и знаниями с начинающими ребятами.

А пошел бы на стажировку Columbus?

Сейчас я уже смутно помню себя 20-25 лет назад, но если бы находился на том отрезке жизни, где мне надо было бы развивать в себе какие-то навыки, то Columbus стал бы отличной возможностью. Во-первых, команда специалистов, с которыми мне бы предстояло работать, точно бы мне понравилась, потому что это очень открытые и общительные люди, которые всегда готовы поделиться знаниями, помочь, ответить на любые вопросы. Во-вторых, передо мной бы стояли конкретные задачи на конкретных проектах.

В нашей компании у стажеров появляется возможность не просто изучать теорию по книжкам и онлайн-курсам, а получать реальный практический опыт, понимание, экспертизу на проектах.

Дай кандидатам в стажеры дельный совет! Зажги на прохождение практики в Columbus!

Самый главный совет – для себя необходимо точно решить, что тебе это будет интересно. Если ты чувствуешь, что тебя увлекает логистика и тебе по силам развитие, самообучение, то все получится. Если ты понимаешь, что какие-то определённые задачи, технические, консультационные, обучающие, уже выполнял или в курсе, как это делать, ты чувствуешь в себе силы и есть интерес, то вперед, давай, от вас инициатива – от нас знания и опыт!

У нас реально интересно – увлекательные проекты, множество инновационных логистических технологий, которые мы используем и мощная экспертиза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: