Земли населенных пунктов под кладбище

Правовой режим земель, предназначенных для захоронения

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос современного земельного права – регламентирование использования такого вида земель, как земли для захоронений (погребений). Автор исследует отдельные нормы земельного, градостроительного и гражданского законодательства, в том числе и подзаконных нормативных актов. Приводится понятие земель для захоронения, а также рассматривается порядок их предоставления и использования.

В российском законодательстве существует классификация земель, согласно которой, земли подразделяются по их назначению. Так, выделяют земли под строительство, под дачные участки, земли специального назначения. Особое место в структуре земель занимают участки, отведенные под захоронения. Данный вопрос всегда остается наиболее актуальным, так как с каждым годом растет необходимость в предоставлении все больших площадей под кладбища. Речь о данных землях пойдет в настоящей статье.

Итак, правовое регулирование земельных участков, предназначенных для захоронений умерших, осуществляется на основе норм Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле»[1]. Но существенным недостатком данного ФЗ является то, что в нем отсутствует понятие «земли захоронений», которое используется в Земельном кодексе РФ[2]. Однако, если мы обратимся к статье 4 настоящего Закона, то увидим, что в ней фигурирует такой термин, как «места погребения». Данные участки земли отводятся согласно этическим, санитарным и экологическим требованиям, на которых сооружаются кладбища в целях захоронения останков умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших[2]. Таким образом, полагаем, что понятие земельного участка для захоронений тождественно таким понятиям, как «кладбище» и «место погребения».

В пристальном внимании нуждаются проблемы, существующие на сегодняшний день в области функционирования похоронной отрасли в России. Что касается правового регулирования данной сферы, то оно осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Немаловажным также становится использование судебной практики в области эксплуатации кладбищ.

Выше нами уже упоминался наиболее важный нормативный документ в сфере регулирования похоронной отрасли – ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 года. Вместе с тем, данный документ – не единственный, регулирующий подобные правоотношения в РФ. Поскольку процесс похорон в России является ритуальным обрядом, то важная роль принадлежит Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». П. 2 ст. 16 данного Закона закрепляет правила совершения религиозных обрядов, богослужений и церемоний: их совершение допускается «на кладбищах и в крематориях»[3].

Пункт 2 статьи 15 ФЗ о погребении и похоронном деле устанавливает, что места погребений могут быть вероисповедальными. Но кроме вероисповедальных, законом в п. 1 ст. 18 могут предусматриваться также общественные и воинские кладбища. Назначение общественных кладбищ – осуществление погребений умерших согласно их личному волеизъявлению, или же на основании решения, вынесенного специализированной службой по вопросам похоронного дела. Вместе с тем, погребение на общественном кладбище также может осуществляться «с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций», о чем прямо указано в п. 2 ст. 18.

Но что следует понимать под вероисповедальным кладбищем? Статья 19 вышеуказанного Закона содержит данное определение, кроме того, определяет основные принципы, согласно которым функционируют такие кладбища. Пункт 1 настоящей статьи гласит, что назначение вероисповедальных кладбищ заключается в том, что на их территории могут быть захоронены умершие одной веры. Деятельность таких кладбищ регулируется органами местного самоуправления, но не единолично. Согласно п. 2 ст. 19, органы местного самоуправления должны согласовывать свои действия с соответствующими религиозными объединениями. Но если такие кладбища располагаются в сельских поселениях, то граждане, как правило, самостоятельно поддерживают их функционирование.

Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса[2] устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ[2]. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.

Выше нами были рассмотрены основные источники федерального уровня, регулирующие земельные правоотношения в области захоронений. Среди подзаконных нормативных актов, имеющих важно значение, стоит назвать Постановление от 28 июня 2011 года № 84 [4]. Данное постановление в пункте 3.1 содержит рекомендацию по размещению мест захоронений: следует принимать во внимание вероисповедание и обычаи умерших, в связи с чем, создавать обособленные специализированные участки кладбищ.

Кроме того, в вышеназванном документе содержится требование о рекультивации территорий кладбищ и их участков. Так, повторно использовать территорию, на которой располагалось место захоронения, разрешается по истечении 20-летнего срока с того момента, как место захоронения было перенесено. Но использовать такие земли можно только в целях насаждений. Запрещается на территории бывшего места погребения возводить строения, сооружения, здания. Также под запретом осуществление погребений на закрытых кладбищах.

Территориальные нормативы для размещения кладбищ установлены Постановлением от 25 сентября 2007 года № 74 [5]. Указанный документ устанавливает допустимую площадь для кладбищ, относящихся к смешанному и традиционному захоронению, площадь которых составляет от 20 до 40 га: их санитарная зона должна быть не менее 500 м, кроме того, не допустимо размещать кладбища, площадь которых свыше 40 га.

Важным моментом в Законе о погребении и похоронном деле является то, что передача общественных кладбищ в ведение хозяйствующих субъектов, даже специализированных служб, не предусмотрена. Это обусловлено тем, что земли, предоставленные под кладбища, не являются землями коммерческого пользования, т.е. их нельзя передавать в аренду или хозяйственное ведение. Подтверждением этому служит Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 17206/10 от 18 мая 2011 года[6]: если кладбище находится в ведении хозяйствующего субъекта, а субъект, в свою очередь, наделен полномочиями выделять земельные участки под кладбища, то такое положение дел является существенным противоречием действующему законодательству.

Что касается проблем, которые наиболее остро стоят сегодня в сфере предоставление мест захоронений, то среди них следует отдельно отметить правовые коллизии, наличие существенных законодательных пробелов, а также отсутствие четкого и слаженного механизма регулирования. Это отражается особенно ярко в тех вопросах, которые касаются:
— правового статуса мест захоронений, режима земель, выделенных под кладбища, форм собственности на земли мест погребения, которые допустимы законом, а также возможности установления статуса объекта гражданско-правовых отношений для муниципальных земель кладбищ: их передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление и т.д.;
— правового статуса специализированной службы, ведающей вопросами погребения;
— полномочий специального органа (организации), который бы выделял места под захоронения, осуществлял их регистрацию, а также ведал вопросами установления режима работы мест захоронения;
— правового режима, согласно которому гражданам для захоронения предоставляются земельные участки.

Относительно предоставления земельных участков для погребения, вышеупомянутый Федеральный закон №8-ФЗ в ст. 16 закрепляет гарантии бесплатного предоставления гражданам после смерти участков для погребения. Порядок предоставления и нормы определяется органами местного самоуправления. Следовательно, на основании данного закона, любой гражданин вправе получить на бесплатной основе земельный участок под соответствующие цели, который должен предоставляться специализированной службой.

Важно учитывать существенные различия в порядке предоставления гражданам мест под погребение от того порядка, согласно которому, гражданам предоставляются земельные участки иного назначения, согласно земельному законодательству. Главными отличиями является безвозмездность предоставления участков под захоронение, равенство всех граждан в правах на их получение (т.е. отсутствуют какие-либо категории лиц, которым не предоставляются данные участки), и третье отличие – земельные участки под захоронение не могут предоставляться в пользование или на праве собственности[7]. И здесь, на наш взгляд, следует добавить, что вопрос о юридическом основании предоставления участков для погребения (договор, иное соглашения), остается открытым, так как на сегодняшний день он до сих пор не решен, что является еще одним пробелом действующего законодательства о похоронном деле.

Таким образом, по итогам исследования мы приходим к выводу, что земли, предоставляемые для погребений – это особая категория земель, правовое регулирование которой кардинально отличается от земель обычного гражданского оборота. Так, земли, выделенные под общественные кладбища, не являются коммерческими землями, т.е. запрещается их передача в аренду, хозяйственное ведение и пр. Это объясняется наличием закрепленных в законе гарантий со стороны государства бесплатного предоставления мест для погребения гражданам.

Вышеизложенное означает, что земельные участки, выделяемые под погребение, не являются субъектов товарооборота на рынке ритуальных услуг, а предоставляется публично. Также отметим, что не может расцениваться как совмещение полномочий органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов полномочия специализированной службы, которая предоставляет гражданам участки под захоронение. Кроме того, правовое регулирование вопросов захоронения в РФ является многоотраслевым (здесь применимы различные правовые нормы- гражданского, земельного, градостроительного права, а также санитарные правила и нормы).

Статья 49. Зона кладбищ и крематориев (С-1)

Статья 49 . Зона кладбищ и крематориев (С-1)

1. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне кладбищ и крематориев (С-1) приведены в таблице статьи 22 настоящих Правил.

2. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

1) предельный максимальный размер земельного участка — 40,0 га, предельный минимальный размер земельного участка — 0,02 га;

предельный минимальный размер земельного участка для подземных автостоянок, механизированных автостоянок, открытых площадок для стоянки транспортных средств — 0,01 га;

предельный минимальный размер земельного участка для объектов благоустройства, фонтанов, малых архитектурных форм, объектов монументально-декоративного искусства, средств визуальной информации, защитных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, объектов метрополитена, диспетчерских пунктов, объектов коммунального назначения, автономных источников электроснабжения, линий электропередач, комплектных трансформаторных подстанций наружной установки, трансформаторных подстанций, центральных тепловых пунктов, мини-ТЭЦ, котельных, распределительных пунктов, автономных источников теплоснабжения, насосных станций, очистных сооружений ливневой канализации, объектов инженерно-технического назначения, контрольно-пропускных пунктов, гидротехнических объектов, сооружений связи, строительных площадок, общественных уборных — 0,001 га;

предельный максимальный размер земельного участка для нестационарных объектов — 0,1 га, предельный минимальный размер земельного участка для нестационарных объектов — 0,0002 га;

2) минимальный отступ от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, — 3 м;

минимальный отступ от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, для защитных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, автостоянок, подземных автостоянок, механизированных автостоянок, открытых площадок для стоянки транспортных средств, объектов метрополитена, диспетчерских пунктов, объектов коммунального назначения, автономных источников электроснабжения, линий электропередач, комплектных трансформаторных подстанций наружной установки, трансформаторных подстанций, центральных тепловых пунктов, мини-ТЭЦ, котельных, распределительных пунктов, автономных источников теплоснабжения, насосных станций, очистных сооружений ливневой канализации, объектов инженерно-технического назначения, контрольно-пропускных пунктов, гидротехнических объектов, сооружений связи — 1 м;

минимальный отступ от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, для объектов благоустройства, фонтанов, малых архитектурных форм, объектов монументально-декоративного искусства, средств визуальной информации, строительных площадок, общественных уборных при условии соблюдения безопасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия — 0 м;

3) предельное максимальное количество надземных этажей зданий, строений, сооружений — 3 этажа;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, — 70 %;

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка для объектов благоустройства, фонтанов, малых архитектурных форм, объектов монументально-декоративного искусства, средств визуальной информации, защитных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, автостоянок, подземных автостоянок, механизированных автостоянок, открытых площадок для стоянки транспортных средств, объектов метрополитена, диспетчерских пунктов, объектов коммунального назначения, автономных источников электроснабжения, линий электропередач, комплектных трансформаторных подстанций наружной установки, трансформаторных подстанций, центральных тепловых пунктов, мини-ТЭЦ, котельных, распределительных пунктов, автономных источников теплоснабжения, насосных станций, очистных сооружений ливневой канализации, объектов инженерно-технического назначения, контрольно-пропускных пунктов, гидротехнических объектов, сооружений связи, строительных площадок, общественных уборных устанавливается равным всей площади земельного участка за исключением площади, занятой минимальными отступами от границ земельного участка.

3. В случае если земельный участок или объект капитального строительства находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий, на них устанавливаются ограничения использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

>
Зона объектов санитарно-технического назначения (С-2)
Содержание
Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 г. N 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
  • Правовое управление (Юридическая служба)
    • Налогообложение
    • Земельные вопросы
    • Имущественные вопросы
    • Пенсионное обеспечение
    • Образование
    • Комментарии юриста
  • Другие документы

Главные новости

В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина

В день памяти равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по новопреставленному насельнику Валаамского монастыря архимандриту Мефодию (Петрову)

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной насельника Валаамского монастыря архимандрита Мефодия (Петрова)

Святейший Патриарх Кирилл встретился в Казани с мусульманскими религиозными лидерами

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации

Статья юрисконсульта Юридической службы Московской Патриархии Веры Захаренко опубликована в августовском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2012 год.

Проблемы функционирования похоронной отрасли в Российской Федерации требуют особого внимания в том числе и в связи с вопросом создания и эксплуатации вероисповедальных кладбищ. В настоящее время нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России осуществляется на основании федерального законодательства, а также законов субъектов Федерации. Необходимо учитывать также судебную практику по вопросам эксплуатации кладбищ.

Важнейшим нормативным документом, обеспечивающим правовое регулирование похоронного дела, является Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ.

При этом следует учитывать положение п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться «на кладбищах и в крематориях».

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона о погребении и похоронном деле, места погребений могут быть вероисповедальными. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Закона предложения по созданию мест погребения могут вноситься «массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ».

Закон предусматривает создание помимо вероисповедальных также общественных и воинских кладбищ. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела (п. 1 ст. 18 Закона). Однако и на общественных кладбищах погребение может осуществляться «с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций» (п. 2 ст. 18).

В ст. 19 закона содержится определение вероисповедальных кладбищ, а также устанавливаются основные принципы их функционирования. Согласно п. 1 ст. 19, вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями (п. 2 ст. 19). Что касается вероисповедальных кладбищ, расположенных на территориях сельских поселений, то их деятельность может осуществляться гражданами самостоятельно.

Согласно Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, вероисповедальные кладбища или участки кладбищ должны проектироваться с учетом требований и традиций религиозных организаций и конфессий (п. 9.10). Вероисповедальные участки кладбищ отделяются зоной моральной защиты шириной не менее 20 м (п. 9.11). На вероисповедальных кладбищах или участках рекомендуется предусматривать ритуальные зоны с культовыми сооружениями или зданиями для проведения обрядов прощания и поминовения (п. 9.12).

Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 ЗК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»». В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ.

Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2).

Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3).

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции.

Согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 17206/10 от 18 мая 2011 года, нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

Эти важные аспекты правового регулирования функционирования вероисповедальных кладбищ необходимо учитывать при создании и организации мест погребения умерших православного вероисповедания.

В какую категорию земель перевести земельный участок под кладбище из земель сельскохозяйственного назначения?

В какую категорию земель перевести земельный участок под кладбище из земель сельскохозяйственного назначения? В категорию земель промышленности или особо охраняемые территории?

Ответы на вопрос:

Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 СК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 СК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ.

Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2).

Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3).

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции.

Кладбища: к какой категории земель относятся и возможно ли расширение ритуальной зоны?

Кладбища: к какой категории земель относятся и возможно ли расширение ритуальной зоны?

Места погребения занимают значительную площадь вблизи населённых пунктов, а иногда расположены в самом центре городов, застраивавшихся несколько десятков лет.

Эта сфера бытия человека сегодня сталкивается с неоднозначным отношением к захороненным останкам. Особенно там, где земля имеет высокую стоимость. Но государством предусмотрено выделение соразмерных площадей для нужд усопших.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

К какой категории относятся?

В определении категории земельного массива для размещения кладбища имеются разновидности. Дело в том, что места захоронения делятся на ритуальные пространства мест общего назначения и историко-культурное наследие. Из этих особенностей вытекает законодательство, источники которого регулируют земельные и гражданские отношения в данной сфере.

В частности Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.96 г. «О погребении и похоронном деле», изложенными в п.4 ст.16 положениями, указано, что такие территории выделяются местным муниципалитетом, посредством зонирования, из земель категории населённых пунктов. Земли под кладбище могут принадлежать:

  1. Согласно нормам п.1 ст. 99 ЗК РФ, к местам культурно-исторических зон населённого пункта. В основном, когда речь идёт о мемориалах.
  2. Согласно п. 13 ст. 35 ГрК РФ – к специальным зонам, выделенным из числа земель населённых пунктов.

В классификаторе видов разрешённого использования кладбища выделяются из земель общего назначения и определяются как «ритуальные зоны» с кодом – 12.1.

Возможно ли расширение ритуальных зон?

Государство предусматривает, что зоны захоронения требуют расширения или новой локализации. Поэтому, безусловно, действия по охвату дополнительных территорий вполне правоспособны и юридически корректны.

Однако данная процедура обусловлена рядом резолюций, которые требуют от муниципалитета строгой отчётности и взвешенности таких действий. То есть, согласно ФЗ № 8-ФЗ, расширение ритуальных участков или формирование новых требует нижеследующего:

  1. Разработки и предоставления плана развития указанной зоны.
  2. Межевого проекта ритуальной зоны.
  3. Специального разрешения с положительным заключением экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Это, естественно, с учётом того, что обозначенные территории граничат с жилыми домами граждан. Защитная зона удалённости от городского кладбища должна быть не менее 500 м.

Можно ли изменить назначение участков?

Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:

В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую. В действие в данном случае вступают другие законодательные акты. Главная опора делается на нормативы санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и экологических положений.

Соответственно им, после того как действующее кладбище переносится в новое место, рекультивация старого допустима только по истечении двадцатилетнего срока. На основании актов, представленных местным муниципалитетом, и полученных заключений уполномоченных санитарных Служб, категория земель или вид разрешённого использования могут изменяться.

Но возможности перевода территории кладбища в другие категории ограничены. По преимуществу здесь могут располагаться зелёные зоны, но ни в коем случае – жилые кварталы.

Возможные сложности

Главная сложность проистекает из особенностей ритуальных мест. Они всегда относились к сакральным территориям, хранящим память об ушедших близких людях жителей населённого пункта. Поэтому имеют особенную моральную ценность.

Кроме этого в процедуру эксплуатации кладбищенской земли вмешивается Закон № 125-ФЗ от 26.09.97 г. – о свободе совести и деятельности религиозных организаций. Согласно таковому, кладбища требуют разделения на сектора, в которых могут происходить служения согласно вере усопших.

Целесообразная в моральном смысле традиция затрудняет общий учёт земель, так как захоронения в данном случае проводятся не планово, а с учётом выделения мест в соответствующем секторе на вероисповедальном кладбище.

Соответственно, данный факт привлекает к вопросам управления и эксплуатации религиозные конфессии и организации, которые выносят свои требования местным властям. Нередко требования заключаются в организации каждого сектора в соответствии с вероисповедальным обрядом.

Следующий важный момент связан с повсеместной коммерциализацией похорон. Эта проблема отражается не только на родственниках усопших, но и на должностных лицах, отвечающих за обслуживание ритуальной территории.

Всё это не случайно, так как многие региональные и поселковые власти халатно относятся к нуждам кладбищ. Нередко под них выделяются массивы, которые больше ни на что не пригодны. Например, подлежащие затоплению в весенний сезон территории. К сожалению, они не задумываются о том, что проникновение останков в водоёмы может обернуться серьёзной проблемой.

Кладбищенские земли располагаются на прилегающих к населённому пункту массивах. Их возникновение, перенос и закрытие опираются на нормы законодательства. Кроме Земельного и Градостроительного кодексов здесь вступают в силу дополнительные нормы, регулирующие санитарное, экологическое содержание деятельности, а так же – вмешательство охранных культурных мероприятий, и требования религиозных конфессий и организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: