Как заключить прямой договор с заказчикомгрузоперевозки
Прямой контракт
Для осуществления международной торговой сделки, резидент обязан заключить внешнеторговый контракт на приобретение или продажу товара с не резидентом. В данной ситуации внешнеторговый контракт является центральным документом, от вида и условий которого зависит вся структура и порядок работы.
- Что такое прямой контракт
- Главные условия прямого контракта
- Документы, необходимые для грузоперевозки на прямой контракт
- Из чего состоит прямой контракт
- Преимущества прямого контракта
Что такое прямой контракт
Под прямым контрактом подразумевается контракт, заключенный непосредственно между продавцом-производителем и потребителем-импортером. Как правило, грузоперевозка по прямому контракту является наиболее популярной и востребованной. Процедура проверки документов и таможенной стоимости упрощается. При поставке, согласно условиям прямого контракта, главным пунктом является таможенное оформление товара по реальным закупочным ценам. Ранее импорт на прямой контракт был характерен преимущественно европейским странам.
Главные условия прямого контракта
- официальная оплата продукции производится поставщику с валютного счета компании грузополучателя или импортера;
- оплата таможенных платежей рассчитывается от реальной стоимости товара.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации контролирует стоимость импортируемой продукции при помощи стоимостных рисков. Процент ввозимых товаров на прямой контракт на территорию России стал намного выше. Импортеры все чаще заявляют в декларациях реальную стоимость продукции.
Документы, необходимые для грузоперевозки на прямой контракт
- договор, который заключили импортёр и производитель продукции;
- подробное описание груза: вес, номенклатура, габариты;
- инвойс и экспортная декларация, где обязательно указывается реальная стоимость товара;
- платёжное поручение, подтверждающее, что продукция оплачена в полном объёме;
- прайс-лист изготовителя, как факт подтверждения того, что стоимость, указанная в прайсе и инвойсе одинаковая;
- разрешительная документация (декларация соответствия, сертификат соответствия);
- действующий договор с перевозчиком груза;
- транспортный счёт с разбивкой по маршруту движения.
Из чего состоит прямой контракт
Каждый прямой контракт составляется индивидуально и согласно пожеланиям конкретного клиента, но в основном включает в себя предоставление следующих услуг.
- международные грузоперевозки. Наши специалисты подбирают оптимальный маршрут и вид транспортировки, учитывая стоимость, вид груза и необходимые сроки доставки. Это могут быть сборные и генеральные грузы, мультимодальные перевозки и прочее;
- сопровождение груза. Контроль каждого этапа перевозки, оперативное реагирование при возникновении малейших проблем;
- таможенное оформление. Сбор и подготовка всех необходимых документов для таможенного оформления груза, подбор ТН ВЭД кодов, уплата таможенных платежей;
- хранение. Организация временного хранения груза на складах СВХ;
- финансовые услуги. Обеспечение безопасности финансовых потоков, за счет использования традиционной банковской системы.
Преимущества прямого контракта
При выборе таможенного оформления по «прямому контракту» импортер из РФ напрямую договаривается с европейским производителем и заключает с ним прямой контракт. Перевозка на прямой контракт сегодня является самым популярным вариантом ведения ВЭД-деятельности со следующими неоспоримыми преимуществами:
- безопасность: у таможенных и налоговых органов не возникнет вопросов к вам и вашей компании, так как при таком способе перевозки соблюдаются все требования законодательства Российской Федерации;
- надежность ведения бизнеса: вы не передаете право собственности на товар от момента оплаты иностранному поставщику до доставки товара в РФ и постановки его на баланс. У вас есть все документы легальной поставки товара и уплаты налогов. Вам не страшны проверки, так как у вас есть полный комплект документов и все ваши действия легальны;
- соблюдение сроков: риск задержки товара на таможне минимален. У проверяющих органов, как правило, не возникает вопросов к грузам, перевозимым на прямой контракт.
- экономия времени: нет временных затрат на перевод валюты;
- стоимость: не нужно оплачивать дополнительный процент за финансовое сопровождение.
Наша компания специализируется на таможенном оформлении грузов исключительно по прямому контракту, который на сегодня является единственно правильной и законной схемой ведения ВЭД.
Как заключить прямой договор с заказчикомгрузоперевозки
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ИП, находящийся на УСН (объект налогообложения — «доходы минус расходы») и занимающийся грузоперевозками, заключает с клиентами договоры транспортной экспедиции (договоры о перевозке грузов). В штате пока никого нет. Водители двух категорий: первая категория — водитель, перевозящий груз на своей машине, вторая категория — водитель, перевозящий груз на чужой машине. Все водители — физические лица. Груз перевозится по принципу такси: появился заказ, водитель выполнил заказ. Оплата сдельная, по факту выполнения заказа.
Как правильно оформить отношения с водителями?
Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Согласно ст. 805 ГК РФ если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Таким образом, принимая во внимание, что по общему правилу экспедитор по договору транспортной экспедиции может как привлечь к исполнению обязательств по такому договору третье лицо без согласия клиента, так и исполнить обязательство лично, в рассматриваемой ситуации с водителями, указанными в вопросе, могут быть заключены следующие гражданско-правовые договоры.
Договор перевозки
Учитывая, что транспортные средства, на которых водители выполняют перевозку грузов, не принадлежат на каком-либо праве самому индивидуальному предпринимателю, последний может заключить с указанными лицами от своего имени договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), передав по данному договору для перевозки груз, вверенный ему клиентом.
Такой договор может быть рамочным (ст. 429.1 ГК РФ), то есть предусматривать общие условия перевозки, а в отношении каждой конкретной перевозки на базе рамочного договора будут заключаться отдельные договоры перевозки в отношении конкретного груза. Такие договоры согласно прямому указанию п. 1 ст. 429.1 ГК РФ могут заключаться в том числе путем подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.
За перевозку грузов индивидуальный предприниматель будет обязан уплатить лишь провозную плату, если иное не предусмотрено договором между ним и перевозчиком (ст. 790 ГК РФ).
Особо подчеркнем, что при заключении договора перевозки последняя будет считаться осуществляемой от имени перевозчика, а не индивидуального предпринимателя, поскольку он будет рассматриваться лишь в качестве грузоотправителя.
Договор аренды транспортного средства с экипажем
Данный договор однозначно может быть заключен с первым водителем, у которого транспортное средство, используемое для перевозки грузов, находится в собственности, так как имущество в аренду могут передавать либо его собственники, либо иные лица, уполномоченные на это законом или собственником (ст. 608 ГК РФ).
Однако если второй водитель, управляющий не принадлежащим ему автотранспортным средством, получит разрешение от его собственника на передачу его в аренду (субаренду) (п. 2 ст. 615 ГК РФ), то указанный договор может быть заключен и с этим водителем тоже.
Напомним, что по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель не только предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование, но и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
При этом арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ), а на арендатора возлагается обязанность нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное прямо не предусмотрено договором аренды (ст. 636 ГК РФ).
Обращаем внимание, что при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем перевозка будет считаться осуществляемой непосредственно от имени индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем и при заключении договора перевозки, и при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, из определения перевозчика, содержащегося в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», следует, что таковым может являться либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель.
Во-вторых, из определения водителя транспортного средства, приведенного в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), вытекает, что водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Безусловно, при заключении того или иного договора на его стороны не возлагается обязанность проверять наличие или отсутствие у контрагента статуса индивидуального предпринимателя. При этом определенные последствия в случае заключения договора с лицом, которое должно было зарегистрироваться для осуществления той или иной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, но не сделало этого, предусмотрены законодательством только для данного лица.
Тем не менее следует помнить, что ч. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ установлены специальные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки грузов на основании договора перевозки, связанные с эксплуатацией используемых для этого транспортных средств и организацией работы водителей. Поэтому нельзя совершенно исключить того, что к индивидуальному предпринимателю в рассматриваемом случае не будут предъявлены претензии со стороны контролирующих органов, особенно в случае заключения договора аренды транспортного средства с экипажем.
В заключение отметим, что при принятии водителей на основании трудового договора принадлежащее непосредственно данным водителям имущество (в том числе и автотранспортное средство) может использоваться работодателем для своих нужд как на основании специального соглашения между работником и работодателем, заключенного в соответствии со ст. 188 ТК РФ, так и на основании договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
При этом работодатель будет обязан соблюдать требования, установленные ч. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, в том числе назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок; организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в установленном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
21 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Взаимоотношения «грузовладелец — посредник — перевозчик»
Рассмотрим более подробно правовые отношения, возникающие между грузовладельцем, посредником и перевозчиком. Под грузовладельцем будем понимать грузоотправителя или грузополучателя, а под посредником – организацию или индивидуального предпринимателя, который принимает заявки на перевозку груза от грузовладельца, занимается поиском наёмного транспорта и находит его у перевозчика. Допустим, что в этой цепочке посредник только один.
Будем рассматривать наиболее распространённую схему, которая общепринята в нашей стране на настоящий момент. Большинство отклонений от описанной схемы не слишком существенны, чтобы разбирать их отдельно друг от друга.
Итак, посредник и грузовладелец заключают договор. Обычно грузовладелец именуется в этом договоре «Заказчик», «Грузоотправитель» или «Грузополучатель», а посредник – «Исполнитель» или «Экспедитор», реже «Перевозчик». После этого грузовладелец даёт задание посреднику найти транспорт для перевозки определённого груза по определённому маршруту. После того как посредник находит машину для выполнения заказа грузовладельца, ему по электронной почте или по факсу присылается заявка, в которую посредник вписывает данные автомобиля и водителя, после чего отправляет эту заявку грузовладельцу. Между посредником и перевозчиком происходит примерно такой же документооборот – договор и заявка, в которых посредник именуется «Клиентом», «Заказчиком» или «Экспедитором», а перевозчик – либо «Исполнителем», либо, собственно, «Перевозчиком».
Следует отметить, что согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается составлением грузоотправителем транспортной накладной по утверждённой форме (ст. 6 Постановления правительства от 15.04.2011 №272). Посредник не является стороной, участвующей в перевозке груза, так как в соответствующих нормативно-правовых актах указаны стороны, участвующие в процессе перевозки грузов – это грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.
Перевозчик подаёт транспорт на погрузку согласно заявки посредника, грузоотправитель составляет транспортную накладную, в которой, обычно, в качестве перевозчика фигурирует посредник. Получается интересная с юридической точки зрения ситуация: с одной стороны в качестве перевозчика в 10-ом разделе транспортной накладной указывается организация, которая должна нести ответственность за груз в процессе перевозки (и чаще всего её несёт), с другой стороны – эта организация не присутствует на погрузке, не принимает груз и не осуществляет непосредственно перевозку груза. Грузоотправитель, в свою очередь, имеет реальную возможность узнать наименование организации или индивидуального предпринимателя, выполняющего перевозку, но не пользуется ей (в соответствии со ст. 10, п. 1 УАТиГНЭТ, водитель при приёме груза для перевозки предъявляет удостоверение личности и путевой лист, в котором указывается наименование организации, выдавшей его).
Таким образом, в этой цепочке заключаются два договора:
- Договор перевозки — между грузоотправителем и посредником.
- Смешанный непоименованный договор с элементами договора перевозки, договора представительства, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, агентского договора (возможны вариации) — между посредником и перевозчиком.
Каковы последствия совершения такой сделки? Их несколько, но все они не очень приятные:
Пятнадцатый раздел транспортной накладной содержит сведения о провозной плате: стоимость услуг, оплата дополнительных расходов, возникших в ходе перевозки и т.д. Часто этот раздел не заполняется грузоотправителем. В этом случае перевозчик может воспользоваться своим правом, данным ст. 424, п. 3 ГК РФ: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги«, либо предъявить грузоотправителю прейскурант, действовавший на момент совершения перевозки, основывая свои действия ст. 8 Постановления правительства от 15.04.2011 №272: «До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы». Цены в прейскуранте могут быть в несколько раз выше цен, установленных в договоре перевозки между грузовладельцем и посредником, который является недействительным.
Выходом из данной ситуации может служить заключение с посредниками агентских договоров в соответствии с главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае посредник (агент) должен будет предоставлять отчёты о своей деятельности, следовательно, грузовладелец будет реально видеть размер агентского вознаграждения. Разумеется, самым лучшим вариантом, при котором грузовладелец будет спокоен за свой груз, будет работа с непосредственным перевозчиком.
- транспортная накладная – это не просто «документы на груз», а подтверждение заключения договора перевозки, в котором определяются стороны – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель;
- неправильное заполнение транспортной накладной может привести к самым серьёзным последствиям;
- наилучшим выходом для грузовладельца, при невозможности работать с непосредственным перевозчиком напрямую, является работа с посредником по агентскому договору в полном соответствии с 52-ой главой Гражданского кодекса, либо по договору об оказании информационных услуг.
Как правильно по договору оформить перевозку груза автотранспортом?
Договор — первый шаг к заключению сделки согласно закону об автомобильном транспорте. Это позволяет прояснить все моменты сотрудничества. Если речь идет о коммерческих перевозках, то необходимо знать, какие виды договоров существуют, в чем их особенность, а также как оформить разногласия, которые возникли между сторонами до того, как те скрепят соглашение подписями и печатями.
Виды договоров
При оформлении перевозки груза используется одна из приведенных ниже форм.
Организация грузовых перевозок
По условиям этого договора, перевозчик обязуется транспортировать грузы, предоставленные отправителем в оговоренное время. Документ не устанавливает условия для конкретной перевозки, но отношения между сторонами приобретают некую стабильность. Это позволяет уменьшить риски и потери, спланировать деятельность, подчеркивает долгосрочность отношений, их выгоду и снижение рисков для подписантов.
Договоры об организации заключаются только в письменной форме. Основными условиями является фиксация следующих моментов:
- Минимальные и максимальные объемы перевозок.
- Сроки.
- Графики подачи автомобилей.
- Порядок погрузки и выгрузки, используемая техника.
- Процедура взвешивания.
- Дополнительные условия предоставления транспорта с одной стороны, грузов — с другой.
- Порядок проведения расчетов, иные условия.
По такому договору, каждая перевозка требует выдачи транспортной накладной.
Разовый договор
Этот вид контракта считается заключенным, когда заказчик взялся за перевозку груза, то есть принял заявку к исполнению. Заказ оформляется отправителем письменно, в свободной форме, и передается перевозчику. На рассмотрение последнему отводится три дня, после чего транспортная компания или ИП должны проинформировать заявителя о принятом решении. Подтверждением контракта является товарно-транспортная накладная.
Чтобы оговорить все особенности перевозки, разовые договоры оформляют в письменной форме. Основные разделы — это предмет соглашения, права и обязанности подписантов, условия приемки и перевозки, стоимость, расчеты, ответственность, форс-мажорные обстоятельства, порядок разрешения споров. В документе также указываются реквизиты сторон. К договору необязательно прилагать заказ. Однако требование к наличию ТТН остается в силе, независимо от того, как оформлено соглашение.
Фрахтование, или чартер
Это третий вид договора на перевозку грузов. Взаимоотношения по нему напоминают аренду транспортного средства с водительским составом. Однако здесь не предусматривается владение и пользование автомобилем, а за владельцем закрепляется право, связанное с эксплуатацией техники.
Подписантами в данном случае являются фрахтователь — лицо, которое заказывает и оплачивает услугу, и фрахтовщик — тот, кто ее предоставляет.
Чартер возможен, когда представитель грузовладельца сопровождает перевозимое, а также если не предусматривается учета движения ТМЦ. Это предусмотрено Уставом, утвержденным Федеральным законом об автомобильных перевозках.
Договор фрахтования, который не предусматривает учета товарно-материальных ценностей, составляется, когда необходимо перевезти снег, строительный мусор, бытовые отходы и другие подобные грузы. В этом случае отсутствует грузополучатель.
Для содержания договора характерна такая особенность, как право фрахтователя (заказчика) требовать предоставления определенного вида транспорта — частично или полностью. В таком случае исполнитель не может сделать замену автомобиля без согласия контрагента. Чартер дает заказчику возможность в зависимости от своих потребностей договориться о маршруте, сроках доставки, местах погрузки.
Еще одной особенностью является то, что перевозчик не может самостоятельно принимать решение о транспортировке дополнительных грузов, пассажиров. Заказчик в таком случае наделяется правом удалить с борта автомобиля лишние товары, имущество или людей. Если автотранспортная компания не согласна выполнить это условие, то договор может быть расторгнут или снижена оплата. В таких случаях клиенты нередко заставляют автотранспортную компанию возместить понесенные убытки.
Если перевозку сопровождает представитель владельца груза, то водитель не выполняет экспедицию и не отвечает за сохранность транспортируемого. Экспедитором считается представитель собственника груза, который и производит сдачу имущества по назначению. В то же время водитель несет ответственность за управление подвижным составом.
В соответствии с законодательной базой, договор страхования составляется в форме заказа-наряда на предоставление борта для перевозки, образец которой приводится в приложениях к Уставу автомобильного транспорта. ТТН здесь не требуется.
Согласно нормам, заказ-наряд подается фрахтовщиком, и тот обязан рассмотреть его в трехдневный срок, после чего проинформировать фрахтователя о принятом решении. В случае отказа подаются письменные объяснения причин.
Договор составляют в трех экземплярах, каждый из которых является оригинальным. Выдаются они так: один — фрахтователю, два — фрахтовщику. Если стороны представляют собой предприятие или индивидуального предпринимателя, то на документе рядом с подписями ставят фирменные печати.
Товарно-транспортная накладная, по законодательству об автомобильных перевозках, нужна для учета товарно-материальных ценностей, когда те перевозятся с использованием транспортных средств, в частности, автомобильных. ТТН обычно оформляется отправителем. Этот документ в бухгалтерии используют для списания ТМЦ с баланса владельца груза и оприходования у получателя. Существует практика, когда эта форма используется вместо ТОРГ-12.
ТТН состоит из двух частей, определяющих взаимоотношение между такими сторонами:
- Товарная — между грузоотправителем и грузополучателем. Соответственно первая на основание этого документа проводит списание, вторая — оприходование.
- Транспортная — между грузоотправителем, заказчиком и перевозчиком, владельцем подвижного состава, служит для учета выполненной услуги и расчета между участниками договора.
Количество издаваемых экземпляров соответствует трем, все являются оригинальными. Распределяются они следующим образом:
- первый — заказчику для списания товара;
- второй — получателю для оприходования ТТЦ;
- третий — перевозчику.
Накладную выписывают на одну или более партию груза. При этом под грузом может пониматься наименования продукции, которая транспортируются по одному товарораспорядительному документу. Накладных оформляют столько, сколько автомашин задействовано в перевозке. Если груз помещают в контейнеры, то к накладной прилагают сопроводительную ведомость.
Пункты ТТН содержат следующие графы:
- Отправитель.
- Получатель (если это физические лица, то для них предусмотрена специальная строка).
- Название груза (количество, стоимость, цена не указываются).
- Перечень сопроводительных документов, если такие есть (сюда вписывают сертификаты, паспорта качества, другие, в том числе и предусмотренные ДОПОГ).
- Указания грузоотправителя (указывается ценность, если она объявлена этой стороной).
- Прием груза.
- Сдача груза (в графы 6,7 вписывают дату, час подачи автомобиля для погрузки и выгрузки товаров в соответствии с договором и по факту).
- Условия перевозки (если ничего не указано, то действуют в соответствии с Федеральным законом о перевозке грузов автомобильным транспортом за № 259 от 8.11.07).
- Информация о принятии поданной заявки к исполнению (печать организации или индивидуального предпринимателя).
- Перевозчик (указывают Ф.И.О. лица, ответственного за перевозку, а также водителя, телефоны обеих).
- Транспортное средство (указывают грузоподъемность (тонны), вместимость (куб. м).
- Оговорки и замечания.
- Прочие условия (если груз относится к категории опасных или крупногабаритных, то указывают реквизиты специального разрешения и маршрут).
- Переадресовка (указываются новые реквизиты доставки, если в этом возникла необходимость).
- Стоимость услуг и порядок расчета (належит вписать конечную сумму).
- Дата составления, подписи.
- Отметки отправителей и получателей (вписывают нарушения, допущенные заключившими договор, после оформления акта указывают его реквизиты).
Пункты 1–6 заполняет грузоотправитель, 8–15 – перевозчик, 7, 16 — обе стороны, 17 любой из подписантов или получатель.
Если возникли разногласия
В этом случае применяется протокол разногласий. Это документ, составляемый лицом, получившим проект договора и не согласным частично или полностью с предложенными условиями. Существование протокола говорит о готовности к заключению сделки, но на иных позициях.
Сторона, которая получила протокол, в случае своего согласия, ставит подпись под текстом. Тогда считается, что договор действительный, но с учетом условий, изложенных в протоколе. Если часть новых предложенных позиций не устраивает контрагента, то составляют еще один протокол — согласования разногласий.
Случаем, требующим написания такого документа, является использование типовых договоров. Протокол позволяет выделить индивидуальные условия для конкретного клиента.
Вопрос о том, как оформить перевозку груза автотранспортом, крайне важен, поскольку обеспечивает почву для успешного сотрудничества. Поэтому перед подписанием бумаг и клиент, и исполнитель, должны прочесть каждое слово и учесть все условия. В противном случае могут возникнуть конфликты, которые иногда заканчиваются судебными разбирательствами и репутационными потерями.
Договор грузоперевозки
Участники договорных отношений
Субъектный состав договора перевозки ограничен лишь условиями правоспособности, правосубъектности и дееспособности. В остальном сторонами правоотношений, связанных с услугами транспортирования грузов, могут выступать как предприятия и организации, так и частные лица.
Участниками конкретного договора грузоперевозки выступают:
- перевозчик, который обязуется перевезти доверенный ему груз и вручить их получателю;
- отправитель, который обязан в полном объеме и в срок оплатить транспортные расходы.
Как правило, гражданские грузы перевозятся общедоступным транспортом, то есть любой гражданин или организация вправе рассчитывать на своевременную и безопасную доставку его груза по назначению.
Тип договора грузоперевозки – возмездный. Государственные законы РФ и ведомственные документы по каждой транспортной отрасли регламентируют взаимоотношения сторон договора. Одним из основных правил является обязанность перевозчика ознакомить заказчика транспортных услуг с действующими тарифами на перемещение груза.
Документы на перевозку грузов
Считается, что отправитель вступил в правовые отношения с грузоперевозчиком при следующих условиях:
- транспортная организация приняла от отправителя заказ (заявку) на перевозку ваших материальных ценностей;
- перевозчик выдал отправителю транспортную накладную.
Существуют следующие виды транспортных накладных, в зависимости от того, каким транспортом буду транспортироваться грузы:
- при перевозке по железной дороге это железнодорожная транспортная накладная,
- при перевозке автомобилями- транспортная накладная,
- при перевозке речным судоходным транспортом такая накладная носит название «коносамент»,
- морские перевозки оформляются чартером, коносаментом,
- перевозки воздушные требуют оформления почтовой или грузовой накладной.
Содержание вышеперечисленных накладных регламентируется кодексах и уставами соответствующих транспортных отраслей.
Условия транспортирования
В первую очередь договор, касающийся перевозки грузов – это договор возмездной услуги. Поэтому, предметом договора обязательно будет выступать не вещь и не сам груз, а оказание перевозчиком услуг по транспортировке и передаче получателю груза.
Поскольку договор грузоперевозки является возмездным правоотношением, договор обязательно должен содержать в себе обязанность грузоотправителя своевременно и в полном объеме оплатить транспортные расходы.
Помимо этого, в договоре в обязательном порядке нотифицируются:
- имена или наименования участников договора;
- место и дата заключения договора;
- описание груза, включающее его название- весовые, объемные и количественные характеристики, размеры вместе с упаковкой и т.д.;
- сроки предоставления груза перевозчику для его загрузки в транспорт;
- дата и время отправления груза и его доставки получателю, продолжительность перевозки;
- сумма транспортных расходов в рублях, предъявляемая отправителю для оплаты;
- порядок взаиморасчетов;
- иные особые условия.
В то же время, исходя из решений судов по тяжбам с задержкой доставки или порчей грузов, нет однозначного определения, какие еще условия необходимо прописывать в договоре грузоперевозок. Судебные органы считают, что при предъявлении претензий по отсутствующим в договоре позициям, необходимо руководствоваться действующим законодательством, как гражданским, так и ведомственным.
Обязанности сторон договора об организации грузоперевозок
При регулярном транспортном обслуживании заинтересованные стороны заключают долгосрочные договора об организации грузоперевозок. Это оптимизирует логистику грузоперевозок, способствует уменьшению документации и устанавливает доверительные деловые отношения между партнерами. В дальнейшем, для быстрой доставки груза, заказчику нужно будет только отправить заявку перевозчику. Обязательства сторон по этому договору таковы:
- Грузоотправитель обязан без задержек, в срок, указанный в договоре, предоставить материальные ценности на отгрузку перевозчику.
- Транспортная организация, принявшая на себя обязательства по доставке груза, должна в договорные сроки принять и доставить к месту назначения груз в оговоренном количестве и объёме.
- Обязательные условия, которые должны быть оговорены в договоре те же, что и в договоре на перевозку груза.
- Для дискретных договоров на конкретный рейс условия не оговариваются отдельно и соответствуют указанным в общем долгосрочном договоре на организацию перевозок.
Ответственность перевозчиков, отправителей и грузополучателей
Ответственность сторон за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) своих договорных обязательств оговорена в гражданском законодательстве РФ и ведомственном законодательстве транспортных отраслей, а также в договорах по оказанию транспортных услуг. При этом ответственность, предусмотренную законодательными актами, нельзя исключить или уменьшить по желанию сторон договора.
Транспортная фирма несет ответственность:
- в случае отказа выделить транспорт (или несвоевременного его предоставления) по заявке или в соответствии с договором;
- при утере или порче доверенного ей груза во время погрузки/разгрузки и транспортировки к месту назначения, даже если виновны в этом третьи лица.
Отправитель груза отвечает за своевременное предъявление груза или отказ от оговоренных в договоре транспортных средств перевозчика. В отдельных случаях заказчик грузоперевозок также должен указать особые меры предосторожности в сопровождающей груз транспортной документации. Это относится в первую очереди к хрупким изделиям из стекла, фарфора и т.д.
На получателя отправления возлагается ответственность за своевременное получение доставленного груза.
То, что надо помнить
Фактическим подтверждением вступления в действие договора грузоперевозок является товарно-транспортная документация на принятый к транспортировке груз по образцу, предусмотренному законодательством.
Рекомендуем как можно подробнее и конкретнее обозначить предмет договора со всеми техническими параметрами груза, а также начальный, конечный и транзитные пункты маршрута, тип транспорта, его грузоподъемность и многое другое. Чем точнее вы обговариваете и фиксируете все детали соглашения, тем оптимальнее в дальнейшем будут складываться деловые отношения между партнерами сделки.