Запорожская сечь 1 законы и порядки 2 чем она жила

Из различных мест повести можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, быте запорожцев в мирное и военное время. Сечь находилась в нижнем течении Днепра, на одном из многочисленных островов ниже порогов, которыми в этом месте усеяно русло реки.

Запорожская сечь 1 законы и порядки 2 чем она жила

Тарас Бульба. Запорожская Сечь

Из различных мест повести можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, быте запорожцев в мирное и военное время. Сечь находилась в нижнем течении Днепра, на одном из многочисленных островов ниже порогов, которыми в этом месте усеяно русло реки.

Остров этот назывался Хортица; впрочем, запорожцы несколько раз переносили местопребывание Сечи с одного острова на другой; она состояла из двух частей: собственно Сечи и предместья, находившегося на расстоянии полуверсты от последней.

Сечь состояла из обширной площади, по краям которой были разбросаны крытые дерном курени. В куренях жили, т.е. ели и спали запорожцы; на площади они собирались для совещаний разного рода. За куренями находился небольшой земляной вал и засека, которые никем не охранялись. Вот и все внешнее устройство Сечи.

Ничего грозного, воинственного она, по-видимому, не представляла, если не считать, что на крышах некоторых куреней, а всего их было около шестидесяти, стояли пушки, а посреди площади находился высокий столб с привязанными к нему литаврами, палки от которых хранились всегда у довбиша.

Никаких укреплений и строений на Сечи больше не было. Перед Сечью лежало в полуверсте предместье, попасть в которое можно было прямо с парома, плававшего по толстому канату между островом Хортицей и правым берегом Днепра. При въезде в предместье было расположено штук двадцать пять кузниц, из которых оглушительно раздавались удары тяжелых молотов.

Само предместье имело вид длинной и широкой улицы, вдоль которой были расположены лавки кожевников, оружейников, шинкарей. Встречались также переносные лотки мелких торговцев, у которых можно было получить положительно все, что угодно: кремни, огнива, порах, платки и даже готовое съестное. Предместье было необходимо для Сечи, так как запорожцы сами почти ничего не делали, а только умели «пить да палить из ружей».

Предместье одевало, поило и кормило Сечь; без него она ни в коем случае не могла обойтись. Естественно, что в предместье Сечи должны были жить и работать люди других национальностей, коль скоро сами казаки ничем почти не занимались.

Так оно и было. Там можно было найти людей почти всех национальностей: татар, армян, турок, евреев и т.п. Не было там только женщин, им под страхом смерти было запрещено показываться в предместье Сечи. Вообще Сечь имела характер и производила впечатление военной суровой организации, или братства со строгими правилами, при помощи которых и можно было поддерживать относительный порядок и лад среди запорожцев.

Все члены этого многолюдного братства были в мирное время абсолютно свободны и равны между собой. Власть кошевого и старшин была чисто номинальной; в любую минуту запорожская рада могла сменить их всех разом.

Пример этого мы имеем в самой повести. «Подговоренные Бульбой запорожцы в один миг собрали раду и с ругательствами приказали ему положить палицу, знак его достоинства, а прочиевласти оставили на местах». Составляя род военного братства, целью которого была защита православной религии и народной самобытности от чьих бы то ни было посягательств, запорожцы ничем и не занимались, кроме войн, которые были почти беспрерывны.

Естественно, что и организация строго соответствовала цели этого братства. Все запорожцы делились на курени, Т. е. на более мелкие военные единицы, во главе которых стоял куренный атаман, заведовавший всеми делами куреня.

Члены куреня обыкновенно у себя ничего не держали; ели из одного котла все, для чего и держали кашевара; казаки одевались из общего запаса платья и оружия; только оно одно ценилось казаками и составляло их гордость и предмет алчных исканий.

Состав этого военного братства был до чрезвычайности разнообразен. Здесь были те люди, которые от притеснения евреев — арендаторов бросили свой дом, свое хозяйство и убежали на Сечь искать воли, здесь были и бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы, но были и такие, которые хорошо знали произведения Цицерона, Горация и других классиков, было также много офицеров, которые потом отличались в королевских войсках, были и просто записные вояки, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы не воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы.

Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари. Кого тут только не было! Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатой парчи, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Условиями поступления в число членов Сечи были следующие требования: нужно было верить во Христа, в Святую Троицу и уметь креститься; удовлетворивший этим требованиям мог поступать в какой ему угодно курень.

Власти на Сечи все были выборные; они были следующие: кошевой, знаком достоинства которого была палица; судья, У которого хранилась войсковая печать; писарь с необходимыми принадлежностями своей должности — чернильницей и пером, и есаул с жезлом; за ними следовали куренные атаманы.

Самого ничтожного повода иногда было достаточно, чтобы сменить все власти, и в мирное время обыкновенно старшины низко кланялись пред «радою казацкою» и заискивали у нее.

Все важнейшие дела решались на «раде», причем часто доходило до рукопашной и даже до убийств. Ввиду этого казакам запрещено было являться на «раду» вооруженными, но и это не помогало. Своевольная толпа очень часто убивала кошевого, вздумавшего ей противоречить и не заслужившего ее доверия.

Сечь была очень похожа на демократическую республику, не управляемую никакими законами. Законов, действительно, никаких не было, но были обычаи, имеющие, однако, силу закона.

Обычаи эти были суровы до чрезвычайности, но только такими мерами можно было удержать эту своевольную и разношерстную толпу. За воровство, например, у своего товарища по обычаю назначалась медленная смертная казнь, состоявшая в том, что провинившегося привязывали к столбу на площади и клали возле него дубину.

Всякий проходящий мимо должен был нанести привязанному удар по мере сил своих, и таким образом несчастного заколачивали до смерти. Казака, не отдавшего долга своему товарищу, обыкновенно приковывали к пушке и в таком положении он оставался до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не выкупал его.

Казака, убившего своего товарища, присуждали быть закопанным живым вместе с гробом убитого. В военное время все преображалось. Власть кошевого и старшин становилась неограниченной, а сам он становился как бы на аршин выше.

Казаки в поход брали с собой очень немного. Все нужное находилось в обозе. Обыкновенно брали по два коня на человека и оружие. Обоз, состоящий из многочисленных крытых телег, тащили волы.

В случае неожиданного нападения казаки составляли возы в два или три замкнутых круга так, что получался род крепости, взять которую почти не было никакой возможности, так как казаки с возов и из-за них открывали беспрерывный огонь из самопалов; в промежутках между возами ставились пушки, которые заставляли держаться неприятеля на почтительном расстоянии от казацкого табора.

Точно таким же образом поступали казаки с осажденными ими городами — с той только разницей, что в середине казацких возов оказывались городские стены. Следует заметить, что запорожцы вообще не любили осаждать городов.

Если не удавалось взять город с первого же приступа, то казаки бросали его и появлялись в той местности, где их меньше всего ожидали. Быстрота их передвижений, несмотря на многочисленный и тяжелый обоз, была поразительна и приводила в изумление иностранных офицеров.

Казаки были почти неуловимы. Путь их похода обоз начался пожарами и трупами. Над ними чинили зверства, и казаки платили своим поработителям той же монетой и не знали пощады.

Женщины, старики и даже дети были безжалостно избиваемы. Особенно жестокая расправа была всегда с евреями. В жестокостях с ними казаки доходили до виртуозности.

Если поход был морской, то казаки готовили челны, смолили их, конопатили, стягивали крепкими канатами, привязывали к бортам их пучки тростника для большей устойчивости и в таком виде совершали набеги на самые отдаленные берега Черного моря, путь к которым был уже давно проложен морскими походами первых киевских князей, о чем казаки отлично знали.

Само собой разумеется, что военная тактика казаков в этом случае была совершенно иная, чем в сухопутном походе. В повести, впрочем, о морских набегах казаков упоминается слегка, и трудно по ней создать себе ясное представление об их действиях на море.

Из повести видно, какие страны и государства подвергались нападениям казаков. То была Польша почти вплоть до Карпатских гор. Тарас Бульба почти дошел до Кракова со своим полком. Южная часть Литвы тоже подвергалась казацким нашествиям, но особенно часты они были на Турцию и на крымских татар.

Обычаи запорожской сечи. Сочинение на тему Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь читать бесплатно

Кто селился в Запорожской Сечи

Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене. Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились.


Кто селился в Запорожской Сечи

…Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места. Тарас осторожно проехал с сыновьями между них, сказавши: «Здравствуйте, панове!» – «Здравствуйте и вы!» – отвечали запорожцы. Везде, по всему полю, живописными кучами пестрел народ. По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада. На большой опрокинутой бочке сидел запорожец без рубашки: он держал в руках ее и медленно зашивал на ней дыры. Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в средине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке. Около молодого запорожца четверо старых выработывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и, вдруг опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! – сказал наконец Тарас. – Видишь, как парит!» – «Не можно!» – кричал запорожец. «Отчего?» – «Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью». А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; все пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движенья, как все отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.

– Эх, если бы не конь! – вскрикнул Тарас, – пустился бы, право, пустился бы сам в танец!

А между тем в народе стали попадаться и степенные, уваженные по заслугам всею Сечью, седые, старые чубы, бывавшие не раз старшинами. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. Остап и Андрий слышали только приветствия: «А, это ты, Печерица! Здравствуй, Козолуп!» – «Откуда Бог несет тебя, Тарас?» – «Ты как сюда зашел, Долото?» – «Здорово, Кирдяга! Здорово, Густый! Думал ли я видеть тебя, Ремень?» И витязи, собравшиеся со всего разгульного мира восточной России, целовались взаимно; и тут понеслись вопросы: «А что Касьян? Что Бородавка? Что Колопер? Что Пидсышок?»

И слышал только в ответ Тарас Бульба, что Бородавка повешен в Толопане, что с Колопера содрали кожу под Кизикирмоном, что Пидсышкова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград. Понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»

Законы Запорожской Сечи

Запорожская Сечь
Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.


Законы Запорожской Сечи
Какую черту характера помогли выработать войны?

Постоянные войны и суровые походные условия выработали у казаков привычку к спартанскому образу жизни, развили такие прекрасные чувства как братство, стойкость, взаимовыручка. Обычаи и обряды передавались от отца к сыну, который свято блюл эти обряды и обычаи.


Характер запорожцев

Казацкая вольница

Николай Гоголь рассказывал о казацком поселении как об очень веселом месте. В свободное время мужчины вели беспечную жизнь, безудержно гуляли и пили. В книге автор дал такую характеристику Запорожской Сечи: «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».

Сюда приезжали самые разные представители сильной половины человечества. Но объединяло их одно — непокорный дух вольности. Любовь к свободе заставляла их бросать родные дома, оставляя все и всех, кто там с ними жил. Ради защиты своих земель от нападения соседних государств они отказывались от спокойной жизни.

Запорожская Сечь воспитывала людей мужественных с бесстрашным характером. Главной ценностью для них была преданность родине и верность казацкому уставу.

Общественный строй Запорожской Сечи

Боевые искусства казаков Запорожской Сечии
Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни. От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра.


Запорожские казаки

Разгульный образ жизни

По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков. Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью. И, тем не менее Н.В. Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры. На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!»


Разгульный образ жизни

Совет Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Поэтому стоит ее прочесть.

Кто такие казаки?

Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.


Кто такие казаки

Запорожская Сечь (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Вот откуда разливается воля

и казачество на всю Украину!

Н. Гоголь. Тарас Бульба

Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнета­ли крестьян, преследовали все национальное, пытались на­садить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жиз­ни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольно­сти, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запо­рожская Сечь.

Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами развора­чивается яркий и живой образ «колыбели» вольного каза­чества. Много страниц в повести посвящено описанию За­порожской Сечи и борьбе запорожских казаков против за­хватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «…все, что могло спасаться, спасалось. Все подыма­лось и разбегалось… Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под име­нем запорожского войска…»

Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как во­площение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прослав­ляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и креп­кие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»

Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь».

Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь цари­ли строгие (и даже жестокие порой), но справедливые за­коны. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чув­ство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смерто­убийство. Материал с сайта //iEssay.ru

В остальном же «Сечь представляла необыкновенное явление». Она состояла из отдельных независимых куре­ней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли «батьком» за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топли­во. Из казаков «никто ничем не заводился и не держал у себя», даже личные деньги отдавались «под сохран» курен­ному атаману.

Во главе казацкого войска стоял выборный старши­на — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.

Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любо­вью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • запорожская сечь в повести тарас бульба сокращении
  • запорожская сечь в повести гоголя тараса бульба
  • сочинение запорожская сечь краткое
  • сочинение запорожская сечь — родина казаков
  • труд людей запорожской сечи тарас бульба

Чем занимались казаки вне войны

Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.


Что делали казаки

Вывод: До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики. Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.
Запорожская Сечь со своими традициями

Запорожская Сечь: описание быта и традиций казачества

Ярко. выразительно, правдиво сумел описать Запорожскую Сечь в своей повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь. Перед глазами главных героев этого произведения — Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрея — открылась прекрасная картина, когда они подъезжали к знаменитому гнезду запорожского казачества. Звон кузнечных молотов, сильные казацкие голоса, веселый смех жизнерадостных запорожцев, музыка — так встретила их Сечь. Живописная фигура казака, который, как лев, раскинулся на дороге, а заброшенный гордо чуб его поразил героев. Не меньшее впечатление оказали на них и законы, по которым жилы эти дети вольницы. На первый взгляд, суровые, даже жестокие, они, в сущности, были справедливые.

«Нет уз святее товарищества », — так считает шалашный атаман полковник Тарас Бульба. Так считает каждый простой запорожец. Смертельно раненный под Дубна, благодарит бога Кукубенко, что пришлось ему умирать на глазах товарищей. Последние слова Тараса Бульбы обращены к друзьям, которые плывут на лодках по реке:

«К берегу! К берегу, ребята! Спускайтесь подгорной тропой, которая по левую сторону. Прощайте, товарищи!». Последнее дыхание, последний совет, последнее слово им — братьям по духу.

А еще умели запорожцы славно воевать. защищая родину. Чрезвычайным умением воевать отмечались Шило и Бовдюг, Наливайко и Метелица. Иностранный инженер, который руководил защитой Дубна от запорожцев, воскликнул, наблюдая за казаками:

«Вот как нужно биться и другим в других землях!». «Так любить родную землю не то, чтобы душой, умом, а всем, чем Бог дал, так любить никто не может», — пишет о своих знаменитых земляках Николай Гоголь.

Почему человек способен. вспоминая прошлое, видеть в нем только хорошее? Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, что мы не помним зла в прошлом, а может еще и потому, что все плохое, что с нами случается, нас чему-то учит и становится, таким образом, добром для нас.

Какую цель преследовал Г. Гоголь. обращаясь к временам, когда Украина добывала в борьбе право на национальную самостоятельность среди стран-соседей? Что он хотел поведать своим современникам, к чему призвать, в чем наставить? Изучая те времена, размышляя над событиями, которые происходили на Украине, писатель восхищается могущественными характерами свободного казачества. Волей и стремлением к ней дышит все, начиная с картины широкой украинской степи, по которой едет Тарас со своими сыновьями в Запорожскую Сечь. Вот мы видим всадников, которые будто плывут в море трав, видим голубое небо, где застыли, распростерши крылья, ястребы, видим разноцветные краски цветов, вдыхаем воздух, наполненный благоуханием разнотравья. Невольно выкрикиваем вслед за писателем слова восхищения, которые рвутся из груди, когда видишь свободные степные пространства.

В конце концов. казаки оказались за порогами Днепра, где и расположена была свободная казацкая республика. С первых дней пребывания там сыновей Тараса поражал и пьянил дух свободы. Никаких кандалов имущества, богатства, хором. Все общественное. Многое поразило сыновей Тараса из неписаных казацких законов. Например, как принимали в казаки, спрашивая: «В Бога веруешь? Перекрестись! Украину-матушку любишь?» Это главное, что объединяло всех, кто искал воли и желал защищать родную Украину.

Смотря на эту разноцветную картину человеческой толпы перед Сечью и в самой Сечи, молодые казаки жадно вбирали в себя все, что их поражало.

«Вся Сечь представляла собой чрезвычайное явление», что напоминало беспрерывный балл. Кое-кто занимался ремеслами, кто торговал. Но большая часть гуляла с утра до вечера.

Ребятам все нравилось здесь, хотя некоторые неписаные законы казались им слишком суровыми для свободолюбивых людей, которые собрались здесь. Свободу необходимо уметь защищать. Она любит сильных, решительных, бескорыстных рыцарей. Вот почему Тарас хотел видеть своих сыновей там, где тяжелее всего, где пригодится их ловкость и сила воли. Ведь главное назначение казаков — защищать родную землю, бить врагов христианской веры, утверждать казацкое братство. Особенно крепнет это братство в затруднительные времена. Нет уже легкомысленности и беззаботного веселья. Каждый казак с умноженной силой бил врага, не давая ему возможности опомниться. Все слушали команды кошевого: и молодые, и видавшие виды казаки. На место погибших становились живые и не давали врагам пощады.

В бою Остап показал себя верным товарищем. Он пришел на помощь казакам, когда погиб атаман Кукубенко. И приятно было Тарасу видеть своего сына среди защитников казацких, среди тех, на ком держится запорожское общество. Могущественный дух не предал Остапа в последние минуты. Он переживал мучения с исполинским терпением и мужеством, поддерживая плененных казаков, вдохновляя их в последние минуты жизни. Казак умирает с достоинством и не позорит Отчизну. И перед смертью он способен думать не о себе, а о тех, кто рядом с ним. Вот почему и Тарас, привязанный к дереву, охваченный пламенем, кричал изо всех сил последние советы своим друзьям, которые вубегали от преследователей. Тарас Бульба в последние минуты своей жизни с радостью смотрел на реку, по которой плыли его друзья в лодках, и где враги не могли уже их достать. И это больше всего придавало силы старому полковнику. Он гибнет с верой в победу казаков над всеми врагами.

Такими сильными характерами прославлялась Запорожская Сечь, украинское казачество. «Где вы, богатыри земли украинской, где вы, ее защитники?» — будто спрашивает писатель у своих современников и у нас, украинцев XXI века. Умеем ли мы так любить свою землю и отстаивать свою свободу?

Историческая справка.

Запорожская Сечь — оплот казачества в Украине XIV—XVII столетий Запорожская Сечь — царство воли, куда из всей Украины стекались старые и молодые казаки, искать приют от позора. Она была ячейкой свободолюбия, отсюда начинались все выступления против поработителей. «Запорожская Сечь — это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

Быт и обычаи Запорожской Сечи. Запорожская Сечь — войско. Сечь представляла собой бастион, расположенный на острове Хортица на Днепре. Казацкие шалаши, кузницы, мастерские были огражденные земляными валами с башнями. Возле них стояли пушки. Посреди Сечи находилась площадь, на которой собирался совет — сходка. Она решала все важнейшие вопросы казацкого сообщества, избирала кошевого атамана и старшину. В шалашах, которые были и военными подразделами, избирали шалашного атамана. Молодые запорожцы здесь овладевали военную науку: учились сабельному бою, метко стрелять, вести рукопашный бой. «Юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разгаре битв, которые из-за этого почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка конных гонок». «Все другое время шло на кутеж — признак широкого размаха душевной воли».

Трудовой ритм Запорожской Сечи. Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужен был труд многих людей: здесь добывали руду, уголь, пасли стада волов, коней, сооружались лодки, подводы. При въезде в Сечь Бульбу и его сыновей «оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах». Могучие кожевники «мяли своими сильными руками воловьи шкуры», «торговцы сидели с грудами кремней, огнивом и порохом».

Суровые обычаи и законы Сечи. Все казаки, без исключения, подчинялись суровым обычаям и законам, которые властвовали в Сечи. «Когда казак украл, стащил какую-нибудь мелочь, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу». «Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке». Самое страшное наказанием было за убийство: «тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого, а потом обоих засыпали землей». Первейшим законом в Сечи считали верность отчизне и вере. За измену отчизне и товарищам Тарас Бульба убивает своего сына.

Значение традиций Запорожской Сечи для современной Украины. Период Запорожской Сечи, казатчина — ярчайший, наиболее героический в истории Украины. Именно тогда начал формироваться наш менталитет. Немало казацких обычаев — достойный образец для наследования, прежде всего — национальное самосознание.

Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

Тема : Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

Боевое товарищество казаков.

обучающие:
— познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;
— раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;
— дать представление о народном творчестве украинских казаков.

развивающие:
— способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, сетью Internet ;
— формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;
— развивать умение давать оценку литературным явлениям;
— развивать творческие способности;

воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…», презентации учащихся «Этимология слова Сечь», «Историческая справка», отрывок из фильма А.Красько «Тарас Бульба», презентация учителя «Образ запорожской Сечи в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», видео с народным танцем гопак.

На прошлом уроке мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.

(Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, думы, песни).

Я напомню вам слова В.В.Вересаева: «Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный…»

Слайд 2. Звучит отрывок из народной песни «Ах ты, степь, широкая…»

А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба» назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?

Анализ отрывка текста.

Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь.

Слайд 3. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков. Запишите тему нашего урока: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков».

Дома вы выполняли групповые компетентностно – ориентированные задания (КОЗы). Приглашаю первую группу, девочки должны рассказать нам о таком историческом явлении как Запорожская Сечь. Остальные слушают и попытаются потом ответите на вопрос «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?

Выступление первой группы.

Выступление второй группы: «Происхождение слова сечь».

Наша задача выяснить, какой предстаёт сечь в повести Гоголя «Тарас Бульба». Снова обратимся к тексту.

1) Какая картина предстала перед глазами путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?

2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание?

3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?

4)Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки.

Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». Его анализ.

1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный).

2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

(Вольный, воля).

Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

Просмотр отрывка из фильма «Тарас Бульба» (Запорожская сечь и её нравы).

— Что особенно поразило вас в этом отрывке? (нравы).

Слайд 5. Работа с карточками.

Восстановите авторский текст.

Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»

— Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Так ли это?

— Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

— Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

— Почему казаки подержали Тараса?

— Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

— Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими? Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Слайд 6. Посмотрите, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. (Показать картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» пауза) Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся? (ответ).

1) В чем сходство героев изображённых Репиным и героев, которых создал Н.В.Гоголь?

2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?

Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, не чему не подчинилось…»

Рефлексия.

А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь.

Конечно, в Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть страх наказания.

По мнению Н.В.Гоголя, именно в Запорожской Сече, независимой, гордой, справедливой, основанной на равноправии и братстве, могут рождаться героические характеры.

Урок про литературе: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;
  • проверить знание учащимися текста произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение.

Оборудование:

  • иллюстрации учащихся;
  • репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
  • толковый словарь С.И.Ожегова.

Словарная работа:

  • Закон
  • Брань

I. Ход урока:

Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.

«Ваша нежба – чистое … (поле) да добрый … (конь).
Сабля – вот ваша …. ( матерь) !
(Запорожье) …. – вот где наука, так наука!
Там вам школа».

Беседа:

— Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)

— Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).

— А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? ( тот, кто сам прошел в эту школу).

— А что значит школа ?

Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.

Обратимся к началу 1 главы.

— Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет козак»? ( о сыне Остапе ).

— Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и если да, почему?(меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу ).

II. Работа с текстом.

Начинаем работу с текстом.

Зачитаем из 1 гл. от слов «чтоб я стал гречкосеем …» до слов «я так поеду с вами на Запорожье»

— С каким чуством произносит Тарас «Я козак!»? А чем же он гордится?

— А как автор оценивает поведение в этот момент – какие здесь оценки: прямые, косвенные?

— Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С.И.Ожегова – брань – битва, война).

Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.

— Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах)

Сделаем вывод. Кто наши казаки? Что для них главное?

Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь-сабля».(обращение к началу урока, к записи на доске)

Продолжаем работать с текстом.

1) Как же откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).
2) Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».
3) Как вы это понимаете это словосочетание ( доброе – надо понимать как нравственное)
4) Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?

III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд

Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.

Вопросы:

1. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
2. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)
3. Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)

Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи»

Оформление музея:

  1. иллюстрация — общий вид Запорожской Сечи;
  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
  4. репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Содержание сообщения экскурсоводов:

1 – й:

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

2 – й:

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

1 – й:

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

2 – й:

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.

1 – й:

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

  • обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре — кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
  • какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек — наделенный силой и властью?
  • какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?
  • кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
  • о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
  • как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.

V. Продолжение работы с текстом.

— А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.

1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
2) Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»

— Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

— Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)

3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»

— Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. ( Так вот она, Сечь. )

— А почему Сечь – это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

— Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

— Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

— Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

— Почему казаки подержали Тараса?

— Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

— Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

— Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)

VI. Проверка на внимательность. Работает весь класс.

Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?

Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы 5 – 8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: