Закон про проезд детского возраста в городском транспорте

Депутаты запретили кондукторам и водителям высаживать из общественного транспорта пассажиров - "зайцев", если им нет 16 лет.
Закон про проезд детского возраста в городском транспорте

Закон про проезд детского возраста в городском транспорте

Детям разрешили ездить бесплатно? Госдума приняла очень спорный закон

Депутаты запретили кондукторам и водителям высаживать из общественного транспорта пассажиров — «зайцев», если им нет 16 лет.

Отныне никто не вправе высадить ребенка из автобуса, маршрутки или другого общественного транспорта из-за отсутствия у него денег на проезд. Сегодня, 16 февраля, Госдума приняла в заключительном чтении законопроект, которые запрещает кондукторам или водителям выгонять всех «зайцев», которым еще нет 16 лет. Данная инициатива была внесена правительством России.

« Мы считаем, что оставлять ребенка из-за неоплаченного проезда одного на дороге недопустимо. Это создает угрозу его жизни и здоровью», — цитирует ТАСС спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Действующие положения устава допускали высадку лиц младше 16 лет, если они не оплатили проезд и при этом их никто не сопровождал. Теперь же закон запрещает делать это вообще.

Также в законопроекте есть поправки, которые касаются и порядка оплаты проезда в общественном транспорте. По новому закону, теперь регионы наделены правом самостоятельно вводить порядок контроля оплаты проезда, без привязки к федеральным правилам, как это было до сегодняшнего дня.

Помимо этого пассажирам, решившим покинуть транспорт или безбилетникам, оплата за проезд начисляется от пункта его отправки до ближайшей остановки, а не где-то на дороге, как обычно поступали водители. Все изменения, за которые сегодня проголосовали депутаты, будут внесены в устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Не успели, как говорится, кнопки в зале Госдумы остыть, как депутат Дмитрий Ионин высказал свое отношение к документу. Парламентарий посчитал законопроект спорным — он фактически санкционирует бесплатный проезд детей в общественном транспорте.

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин

«Сказали »А« — должны сказать »Б«. Сегодня приняли закон о запрете высаживать детей из транспорта за безбилетный проезд. Логично. Ребёнок не виноват, если у него нет возможности заплатить. А если и есть — всегда есть соблазн купить пирожок или сводить девочку в кино, чем покупать билет», — написал Ионин на своей странице в Instagram, обращая внимание на то, что разрешая детям до 16 лет бесплатно ездить в транспорте, мы тем самым учим их «врать и изворачиваться перед тетей кондуктором».

«Закон должен прямо говорить — дети ездят бесплатно, а не плодить казуистику, что, вроде бы, и неплатить нельзя, но, если хочется — то можно. Это бессмысленно и учит детей двурушничеству», — подчеркнул член комитета ГД по транспорту и строительству. Надо сказать, что многие пользователи поддержали Ионина. Хотя один из фолловеров пояснил, как надо понимать данный документ: «Дмитрий, высаживать нельзя, а не пускать в общественный транспорт без оплаты – можно. В этом суть. И на это надо делать упор, когда мы говорим о бесплатном проезде».

СМИ частенько сообщают о случаях высадки детей водителями в мороз. Так, в Перми водитель отказался высадить мальчика по его просьбе на нужной остановке. Не смягчил сердце мужчины даже плач расстроенного и напуганного ребенка. После возмущения пассажиров, он все-таки высадил безбилетника, на дороге и далеко от следующей остановки.

А у юной жительницы Воронежа был и билет, и родители еще попросили водителя остановиться в Богучаре, но тот наплевал и высадил девочку в конечно пункте своего маршрута, за 65 км от места, где ребенка должны были встретить родственники. В Ханты-Мансийске кондуктор выгнала девочку на мороз только за то, что у нее не было наличных на оплату проезда, и она хотела расплатиться карточкой. Терминал у кондуктора не работал, вот ребенка и вытолкали из автобуса. А буквально на днях в Прикамье кондуктор выгнал из автобуса мальчика на 30-градусный мороз. И на проезд у ребенка было, а не было только медицинской маски, вот и поплатился.

Правила проезда детей в общественном транспорте

Закон про проезд детского возраста в городском транспорте

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены нормативные-правовые документы, регламентирующие перевозку детей в общественном транспорте.

Практически каждый житель России знает о том, что маленьких детей можно перевозить в автобусах и троллейбусах бесплатно, однако детали перевозки обычно вызывают вопросы.

В каком возрасте возможен бесплатный проезд?

1. При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

1. Обратите внимание, бесплатный проезд детей возможен лишь в тех случаях, когда они следуют вместе со взрослыми.

2. В городском и пригородном сообщении можно бесплатно перевозить детей до 7 лет, причем в любом количестве. Т.е. пассажир может взять с собой 5 или 10 детей и все они будут ехать бесплатно. Однако отдельные места для сидения детям в этом случае не предоставляются.

3. При междугородней поездке можно бесплатно взять с собой одного ребенка в возрасте до 5 лет. Отдельное место для сидения в данном случае также не предоставляется.

Поездка Можно бесплатно перевезти
Городская
(в пределах населенного пункта)
до 7 лет
(любое количество детей)
Пригородная
(между населенными пунктами
на расстояние менее 50 км)
до 7 лет
(любое количество детей)
Междугородняя
(между населенными пунктами
на расстояние более 50 км)
до 5 лет
(1 ребенок)

Как контролер может определить возраст ребенка?

Части 7 и 11 статьи 20 Федерального закона:

7. Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается:
.
11. Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи, по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, и документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, содержит фотографию его владельца, предъявление документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.

Таким образом, пассажир должен самостоятельно подтвердить возраст ребенка, для чего следует взять с собой свидетельство о рождении.

Если у контролера возникнут сомнения в возрасте малыша, то он попросит предъявить указанный документ. Если же документа у пассажира нет, то проезд придется оплатить в полном объеме.

В каких случаях проезд ребенка должен оплачиваться?

Часть 2 статьи 21 Федерального закона:

2. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Итак, если перевозка детей без предоставления отдельных мест для сидения запрещена, то действуют следующие правила оплаты проезда:

Поездка Оплата проезда
Городская
(в пределах населенного пункта)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)
Пригородная
(между населенными пунктами
на расстояние менее 50 км)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)
Междугородняя
(между населенными пунктами
на расстояние более 50 км)
50% стоимости билета
(двое детей на пассажира)

При этом каждому из детей должно быть выделено отдельное место для сидения.

В каких случаях ребенку требуется отдельное место?

В данном случае возникает вопрос по поводу того, в каких случаях запрещена перевозка ребенка без выделения отдельного места. В Уставе автомобильного транспорта не даются ссылки на конкретные нормативные документы, поэтому придется найти их в других нормативных документах.

Обратимся к пункту 5.1 ПДД:

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

Поскольку ребенок является пассажиром общественного транспорта, то при перевозке он должен быть пристегнут ремнем безопасности. Сами ремни устанавливаются только на местах для сидения. Таким образом получается, что если конструкцией автобуса предусмотрены ремни безопасности, то ребенку требуется отдельное место. Соответственно, за проезд следует заплатить половину стоимости.

Какие автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности?

18) Транспортные средства категорий M1, N, а также M2 и M3 классов III и В оборудуются ремнями безопасности. Остальные транспортные средства категорий M2, M3 оборудуются ремнями безопасности, если они используются для перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Напомню, что к классам III и B относятся автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.

Кроме того, отдельное требование касается междугородних автобусов. Приложение №8 к Техническому регламенту:

7.1. Места для сидения в транспортных средствах, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности, должны быть ими оборудованы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действовавших на момент выпуска транспортного средства в обращение.

Однако предписания абзаца первого настоящего пункта не охватывают транспортные средства категорий M2 и M3, которые оборудуются ремнями безопасности, если используются для перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Т.е. все автобусы, используемые в междугороднем сообщении, должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Таким образом получается, что если в автобусе предусмотрена только перевозка пассажиров сидя, то этот автобус должен быть оборудован ремнями. Если в автобусе есть ремни, то ими должны быть пристегнуты пассажиры, в том числе и дети. Соответственно каждому ребенку нужно отдельное место с ремнем и родителям придется за это место заплатить.

Обратите внимание, если в автобусе нет ремней безопасности, а от пассажира все равно требуют, чтобы он оплатил отдельное место для ребенка, то рекомендую выяснить, на основании чего выставляется подобное требование. Если никакого внятного ответа получить не удается, то следует написать жалобу на перевозчика.

Должно ли предоставляться детское кресло в автобусе?

Поскольку провоз детей в автобусах в некоторых случаях оказывается платным, у родителей возникает вопрос по поводу того, что включает в себя эта платная услуга? Должен ли водитель предоставить малышу специальное удерживающее устройство для безопасности?

Для начала напомню, что начиная с 12 июля 2017 года из правил дорожного движения исключено требование об использовании детских удерживающих устройств в автобусах. Такие устройства обязательны только в легковых автомобилях и кабинах грузовиков. Так что перевозка ребенка, пристегнутого обычным ремнем безопасности, в автобусе нарушением не считается. В связи с этим у перевозчиков нет необходимости предоставлять детские кресла.

Естественно, сотрудники транспортных предприятий могут предоставлять кресла по собственной инициативе. Ну а поскольку поездка в специальном детском удерживающем устройстве гораздо безопаснее, рекомендую заранее узнавать у перевозчика, могут ли Вам предоставить это оборудование на время поездки. Если же кресла не предоставляются, то можно захватить в поездку и собственное автокресло, в котором и поедет малыш.

Подведем итоги данной статьи:

  • Дети до 7 лет могут бесплатно ехать в городском и пригородном транспорте (троллейбусах, автобусах).
  • Пассажир может бесплатно взять одного ребенка до 5 лет в междугородний автобус.
  • Если автобус оборудован ремнями безопасности, то ребенку требуется отдельное место. В этом случае придется оплатить половину стоимости билета. При этом взрослый может взять с собой 2-х детей до 12 лет со скидкой и любое количество детей по полной стоимости.

О проезде малолетних детей автомобильным транспортом

Недавно отправлял малолетнего сына междугородним автобусом в другой город (регион), и столкнулся с весьма противоречивой практикой таких поездок, что понудило меня окунуться в данную тему и разобраться с правовым регулированием (не касаясь правил организованных перевозок детей).

Проблема возникла в связи с отказом контролеров допускать до проезда малолетних (не достигших 14 лет, ст. 28 ГК РФ), аргументируя тем что:

— у него нет паспорта

— он не может заключать сделки

— нахождение малолетних без взрослых запрещено региональным законом

Как данный вопрос урегулирован правовыми актами?

Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 28 допускает самостоятельное заключение малолетними от 6 до 14 лет, в т.ч. (1) мелких бытовых сделок; (3) сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Судебное толкование мелких бытовых сделок включает заключение договоров перевозки (см., например, решение от 17.04.2013 по делу № 2-205/2013 мирового судьи судебного участка № 4 г. Саров Нижегородской области).

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными для определенной цели – проезда, само собой допустимы.

Никак не ограничены сделки, совершенные законным представителем за малолетнего от их имени, п. 1 ст. 28 ГК РФ, в т.ч. и в моем случае, когда я приобрел билет для сына сам.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее УАТ), федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, никак не ограничивает заключение и исполнение договора перевозки с малолетними. В 21 статье, посвященной перевозке детей, следующих вместе с пассажиром, только предусмотрено право пассажира на бесплатный или льготный (за 50 % платы) провоз детей в зависимости от их количества, возраста и возможности перевозки без предоставления отдельных мест, что не имеет отношения к самостоятельной поездке малолетнего.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, в п. 86 предусматривают только необходимость подтверждения возраста ребенка в случае (sic!) перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Надо полагать, для определения обоснованности приобретения льготного билета или бесплатного проезда согласно ст. 21 УАТ. Правила, как и УАТ, никак не ограничивают заключение и исполнение договора перевозки с малолетними.

Других федеральных правовых актов, регулирующих проезд малолетних автотранспортом, не имеется.

Сравнительный анализ смежных отраслей говорит, что проезд малолетних без сопровождения взрослых (дееспособных пассажиров) не допускается:

— в поездах пригородного сообщения – до 7 лет, п. 34 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473.

— в поездах дальнего следования – до 10 лет, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений, п. 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111.

— воздушная перевозка – до 2 лет, ребенка-инвалида до 12 лет. От 2 до 12 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п.п. 104, 105 ФАП, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82.

— морской транспорт – до 2 лет. От 2 до 14 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п. 14, 105 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 17.06.2015 г. № 190.

— внутренний водный транспорт – до 15 лет, кроме случаев проезда учащихся для посещения общеобразовательных учреждений; п.п. 8, 9 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 г. № 140.

Объективно, автомобильный транспорт представляет меньшую опасность для жизни и здоровья малолетнего, чем любой из иных видов транспорта, поэтому не имеется политико-правовых оснований ограничивать заключение и исполнение договора перевозки автомобильным транспортом возрастом 14 лет.

Региональное законодательство Краснодарского края, а именно закон № 1539-КЗ от 21.07.2008 г., не относит к общественным местам транспортное средство (ст. 2). Закон допускает (п. 2 ст. 3) нахождение несовершеннолетних (до 18 лет – ст. 2) в ночное время в общественных местах в сопровождении ответственных лиц (ст. 2), к которым относятся водители перевозчика и на которых возложена ответственность (п.п. 14-18 ст. 34 УАТ) за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья пассажира.

Вывод, следующий из правового регулирования, говорит о праве малолетних на самостоятельное заключение и исполнение договора перевозки.

До какого возраста бесплатный проезд в общественном транспорте для детей

Транспортные услуги являются неотъемлемой частью жизни городского человека. Приходится использовать автобусы, метро и маршрутки.Власти предоставили льготы на проезд малолетним. Но без точного знания закона приходится постоянно сталкиваться с нареканиями контролёров, а иной раз — платить штраф.

Разберем нормы законодательства, касающиеся льготного провоза малолетних на городских и междугородних маршрутах. Какие преференции существуют. Как ими воспользоваться. Какие ограничения по использованию транспортных линий наложил на потребителя законодатель.

Законодательное регулирование

Льготы, предоставляемые родителям несовершеннолетних лиц при использовании общественного транспорта, описаны в статье 21 закона № 259-ФЗ от 08.11.07:

«1. При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

  1. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.
  2. Пассажир обязан иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка, перевозимого с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда».

Довольно небольшой текст требует тщательного изучения и анализа. Дело в том, что в законе важно каждое слово. Нормы связаны друг с другом. Невозможно использовать право, к примеру, игнорируя обязанность. А в приведенной статье есть и то, и другое. Разберем текст по частям.

Скачать для просмотра и печати:

Городские маршруты

Как следует из первого пункта 21-й статьи закона льгота предоставляется взрослому человеку. Преференцию только называют детской. Но она полагается сопровождающему лицу — совершеннолетнему человеку. В транспортном средстве, осуществляющем перевозки по городским линиям, родителю (иному ответственному лицу) полагаются такие преференции:

  1. Провоз без внесения платы детей, возрастом до семи лет:
    1. в любом количестве;
    2. без предоставления отдельного места.
  2. При условии наличия документа, подтверждающего возраст малыша.

Таким образом, взрослый человек имеет право путешествовать вместе с детьми. Он может сопровождать как одного, так и нескольких малолетних. При этом ребятам, не достигшим семилетнего возраста, билет покупать не нужно.

Неудобство состоит в том, что ребенок не может занять свободное место даже в случае его наличия. Если безбилетный пассажир уселся рядом с мамой, то контролер обоснованно потребует внесения платы за проезд.

Внимание: закон не предусматривает самостоятельного проезда по городу малышей до семи лет.

Пригородные линии

В приведенной выше статье городские маршруты не отделяются от пригородных. То есть правила одинаковы для тех и других. На автобусы, работающие на пригородных маршрутах, малышей до семи лет можно взять без приобретения талона. Условия таковы:

  • не ограничено число малолетних, следующих с одним сопровождающим;
  • детям не полагается отдельного кресла.

Условия актуальны только на линиях, где нет запрета на проезд малолетних на одном посадочном месте со взрослыми.

Междугородние линии

Путешествие между городами занимает больше времени. Именно поэтому в закон внесено другое условие по провозу маленьких пассажиров. Льгота предоставляется на таких условиях:

  • мама или папа может взять с собой без оплаты только одного малыша возрастом до пяти лет;
  • отдельное кресло ребенку не полагается.

Внимание: так же как и в вышеописанных случаях норма действует в тех видах транспорта, для которых не установлено обязательное предоставление кресла каждому пассажиру, включая самых маленьких.

Отдельные условия

Для некоторых типов перевозчиков предоставление услуги разрешено только путем организации отдельного посадочного места на каждого пассажира. В них нельзя брать детей на колени. Приходится покупать проездной талон даже на годовалых малышей. В таких транспортных средствах действует иная преференция. А именно:

  • взрослому разрешено сопровождать до двух малолетних возрастом до 12 лет;
  • на каждого из детей приобретается билет, дающий право на посадочное место;
  • стоимость проезда не должна превышать половины цены взрослого талона.

Норма актуальна для всех типов маршрутов (внутригородских, пригородных и междугородних). Она действует для определенного вида транспортных средств.

Кто проверяет возраст ребенка

Льготник обязан подтвердить право на получение привилегии. В части использования бесплатного проезда контролем занимаются специалисты линий. Они осуществляют проверку наличия проездных талонов у пассажиров. Сопровождающий обязан по требованию показать контролеру:

  • свидетельство о рождении на каждого малыша;
  • иной документ, подтверждающий льготный возраст.

Приобретение билетов по сниженной стоимости производится в кассе. Следовательно, документ необходимо предоставить работнику вокзала. Детские проездные документы на малыша до 12 лет можно оформить по таким бумагам:

  • свидетельство о появлении на свет;
  • ученическое удостоверение (для школьников).

Отказ подтвердить документально право на привилегию является нарушением законодательства.

Дети-инвалиды

Отдельные привилегии от государства предусмотрены для несовершеннолетних с ограничениями по здоровью. Справка об инвалидности значительно расширяет права на использование всех видов транспортных линий, кроме такси. Но нужно учитывать, что преференции для инвалидов оплачивают местные бюджеты. За ними необходимо обращаться в органы соцзащиты.

Кроме того, бесплатно с малолетним инвалидом может ездить и сопровождающий. Но на руках у человека должен быть документ, подтверждающий полномочия. Привилегия полагается следующим близким малыша с ограничениями по здоровью:

  • родителям;
  • опекунам или попечителям;
  • приемным родителям;
  • близким родственникам (брату, сестре);
  • социальным работникам.

Правила предоставления льгот также устанавливаются региональными властями. К примеру, в Москве без внесения денег за билет в пределах города путешествуют все несовершеннолетние инвалиды. Контроллеру требуется только предоставить справку о назначении группы. Естественно, она должна быть действующей.

Для сведения: несовершеннолетним с ограничениями по здоровью полагается бесплатный проезд к месту лечения и обратно раз в год. Оформляется привилегия в органах соцзащиты.

Что будет, если нет свидетельства о рождении в момент проверки

Сопровождающий обязан доказать контролеру возраст подопечного. Если документа на руках нет, то служащий выполняет такие действия:

  1. Предлагает пассажиру внести средства за проезд малыша.
  2. В случае отказа, вызывает представителей охраны правопорядка.

А у полицейского права шире, чем у контролера. Офицер обязан поинтересоваться на каком основании ребенок едет со взрослым. То есть документы ему придется показывать в любом случае. Ведь в обязанности органов правопорядка входит защита малолетних от преступной деятельности. Офицеру придется доказывать не только возраст подопечного, но и наличие:

  • родственных связей;
  • иного вида полномочий по сопровождению несовершеннолетних (учитель, медик и иное).

Наказание за использование льготы без должного основания приведено в статье 11.18 КоАП. Так, если ребенку полагался талон, но не был приобретен, то оштрафовать сопровождающего могут на сумму до 50 рублей. Региональным властям переданы полномочия по установлению иных сумм наказания за безбилетный проезд.

Правила проезда ребенка в автобусе и прочем общественном транспорте. До какого возраста не берутся детские билеты?

Проезд для детей в общественном транспорте – это всегда камень преткновения и для родителей, и для владельцев транспортных компаний. Вокруг этого явления давно сталкиваются мнения и ломаются копья. Сколько лет должно быть ребенку, чтобы ездить на автобусе бесплатно? Положено ли малышу отдельное сиденье? Для какого транспорта это справедливо, а где придется заплатить? Вносим ясность в нашем материале.

  1. До какого возраста несовершеннолетний может ездить бесплатно?
  2. До скольки лет в автобусе, троллейбусе и трамвае?
  3. В метро
  4. В самолете
  5. РЖД
  6. Дополнительные льготы
  7. Правила перевозки
  8. Как контролер может определить возраст?
  9. В каких случаях нужны детские билеты?
  10. Когда требуется отдельное место?
  11. Должно ли предоставляться детское кресло в автобусе?
  12. Правила организованных перевозок групп
  13. Куда жаловаться при нарушениях?

До какого возраста несовершеннолетний может ездить бесплатно?

Правила и особенности проезда детей в общественном транспорте закреплены в статье 786 ГК РФ и в ст. 21 ФЗ №259 от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Рассмотрим первый документ.

Пункт 3 статьи 786 ГК РФ отмечает: «Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях», – и таким образом бесплатный проезд закреплен на законной основе и сомнению не подлежит. Детали описаны во втором документе.

В первой части статьи 21 ФЗ №259 есть четкое разграничение того, что в разных видах транспорта – междугороднем и пригородным (городским) – правила бесплатного провоза детей отличаются:

  • Пригородный или городской транспорт: за ребенка не нужно платить, если он не старше семи лет и не претендует на отдельное сиденье. Так провозить можно хоть двоих, хоть десятерых малолетних детей – в этом пункте нигде не указано их точное число, за которое не нужно платить.
  • Междугородний: бесплатно можно провести только одного ребенка, если он не старше пяти лет и не претендует на сиденье.

Чтобы получить возможность бесплатного проезда, подготовьте свидетельство о рождении маленького пассажира или любой другой документ, по которому можно определить его возраст. Предъявлять его нужно по первому требованию контроллера.

Чтобы все нами отмеченное выглядело более наглядно, сведем данные в таблицу.

Вид поездки Бесплатный проезд для детей
Городская (внутри населенного пункта) Не старше 7 лет в любом количестве
Пригородная (не более 50 км от населенного пункта)
Междугородняя (более 50 км от населенного пункта) Не старше 5 лет, но только один ребенок

Конечно, если вам обязательно требуется место, то никто не запрещает купить билет – сделать это можно со скидкой в 50% для двух детей не старше двенадцати лет.

До скольки лет в автобусе, троллейбусе и трамвае?

Правила передвижения на автобусе очень сильно завязаны на то, в каком радиусе относительно населенного пункта он следует. Городские автобусы, трамваи и троллейбусы относятся к пригородному транспорту, а значит, бесплатно там может находиться сколько угодно детей не старше семи лет с сопровождающим их взрослым.

В метро

Метро – это также городской вид транспорта, а значит бесплатно можно провозить детей не старше 7 лет. Тут принцип тот же, что и для автобуса городского и пригородного следования.

В самолете

Все вышеназванные льготы справедливы только в отношении наземных видов перевозок.

Что касается авиаперевозок, тот тут ситуация существенно отличается. Иметь право на бесплатный полет могут только очень маленькие пассажиры – до двух лет, которых родитель обязан держать на руках и не занимать лишнее место. Так что здесь действует еще и правило: один ребенок на одного взрослого. Это справедливо только для внутренних перелетов. Зарубежные отправления оплачиваются со скидкой до 90% в зависимости от авиакомпании.

Если детей больше, то покупка отдельного сиденья обязательна. Для пассажиров не старше двенадцати лет стоимость билета снижена на половину.

Снова все решает тип перевозок – пригородный или междугородний. В электричках бесплатный проезд положен детям не старше семи лет с сопровождающим их взрослым. В поездах дальнего следования – бесплатно едет один ребенок не старше пяти лет. И там, и тут без права на отдельное место.

Об услугах РДЖ и правилах их оказания мы рассказывали в отдельном материале.

Дополнительные льготы

Дополнительные льготы, которые позволяют перемещаться по городу бесплатно, предусмотрены для:

  • Детей-инвалидов.
  • Детей из многодетных семей.
  • Сирот или детей без родительского попечения.
  • Подростки из семей без кормильца.

На такси никакие льготы не распространяются, так как это частный вид перевозок.

Для того чтобы иметь право на льготу по междугороднему отправлению, придется получить соответствующий статус. Следует обратиться в орган социальной защиты населения с пакетом документов и получить там специальную бумагу, которая дает право на бесплатный проезд в автобусе, метро, трамвае и троллейбусах. Такая возможность закрепляется за человеком до достижения им совершеннолетия, либо до двадцати трех лет, если он является очным студентом вуза.

Правила перевозки

Когда речь заходит о правилах перевозки маленьких пассажиров, неизбежно возникает ряд вопросов и нюансов, на которые мы тоже постараемся дать исчерпывающие ответы.

Как контролер может определить возраст?

Самая очевидная и единственная возможность развеять сомнения контролера – это показать ему документы. Про обязанность носить детские бумаги с собой указано в четвертой части ФЗ № 259.

Для облегчения проверки билетов родитель обязан показать контролеру свидетельство о рождении малыша, или любые другие бумаги, где указан его возраст, и сделать это по первому требованию. Просить или не просить доказательств – это уже полное право сотрудника контролирующей службы.

Другого варианта доказать, что малыш находится в общественном транспорте на законных основаниях, не существует. Даже если родителю кажется, что возраст ребенка можно определить невооруженным глазом и он не обязан ничего доказывать, он ошибается.

Контролер должен проверять права льготников – будет это ребенок или пенсионер – а значит, имеет право требовать оплаты проезда в полном объеме, если не добьется законного документального подтверждения.

В каких случаях нужны детские билеты?

Если в транспорте запрещено нахождение детей без предоставления им посадочных мест, то за ребенка все же придется заплатить. Рассматривается эта ситуация в части 2 статьи 21 ФЗ №259. В случае если малыш не старше двенадцати лет, то билет можно купить со скидкой в 50% от полной стоимости с полным правом усадить его на сиденье. Так провозить можно только двух детей.

Когда требуется отдельное место?

Важный нюанс, о котором знает не каждый родитель – бесплатный проезд отнюдь не означает, что малыш имеет право располагаться на отдельном сиденье, и контроллер вполне может потребовать освободить место для других пассажиров, а чадо усадить к родителю на колени. Это касается обычного транспорта. Но существуют также и его виды, где не допускается стоячее положение пассажиров – обязательно и занимать сиденье, и платить за него.

В статье 21 ФЗ №259 нет конкретных указаний, в каких именно видах транспорта ребенку обязательно нужно «отдельно посадочное место», которое упоминается во второй части. А значит не совсем понятно, когда человек точно имеет право провозить детей бесплатно, а когда придется заплатить половину стоимости за двух малышей.

Возможное разъяснение можно найти в части 5.1 ПДД РФ, в которой говорится, что пассажир обязан: «при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме».

Если перенести это на ФЗ №259, то очевидно, что если человеку в обязательном порядке требуется сиденье, то оно должно быть оборудовано ремнями безопасности, которые спасут его жизнь в случае аварии, и ни один пассажир не должен оказаться обделен ими – ни дети, ни взрослые.

В законе речь идет об автобусах дальнего следования, которые специально сконструированы с учетом исключительно сидячего перемещения людей, и на них запрещено находиться на своих двоих в течение поездки. Значит, за сиденье придется заплатить в любом случае.

Должно ли предоставляться детское кресло в автобусе?

Всем уже давно известно, что на легковом транспорте перевозка малышей без специальных детских кресел, считается незаконной и наказывается.

А как обстоит дело в общественном транспорте? Нужно ли здесь ожидать специального удерживающего кресла для ребенка, если в междугородних автобусах в любом случае будут брать деньги за билет?

Начиная с 12 июля 2017 года в правила перевозки детей включены изменения. Что касается легкового транспорта и грузовиков, то здесь наличие кресла все еще обязательно, и никаких изменений не предвидится. Но с автобусами ситуация уже другая: перевозчик больше не обязан предоставлять родителем детское сиденье. Ребенка достаточно посадить на обычное место и застегнуть его ремнями безопасности, и такой способ передвижения больше не считается незаконным.

Конечно, никто не запрещает родителю принести кресло с собой, если он считает, что так безопаснее. Также перевозчик может предоставить удерживающее устройство по собственному желанию – законом это полностью отдано на его усмотрение, и никаких обязательств он больше не несет.

Перед поездкой нелишним будет позвонить в компанию и спросить, как у них обстоят дела с детской безопасностью.

Правила организованных перевозок групп

Под организованной перевозкой детей подразумевается проезд в транспортном автобусе группы из восьми и более маленьких пассажиров без родителей и других законных представителей. По возрасту ограничений в нормах нет.

К перевозке детей допускаются только автобусы, которые находятся в эксплуатации не более десяти лет и полностью предназначены для перемещения пассажиров. Управлять им должен человек с непрерывным стажем в один год и с водительским удостоверением категории «D», не имеющий за последний год административных правонарушений, за которые положено лишение прав. Перед выездом он должен прослушать инструктаж о перевозке детей.

Перед выездом в районное отделение ГИБДД подается уведомление.

Куда жаловаться при нарушениях?

Если либо водитель, либо кассир отказываются продавать льготный билет, хотя ребенок соответствует всем требованиям на льготы, — придется жаловаться в транспортную компанию (как подать жалобу на автобусы «Мосгортранс» и на водителя автобуса?). Обычно все адреса и телефоны должны быть указаны на информационном стенде у касс, или висеть на стене в салоне автобуса. Если невозможно найти информацию о перевозчике, то с жалобой придется обращаться в государственные органы.

Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга действует Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Телефон: +7 (495) 539-54-54.

Мы постарались осветить все аспекты перевозок детей в общественном транспорте. Напоследок сделаем несколько выводов.

  1. Обязательно чтобы малышей сопровождал взрослый – только так можно воспользоваться положенными льготами.
  2. Без денег могут передвигаться только маленькие ребята, и только на видах транспорта, где нет обязательных ремней безопасности.
  3. Пока вы находитесь в пределах города или направляетесь в пригород, то бесплатно можно ездить с ребенком не старше семи лет. Если планируете дальнее путешествие, то платить придется, если он не старше пяти.
  4. Самолет — это отдельный вид транспорта, и бесплатно можно летать только с грудничками, для старших возрастов положены скидки. О правилах авиаперевозок читайте тут.
  5. Если права малыша нарушают, то жалуйтесь в компетентные органы: нарушителей накажут.

Запомните эти положения и объясните вашему ребенку, как вести себя в транспорте, чтобы не мешать другим пассажирам. Надеемся, что вас ждет приятное путешествие.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: