Закупка у единственного поставщика по 44 фз сроки 2020
Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020-2021 годах. Прямые закупки заказчика.
БКС-Тендер / Статьи / Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020-2021 годах. Прямые закупки заказчика.
С 01.07.2020 вступают в силу изменения, касающиеся проведения заказчиком прямых закупок товаров, работ и услуг. Изменения вносятся в пункты 4 и 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ О контрактной системе. Согласно вышеперечисленным пунктам проводится почти весь объем закупок у единственного поставщика всеми заказчиками на всей территории России. Популярность применения этих норм Закона объясняется тем, что заказчик может приобретать согласно этим нормам любые товары, работы, услуги. Ограничение есть только по цене заключаемого контракта (до 600 тыс. рублей) и по общему объему таких закупок в течение года:
- до 2 млн. рублей или до 10% совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 50 млн. рублей) для основной массы заказчиков, при этом указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;
- до 5 млн. рублей или до 50 % совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 30 млн. рублей) для учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта.
На 01.04.2021 года (почти на целый год) перенесено вступление в силу изменений, согласно которым, заказчик может проводить закупки у единственного поставщика, по вышеуказанным пунктам, в электронной форме, причем законодатель мотивирует, чтобы заказчики проводили такие закупки в электронной форме тем, что увеличивает максимальную сумму сделки, заключаемой заказчиком, до 3-х млн. рублей. При этом «бумажная» форма заключения контрактов у единственного поставщика остается, но максимальная сумма сделки по ним остается прежней: 600 тыс. рублей для всех заказчиков. Самое главное изменение в закупки у единственного поставщика в 2021 году касается того, что такая закупка становится конкурентной процедурой. Заказчик сможет заключить контракт, только если на электронную процедуру было подано более 2-х заявок и только с участником, заявившим лучшую цену. Заказчик, по сути, теряет право самостоятельно выбирать себе поставщика, вместо прямой закупки проводится некий «запрос цен».
Рассмотрим изменения в порядок проведения закупок у единственного поставщика в 2021 году.
Какова максимальная цена контракта, заключаемого путем закупки у единственного поставщика в электронной форме?
Где публикуется закупка у единственного поставщика в электронной форме?
Закупка осуществляется с использованием электронной площадки. Площадки, на которых будут публиковаться такие закупки, пока не определены, но на текущий момент самыми популярными из таких площадок являются: Портал поставщиков Москвы, Электронный магазин Московской области и ЭТП Березка.
Ближе к началу июля будет известно, какие заказчики, на каких площадках будут размещаться.
Каков порядок проведения закупки у единственного поставщика в электронной форме?
1) участники закупки формируют на электронной площадке предложение на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Предложение должно содержать:
- наименование товара и его характеристики;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения товара;
- единица измерения товара;
- цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
- наименование территории (территорий), в пределах которой (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
- срок действия предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты его размещения на электронной площадке;
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица, номер контактного телефона (если участником закупки является юридическое лицо);
- ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо);
- фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер контактного телефона (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);
- решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (если сделка является для участника крупной);
- разрешительные документы (лицензии, допуски), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
- декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пунктами 3 — 5, 7 — 9, 11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе.
2) публикация предложения на электронной площадке. Размещение предложения означает согласие участника закупки на направление его заказчикам.
3) заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать:
- адрес электронной площадки;
- реквизиты Заказчика;
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная цена контракта, источник финансирования;
- идентификационный код закупки;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения;
- преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям уголовно-исправительной системы и предприятиям инвалидов;
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;
- информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу;
- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
- наименование товара и его характеристики, начальную цену товара, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
- информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
- требования к наличию разрешительных документов (лицензий, допусков) и квалификационных требований, предусмотренных частью 1 и частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
- проект контракта, а также обоснование цены контракта.
4) в течение 1 часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех предложений участников, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.
5) отобранным предложениям участников оператор электронной площадки присваивает порядковые номера в порядке возрастания цены за единицу товара. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара.
6) оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в закупке (из отобранных преддожений) с указанием присвоенных порядковых номеров.
7) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, заказчик принимает решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления требуемой информации и документов. Каждой заявке, которая не отклонена, присваивается порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара.
с использованием электронной площадки заказчик формирует протокол подведения итогов определения поставщика. Протокол публикуется на площадке и в единой информационной системе в день рассмотрения.
Допускается ли вносить изменения в извещение о закупке у единственного поставщика в электронной форме?
Внесение изменений в извещение не допускается.
Какова процедура заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме?
Заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном для заключения контракта путем запроса котировок. Данный порядок нами рассмотрен в статье про изменения, внесенные в запрос котировок.
Что происходит если на электронной площадке нет предложений или от участника закупки есть только одно предложение?
Процедура признается несостоявшейся. Заказчику единственная заявка на рассмотрение не направляется.
Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2020 году
Рассмотрим некоторые новшества, которые были запланированы заранее и начали работать с 1 января 2020 года, а также изменения, спровоцированные пандемией. Часть летний изменений была перенесена на октябрь.
В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.
В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:
- новом порядке проведения электронного запроса котировок;
- новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.
И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.
Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:
- Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
- Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.
Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.
Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.
Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ
Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.
Даны разъяснения о порядке расчета сроков
Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.
Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.
Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.
Пандемия официально признана форс-мажором
Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.
ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок. Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.
Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.
Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:
- при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
- при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
- изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат
Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.
На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.
Как изменились правила осуществления конкурентных закупок
Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.
Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.
Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.
При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.
Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.
Отдел сопровождения торгов Контура создал шаблоны согласно требованиям, обозначенным в постановлении.
Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.
При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.
Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.
В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.
В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.
Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными. По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства. Аналогичные сведения будут и в заявке.
Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.
В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Запуск ГИС «Независимый регистратор»
С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.
Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.
Скачать плагин ГИС «Независимый регистратор» можно бесплатно на сайте zakupki.gov.ru.
Что нового в закупке новых машины и оборудования
Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств. По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.
Организуйте закупки по 44-ФЗ правильно с первого раза. Онлайн-сервис поможет заказчику правильно оформить документацию и контролировать сроки закупочных процедур.
Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.
Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Как поменяется алгоритм запроса котировок
Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.
Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.
Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.
Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Содержание извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.
Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.
С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.
Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.
Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.
Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.
Изменения в закупках у единственного поставщика
С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.
Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.
Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы. По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.). Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.
Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.
Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.
Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какие новшества учесть при закупках в 2020 году
В 2020 г. вступают в силу значимые изменения Закона № 44-ФЗ и подзаконных актов. По новым правилам будут иначе согласовывать контракты с единственным поставщиком, проводить малые закупки через электронные площадки в большем объеме, закупать с помощью электронного запроса котировок. Также с января нужно требовать страну происхождения товара в заявке участника.
Изменения в ФЗ-44
С 1 апреля 2020 г. заработала новая редакция Закона № 44-ФЗ. При этом поправки носят скорее технический характер. Для заказчиков и участников закупок ничего не меняется.
Так, упорядочат перечень данных, которые контролирует Казначейство. Ведомство будет следить за:
- непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения, утвержденным и доведенным до заказчика;
- соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.
Для контроля через ЕИС ведомство сопоставит:
- извещения об осуществлении закупок и информацию в планах-графиках;
- протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и информацию в извещениях;
- условия проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, и информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Электронный запрос котировок
Закупать с помощью электронного запроса котировок можно будет больше и быстрее.
Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб.
Как изменятся правила опубликования извещения
У участника будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС.
Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.
Что участник закупки должен будет включить в заявку
Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.
Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.
Также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.
Что изменится в рассмотрении заявок
Протокол будет только один — протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.
Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.
Как сократятся сроки заключения контракта
Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.
Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен.
Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.
Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе
Заключение контракта потребуется согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.
У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган
Обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней.
Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо
Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:
- закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
- запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
- запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.
Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.
Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку закупок
В срок рассмотрения обращения контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.
Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.
Электронные малые закупки
Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Отметим, что годовой объем таких закупок остался без изменений. Полагаем, что закупки в электронной форме будут в него входить, поэтому придерживаться стоит таких лимитов:
- 5% от СГОЗ и пятьдесят млн руб. — для закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- 50% от СГОЗ и тридцать млн руб. — для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик сможет проводить такие закупки на сумму до 3 млн руб. с учетом годового лимита.
Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, а заказчик — размещать извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. Оператор электронной площадки выберет пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу и направит заказчику. Дальнейшая процедура пройдет в упрощенном порядке.
Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:
- наименование и характеристики товара;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения;
- документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;
- цену за единицу товара;
- предлагаемое максимальное количество товара;
- срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;
- информацию об участнике;
- документы о его соответствии требованиям законодательства;
- декларацию о его соответствии требованиям Закона № 44-ФЗ;
- решение об одобрении крупной сделки.
Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.
У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.
Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.
Сведения о контрактах, заключенных по результатам электронных малых закупок, нужно будет направлять в реестр контрактов.
Участники закупки должны указывать в заявке страну происхождения товара
По новым правилам участник обязан указать в заявке страну происхождения товара независимо от того, применяются ли правила нацрежима. Эта информация понадобится и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.
В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии — учитывать новшества при рассмотрении заявок.
Появилось больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла
Помимо случаев, установленных правительством, контракт жизненного цикла можно заключить при закупке новых машин и оборудования.
Вступление в силу
С 1 января 2020 г. нужно указывать в заявках страну происхождения.
С 8 января 2020 г. изменились правила для контрактов жизненного цикла.
С 1 июля 2020 г. заработает большая часть новшеств:
- запрос котировок в электронной форме будут проводить по новым правилам;
- начнут проводить электронные малые закупки;
- по-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком.
К 1 января 2021 г. наладят взаимодействие с ЕИС относительно электронных малых закупок.
Внесены очередные изменения в Закон № 44-ФЗ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
Изменения в Закон № 44-ФЗ внесены Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 124-ФЗ и устанавливают особенности регулирования закупок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в целях упрощения закупочной деятельности.
Наиболее значимыми нововведениями являются следующие:
I. Смягчение требований к обеспечению гарантийных обязательств, обеспечению исполнения контрактов с 1 июля 2020 года, в том числе:
— отменяется обязанность установления заказчиком обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам. Теперь это право заказчика;
— снижается минимальный размер обеспечения исполнения контракта с 5% до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта. По общим правилам размер такого обеспечения теперь от 0,5% до 30% от НМЦК. При этом если предусмотрен аванс, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять не менее размера аванса или равен размеру аванса (кроме случая, когда расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, тогда размер обеспечения устанавливается от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО (с ограничением участия)), уменьшенной на размер такого аванса);
— предоставляется право не устанавливать обеспечение исполнения контракта, если расчеты по такому контракту подлежат казначейскому сопровождению, но в случае установления обеспечения его максимальный размер ограничен 10 % от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО);
— предусмотрено уменьшение размера обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения такого контракта, в случае если выплаты аванса по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
❗ Предусмотрено применение данных изменений по соглашению сторон контракта до дня их вступления в силу (к контрактам, заключенным до дня вступления в силу изменений, либо к контрактам, которые будут заключены по результатам процедур закупок, извещения об осуществлении которых опубликованы до дня вступления в силу изменений).
II. Изменение условий контракта с 24 апреля 2020 года.
Так, предусмотрена возможность в 2020 году изменение размера аванса контракта по соглашению сторон, если в ходе его исполнения возникли непредвиденные обстоятельства, влекущие невозможность исполнения, в связи с распространением инфекции (отсутствует необходимость принятия решения Правительства РФ, региона или местной администрации).
III. Закупки у единственного поставщика
С 24 апреля 2020 года увеличиваются возможности для закупок у единственного поставщика по п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчиками:
— верхний порог цены контракта составит 600 тыс. руб. (ранее 300 тыс. руб.);
— размер годового объема закупок по данному основанию увеличен с 5 % до 10 %, при этом сохраняется стоимостное ограничение таких закупок не более 50 млн. рублей.
Кроме того, с 1 июля 2020 г. на 1 октября 2020 года перенесен срок вступления в силу изменений, касающихся осуществления закупок «малого» объема в электронной форме. Также дополнен порядок осуществления таких закупок:
— предоставляется право осуществления закупок товаров «малого» объема (пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) на сумму не более 3 млн. рублей с использованием действующих электронных площадок;
— уточнен порядок автоматического отбора операторами электронных торговых площадок заявок участников закупок «малого» объема с учетом количества поставки товара, предлагаемого участниками таких закупок;
— уточнено содержание предварительного предложения участника закупки, а также извещения об осуществлении закупки.
IV. С 1 июля 2020 года на 1 октября 2020 года перенесен срок вступления в силу изменений относительно нового порядка проведения запроса котировок в электронной форме.
V. Сроки вступления изменений в Закон № 44-ФЗ
С 01 января 2021 года будет действовать единая дата вступления в силу всех будущих поправок, вносимых в Закон № 44-ФЗ, касающихся вопросов планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов закупок, осуществления контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок – 1 января.
VI. Работа комиссии
С 01 января 2021 года комиссии по закупкам будут обязаны проверять соответствие участников требованию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (участник — юр. лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки не было привлечено к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ).
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.
Сократятся сроки оплаты по всем контрактам
С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.
Кто может участвовать | 2021 год | С 1 января 2022 года | С 1 января 2023 года |
---|---|---|---|
Только малый бизнес | 15 дней | 10 дней | 7 дней |
Все | 30 дней | 15 дней | 10 дней |
Увеличится количество закупок для малого бизнеса
Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.
Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.
Способов закупки станет меньше
Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.
Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.
Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.
Изменятся процедуры проведения закупок
Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.
Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.
Что изменится в электронном аукционе | 2021 год | С 1 января 2022 года |
---|---|---|
Заявка | Из двух частей | Единая заявка |
Можно внести изменения в извещение | Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок | Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок |
Время на подачу ценового предложения | 10 минут | 4 минуты |
Общее время торга | Не ограничено | Не больше 5 часов |
Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.
Документы станут электронными
Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:
- акт приемки товара, работы или услуги;
- односторонний отказ от исполнения контракта;
- обжалование.
Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.
Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно
Документация о закупке будет отменена
Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.
В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.
Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.
Появится универсальная предквалификация
Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.
Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей.
К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.
Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.
Обеспечение заявки будет встречаться чаще
Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.
Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.
Появятся независимые гарантии
Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.
В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.
Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.