Закон рф об образовании преподавательских услугах

Информационный портал для оказания экспертно-консультационной и методической помощи руководителям и другими административным работникам образовательных организаций по вопросам, связанным с реализацией нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Закон рф об образовании преподавательских услугах

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

О проекте

Информационный портал создан для оказания экспертно-консультационной и методической помощи руководителям и другими административным работникам образовательных организаций по вопросам, связанным с реализацией нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Последние ответы на вопросы

У ученика 8 класса в четвертях стоят следующие оценки: 1)3; 2)4; 3)4; 4)3. Какую оценку следует ставить при спорном среднем арифметическом?

Данный вопрос не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок того, как выставляются годовые оценки, в том числе, в спорных случаях.

Я заканчиваю 9 класс в кадетском училище и собираюсь продолжить обучение в школе родного города. Для поступления требуется пройти медкомиссию и подать заявление до середины июня. Имею ли я право после окончания учебного года и сдачи ОГЭ отчислиться из этого учебного заведения, а уже позже получить аттестат? Мне сказали, что я не смогу отчислиться до 11 июня (в этот день нам выдадут аттестаты), но в этом случае я не успею пройти нужную для поступления медкомиссию.

По причине отсутствия полного объема информации относительно вашей ситуации, не совсем понятно, почему вам нужно быть отчисленным из образовательной организации для прохождения медкомиссии и подачи заявления.

Ученик 7 класса переведен в 8 класс «условно», однако задолженность летом он не ликвидировал. Повторная сдача назначена на сентябрь. В какой класс (7 или 8) пойдет ученик 1 сентября?

Условный перевод подразумевает перевод в следующий класс (ч. 8 ст. 58 Закона об образовании)
Если ученик «условно переведен», но даже со второй попытки не ликвидирует академическую задолженность, то в порядке, установленном школой, он будет переведен на индивидуальный учебный план, на адаптированную программу или на повторное обучение (в данном случае, в 7 классе) (ч. 9 ст. 58 Закона об образовании).

Последние публикации экспертов

Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Сетевая форма реализации образовательных программ является одним из действующих механизмов кооперации образовательных организаций между собой, с предприятиями, учреждениями культуры и т.д. Однако нередко, имея необходимые ресурсы и человеческий капитал, участники сетевого взаимодействия не имеют права на осуществление образовательной деятельности. В статье разъяснен порядок лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения.

Проблемы транспортного обеспечения обучающихся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Статья посвящена правилам транспортного обеспечения обучающихся, установленным ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ. Проанализирована практика разрешения споров, возникающих между участниками образовательных отношений по поводу транспортного обеспечения обучающихся.

Участие обучающихся в управлении образовательной организацией по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Данный Федеральный закон закрепил итоги развития системы образования в Российской Федерации за последние десятилетия, ввел в систему образования новые институты, в том числе, и в сфере управления образовательными организациями.

Новые акты Правительства РФ

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285

Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 370

Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677

Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Российская Федерация
Федеральный закон

Об образовании в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
    • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
    • Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
    • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
    • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Глава 2. Система образования
    • Статья 10. Структура системы образования
    • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
    • Статья 12. Образовательные программы
    • Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
    • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
    • Статья 14. Язык образования
    • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
    • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
    • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
    • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
    • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
    • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
    • Статья 21. Образовательная деятельность
    • Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
    • Статья 23. Типы образовательных организаций
    • Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
    • Статья 25. Устав образовательной организации
    • Статья 26. Управление образовательной организацией
    • Статья 27. Структура образовательной организации
    • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
    • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
    • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
    • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
    • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
    • Статья 33. Обучающиеся
    • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
    • Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
    • Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
    • Статья 37. Организация питания обучающихся
    • Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
    • Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
    • Статья 40. Транспортное обеспечение
    • Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
    • Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
    • Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
    • Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
    • Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
    • Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
    • Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
    • Статья 49. Аттестация педагогических работников
    • Статья 50. Научно-педагогические работники
    • Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
    • Статья 52. Иные работники образовательных организаций
  • Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
    • Статья 53. Возникновение образовательных отношений
    • Статья 54. Договор об образовании
    • Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
    • Статья 56. Целевое обучение
    • Статья 57. Изменение образовательных отношений
    • Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
    • Статья 59. Итоговая аттестация
    • Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
    • Статья 61. Прекращение образовательных отношений
    • Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Глава 7. Общее образование
    • Статья 63. Общее образование
    • Статья 64. Дошкольное образование
    • Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
    • Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Глава 8. Профессиональное образование
    • Статья 68. Среднее профессиональное образование
    • Статья 69. Высшее образование
    • Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
    • Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
  • Глава 9. Профессиональное обучение
    • Статья 73. Организация профессионального обучения
    • Статья 74. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. Дополнительное образование
    • Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
    • Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
  • Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
    • Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
    • Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
    • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    • Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
    • Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
    • Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
    • Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
    • Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
    • Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
    • Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
    • Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
    • Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
    • Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
    • Статья 89. Управление системой образования
    • Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
    • Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
    • Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
    • Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
    • Статья 94. Педагогическая экспертиза
    • Статья 95. Независимая оценка качества образования
    • Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся
    • Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
    • Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
    • Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
    • Статья 98. Информационные системы в системе образования
    • Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций
  • Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
    • Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
    • Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
    • Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
    • Статья 102. Имущество образовательных организаций
    • Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 104. Образовательное кредитование
  • Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
    • Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
    • Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
    • Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
  • Глава 15. Заключительные положения
    • Статья 108. Заключительные положения
    • Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
    • Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
    • Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Просветительскую деятельность узаконили

16 марта 2021 дома Государственная Дума приняла в окончательном чтении закон со скромным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В различных кругах общественности этот закон окрестили «Закон о просветительской деятельности» и ругают на чём свет стоит. Закон, действительно, наносит ущерб многим категориям граждан и организаций. Мы же рассмотрим, как он отразится на бизнесе.

В статье 2 закона «Об образовании в РФ» изложены основные понятия, применяемые в целях этого закона. В частности:

  • образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
  • обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
  • образовательная деятельность — деятельностьпо реализации образовательных программ.

К определению понятия «образование» можно высказать претензии. Согласно закону образование одновременно является процессом (воспитания и обучения), что логично, и результатом этого процесса (совокупность знаний, умений, навыков, опыта, компетенции), что нелогично. Но в таком виде это понятие существует в законе уже 8 лет и никого не волнует его нелогичность, поэтому не будем сильно придираться.

Теперь в эту статью добавлено новое понятие.

Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обратите внимание, что в новом понятии перечислены те же элементы, что и в понятии «образование». Получается, что процесс распространения знаний, опыта, умений, навыков, компетенции является просветительской деятельностью, а приобретённые знания, умения, навыки, опыт являются уже образованием.

Согласно новой редакции закона просветительской деятельностью можно считать различные семинары, тренинги, кружки, курсы, мастер-классы, да просто любые действия, когда один человек передаёт свои умения, навыки или опыт другому человеку.

Это происходит на каждом шагу, а Интернет просто завален такими материалами, ведь любой лайфхак — это передача опыта! Да возьмём простой житейский пример: свекровь учит невестку варить щи — согласно закону она передаёт невестке свой опыт, значит, занимается просветительской деятельностью.

Поскольку в законе определено, что такое просветительская деятельность, то должны быть и субъекты, занимающиеся этой деятельностью. Законодатели об этом тоже позаботились — в закон введена новая статья 12 2 «Общие требования к осуществлению просветительской деятельности».

Согласно этой статье:

«Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации».

Да, именно органы власти обязаны передавать гражданам свои опыт, знания, умения и компетенции. Что они могут передать, хочется спросить.

Но не всё так грустно — физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица также вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только при соблюдении требований, предусмотренных законом об образовании и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К органам власти требование о соблюдении правил и требований не относится.

Особо сказано, что нельзя заниматься просветительской деятельностью для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Как говорят авторы законопроекта, именно это и является главным в законе.

Просветительскую деятельность можно будет осуществлять только в формах, установленных Правительством РФ, кроме того, Правительство РФ установит порядок проведения контроля за просветительской деятельностью.

Таким образом, правительству дан карт-бланш на регулирование этой деятельности.

Подведём итог. Закон вступает в силу с 1 июня 2021 года. До этой даты Правительство, скорее всего, выпустит нормативные акты, регулирующие просветительскую деятельность. Как она будет регулироваться, трудно предсказать заранее, но с большой вероятностью можно ожидать, что вся просветительская деятельность будет поставлена под контроль государства, как это следует из закона. Следовательно, на проведение любого семинара, вебинара, тренинга, мастер-класса, курсов, кружков нужно будет получать разрешение от уполномоченных органов. Не исключено, что некоторые виды перечисленных мероприятий будут вообще запрещены или что на них нужно будет получать лицензию.

Будем внимательно следить за выходом нормативных актов Правительства и готовиться к новым условиям работы.

Закон о просветительской деятельности в России

16 марта 2021 года Госдума приняла в третьем чтении поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Авторы поправок называют основной целью защиту россиян от антироссийской пропаганды, которая подается под видом просветительской деятельности. В пояснительной записке к законопроекту они отмечают, что предпосылки для такой пропаганды среди школьников и студентов появились из-за отсутствия правового регулирования в этой сфере.

Понятие просветительской деятельности

Авторы документа ввели в Закон «Об образовании» понятие просветительской деятельности:

Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Важно: признаками образовательной программы Закон «Об образовании» считает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Алексей Стрельцов, основатель сообщества Онлайн Среда online-sreda.ru

Новый закон написан с очень расплывчатыми формулировками. Конкретика будет даваться в подзаконных актах. Естественно, участники рынка образования очень переживают по этому поводу: не поставит ли это под угрозу их проекты.

Я считаю, что нужно смотреть на цели законодателей — не в их интересах запрещать образование, поэтому тем, кто сейчас обучает, беспокоиться не о чем.

Их деятельность по-прежнему регулируется законом об образовании. Если ты обучаешь — нужна лицензия (как и раньше). Если ты обучаешь самостоятельно без привлечения преподавателей — лицензия не нужна.

Закон, скорее всего, направлен на защиту государственного строя. Мое мнение: поскольку закрытие Ютуба и других медийных площадок может вызвать волну недовольств, чиновники решили действовать точечно по каждому блогеру. Если в его материалах содержится то, что не нравится чиновникам, у них появится законное право запретить это говорить.

К сожалению, вместе с этим у государства появляется возможность «задеть» любой случайный мимо проходящий проект, который либо приглянулся, либо мешает кому-то на пути. Но это уже другая история. Главное теперь всем обучающим проектам четко соответствовать критериям образовательных, а не просветительских.

Кто может заниматься просветительской деятельностью

В соответствии с текстом поправок, просветительскую деятельность могут вести:

  • Органы государственной власти, иные государственные органы.
  • Органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации.

А также, соблюдая требования Закона «Об образовании» и других нормативных актов РФ:

  • Физические лица.
  • Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица.

Ограничения закона о просветительской деятельности

Агитация и разжигание розни. Закон однозначно запрещает использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Кроме того, не допускается агитация, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции.

Методическое обеспечение государственных образовательных учреждений. Минобрнауки будет определять список организаций, которые станут оказывать научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Контроль за подписанием международных договоров в сфере образования. Для подписания контрактов с иностранными организациями и гражданами (кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) вузам будет нужно специальное заключение Министерства просвещения, Минобрнауки или ведомства, в ведении которого они находятся. Требование не распространяется на договоры, действие которых истекает до 1 сентября 2022 года.

По данным РБК, некоторые деятели науки и культуры выступили против введения нового закона. Они считают, что документ создает предпосылки к цензуре в стране. А отсутствие четких критериев и ограничений по контролю со стороны властей может привести к слишком вольной трактовке требований законодательства.

Евгения Гозман, PR-представитель и преподаватель бизнес-школы iTC Group

Важно помнить основной посыл закона — не использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. С этим постулатом в сфере бизнес-образования мало у кого возникнет конфликт с законом.

Больше вопросов к определению «просветительская деятельность». При желании (скажем, некорректной и агрессивной конкурентной борьбе) можно найти формулировки для привлечения к ответственности. Школам и тренерам нужно будет переоценить свои программы (и содержание) с четкой установкой на развитие «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». В принципе, это всегда было во главе угла у организаций и тренеров, которые не пытаются построить свои выступления на хайпе и привлечь аудиторию неоднозначными, громкими заявлениями.

В какой-то степени эта часть закона даже послужит оздоровлению рынка. Закон правильный, он структурирует научно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций (в частности, высшее образование).

Что делать: соблюдать закон и помнить, что мы все в ответе за будущее нашей страны, в ответе за информацию, которую передаем обучающимся.

Условия и контроль исполнения

Новый закон вступит в силу 1 июня 2021 года после одобрения Советом Федерации и президентом. В нем сказано, что порядок, условия, формы осуществления просветительской деятельности и способы контроля будут установлены правительством.

Пока этого не произошло, многие детали, в частности, степень влияния на сферу бизнес-образования, остаются неясными. Однако можно предположить, что ограничения в меньшей степени коснутся негосударственных организаций, которые работают в рамках образовательных программ с лицензией на образовательные услуги — закон четко определяет просветительство как деятельность вне таких программ.

Скачать текст проекта Федерального закона № 1057895-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Закон о Просвещении или цензура государственного образования

Три чтения в Государственной Думе прошли поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Изменения нарекли «Законом о просветительской деятельности». По своему объёму правки занимают около двух страниц форматом А4, однако по своему содержанию документ вынуждает говорить много, долго, с вкраплениями злости и печали. При этом у некоторых прочитавших документ (или, наоборот, — непрочитавших) сложилось совсем ложное и слишком тираническое представление о правках. Давайте разберёмся, где кислород перекрыли, а где ещё можно дышать спокойно.

Коротко о том, что правки меняют:

Закон (называть его уже будем так😊) вступит в силу с 1 июня 2021 года (в случае прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ). Он вводит определение понятия «просветительская деятельность».

Нарушая логические законы, определение повторяет термин, то есть выглядит следующим образом: просветительская деятельность, по мнению законодателей, это деятельность (но так в Думе любят делать часто, так что скажем «в лучших традициях»). Далее, к просветительской деятельности отнесено всё мыслимое и немыслимое, что не связано с аккредитованными в образовательных учреждениях программами, а именно: распространение знаний, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Также очень хочется отметить формулировку, возвышающую Конституцию до пределов совершенства. Итак, «не допускается побуждение к действиям, противоречащим Конституции РФ«. А это значит, что преподователь должен знать все положения Конституции и не допускать мысли, что в ней могут быть изменения, а если такие изменения когда-нибудь случатся, то он должен знать, что теперь Конституция стала только лучше.

То есть просветительская деятельность — это любые активности, направленные на передачу знаний. Закон утверждает, что просветительской деятельностью может заниматься как юридическое, так и физическое лицо, а также ИП. Это означает, что в любой организационно-правовой форме, желая заниматься просвещением, вы подлежите регулированию по новым правилам.

Допустим, ввели определение, ну а что это меняет?

Соль в том, что лицо (юридическое, физическое, ИП) может начать просвещать в образовательной организации только если программа «просвещения» согласована с федеральными органами исполнительной власти (наверное, это будет Рособразование), то есть сначала одобрение властей, потом договор с образовательной организацией, и уже потом само преподавание.

Если чиновнику в государственном органе не понравится содержание преподнесённой программы, то осуществлять её вы не сможете, поскольку образовательная организация просто не подпишет договор.

А теперь о самих неприятностях

Просвещение по сути своей – целое культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли. Именно просвещение лежит в основе эволюционного развития общества: от тёмного средневековья к целой эпохе Просвещения, от феодализма к капитализму и так далее.

Кант в статье «Что такое просвещение?» дал хороший ответ, указав, что просвещение – это выход человека из своего несовершеннолетия. Далее он потребовал для просвещения только одного – свободы, и привёл примеры, как эту свободу душат. Посмотрите-ка, какой знакомый сценарий(!): офицер говорит – «не рассуждайте, а упражняйтесь», советник министерства финансов – «не рассуждайте, а платите».

Депутаты РФ дружно в голос заявили обществу: «согласовывайте, о чем вы хотите рассуждать».

В Интернете куча вопросов, люди заранее переживают: «А что именно мне надо будет согласовывать?», «А как я буду читать лекции?», «А как же мои образовательные онлайн курсы?».

Действительно, закон вводит понятие просветительской деятельности и хочет/пытается её регламентировать, но на самом деле регулированию подлежат только те программы, которые будут «завязаны» на образовательную организацию. То есть согласование упадёт на голову тем, кто захочет в школе или университете вести факультатив, тем, кто пожелает прочитать в альма-матер авторскую лекцию, тем, кто захочет предоставить на базе образовательных организаций онлайн курс. Возможно, что согласование ждёт и тех, кто захочет выпустить учебник, не «обязательный», не рекомендованный государственными органами к образовательной программе, а независимый и основанный на собственных долгих научных изысканиях, и такой учебник планирует находится в какой-нибудь школьной библиотеке.

В законе нет чёткой нормы, указывающей, что любая деятельность по преподаванию будет согласовываться с органами исполнительной власти. То есть на независимых площадках автор остаётся независим в своём исполнении. При этом сразу оговоримся, это не значит, что на него не действуют нормы административной, уголовной ответственности за разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена юридическая ответственность.

В Законе присутствует указание, что Правительство установит порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности. Скорее всего, Правительство на уровне Министерства Просвещения предложит определённую форму, по которой лектор, желающий выступить на базе образовательной организации по договору, цензурит свою программу, ну и конечно утвердит порядок «слежки» за потенциальным лектором. Кто-нибудь из власти сможет посетить лекцию в образовательном учреждении и соотнести сказанное с утвержденным планом перед заключением договора.

Вопросы без очевидного ответа

Законодатель от переполняемых благих намерений научить людей прекрасному и избавить от всякого рода неурядиц совсем забыл пояснить, по какой норме закона будут наказывать тех, кто просто не согласовал свою программу, но выступил? И еще более интересно, что будет считаться разжиганием расовой или религиозной розни?

Ведь судебное разбирательство Юлии Цветковой показывает, что богатое воображение чиновников и представителей судебной власти позволяет в женском половом органе видеть кощунственную порнографию. Оттого наверняка, теперь в образовательных учреждениях лекции с названиями «ку-клукс-клан» или соотношении «священной войны» с «крестовыми походами» будет чем-то почти табуированным. Смельчаков, которые пожелают поговорить на темы с неоднозначной исторической подоплёкой, философов, считающих присоединение Крыма несправедливостью, выселяют на территорию инакомыслящих – то есть куда-то вне школ и ВУЗов.

Инакомыслию не место в образовательных организациях

Все давно понимают, что в школах и образовательных учреждениях, особенно на предметах самых «спорных» наук по типу философии или истории, ведущий – то есть преподаватель, лицо далеко не свободное (наверное, от этого детям порой бывает скучно). Преподаватель является представителем государственного учреждения и пускает в массы мысль, обязательную к изложению, то есть программную. Альтернативой получения «невыверенных» знаний, лишенных всякой идеологии, было факультативное преподавание, где в основе лежит именно рассуждение между публикой и преподавателем. Рассуждение рождается постольку, поскольку преподаватель ограничивается только собственной мыслью, а обучающиеся оказываются не в регулируемом потоке, а в свободном плавании. Когда такие уроки или лекции случались, то преподаватель мог знать, что он сейчас дышит свободным воздухом, а слушатели у него действительно вольные, поскольку никто не надзирает за услышанным, никто потом от них не потребует ответить словами лектора. Теперь свободное море закрыто. Желается и предполагается, что всё произнесённое лектором на базе образовательных учреждений нашей страны – заранее выверенный сценарий, за которым стоит чье-то чиновничье «согласовано».

Корень зла — в чётком прицеле на школьную и студенческую среду. Так что правки в очередной раз нацелены на то, чтобы в уши подрастающего поколения шла исключительно фильтрованная кабинетными слугами информация.

Законодатель четко переиначивает сказанную однажды Монтескьё мысль: «не следует достигать законами того, что можно достигнуть улучшением нравов»…

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: