Занятия с пожилыми людьми в отделениях дневного пребывания

Отделения дневного пребывания для оказания реабилитационных услуг маломобильным пожилым гражданам и инвалидам, в том числе страдающим когнитивными расстройствами С целью оказания
Занятия с пожилыми людьми в отделениях дневного пребывания

Занятия с пожилыми людьми в отделениях дневного пребывания

Отделения дневного пребывания для оказания реабилитационных услуг маломобильным пожилым гражданам и инвалидам, в том числе страдающим когнитивными расстройствами

С целью оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе страдающим когнитивными расстройствами организована работа отделений дневного пребывания на базе центров социального обслуживания населения.

Организация деятельности отделений дневного пребывания регламентирована приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.02.2015 № 348 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в условиях дневного пребывания».

Группы дневного пребывания работают по типу дневного стационара. Занятия проводятся шесть дней в неделю, при этом для участников организован подвоз от дома до учреждения социального обслуживания и питание. Расписание дня включает в себя работу со специалистами по комплексной реабилитации, адаптивную физическую культуру, отведено время для творческой деятельности.

Группы получателей социальных услуг формируются на основе результатов проведенной комплексной гериатрической оценки, с учетом рекомендаций медиков, имеющихся когнитивных нарушений и сохранения способности граждан к самообслуживанию разработаны индивидуальные планы ухода. Обслуживание пожилых граждан в условиях отделения дневного пребывания предоставляется в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг от 4-до 6 часов в день. Максимальное количество получателей в группе составляет 30 человек, посещение через день.

Организовано двухразовое питание. Предусмотрены гигиенические услуги (купание, смена нательного белья и другое), оздоровительные мероприятия, социально-психологическая и социально-педагогическая коррекция, организация досуга и отдыха, предоставление транспорта.

В рамках работы отделения дневного пребывания проводятся занятия, направленные на максимально долгое сохранение основных когнитивных функций (память, мышление, внимание, речь) и способности к самообслуживанию у пожилых людей, занятия по адаптивной физической культуре, психологические занятия, лекции и беседы, компьютерные и традиционные игры, активный досуг. Также осуществляется оказание психологической, информационной помощи и поддержки их родственникам.

Подробную информацию можно получить в следующих учреждениях:

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Волжский центр социального обслуживания населения», адрес: 404122, Волгоградская область, г.Волжский,
ул Кирова 22; телефон: 8(8443)31-50-62

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дзержинский центр социального обслуживания населения», адрес: 400075 Волгоград, ул. Полесская, 3 а, телефон
52-71-72

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Еланский центр социального обслуживания населения», адрес: 403732, Волгоградская область, Еланский район, р.п.Елань, ул. Гоголя, 5Б, телефон: 8(84452) 5-41-19

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Жирновский центр социального обслуживания населения», адрес: 403791, Волгоградская область, Жирновский район, г.Жирновск, ул.Строителей, 9а, телефон: 8(84454) 5-21-09

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Иловлинский центр социального обслуживания населения», адрес: 403071, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Спортивная, 20, телефон: 8(84467) 5-20-39

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Калачевский центр социального обслуживания населения», адрес: 404503, Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул.Маяковского, д.6, телефон: 8(84472) 3-65-19

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Камышинский центр социального обслуживания населения», адрес: 403886, Волгоградская область, г. Камышин, 6 микрорайон, д.1; телефон: 8(84457) 4-52-97; 4-49-32

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кировский центр социального обслуживания населения», адрес: 400059, г. Волгоград, ул. Губкина, д.11, телефон: 8(8442) 66-19-00; 44-30-25

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Клетский центр социального обслуживания населения», адрес: 403562, Россия, Волгоградская область, Клетский район, станица Клетская, улица Сушкова, дом 56; телефон: 8(84466) 4-14-54

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноармейский центр социального обслуживания населения», адрес: 400086, г. Волгоград,
ул. Судостроительная, 43, телефон: 8(8442) 61-59-65;

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Кумылженский ЦСОН: адрес: 403402, Волгоградская область, ст Кумылженская, ул. Ленина, д 5, помещение 2, телефон: 8(84462) 6-29-87

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ленинский центр социального обслуживания населения», адрес: 404620, Волгоградская область, Ленинский район, г.Ленинск, ул. Ленина, 208 Г, телефон: 8(84478) 4-34-63

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Николаевский центр социального обслуживания населения», адрес: 404033, Волгоградская обл.,
г. Николаевск, ул. Ленина, 19, телефон: (84494)6-22-07

Государственное бюджетное учреждение «Новоаннинский центр социального обслуживания населения», адрес: 403958, Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, ул. Мира, 41, телефон: 8(84447) 3-60-92; 8(84447) 3-61-84.

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Палласовский центр социального обслуживания населения», адрес: Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Ушакова, д.2; телефон: 8(84492) 6-56-16; 6-56-17

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Светлоярский центр социального обслуживания населения», адрес: 404171, Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, ул. Мелиоративная, д.3; телефон: 8 (84477) 6-16-32; 6-18-31

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Советский центр социального обслуживания населения», адрес: 400011, Волгоградская область, г.Волгоград, ул.Электролесовская, д.5 а, телефон: 8(8442) 41-24-65

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Среднеахтубинский центр социального обслуживания населения», адрес: 404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Гагарина, д.58, телефон: 8 (84479) 5-42-85

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Урюпинский центр социального обслуживания населения», адрес: 403113, Волгоградская область, Урюпинский район, г.Урюпинск, пр-кт Ленина, д.85, телефон: 8(84442) 4-16-02

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Фроловский центр социального обслуживания», адрес: 403540, Волгоградская область, г. Фролово, ул. Фроловская, д.1; телефон: 8(84465) 2-47-51; 2-59-78

государственное казенное учреждение социального обслуживания «Чернышковский центр социального обслуживания населения», адрес: 404462, Волгоградская область, Чернышковский район, р.п.Чернышковский, ул.Цимлянская, д.10, телефон: 8(84474) 6-22-98

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Тракторозаводский центр социального обслуживания населения», адрес: 400006, г. Волгоград, ул. им. Дзержинского, 2А, телефон: 8 (8442) 29-01-75

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центральный центр социального обслуживания населения», адрес: 400131, Волгоградская обл.,г. Волгоград, ул. Голубинская, 18, телефон: (8442) 37-46-81

Занятия с пожилыми людьми в отделениях дневного пребывания

Автор Тихонова Елена Николаевна, Нижегородская область, г. Балахна

I. Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Демографическая ситуация в мире складывается таким образом, что пожилые люди составляют очень большую социально-демографическую группу.

Формальный переход из категории трудоспособного населения в группу пенсионеров становится одной из основных причин усиления социальных проблем людей пожилого возраста. Одной из основных проблем в пожилом возрасте является проблема общения, которую более точно можно сформулировать как «проблему одиночества». Многие пожилые люди теряют привычный круг общения, связанный с профессиональной деятельностью, замыкаются в себе. Состояние дезадаптации людей в пожилом возрасте связано с неудовлетворенностью потребности в признании, в результате чего пожилые люди испытывают чувство одиночества.

Необходимым условием возникновения у пожилого человека после выхода на пенсию чувства, что он живет полноценной жизнью, является осознание своей уникальности, значимости вне ранее выполнявшейся им профессиональной роли. Это способствует возникновению потребности в самореализации личности в новых для нее условиях.

Проблемы людей пожилого возраста и инвалидов можно объединить в несколько групп – это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным.

Характеристика учреждения.

Учреждение ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Балахнинского района. (далее – Учреждение), отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста «Вдохновение» (далее – дневное отделение), осуществляет прием граждан пожилого возраста и инвалидов. Отделение дневного пребывания предназначено для оказания социально-бытовых, социально-медицинских, культурных и иных услуг, организация питания, отдыха и проведения реабилитационных мероприятий граждан, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.

Данная программа направлена на укрепление здоровья, повышение социальной значимости, устранение причин психологического неблагополучия, возможности для общения пожилых людей и инвалидов, привлечение к активным и организованным формам совместного взаимодействия.

2. Аналитическое обоснование

Степень разработанности темы

Основная задача в целях реализации положения Федеральных законов от 10 декабря 1995 года 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Закона Нижегородской области от 05 мая 2005 года №40-З «О государственном социальном обслуживании населения» и совершенствовании системы социального обслуживания населения .

С целью оказания комплексной помощи лицам пожилого возраста и инвалидов были созданы такие центры как наш – «Комплексный центр социального обслуживания населения Балахнинского района». На базе ГБУ «КЦСОН Балахнинского района» создано дневное отделение «Вдохновение», которое посещают граждане пожилого возраста и инвалиды. Отделение полустационарного типа, предназначенное для оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, культурных и иных услуг, организации питания, отдыха и проведение реабилитационных мероприятий.

Данная программа ставит целью помочь людям пожилого возраста и инвалидов почувствовать что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми.

Диагностическая программа.

Программа проекта «Старость в радость» предусматривает проведение диагностического обследования людей пожилого возраста и инвалидов для изучения личностных особенностей каждого и работа в группе.

Для диагностического обследования применяются следующие методики:

1.Определение «Темперамента» по карикатуре Бидструпа.

Цель: изучение личностных особенностей каждого.

2. Тестирование по методике «Я — концепция» (образ себя):

Цель: раскрытие самооценки каждого.

4. Занятие с элементами тренинга.

Цель: вовлечение людей пожилого возраста и инвалидов в групповую деятельность.

Цель: общего оздоровления и укрепления организма, для поднятия жизненного тонуса, работоспособности, снятия усталости и стрессов.

3. Цель программы

Цель:

Дать почувствовать людям пожилого возраста и инвалидам, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. Повышение социальной значимости, возможностей для общения, укрепление здоровья, психологическое благополучие.

4.Задачи программы

— организация обучающих и практических занятий по укреплению здоровья;

— проведение творческих мастер-классов, с использованием психологической коррекции методов арт-терапии (творческого развития и культурного общения);

— проведение выездных мероприятий, расширяя сферу познавательных интересов.

5. Концептуальные основы

Основные виды деятельности:

Для достижения поставленной цели и реализации задач специально подобраны такие виды деятельности для лиц пожилого возраста и инвалидов, а так же формы проведения занятий с использованием инновационных технологий, которые помогут раскрыть потенциальные возможности пенсионеров, реализовать их способности и личностные качества. Занятия носят комфортный, чаще всего неформальный характер, не регламентированный стандартами, что позволяет сочетать различные виды деятельности, привносить элементы новизны.

-узнают о методах оздоровления организма, приобретают навыки и получают медицинское обслуживание в отделении;

— на мастер-классах познакомятся с различными видами творчества и получают возможность изготовить самостоятельно творческие работы и презентовать их коллегам в группе;

— получают навыки работы на компьютере;

— на выездных мероприятиях знакомятся с историческими местами Балахнинского района и Нижегородской области;

— получают юридическую консультацию;

— принимают участие в областных конкурсах;

— участвуют в подготовке и проведении праздников отделения.

6. Стратегия достижения поставленных целей.

Для успешной реализации проекта «Старость – в радость» для людей пожилого возраста и инвалидов была разработан план мероприятий основанный на потребности пенсионеров, которые помогут раскрыть потенциальные возможности, реализовать их способности, личностные качества для достижения эффективности результатов. Занятии носят комфортный, чаще всего неформальный характер, не регламентированный стандартами, что позволяет сочетать различные виды деятельности, привнося элементы новизны.

Бабушки на лавочках, от нечего делать перемывающие косточки всем в зоне видимости…Таково расхожее представление о людях, вышедших на пенсию. Скажем сразу: мнение это давно устаревшее и к тем энергичным, любознательным людям, которых посещают дневное отделение «Вдохновение», не имеет никакого отношения. Нет у них времени на то, чтобы тратить его на сидение у подъезда, ведь можно заняться чем-то намного более интересным и полезным. Например, поехать на экскурсию, можно научиться обращаться с компьютером, обучиться оздоровительным практикам, можно, наконец, обычную бутылку превратить в чудесную вазу или сотворить совершенно уникальный неповторимый подарок, да много всего интересного что предлагает план мероприятий.

Рабочий план реализации Проекта

Техники оздоровления организма.

*Общие сведения о лечебной физкультуре;

*Острые кишечные инфекции и меры профилактики;

*О клещах. Клещевой боррелиоз. О клещевом энцефалите;

*100 советов и народных средств лечения простуды и профилактики гриппа;

Как с пользой занять пожилых людей

Кроме питания, медикаментов и базового ухода, пожилым, как и всем прочим людям, нужны развлечения. При этом, казалось бы, исключительно увеселительные занятия приносят реальную пользу: при лепке и рукоделии задействована мелкая моторика, пересказы фильмов тренируют память, общение со сверстниками возвращает бодрость духа. Агентство социальной информации собрало некоторые досуговые инициативы для пожилых людей, которые существуют в разных регионах страны.

Творческие занятия для всех

Фонд «Старость в радость» проводит развлекательные мероприятия на базе домов престарелых в девяти регионах (Тульская, Тверская, Самарская, Архангельская, Калужская, Псковская, Смоленская, Тамбовская и Воронежская области). Их организацией занимаются 40 сотрудников фонда. Занятия проводятся ежедневно, кроме выходных.

«Отдельно группу людей с деменцией мы не выделяем, организаторы досуга занимаются со всеми, находят индивидуальный подход, — рассказывает руководитель программ «Ежедневный уход» и «Досуг» фонда Анна Рулько.

В большинстве случаев в домах престарелых устраивают творческие занятия по рисованию, лепке, аппликации, вязанию, шитью, конструированию, иногда – музыкальные встречи с баянистами. Также проводятся занятия, направленные на профилактику возрастных изменений в когнитивной сфере: разучивание стихов, разгадывание кроссвордов, решение ребусов, игра «эрудит» и пр. Во Ржеве под руководством организатора пожилые люди занимаются скандинавской ходьбой, настольным теннисом, бочче, участвуют в областных соревнованиях, на которых занимают призовые места.

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

«Два-три раза в месяц мы устраиваем праздники – веселые старты, «Что? Где? Когда?», спортивно-интеллектуальные квесты, походы в боулинг, один-два раза в год организуем выезды на экскурсии», продолжает рассказ Анна.

Школа сохранения интеллекта и памяти

В Тамбове на базе некоммерческой организации «Добрые руки» с осени работает «Школа сохранения интеллекта и памяти» – проект по распознаванию деменции, получивший президентский грант. В группы набирают по 20 пенсионеров, которых учат, как заботиться о психическом и физическом здоровье.

Распространять знания за пределами группы помогают сами участники проекта: после выпуска им дают задание найти человека своего возраста и поделиться с ними полученными сведениями. Таким образом Школа сохранения памяти помогает воспитывать геронтоволонтеров, продолжая одноименный предыдущий проект фонда.

«Программа рассчитана на два месяца – всего восемь занятий, направленных на поддержание и развитие когнитивных функций, — рассказывает глава фонда «Добрые руки» Надежда Курилович. — Когда к нам приходят пожилые люди, мы прежде всего определяем их психо-эмоциональное состояние с помощью замеров на пульсометре. Затем с ними занимаются психологи, тренер по адаптивной физкультуре, специалист по планированию питания и здоровому образу жизни. Занятия бывают разные: например, упражнения на мелкую моторику в рамках так называемой трудотерапии. Сейчас группа работает с фетром – делает мягкие книжки, которые мы потом отдаем детям из интерната. Есть и другие задания, но они также связаны с мышлением. Если ученики школы идут в театр, то не просто посмотреть спектакль – потом мы просим их вспоминать, анализировать увиденное, проводить аналогии с фильмами из молодости и таким образом тренируем память. Положительное влияние оказывает и то, что на занятиях они знакомятся с группой, активно расширяют круг своего общения.

Занятия с пожилыми людьми в отделениях дневного пребыванияФото: Алексей Куденко / РИА Новости

После завершения курса – выходная диагностика. Мы даем рекомендации, на что нужно обратить внимание, показываем упражнения, которые можно выполнять дома, а главное, обучаем, как самостоятельно поддерживать свое состояние. И результат очень хороший: например, один человек, когда пришел в нам, не мог запомнить больше 10 названий, а сейчас держит в памяти 12-13 предметов».

Кафе для людей с деменцией

НКО «Альцрус», которая оказывает помощь пациентам с болезнью Альцгеймера и их близким, организует в Москве кафе «Незабудка». Эти встречи в публичном пространстве похожи на клуб, где люди с деменцией слушают музыку, поют песни, лепят из глины и готовят. По словам организаторов, такие посиделки помогают пожилым людям раскрыться и социализироваться, а их родным – по-другому взглянуть на своих стариков.

«С каждым разом мы видим, что встречи становятся все теплее, семейнее. Мы видим, как родственники общаются друг с другом, наблюдают за своими близкими, танцуют вместе», — рассказывают организаторы.

С осени «Альцрус» организует тренинги для родственников пожилых людей, на которых учат не только уходу за ними, например, как помогать им двигаться, но и тому, как правильно общаться со своими близкими, чтобы не потерять связь с ними.

Музыкальное волонтерство

В Фонде помощи людям с БАС «Живи сейчас» рассказали, что после того, как летом организация столкнулась с финансовыми проблемами из-за ухода главного благотворителя, ее приоритеты изменились.

Основными задачами оказались сохранение медицинской помощи пациентам и их информирование, а досуг отошел на второй план. Вместе с тем в фонде заявили, что по-прежнему организуют занятия музыкой для своих подопечных.

««С «Живи сейчас» работают музыкальные терапевты (при поддержке Фонда Президентских грантов) и музыкальные волонтеры, — рассказывает пресс-секретарь фонда Анна Овсянникова. — Важно разграничивать эти понятия. Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. Она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения. Как у любой другой терапии, у музыкотерапии есть четко поставленная цель: в случае с пациентами с БАС это, как правило, максимально длительное сохранение речевых и глотательных навыков, улучшение дыхания. Поэтому музыкотерапию, в отличие от встреч с музыкальными волонтерами, сложно отнести к досугу.

Музыкальные волонтеры — это волонтеры, которые приходят в стационар или домой к подопечным и с помощью музыки пытаются наладить контакт с человеком, вывести его из уныния, эмоционально поддержать, скрасить одиночество.

Фото: https://vk.com/als.russia

Кроме того, каждое лето люди с БАС вместе с командой фонда проводят традиционный Васильковый пикник. Это возможность встретиться на природе, провести время в неформальной обстановке с музыкой, песнями, различными играми. Наши подопечные приезжают на пикник со своими близкими, и для них это возможность почувствовать, что жизнь продолжается, и они не одиноки».

Тифлокафе

В кемеровском доме культуры Всероссийского общества слепых с весны работает тифлокафе. В ходе проекта «Домоводство на кончиках пальцев» людей с проблемами зрения учат готовить. Для этого в кафе установили специальное оборудование: весы с речевым гидом и говорящие крышки для банок, вибрационные и звуковибрационные индикаторы уровня жидкости и другие устройства, купленные на средства президентского гранта. Учиться готовить инвалидам по зрению помогают сотрудники местного кулинарного техникума.

Навыки, приобретенные в кафе или кулинарной школе социально-бытовой адаптации, как официально называется проект, помогут незрячим и дома. С их помощью они смогут обеспечивать себя горячей пищей.

В рамках проекта подобные тифлокафе должны появиться еще в десяти городах Кемеровской области.

Путешествия

Создательница проекта madeforyourmom Варвара Карасеварассказывает, что на создание проекта ее вдохновили путешествия с собственной мамой. По ее словам, пожилым людям может быть неловко, когда они оказываются в одной группе с веселой молодежью или юными семейными парами. Так у нее возникла идея сделать специальные туры по возрасту.

“Я начинала это, скорее, как социальную инициативу. Конечно, это не бесплатные поездки, есть много расходов. Но меня тревожила мысль, что маме некуда приткнуться, нет организованного досуга для нее», — поясняет Варвара.

За время существования проекта пожилые путешественники в группах от четырех до семи человек побывали в разных частях света: Шри-Ланке, Алтае, Албании, Тоскане. Средний возраст туристов — 55-65 лет, но бывают и старше.

«Я встречаю группы с самолета и сопровождаю во время всего путешествия, программу для которого продумываю сама. Особых сложностей возраст не создает – наоборот, обычно все очень собранные, пунктуальные: если сказали, что нужно быть готовым в девять, все будут готовы в девять. Проблемы возникают только из-за того, что человеку нужно внимание, и он старается так или иначе его получить, но тут уже дело не в возрасте», — говорит Варвара Карасева.

По словам создательницы проекта, однажды в поездке была женщина с деменцией.

«Женщина хорошая, только с небольшими странностями, иногда задавала наивные вопросы, какие бывают у детей, но особо это не мешало. Для меня, как организатора, главное, чтобы каждый в моем путешествии насладился страной, хорошо отдохнул. И еще бы хотелось, чтобы возрастные люди свободно путешествовали за границей».

Карвинг

В Петербурге работает студия карвинга: пожилых людей учат создавать из овощей и фруктов декор для стола: картофель превращается в розы, редис – в астры, перец – в тюльпаны. В результате возникают целые продуктово-цветочные букеты. При их создании задействована мелкая моторика, что помогает развивать когнитивные способности. Целью проекта его организаторы называют «создание условий развития творческой и социальной активности пожилых людей».

В дальнейшем в студии планируют открыть отдельную реабилитационную группу для переживших инсульт, педагогами которой станут те, кто сам пережил нарушение мозгового кровообращения.

Кроме того, создатели таких тренингов для «активного долголетия во взаимосвязи с творческим образом жизни» планируют расширить их географию и проводить в разных районах города.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дневное пребывание в пансионате

Когда у пожилого человека появляются признаки деменции, кому-то из родственников приходится взять на себя постоянную заботу и уход за ним. Это сильно меняет уклад жизни семьи, ведь люди, страдающие когнитивными нарушениями, требуют неотлучного внимания, а оставить их без помощи и присмотра бывает опасно. Кроме того, нужно обладать определенными знаниями и навыками. Это касается не только гигиенических манипуляций и питания, но и умения правильно построить общение. Возникает необходимость обратиться за профессиональной помощью. Однако переезд в дом престарелых часто становится стрессом как для пожилого человека, так и для его родных. Любая смена обстановки в этом возрасте происходит тяжело, и требуется время, чтобы привыкнуть к новому месту.

Минимизировать сложности, связанные с адаптацией, позволяет специальная программа дневного пребывания, предлагаемая резиденцией «Идиллия. Фили». Она предназначена для пожилых людей, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, и решает их важнейшую психологическую проблему — острый дефицит общения. В программу входят разнообразные мероприятия для вовлечения в творческую деятельность и поддержания активного образа жизни, а также бытовые, медицинские услуги и пятиразовое питание.

Для родственников пожилого человека — это возможность свободно располагать своим временем в течение дня, работать и отдыхать, не беспокоясь за безопасность и эмоциональное благополучие пожилых родных. Быть уверенными, что обеспечили им достойные условия: комфортное пребывание, профессиональный уход, приятное общение, интересный и полезный для здоровья досуг.

Программа дневного пребывания позволяет получить и психологическую разгрузку, столь необходимую всем членам семьи, в которой есть человек с когнитивными нарушениями. Людям старшего возраста она помогает улучшить качество жизни, завести новые знакомства, найти занятие по душе, а может быть, и обрести новый дом.

Цели программы

  • Поддержание активного образа жизни пожилых людей
  • Расширение круга общения
  • Раскрытие творческого потенциала
  • Укрепление здоровья с помощью физических упражнений
  • Улучшение психологического состояния
  • Вовлечение в культурные и развлекательные мероприятия
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков

Услуги и удобства, предоставляемые в рамках программы дневного пребывания:

Бытовые услуги
— Предоставление комнаты для дневного пребывания
— Предоставление оборудованных помещений для физкультурно-оздоровительных, культурно-развлекательных и досуговых мероприятий
— Обеспечение постельными и банными принадлежностями
— Ежедневная уборка комнаты и общественных помещений
— Обеспечение соответствия жилого помещения санитарно-гигиеническим нормам и противопожарным требованиям

Питание
— Пятиразовое питание по специально разработанному меню
— Соблюдение требований к пищевой ценности блюд, рациона и режима питания
— Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности
— Помощь в приеме пищи

Медицинские услуги
— Первичный осмотр врачом-терапевтом, антропометрия
— Оказание первичной медико-санитарной помощи: ежедневный осмотр, контроль артериального давления, пульса, термометрия, при необходимости контроль уровня сахара в крови
— Контроль приема лекарственных препаратов согласно назначению врача

Досуг
— Организация прогулок
— Ежедневные занятия оздоровительной гимнастикой
— Творческие, социальные, обучающие и развлекательные мероприятия
— Организация культурно-массовых мероприятий за пределами резиденции
— Обеспечение книгами, журналами, настольными играми
— Обеспечение необходимыми материалами для организации творческих занятий и мастер-классов
— Подбор вспомогательного инвентаря для поддержания и развития интереса к активностям

Каждая жизнь имеет историю. Каждый человек уникален. В «Идиллии» мы понимаем это и хотим услышать вашу историю, найти способы поддержать вас.

Рассчитать стоимость размещения

Стоимость проживания рассчитывается индивидуально, так как зависит от состояния здоровья резидента и перечня оказываемых услуг. Позвоните нам по номеру +7 (495) 032-04-00 или оставьте свои контактные данные в форме ниже, и мы перезвоним вам в течение дня

ЗАНЯТИЕ № 3 (для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)

Цель занятий: сплочение членов группы, а также ознакомление с психологическими приемами снятия эмоционального напряжения. Основной состав группы — это люди пенсионного возраста, находящиеся на санаторном лечении. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия — 1 час.

Скачать:

Вложение Размер
veronika_3.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

(для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)

  • создание условий для знакомства и установления эмоциональных контактов;
  • определение задач занятий и особенностей групповой работы;
  • развитие позитивного Я – образа.

1. Вступительное слово. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений; формирование темы занятия. Обозначение правил работы в группе (предлагаются в рекомендательной форме).

Особенности арт-терапевтической сессии:

• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

2. Упражнение «Японская машинка» (модифицированная).

Цель: разминка – включение участников тренинга в работу; раскрепощение и снятие напряжения.

Инструкция : группа рассаживается в круг. Участники называют сои имена по порядку, начиная с любого края. Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает упражнение, а также задает темп и ритм. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» – 2 удара ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» – 2 хлопка в ладоши (темп можно усложнять, все зависит от возраста и категории отдыхающих). Отстукивая ритм в заданном темпе, участники по очереди называют свои имена. На втором круге з адача меняется. Необходимо паередать ход другому игроку следующим образом. Он произносит свое имя, а затем имя того, кому хочет передать ход. Тот в свою очередь, произносить свое имя, а затем имя любого из играющих. Передача хода сопровождается движениями, моделирующими звук пишущей машинки (возможно усложнение ритма: все одновременно ударяют по коленям 2 раза, затем поднимают вверх правую руку (здесь мы говорим свое имя), затем левую (говорим имя того, кому передаем ход). Ритм с каждым ходом убыстряется. Если человек ошибается, он не выбывает из игры, а начинает сначала. Игра продолжается пока все участники группы не примут в ней активного участия. В завершении необходимо поблагодарить участников за активность и внимательность (подарите им аплодисменты).

3. Беседа – лекция на тему «Арт-терапия»

Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением. Арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!

Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем». А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации. Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием – в — мире, попросту — делает нас несчастливыми.

Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.

Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле. Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.

Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит.

«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами , перед выбором цветовых пятен, перед каракулями.

Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую обстановку и внимательнее относиться к чувствам и телесным ощущениям.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70%). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30%).

Первая и главная заповедь арт-терапии. Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Вторая заповедь арт-терапии. Рисунок должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Это значит, что анализируя своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт. Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.

Третья заповедь арт-терапии. В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

4. Упражнения «Рисунок состояния» (запасное упражнение)

Цель: Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений.

Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.

Инструкция : каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

5. Упражнение «Рисунок себя»

Цель: стимулировать творчество и осознание чувств, помочь группе лучше познакомиться друг с другом.

Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.

Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:

— иллюстрация вашего образа жизни;

— ваши ценности и интересы;

— метафора, отражающая вас в целом.

6. Упражнения «А рт-терапии с цветами» (запасное упражнение)

Цель: стимулировать творчество и осознание чувств.

Материалы: бумага, цветные карандаши, мел, краски.

  • Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
  • Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
  • Выберите цвета, которые, по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
  • Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.

7. Упражнения «Каракули»

Цель: развитие воображения и умения понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш простой или ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция : Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ. Картины можно рисовать и правой, и левой рукой.

(«Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно, без какой-либо цели и замысла и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария)»).

  • затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга;
  • после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
  • выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
  • размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.

8. Рекомендации по арт-терапии:

  • Если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
  • Всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
  • Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
  • Для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

9. Рефлексивный анализ участников. Выводы.

И в заключение об арт-терапии. Арт-терапия применяется к детям и ко взрослым людям, для решения их «взрослых» проблем. Арт-терапия – это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: