Исковое заявление об снятие пеней по жкх
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС объяснил, как сгорают долги за коммунальные услуги
Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается.
При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу.
В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.
Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница.
Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.
Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга — за неоплату услуг до 2014 года.
Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.
Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ.
Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).
«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС.
При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция.
Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).
«Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», — подчёркивает ВС.
Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он.
ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.
Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.
Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.
«В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», — считает ВС.
Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.
Отмена пени по коммунальным платежам
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: смотрите также видео и читайте, как уменьшить коммунальные платежи законно
Порядок начисления пени за коммунальные услуги
Пени – это неустойка за нарушения порядка оплаты коммунальных услуг и платы взноса на капремонт. Обязанность оплатить их наступает в двух случаях:
- несвоевременная оплата
- оплата не в полном объеме
Уплата пеней осуществляется в одинаковом порядке как для платы на помещение и коммунальные услуги, так и для вносов на капремонт. Отличается только их размер.
Размер пени – одна трехсотая (1/300) или одна стотридцатая (1/130) ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы, действующей на день их оплаты. Учитывая, что ставка рефинансирования не имеет самостоятельного значения и приравнивается к ключевой ставке, верным будет считать пени как одну трехсотую ключевой ставки.
Размер пени для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги
Первые 90 дней просрочки платежа
С 90 дня просрочки
1/300 ключевой ставки
1/130 ключевой ставки
Размер пени для внесения взноса на капремонт
Фиксированный — 1/300 ключевой ставки
Пени начинают начислять с 31 дня просрочки платежа.
При этом их размер не может быть больше 1/130 ключевой ставки от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Можно не платить пени за коммунальные услуги?
Обязанность граждан и организаций платить за коммунальные услуги установлена законом.
Если не вносить оплату в срок или не в полном объеме, будет копиться задолженность, которая может быть взыскана в судебном порядке. При этом, порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги достаточно простой – вынесение судом судебного приказа.
В период ограничительных мероприятий по коронавирусу среди граждан распространено мнение о возможности не оплачивать коммунальные услуги. Это не соответствует действительности. Обязанность внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и на капремонт сохраняется.
Исполнители коммунальных услуг не имеют права до 01.01.2021 требовать уплаты неустоек (пени). Это же правило касается и взносов на капремонт.
Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией, ограничительными мероприятиями по коронавирусу, до 1 января 2021 года можно не платить пени.
Вместе с тем, Верховный Суд пояснил , что данное право касается задолженности, которая образовалась с 6 апреля 2020 года.
ПОЛЕЗНО: в случае, когда Вам включили в квитанцию незаконную пени смело требуйте перерасчета, смотрите видео в каком порядке это делать
Взыскание пени за коммунальные услуги
Пени за коммунальные услуги обычно взыскиваются вместе с суммой основной задолженности .
Для взыскания пеней, исполнители коммунальных услуг или иная уполномоченная организация, с которой заключен агентский договор, обращается в суд с заявление о вынесении судебного приказа или с исковым заявлением в порядке упрощенного производства. Предоставляется расчет суммы требований, основания такого расчета (договор) и расчет суммы пени.
Вынесенный судом судебный приказ отправляется на исполнение в ФССП, где будут приняты меры по розыску должника и обращению взыскания на его имущества в случае непогашения суммы долга в добровольном порядке.
Срок давности пени за коммунальные услуги
Исполнитель коммунальных услуг может требовать уплаты пени в течение всего срока действия договора и за его пределами в случае задолженности.
Другое дело, что взыскать данную задолженность можно в течение трех лет (3-х лет). При этом, три года исчисляются отдельно по каждому ежемесячному платежу. Срок давности для взыскания пени за коммуналку истекает тогда, когда истекает срок давности взыскания основной суммы коммунального платежа, за просрочку которого были начислены пени.
Заявление на списание пени по квартплате
Исполнителем коммунальных услуг может быть принято решение о списании пени. Для этого могут быть законные основания или договоренность с коммунальной организацией (соглашение).
Заявление можно написать в случаях:
- Истекли сроки исковой давности по обязательствам
- Банкротство должника
- Назначение реструктуризации (соглашение с коммунальной организации о погашении задолженности)
- Частные, личные основания, которые препятствовали исполнению обязательства по оплате коммуналки – болезнь, бедствие и т. д.
- Несоразмерность пени суммы задолженности
- Неверный расчет пени
- По вышеприведенным основаниям, пеню могут списать полностью или частично.
- Приостановка начисления пени за коммунальные услуги
- В период ограничительных мероприятий по коронавирусу, введенных во всей России, вступило в силу Постановление Правительства о запрете взыскания пени за коммуналку и капремонт.
НА ЗАМЕТКУ: также читайте дополнительные советы по рассрочке коммуналки по ссылке на нашем сайте
Снижение пени на коммунальные платежи в судебном порядке
По общему правилу, если не предпринимать никаких попыток по снижению пени по коммунальным услугам, то суд конечно возьмет за основу расчет, предоставленный истцом. Поэтому рекомендую, обратиться с ходатайством о снижении сумму с обоснованием возражения по ст. 333 ГК РФ (подробнее по ссылке).
В таких делах согласно сложившейся судебной практики должно быть сопоставление начисленной неустойки с суммой задолженности, когда она явно несоразмерна нарушенному обязательству – нужно пересматривать начисленные пени в сторону уменьшения коммунального платежа, в частности подтверждением служит хороший пример в виде Определения Московского городского суда от 06.05.2016 г. по делу N 4г-4416/2016.
К иным основания снижения пени по коммунальным услугам можно отнести:
- Иные заслуживающие внимания обстоятельства рассматриваемого дела, например, неверное начисление изначально обозначенных сумм, что привело к спору (платы в резервный фонд по капитальному ремонту, платы на содержание общего имущества дома и т.д.)
- Пени не должна взыскиваться за первый месяц, такие новые правила начисления штрафов по данной категории дел
- Если ответчик не получал информацию о своей задолженности, например, был нарушен порядок доставки квитанций, отсутствовало письменное требование о погашении долга в предоставленных квитанциях, то все это подлежит использованию при решении вопроса о снижении суммы неустойки по коммуналке
Кроме того, обязательно проанализируйте требование вашей управляющей компании на предмет срока исковой давности, ведь если пени начислена на сумму задолженности за пределами трехгодичного периода давности, то у вас есть все основания требовать исключения данных начислений полностью из расчета исковых требований.
Почему коммунальщики добровольно не снижают или не убирают пени, если человек не может выбраться из долга ЖКХ?
Каждый может оказаться в сложном положении, когда в жизни происходят разные события: потеря работы, болезнь плательщика коммунальных услуг или их близких родственников.
Конечно, в таких случаях не до платежей, которые не являются первостепенным. Вопрос, как не платить пени за квартплату, первое, что приходит в голову. Но закон, есть закон, даже, если он порой несправедлив в отношении конкретного гражданина…
Если коммунальщики аннулируют пени без суда:
- Пострадают другие жильцы, ведь они добросовестно платят, а негативные последствия по просрочкам и убытки управляющих, в связи с этим могут ударить уже по их кошелькам
- Списание пени по квартплате со стороны руководителя ТСЖ, ЖСК может обернуться против председателя, на которого могут жаловаться жильцы, работники, что он уменьшает поступления такими действиями, вошел в сговор и т.п.
Вот почему удается решить проблему уменьшения коммунальных услуг лишь в суде через 333 ГК РФ.
Адвокат по отмене пени за коммуналку в Екатеринбурге
Адвокат по отмене пени Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет грамотно провести переговоры с коммунальной организацией, достичь соглашения о снижении и списании пени, а в более серьезных ситуациях не даст коммунальной организации взыскать завышенный размер пени в суде.
Отзыв нашем адвокате по жилью
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
Как вычеркнуть пени из квитанции за ЖКУ
В связи с эпидемией правительство установило, что до января 2021 года за неоплату жилищно-коммунальных услуг не будет начисляться неустойка (штрафы и пени), говорит эксперт проекта Минфина по повышению уровня финансовой грамотности Ольга Дайнеко. Точнее, право на взыскание таких неустоек на этот срок приостановлено. Также запрещено отключать за долги свет, газ, воду и канализацию, признавать вышедшим из строя счетчик при истечении межповерочного периода (раньше это повлекло бы расчет платежей по нормативу, а не по показаниям прибора учета). Эти меры должны помочь жителям, у которых снизились доходы, а также тем, кто не умеет платить за услуги через интернет.
Однако, как показывают обращения граждан, управляющие организации трактуют это постановление правительства по-разному, отмечает Дайнеко. Так, одно из ТСЖ посчитало, что раз в нормативном документе упоминается отсутствие права требования, а не права начисления неустойки, то они вправе неустойку начислять, но не взыскивать до января 2021 года. «Это не что иное, как вольная трактовка закона, — отмечает Дайнеко. — Нет права требования, нет и начислений неустойки».
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин разъяснил: «Коммунальные услуги за долги отключать не будут. При этом не будут начисляться пени и за просрочку взносов за капремонт и платы за жилье». То, что пени не должны не только взыскиваться, но и начисляться, подтвердили «РГ» в пресс-службе Минстроя.
Если пени в платежке за жилье всё-таки появились, нужно, прежде всего, обратиться с жалобой в управляющую организацию с требованием о ее списании, советует Дайнеко. При отказе в этом — жалуйтесь в Госжилинспекцию. Также в положительном разрешении вопроса могут помочь в Роспотребнадзоре и прокуратуре. У потребителя услуг также есть право отстаивать свои нарушенные права в суде.
Однако нужно понимать, что мораторий на начисление и взыскание касается именно штрафов и пени по задолженностям, подчеркивает Дайнеко. Это не значит, что за услуги ЖКХ до января 2021 года можно не платить. Долг будет расти, и образовавшуюся задолженность надо будет оплачивать. «Несмотря на то, что взыскивать неустойку нельзя, не запрещено требовать сам долг, в том числе взыскивать в судебном порядке по упрощенной процедуре», — говорит эксперт проекта Минфина. Как правило, при задолженности менее трех месяцев управляющие организации используют досудебные способы решения проблемы: присылают уведомления, требования о погашении долга. «Когда собственник жилья не заплатит хотя бы за одну услугу за третий месяц, у управляющей организации возникает право эту задолженность взыскивать принудительно», — говорит Дайнеко. При наличии долга и невозможности единовременного погашения задолженности можно обратиться в управляющую организацию с заявлением о предоставлении рассрочки. В таких случаях заключается двустороннее соглашение с графиком погашения задолженности.
Если невозможность оплаты услуг связана со снижением доходов, оформите субсидию на оплату коммунальных услуг. Сейчас это можно сделать удаленно — например, через портал госуслуг, говорит Дайнеко. Документы в оригиналах предоставлять не нужно. В электронную форму заявления вносятся сведения о полученных доходах за предшествующие шесть месяцев, составе семьи (проживающих в жилом помещении), о правоустанавливающих документах на жилье, данные о льготах (например, о ветеранстве, инвалидности, многодетности). Тем, кто уже является получателем субсидии, продлят ее в беззаявительном порядке (это положение будет действовать до 1 октября), переоформлять ее не нужно.
Нужно иметь в виду, что на юридические лица мораторий по начислению пени не распространяется, говорит эксперт Национального центра финансовой грамотности Оксана Галюта. Бизнесменов, не оплативших счета вовремя, ждут санкции в соответствии с законодательством. Введенный мораторий на пени не означает, что к бизнесу, задолжавшему по коммунальным счетам, в 2020 году не могут наведаться судебные приставы, чтобы арестовать имущество по решению суда.
Исковое заявление об снятие пеней по жкх
Мировому судье судебного участка № ___
_______________ района г. ______________
_______________________________________
Истец: _________________________________
(В соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины).
Ответчик: _______________________________
Сумма иска: ________ рублей
В соответствии с п.2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ч.7 ст.29 ГПК РФ иски по данной категории дел могут быть предъявлены в суд по месту жительства или пребывания истца.
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании действий Управляющей компании________________________ выразившихся в начислении платы за услугу «электроэнергия, общедомовой учёт» незаконными и взыскании уплаченных сумм за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учёта.
Я являюсь __________________________________________________________________,
(собственником, нанимателем, членом ТСЖ)
квартиры, расположенной по адресу: __________________________________________________ и своевременно вношу оплату за оказываемые мне жилищно-коммунальные услуги.
Управление нашим домом осуществляет организация ______________________________________________________________
С «___»______________20 __г. я получил(ла) платёжный документ, где в числе услуг, подлежащих оплате, была указана отдельная услуга «электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета» и выставлена сумма оплаты за период:
С _________ по __________ 20 __ г. — __________ кВт/ч на сумму ________________________ рублей.
Дополнительно, в выставленных платёжных документах было указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., на основании данных ______________________________, по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии за период с «__»_____20_ г. по «__»_______20 _г. произведен расчёт размера платы за указанную услугу с учетом мер социальной поддержки и предельного уровня оплаты.
Как следует из платежного документа в графе «перерасчеты, руб.» в обеих строках «электроэнергия по показаниям общедомовых приборов учета» информация о сумме перерасчета отсутствует.
Являясь ответственным плательщиком коммунальных услуг, выставленные суммы по показаниям общедомовых приборов учёта – оплатил (а) (копии квитанций прилагаю).
До ______________ 200_г. мне выставляли счет за электроэнергию только по показаниям индивидуальных квартирных счётчиков, установленных _________________________________.
Однако с целью разъяснения сложившейся я неоднократно обращался(лась) к ответчику направил(а) ответчику _____________________________ с просьбой разъяснить причины
(указать наименование документа)
включения в платежные документы за период _______________________200__г. отдельной услуги «электроэнергия по показаниям общедомового прибора учёта», а также представить информацию о:
— перечне услуг, их расценках, входящих в плату «содержание жилья», с указанием на используемые тарифы;
— жилых и нежилых помещениях, по данному адресу, оснащённых счётчиками электроэнергии;
— предоставить журнал учёта показаний общедомового прибора учёта;
— предоставить возможность визуального осмотра самого общедомового прибора учёта;
— представить сведения об опломбировке общедомовых приборов учёта, их поверке, наличие паспорта и др. сведения.
Самостоятельно проверить информацию о наличие счётчиков в нежилых помещениях не представляется возможным.
— проигнорировал моё официальное обращение и не предоставил запрашиваемую мной информацию;
— направил ответ, где никаких разъяснений по существу мне не дал, а только указал общие ссылки на ст.ст. 153, 154 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 06.05.2011 (далее Правила), касающиеся по своей сути порядка производства расчетов и определения количества потребленных коммунальных услуг. Однако считаю, что определяющим в данной ситуации является не порядок определения количества потребленных услуг, а порядок производства расчетов, то есть оплаты коммунальных услуг , который согласно п. 37 Правил производится за расчетный период, равный одному месяцу.
С оплатой выставленных сумм по показаниям общедомовых приборов учёта я не согласен(а), считаю, что ответчик нарушает мои права как потребителя по следующим основаниям:
Поскольку договор, заключён мной с ответчиком исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.
В соответствии с ст.ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей»
№ 2300-1 от 07.02.1992 г. исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. В том числе о том, какие конкретно услуги включены в строку «электроэнергия. Общедомовой учет по квитанции, какова цена каждой из услуг, на каком основании сделан перерасчет по услуге, которая ранее в квитанциях не была указана.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу ст.155 ЖК РФ и п. 35 Правил, плата вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.37 Правил плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок предоставления платежных документов.
Пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 года № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (далее нужное указать):
— не заключала (направляла) со мной договор на управление многоквартирным домом;
— в договоре с ответчиком не определён иной порядок оплаты коммунальных платежей, чем установленный договором.
Таким образом, иной срок предоставления платежных документов собственникам жилых помещений, чем установленный Правилами, жилищным законодательством ответчиком установлен не был .
Вместе с тем положения п.5 ч.2 ст. 153, п.2 ст. 154 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, касаются по своей сути порядка производства расчетов и определения количества потребленных коммунальных услуг, тогда как определяющим в данном случае является не порядок определения количества потребленных услуг, а порядок производства расчетов, то есть оплаты коммунальных услуг, который согласно п. 37 Правил производится за расчетный период, равный одному месяцу.
Произведенный перерасчет размера платы за услугу «электроэнергия по показаниям общедомового прибора учёта» с применением положений Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» необоснован, не соответствует закону и нарушает права потребителя, так как:
Управляющая компания обязана была согласовать с каждым собственником предоставление дополнительных услуг и своевременно еще до начала предоставления услуги довести до сведения потребителей информацию о наименовании таких услуг, цене и потребительских свойствах, более того в квитанции должна быть, помимо цены услуги, указана единица измерения, объем потребления и период, за который начисляется оплата.
На основании вышеизложенного и в соответствии с 8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей»,
ПРОШУ СУД:
1. Признать действия ________________________________ незаконными и необоснованными.
2. Взыскать с _________________________ в мою пользу денежные средства в размере _________________________________________, за оплату показаний общедомовых приборов учёта.
Приложения в копиях:
2. исковое заявление;
документы представлены в 2 экземплярах на ____ листах.
О приостановке взыскания неустойки (штрафов, пеней) в сфере ЖКХ до 1 января 2021 года
Правительство РФ постановлением от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) приостановило взыскание неустойки до 1 января 2021 года:
- в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
- за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.
Сформулированы эти запреты в виде:
- приостановки действия положений (содержащих право на взыскание неустойки) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п. 1);
- запрета на применение положений договорово предоставлении коммунальных услуг, противоречащих настоящему постановлению (Постановлению Правительства № 424) – т.е., очевидно, что подразумевается, что если в таком договоре есть право на взыскание неустойки, то это положение теперь противоречит запрету на взыскание неустойки (п. 2 и п. 3);
- запрета на применение положений договоров управления многоквартирными домами, устанавливающих право на взыскание неустойки за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение (п. 4);
- приостановки взыскания неустойки в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт (п. 5).
Право Правительства РФ вводить такие ограничения есть. 31 марта 2020 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 01.01.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Закон № 98-ФЗ). Указанным законом внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ранее, как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайной ситуацией считалась обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Теперь положение рассматриваемой статьи дополнено таким понятием как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Ввиду чего, в настоящее время законодатель предусмотрел возможность принимать поправки в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии со ст. 18 Закона № 98-ФЗ Правительство РФ среди прочего может устанавливать особенности начисления и уплаты пеней в случае несвоевременной и (или) не полностью внесённой платы за жилое помещение и коммунальные услуги. То же касается и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
В развитие вышеуказанной статьи Закона № 98-ФЗ Правительством РФ и было принято Постановление № 424.
Однако, основными нормативными актами, устанавливающими право на взыскание соответствующей неустойки, являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы, на которые Постановление Правительства № 424 не рискнуло «замахнуться» и которые оставило без внимания. В частности, как предусмотрено ст. 15 Закона о теплоснабжении от 27.07.2010 № 190-ФЗ, частями ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ст. 37 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ, ст. 25 Закона о газоснабжении № 69-ФЗ, потребители энергоресурсов обязаны уплачивать ресурсоснабжающей организации законную неустойку в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергии, а в соответствии с п.п. 14 т 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени.
Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.
Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.
При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.
Пункт 5 Постановления № 424 звучит следующим образом: «Приостановить до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт».
В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.
То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:
1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года можно и сейчас, после 6 апреля;
2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2020 года.
Судебная практика
Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.
Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2020 по делу № А04-1390/2020 суд указал:
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)
Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2020 по 05.04.2020 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2020 по 01.01.2021.
В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2020 по делу № А13-1686/2020 суд более подробно прописал о мораторном периоде:
Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2021 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.
В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.
Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2020 по делу № А73-2440/2020 суд указал следующее:
Взыскать пени в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» за период с 18.03.2020 по день фактической оплаты суммы долга в размере 713 697 руб. 24 коп. (с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.
Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2020 не ранее даты, обозначенной в Постановлении — 01.01.2021 г.
В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.
Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2020 по делу № А50-7940/2020 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2020 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.
А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2020 по делу № А34-3208/2020 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.
Update: 30 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил «Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2020 г. не подлежит начислению неустойка.
Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 г. (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона No 98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления No 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
Как УО рассчитать пени за неоплату ЖКУ после отмены моратория-2020
1 января 2021 года истёк срок моратория на взыскание пеней за неоплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим у поставщиков ЖКУ возникает много вопросов: на главные из них ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».
УО и ТСЖ вправе начислять и взыскивать с потребителей пени за неоплату ЖКУ со 2 января 2021 года
Мораторий на начисление и взыскание пеней, штрафов и неустоек с потребителей, которые с апреля 2020 года не оплачивали жилищно-коммунальные услуги, прекратил действовать 1 января 2021 года. Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала рассказала о том, с какой даты можно начислять пени, как рассчитывать период просрочки и распространяется ли мораторий на нежилые помещения в МКД:
Нельзя предъявить сумму пеней за период действия моратория, введённого ПП РФ № 424
Запрет на взыскание пеней и штрафов при просрочке платежей за ЖКУ действовал с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года. Он был введён постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Мораторий распространялся на потребителей и на лиц, управляющих домами: УО, ТСЖ и кооперативы.
30 апреля 2020 года появился обзор ВС РФ № 2 по вопросам применения нормативно-правовых актов, касающихся борьбы с коронавирусом, в том числе по мораторию на пени из-за неоплаты гражданами счетов за ЖКУ:
- Запрет на пени действует по 1 января 2021 года включительно, следовательно, расчёт пени начинается со 2 января.
- На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку.
Как отметила Елена Шерешовец, не имеет значения, что период запрета ПП РФ № 424 на пени за долги уже завершился: за просрочку платежей с 6 апреля по 1 января 2021 никогда нельзя будет предъявить должникам сумму пеней.
Период действия моратория на пени не включается в дни просрочки платежей, указанные в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ
Второй вопрос, на который ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» в выпуске онлайн-журнала, – как рассчитывать период просрочки платежа в соответствии с условиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Эта норма устанавливает зависимость размера пени от количества дней просрочки:
- 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, начиная с 31-го дня по фактический день оплаты, произведённой в течение 90 дней;
- 1/130 ставки, начиная с 91-го дня.
Период с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года нельзя включать в расчёт дней просрочки, даже если отсчёт таких дней начался до появления ПП РФ № 424. Если задолженность возникла уже после вступления в силу моратория на пени, то отсчёт периода, когда возникла задолженность, ведётся со 2 января 2021 года. Эксперт подробно разобрала этот вопрос на примере:
При начислении в период моратория пеней на долг по нежилому помещению УО/ТСЖ следует быть готовыми к судебным спорам
Вопрос о том, распространяется ли мораторий ПП РФ № 424 на нежилые помещения, до сих не прояснили ни Правительство, ни Верховный суд РФ. Текст постановления, как отметила Елена Шерешовец, можно прочитать двояко и трактовать по-разному. Сегодня уже есть примеры судебных споров по вопросу начисления пеней на сумму долга за ЖКУ по нежилым помещениям в МКД, и мнения судей расходятся:
- ПП РФ № 424 распространяется на всех потребителей в МКД, независимо от статуса помещения, поэтому с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года взыскать пени с них нельзя (дело № А76-25179/2020).
- Мораторий на начисление неустойки установлен только в отношении собственников жилых помещений, на нежилые он не распространяется (дела № А50-7770/2020, № А50-7642/2020).
Эксперт рассказала, что УО/ТСЖ следует принять одну из этих точек зрения и следовать ей. Однако им нужно быть готовыми к тому, что законодатели и/или суды займут иную позицию, это будут риски поставщика ЖКУ. Если не появится никаких официальных разъяснений по вопросу взыскания пеней с собственников нежилых помещений в МКД в период моратория, то постепенно сложится судебная практика, на основе которой ВС РФ затем вполне может сформулировать чёткую позицию.
Больше информации по данному вопросу вы найдёте во втором в этом году выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Ранее Елена Шерешовец рассказала о судебных делах, в которых РСО пыталась взыскать с УО/кооператива плату за безучётное потребление коммунальных ресурсов, но суды встали на сторону управляющих недвижимостью.
Обзор тем и вопросов, которые эксперт разобрала в онлайн-журнале в 2020 году, вы найдёте по ссылке. Подписывайтесь на YouTube-канал Ассоциации «Р1» и следите за обновлениями.