Званы о выдворений административных нарушений

Административное выдворение «длиною в жизнь» 6 ноября 2020 г. юристы Института права и публичной политики, включая меня, подали в Конституционный Суд РФ жалобу в интересах лица без

Званы о выдворений административных нарушений

Административное выдворение «длиною в жизнь»

6 ноября 2020 г. юристы Института права и публичной политики, включая меня, подали в Конституционный Суд РФ жалобу в интересах лица без гражданства Евгения Кима о нарушении его прав ч. 5 ст. 3.10, ч. 1.1 ст. 18.8 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ.

12 марта 2021 г. КС принял Определение по данной жалобе. Это так называемое определение «с позитивным содержанием». Иначе говоря, КС посчитал, что оспариваемые положения КоАП не нарушают прав заявителя жалобы, поскольку существуют позиции Суда, с учетом которых эти нормы должны толковаться.

В жалобе в Конституционный Суд заявитель обозначил следующие проблемы.

Во-первых, норма ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП допускает привлечение лица к административной ответственности, даже если у него объективно не было возможности легализовать свое пребывание на территории России. В рассматриваемом деле это выразилось в том, что решение о принятии заявителя в гражданство РФ было отменено в момент отбывания им уголовного наказания. К административной ответственности заявитель был привлечен на следующий день после освобождения из колонии.

Во-вторых, положения ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП позволяют судам произвольно принимать решение о помещении лица в Центр временного содержания иностранных граждан без выяснения возможности исполнить наказание в виде административного выдворения.

В-третьих, нормы ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП не устанавливают конкретный срок содержания лица в ЦВСИГ и не обеспечивают надлежащий судебный контроль законности и обоснованности данной обеспечительной меры.

Аргументы Конституционного Суда

Относительно первого довода заявителя КС отметил, что ч. 1 ст. 18.8 КоАП позволяет судам учитывать фактические обстоятельства каждого конкретного дела. При этом назначение административного выдворения является правом, а не обязанностью суда (абз. 3 п. 3 определения). То есть если суд придет к выводу, что у лица установилась тесная связь с Россией (наличие семьи, работы и т.п.), наказание в виде административного выдворения можно не назначать.

Очень важным представляется абз. 5 п. 3.1 Определения, в котором КС высказался относительно привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП лиц, решение о легализации гражданства которых было отменено в связи с совершением преступления. Конституционный Суд отметил, что таких лиц можно привлечь к ответственности за нарушение миграционных правил только при соблюдении одновременно двух условий:

  • у лица была реальная возможность получения правоустанавливающих документов или выезда из России;
  • лицо этой возможностью умышленно либо по неосторожности не воспользовалось.

Также интересно, что Конституционный Суд в п. 3.2 Определения сослался на принятые 24 февраля 2021 г. поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ в части урегулирования правового статуса апатридов (ФЗ № 22-ФЗ).

Данный Закон предусматривает возможность выдачи временного удостоверения лица без гражданства, если отсутствует государство, куда апатрид мог бы выехать в связи с исполнением решения об административном выдворении, а также возможность подачи заявления на выдачу такого временного удостоверения. В период рассмотрения заявления привлекать лицо к административной ответственности за нарушение миграционных правил запрещается (ст. 18.8 КоАП РФ).

На мой взгляд, необычность отсылки КС к данному Закону состоит в том, что он вступит в силу через 180 дней после его подписания – в конце августа 2021 г. При этом Конституционный Суд указал, что его положения с учетом ч. 2 ст. 54 Конституции можно и нужно учитывать уже сейчас (п. 3.2 Определения).

При лучшем раскладе это, скорее всего, предполагает запрет повторно привлекать к ответственности за нарушение миграционных правил лиц, которые освобождаются из ЦВСИГ в связи с невозможностью административного выдворения.

Относительно второго аргумента заявителя жалобы КС прямо не высказался. Однако, вероятно, «ответом» можно считать пассаж об учете фактических обстоятельств дела конкретного лица при назначении наказания (абз. 3 п. 3 Определения).

Применительно к третьему аргументу, изложенному в жалобе, Суд сослался на Постановление от 23 мая 2017 г. № 14-П по жалобе Ноэ Мсхиладзе, процитировав в Определении от 12 марта 2021 г. высказанные в 2017 г. позиции.

Важно отметить, что заявитель жалобы не просил повторить доводы из данного постановления, а указывал на недостаточность описанных гарантий. Надлежащими гарантиями, по мнению заявителя, являются установление срока пребывания в ЦВСИГ и периодической судебной проверки законности содержания лица в Центре по заявлению госоргана.

Заявитель отмечал, в частности, что лица, подлежащие административному выдворению, оказываются в неравном положении с лицами, подлежащими реадмиссии и депортации, поскольку в отношении последних установление сроков содержания в спецучреждении обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 266 КАС РФ).

КС «ушел» от прямого ответа на данный аргумент. Его «молчание», на мой взгляд, очень показательно и подтверждает, что достаточной гарантией судебной защиты лиц, оказавшихся в ЦВСИГ, является возможность проверить законность и обоснованность их дальнейшего содержания там.

В последнем абзаце мотивировочной части Определения Суд сослался на письмо первого заместителя начальника ГУ миграции и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан от 8 февраля 2021 г. № 22/2-4114. Этот документ подтверждает готовность Узбекистана принять Евгения Кима, который является уроженцем Узбекской ССР, в порядке реадмиссии. Любопытно, что в том числе на основании данного документа Конституционный Суд признал ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП «не нарушающими прав заявителя в указанном им аспекте».

Трудно проникнуть в глубинный смысл ссылки на данное письмо, но попробую. Вероятно, КС исходил из такой логики: если возможность исполнить наказание не утрачена, то существует определенная необходимость и дальше содержать заявителя в ЦВСИГ. Следовательно, и эти нормы не нарушают прав заявителя.

В заключение приведу основные выводы КС.

Во-первых, он еще раз подчеркнул, что суды могут не назначать административное выдворение в качестве наказания за нарушение миграционных правил. Несмотря на то что это следует из санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, любое напоминание об этом, на мой взгляд, лишним не будет.

Во-вторых, он указал судам на необходимость особенно тщательно подходить к рассмотрению дел о миграционных нарушениях в отношении лиц, которые лишились гражданства России в результате совершения преступления (ч. 2 ст. 22 Закона о гражданстве).

В-третьих, КС призвал суды учитывать положения Федерального закона от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ уже сейчас – за несколько месяцев до его вступления в силу. При этом, к сожалению, он отметил, что данный Закон надо принимать во внимание только при рассмотрении дел об административных правонарушениях. То есть этот вывод Суда не распространяется на отношения по выдаче временных удостоверений лицам без гражданства.

Наконец, Конституционный Суд признал, что достаточной гарантией судебной защиты прав апатридов, водворенных в ЦВСИГ, является возможность подать обращение в суд с требованием проверить законность и обоснованность их содержания в Центре.

Будем следить, как в ближайшие пять месяцев и после вступления Закона № 22-ФЗ в силу будет развиваться практика рассмотрения дел о выдворении апатридов за пределы России.

Статья 32.10. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

1. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.

2. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.

3. В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

4. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению или к материалам исполнительного производства.

5. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ.

6. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Комментарий к ст. 32.10 КоАП

1. Статьей 34 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Российская газета. 2002. 31 июля; 2006. 27 июля) урегулирован порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ, в свою очередь статьей 32.10 КоАП определен именно порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, где говорится, что федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

2. В соответствии с ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Российская газета. 1996. 22 августа; 2006. 27 июля) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

При этом Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 N 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» (Российская газета. 2003. 3 июля) устанавливает, что органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуются «иностранные граждане»), отметку, свидетельствующую о запрещении их въезда в Российскую Федерацию.

3. В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ (см. комментарий) задержанные лица должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов. Данной нормой Правительству РФ предписывалось определить условия содержания задержанных, нормы их питания и медицинского обслуживания, в связи с чем и было принято Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (Российская газета. 2003. 21 октября; СЗ РФ. 2005. 14 февраля).

Судебная практика по статье 32.10 КоАП

При этом судьей Приморского краевого суда правильно отмечено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, имеют возможность реализовать свое право на обжалование, находясь в течение установленного законом срока обжалования на территории Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность по выезду из Российской Федерации возникает после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

В соответствии с частью 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

В силу части 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Согласно части 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Званы о выдворений административных нарушений

В российском законодательстве существует понятие “административное выдворение”. Эта мера может быть применена только к негражданам РФ. Очень часто этот термин путают с депортацией. Однако они имеют разные основания и последствия.

Проблема нелегальной иммиграции

Не секрет, что многие иностранцы, особенно из стран ближнего зарубежья, приезжают на заработки в РФ. Чтобы их не выслали из страны, необходимо соблюдать нормы законодательства.

Однако пребывание и пересечение границы далеко не всегда осуществляется легально. Иммигранты не проходят медицинское освидетельствование, проживают в неприемлемым условиях, получают низкую «черную» зарплату и рискуют быть обманутыми работодателями. Они не защищены российским законодательством, поэтому могут быть в любой момент отправлены на родину.

Что это такое

Административное выдворение за пределы РФ — это высылка из страны иностранных граждан либо апатридов. Россиянам оно не грозит. Эта мера наказания применяется для обеспечения и поддержания национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и жизни россиян, а также соблюдения их прав и свобод. Главным образом она направлена на борьбу с нелегальной иммиграцией в Россию. Причем решение о высылке принимается исключительно судом в отношении одного человека либо группы лиц.

Чем отличается административное выдворение от депортации

Это два совершенно разных понятия. Депортация — это принудительная мера наказания иностранных граждан, которая инициируется миграционными властями РФ. Основаниями для нее может являться совершение следующих действий:

  1. Срок максимального пребывания на территории РФ был сокращен, но иностранный гражданин не покинул страну в течение 3 суток.
  2. ВНЖ или РВП по решению миграционной службы были аннулированы, и лицо не выехало из России в 15-дневный срок.
  3. Власти Российской Федерации приняли решение о нежелательности пребывания иностранца либо наложении запрета на въезд.
  4. Отсутствие легальных оснований для пребывания.

Депортация никогда не бывает добровольной. Причем после высылки иностранный гражданин имеет право вновь посетить Россию, если у него будут в порядке документы. Запреты на въезд в РФ и штрафы не предусматриваются.

Законодательная база

Основанием для выдворения является нарушение Кодекса об административных правонарушениях, то есть совершение следующих действий:

  1. Нарушение миграционного режима России (не оформление временной регистрации, визы, РВП и просрочка данных документов), а также несоблюдение правил прохождения пограничного контроля.
  2. Превышение сроков допустимого пребывания.
  3. Нелегальная трудовая иммиграция (деятельность без разрешения на работу).
  4. Употребление и оборот наркотиков.
  5. Заключение фиктивного брака (миграционная служба должна это доказать).
  6. Несоблюдение правил соглашений о реадмиссии (возвращении на родину).
  7. Предоставление сотрудникам миграционной службы заведомо ложных сведений.
  8. Уклонение от административных наказаний в РФ либо их совершение более 1 раза в течение года.
  9. Нарушение общественного порядка.
  10. Создание угрозы жизни и здоровью российских граждан.

Информация об этой мере наказания содержится в статьях 3.2 и 3.10. Также в Кодексе определен круг лиц, к которым она не может быть применена. В него входят:

  1. Лица, у которых дети, родители, супруги являются российскими гражданами либо имеют право на постоянное пребывание в РФ.
  2. Политические беженцы.
  3. Иностранцы, которые содержат свою семью в России и являются единственными кормильцами.
  4. Работники дипломатических представительств иностранных государств.
  5. Лица, на родине которых идет война.

Важно заметить, что выдворение не применяется в отношении военнослужащих, заключивших контракт с ВС РФ. Пока решается вопрос о легализации их статуса, они содержатся в специально отведенных помещениях.

Виды административного выдворения

Для запуска процедуры сотрудники полиции составляют протокол, затем начинается делопроизводство и собираются доказательства, потом нарушителя ждет суд. Процедура может проводиться двумя способами:

  1. Выдворяемый самостоятельно покидает территорию России.
  2. Иностранец пересекает границу под надзором сотрудников миграционной службы.

Применение того или иного способа высылки зависит от тяжести нарушения. Эти два вида процедуры имеют свои особенности.

Принудительная процедура

Административное выдворение за пределы РФ в этом случае реализуется федеральными органами исполнительной власти. Причем нарушитель закона в период ожидания выезда из России может содержаться в специальном учреждении, центре или помещении, отведенных для подобных целей. Эта мера может применяться и в случае, когда лицо не имеет средств на самостоятельный выезд.

Сотрудники службы судебных приставов покупают билет иностранцу, проходят с ним пункт пограничного контроля. После этого они должны передать пассажира работникам миграционной службы другого государства.

Самостоятельный выезд

Такая форма административного выдворения из РФ также называется контролируемой. В данной ситуации иностранец должен покинуть Россию самостоятельно в течение 5 суток с момента принятия решения судом. При прохождении пограничного контроля в паспорт ставится отметка о добровольном выезде. Если не выехать самостоятельно, иностранца ждет принудительное выдворение.

Расходы на приобретение билетов и выезд в основном нарушитель оплачивает сам. Несмотря на то что процедура осуществляется иностранцем самостоятельно, контролирует ее орган исполнительной власти. Его сотрудники обязаны передать информацию Пограничной и миграционной службам.

Если высылают несовершеннолетнего

Административное выдворение детей проводится в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Оно проводится исключительно в присутствии законных представителей несовершеннолетнего (родители, усыновители, попечители, опекуны). Дети не должны с ними разлучаться.

Причем суд может по своему усмотрению принять во внимание наличие у ребенка семьи в России. Однако несовершеннолетний высылается из страны вместе со своим представителем, если последний депортируется или выдворяется.

Финансовая сторона вопроса

Обязанности по возмещению расходов суд может возложить на самого нарушителя, пригласивших его в Россию лиц, Посольство его государства либо общественную организацию. Помимо этого, возможно погашение трат из средств госбюджета РФ. Расходы на высылку – это приобретение билетов, организация сопровождения до аэропорта, контроль выезда.

Как можно оспорить постановление

Если решение об административном выдворении лиц без гражданства либо иностранцев было вынесено неправомерно, оно может быть оспорено. Нужно грамотно составить апелляционное заявление и приложить к нему подтверждающие документы. В период рассмотрения дела иностранец может легально пребывать в России.

Подавать документы можно только в течение 10 дней после вынесения решения. Если иностранный гражданин по уважительной и независящей от него причине не смог в срок подать апелляцию, он может сделать это и позже, если представит ее документальное подтверждение.

Обращаться следует в вышестоящие судебные инстанции. Однако при наличии хорошей доказательной базы процедуру можно провести в стандартном судебном порядке. Если апелляция не удовлетворяется, возможна подача кассационной жалобы.

Штрафные санкции

Административное выдворение как таковое не предполагает оплаты штрафа, но может быть заменено им в случае, когда нарушение совершено впервые. Суд по своему усмотрению может обязать иностранного гражданина оплатить штраф в размере от 2 до 20 тыс. руб. Подобное наказание может последовать только при следующих нарушениях законодательства:

  1. Нелегальный труд и предоставление работодателем иммигранту жилья.
  2. Фиктивный брак.

Причем штраф может выступать в качестве дополнительной к выдворению мерой наказания при самостоятельном выезде. В статье 32.2 КоАП говорится о том, что оплачивать штраф необходимо в течении суток после вынесения решения судом.

Если иностранец не погасил задолженность перед государством в установленный срок, она возрастает на 3-5 тыс. руб. Когда нарушитель не выехал самостоятельно из РФ в течение 5 суток, помимо дополнительного штрафа к нему применяется и принудительная процедура.

О запрете на въезд

При административном выдворении за пределы Российской Федерации всегда накладывается запрет на посещение государства. Его период определяется судом в каждом конкретном случае. Как правило, если к иностранцу подобная мера наказания применяется впервые, срок запрета составляет 3 года или 5 лет. Если же лицо неоднократно нарушало закон, период увеличивается до 10 лет.

Если срок запрета истек, иностранец может въехать в Россию, но в оформлении разрешения на проживание, ВНЖ и гражданства ему откажут. Если изменить фамилию и имя или иным способом попытаться пересечь границу, это грозит депортацией и привлечением к уголовной ответственности. Миграционная служба выявляет таких нарушителей.

Если был наложен запрет на въезд

Такое решение суда может быть оспорено. Причем даже после того, как имело место административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина. Это можно сделать только в том случае, когда суд применил такое наказание ошибочно, в том числе по причине предоставления нарушителем недостоверных данных. Также обжалование возможно, когда присутствовали нарушения в процессе разбирательства и юрист может это документально подтвердить.

Смягчающим обстоятельством при рассмотрении дела будет добровольный выезд. Он будет расценен, как уважение к законодательным нормам РФ.

Иностранец либо апатрид должен обратиться в Управление МВД по миграционным вопросам. Туда он предоставляет документы, подтверждающие факт того, что нарушений российского законодательства с его стороны не было. Обращаться следует не позднее 3 месяцев с момента выезда из России.

Административное выдворение иностранных граждан – это одна из мер наказания за нарушение законодательства России. Она осуществляется исключительно через суд. Дополнительно к нарушителям применяют штрафы и наложение запрета на въезд в страну. Однако решение суда при наличии достаточных доказательств можно оспорить. Для этого нужно предоставить веские доказательства.

Что такое административное выдворение граждан и какой порядок установление в РФ

Выдворить, согласно толковому словарю Ожегова, – это заставить покинуть место своего жительства, выселить. Кого же и за что может подвергнуть наше законодательство столь суровой санкции? Ответ на этот вопрос – в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Определение понятия “административное выдворение”

Административное выдворение (выдворение) – это санкция, которая предусмотрена за нарушение норм, установленных кодексом Российской Федерации “Об административных правонарушениях” (КоАП РФ), иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Иностранный гражданин – это лицо, имеющее документ установленного образца, который подтверждает его принадлежность к любому другому государству, кроме Российской Федерации.

Лицо без гражданства – это лицо, не имеющее документа, который бы подтверждал его принадлежность к какому-либо государству.

Очень важным является то, что выдворение применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. К гражданам РФ данная санкция не применима, так как, согласно статье 61 части 1 Конституции Российской Федерации, “гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”. В этом выражается обязанность государства обеспечивать защиту своих граждан.

Причины применения санкции

Административное выдворение применяется к лицам, нарушившим следующие нормы Кодекса Российской Федерации “Об административных правонарушениях” :

  • нарушение правил въезда или режима пребывания на территории страны;
  • нарушение правил пребывания (например, игнорирование процедуры регистрации по месту пребывания);
  • незаконное трудоустройство;
  • нарушение иммиграционных правил, например, уклонение лица от прохождения иммиграционного контроля, медицинского освидетельствования, идентификации личности, уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта.

Порядок исполнения

Решение о назначении наказания в виде административного выдворения выносится судом (постановлением суда). Исполнение постановления оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта.

Административное выдворение иностранных граждан из России предусматривает две формы, путем которых иностранный гражданин обязан покинуть территорию страны:

  1. Контролируемый самостоятельный выезд. Лицо покидает территорию РФ самостоятельно, без сопровождения судебных приставов. Он сам покупает билет. Пересечение границы осуществляется через 5 дней после вступления решения суда в законную силу. Сведения пограничной службы о выезде лица передаются в ГУВМ МВД, а также учитываются в миграционном досье. Только после этого подтверждается факт исполнения решения суда.
  2. Принудительное выдворение. Применяется по следующим причинам: лицо повторно нарушило миграционное законодательство в течение 12 месяцев, у лица отсутствует финансовая возможность самостоятельно покинуть территорию РФ. После вынесения постановления судом нарушитель помещается в специальный центр, где пребывает вплоть до осуществления вывоза за границу России. Выезд за границу РФ проходит в сопровождении уполномоченных органов.

Кого нельзя выдворить

Согласно действующему законодательству, выдворению не подлежат:

  • военнослужащие-иностранные граждане;
  • лица, не достигшие 18 лет, без сопровождения законных представителей;
  • лица, получившие статус беженца на территории РФ;
  • лица, близкие родственники которых являются гражданами Российской Федерации;
  • лица, являющиеся гражданами страны, на территории которой в данный период времени ведутся военные действия.

Сроки действия выдворения иностранных граждан за пределы РФ

От каких обстоятельств зависит срок выдворения иностранных граждан за пределы страны?

В случае, если иностранный гражданин не оформил документы о временном пребывании в РФ, выдворение осуществляется на срок до 3 лет.

Если лицо совершило в течение года административное правонарушение, за которое предусмотрено выдворение, то длительность выдворения осуществляется также на срок до 3 лет.

При нелегальном устройстве лица на работу административное выдворение равно пяти годам.

Если иностранный гражданин совершает административное правонарушение при условии, что к нему ранее применялась санкция в виде выдворения, то срок второго выдворения – до 10 лет.

Порядок подачи жалобы против выдворения

Иностранный гражданин имеет право подать жалобу на постановление, которое вынес суд по вопросу об административном выдворении. Существует определенный порядок обжалования решения суда.

Лицо имеет право подать жалобу по нескольким причинам:

  1. Гражданин иного государства был привлечен к ответственности в виде выдворения неправомерно. Такая ситуация может произойти в связи с правовой ошибкой, следовательно, решение суда также считается ошибочным.
  2. Иностранный гражданин (гражданка) состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ.
  3. У лица есть близкие родственники, которые имеют гражданство РФ.
  4. Гражданин иностранного государства проходит обучение в России по очной форме.
  5. Лицо пользуется услугами медицинского характера в РФ (находится на длительном лечении).

Документы, необходимые для подачи жалобы: копия постановления суда, собственно, сама жалоба и любые документы, которые содержат сведения о спорной ситуации, о правоотношениях сторон спора, о возникновении и развитии обстоятельств.

Совет. Как составить жалобу: обязательно указывают полные данные иностранца, обжалующего решение о выдворении, дату и обстоятельства назначения наказания, причины его несогласия с принятым решением и обстоятельства, которые вполне могут стать основанием для отмены административного выдворения.

Инстанция Суды, которые рассматривают дело на данной инстанции Срок Порядок Результат
Апелляционная

суды субъектов РФ;

Определение понятия “депортация”

Депортация предполагает высылку иностранного гражданина или лица без гражданства из России в принудительном порядке на территорию иного государства в следующих случаях:

  1. Если иностранным гражданином или лицом без гражданства были нарушены сроки, установленные законодательством для того, чтобы самостоятельно покинуть территорию России. Такие сроки предоставляются при сокращении периода проживания или временного нахождения в России (необходимо покинуть государство в течение 3 дней) либо аннуляции разрешения на временное проживание или вида на жительство (обязанность покинуть территорию РФ в течение 15 дней).
  2. Если они приняты на работу с нарушением действующих на территории РФ норм, содержащих положения о найме иностранных граждан.
  3. Депортация может использоваться в качестве превентивной меры в том случае, когда специально уполномоченные органы принимают решение о пресечении въезда иностранного гражданина на территорию РФ или о нежелательном пребывании граждан иной страны или лиц без гражданства в России.

Согласно законодательству РФ, различают следующие причины нежелательного пребывания на территории России:

  • пребывание без законных оснований;
  • нахождение в России лиц, которым это запрещено;
  • пребывание лиц в РФ, которые представляют угрозу безопасности государства, здоровью населения, общественному порядку.

Иностранный гражданин имеет право обжаловать решение о депортации двумя способами:

  1. В судебном порядке (заявление об оспаривании решения по месту пребывания или по месту нахождения территориального отделения ГУВМ МВД, вынесшего постановление);
  2. В административном порядке (жалоба передается руководителю органа, отвечающего за миграционную работу).

Основные отличия между выдворением и депортацией

Вид санкции Выдворение Депортация
За какое нарушение За административное правонарушение За нарушение миграционной политики
Кем вынесено решение Судом ГУВМ МВД
Бюджет для оплаты выезда собственный бюджет иностранного гражданина;

посольство страны, из которой прибыло лицо;

Заключение

Мы узнали, что такое выдворение из страны, причины этой меры и порядок исполнения, а также ее отличия от депортации. Обе санкции применяются к иностранцам и различаются типами правонарушения, органами, выносящими постановления, и сроками исполнения.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина и депортация являются серьезными видами санкций, так как защищают население от действий иностранных граждан, не соблюдающих нормы законодательства, установленного в Российской Федерации.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: