Зачем создаватьсоциальное ателье

Предприниматели Максим Туровский и Андрей Филатов так любят костюмы индивидуального пошива, что открыли в центре Москвы собственное ателье. За год оно окупило инвестиции и стало приносить до 600 тыс. руб. прибыли ежемесячно

Зачем создаватьсоциальное ателье

Бизнес с иголочки: как юрист создал клуб любителей костюмов

Иногда, чтобы создать свое дело, не нужны профильное образование или нестандартная идея, достаточно сформировать пул клиентов, которые относятся к тебе как к другу. Именно так поступил Андрей Филатов, решивший открыть ателье мужского костюма, — он не умеет шить, но хорошо умеет продавать. Знакомые, которые впоследствии заказывали у него костюмы, инвестировали в его бизнес, помогли с поиском помещения и персонала, а затем и с привлечением клиентов.

«Невозможно продать хороший костюм человеку, если он не умеет улыбаться. Наши клиенты улыбаются — они приходят не за одеждой, а за ощущением счастья», — говорит Андрей Филатов. Вместе с инвестором Максимом Туровским он пытается создать в центре Москвы аналог настоящего европейского ателье, где всех клиентов знают по именам, годами хранят мерки и угощают хорошим виски. В Европе такими заведениями нередко владеют на протяжении нескольких поколений, а Privee стартовало только в начале 2017 года. Тем не менее за год проект получил 27,8 млн руб. выручки и 4,7 млн руб. прибыли.

Верный клиент

Выпускник юрфака Московского института экономики и права Андрей Филатов никогда не работал по специальности — с начала 2000-х он был менеджером по продажам часов и ювелирных украшений в крупных компаниях, например в холдинге Richemont. Но к 2013 году разочаровался в аксессуарах: «Большинство людей, которые могут позволить себе дорогие вещи, ими уже пресытились. А костюм — вещь необходимая. Даже если ты предпочитаешь джинсы, костюм все равно пригодится».

Андрей Филатов стал изучать модные тенденции в сегменте мужских костюмов и переключился на фешен-бизнес — успел поработать на управленческих позициях в нескольких московских модных домах, среди которых Feru и Raschini. Но в 2016 году карьера зашла в тупик — Филатов поссорился с владельцами модного дома, в котором работал, и ушел.

Выручил один из постоянных клиентов, инвестор из Воронежа Максим Туровский. «Меня Андрей по-настоящему увлек. С тех пор как нас представили друг другу, я начал шить костюмы только у него, а когда вдруг выяснилось, что он уволился, то позвонил и предложил открыть свое ателье. Для запуска такого бизнеса не требовались большие инвестиции, а у него уже были знакомые клиенты и полезные связи», — вспоминает Туровский.

Филатову идея заняться своим делом понравилась, партнеры договорились о разделении доходов (75% —​ Туровскому, 25% — Филатову) и начали искать помещение. Они задумывали ателье как джентльменский клуб — камерное место в центре города, куда можно было бы приглашать друзей-клиентов. На поиск такого места предприниматели потратили несколько месяцев. «Риелторы предлагали нам разные варианты, но одни не подходили по цене, другие — по расположению. Мы уже совсем отчаялись, и тогда Андрей обратился к товарищу, как раз к одному из своих прошлых авторитетных клиентов. Он через своих знакомых нашел нам отличный вариант», — говорит Туровский. Помещение площадью 170 кв. м приятели сняли в особняке у метро «Баррикадная». Первый и последний месяц аренды обошлись им в 960 тыс. руб.

Пока шел ремонт, они договорились о поставке материалов с несколькими итальянскими (Loro Piana, Ermenegildo Zegna, Caccioppoli), английской (Holland & Sherry) и бельгийской (Scabal) компаниями — производителями тканей. Предприниматели закупили у них небольшую партию материалов, остальное решили брать под заказ для каждого клиента. С наймом четырех швей, закройщика и пяти менеджеров по работе с клиентами проблем не возникло: всех их Филатов нашел через знакомых. Все знают свое дело и работают в ателье до сих пор.

Костюм по плечу

Рынок индивидуального пошива костюмов сегодня держится на двух направлениях — bespoke и made-to-measure (MTM), — отличающихся друг от друга методом изготовления, количеством примерок, качеством изделия и ценой.

Костюмы bespoke создаются для заказчика с нуля. «Bespoke-пошив, по сути, строится на фигуре клиента, — объясняет Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group. — Портной сам предлагает индивидуальный крой и детали, которые наиболее выигрышно подчеркивают достоинства фигуры и нивелируют недостатки». По словам Гаспарян, костюмы, созданные таким образом, предполагают большой объем ручной работы: снятие мерок, конструирование персональных лекал, выбор ткани, приклада, деталей. Средняя стоимость bespoke-костюма в Европе, по данным Fashion Consulting Group, составляет €3–6 тыс.

В отличие от bespoke made-to-measure представляет собой одежду, созданную по базовым лекалам для тиражной коллекции, которые впоследствии подгоняются под фигуру клиента. Средняя стоимость MTM-костюма, изготовленного в ателье, по данным Fashion Consulting Group, составляет €2–4 тыс.

Перед стартом Филатов и Туровский заключили договор на MTM-пошив с европейской фабрикой (название партнеры не разглашают). Это позволяло предлагать клиентам не только дорогие костюмы (от 150 тыс. руб.), изготовленные по индивидуальным меркам, но и более дешевые (от 50 тыс. руб.), созданные по стандартным лекалам.

Сейчас в относительно недорогом MTM-сегменте работает 80% рынка индивидуального пошива, отмечает Филатов. «Большинство ателье, предлагающих индивидуальный пошив, не имеют своего производства, а заказывают костюмы на фабриках, — подтверждает Василий Мунтян, основатель интернет-ателье «Рубашки на заказ». — Из российских фабрик никто МТМ-пошив не предлагает, ателье заказывают такие костюмы обычно на одних и тех же фабриках — в Гонконге, Румынии и Голландии».

Популярность MTM-костюмов объясняется тем, что при изготовлении настоящего bespoke-костюма требуется много ручного труда, а автоматизировать процесс невозможно — тогда это будет уже не индивидуальный пошив. «Стоят bespoke-костюмы так дорого как раз потому, что производительность специалистов очень невысокая», — поясняет Мунтян.

Клуб для своих

В начале 2017 года ателье Privee открылось в тестовом режиме. Совокупные инвестиции в запуск составили около $150 тыс., большую часть которых вложил Туровский. Основные расходы составили аренда, ремонт, покупка мебели и оборудования.

Первыми клиентами Privee стали сами Филатов и Туровский, затем за костюмами пришли их друзья и знакомые, которые следили за проектом и которым понравилось качество изделий. До июня 2017 года ателье работало в закрытом режиме — только для своих. «У нас не было права на ошибку», — объясняет Филатов. Компания получала два-три заказа в месяц, когда летом ее двери открыли для всех и начали продвигать свои услуги в соцсетях, их количество возросло до десяти.

Privee больше напоминает сигарный клуб, чем ателье или магазин, клиентам здесь наливают кофе или шотландский односолодовый виски по 10 тыс. руб. за бутылку. Обслуживают посетителей менеджеры, некоторых — сам Андрей Филатов. Основные клиенты Privee — бизнесмены и чиновники с высоким доходом. По словам Филатова, 80% заказчиков — постоянные. «Все здесь держится на отношениях, — рассказывает предприниматель. — Я на связи 24 часа и всегда готов выполнить любую просьбу человека».

Когда клиенты попросили расширить ассортимент и начать торговать еще и обувью, и верхней одеждой, партнеры не стали отказывать. Диапазон предложений — показатель статуса ателье, считает Туровский. «У клиентов был запрос на дополнительный ассортимент, поэтому мы решили добавить некоторые категории», — утверждает он. Верхнюю одежду, сорочки и аксессуары стали шить в самом ателье из тканей и материалов, тоже закупаемых за границей. Для изготовления обуви приятели взяли в штат специалиста-технолога. Кожу и замшу стали закупать в Италии. С обувью тоже работают, используя индивидуальный подход: например, когда один из клиентов попросил туфли с разной высотой каблуков (у заказчика ноги разной длины, чего он стеснялся), в Privee приняли заказ.

Темп производства не быстрый. Сначала с клиентом оговаривают фасон и детали одежды, затем снимают мерки и выбирают ткань. На первых примерках одежда корректируется: по желанию заказчика добавляются дополнительные карманы, расширяются плечи. На изготовление одного индивидуального костюма уходит в среднем от одного до полутора месяцев. «Костюм конструируем вместе с заказчиком, поэтому и шансы его разочаровать невелики», — объясняет Филатов. Самый дорогой костюм в Privee обошелся заказчику в 240 тыс. руб.

Основную выручку приносит компании как раз более дорогой bespoke-пошив — за год предприниматели продали таких костюмов на 19,3 млн руб., еще 2,6 млн руб. принес MTM-пошив, на котором специализируется большинство конкурентов. На изготовлении верхней одежды, обуви и аксессуаров Филатов и Туровский заработали в общей сложности 5,9 млн руб. Совокупная прибыль компании за 2017 год составила 4,7 млн руб.

Ниша пошива индивидуальных костюмов хоть и небольшая, но конкурентная. По данным сервиса 2gis, только в Москве и Московской области насчитывается более 100 ателье, многие из которых специализируются на изготовлении мужских костюмов. Однако bespoke-пошивом занимаются немногие, уверяет Филатов. «Сейчас рынок очень разношерстный: появились новые игроки, которые часто ничего не понимают в портняжном деле, а строят бизнес через интернет, — говорит Сэмми Котвани, основатель компании «Императорский портной». — Большинство из них занимаются made-to-measure и демпингуют». По словам Котвани, его ателье сейчас работает примерно в ноль: европейские ткани подорожали, а поднимать стоимость костюмов в условиях ценового демпинга он не рискует.

Филатов и Туровский уверены, что их ателье без прибыли не останется, сейчас они не справляются с объемом заказов и планируют нанять еще двух-трех швей. Но создавать масштабную сеть ателье и открывать филиалы точно не будут. «Если уж в Москве хорошие костюмы — большая редкость, то в регионах дела обстоят намного хуже. Это очень приятный, но совершенно не масштабируемый бизнес», — признает Филатов.

Взгляд со стороны

«Мужчин можно зацепить комфортным сервисом»

Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group

«Основная целевая аудитория рынка индивидуального пошива — это люди, у которых есть деньги и статус. В люксе есть популярные марки, у которых есть линии bespoke. Это Brioni, Zegna, Kiton и др. Внутри этих марок обеспечивается индивидуальный пошив. Вторая история — это ателье индивидуального пошива, которые работают с лучшими итальянскими и английскими тканями. Чем дороже марка, тем сильнее роль сервиса в продажах: мужчин можно зацепить комфортным сервисом и обратить в своего многолетнего лояльного клиента.

Дорогой костюм — это в первую очередь статусная покупка для состоявшихся в профессии людей. Им не обязательно должно быть 50 лет. Сегодня на ключевых постах и 30–35-летние, которым необходимо демонстрировать с помощью костюма свой статус. Костюм всегда был и будет. Есть определенные сферы, где без него никак не обойтись. Это высшее и среднее руководство крупных и средних производственных компаний в индустрии услуг, банковской сфере, чиновников правительственных учреждений, то есть люди, занятые в сферах, где нужно всегда демонстрировать традиции и консервативность в хорошем смысле слова».

«Кастомизация — это общий тренд в фешен-индустрии»

Екатерина Лопаткина, бренд-менеджер магазинов персонального пошива Costume Code

«В Москве и других городах России все больше людей приобретают костюмы и сорочки, сшитые на заказ. Кастомизация — это общий тренд в фешен-индустрии. Люди хотят не только костюмы, сшитые персонально для них, но и кеды, и джинсы со своим именем. Вместе с аудиторией растет и количество новых ателье. Когда мы открывали Costume Code в 2010 году, рынок персонального пошива костюмов и сорочек в России только начинал развиваться. Поэтому цены на костюмы были относительно высокими, качество и стиль пошива оставляли желать лучшего. Тогда моей целью как бренд-менеджера компании было убедить клиентов, что пошив костюма на заказ — это новый удобный способ покупки костюмов. Мы даже не называли себя тогда ателье, так как мужчин это пугало. Сейчас наша цель — помочь клиентам сделать правильный выбор «своего ателье».

Подошел с особой меркой

— Это очень удобно, когда надеяться не на кого, нужны деньги, а ребенок совсем маленький, — говорит молодая швея Ирина. — В цехе организовали доставку материалов прямо в руки, готовые изделия тоже забирают из дома, зарплату платят регулярно. Без работы не сижу, но нагрузка посильная. В общем, проблема решена.

Большой прибыли швейное предприятие «Старт» не приносит, но концы с концами сводит. Костяк — три опытные мастерицы, четверо подмастерьев плюс десяток надомников, в числе которых — пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, одинокие матери.

Автор идеи — выпускник Московского института управления имени Разумовского Евгений Кокорищев. У него есть опыт, однако, чтобы правильно организовать необычный бизнес, Евгений окончил школу социальных предпринимателей (ШСП). «Учеба освежила знания, дала понимание специфики нового дела, законов, бухгалтерии, налогообложения. Все это мне очень пригодилось», — признается Евгений.

В период карантина коллектив сосредоточился на шитье защитных масок, комбинезонов для «красных зон» омских клиник, спрос на которые был крайне высок. Сейчас пошли заказы на спецодежду для других сфер.

Мастерская — не первый самостоятельный проект Кокорищева. Взяться за дело омичу помог счастливый случай.

— Я долгое время работал закройщиком в ателье, мечтал о карьерном росте, но как-то не складывалось. Однажды, проходя мимо соседней церквушки, увидел старика в рясе с лопатой в руках. Предложил помощь. Потом разговорились. Узнав, что я умею, он неожиданно предложил мне сшить одежду для служителей православного храма. И помещение нашел, — рассказал «РГ» Евгений Кокорищев. — Я быстро сделал ремонт, с энтузиазмом взялся за работу. И как будто Бог благословил. Дело пошло.

Евгений не только качественно выполнил серьезный заказ, но и показал «коллекцию» на региональной выставке. А когда посыпались предложения, открыл собственную мастерскую. Церковное облачение оказалось востребованным не только в Омске, но и других регионах, а также в Казахстане, Германии, Словакии. Но самой ответственной работой мастер считает изготовление митры для епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, который недавно возглавил Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, стал епископом Бронницким, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Со временем ателье стало развиваться, осваивать изготовление спортивной одежды, униформы для сферы услуг и сельского хозяйства. Объем заказов позволял поддерживать стабильность, платить зарплату выше средней по региону. Однако предприниматель решил взяться за социальный проект, не сулящий прибыли. Почему?

— В свое время мне помогли встать на ноги. И я сам знаю, что такое быть человеком с ограниченными возможностями. Я понял, что должен вернуть «долги». И, в свою очередь, поддержать тех, кто в этом особенно нуждается, — считает Евгений Кокорищев.

Недавно он принял на работу двух женщин, вернувшихся из исправительной колонии, — важно дать им возможность адаптироваться к нормальной жизни. Потом трудоустроил девушку после декрета, которую бросил муж. Еще один новый сотрудник — парень с инвалидностью, которому просто некому помочь. Мечта Богдана — сшить себе настоящий смокинг. И он уже научился крепко пришивать пуговицы.

По ряду причин новые работники требуют к себе особого внимания, поэтому руководить мастерской совсем не просто. Тем не менее Евгений взялся еще за один проект и открыл Сибирскую ремесленную школу, задача которой — готовить мастеров для предприятий легкой промышленности.

— Я столкнулся с тем, что сейчас в Омске найти хорошую швею очень сложно. Училищ, где обучали этой профессии, давно нет. Хочу помочь решить эту проблему. Предпочтение — людям с ограниченными возможностями. Им, как никому другому, сегодня необходима поддержка, — поясняет Евгений Кокорищев.

Ирина Сербина, председатель Омского центра инноваций социальной сферы:

— Интерес социальных предпринимателей к легкой промышленности растет. Пятнадцать процентов выпускников школы ЦИСС-2020 посвятили свои проекты этому направлению и наладили производство одежды, обуви, галантерейных изделий, предметов быта. И в этом году тенденция сохраняется. Конечно, одному малому бизнесу отрасль на прежнюю высоту не поднять. Однако благодаря креативному подходу и индивидуальной работе с заказчиками продукция предпринимателей не только пользуется спросом, но и пополняет перечень региональных брендов. В этом списке — предприятие, наладившее производство ирландских кружев и систему международного онлайн-обучения. Столярный клуб, поставляющий за рубеж оригинальную бытовую продукцию. Сельские мастерицы, возрождающие старинное ковроткачество.

Среди новых социальных проектов — мастерская детской ортопедической обуви, студия по производству национальных нарядов, музей меха, социальное ателье и другие.

В 2020 году выпускниками ШСП стали более восьмидесяти омичей. Они вложили в проекты около тридцати миллионов рублей собственных средств, получив от государства в качестве поддержки 7,5 миллиона. На новых предприятиях создано 145 рабочих мест.

Более двухсот жителей Омской области заключили соцконтракты на открытие своего дела в рамках программы по борьбе с бедностью. Сумма, предоставляемая в рамках соцконтракта, — 250 тысяч рублей. Условие поддержки — бизнес-план проекта. Подготовить его поможет специальный мастер-класс в службе занятости. Специалисты обещают не только бесплатную консультацию, но и сопровождение проекта.

До конца года аналогичную государственную поддержку получат еще 400 омичей. Для оформления заявки необходимо обратиться в комплексный центр по месту жительства или по телефону горячей линии службы занятости: (3812) 35-76-70.

Хлебнул бизнеса: как молодой предприниматель купил готовую сеть ателье

«Я и не знал, что швеи и портные много пьют…»

    Поделиться:

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Лях

  • 1C-Битрикс
  • 1С:Бухгалтерия
  • LeadBack
  • Instagram

Покупка готового и уже работающего бизнеса – один из очевидных вариантов начать собственное дело. В теории всё выглядит более-менее радужно: есть налаженные бизнес-процессы, действующая команда сотрудников, помещение и оборудование, клиенты, наконец. Но реальность может оказаться совершенно иной. Думаем, многим читателям Biz360.ru будет полезен опыт молодого предпринимателя Дмитрия Ляха, который запуску собственного бренда предпочёл покупку готового бизнеса – сети швейных ателье.

Дмитрий Лях, 26 лет, предприниматель из Минска, владелец сети швейных ателье Zaplatka.by . Дмитрий купил бизнес в конце 2015 года, до этого занимался мелкой коммерцией – возил куртки из Китая, отшивал копии известных моделей по аутсорсингу в кустарных мастерских в Бресте. Планирует вывести свою швейную компанию на окупаемость в конце 2017 года.

Первые деньги я увидел во втором классе, и с тех пор находил много способов заработать. Например, в том же втором классе выходил во двор и продавал петарды парням постарше. Потом продавал по школе наклейки с покемонами, но с приходом киосков мой «портал возможностей» захлопнулся.

У меня не было цели просто заработать, была цель не тратить время впустую. В последних классах школы отец нашёл мне место на стройке, а в университете я зарабатывал на доставке товаров из Китая.

Когда я увидел, что популярными стали парки (длинная тёплая куртка, как правило, с капюшоном – прим. редакции), то нашёл их производство в Бресте — это были небольшие цеха на 4−10 человек. Я был поражён, что у нас можно отшивать качественно и по доступным ценам, и там договорился на пошив подделок брендовых парок. Я всматривался в швы, структуру — не имея образования, я понимал, где хорошо, что бы я изменил и т.д. Но от меня тогда ничего, к сожалению, не зависело.

Тогда никого не волновало, что мы производим подделки. Но я начал задумываться, что стоило бы делать своё, а не нагонять дурную славу на бренды. Мне очень хотелось создать свой бренд одежды

Клиенты из теплой базы могли «послать» — в кризисное время все были раздражены. Сейчас я понимаю, как это было круто: мозг перестаёт понимать слово «нет», и эта работа превращается в сплошной квест. Но в фирме отца в те годы в штате уже оставалось мало людей, и вскоре мы закрылись. Я начал искать, чем заняться.

Я нашёл объявление о продаже сети из четырех ателье в центре города. Одна точка работала шесть лет, вторая — три года, третья – год, и при мне открылась четвёртая. Владелица продавала сеть из-за своего возраста, и вместе с ателье предлагала обучение этому бизнесу. Я подумал, что это идеальная ступень перед запуском собственного бренда.

Я проехался по точкам. Сначала просто поспрашивал цены и посмотрел, как люди работают. Затем сдал собственные вещи в починку — и был приятно удивлён. И в конце ноября 2015 я купил эту сеть, одолжив денег у отца.

Почти год владелица сети учила меня технике ремонта одежды и управлению персоналом. Я стал разбираться в материалах, способах ремонта, пошива. Стал понимать, какую вещь стоит или не стоит брать в ремонт. Всё это мне пригодилось. Но с самого начала покупки по всем точкам начались сплошные проблемы:

Самую прибыльную точку в центре города перевезли в соседнее здание из-за реконструкции — нас сразу же загородили строительными лесами.

В округе как грибы начали расти конкуренты.

На самой большой точке (40 «квадратов») потихоньку начал заканчиваться главный «хлеб» — шубы и дублёнки (точка была сделана под перекрой шуб, подгонку и так далее). Я встретился с неадекватной стоимостью «коммуналки» — она превышала аренду!

На третьей точке тоже резко стало меньше клиентов.

На раскрутку четвертой точки с нуля ушёл год (об этом подробнее я расскажу ниже).

Тогда же я узнал, что конец января, февраль и март — это несезон. В общем, сначала было очень плохо. Я не видел зарплаты, снова одалживал у отца. Это тянулось почти год — до августа 2016-го.

Владелица сети до меня не вела клиентскую базу — работала по «сарафанке», создала страницу на deal.by. Никакого учёта не было вообще. Чтобы привлечь клиентов, я перепробовал много способов продвижения:

1. После работы ходил по дворам и клеил объявления на подъезды. Заодно смотрел, как грамотнее продвигать каждую точку, какие конкуренты, необозначенные на картах в интернете, прятались во дворах.

2. Ходил по бутикам вокруг своего ателье в центре и договаривался с администраторами, чтобы присылали клиентов ко мне. Никто не хотел меня слушать. Я понял, что выгляжу не как профессионал, да и молодо, да и парень… Но, видимо, всё решило общение — мои предложения стали принимать.

3. Рассылал рекламу по почтовым ящикам. В центре это было бесполезно: на 3 000 листовок пришло человек 10, из которых 5 стали постоянными клиентами. Тогда я сделал купоны на скидку с предложением и перечнем услуг, высчитал, сколько нужно времени на рассылку и отметил на листовках дедлайн, после которого скидка уже не действовала. И из 3 000 пришло человек 35. Лучше всего результат был ближе к окраине города — с каждой тысячи листовок приходило человек 15 (а разослал я на 10 000 адресов).

4. В центре города я заказал рекламу со скидкой и дедлайном в лифтах. Это тоже сработало плохо: пришло человек 7, которые заказывали мелкие ремонты. Это окупило рекламу на 10%. Но спустя время пришли женщина с крупным заказом, и так реклама окупилась ещё на 20%.

5. Сайт и его продвижение. Мне повезло — друг сделал мне сайт на «Битриксе» за $300, другой помог с SEO-продвижением, контекстной рекламой.

6. А для раскрутки точки, которая только открылась, я выбрал самый банальный, но стрессовый способ — пройтись по ближайшим офисным зданиям и заявить о себе. Ключевая тактика была — продержаться до открытия ТРЦ Galleria, около которого эта точка расположена. Тогда трафик в этом месте значительно вырос.

Из-за того что я молодо выгляжу, администраторы офисных центров думали, что я распространитель

Сначала мне показалось, что ничего не сработало. Но потом заказы стали приходить.

Я думал, что люди будут увольняться. Сотрудники смотрели на меня с недоверием, они были старше меня в два раза, хотя мне самому это не доставляло дискомфорта. Даже сотрудница, которая выполняла львиную долю пошивов и хорошо зарабатывала, долго думала. Но осталась. Наверное, они видели, что я стараюсь, и поверили мне.

Хотя со штатом было немало проблем. Оказалось, что самое сложное — найти толковых людей, которые умеют выполнять все виды работ. Очень много мастеров на все вопросы говорят «Да, я умею это делать», а потом — сплошной брак. А ещё, оказывается, швеи и портные выпивают… Я этого не знал.

В то же время из декрета вышла сотрудница — я не хотел возвращать её на работу, потому что опасался, что она допустит брак. Так и случилось. Помню, как мне звонил муж клиентки, которой она дважды испортила платье, требовал выплату его стоимости. Я был согласен при условии, что муж предоставит чек на платье — голос мужчины поменялся, и мы сошлись на небольшой компенсации. После этого я попросил эту сотрудницу уволиться.

А ведь для неё пришлось попросить блестящего мастера, женщину пенсионного возраста, временно уступить место. Это было моё первое увольнение, и после этого у меня исчез страх расставания с работниками.

Сейчас у нас трудится девять человек с опытом работы не менее восьми-девяти лет. Есть пополняющийся список отобранных мастеров, которых мы привлекаем на временную работу — на сезон отпусков и когда у нас завалы в сезон шуб. Несмотря на то что люди старше меня в два раза, мы находим общий язык и гармонично сосуществуем.

У меня уже есть чек-лист требований к новым сотрудникам. Он неидеален, но уже испробован на паре кандидатов. Вот некоторые пункты из него:

Места предыдущей работы.

Материалы, с которыми мастер работал.

Сильные стороны в пошиве.

Чего бы сотрудник хотел избегать в работе.

Максимальная зарплата за количество дней (это показывает выработку).

Только с августа 2016 я более-менее «выплыл». Получилось «нагенерировать» заказов на шубы на сезон. На «шубной» точке теперь работает уже не два, а четыре человека — мне повезло, что в поиске мастеров сработала технология «Девчонки, у кого есть шубницы знакомые?»

Бизнес оказался нелёгким. Нет заявок — стресс, много заявок — стресс, загрузили — стресс, не отгрузили материалы — стресс, оплатили — стресс, не оплатили — стресс. Я думаю, в этом и смысл, это и есть развитие.

Я понял, что нет понятия «нет клиентов» — они есть всегда и везде. Правда, клиентам иногда сложно объяснить, почему работы с мехом столько стоят. Например, они видят разрыв меха на 2 см и думают, что это минута работы — но чтобы сделать качественно, необходимо распороть, подлезть изнутри, проклеить специальным материалом, проверить, не истончился ли мех, не сгнил или не высох, и на что повлияет место. И надо найти силы, чтобы стоять на своём.

А самое сложное — наверное, не мешать клиентам платить. Ведь мы, предприниматели, всё мешаем. Чтобы получить качественную услугу, клиенту надо пробежать через минное поле, начиная от звонка по телефону, до того, как выполнят заказ.

Я планирую окупиться к концу 2017 года — то есть спустя два года после покупки. Бизнес-план я не составлял, но прикинул: чтобы бизнес вышел на окупаемость, мне нужно генерировать заказов на $50 в день на каждого мастера. Сейчас всё это нестабильно: иногда заказов нет вообще, иногда больше этой суммы.

Сейчас я только начинаю понимать свой путь. Закрываю одну из точек на окраине и собираюсь сконцентрироваться на центре, чтобы полностью автоматизировать процессы ремонта и пошива одежды, отшлифовать всё — от звонков до конечного продукта. Чтобы каждый мастер работал так, как будто это его точка. Я собираюсь делать это по типу пирамиды: у каждого мастера будет «подмастерье».

Параллельно буду работать над другими задачами:

Расширю спектр услуг от индивидуального пошива до массового.

Создам простой и понятный каталог — от обычной юбки до свадебного платья.

Переделаю сайт под интернет-магазин, размещу там каталог пошива спецодежды. Не для того, чтобы конкурировать с гигантами, которые это давно делают, а чтобы не говорить клиенту «Это не моё, я не могу».

И в конце концов я хочу реализовать цель детства — запустить свой бренд одежды. У меня уже куча наработок, которые ждут своего времени.

А в целом я думаю так: если не знаешь, что делать — делай хоть что-то, и в процессе ты сам всё поймешь.

Как на 150 000 рублей открыть ателье и отстроиться от конкурентов

Светлана Чиканцева, экономист по образованию, начала шить одежду пять лет назад. До этого у нее стремительно развивалась карьера в ИТ-компании, где она занимала престижную высокооплачиваемую должность. Бросив все, Светлана решила стать дизайнером-портной и открыла домашнее ателье Sveta Chi. Всего за несколько лет это предприятие заработало репутацию в Екатеринбурге и за его пределами.

О школьных уроках труда, мечте поменять мир моды и бизнесе без вложений Светлана Чиканцева рассказывает Контур.Журналу.

Школьное напутствие

Пять лет назад мне начала сниться фантастическая одежда. Я судорожно искала ее в магазинах, но ничего и близко похожего не было. Тогда я решила воплотить свои идеи в жизнь самостоятельно. Так, в 2014 году, экономист по образованию и бизнес-консультант по жизни, я решила вдруг стать дизайнером и шить одежду. Сегодня моя заветная мечта — сделать моду ближе к обычному человеку. Для меня мода везде: в природе, фильмах, журналах. Но сегодня кажется, что истинный фешн-мир доступен только элите, некому закрытому сообществу. Мое ателье Sveta Chi существует для того, чтобы изменить привычный порядок вещей.

Родом я из небольшого городка Гай Оренбургской области. В школе учительница труда однажды освободила меня от уроков кройки и шитья со словами: «Света, ты хорошо разбираешься в швейных машинках. Давай девочки будут шить, а ты будешь им чинить машинки». С этой компетенцией я счастливо прожила много лет.

После школы по совету мамы я поступила в строительный техникум города Новотроицка на бухгалтера. Сама же я мечтала стать архитектором, но мама убедила меня, что бухгалтер более «женственная» профессия. Ну а в 2005 году, когда пришло время определяться с высшим образованием, я решила пойти по проторенной дороге — поступила на «экономиста-инженера в машиностроении» в Уральский политехнический институт (ныне Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина) в Екатеринбурге.

Хотя на работу я вышла довольно рано, по специальности не проработала ни дня. Еще во время учебы я устроилась в банк. Сначала это был «Ситибанк», куда я попала совершенно случайно. Шла на собеседование в другую компанию, но заблудилась и оказалась в банке. Через год я стала работать в «Русском стандарте», где меня повысили с менеджера по продажам до заместителя руководителя отделения.

Из банковской сферы я перешла в ИТ. Карьера складывалась довольно стремительно: я была руководителем отдела продаж, региональным руководителем, а затем и стратегическим консультантом. В мои задачи входила разработка стратегии продаж: какие каналы выбирать, как выстраивать воронку, как продавать. К середине 2010-х у меня сложилась вполне счастливая жизнь: зарплата была отличная, должность престижная. Но в 2014 году я вдруг решила, что буду шить одежду! Сказать, что родственники и друзья были в шоке — не сказать ничего.

Работа в ателье и регистрация ИП

Когда мне начала сниться одежда, которую я не могла найти в магазинах, я задумалась о поиске курсов кройки и шитья. Нашла подходящий центр имиджиологии и встала в лист ожидания. В какой-то момент мне позвонили и предложили пойти на годовой курс по дизайну одежды, так как группа кройки и шитья не набиралась. На тот момент у меня не было амбиций делать из этого какой-то бизнес, я просто решила сменить вектор деятельности и пошла на курс. На выпускном занятии всех нас спрашивали о планах на будущее. Мои одногруппники в один голос рассказывали, как будут совершенствоваться дальше в профессии, а я честно сказала — буду шить только для себя и близких подруг.

Сейчас вспоминаю о тех словах с улыбкой. Практически сразу по окончании курса моя тетя предложила мне пойти на стажировку к своей знакомой, владелице ателье. Это был совсем маленький проект, основной пул клиентов которого составляли пожилые люди, приносившие одежду на переделку. Но я согласилась. По будням работала стратегическим консультантом, а по выходным сидела за швейной машинкой.

Поскольку я отличный специалист в сфере продаж, то тут же начала вносить изменения в рутину нашего ателье: придумывала акции, привлекала новых клиентов, в том числе крупных.

Постепенно пошив поглотил меня всю, в ИТ-компании я откровенно скучала, а в ателье стремительно развивалась.

Однажды к нам в ателье обратилась крупная сеть экомагазинов «Медведь» с филиалами в Екатеринбурге, Казани и Санкт-Петербурге. Им нужна была новая интересная форма для сотрудников — примерно 500 единиц. Контракт был выгодный, но хозяйка ателье побоялась взять на себя подобную ответственность. А я нет. Так я открыла собственное ИП и ушла в свободное плавание в мир фешн.

Экономика проекта

В среднем запуск полноценного ателье в Екатеринбурге обходится в 300 000 — 400 000 руб. Это деньги на аренду и ремонт помещения, закупку оборудования, наем сотрудников. Студия Sveta Chi началась практически без стартовых вложений. 100 000 руб. я потратила на собственное обучение, еще примерно 50 000 ушло на закупку оборудования: швейной машинки, оверлока, гладильной установки. Этот бизнес изначально был для меня неким экспериментом — смогу ли я развить проект без серьезных первоначальных вложений? Пока что это получается.

Сэкономить на старте помогли договоренности с первыми клиентами, а также экономия на аренде помещения и сотрудниках. Моя студия представляет собой оборудованную комнату в собственной квартире.

Это максимально оптимальный вариант для моей концепции бизнеса — индивидуального пошива одежды по лекалам, цветотипу, стилю и пожеланиям клиента. У меня есть заказчики, которые могут приехать ко мне до работы — в 5 или в 6 утра, либо поздно вечером — в 2 часа ночи. Ни один офис не даст мне такой гибкости и свободы графика, как собственная квартира. Сотрудники мне пока тоже не нужны, я справляюсь сама.

Своим первым клиентом была я сама, затем подтянулись подруги и подруги подруг, затем стали приходить и незнакомые люди по рекомендациям. Сегодня у меня в портфолио есть и частные, и корпоративные заказчики: маршалы «Формулы 1», швейная фабрика «Диана», NK Agency. Был опыт сотрудничества со знаменитостями — Заярой Зайцевой, официальным фотографом ММА и Федерации Дзюдо «Урал — Западная Сибирь», Натальей Кузютиной, бронзовой медалисткой Олимпиады и четырехкратной чемпионкой Европы по дзюдо. 90 % клиентов находят меня по рекомендациям, одновременно я веду не более 6 клиентов.

Чек заказов оставляет от 2 500 до 50 000 руб. В первый год выручка составляла до 60 000 руб. в месяц, практически все эти средства приходилось реинвестировать в бизнес: закупать фурнитуру, материалы, вкладывать в обучение.

Тесный рынок

Мир моды всегда был довольно конкурентным, но в последние годы количество новых игроков и брендов просто зашкаливает. Когда в 2014 году я проводила исследование и изучала конкурентов, в моем списке было примерно 10 студий по индивидуальному пошиву. Сейчас их открылось столько, что я закончила выписывать на цифре 30. Дальше просто не стала продолжать. Еще больше проектов мы видим в соцсетях: множество брендов с почти одинаковой одеждой, цветами и эскизами.

Мое ключевое конкурентное преимущество — индивидуальный подход. Я не просто изучаю клиента, его особенности и пожелания, а создаю для него мини-коллекцию из нескольких образов. Затем мы вместе подбираем ткани, отшиваем одежду и делаем фотосессию. Итог моей работы не только набор одежды, но и полноценный лукбук, красивые профессиональные фотографии.

Кроме коллекций для частных заказчиков я отшивала полноценные сценические работы. В декабре 2017 года у меня был показ в Новосибирске в финале конкурса «Фешн Менеджмент». Местная швейная фабрика «Диана» взяла в производство всю мою коллекцию, и до сих пор эта одежда доступна в магазинах. Особенно приятно, что это была необычная коллекция — мы шили для женщин от 56 размера. Это был отличный опыт работы с производством, которое накладывает на дизайнера определенные ограничения в выборе тканей и выкроек.

В начале 2018 года меня пригласили на показ уже в Екатеринбурге, видимо, заметили в социальных сетях. Это был Fashion Day для моделей size+. В финале меня отметило жюри и пригласило участвовать на неделе моды в Екатеринбурге.

Каждый показ для меня — это не просто набор одежды, это настоящее модное шоу. Так, например, моя коллекция «Вишневый пирог» была вдохновлена сериалом «Твин Пикс». Музыку для выхода моделей писал мой муж. Каждый модный показ, как правило, ведет к всплеску внимания ко мне и моим работам. После показа в Новосибирске меня даже приглашали туда на работу. Но я отказалась — это не мое.

Дальние горизонты

Сейчас у меня в планах модная стажировка в Италии. Я трачу на это все свои силы и энергию — езжу на собеседования, подтягиваю английский и итальянский, даже сократила число клиентов. Надеюсь, эта программа приблизит меня к мечте изменить мир моды. Получив новый опыт, знания и практику за рубежом, я без сомнений смогу воплотить в жизнь нечто грандиозное.

А всем новичкам я желаю в первую очередь получать удовольствие от собственного бизнеса. Делать проект просто так, даже если в нем не будет прибыли. Обязательно нужно быть готовым к критике — она возникает всегда. Найдутся люди, которым не понравится то, что вы делаете. В большинстве случаев бизнес — это долгая кропотливая работа, совершение ошибок. Но если вы занимаетесь делом, которым живете, вы даже не подумаете о том, чтобы сдаться и отступить.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как открыть ателье по пошиву одежды?

Обоснованность бизнеса

Если рассматриваются варианты, как открыть свое ателье с нуля, обязательно необходимы специальные знания на тему пошива одежды, а еще лучше – умение. Ведь этот бизнес специфичен, имеет много нюансов, поэтому руководитель должен разбираться в них, а возможно, и принимать участие в самом процессе, в зависимости от выбранного варианта действий.

Актуальность бизнеса

Несмотря на обилие магазинов готовой одежды, ателье по-прежнему пользуются большим спросом. Ведь сшитая на заказ одежда имеет ряд преимуществ:

  • учитывает особенности фигуры;
  • соответствует вкусовым пристрастиям;
  • уникальна, в отличие от типовых моделей;
  • стоит дешевле готовой.

Виды ателье

Следует иметь представление о видах такого бизнеса:

  1. Ателье по ремонту одежды – вложения минимальны, а спрос на такой вид услуг высок и постоянен.
  2. Ателье по пошиву одежды узкого профиля, т. е. форм, верхней и спецодежды и т. д.
  3. Широкопрофильное ателье – необходим штат сотрудников и приобретение дорогостоящего оборудования, но и прибыль от такой организации, соответственно, больше.

Кроме того, необходимо выбрать масштаб своего предприятия – вложить определенные средства на развитие самостоятельной организации либо же заниматься бизнесом в домашних условиях.

Домашний бизнес

Чтобы открыть мини-ателье на дому, необходимо лишь обладать навыками пошива одежды и закупить минимальный набор оборудования. Следующим действием будет запуск рекламной компании: установка баннеров, объявления, социальные сети. Качественно выполняя первые заказы, можно привлечь следующих клиентов посредством «сарафанного радио». Прибыльность такого вида бизнеса при правильной организации гарантирована.

Исследование рынка

Прежде, чем определиться с масштабом бизнеса, следует потенциал рынка:

  • выявить размер потребительского спроса;
  • собрать информацию об организациях, предоставляющих подобные услуги;
  • продумать моменты, способные выбелить ателье из общей массы конкурентов;

Выбор месторасположения

Прежде, чем начать разрабатывать бизнес-план швейного ателье для малого бизнеса, следует подобрать подходящее помещение, удовлетворяющее следующим требованиям:

  1. Достаточна площадь 10–20 м2 .
  2. Располагаться на первых этажах жилых домов или в спальных районах.
  3. Возможно нахождение помещения возле магазинов тканей или других мастерских.

Выбор оборудования

Для работы ателье потребуются такие виды оборудования:

  1. Швейная машина функциональностью 20–30 операций (лучше сразу приобрести два экземпляра).
  2. Подшивочная машина.
  3. Оверлок.
  4. Стол для раскроя одежды.
  5. Доска гладильная.
  6. Утюг.
  7. Прочий инвентарь: ножницы, наперстки, трепмели, набор игл, лекала и подобное.

Организация ателье

Для регистрации предприятия лучше избрать форму ИП, так как это потребует минимального пакета документов при оформлении и дальнейшей отчетности. Следует стать на учет в контролирующие организации:

  • налоговую службу;
  • органы статистики;
  • Пенсионый фонд.

Помимо этого необходимо открыть расчетный счет и получить разрешения в органах потребительского и пожарного надзора.

Вопросы относительно набора персонала решаются в зависимости от собственного участия в производстве. Если планируется именно такой вариант, то достаточно на первых порах одного помощника.

Финансовый план

Чтобы открыть ателье по пошиву и ремонту одежды необходимо составить бизнес-план. Можно отразить в нем следующие моменты:

1) Первоначальные затраты:

  • регистрационные действия – 15 000 рублей;
  • подготовка помещения – 50 000 рублей;
  • покупка оборудования – 100 000 рублей;
  • маркетинговые расходы – 30 000 рублей
  • прочие расходы – 20 000 рублей.

Итого: 215 000 рублей.

2) Кроме того, текущие затраты первого месяца, пока еще нет выручки, тоже надо запланировать в затраты первоначального периода:

  • зарплата помощника – 25 000 рублей
  • аренда помещения – 20 000 рублей;
  • расходные материалы – 2 000 рублей;
  • налоги, взносы и сборы – 10 000 рублей.

Итого: 57 000 рублей.

  1. Практика показывает, что при работе 26 дней в месяц можно выполнить около 35 заказов – это будет плановый производственный план.
  2. На основании 3 пункта можно рассчитать планируемую выручку. Средняя цена заказа – 2 500 руб. * 35 изделий = 87 500 рублей.
  3. На основании этих данных считается прибыль: 87 500 руб. – 57 000 руб. = 30 000 руб.
  4. Таким образом, окупаемость проекта будет равна: 272 000 (вложения в бизнес) руб. / 30 000 руб. = 9 месяцев.
  5. Рентабельность мини ателье в этом случае составит: 30 000 руб. / 272 000 руб. * 100% = 11%
  6. Расчеты можно отобразить в сжатом виде в резюме проекта:
  • первоначальные вложения: 272 000 рублей;
  • ежемесячные затраты: 57 000 рублей;
  • ежемесячная выручка: 87 500 рублей;
  • ежемесячная прибыль: 30 000 рублей;
  • окупаемость проекта: 9 месяцев;
  • рентабельность проекта – 11%.

Совмещение бизнеса

При наличии денежных средств можно совместить в одном магазине ателье по пошиву и ремонту одежды и продажу готовой одежды. Таким образом можно достичь увеличения посещаемости магазина и, соответственно, ателье, а также получить дополнительные возможности для маркетинговой политики предприятия.

В этом варианте в бизнес-план следует добавить расходы на приобретение готовой одежды и заработную плату продавца, а к доходной части присоединить выручку от реализации продукции магазина.

Коммерческие предложения

Если вы являетесь производителем или поставщиком оборудования, экспертом или предоставляете франшизу в данной сфере, тогда напишите нам через страницу Контактов .
Ниже мы разместим информацию о вашем предложении и ваши контакты.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: