Законно ли пеня за несвоевременную оплату коммунальных услуг
Как УО рассчитать пени за неоплату ЖКУ после отмены моратория-2020
1 января 2021 года истёк срок моратория на взыскание пеней за неоплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим у поставщиков ЖКУ возникает много вопросов: на главные из них ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».
УО и ТСЖ вправе начислять и взыскивать с потребителей пени за неоплату ЖКУ со 2 января 2021 года
Мораторий на начисление и взыскание пеней, штрафов и неустоек с потребителей, которые с апреля 2020 года не оплачивали жилищно-коммунальные услуги, прекратил действовать 1 января 2021 года. Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала рассказала о том, с какой даты можно начислять пени, как рассчитывать период просрочки и распространяется ли мораторий на нежилые помещения в МКД:
Нельзя предъявить сумму пеней за период действия моратория, введённого ПП РФ № 424
Запрет на взыскание пеней и штрафов при просрочке платежей за ЖКУ действовал с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года. Он был введён постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Мораторий распространялся на потребителей и на лиц, управляющих домами: УО, ТСЖ и кооперативы.
30 апреля 2020 года появился обзор ВС РФ № 2 по вопросам применения нормативно-правовых актов, касающихся борьбы с коронавирусом, в том числе по мораторию на пени из-за неоплаты гражданами счетов за ЖКУ:
- Запрет на пени действует по 1 января 2021 года включительно, следовательно, расчёт пени начинается со 2 января.
- На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку.
Как отметила Елена Шерешовец, не имеет значения, что период запрета ПП РФ № 424 на пени за долги уже завершился: за просрочку платежей с 6 апреля по 1 января 2021 никогда нельзя будет предъявить должникам сумму пеней.
Период действия моратория на пени не включается в дни просрочки платежей, указанные в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ
Второй вопрос, на который ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» в выпуске онлайн-журнала, – как рассчитывать период просрочки платежа в соответствии с условиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Эта норма устанавливает зависимость размера пени от количества дней просрочки:
- 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, начиная с 31-го дня по фактический день оплаты, произведённой в течение 90 дней;
- 1/130 ставки, начиная с 91-го дня.
Период с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года нельзя включать в расчёт дней просрочки, даже если отсчёт таких дней начался до появления ПП РФ № 424. Если задолженность возникла уже после вступления в силу моратория на пени, то отсчёт периода, когда возникла задолженность, ведётся со 2 января 2021 года. Эксперт подробно разобрала этот вопрос на примере:
При начислении в период моратория пеней на долг по нежилому помещению УО/ТСЖ следует быть готовыми к судебным спорам
Вопрос о том, распространяется ли мораторий ПП РФ № 424 на нежилые помещения, до сих не прояснили ни Правительство, ни Верховный суд РФ. Текст постановления, как отметила Елена Шерешовец, можно прочитать двояко и трактовать по-разному. Сегодня уже есть примеры судебных споров по вопросу начисления пеней на сумму долга за ЖКУ по нежилым помещениям в МКД, и мнения судей расходятся:
- ПП РФ № 424 распространяется на всех потребителей в МКД, независимо от статуса помещения, поэтому с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года взыскать пени с них нельзя (дело № А76-25179/2020).
- Мораторий на начисление неустойки установлен только в отношении собственников жилых помещений, на нежилые он не распространяется (дела № А50-7770/2020, № А50-7642/2020).
Эксперт рассказала, что УО/ТСЖ следует принять одну из этих точек зрения и следовать ей. Однако им нужно быть готовыми к тому, что законодатели и/или суды займут иную позицию, это будут риски поставщика ЖКУ. Если не появится никаких официальных разъяснений по вопросу взыскания пеней с собственников нежилых помещений в МКД в период моратория, то постепенно сложится судебная практика, на основе которой ВС РФ затем вполне может сформулировать чёткую позицию.
Больше информации по данному вопросу вы найдёте во втором в этом году выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Ранее Елена Шерешовец рассказала о судебных делах, в которых РСО пыталась взыскать с УО/кооператива плату за безучётное потребление коммунальных ресурсов, но суды встали на сторону управляющих недвижимостью.
Обзор тем и вопросов, которые эксперт разобрала в онлайн-журнале в 2020 году, вы найдёте по ссылке. Подписывайтесь на YouTube-канал Ассоциации «Р1» и следите за обновлениями.
Отмена пени по коммунальным платежам
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: смотрите также видео и читайте, как уменьшить коммунальные платежи законно
Порядок начисления пени за коммунальные услуги
Пени – это неустойка за нарушения порядка оплаты коммунальных услуг и платы взноса на капремонт. Обязанность оплатить их наступает в двух случаях:
- несвоевременная оплата
- оплата не в полном объеме
Уплата пеней осуществляется в одинаковом порядке как для платы на помещение и коммунальные услуги, так и для вносов на капремонт. Отличается только их размер.
Размер пени – одна трехсотая (1/300) или одна стотридцатая (1/130) ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы, действующей на день их оплаты. Учитывая, что ставка рефинансирования не имеет самостоятельного значения и приравнивается к ключевой ставке, верным будет считать пени как одну трехсотую ключевой ставки.
Размер пени для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги
Первые 90 дней просрочки платежа
С 90 дня просрочки
1/300 ключевой ставки
1/130 ключевой ставки
Размер пени для внесения взноса на капремонт
Фиксированный — 1/300 ключевой ставки
Пени начинают начислять с 31 дня просрочки платежа.
При этом их размер не может быть больше 1/130 ключевой ставки от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Можно не платить пени за коммунальные услуги?
Обязанность граждан и организаций платить за коммунальные услуги установлена законом.
Если не вносить оплату в срок или не в полном объеме, будет копиться задолженность, которая может быть взыскана в судебном порядке. При этом, порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги достаточно простой – вынесение судом судебного приказа.
В период ограничительных мероприятий по коронавирусу среди граждан распространено мнение о возможности не оплачивать коммунальные услуги. Это не соответствует действительности. Обязанность внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и на капремонт сохраняется.
Исполнители коммунальных услуг не имеют права до 01.01.2021 требовать уплаты неустоек (пени). Это же правило касается и взносов на капремонт.
Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией, ограничительными мероприятиями по коронавирусу, до 1 января 2021 года можно не платить пени.
Вместе с тем, Верховный Суд пояснил , что данное право касается задолженности, которая образовалась с 6 апреля 2020 года.
ПОЛЕЗНО: в случае, когда Вам включили в квитанцию незаконную пени смело требуйте перерасчета, смотрите видео в каком порядке это делать
Взыскание пени за коммунальные услуги
Пени за коммунальные услуги обычно взыскиваются вместе с суммой основной задолженности .
Для взыскания пеней, исполнители коммунальных услуг или иная уполномоченная организация, с которой заключен агентский договор, обращается в суд с заявление о вынесении судебного приказа или с исковым заявлением в порядке упрощенного производства. Предоставляется расчет суммы требований, основания такого расчета (договор) и расчет суммы пени.
Вынесенный судом судебный приказ отправляется на исполнение в ФССП, где будут приняты меры по розыску должника и обращению взыскания на его имущества в случае непогашения суммы долга в добровольном порядке.
Срок давности пени за коммунальные услуги
Исполнитель коммунальных услуг может требовать уплаты пени в течение всего срока действия договора и за его пределами в случае задолженности.
Другое дело, что взыскать данную задолженность можно в течение трех лет (3-х лет). При этом, три года исчисляются отдельно по каждому ежемесячному платежу. Срок давности для взыскания пени за коммуналку истекает тогда, когда истекает срок давности взыскания основной суммы коммунального платежа, за просрочку которого были начислены пени.
Заявление на списание пени по квартплате
Исполнителем коммунальных услуг может быть принято решение о списании пени. Для этого могут быть законные основания или договоренность с коммунальной организацией (соглашение).
Заявление можно написать в случаях:
- Истекли сроки исковой давности по обязательствам
- Банкротство должника
- Назначение реструктуризации (соглашение с коммунальной организации о погашении задолженности)
- Частные, личные основания, которые препятствовали исполнению обязательства по оплате коммуналки – болезнь, бедствие и т. д.
- Несоразмерность пени суммы задолженности
- Неверный расчет пени
- По вышеприведенным основаниям, пеню могут списать полностью или частично.
- Приостановка начисления пени за коммунальные услуги
- В период ограничительных мероприятий по коронавирусу, введенных во всей России, вступило в силу Постановление Правительства о запрете взыскания пени за коммуналку и капремонт.
НА ЗАМЕТКУ: также читайте дополнительные советы по рассрочке коммуналки по ссылке на нашем сайте
Снижение пени на коммунальные платежи в судебном порядке
По общему правилу, если не предпринимать никаких попыток по снижению пени по коммунальным услугам, то суд конечно возьмет за основу расчет, предоставленный истцом. Поэтому рекомендую, обратиться с ходатайством о снижении сумму с обоснованием возражения по ст. 333 ГК РФ (подробнее по ссылке).
В таких делах согласно сложившейся судебной практики должно быть сопоставление начисленной неустойки с суммой задолженности, когда она явно несоразмерна нарушенному обязательству – нужно пересматривать начисленные пени в сторону уменьшения коммунального платежа, в частности подтверждением служит хороший пример в виде Определения Московского городского суда от 06.05.2016 г. по делу N 4г-4416/2016.
К иным основания снижения пени по коммунальным услугам можно отнести:
- Иные заслуживающие внимания обстоятельства рассматриваемого дела, например, неверное начисление изначально обозначенных сумм, что привело к спору (платы в резервный фонд по капитальному ремонту, платы на содержание общего имущества дома и т.д.)
- Пени не должна взыскиваться за первый месяц, такие новые правила начисления штрафов по данной категории дел
- Если ответчик не получал информацию о своей задолженности, например, был нарушен порядок доставки квитанций, отсутствовало письменное требование о погашении долга в предоставленных квитанциях, то все это подлежит использованию при решении вопроса о снижении суммы неустойки по коммуналке
Кроме того, обязательно проанализируйте требование вашей управляющей компании на предмет срока исковой давности, ведь если пени начислена на сумму задолженности за пределами трехгодичного периода давности, то у вас есть все основания требовать исключения данных начислений полностью из расчета исковых требований.
Почему коммунальщики добровольно не снижают или не убирают пени, если человек не может выбраться из долга ЖКХ?
Каждый может оказаться в сложном положении, когда в жизни происходят разные события: потеря работы, болезнь плательщика коммунальных услуг или их близких родственников.
Конечно, в таких случаях не до платежей, которые не являются первостепенным. Вопрос, как не платить пени за квартплату, первое, что приходит в голову. Но закон, есть закон, даже, если он порой несправедлив в отношении конкретного гражданина…
Если коммунальщики аннулируют пени без суда:
- Пострадают другие жильцы, ведь они добросовестно платят, а негативные последствия по просрочкам и убытки управляющих, в связи с этим могут ударить уже по их кошелькам
- Списание пени по квартплате со стороны руководителя ТСЖ, ЖСК может обернуться против председателя, на которого могут жаловаться жильцы, работники, что он уменьшает поступления такими действиями, вошел в сговор и т.п.
Вот почему удается решить проблему уменьшения коммунальных услуг лишь в суде через 333 ГК РФ.
Адвокат по отмене пени за коммуналку в Екатеринбурге
Адвокат по отмене пени Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет грамотно провести переговоры с коммунальной организацией, достичь соглашения о снижении и списании пени, а в более серьезных ситуациях не даст коммунальной организации взыскать завышенный размер пени в суде.
Отзыв нашем адвокате по жилью
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
Все, что нужно знать про пеню за коммунальные долги: правила расчета, суммы, взыскание и мораторий
Собственники жилья обязаны оплачивать коммунальные платежи согласно Жилищному кодексу РФ. Если их не оплачивать своевременно, последует ответственность за неисполнение норм закона в виде пени или приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. А в некоторых случаях на собственника жилья может быть открыто и судебное производство. В настоящее время данный вопрос актуален – в прошлом году в связи с пандемией коронавируса было принято решение ввести мораторий на начисление пени за несвоевременную оплату ЖКУ до конца 2020 года. Но с 1 января 2021 года УК, ТСЖ и поставщики ресурсов имеют право начислять пеню.
Правила оплаты ЖКУ
Обязанность собственника жилья или нанимателя по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг прописана в статье 153 ЖК РФ и в подпункте «и» пункта 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354.
Плата должна вноситься своевременно и в полном объеме. Срок внесения платы определяется в соответствии с договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов жилищного кооператива.
Если в этих документах срок не прописан, то собственник жилья должен оплатить стоимость ЖКУ не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим. Это условие прописано в части 1 статьи 155 ЖК РФ.
Ответственность за несвоевременную оплату услуг
За несвоевременную или неполную оплату исчисленной стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг собственника жилья могут наказать двумя способами:
- начислить пеню;
- приостановить или ограничить предоставление услуг.
Кроме того, УК, ТСЖ или поставщик ресурсов имеет право обратиться в суд, если абонент не хочет в добровольном порядке оплачивать долг.
Пеня может начисляться только на сумму образовавшейся задолженности. Согласно пункту 118 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354, под задолженностью признается неполная оплата оказанных жилищно-коммунальных услуг в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы по установленным нормативам. То есть, если абонент пропустил 1 месяц, то он еще не признается должником.
Размер пени
Размер пени и правила ее исчисления прописаны в пункте 14 статьи 155 ЖК РФ. Пеня рассчитывается в зависимости от периода просрочки. Пеня начинает исчисляться с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты. Раньше этого срока абонента не могут привлечь к ответственности.
Если задолженность собиралась от 31 до 90 дней, то размер пени исчисляется как 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
С 27 июня 2020 года ставка рефинансирования составляет 4,25% согласно Информации Банка России от 24.07.2020.
При условии, что просрочка по уплате за жилищно-коммунальные услуги превысила 90 дней, с 91 дня размер пени приравнивается к 1/130 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Это окончательная сумма – ее уже нельзя увеличить ни по решению управляющей компании, ни по решению суда.
Стоит отметить, что с 6 апреля по 31 декабря 2020 года правительство ввело мораторий на начисление пени за несвоевременную или неполную оплату коммунальных услуг (Постановление от 02.04.2020 № 424). Но об этом речь пойдет дальше.
Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг
УК или поставщик ресурсов имеет право ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг в соответствии с пунктом 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354. Понятия и правила приостановления или ограничения предоставления прописаны в главе XI вышеуказанных Правил.
Под ограничением понимается временное снижение объема предоставляемых коммунальных услуг или определение графика предоставления услуг в полном объеме в течение суток. Например, с 10:00 по 16:00 и с 23:00 до 07:00 услуга не будет оказываться, а в другое время – оказывается в полном объеме. Приостановка – это полное прекращения подачи определенной жилищно-коммунальной услуги с опломбированием соответствующего оборудования. Чаще всего приостанавливают подачу электроэнергии при неоплате услуг в течение 3 месяцев или газа при неоплате примерно от полугода.
Если ограничение или приостановление коммунальных услуг производится в связи с несвоевременной и неполной оплатой, то ЖЭУ, УК, ТСЖ или другой исполнитель обязан оповестить о принятом решении собственника жилья в письменной форме под роспись или же направить в адрес абонента заказное письмо. Еще предупреждение можно вписать в платежный документ (счет) или сообщить о нем по телефону (с удостоверением личности отвечающего и записью звонка). Обязанность оповещения прописана в пунктах 117 и 119 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354.
В уведомлении об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственнику жилья устанавливается срок равный 20 календарным дням для добровольного погашения задолженности.
Если в течение 20 дней задолженность не была оплачена, то исполнитель ограничивает подачу услуги при наличии такой возможности. Если через 10 дней после введения ограничения собственник жилья также не оплатил всю задолженность, то предоставление услуги может быть полностью приостановлено. Причем в этих случаях договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг не расторгается.
Подпунктом «в» пункта 119 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354, установлен запрет на приостановление услуг по отоплению, а в многоквартирных домах и холодного водоснабжения.
Возобновление предоставления услуги производится в течение 2 календарных дней, а для газа – 5 календарных дней, после полной оплаты задолженности. Дополнительно нужно оплатить расходы исполнителя на приостановление или ограничение предоставления услуг. Сумма таких расходов не может быть больше 3 тысяч рублей в соответствии с пунктом 121(1) вышеуказанных Правил.
Взыскание стоимость ЖКУ и пени через суд
Если собственник жилья в добровольном порядке не оплачивает задолженность, то исполнитель, УК, ЖЭУ или ТСЖ имеет право обратиться с иском в суд. Если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей, то взыскание производится на основании вынесенного судебного приказа, который имеет силу исполнительного документа.
Если ответчик не согласен с решением, он может отменить судебный приказ, тогда дальнейшее разбирательство происходит в порядке искового производства.
Правила начисления пени после отмены моратория на их начисление
Как уже говорилось ранее, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 с 6 апреля по 31 декабря 2020 года был введен мораторий на начисление пени и привлечение должников по оплате ЖКУ к другим видам ответственности. С 1 января 2021 года исполнители имеют право возобновить начисление пени.
Однако в данной ситуации есть определенные нюансы. Если до марта 2020 года включительно собственник жилья уже накопил задолженность, и ему начислялась пеня, то в этом случае пеня будет начислена уже в платежке за январь, которая придет в феврале.
А вот с задолженностью, возникшей с марта месяц все немного сложнее. Мораторий – это запрет на привлечение к ответственности должников, а не отсрочка. То есть этого период неоплаты стоит полностью убрать при исчислении периода просрочки. Если собственник жилья за февраль и март 2020 года не оплачивал счета за оказанные коммунальные услуги, то у него еще было 10 дней для оплаты счета. Только после этой даты начнет исчисляться период задолженности. Так как мораторий уже действовал 10 апреля 2020 года, период задолженности начал отсчитываться только с января 2021 года.
Пеня начисляется только с 31 дня задолженности, то есть с февраля 2021 года. Первая платежка, в которой будет указана пеня, если собственник жилья так и не оплатил задолженность, придет только в марте.
То есть, если абонент не оплатил счета за коммунальные услуги за февраль и март 2020 года, и на январь 2021 года за ним еще числится данная задолженность, то в январе текущего года собственнику жилья еще не будут начислять пеню. В феврале и марте 2021 года ее начислят в размере 1/300 ставки рефинансирования, а с апреля – 1/130 ставки рефинансирования.
О приостановке взыскания неустойки (штрафов, пеней) в сфере ЖКХ до 1 января 2021 года
Правительство РФ постановлением от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) приостановило взыскание неустойки до 1 января 2021 года:
- в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
- за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.
Сформулированы эти запреты в виде:
- приостановки действия положений (содержащих право на взыскание неустойки) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (п. 1);
- запрета на применение положений договорово предоставлении коммунальных услуг, противоречащих настоящему постановлению (Постановлению Правительства № 424) – т.е., очевидно, что подразумевается, что если в таком договоре есть право на взыскание неустойки, то это положение теперь противоречит запрету на взыскание неустойки (п. 2 и п. 3);
- запрета на применение положений договоров управления многоквартирными домами, устанавливающих право на взыскание неустойки за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение (п. 4);
- приостановки взыскания неустойки в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт (п. 5).
Право Правительства РФ вводить такие ограничения есть. 31 марта 2020 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 01.01.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Закон № 98-ФЗ). Указанным законом внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ранее, как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайной ситуацией считалась обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Теперь положение рассматриваемой статьи дополнено таким понятием как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». Ввиду чего, в настоящее время законодатель предусмотрел возможность принимать поправки в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии со ст. 18 Закона № 98-ФЗ Правительство РФ среди прочего может устанавливать особенности начисления и уплаты пеней в случае несвоевременной и (или) не полностью внесённой платы за жилое помещение и коммунальные услуги. То же касается и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
В развитие вышеуказанной статьи Закона № 98-ФЗ Правительством РФ и было принято Постановление № 424.
Однако, основными нормативными актами, устанавливающими право на взыскание соответствующей неустойки, являются Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы, на которые Постановление Правительства № 424 не рискнуло «замахнуться» и которые оставило без внимания. В частности, как предусмотрено ст. 15 Закона о теплоснабжении от 27.07.2010 № 190-ФЗ, частями ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ст. 37 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ, ст. 25 Закона о газоснабжении № 69-ФЗ, потребители энергоресурсов обязаны уплачивать ресурсоснабжающей организации законную неустойку в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергии, а в соответствии с п.п. 14 т 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени.
Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.
Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.
При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.
Пункт 5 Постановления № 424 звучит следующим образом: «Приостановить до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт».
В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.
То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:
1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года можно и сейчас, после 6 апреля;
2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2020 года.
Судебная практика
Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.
Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2020 по делу № А04-1390/2020 суд указал:
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)
Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2020 по 05.04.2020 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2020 по 01.01.2021.
В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2020 по делу № А13-1686/2020 суд более подробно прописал о мораторном периоде:
Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2021 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.
В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.
Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2020 по делу № А73-2440/2020 суд указал следующее:
Взыскать пени в соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» за период с 18.03.2020 по день фактической оплаты суммы долга в размере 713 697 руб. 24 коп. (с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.
Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2020 не ранее даты, обозначенной в Постановлении — 01.01.2021 г.
В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.
Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2020 по делу № А50-7940/2020 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2020 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.
А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2020 по делу № А34-3208/2020 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.
Update: 30 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил «Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2020 г. не подлежит начислению неустойка.
Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 г. (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона No 98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления No 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
Когда и за что грозит начисление пени за коммунальные услуги в 2020 году
Что такое и как возникают пени на коммунальные платежи (2020 г.)
По закону, потребители должны платить за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим. Решением общего собрания членов ТСЖ (иного кооператива жильцов) либо договором с управляющей компанией может быть установлен иной срок оплаты потребленных услуг. Если не заплатить или заплатить меньше, на задолженность начнут начислять пени – рассчитанные определенным образом штрафы за неисполнение обязанности расплатиться.
Потребители должны знать, что начисление пени за коммунальные услуги (2018 г.) может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом. А с точки зрения закона (см. ст. 154 ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ), коммунальные услуги (ресурсы) это:
- холодная и горячая вода, а также сточные воды;
- электрическая и тепловая энергия;
- газ, в том числе в баллонах;
- твердое топливо для печного отопления;
- вывоз мусора.
При этом в состав платы за жилье входят:
- взносы на капитальный ремонт;
- оплата услуг по управлению домом (в многоэтажках);
- содержание и текущий ремонт общего имущества в доме;
- стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.
Таким образом, штраф может начисляться только при наличии долгов по вышеназванным платам. Неустойка за неоплаченный вовремя домофон, антенну или интернет – незаконна. Если у вас образовалась задолженность по такой дополнительной услуге, после соответствующего предупреждения поставщик может отключить вас от нее. Но все подробности об этой процедуре должны быть тщательно описаны в договоре.
Основные принципы начисления неустойки
Чтобы должнику — физическому лицу насчитали пени за коммунальные услуги с 2020 года, он должен не платить минимум 1 месяц. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ , штрафы начисляют с 31-го дня, следующего за крайним днем установленного срока внесения платы. Размер пени — 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Рассчитанную сумму будут автоматически вписывать в квитанцию наравне с долгом и текущим платежом в течение 90 календарных дней. Если должнику трех месяцев на полный расчет мало, ему придется платить в 2 раза больше: с 91-го дня расчеты производятся с учетом 1/130 ставки ЦБ РФ.
Напомним, что ставка рефинансирования, о которой идет речь, сейчас приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ, которую финансовый регулятор пересматривает не реже 1 раза в квартал. С 17.12.18 этот показатель равен 7,75%.
Приведенные выше размеры неустойки касались только долгов по коммунальным платежам. В случае неполной или несвоевременной уплаты взносов на капитальный ремонт размер пени – 1/300 ставки ЦБ РФ. Начисляется она также с 31-го дня просрочки, но ее размер не увеличивается, независимо от того, когда плательщик погасит долг. Это прописано в п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ .
Отметим, что увеличивать размеры неустоек кредиторам запрещено. Кроме того, на пеню нельзя начислять дополнительные проценты. Это вытекает из п. 5 ст. 395 ГК РФ .
Расчет пени в 2020 году: примеры и разъяснения
Чтобы было понятно, как рассчитывается неустойка, возьмем следующие исходные данные:
- Должник — Иванов И.И.
- Сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей
- Крайняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца
- Месяц, за который не поступила оплата, — июль 2018 г.
- Ставка ЦБ с 2 марта до 16 сентября — 7,25%, с 17 сентября — 7,5%, а с 17 декабря — 7,75%.
- Текущие платежи — вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются
- Сумма пени за просрочку 7 месяцев (до 9 марта 2020 г.) — ?
Иванов должен был заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на оплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2018 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 7,25%. Размер штрафа — 1/300 ставки, то есть на долг ежедневно будут начислять 0,024% (7,25% / 300 = 0,024%). Таким образом, с 10 по 16 сентября (7 дней), неустойка для Иванова составит:
С 17 сентября ставка ЦБ РФ повысилась до 7,5%. Поэтому за непогашение долга на 10 октября 2018 года Иванову насчитают еще:
В общей сложности за месяц просрочки с 10 сентября по 10 октября должнику придется заплатить
Предположим, что Иванов не сможет рассчитаться в ближайшие три месяца. Поскольку с 31-го по 90-й день включительно неустойка рассчитывается с учетом ставки 1/300, то с 11 октября по 9 декабря 2018 года (при условии, что за этот период основные показатели не изменятся) дополнительно насчитают:
В дальнейшем штрафы увеличиваются. С 91-го дня надо использовать в расчетах уже 1/130 ставки ЦБ РФ. Допустим, что она сохранится на уровне 7,75%, и рассчитаем сумму неустойки еще на 3 месяца (с 10 декабря 2018 по 9 марта 2020 года, включительно). Она составит:
Такие несложные расчеты показали, что при задолженности в 1 тысячу за просрочку в 6 месяцев начислят чуть менее 80 рублей (7,68 + 16,5 + 54 = 78,18 рубля). Сумма ориентировочная и может измениться, если будут пересмотрены ключевые показатели.