Имеет ли право голоса кандидат при выборе его кандидатуры собрания
Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты
Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты
После регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения о порядке применения частей первой и второй статьи 44 настоящего Федерального закона, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 октября 1995 г. N 33/255-II
После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз.
Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.
Кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города.
В случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат в течение указанного периода имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии.
Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию.
Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения о порядке деятельности доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 сентября 1995 г. N 11/77-II
Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Нюансы проведения ОСС: разъясняют Минстрой, Верховный суд и КС РФ
В данной статье продолжаем разбираться в нюансах проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и рассказываем о том, могут ли входить в счётную комиссию председатель и секретарь ОСС, также вправе ли собственники на собрании отменить принятые на прошлых ОСС решения.
В 2018 году Минстрой РФ в письме от 28.02.2018 № 7252-ЕС/04 дал пояснения по вопросу, законно ли включать в состав счётной комиссии на ОСС избранных председателя и секретаря собрания. Ведомство указало, что правила оформления протоколов ОСС утверждены приказом № 937/пр, действовавшим на момент составления письма (с 5 марта 2019 года – приказ № 44/пр). В п. 21 № 937/пр написано, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о ФИО лица, председательствующего на общем собрании, секретаря, членов счётной комиссии, их подписи и даты проставления. Если собственники на собрании отклонили кандидатуры председателя и секретаря, включённые в повестку дня, то протокол подписывает инициатор ОСС.
При этом в письме говорится, что жилищное законодательство не содержит обязательного условия по созданию счётной комиссии для подсчёта голосов собственников и не определяет перечень требований к членам такой комиссии. Также в НПА не содержится ограничений и запретов к составу счётной комиссии или зависимости такого состава от того, кто инициировал ОСС.
Поэтому Минстрой РФ ссылается на пп. 4 ч. 4, пп. 4 ч. 5 ст. 181.2 ГК РФ, которыми установлено, что в протоколе ОСС должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов. Ведомство делает вывод, что на ОСС правомерно включить в счётную комиссию председателя и секретаря такого собрания, если ранее на собрании собственники не решили иное. При этом на ОСС участники могут определить требования к членам счётной комиссии, которые будут обязательны для исполнения согласно ч. 5 ст. 46 ЖК РФ.
Также Минстрой РФ в письме № 7252-ЕС/04 указал, что законодательство не содержит обязательного требования составлять отдельный протокол счётной комиссии по итогам голосования собственников. Его отсутствие не влияет на легитимность решений, принятых на ОСС.
Письма Минстроя РФ носят рекомендательный характер, но при этом учитываются судами при вынесении решений. Одним из примеров является решение Геленджикского городского суда от 04.06.2018 по делу № 2-1321/2018, и ВС РФ в определении ВС РФ от 10.09.2019 № 18-КГ19-88 согласился с ним.
В суд обратился собственник помещения МКД, требуя признать недействительным протокол ОСС о смене управляющей организации. Одним из оснований для этого собственник привёл то, что порядок проведения ОСС, установленный законом, исключает вхождение председателя и секретаря собрания в состав счётной комиссии. Такая комиссия правомочна только в том случае, если в неё избраны лица, не являющиеся председателем и секретарём собрания.
Суд первой инстанции указал, что для признания решения ОСС недействительным, необходимо:
- чтобы такое решение было принято с нарушением требований ЖК РФ о компетенции общего собрания, при отсутствии кворума, при выходе за пределы повестки дня, при принятии решения простым большинством голосов, хотя требовалось принятие квалифицированным большинством и другое;
- чтобы собственник не принимал участия в соответствующем общем собрании или голосовал против принятого решения;
- чтобы решением были нарушены его права и законные интересы.
Поскольку собственник на собрании присутствовал и голосовал, то решение ОСС не может считаться недействительным, в том числе на основании того, что председатель собрания и секретарь вошли в счётную комиссию.
Апелляционный суд, однако, встал на сторону собственника, усмотрел нарушения в оформлении протокола ОСС: ответчик не доказал, что счётная комиссия сформирована согласно требованиям законодательства, а протокол был подписан ненадлежащим лицом.
ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу избранной УО и инициаторов ОСС, сослался на письмо Минстроя РФ № 7252-ЕС/04 и подтвердил, что в действующем законодательстве отсутствуют требования к кандидатурам и числу членов счётной комиссии. В НПА отсутствует прямой императивный запрет избранному председателю и секретарю ОСС входить в состав счётной комиссии. Формирование состава счётной комиссии и требования к её членам законодателем оставлено на усмотрение общего собрания.
ВС РФ указал, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что счётная комиссия является правомочной при условии избрания в неё иных лиц, кроме избранных собранием председателя и секретаря общего собрания, противоречит нормам материального права. ВС РФ также отклонил и другие доводы апелляционного суда и отменил его определение, отправив дело на повторное рассмотрение.
Второй вопрос, который нередко возникает у УО и собственников: может ли ОСС отменить ранее принятые на собраниях решения. Существует две противоположные позиции:
- Да, поскольку является органом управления МКД и может изменять и отменять свои решения (например, дело № А49-4775/2017).
- Нет, не может, поскольку недействительным решения ОСС вправе признать только суд (апелляционное определение Пермского краевого суда от 18.04.2016 по делу № 33-4019).
Точку в вопросе расставил Конституционный суд РФ в определении от 18.07.2019 г. № 1981-О. Собственник помещений в МКД попытался оспорить конституционность ч. 6 ст. 46 ЖК РФ и ст. 1814 ГК РФ, поскольку исключают возможность отмены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ранее принятого решения.
КС РФ не стал рассматривать жалобу, указав на то, что указанные нормы ЖК РФ и ГК РФ не препятствуют принятию общим собранием нового решения по тому же вопросу, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Следовательно, собственники на ОСС не могут отменить ранее принятое решение, это входит в компетенцию суда, зато могут снова проголосовать по тому же вопросу.
При проведении общих собраний собственников помещений в МКД управляющие организации и жители дома часто сталкиваются с противоречивыми ситуациями, которые решаются в суде. Если дело доходит до ВС РФ или даже КС РФ, то инициаторы и участники общих собраний могут получить максимально легитимные ответы на свои вопросы и руководствоваться ими в дальнейшем: ВС РФ прояснил, что председатель и секретарь общего собрания могут входить в состав счётной комиссии, что соответствует позиции Минстроя РФ.
ВС РФ указал на необязательность составления отдельного протокола счётной комиссии, его отсутствие не делает протокол ОСС и решения собственников недействительными. КС РФ определил, что протокол общего собрания вправе признать недействительным только суд, собственники на ОСС не могут отменить ранее принятое решение, только снова проголосовать по тому же вопросу.
О выборе председателя общего собрания собственников
Эта статья будет вам полезна, если вы задаётесь вопросом, как правильно выбрать председателя общего собрания собственников, секретаря и счётную комиссию.
Вы узнаете, предъявляются ли какие-нибудь требования к перечисленным кандидатурам и нужно ли вносить вопрос об их избрании в повестку каждого собрания.
Вопрос о выборе председателя общего собрания в повестке дня
Мы всегда рекомендовали независимо от того, по какому вопросу собирается ОСС, включать в повестку дня три вопроса о выборе:
- председателя ОСС,
- секретаря ОСС,
- счётной комиссии ОСС.
Наши рекомендации подтверждает Минстрой РФ в письме от 23.06.2017 № 27787-ОГ/04.
Если вам не хочется каждый раз включать эти вопросы в повестку дня, можно не включать. В таком случае на одном из предыдущих собраний примите решение, что выбранные на эти позиции люди сохранят свои должности на определённое время. Например, на год или на следующие несколько собраний.
Если председатель или секретарь, которых избрали на определённый срок, не могут присутствовать на каком-либо собрании, в повестку дня включается вопрос об избрании других людей. Если на собрание не попадает кто‑то из счётной комиссии, то её состав утверждается заново.
Если собственники на ОСС отклоняют предложенные кандидатуры председателя, секретаря собрания и членов счётной комиссии, протокол подписывает инициатор проведённого собрания (п. 21 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр).
Напомним, что так же всегда в повестку дня включается:
- перечень вопросов, которые планирует рассмотреть собрание;
- вопрос о месте хранения протоколов и прочих документов, связанных с проведёнными ОСС. Этот вопрос можно решить один раз и не включать в повестку дня следующих собраний.
Требования к кандидатуре председателя ОСС
Никаких требований к кандидатуре председателя, секретаря общего собрания и членам счётной комиссии, и порядку их избрания законодательство не предъявляет. Но всё же избираются они из числа собственников помещений в МКД.
Минстрой РФ пояснил, что в состав счётной комиссии могут входить председатель собрания и секретарь, поскольку состав счётной комиссии определяется решением собственников.
Кандидатуры для счётной комиссии Минстрой РФ рекомендует инициатору определять заранее в ходе подготовки к общему собранию собственников (приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр).
Обязанности председателя, секретаря общего собрания и членов счётной комиссии законом тоже не определены. Председатель ведёт собрание, секретарь составляет и оформляет протокол, счётная комиссия подсчитывает голоса участников и подводит итоги голосования по каждому вопросу повестки дня.
Кроме того, члены счётной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников. По итогам собрания председатель, секретарь и члены счётной комиссии подписывают протокол ОСС (п. п. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр).
Если председателя у собрания нет
Данные о председателе, секретаре и счётной комиссии, их подписи в протоколе ОСС – обязательные составляющие протокола общего собрания. Если их нет в протоколе, значит, протокол оформлен с нарушением.
Из-за неправильного оформления протокола ОСС решение собрания могут признать недействительным (пп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ). Если суд считает, что:
- отсутствие в протоколе подписей – не существенное нарушение;
- решение не повлекло за собой причинения убытков собственникам;
он оставляет решение ОСС в силе (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Имеет ли право голоса кандидат при выборе его кандидатуры собрания
Не только законодатели, но и карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в работу всех УО и сегодня мы делимся с вами информацией как можно провести ОСС законно и при этом без личного присутствия всех собственников помещений.
Основными нововведениями стали:
1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уже можно проводить с использованием портала госуслуг.
Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2021 № 9 в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861.
2. Голосование собственников с помощью ГИС ЖКХ
Теперь у собственников есть возможность заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ) — в формате электронного голосования.
3. Общие собрания по коммерческим и нежилым помещениям и новые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственниками на ОСС
С 2021 года практически все вопросы, которые касаются размещения коммерции в нежилых помещениях, придется согласовывать с собственниками.
1) Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме
Соответственно, решение об использовании общего имущества, а также решение о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
2) Перечень вопросов, которые нужно согласовывать с собственниками с 2021 г.:
- размещение рекламных конструкций, вывесок
- аренда общего имущества в МКД (в первую очередь, это касается интернет — провайдеров)
- инженерные коммуникации и многие изменения, связанные с ними (увеличение мощностей, установка кондиционеров, перенос стен и пр.)
Формы проведения ОСС:
Общее собрание собственников помещений в МКД ( ч.1 ст.44 ЖК РФ), признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы собственники помещений путем голосования принимали общее решение по злободневным вопросам содержания и управления МКД.
Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):
-
очное голосование — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
заочное голосование — если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ), то заочное собрание производится посредством опросного листа.
Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).
- по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
- по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
- по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
- управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).
Пошаговая инструкция по проведению общего собрания с обственников в МКД
1. Определяем инициатора собрания;
2. Подготовка документации общего собрания
Для проведения ОСС потребуются следующие документы:
- Реестр собственников помещений многоквартирного дома;
- Сообщение о проведении общего собрания собственников;
- Бланки решений собственников;
- Листы регистрации.
3. Сообщение о проведении общего собрания.
Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте проведения собрания следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).
4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).
В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.
Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.
Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения.
Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.
Обратите внимание.
Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.
Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).
Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.
5. Подсчёт голосов и оформление результатов голосования
По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ).
Исключение составляют (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):
-
принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД;
отдельные решения, принимаемые большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества МКД, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами;
Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Как правильно подсчитать голоса вы можете прочитать здесь .
Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).
Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.
Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.
6. Сообщение о результатах собрания
Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).
7. Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган
Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.
Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).
Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК обязан направить подлинники решений и протоколов ОСС, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.
Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение нужно оформить таким образом, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов ГЖИ. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения информации об итогах ОСС:
- на сайте Реформа ЖК
- на сайте УК, ТСЖ, ЖСК
- на сайте ГИС ЖКХ
Члены УИК с правом решающего голоса: права, неприкосновенность, особенности
Выборы в представительные органы власти, выборы президента, референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Члены комиссий с правом решающего голоса имеют ряд полномочий, возможностей и гарантий, предусмотренных законом.
Если Вы являетесь членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса, то это статья для вас!
Основной закон, который регламентирует права и обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Избирательные комиссии
Иерархия избирательных комиссии:
- Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
- Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
- Избирательная комиссия города (не обязательна);
- Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
- УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.
Видео заседания ЦИК РФ:
Внутренняя структура избирательной комиссии
Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен.
Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:
- член УИК (Председатель);
- член УИК (Секретарь);
- член УИК (Зам.председателя);
- рядовые члены УИК.
Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.
По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе.
По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:
- Председатель — «Патриоты России»
- Секретарь — «Единая Россия»
- Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства.
- Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.
Фактически большинство членов комиссии административно зависимые, партийное распределение является формальным. Независимо могут вести себя представители крупных оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, Яблоко). Остальные представители комиссии назначают из одного центра: Единая Россия, Патриоты России, представители «жителей по месту жительства», Партия Родина, или любая другая маленькая партия (названия не имеют значения). Таким образом, по факту в УИК сидят один-два независимых и шесть-восемь «коллективная Единая Россия». Исход любого голосования, в том числе по вопросу жалоб, предрешен.
Есть некоторые особенности:
- Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
- Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий.
Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%.
Что говорит закон о статусе члена УИК?
Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:
Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
п. 18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без соглас ия прокурора субъекта Российской Федерации .
Таким образом, можно говорить об определенной неприкосновенности члена комиссии.
Увольнение с работы
Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
По поводу увольнения есть позиция Конституционного суда, которая сводится к тому, что если нарушение трудового порядка не было связанно с исполнением общественно значимой функции члена избирательной комиссий, то увольнение допускается. Судам предписано выяснять, было ли увольнение результатом оказания давления на члена комиссии или результатом мести и т.д.
Основные права члена УИК с правом решающего голоса
Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
- а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
- б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
- в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
- д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
- е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Надеюсь статья оказалась полезной для членов комиссии с правом решающего голоса и для других читателей.
Новые правила проведения общего собрания собственников в 2019 году 91481
Если вы до сих пор считали, что хозяин дома – управляющая организация, которая собирает с вас жилищно-коммунальные платежи, спешим обрадовать. Единственным легитимным органом управления в многоквартирном доме является общее собрание собственников. Как решите жить – так и будете. Дело за малым – правильно организовать голосование.
В марте 2019 года вступил в законную силу новый Приказ Минстроя РФ – №44/пр, корректирующий правила проведения собрания собственников в МКД. Помимо новых требований к Протоколу собрания, ведомственный документ определил сроки и порядок передачи решений собрания в органы Госжилнадзора.
Прежде чем обсудить детали Приказа № 44, давайте вспомним, какие принципиальные вопросы решает собрание собственников. И при каком количестве проголосовавших решение будет считаться законным.
Собрание собственников может решить любые вопросы, связанные с МКД:
- Сроки проведения годового собрания собственников и порядок уведомления о таком собрании.
- Выбор способа управления МКД. Предпочесть УК, создать ТСЖ или установить непосредственное управление самими собственниками.
- Смена управляющей компании.
- Избрание и переизбрание Совета МКД.
- Размер платы за содержание и текущий ремонт жилья.
- Условия заключения договоров с ресурсниками.
- Сроки и порядок проведения текущего ремонта дома.
Решения по этим вопросам принимаются простым большинством голосов ОТ ЧИСЛА УЧАСТВУЮЩИХ В КОНКРЕТНОМ СОБРАНИИ. То есть если 50% + 1 голос участников данного собрания проголосовали за смену УК или повышение размера платы за содержание и ремонт – то оно правомочно.
Но есть принципиальные вопросы, мнение по которым должны спросить у всех собственников, а не только у тех, кто пришел на собрание.
Решения по таким важным вопросам должны принимать квалифицированным большинством. То есть голоса считают от ОБЩЕГО ЧИСЛА ГОЛОСОВ СОБСТВЕННИКОВ в МКД.
Вот эти вопросы:
100% голосов от общего числа голосов собственников МКД
Вопросы, связанные с реконструкцией, расширением или перепланировкой в доме, которые уменьшат размер площадей общего имущества МКД.
К примеру, жители решили устроить в неиспользуемой части подвальных помещений спортзал. Или собственник открывает магазин на первом этаже и пристраивает к дому входную группу.
2/3 голосов от общего числа голосов собственников МКД
- Вопросы, связанные с использованием земельного участка, относящегося к придомовой территории.
К примеру, жители решили ликвидировать или, напротив, организовать парковочные места во дворе. Построить детскую площадку вместо парковки. Огородить дом забором и поставить на входе камеры видеонаблюдения и т.п.
- Заключение/расторжение договоров на размещение в доме и на доме рекламных конструкций, аренду помещений интернет-провайдерами, телевизионщиками и операторами сотовой связи.
- Определение способа накопления средств на капремонт (общие котел или специальный счет дома).
- Изменение сроков проведения капремонта или размера взносов на капремонт.
- Получение или погашение займа на капремонт.
- Наделение Совета МКД полномочиями на принятие решений от имени собственников.
50% + 1 голос от общего числа голосов собственников МКД
- Вопрос передачи права принимать решения о сроках и порядке проведения текущего ремонта Совету многоквартирного дома.
Это удобно – не надо собирать собрание по вопросу ремонта подъезда или замены почтовых ящиков. Эти решения примет Совет МКД.
- Определение способа накопления средств на капремонт (общие котел или специальный счет дома). А также выбор собственника, который будет открывать спецсчет и совершать операции с деньгами от имени всех собственников.
Особняком стоит вопрос перевода жилого помещения в нежилое.
Решающим в этом вопросе будет мнение жителей подъезда, в котором находится переводимая квартира.
Если большинство участников собрания проголосовали «за» перевод, но среди жителей подъезда поддерживающих такое решение меньше половины – решение считается не принятым.
!! «За» перевод должно проголосовать большинство «одноподъездников»
А теперь вернемся к подробностям Приказа № 44. На всех этапах – от инициирования собрания до сдачи оригинала Протокола в Госжилнадзор, необходимо соблюсти важные нюансы.
Правильно уведомляем собственников о собрании
Инициатор должен уведомить всех собственников помещений в МКД не позднее чем за 10 дней до дня его проведения. Основная ошибка на этом этапе обычно заключается в выборе способа уведомления.
Самый простой способ подразумевает размещение объявлений в лифтовых холлах, на доске информации у подъездов или внутри.
Запомните, сообщить собственникам о собрании таким способом можно только в том случае, если решение о подобной форме уведомления было утверждено собственниками на предыдущем собрании.
Если ранее такого решения не принималось, или общее собрание собственников в МКД проводится впервые, этот способ уведомления будет признан незаконным
Как же уведомить соседей правильно?
Либо направить каждому собственнику заказное письмо с уведомлением о вручении, либо вручить уведомление каждому собственнику лично, под роспись. Уведомление должно быть направлено не менее чем за 10 дней до запланированной даты собрания!
Уведомление должно содержать информацию: кто инициатор собрания, форма проведения (очная, очно-заочная, заочная); дата, место и время, повестка; порядок и место ознакомления собственников с результатами.
Если ОСС проводится в очно-заочной или заочной форме, уведомление должно содержать дедлайн окончания приема бюллетеней и адрес, куда эти бюллетени необходимо передавать.
Избегаем незапланированных повесткой вопросов
Даже самые важные вопросы, которые возникли в ходе собрания, но не фигурируют в повестке, рассматривать нельзя. Это будет расцениваться как изменение повестки собрания. Если вопросы, появившиеся в ходе собрания, действительно важны для всех собственников, их придется рассмотреть на новом собрании.
Пишем грамотно и дружим с логикой
Минстрой постановил, что протокол состоит из неких структурных единиц, которые должны излагаться от третьего лица множественного числа: слушали, выступили, постановили, решили.
Текст каждой структурной единицы должен состоять из трех содержательных частей:
а) в части «слушали» указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к Протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки указываются перед словом «слушали»;
б) в части «предложено»» указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки, а формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;
в) в части «решили (постановили)» указываются решения, принятые собранием по рассмотренному вопросу, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой и количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.
Как считаем голоса
Обычно к неправильному подсчету голосов приводят неправильно оформленные решения или недостоверные данные о праве собственности на помещение в МКД.
Количество голосов участников долевой собственности должно соответствовать принадлежащим им долям в праве на жилплощадь. Если один человек или юридическое лицо владеет несколькими помещениями в МКД, проголосовать он может всего один раз. При этом в бюллетене указывается общая площадь помещений, которые принадлежат такому лицу.
Какие сведения нужно учесть при подсчете голосов? Информацию о лице, участвующем в голосовании; реквизиты документа, подтверждающего право собственности; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».
Если собственник не отметил ни одной позиции в каком-то из вопросов или, наоборот, проставил несколько галочек, его решение по данному вопросу будет считаться недействительным и не будет учтено при подсчете голосов по этому пункту повестки.
Загодя заботимся о кворуме
Зачастую очное голосование оказывается несостоятельным: количество участников не обеспечивает кворума.
Инициатор вынужден прибегнуть к «заочке». Тут стоит помнить: если заранее собственники не были уведомлены, что собрание будет проходить в очно-заочной форме, заочное собрание необходимо будет оформлять как новое. Соответственно заново уведомлять всех и составлять новый протокол по принятым решениям.
Чтобы избежать этой муторной процедуры, лучше сразу предусмотреть общее собрание в очно-заочной форме. В таком случае собственники будут уведомлены единожды. Те, кто не смогут принять участие лично, проголосуют заочно. И, соответственно, будет оформлен один итоговый протокол решения.
Держим слово и не срываем сроков!
Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 календарных дней с даты подведения итогов собрания .
Датой протокола общего собрания считается дата подведения итогов общего собрания.
Обязательным приложением к протоколу являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в собрании. Обратите внимание, вместо сообщения о проведении ОСС теперь обязательным приложением к протоколу является «копия текста сообщения о проведении общего собрания».
Инициатор собрания обязан передать оригиналы бюллетеней и Протокола в управляющую компанию . В свою очередь УК направляет подлинники в региональный орган Госжилнадзора (ГЖН) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов.
При непосредственном управлении домом Протокол собрания направляется инициатором напрямую в ГЖН – не позднее чем через 10 дней со дня окончания общего собрания.