Защита прав потребителей по газу

Газоснабжение Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью

Газоснабжение

Коммунальные услуги — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.

Потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Абонент — сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Поставщик газа — газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.

К отношениям между потребителем (абонентом) и исполнителем при снабжении газом применяются положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549, Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

При этом Правилами предоставления коммунальных услуг установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе требования к газоснабжению, а именно:

— бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года;

— постоянное соответствие свойств подаваемого газа требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;

— давление газа — от 0,0012 МПа до 0,003 МПа.

Следует обратить внимание на то, что существует допустимая продолжительность перерыва газоснабжения — не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Отклонение свойств подаваемого газа от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.

Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается.

Исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, в том числе правилами.

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, с учетом положений раздела IX Правил предоставления коммунальных услуг.

При несоответствии свойств подаваемого газа требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

За каждый час периода снабжения газом суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло превышение допустимого отклонения давления:

при давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;

при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в следующих случаях:

— если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;

— если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг;

— если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;

— в других случаях, предусмотренных договором.

Но необходимо учитывать, что потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных размеров пеней не допускается.

Потребитель (абонент) обязан:

— обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования;

— незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом;

— обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.

В свою очередь поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ.

Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.

Кроме того, стороны несут и иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством РФ, в том числе правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Основы защиты прав потребителей

Услуги ЖКХ

Размещен: 25.09.2020 г.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Отношения с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулируются рядом нормативных правовых документов:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ);

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N124 «О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»;

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Участниками жилищных отношений согласно ч. 2 ст. 4 ЖК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Коммунальные услуги— осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Потребитель — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги

Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (управляющей компании).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о себе (фамилию, имя и отчество), а также номер, заявки и время ее регистрации.

На основании составленного акта должен быть перерасчитан размер оплаты коммунальных услуг за указанный период времени.

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов;

дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы;

дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, — через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение — с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий — с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения;

получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C).

  1. холодная и горячая вода: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии 24 часа подряд;
  2. электроснабжение: 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа — при наличии 1 источника питания;
  3. отопление: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C;
  4. газоснабжение: — не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  5. водоотведения: допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Перерасчет оплаты коммунальных услуг в вышеуказанные перерывы не производится.

Штрафы за газ

Газ – это залог семейного комфорта. «Голубое» топливо не только помогает приготовить пищу, но и обеспечивает квартиру или дом горячей водой и теплом. Но не стоит забывать, что природный газ чрезвычайно взрывоопасен. Регулярно по новостям можно услышать про новые аварии в разных уголках страны. Неудивительно, что наше правительство озаботилось этой проблемой, поэтому в последние годы были приняты законы, строго регулирующие эту сферу. Сегодня получить штрафы за газ можно даже за бездействие, причем суммы достаточно высоки.

В этой статье мы расскажем, какие штрафы за газ бывают, как их избежать, и какая ответственность определена по закону. Чтобы не попасть на уловки газовщиков, нужно обязательно знать свои права и обязанности.

Виды штрафов

Все нарушения можно условно разделить на 2 группы:

  • нарушение учета и оплаты потребления газа – все что связано с финансами и потреблением;
  • нарушение правил безопасности при использовании «голубого» топлива – все что связано с использованием газового оборудования.

Давайте подробнее разберем нюансы каждой из категорий, определимся с размерами штрафов и выясним, как их избежать.

Нарушение правил безопасности

Данную категорию полностью контролирует статья 9.23 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).

Нарушение срока и периодичности работ ТО ВДГО и ВКГО

Лица, ответственные за контроль состояние внутридомового (УК, ТСЖ или частные лица) и внутриквартирного газового оборудования (собственники квартир), могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа за несоблюдение требований к качеству, сроку и периодичности выполнений работ по техническому обслуживанию.

Определены следующие суммы:

  • физические лица – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • должностные лица – от 5 до 20 тысяч рублей;
  • юридические лица – от 40 до 100 тысяч рублей.

Это яркий пример того, как не только действие, но и бездействие может привести к наказанию. Административная ответственность также предполагается за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании со специализированной организацией.

Поэтому, чтобы избежать штрафов, вовремя заключите договор на техническое обслуживание ВДГО (если вы представляете УК или владеете частным домом) или ВКГО (если владелец квартиры), и требуйте от подрядчика своевременного выполнения полного комплекса работ по закону.

Отказ в допуске сотрудника газовой службы

Если к вам в квартиру стучат сотрудники специализированной организации для проведения плановых работ по обслуживанию и ремонту газового оборудования, а вы их не пускаете в квартиру, тогда также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • физические лица – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • должностные лица – от 5 до 20 тысяч рублей;
  • юридические лица – от 40 до 100 тысяч рублей.

Стоит помнить, что штраф накладывается, только если вы были предварительно уведомлены о проведении работ. Если уведомления не было, а газовщики ломятся в квартиру, вы имеете полное право их не впускать. Разумеется, кроме критических ситуаций, когда есть вероятность возникновения взрыва.

Уклонение от замены неисправного оборудования

Если газовое оборудование (например, плита или котел) в результате проведенной проверки были признаны неисправными (работают с перебоями или вышел срок службы прибора), то вы обязательно должны их заменить. За уклонение от выполнения данного требования также установлены штрафные санкции:

  • физические лица – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • должностные лица – от 5 до 20 тысяч рублей;
  • юридические лица – от 40 до 100 тысяч рублей.

Обязательно стоит помнить, что если срок службы закончился, но газовое оборудование работает без нареканий, тогда после проведенной проверки и с согласия газовой службы им можно пользоваться еще год. Затем его вновь нужно проверить.

Если по вашей вине произошла авария

Если в случае вышеуказанных действий или бездействий произошла авария или возникла угроза здоровью людей, тогда все штрафы кратно возрастут:

  • физические лица – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • должностные лица – от 50 до 100 тысяч рублей;
  • юридические лица – от 100 до 400 тысяч рублей.

Кроме того, вы также обязаны будете возместить материальную компенсацию все жертвам произошедшей трагедии.

Повторное нарушение

При повторных административных нарушениях штрафы также возрастают:

  • физические лица – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • должностные лица – от 10 до 40 тысяч рублей или дисквалификация на строй от года до трех лет;
  • юридические лица – от 100 до 400 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Стоит также помнить, что наказание может быть по нескольким статьям сразу, так что штрафы просто будут просуммированы.

Нарушение учета или оплаты газа

Здесь собраны штрафы за неправильный учет потребленного газа или же его оплата. В этом случае действует не только КоАП, но и Уголовный кодекс.

Самовольное подключение к газу

Подсчитано, что газовщики ежегодно теряют до 6% прибыли из-за кражи газа населением. Вот почему правительство регулярно повышает штрафы за незаконное подключение к газопроводам.

Не стоит думать, что это касается только случаев подключения к магистральному газопроводу. Если вы самостоятельно подключили плиту, заменили котел или счетчик, перенесли газовые трубы – эти деяния также будут расценены, как незаконное подключение. Если вам отключили газ, а вы подключили его самостоятельно – это тоже нарушение.

В данном случае необходимо руководствоваться статьей 7.19 КоАП РФ. Подобные правонарушения влекут наложение административной ответственности в виде штрафа:

Кто виноват Наказание Повторное нарушение
Гражданин от 10 до 15 тысяч рублей От 15 до 30 тысяч рублей
Должностное лицо от 35 до 80 тысяч рублей или дисквалификация на срок от года до двух лет От 80 до 200 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет
Юридическое лицо от 100 до 200 тысяч рублей От 200 до 300 тысяч рублей

Наказание за незаконное подключение к газопроводу, если вы уже были осуждены за административное правонарушение, регулирует статья 215.3 УК РФ: от штрафа на 80 тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет. Если при ваших действиях был поврежден газопровод, то штраф может возрасти до 500 тысяч рублей.

Кража газа

А теперь главное: если будет доказан факт незаконного потребления газа, то помимо вышеуказанных штрафов вам предстоит также полностью возместить всю стоимость израсходованного «голубого» топлива.

Наказание регулирует статья 158 Уголовного кодекса РФ. В пункте 3 сказано, что подобная кража наказывается штрафом от 100 до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы до шести лет со штрафом до 80 тысяч рублей (если ущерб превысил 250 тысяч рублей).

Если будет доказана кража в особо крупном размере (более чем на миллион рублей), тогда могут наказать лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом до миллиона рублей.

Помните, что для закона нет разницы, где была обнаружена кража: в частном доме или квартире. Наказание будет одинаково суровым.

Как начисляют штраф

Если контролерами будет обнаружено несоблюдение должного уровня безопасности, то наложить штраф может газовая служба, с обязательным письменным уведомлением.

Самовольное подключение к газопроводам могут зафиксировать только сотрудники полиции, а определять наказание может только суд. Поэтому не стоит слушать различных мошенников, которые запугивают и предлагают «решить вопрос на месте».

Кроме того, если вы не согласны с предъявленными обвинениями, то их всегда можно оспорить в соответствующей инстанции.

Выводы по теме

Стоит помнить, что штрафы внушительных размеров в первую очередь нужны, чтобы вразумить собственников, напомнить об ответственном подходе к безопасности всего газового оборудования. Газ обеспечивает нас всех комфортом, но чрезвычайно опасен. Поэтому не стоит пренебрегать установленными правилами и нормами, обязательно проводите регулярное техническое обслуживание вашего газового оборудования и не бойтесь обращаться в газовую службу по любым вопросам, которые связаны с безопасностью.

КС не стал рассматривать жалобу газораспределительной организации на обязанность оказывать услуги безвозмездно

Конституционный Суд в Определении от 11 февраля № 184-О указал, что обязанность газораспределительной организации как коммерческой организации осуществлять деятельность по аварийно-диспетчерскому обеспечению, в том числе заключать соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, обусловлена целями защиты прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги по газоснабжению и не может противоречить Конституции.

Повод для обращения в КС

К АО «ГАЗЭКС» – газораспределительной организации (ГРО), имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, обратилась специализированная организация – ООО «Газовая служба» с предложением заключить соглашение об осуществлении «ГАЗЭКС» аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в ряде многоквартирных домов, в которых «Газовая служба» по договорам с управляющими организациями осуществляет техническое обслуживание и ремонт оборудования.

У сторон возникли разногласия. «Газовая служба», сославшись на абз. 6 п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», потребовала заключить соглашение на условиях, не предусматривающих оплаты аварийно-диспетчерского обеспечения. В соответствии с указанным пунктом ГРО не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования с заказчиком, в заключении соглашения.

Так как урегулировать разногласия не удалось, «Газовая служба» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием понудить ГРО к заключению соглашения на предложенных ею условиях, не предусматривающих оплаты.

Суд удовлетворил требование, отказав в удовлетворении встречного иска газораспределительной организации о заключении соглашения на ее условиях. Однако апелляционный суд изменил решение, обязав АО «ГАЗЭКС» заключить с ООО «Газовая служба» соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения газового оборудования с условием о том, что плата за аварийно-диспетчерское обеспечение одной квартиры в многоквартирном доме/одного жилого дома составляет 42 руб. в год. При этом суд указал, что понуждение к заключению безвозмездного договора повлечет неосновательное обогащение специализированной организации.

Тем не менее кассация оставила в силе решение первой инстанции, указав, что соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования направлено на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также не предполагает оказания со стороны АО «ГАЗЭКС» услуг ООО «Газовая служба» и не влечет неосновательного обогащения последнего. Законодательством взимание платы за осуществление такой деятельности не предусмотрено.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение коллегии Верховного Суда, судья ВС отметил, что доводы АО «ГАЗЭКС» по существу свидетельствуют о его несогласии с тем, что расходы на осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового или внутриквартирного газового оборудования не входят в состав затрат, включаемых в подлежащую государственному регулированию плату за жилое помещение. При этом судья подчеркнул, что проверка их на соответствие закону не являлась предметом рассматриваемого спора.

Позиция Конституционного Суда

В жалобе в КС АО «ГАЗЭКС» указало, что абз. 1, 3, 4, 6 п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они возлагают исключительно на ГРО обязанность осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, принадлежащего иным лицам, и предполагают, что эта обязанность исполняется безвозмездно.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд заметил, что обязанность ГРО как коммерческой организации осуществлять деятельность по аварийно-диспетчерскому обеспечению, в том числе заключать соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, обусловлена публичными интересами, целями защиты прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги по газоснабжению, а также необходимостью гарантировать их безопасность. Такое регулирование учитывает ограниченные экономические и организационные возможности названных потребителей и осуществляющей работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования специализированной организации, не являющейся газораспределительной, по сравнению с экономическими и организационными ресурсами для создания и содержания аварийно-диспетчерской службы газораспределительной организации как профессионального участника рынка газоснабжения, получающего по договору с поставщиком газа плату за услугу по транспортировке газа.

Таким образом, заключил КС, оспариваемые нормы с учетом особенностей регулируемых отношений направлены на обеспечение безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и тем самым – на защиту жизни и здоровья граждан, других конституционно-охраняемых ценностей и не могут рассматриваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте права газораспределительных организаций. При этом не исключается совершенствование нормативного регулирования данных правоотношений в пределах дискреции законодателя и соответствующих полномочий правительства.

Эксперты оценили выводы Суда

В комментарии «АГ» руководитель коммерческой практики АБ «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Жанна Колесникова посчитала, что КС руководствовался, в первую очередь, интересами населения. «В силу закона только газораспределительные организации вправе оказывать услугу по аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования многоквартирных домов. Поскольку в настоящее время правительством для ГРО не установлен тариф на соответствующую услугу, они могут использовать свое доминирующее положение для навязывания невыгодной цены, что в конечном счете может привести к увеличению коммунальных платежей для граждан», – отметила она.

В то же время Жанна Колесникова отметила, что перекладывание расходов на содержание аварийно-диспетчерской службы исключительно на газораспределительные организации не совсем справедливо с точки зрения баланса интересов участников гражданских отношений. «Однако, по всей видимости, суды в данной ситуации пытаются выбрать наименьшее из зол», – подчеркнула эксперт.

Ведущий юрист INTELLECT Дарья Скудная заметила, что в Определении от 11 ноября 2020 г. № АКПИ20-606 Верховный Суд уже указывал АО «ГАЗЭКС», что Правила соответствуют действующему законодательству и подлежат обязательному исполнению.

Юрист обратила внимание, что вопрос о конституционности п. 7 Правил поднимали не только газораспределительные организации, но и специализированные организации. Например, 19 декабря 2018 г. Верховный Суд вынес Решение № АКПИ18-1084 по административному иску специализированной организации о признании недействительными частично и полностью ряда абзацев п. 7 Правил. В данном деле специализированная организация указывала на нарушение конституционных прав, поскольку оспариваемые нормы наделяют исключительным правом осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение только газораспределительную организацию. Суд, указала Дарья Скудная, не усмотрел нарушений конституционных прав административного истца и отказал в административном иске.

«Имеется обширная судебная практика по спорам между специализированной организацией и газораспределительной организацией об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении газового оборудования и определении его условий. При их рассмотрении суды также придерживаются позиции об обязанности ГРО заключить со специализированной организацией соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении газового оборудования без взимания платы», – рассказала юрист.

Дарья Скудная отметила, что актуальным остается вопрос о компенсации расходов ГРО на аварийно-диспетчерское обеспечение. Несмотря на то что в подп. «б» п. 3 Правил указано, что плата за аварийно-диспетчерское обеспечение должна быть включена в тариф на услугу газораспределительных организаций по транспортировке газа, в большинстве случаев по факту она не заложена в тариф ГРО. При этом услуга аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового или внутриквартирного газового оборудования не включена и в плату за обслуживание МКД.

«Таким образом, поскольку на данный момент в судебной практике уже сформирован подход в отношении обязанности ГРО по аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования, изменение ситуации возможно путем установления тарифа для ГРО с учетом указанных услуг либо внесение изменений в ряд законодательных актов в данной области», – резюмировала она.

О нарушении прав потребителей газоснабжающими организациями

В связи с поступающими обращениями граждан об отказе газоснабжающими организациями в замене газовых баллонов по причине несоответствия их сроку эксплуатации и, в связи с, навязывания приобретения новых баллонов с сжиженным газом взамен устаревших, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области обращает внимание на следующее.

Особенности продажи такого газа закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление).

В соответствии с Постановлением, продаже подлежат наполненные сжиженным углеводородным газом баллоны, прошедшие предварительное техническое освидетельствование и находящиеся в исправном состоянии.

В отношении газовых баллонов продавцом должна быть осуществлена предпродажная подготовка, которая включает в себя осмотр баллона, проверку его технического состояния на герметичность и наличие механических повреждений (по внешним признакам), проверку уровня наполнения газом методом взвешивания или иным методом, обеспечивающим проведение указанного контроля, а также проверку наличия необходимой информации о товаре.

Информация о газе и газовых баллонах должна содержать сведения о марке газа и его физико-химических показателях, о техническом состоянии газового баллона (номер баллона, масса порожнего баллона, дата его изготовления и дата очередного технического освидетельствования, рабочее и пробное давление, вместимость). Такие сведения указываются на поверхности баллона или на прикрепленной к нему пластине.

Продавец обязан ознакомить потребителя, который самостоятельно осуществляет транспортировку приобретенного газового баллона, с правилами безопасности при его транспортировке, а также с правилами безопасности при замене пустого баллона, и сделать соответствующую отметку в журнале учета.

Вместе с газовым баллоном продавец обязан передать потребителю кассовый и товарный чеки, в которых, помимо обязательных сведений, указываются номер газового баллона, масса газа в баллоне, цена товара и дата продажи. Товарный чек также должен содержать подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу. Одновременно с товаром потребителю передается текст правил по безопасному пользованию газом в быту.

Согласно пункту 135 Постановления, продаже подлежит не сжиженный газ, а наполненные сжиженным углеводородным газом баллоны. При этом покупатели являются потребителями услуги по газоснабжению,

предоставляемой в виде обмена, поставки баллонов со сжиженным газом после оплаты стоимости баллона с газом в кассу исполнителя.

Газовые баллоны являются многооборотной тарой и подлежат передаче газоснабжающей организации для последующей заправки.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей”, подлежащего применению к возникшим правоотношениям, при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Таким образом, отказ газоснабжающими организациями в приеме выданных ими же газовых баллонов по истечении сроков их эксплуатации, возложении на потребителей дополнительной обязанности по оплате стоимости нового баллона нарушает права потребителей на свободный выбор товаров, гарантированный ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребители, чьи права нарушены, вправе обращаться в суд, где Управление готово оказать судебную защиту, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Примером такой работы явилась подача иска к компании – застройщику с требованием обязать хозяйствующий субъект возместить потребителю, являющемуся инвалидом 2 группы, убытки, понесенные в связи с некачественным оказанием строительных работ. Решением суда требования удовлетворены в полном объеме: в пользу потребителя присуждено 450 000 рублей.

Особое место в работе по судебной защите потребителей, уделяется восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних.

Примером такого иска является обращение в суд в защиту прав ребенка, получившего травмы на аттракционе в Центральном парке культуры и отдыха. Судом вынесено решение о взыскании с МП «Центральный парк культуры и отдыха» в пользу пострадавшего 300 тысяч рублей. Управление доказало во взаимодействии с правоохранительными органами, что ребенку оказана небезопасная для жизни и здоровья услуга.

Жалоба муниципального предприятия, на вынесенное решение была отклонена вышестоящим судом

Работа по совершенствованию судебной защиты нарушенных прав потребителей определена основным направлением деятельности и на 2019 год.

АО «Мособлгаз»

Вопросы по социальной газификации

Комплексный договор включает в себя:

— Работы по проектированию и строительству газопровода внутри участка

— Приобретение газоиспользующего оборудования на Ваш выбор (счётчик, котёл, плита, бойлер)

— Техническое обслуживание оборудования

Для Вашего удобства мы сформировали несколько наборов оборудования, но Вы также можете выбрать любое другое. Приблизительную стоимость работ по комплексному договору легко и просто рассчитать с помощью онлайн калькулятора.

Вопросы о поставке и оплате газа

В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. № 549 для заключения договора поставки газа необходимо представить следующие документы:

  1. Копию документа, удостоверяющего личность.
  2. Документы, подтверждающие право собственности в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить.
  3. Документы, подтверждающие размеры отапливаемой площади жилого помещения.
  4. Документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилом помещении.
  5. Документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования.
  6. Документы, подтверждающие тип установленного прибора учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки.
  7. Копию договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.
  8. Копию акта об определении границы раздела собственности.

С 1 июля 2012 года распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области «Об установлении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области» от 27.04.2012г. № 36-р из тарифа на газ исключены расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих прием платежей. В связи с этим абоненты Мособлгаза при оплате за газ самостоятельно оплачивают комиссионный сбор за услуги банков, почтовых отделений и других платежных агентов.

Размер комиссии определяется банками и другими платежными организациями в рамках их тарифной политики. Как правило, при оплате через терминалы и сайты платежных организаций комиссия минимальна.

В сложившейся ситуации Мособлгаз предоставил абонентам возможность оплачивать услуги за пользование газом без взимания комиссионного сбора в:

  • отделениях и банкоматах ОАО «Мособлбанк»;
  • при помощи сервиса «Личный кабинет клиента».

 

Для того чтобы создать «Личный кабинет», необходимо зайти на сайт Мособлгаза по адресу: lkk.mosoblgaz.ru и осуществить процедуру регистрации. Для регистрации Личного кабинета достаточно иметь только адрес электронной почты и телефон, заполнить соответствующие поля, дождаться ссылки на указанный адрес электронной почты, подтвердив ее, а также SMS –сообщения с кодом подтверждения номера телефона клиента. В дальнейшем можно подключить любое количество принадлежащих абоненту лицевых счетов.

При отсутствии у абонента нового номера лицевого счета, ему необходимо обратиться в абонентскую службу филиала Мособлгаза, в зоне обслуживания которого находится его жилое помещении. С адресами и телефонами абонентских служб филиалов можно также ознакомиться на сайте в разделе «Оплата газа».

С помощью сервиса можно получать информацию:

  • о состоянии своего лицевого счета;
  • о поступивших платежах;
  • о ценах на газ;
  • справочную информацию;
  • оценить работу конкретного сотрудника;
  • оставить отзыв;
  • направить обращение или заявление;
  • подать документы на техприсоединение;
  • заключить договор о подключении и многое другое.
  • заполнить и распечатать квитанцию на оплату газа;
  • самостоятельно вносить показания прибора учета газа;
  • оплачивать за газ с помощью банковской карты без комиссионного сбора.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги.

Так как определить среднемесячный платеж исходя из нормативов потребления, установленных на одного человека, при отсутствии сведений о количестве проживающих в жилом помещении не представляется возможным, постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006г. № 1047/43 (в примечании) определено, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности, в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан, нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи Московской области (2,7 чел.).

Таким образом, применение коэффициента 2,7 при расчетах с населением за поставленный газ не противоречит нормам жилищного законодательства и законодательства о ценообразовании в сфере газоснабжения.

Правомерность указанной нормы о применении коэффициента 2,7 подтверждена определениями Верховного Суда от 15.03.2006 года по делу № 4-ГО6-3 и от 18.06.2008 по делу № 4-Г08-21.

Если указанная форма расчетов абонента не устраивает, то оплачивать за газ без применения указанного коэффициента можно одним из следующих способов:

  1. Зарегистрировавшись в жилом помещении по месту пребывания, оплачивать за газ, исходя из фактически зарегистрированного числа граждан.
  2. Установив в жилом помещении прибор учета газа, что позволит производить оплату за газ, исходя из фактического газопотребления.

Можно также отключить газоиспользующее оборудование. Отключение производится представителями газового хозяйства по заявлению абонента после оплаты стоимости работ по отключению. Основанием освобождения от оплаты за пользование газом является акт об отключении (включении) газовых приборов. Акт об отключении (включении) газовых приборов составляется представителями газового хозяйства совместно с абонентом в двух экземплярах: один — для газовой службы, второй — для абонента.

Счетчики со смарт-картой являются счетчиками нового поколения. Они хорошо себя зарекомендовали на территории Московской области.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов и помещений многоквартирных домов обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Данная обязанность не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования, и собственников объектов максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час.

Установка приборов выгодна как потребителю энергоресурсов, так и поставщику, так как повышает прозрачность расчетов за потребленные ресурсы и обеспечивает возможности для их реальной экономии.

Основные требования, которые предъявляются к приборам учета газа – это высокая точность измерения, надежность работы в характерном для климатических условий России температурном диапазоне, стабильность показаний в течение межповерочного интервала, автономность работы, простота обслуживания, снятия показания и оплаты израсходованного газа.

Всем этим требованиям, безусловно, отвечают счетчики со смарт-картой. Данные приборы учета являются счетчиками нового поколения, которые способны заменить морально устаревшие механические приборы. Они хорошо зарекомендовали себя в процессе эксплуатации на территории Московской области.

Данные счетчики имеют ряд преимуществ перед своими аналогами, так как в них имеется встроенный запорный клапан, блокирующий подачу газа при обнаружении утечки, что значительно повышает безопасность эксплуатации газового оборудования и предотвращает возникновение пожароопасных ситуаций.

Счетчик со смарт-картой запрограммирован таким образом, что по окончании основного и резервного кредита в выходные и праздничные дни прекращения подачи газа не произойдет.

В настоящее время оплатить за пользование газом при наличии прибора учета со смарт-картой возможно следующими способами:

Оплатить за газ путем внесения денежных средств на лицевой номер абонента любым способом, перечисленным на сайте ГУП МО «Мособлгаз» в разделе «способы оплаты» и пополнить смарт-карты в абонентской службе филиала.
Пополнить смарт-карту можно в абонентских службах филиалов Мособлгаза (около 80 пунктов пополнения по Московской области). С полным списком также можно ознакомиться на сайте ww.mosoblgaz.ru в разделе «оплата за газ – информация о местонахождении, времени работы и номерах телефонов абонентских служб».

Оплатить и пополнить смарт-карты через терминалы самообслуживания Среднерусского банка ОАО Сбербанк России.

Таким образом, абоненты, имеющие приборы учета газа со смарт-картами производства компании Itron (Gallus), имеют возможность пополнять смарт-карты без посещения абонентских служб филиалов с использованием терминалов самообслуживания Среднерусского банка. Ознакомиться с полным перечнем адресов действующих терминалов самообслуживания можно на сайте Мособлгаза в разделе «Услуги – физическим лицам – оплата за газ».

Кроме того, Мособлгаз продолжает активную деятельность по разработке и внедрению аналогичного сервиса оплаты за газ для владельцев приборов учета газа со смарт-картами и запорных газовых клапанов других производителей (Elektromed, Турция).

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: