Имеют ли право заставлять водителя скорой помощи работать на труповозке

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
Имеют ли право заставлять водителя скорой помощи работать на труповозке

Имеют ли право заставлять водителя скорой помощи работать на труповозке

Имеют ли право заставлять водителя скорой помощи работать на труповозке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Водители скорой помощи работают по 12 часов (в день, в ночь) и двое суток отдых. Данный график — это график работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику или график сменности?
Если кто-то заболеет в текущем месяце, то вместо него срочно нужно найти другого водителя из другой смены, и приходится переделывать весь график, зачастую даже несколько раз за месяц (при графике сменности за один месяц ознакомить такого водителя о переходе невозможно, но при графике работы возможно, так как работник фактически ознакомляется, и нет требования ознакомления за месяц). При переходе работников из одной смены в другую установленный работникам порядок чередования рабочих и выходных дней нарушаться не будет. Как правильно поступать в данной ситуации?

В соответствии с частью первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать в том числе продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя).
Выходные дни предоставляются всем работникам (ст. 111 ТК РФ). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. В организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным причинам, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.
Как следует из части второй и четвертой ст. 103 ТК РФ, при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности, который доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (часть четвертая ст. 103 ТК РФ).
Сменная работа и рабочая неделя с предоставлением выходных по скользящему графику не являются взаимоисключающими понятиями. Ситуация, когда работники чередуются по сменам в течение рабочих суток, а выходные дни приходятся на различные дни недели, представляет собой сменную работу с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Соответственно, время работы работников в данном случае должно определяться именно графиками сменности. По смыслу приведенных норм график сменности устанавливает рабочее время конкретных работников в рамках существующего режима рабочего времени. Из графика должно быть видно, какие смены являются рабочими для данного сотрудника, таким образом, графиком сменности устанавливается чередование смен для каждого работника (часть вторая ст. 103 ТК РФ).
Указанная в вопросе «перестановка» приводит к необходимости пересмотра графика, поскольку в результате изменится чередование смен для каждого работника. Следовательно, если в рассматриваемой ситуации режим рабочего времени не меняется, следует говорить именно об изменении графика сменности, которым, по сути, в данном случае является приказ работодателя, устанавливающий выбор им конкретной смены для конкретного работника*(1).
Трудовой кодекс РФ не запрещает вносить изменения в график сменности, но, учитывая, что никаких специальных правил об изменении графика сменности нет, такой «исправленный» график должен признаваться новым. В противном случае месячный срок доведения графика до сведения работников теряет смысл. Соответственно, любые изменения графика сменности доводятся до сведения уже работающих работников не позднее чем за месяц до введения их в действие.
Как мы уже отмечали в предыдущем ответе, норма части четвертой ст. 103 ТК РФ о сроке доведения графиков сменности до сведения работников имеет императивный характер, она не допускает никаких исключений. Поэтому изменения графика сменности, в том числе при наличии у работодателя производственной необходимости в замене отсутствующих работников, доводятся до сведения уже работающих работников не позднее чем за месяц до введения их в действие.
В решении вопроса о последствиях нарушения работодателем обязанности, установленной в части четвертой ст. 103 ТК РФ, по своевременному доведению графика до сведения работников можно выявить две основные тенденции. Часто суды исходят из того, что нарушение месячного срока доведения графика сменности до работников не свидетельствует о незаконности такого графика*(2) и не дает работнику право приостановить работу или выходить в дни, установленные прежним графиком*(3). Параллельно существует практика, что если работник не был ознакомлен с графиком вовремя, то он не обязан выходить на работу в дни, указанные в этом графике как рабочие*(4). Также отмечается, что работник вправе руководствоваться тем графиком сменности, действие которого непосредственно предшествовало периоду применения нового графика и с которым он был ознакомлен в установленном порядке*(5). На наш взгляд, из положений части второй и четвертой ст. 103 ТК РФ следует, что любой график сменности вступает в силу для конкретного работника только по истечении месяца со дня его ознакомления с этим графиком. Соответственно, до истечения этого срока работник и работодатель должны руководствоваться графиком сменности, доведенным до сведения работника в установленном законом порядке. Подчеркнем, что сказанное является исключительно нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов и, как видно по тексту ответа, от позиции суда при возникновении спора.
В приведенной ситуации до введения в действие нового графика сменности работодатель может заменить отсутствующих работников путем привлечения других работников к сверхурочной работе или к работе в выходные дни. Привлечение работника в выходной день производится по правилам ст. 113 ТК РФ, и такая работа оплачивается в повышенном размере (ст. 153 ТК РФ). При выполнении работником работы в выходной день в график работы (сменности) изменения вноситься не должны. Такая работа должна отражаться в табеле учета рабочего времени (ст. 91 ТК РФ).
Для замены отсутствующего работника работодатель также вправе заключить трудовой договор о работе по совместительству. Такая работа выполняется в свободное от основной работы время (часть первая ст. 282 ТК РФ). При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором, и в том числе с графиком сменности. В этом случае требование о доведения графика сменности до сведения работника не позднее чем за один месяц до введения его в действие не применяется*(6).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

7 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Из части первой ст. 100 ТК РФ прямо следует, что чередование рабочих и нерабочих дней является элементом режима рабочего времени. Соответственно, чередование рабочих и нерабочих дней (в том числе выходных) должно быть определено в правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовом договоре.
*(2) Смотрите, например, определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11.11.2014 по делу N 33-5015/2014.
*(3) Смотрите, например, определение Саратовского областного суда от 08.10.2015 N 33-6649/2015, определение Верховного Суда Республики Бурятия от 07.08.2013 (Извлечение).
*(4) Смотрите, например, определение Московского городского суда от 04.06.2010 по делу N 4г/3-4147, определение Саратовского областного суда от 26.11.2009.
*(5) Смотрите, например, определение Орловского областного суда от 12.09.2013 по делу N 33-1999/2013.
*(6) Смотрите ответ, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ», на вопрос 1.

Принимаем на работу водителя автомобиля скорой медицинской помощи

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Большинство медицинских организаций, в том числе частной системы здравоохранения, оказывают своим пациентам услуги скорой медицинской помощи. Отметим, что этот вид деятельности является лицензируемым и требует получение лицензии в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 года. Наличие автомобиля скорой медицинской помощи предполагает и наличие водителя.

Законодательство РФ предъявляет специальные требования к квалификации водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Эти требования содержаться в следующих нормативных актах:

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 года;

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года;

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» (Приложение № 12);

Приказ Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года (ред. 05.05.2016 г.) «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Рассмотрим требования указанных документов подробней.

Единый квалификационный справочник устанавливает квалификационные характеристики в отношении таких должностей как:

Фельдшер – водитель скорой медицинской помощи.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Скорая помощь», без предъявления требований к стажу работы. Право на управление автомобилем категории «B», стаж работы водителем автомобиля не менее трех лет.

Санитар – водитель.

Требования к квалификации.

Среднее (полное) общее образование. Специальная подготовка по программам оказания первой помощи. Право на управление автомобилем категории «B», стаж работы водителем автомобиля не менее 3 лет.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года в части наименования должностей дублирует Единый квалификационный справочник: в ней также закреплены такие должности как: «фельдшер-водитель скорой медицинской помощи» и «санитар – водитель».

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. в Приложении № 12, не конкретизируя наименование должности, устанавливает дополнительные квалификационные требования к водителю бригады скорой медицинской помощи. Приказ говорит о том, что на должность водителя бригады скорой медицинской помощи назначается водитель автотранспорта 1 — 2 класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам транспортировки (п.1.2.Приложения № 12).

Требования о наличии специальной подготовки не случайны.

В обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи входит выполнение функций, требующих специальных познаний. Например, в своей работе он обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных. Это следует из п.2.5. Приложения № 12 Приказа.

Под специальной подготовкой по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим следует понимать обучение в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. Постановлением Правительства РФ № 876 от 15 декабря 2007 г. (п.2 Положения).

Подготовку производят только учебные организации, получившие соответствующую лицензию.

По результатам подготовки выдается документ установленного образца: «Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Форма документа утверждена Приказом № 1028 от 15 октября 2010 г. «Об утверждении формы свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Относительно новый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года в редакции, действующей с 1 июля 2016 года, утвердил новый состав выездной бригады скорой медицинской помощи, исключил из перечня работников, входящих в состав бригады, должности:

«фельдшер-водитель скорой медицинской помощи»;

«санитар – водитель».

В ранее действовавшей редакции Порядка (до 1 июля 2016 года) должности «фельдшер-водитель скорой медицинской помощи» и «санитар – водитель» формировали выездные бригады скорой медицинской помощи в зависимости от профиля и состава:

общепрофильные/специализированные: анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические; педиатрические; психиатрические; экстренные консультативные; авиамедицинские;

врачебные/фельдшерские.

Действующая редакция Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривает формирование выездных бригад скорой медицинской помощи с учетом одной должности – «водитель».

Квалификационные требования к этой должности порядок не содержит.

Представляется, что работник на должности «водитель» в составе бригады скорой медицинской помощи должен соответствовать квалификационным требованиям, которые установлены Приказом Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г., то есть быть водителем автотранспорта 1 — 2 класса, имеющим специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам транспортировки.

Таким образом, помимо общих документов, установленных ТК РФ, водитель, претендующий на должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи, обязан иметь при себе:

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление автомобилем категории «B»;

Медицинское заключение о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами по форме № 003-В/у;

Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Документы о медицинском образовании потребуются в случае, если медицинская организация все же посчитает необходимым принять водителя на должность «фельдшер – водитель скорой медицинской помощи». К числу таких документов относится диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело» и действующий Сертификат по специальности «Скорая и неотложная медицинская помощь».

Права и обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. (Приложение № 12) устанавливает помимо квалификационных требований, права, обязанности и ответственность водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Дополнительно обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи установлены в Приказе Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года. Этот документ частично дублирует положения Приказа Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г.

Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан (п.16 Приложения № 2 к Приказу Минздрава № 388Н от 20 июня 2013 года в ред. от 1 июля 2016 года):

подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;

знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;

обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;

отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;

содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);

обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.

Назначение и освобождение водителя от должности.

Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля скорой медицинской помощи производится:

руководителем станции скорой медицинской помощи или главным врачом больницы, в структуру которой входит подразделение службы скорой медицинской помощи;

при использовании автомобилей на договорной основе — руководителем автохозяйства.

В силу прямого указания в законодательстве для водителя обязательно оформляется должностная инструкция.

Водитель бригады скорой медицинской помощи несет ответственность за:

Своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции;

Сохранность медицинской аппаратуры, приборов и санитарного имущества, находящихся в санитарном автомобиле.

Обязанности водителя скорой помощи на 2021 год

Какие обязанности выполняет водитель скорой помощи? Какой должна быть его зарплата?

Водитель входит в состав бригады скорой медицинской помощи и является работником, обеспечивающим вождение санитарного автомобиля службы 03.На должность водителя назначается водитель автотранспорта 1-го или 2-го класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам их транспортировки.

Согласно п. 2 названного Положения водитель бригады скорой медицинской помощи:

  • подчиняется врачу (фельдшеру) и выполняет его распоряжения;
  • следит за техническим состоянием автомобиля, своевременно заправляет его ГСМ, осуществляет влажную уборку салона по мере необходимости, поддерживает в нем порядок и чистоту;
  • обеспечивает немедленный выезд бригады на вызов и движение машины по кратчайшему маршруту;
  • содержит в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирена, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполняет мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и т.д.);
  • обеспечивает вместе с фельдшером (фельдшерами) переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру, оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных;
  • обеспечивает сохранность имущества, следит за правильным размещением и закреплением бортовых медицинских приборов;
  • строго выполняет правила внутреннего распорядка станции (подстанции, отделения) скорой помощи, знает и соблюдает правила личной гигиены.Водитель обязан знать:
  • дислокацию подстанций и учреждений здравоохранения.

В отношении оплаты труда отметим следующее. Заработная плата водителей «скорой помощи», как и других работников бюджетных учреждений, состоит из тарифной ставки (оклада), установленной в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками служащих и профессий рабочих, а также доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, установленных учреждениями самостоятельно в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Система оплаты труда водителей «скорой помощи», работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, предусматривается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, и Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

В соответствии с постановлением Минтруда России от 10.11.92 N 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» водителям, управляющим автомобилями скорой помощи, устанавливается тарифная ставка (оклад) по 6-му разряду.

  • Электронная выписка из ЕГРН для прописки
  • Формы безналичных расчетов 2021
  • Терминал сбора данных ОКОФ
  • Структура пенсионного фонда рф схема 2021
  • Ставка преподавателя колледжа в 2021 году
  • Срок службы инструмента до списания
  • Списание мебели в бюджетном учреждении

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления для водителей бригад скорой помощи федеральных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными и иными нормативными правовыми актами в соответствии с перечнями видов выплат, установленных для федеральных бюджетных учреждений.

При этом размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.Размер выплат компенсационного и стимулирующего характера зависит от подведомственности учреждения, в котором лицо работает водителем бригады скорой помощи.

Например:

  • На лиц, работающих в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, распространяется Порядок выплаты надбавок, утвержденный приказом ФТС России от 13.01.2008 N 1412.
  • Лицам, работающим в учреждениях, подведомственных ФМБА России, выплачиваются надбавки, установленные приказом ФМБА России от 03.09.2008 N 305.
  • Для работников федеральных бюджетных научных учреждений, подведомственных Минздраву России, надбавки утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 N 463н.
  • Работникам бюджетных учреждений МЧС России надбавки устанавливаются в соответствии с приказом МЧС России от 22.09.2009 N 545.
  • Работникам учреждений здравоохранения, входящих в систему МВД России, надбавки установлены приказом МВД России от 27.08.2008 N 75.

Ответить на вопрос однозначно о конкретном размере оплаты труда водителя «скорой помощи» не представляется возможным, поскольку он устанавливается трудовым договором на основании действующего в организации коллективного договора (соглашения) или иного локального нормативного акта и зависит от источников финансирования отделения скорой помощи.

Имеют ли право заставлять водителя скорой помощи работать на труповозке

Водитель исполняет следующие обязанности:

  • подчинение фельдшеру, т. е. полное и безоговорочное выполнение его распоряжений;
  • определение технического состояния автотранспортного средства, своевременная заправка ГСМ, уборка салона;
  • обеспечение оперативного выезда бригады к месту происшествия по наиболее простому и быстрому маршруту;
  • поддержание функционального состояния сигнализации (сирены и фонаря), аварийного освещения салона, инструментов, требуемых для работы с больным (носилок, лямок, ремней, замков);
  • проведение погрузки пострадавших, оказание помощи в процессе иммобилизации конечностей, наложении повязок, жгутов;
  • переноска и активация необходимых приборов и аппаратов;
  • содействие медперсоналу в процессе сопровождения психически больных лиц;
  • обеспечение сохранности имущества, относящегося к автотранспортному средству;
  • следование ПВТР станции или подстанции (конкретного отделения);
  • соблюдение норм и принципов личной гигиены.

Есть также несколько аспектов, которые должен знать водитель автомобиля СМП:

  • топографическая картина города;
  • расположение учреждений здравоохранения;
  • правила транспортировки больных;
  • кратчайшие маршруты перевозки пациентов.

Ситуация с оплатой труда водителей СМП в РФСоздание станций СМП может производиться силами следующих структур:

  • органы государственной власти Российской Федерации;
  • органы власти отдельных субъектов РФ;
  • структуры местного самоуправления.

Структура зарплаты этих специалистов выглядит следующим образом:

  • тарифная ставка (оклад);
  • доплаты премиального характера;
  • надбавки за особые условия труда;
  • стимулирующие меры поддержки.

Конкретная система оплаты устанавливается в рамках коллективных договоров и ЛНА. В качестве регламента по данному вопросу выступает Постановление Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 года.Еще один регулирующий акт – Постановление Минтруда РФ от 10 ноября 1992 года №31. В любом случае размеры выплат не могут быть ниже величин, установленных в действующих нормах законодательства.Какая зарплата у водителей скорой помощи в Москве и регионах РФ

  • работу в ночную смену;
  • переработанное время;
  • высокий уровень напряженности работы.

Имеют ли право заставлять водителя скорой помощи работать на труповозке

Насколько это законно? Может ли трудовой договор противоречить федеральному приказу 388?

Отвечает автор «Медицинской России» специалист по медицинскому праву Ильнур Давлетов.

Условия договора не могут противоречить положениям действующих нормативно-правовых актов. Если трудовой договор содержит условия, противоречащие Положению, утвержденному Приказом Минздрава России №388, они (условия) не могут применяться.

Чтобы обосновать эти слова, давайте попробуем ответить на два вопроса меньшего калибра.

  • Что такое трудовой договор?
  • Какое место в иерархии норм закона занимает т.н. «федеральный приказ 388»?

Трудовой договор

В Трудовом кодексе РФ закреплено, что Трудовой договор – это соглашение с работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции и (в числе прочего) обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ТК РФ, ст.56).

Что такое т.н. «федеральный приказ 388»?

Нормативно основа деятельности скорой медицинской помощи закреплена в статье 35 Федерального закона РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В этой же статье указано, что «Медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (ФЗ-323, ст.35, ч.7).

Что такое «уполномоченный орган»? О каком «порядке» идет речь?

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – это Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №608 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.1).

И далее в этом же Постановлении №608 указано, что в числе прочих полномочий Минздрав России имеет право самостоятельно принимать такие нормативно правовые акты как порядки оказания медицинской помощи (п.5.2.17).

Реализуя именно это полномочие, 20.06.2013 Министром здравоохранения РФ издан Приказ №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Согласно упомянутому Порядку «Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя» (Приложение №2, п.7).

Другими словами, государство в лице Правительства России уполномочило Минздрав России устанавливать отдельные нормы и правила, регламентирующие деятельность в сфере здравоохранения.

В рамках этих полномочий было установлено, что в бригаде должно быть два фельдшера.

С определенной долей условности можно сказать, что состав бригады из двух фельдшеров – это требование федерального закона.

Каковы могут быть быть действия врача или фельдшера, который оказался в подобной ситуации.

  1. Определите цель вашего разбирательства:
    • Вы хотите разрешить конкретно Вашу спорную ситуацию?
    • Вы хотите выступить правозащитником для себя, и своих коллег?
    • Вы хотите потрепать нервы своему руководству, «чтобы знали, что тоже не лыком шиты»? (очень часто возникают и такие мотивы)
  2. Внимательно изучите оригинал трудового договора, коллективный договор, нормативно-правовые документы по теме как федерального, так и регионального уровня;
  3. Обязательно изучите (очень желательно беспристрастно) фактически сложившиеся трудовые отношения в коллективе как между сотрудниками, так и с руководством.
  4. Постарайтесь взглянуть на ситуацию, как бы поднявшись над нею.

Забегая вперед, скажу, что это самый сложный пункт, потому как участники ситуации в абсолютном большинстве привязаны к ситуации эмоционально и не могут делать объективных выводов.

  1. Действуйте! Здесь важно понимать тот набор инструментов, которым вы обладаете:
    • Оставить все как есть.
    • Обратиться к руководству с просьбой;
    • Обратиться к руководству с жалобой;

На первый взгляд разница между п.п. 5.2 и 5.3 неочевидна, но часто она очень велика. При этом обращения могут быть как устные так и письменные. Здесь целесообразно вернуться к п.1 – чего вы хотите?

  • Обжаловать действия руководства в вышестоящую инстанцию/государственную инспекцию труда/прокуратуру;
  • Обратиться за восстановлением нарушенного права в суд;

Как дополнение к каждому из этапов можно освещать ситуацию в средствах массовой информации и на отраслевых тематических площадках.

Рекомендация:

Найдите качественного и порядочного юриста (редкое в наше время сочетание), лучше, если со специализацией в области медицины, еще лучше двух (чтобы было из кого выбирать) и накрепко с ним/ними подружитесь.

Во-первых, они помогут профессионально разобрать уже сложившуюся ситуацию. И если вы при выборе не ошиблись, то, во-вторых, помогут не допустить подобного впредь. Потому как в юриспруденции точно также как в медицине проще и намного дешевле предотвратить, чем “вылечить”.

Автор: Ильнур Давлетов, медицинский юрист. За дополнительными вопросами можно обратиться сюда

Все изложенное выше является частным мнением специалиста и не может расцениваться как юридическая консультация по конкретной (или подобной) ситуации. Информация предназначена прежде всего для того, чтобы указать медработнику тактику и стратегию действий.

Это моя работа. Водитель «скорой помощи»

«Болеют все и везде. И мне проще перечислить те адреса, где я за десять лет моей работы в «скорой помощи» еще не бывал, чем те, по которым приходилось выезжать. Вот в III-м переулке Освобождения я еще ни разу не был. Но ведь это не значит, что там не бывали мои коллеги…»

Из-за руля за руль

По уверению Владимира Адасько, до того, как ему пришлось устроиться работать водителем машины «скорой помощи», он даже не задумывался о существовании такого рода профессии. Хотя перевозкой людей он занимался всю свою профессиональную жизнь: за плечами было 20 лет водительского стажа, приобретенного в автобусном парке сначала на городских, а потом и на междугородных маршрутах… Но десять лет назад взаимоотношения Владимира с начальством автопарка накалились до предела, и он решил поменять место работы.

По словам нашего героя, водителем «скорой помощи» он стал абсолютно случайно. «Я нашел вакантное место водителя в одной фирме, получил там машину и уже оформил водительскую справку, – вспоминает Владимир Адасько. – Шел с этой справкой по улице Куйбышева и встретил бывших коллег по автобусному парку, которые к тому времени перешли работать на «скорую помощь», а они, как только узнали о моем увольнении, просто с улицы повели меня в приемную станции. Так совпало, что там только что уволился один из водителей, и меня взяли на его место».

По лабиринтам улиц

Привыкнуть к стесненной кабинке и маленькому рулю УАЗика после автобуса, по словам Владимира Адасько, было не трудно. Труднее было свыкнуться с необходимостью выезжать не по изъезженным маршрутам, а по точным адресам.

«Честно говоря, устраиваясь на работу, я думал, что мне нужно будет каким-то образом помнить все адреса, что никак не укладывалось в голове, – признается Владимир Адасько. – Но мне сказали, мол, центральные улицы мне знакомы, найти остальные поможет адресная книжка. Она обязательно присутствует в каждой машине. А в остальном, мол, разберешься».

Пришлось разбираться. В этом часто помогали врач или фельдшер, которые за годы работы изучили планировку домов и улиц не хуже городских архитекторов. По словам Владимира Адасько, без опыта работы сложно разобраться во всей паутине улиц, даже нашего города: «К некоторым домам нужно точно знать отдельные подъезды. Вот, например, дома № 23, 25, 27 по ул. Гаевой имеют один общий двор. Рядом стоит дом № 29. Но чтобы попасть к нему из соседнего двора, нужно сделать огромный круг: вернуться обратно на ул. Гаевую, выехать на ул. Кирова, потом – на ул. Фабричную и через дворы подъехать к нужному подъезду».

Сегодня в Барановичах практически не осталось улиц и переулков, где Владимир Адасько не побывал бы по своей работе: «Да, болеют все и везде. И мне проще перечислить те адреса, где я за десять лет моей работы в «скорой помощи» еще не бывал, чем те, по которым приходилось выезжать. Ну, вот в III-м переулке Освобождения я еще ни разу не был. Но ведь это не значит, что там не бывали мои коллеги…»
Это и неудивительно: только за сутки на станцию поступает до двух-трех сотен вызовов из разных уголков города и района.

В дороге умирают…

В обязанности водителя «скорой помощи» входят транспортировка больного (при необходимости) и доставка его в больницу. «Это моя работа, которую я стараюсь добросовестно выполнять, – подчеркивает Владимир Адасько. – Я – водитель, а не медик. Нужно что-то поддержать – поддержу, где-то помочь – помогу. В остальном в дела врачей стараюсь не вникать». У него своя забота – как поскорее доставить пациента в больницу. Пока водитель «скорой» этого не сделал, ответственность за здоровье или жизнь человека частично лежит и на нем.

И этот страх, если вдруг не довезешь, по признанию Владимира Адасько, возможно, самое трудное в его профессии.
«За десять лет работы был один случай смерти в моей машине. Мы везли пациента с Фабричной, а на Димитрова врач попросила меня остановить машину, сообщила по рации, что у нас труп, и мы поехали в морг. У того мужчины был рак последней степени, о чем мы с врачами знали. Он уже не разговаривал, только хрипел всю дорогу. Но мне все равно хотелось доставить его в больницу живым…» – вспоминает Владимир Адасько.

…и рождаются

Водителей «скорой помощи», в чьей машине в дороге рождается ребенок, коллеги называют «крестными отцами». Многие из них подтверждают это звание едва ли не каждый год. В их числе – и Владимир Адасько.
По словам водителя, несмотря на то, что рожают в его машине не так уж и редко, для него это всегда неожиданность: «В прошлом году, когда наш родильный дом закрыли на дезинфекцию, мы везли женщину рожать в Ляховичи. Забрали ее прямо из-за праздничного стола в гостях. Не успели выехать из города, как фельдшер тихо попросила остановить машину и заглушить мотор. Я еще не сообразил, в чем дело. Оказалось – ребенок пошел. Я остановился и выскочил на улицу. Буквально через пару минут ребенок закричал, и мы спокойно поехали в Ляховичи».

Смены спокойные и беспокойные

График работы водителя «скорой помощи» предусматривает строгое чередование времени труда и отдыха: два дежурства подряд с 9.00 до 21.00, затем два – с 21.00 до 9.00, затем четверо суток отдыха.

«Нормальная, размеренная работа, – спокойно рассуждает Владимир Адасько о своей профессии. – Вызвали по рации на вызов, встал и пошел».

В свободное от вызовов время водители проводят либо в гараже, если нужно починить машину, либо в специальной комнате для отдыха водителей, где можно поиграть в карты, домино или выпить чаю. Вдоль стен стоят кресла-кровати, на которых лежат аккуратно скрученные пледы с подушками. В ночные дежурства здесь можно и вздремнуть. Если удастся… По заверению Владимира Адасько, случаются дежурства, когда не то что в комнату отдыха ни разу не зайдешь, но и пообедать время едва выкроишь: «Никогда не угадаешь, как сложится дежурство. Полдня может пройти спокойно, а потом такой вал вызовов начнется, что вообще не будешь «приземляться». У нас иногда машины круглые сутки не появляются в гараже».

Как рассказал Владимир Адасько, самая беспокойная смена в его практике была минувшей зимой, когда в период обострения заболеваемости гриппом и ОРВИ их бригада обслуживала детские вызова. Выехав тогда на первый вызов в 21.15, Владимир Адасько вернулся на станцию только в 6.20 следующего дня. Да и то лишь на 10 минут, пока медики пополнили свои запасы медикаментов.

К работе в бригаде Владимир Адасько давно привык. Каждый четко знает и выполняет свое дело, поэтому конфликтов не возникает, работа спорится. Пока кто-нибудь не испортит настроение…

Пациент всегда прав. Даже когда не прав

О взаимоотношениях с пациентами Владимир Адасько может сказать коротко и официально: пациент всегда прав. Если попросить его поведать подробнее, становится понятна вся ирония этих слов.

«Удивляет хамское отношение людей к «скорой», – признается Владимир Адасько. – Как-то приехали мы к одной семье на вызов. Мужу совсем плохо. Прошу жену: «Женщина, позовите кого-нибудь из знакомых или соседей мне в помощь, чтобы снести больного вниз и уложить в машине» (врач и фельдшер – хрупкие женщины, а в больном мужике, может, килограммов 120 было). А жена мне: вы за это зарплату получаете. Их сын попытался помочь, а она и ему говорит, мол, не лезь – спину сорвешь, это их работа…»

Выезжая на уличный вызов, по словам водителя, можно ожидать чего угодно.
«Возможно, человеку действительно стало плохо и ему нужна помощь. Возможно, он просто упился до непристойности. И вот такого его, вонючего и обгаженного, наши врачи должны поднять, вытереть ему сопли, померить давление и отвезти в больницу, чтобы он не простыл и не замерз, – рассказывает Владимир Адасько. – За это время он выдаст все, что о тебе думает. Узнаешь о себе такие вещи, что и представить трудно».

Олень, который допрыгался

Взаимоотношения с остальными водителями на дороге – отдельная тема.

«У меня в практике была такая ситуация, – рассказывает Владимир Адасько. – Я собрался обгонять человека, ему, видно, это не понравилось, и он стал притормаживать прямо передо мной и не позволял обогнать. Я – вправо, он тоже принимал вправо и продолжал притормаживать, я – влево и он – влево… Такие игры у некоторых считаются крутыми. Но закон справедливости сработал неожиданно быстро. Буквально через три дня я попал к его сыну, который травмировался, упав со ступенек. Мы приехали в их частный дом, ворота открылись, и я вижу ту же машину: номер заканчивается на 00, на заднем стекле – прыгающий олень. И этот тип сразу начинает гнуть пальцы, мол, нас невозможно дождаться и прочее. Я не выдержал и сказал, что из-за таких гадов, как он, я иногда и не могу приехать вовремя. Его жена сначала ополчилась на меня, мол, что я себе позволяю… Правда, после того, как я в подробностях объяснил ей ситуацию, она отреагировала быстро: тут же отхлестала мужа сумкой, которую держала в руках. Мужу сказала, что отныне он будет ездить на автобусе, если не умеет ездить на машине, а передо мной извинилась».

Правила дорожного движения одинаковы для всех. Единственное преимущество водителям «скорой» дает включенный маячок и сирена. По теории, в таких случаях дорогу им должны уступать. Однако в правилах реальной жизни это скорее исключение. Вот почему, когда врач дает команду ехать быстрее, Вдадимир Адасько старается выбирать пусть и хуже благоустроенные, но менее оживленные улицы. Так надежнее.

«Люди не хотят нас понимать, хотя мы, в принципе, трудимся ради них. И, наверное, не поймут, пока не окажутся в ситуации, когда им самим срочно потребуется наша помощь. Что ж, терпение – главное качество, которым должен обладать водитель «скорой помощи», – подытожил Владимир Адасько.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: