Закон об интернете 2020 второе чтение
С 1 февраля 2021 года на владельцев социальных сетей возлагаются дополнительные обязанности в отношении распространяемой информации
Установлено, что владелец социальной сети обязан:
— не допускать их использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
— не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
— соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ о референдуме и законодательством РФ о выборах;
— соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Также владелец социальной сети должен осуществлять ее мониторинг в целях выявления, в том числе:
— материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
— информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
— информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
— информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена;
— информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ;
— информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.
В случае выявления информации, запрещенной к распространению, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней.
Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им установленных требований, вправе обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2021 года.
Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Что изменится в законодательстве об информации в 2021 году
Руководитель практики защиты репутации A-PRO
Новый год богат на новеллы в законодательстве в области регулирования медиа и сети «Интернет». Многие изменения связывают с политическими мотивами, но они так или иначе отразятся на бизнесе. Об этом — в обзоре руководителя практики защиты репутации A-PRO Антона Воробьева и юриста практики защиты репутации A-PRO Марины Кельбах.
10 января 2021 года в силу вступил федеральный закон, позволяющий органам государственной власти применять режим конфиденциальности в отношении своих должностных лиц и запрещать выдавать третьим лицам сведения о них Федеральный закон от 30.12.2020 № 515-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности» . Хотя отрицать его значение для результатов журналистских расследований нельзя, у закона есть и другая сторона.
Невозможность получить данные, например из Росреестра, скажется на процессе проверки организациями своих контрагентов и прохождении compliance-процедур, а также поиске активов должника при исполнении судебных решений.
Это может способствовать пересмотру компаниями практик проверки добросовестности граждан, так или иначе связанных с государственными структурами. Таким же образом другие состоявшиеся инициативы повлияют не только на медиарынок.
Ужесточение ответственности за клевету
Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.
Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:
- прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
- клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
- клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.
Клевета в интернете — дело публичного порядка
Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным.
Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.
В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 года Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2020 года Судебного департамента при Верховном суде РФ № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации» Разд. 3 Гл. 17 .
Субъект преступления неоднозначен
Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.
Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.
В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.
При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.
(Само)регулирование социальных сетей
1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.
- Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
- Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
- Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
- Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.
Обязанность не порождает ответственность
Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.
С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений).
С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору.
Последнее может привести к тому, что «Закон о социальных сетях» постигнет судьба «Закона о праве на забвение» Статья 10.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : в отсутствие решения компетентного органа социальные сети могут отказывать пользователям в удалении информации или оставлять эти решения регулятору.
Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.
Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.
Статус социальной сети зависит от пользователей
Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.
Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости.
Установлена ответственность за несвоевременное удаление запрещенной информации
С начала января Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 13.41, предусматривающей административную ответственность за неисполнение требований Роскомнадзора об удалении или блокировке информации.
- К ответственности могут быть привлечены владельцы сайтов и интернет-страниц, провайдеры хостинга или «лица, обеспечивающие размещение сайтов в сети “Интернет”».
- Административные штрафы для граждан составляют от 50 до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 200 до 400 тыс. рублей, для организаций — от 800 тыс. до четырех млн рублей.
- За повторное нарушение размеры штрафов для граждан увеличиваются до 500 тыс. рублей, для должностных лиц — до одного млн рублей, для организаций — до восьми млн рублей.
- Закон не касается случаев неисполнения требований Роскомнадзора в отношении «пиратского» контента.
- Осуществление контроля возложено на Роскомнадзор.
Административная ответственность для всех
Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государства Публичный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г., с. 55 .
Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.
В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.
Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.
В свою очередь, установление штрафов вряд ли скажется на деятельности анонимных ресурсов, а именно такие сайты наряду с социальными сетями становятся основным источником тиражирования незаконного контента.
Введены санкции за цензуру материалов российских СМИ
10 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, права и свобод граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативные акты дополнены новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России.
- Владелец информационного ресурса может быть признан причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
- Присвоение такого статуса отнесено к полномочиям Генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИД России.
- Роскомнадзор будет вести перечень нарушителей законодательства и принимать меры по блокировке ресурсов нарушителей.
Реализация закона на практике
Политика Роскомнадзора в 2020 году в области регулирования интернета несколько изменила курс: от традиционных запретов и контроля к протекционизму отечественных медиаресурсов.
С вступлением закона в силу эта тенденция, скорее всего, сохранится и будет ориентирована, главным образом на деятельность крупных иностранных площадок. Однако с учетом имеющихся у них технических мощностей, вероятность их блокировки или недоступности в России вызывает сомнения.
Скорее всего, применение закона на практике будет комбинироваться с существующими положениями об обязанностях удалять те или иные материалы, исключать их из поисковой выдачи, и новым регулированием социальных сетей.
Хотя положения нового закона выглядят больше политическим заявлением и инструментом для проведения переговоров с зарубежными ресурсами, не исключено, что в дальнейшем его положения будут дополняться имущественными санкциями или ограничением их бизнес-деятельности в России.
Принят во втором чтении законопроект о правилах модерации контента в соцсетях
Госдума приняла во втором чтении законопроект о борьбе с противоправным контентом в соцсетях. Он будет распространяться только на соцсети с полумиллионной аудиторией. Они должны будут самостоятельно и по жалобам блокировать такой контент, на который распространяется уже существующее законодательство о внесудебных блокировках. При этом поправки предусматривают механизм оспаривания решений администрации соцсети.
22 декабря 2020 года Госдума приняла во втором чтении законопроект о борьбе с противоправной информацией в соцсетях, внесенный депутатами Сергеем Боярским и Андреем Альшевских. Третье чтение назначено на 23 декабря.
Законопроект был внесен в нижнюю палату парламента летом 2017 года, а затем внесен заново и принят в первом чтении весной 2018-го. С тех пор он оставался без движения. 21 декабря 2020 года комитет по информационной политике внес в него существенные изменения, подготовленные депутатами Александром Хинштейном и Сергеем Боярским.
Согласно новой редакции законопроекта, в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» добавляется ст. 10.6 («Особенности распространения информации в социальных сетях»). Под соцсетью в этой статье понимается сайт, информационная система или компьютерная программа, которые используются «пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации» на государственных языках России, ее субъектов и иных языках народов России, на которых «может распространяться» реклама, направленная на привлечение внимания российских потребителей, и «доступ к которым в течение суток» составляет более 500 тысяч пользователей интернета, находящихся на территории России.
Реестр соцсетей будет вести Роскомнадзор. Сервис, включенный в этот реестр, обязан будет привести свои правила пользования в соответствие с законом в течение двух месяцев. В числе прочего, он должен будет установить предложенный Роскомнадзором счетчик. Если российская аудитория соцсети в течение трех месяцев будет меньше 500 тысяч пользователей, такой сервис может быть исключен из реестра по заявлению владельца соцсети. Если же такая посещаемость будет держаться на протяжении полугода, Роскомнадзор может сам исключить эту соцсеть их реестра.
Соцсеть обязана будет опубликовать правила пользования на русском языке и информировать пользователей об изменениях в них в течение трех дней. Согласно законопроекту, правила соцсети должны будут содержать не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к распространению в социальной сети информации; права и обязанности пользователей и владельца; порядок рассмотрения обращений пользователей в срок, не превышающий 30 календарных дней; порядок осуществления мониторинга и рассмотрения обращений о противозаконном контенте.
Владелец соцсети, по мысли авторов законопроекта, обязан будет:
- не допускать ее использование «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань«;
- не допускать распространение информации «с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями«;
- соблюдать запреты и ограничения избирательного законодательства;
- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций. При этом предлагается указать в законе, что защиту этих прав можно осуществлять в судебном порядке, обращаясь с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, владелец соцсети должен будет самостоятельно осуществлять мониторинг ряда разновидностей противоправного контента. В этот перечень вошли следующие категории материалов, полномочиями по блокировке которых уже наделены различные госорганы:
- детская порнография;
- информация о способах употребления наркотиков;
- информация о способах совершения самоубийства;
- информация об азартных играх в интернете;
- информация о дистанционной продаже алкоголя;
- информация, направленная на склонение несоверше ннолетних в совершение противоправных действий;
- информация, выражающая явное неуважение к обществу, государству, его символам и органам власти;
- информация с призывами к массовым беспорядкам, участию в несогласованных публичных мероприятиях, фейк-ньюс, информация и ссылки на материалы нежелательных организаций.
Владелец соцсети должен будет также опубликовать адрес электронной почты и форму обратной связи для направления обращений об информации, распространяемой с нарушением закона. Отчет о рассмотрении таких обращений и о мониторинге должен будет публиковаться ежегодно.
В случае выявления контента, распространяемого с нарушением закона, в ходе мониторинга или по чьему-либо обращению владелец соцсети обязан будет заблокировать его незамедлительно. Однако если он не сможет сам оценить, подпадает ли оспариваемая информация под одну из перечисленных категорий, то должен будет в течение суток направить ее в Роскомнадзор и заблокировать временно. Роскомнадзор, в свою очередь, в течение суток направит ее в уполномоченные органы для принятия решения о необходимости постоянной блокировки.
Соцсеть обязана будет уведомлять пользователя о факте и основаниях блокировки его контента. Пользователь сможет направить администрации жалобу на блокировку, которая будет подлежать рассмотрению в течение трех дней. Если он не будет согласен с ответом, то сможет обратиться с заявлением в Роскомнадзор. Подобное заявление можно будет подать и сразу, минуя администрацию соцсети. Роскомнадзор же сможет потребовать от владельца соцсети отменить решение о блокировке контента.
Отметим, что новая редакция этого законопроекта использует уже существующие в российском законодательстве основания внесудебных блокировок. Однако, с нашей точки зрения, эта область законодательства обладает системными недостатками, и использование норм о внесудебных блокировках на практике нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова. На несоответствие этих норм требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ.
Как повлияет на обычных пользователей Сети закон «о суверенном интернете» России
16 апреля Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о «суверенном интернете». Его обсуждают уже несколько месяцев — с того времени , как он был инициирован. Некоторые эксперты уверены , это очередная мера по ограничению свободы в Сети. Altapress.ru постарался разобраться , что предписывает этот закон и как он может повлиять на обычных пользователей.
Пока эксперты не могут с высокой вероятностью сказать , как будет работать новый закон — для этого должно быть принято множество подзаконных актов. Однако они прогнозируют , что пользователи могут столкнуться с наказаниями за использование VPN , «виснущим» интернетом и значительным сокращением контента в Сети из-за неконтролируемых блокировок сайтов.
- Позиция законодателей: «Защищаем российский интернет от внешних угроз»
- Позиция общественников: «Контент ограничили , теперь перешли к инфраструктуре»
- Позиция ИТ-эксперта: «Блокировки станут безнаказанными»
- Ключевые моменты закона «о суверенном интернете»
Позиция законодателей: «Защищаем российский интернет от внешних угроз»
В пояснительной записке к закону «о суверенном интернете» говорится , что он стал ответной мерой на принятую в сентябре 2018 года Стратегию национальной кибербезопасности США. По оценке депутатов , в ней декларируется принцип «сохранения мира силой», а Россия «впрямую и бездоказательно» обвиняется в совершении хакерских атак и «откровенно говорится о наказании».
Цитата из Стратегии национальной кибербезопасности США в пояснительной записке к законопроекту «о суверенном интернете»:
— Россия , Иран , Северная Корея провели ряд безответственных кибератак , которые нанесли ущерб американским и международным компаниям , нашим союзникам и партнёрам и не понесли соответствующего наказания , что могло бы сдерживать кибератаки в будущем.
Депутаты считают , что «в этих условиях» необходимы ответные защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы интернета в России , повышения надежности работы российских интернет-ресурсов.
Позиция общественников: «Контент ограничили , теперь перешли к инфраструктуре»
Артем Козлюк , руководитель общественной организации Роскомсвобода , уверен , что закон «о суверенном интернете» — это новая ступень по ограничению Сети в России. Об этом он рассказал в интервью изданию Znak.com. Эксперт описал уже пройденные этапы.
Ограничение контента
По словам Козлюка , семь лет назад , в 2012 году , власти начали вводить ограничения на контент в интернете. Все началось с «черных списков» сайтов , которые составлял Роскомнадзор. Ведомство заставляло провайдеров блокировать доступ в некоторым интернет-ресурсам. Затем список ведомств , которые могут наложить ограничения , расширился и теперь их около десятка.
Слежка за россиянами
Пакет законов Яровой-Озерова сделал систему слежки за россиянами ( СОРМ) всеобъемлющей и нарушающей конституционные права , считает Козлюк. Операторов связи обязали собирать и хранить трафик в течение полугода и предоставлять его в ФСБ по запросам. И именно за отказ это делать Роскомнадзор и пытался заблокировать на территории России Telegram.
Санкции к инфопосредникам
Власти стремятся принудить IT-бизнес , медиа , хостеров , провайдеров к сотрудничеству , блокировкам , цензуре, — уверен Артем Козлюк. Например , Роскомнадзор выносит предупреждение за содержание встроенных в контент видеороликов , за комментарии пользователей , а не за собственно опубликованный материал СМИ. Медиа начали цензурировать себя сами.
От введения закона «о суверенном интернете» Артем Козлюк видит два возможных последствия для обычных пользователей.
Первое. Власти смогут наказывать пользователей за попытку доступа к запрещенному материалу.
Артем Козлюк,
руководитель «Роскомсвободы»:
— Как это возможно? Объясняю. Предполагается , что в рамках этого законопроекта операторы связи должны будут установить новое , более совершенное , оборудование для фильтрования трафика. И на его основе можно будет выявлять , пользуется ли тот или иной человек VPN ( англ. Virtual Private Network — виртуальная частная сеть , технологии , позволяющие обходить блокировки в интернете, — прим. ред.) или нет. А если будет действовать закон , наказывающий за попытку использования VPN , то будут заводиться административные дела и выписываться штрафы.
Причем в некоторых авторитарных странах такие нормы уже действуют , говорит эксперт.
Второе. Если власти решат сильно ограничивать какой-то трафик или полностью «отключить» Россию от интернета , то Сеть будет работать очень-очень плохо. Нормально пользоваться многими привычными сервисами станет невозможно — сайты , звонки , видеосвязь , онлайн-банкинг — все это «повиснет».
Позиция ИТ-эксперта: «Блокировки станут безнаказанными»
Расходы на оборудование , его установку , сертификацию могут помешать ввести маршрутизацию трафика , считает Филипп Кулин , член рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве России и создатель сайта «Эшер II». Об этом он рассказал vc.com.
По мнению эксперта , ситуация будет развиваться по тому же сценарию , что и внедрение в жизнь пакета «Озерова — Яровой». Напомним , он вступил в силу год назад , но из-за проблем с сертификацией оборудования не работает.
Зато фильтры для блокировок — первое , что появится , уверен Кулин. И для пользователей это самое негативное.
Филипп Кулин,
член рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве России и создатель сайта «Эшер II»:
— Если сейчас можно получить информацию о заблокированных адресах через реестр запрещенных сайтов , и проверить , это сбой или заблокированный адрес. Но теперь никакой информации на эту тему не будет , общественный контроль за ситуацией практически невозможен.
Вся система блокировок станет черным ящиком и останется только гадать , это технический сбой или блокировка. И вместе с ним исчезнет просчет рисков сопутствующего ущерба от блокировок. Что-то не работает. Пропала информация. Почему , когда , что делать — не известно.
По его мнению , блокировки станут полностью безнаказанными. Никто не будет нести ответственность за сбои.
Ключевые моменты закона «о суверенном интернете»
1. Роскомназдор будет отвечать «за координацию обеспечения устойчивого , безопасного и целостного функционирования» интернета в России. Если возникнут угрозы стабильной работе Сети , ведомство сможет управлять ею централизованно.
2. Список угроз , при которых Роскомнадзор возьмет на себя управление интернетом , определит Правительство РФ — пока такого списка нет.
3. Операторы связи должны будут поставить специальное оборудование для маршрутизации трафика , которое им предоставит Роскомнадзор на безвозмездной основе ( на это в федеральном бюджете предусмотрено 30 млрд рублей). С его помощью ведомство будет контролировать работу интернета.
4. Операторы освобождаются от обязанности блокировать запрещенные интернет-ресурсы — это сможет делать Роскомназдор , благодаря установленным техническим средствам.
5. Операторы должны предоставить в Роскомназдор данные про оборудование , которое обеспечивает взаимодействие с линиями связи , пересекающими границы России.
6. Обмен трафиком должен будет осуществляться через определенные точки , включенные в специальный реестр. Его ведение поручено Роскомнадзору. Техтребования к точкам обмена трафиком утвердит Минкомсвязь России по согласованию с ФСБ.
7. С операторов снимается ответственность за технические проблемы в работе интернета , если они связаны с оборудованием , которое установил Роскомнадзор.
8. Закон также предполагает создание Национальной системы доменных имен. Требования к ней и порядок создания утвердит Роскомнадзор.
Основная часть закона вступит в силу с 1 ноября 2019 года , некоторые положения — с 1 января 2021 года. Совет Федерации рассмотрит его 22 апреля 2019 года.
Законопроект об изоляции интернета в России прошёл второе чтение в Госдуме
Законопроект о «суверенном интернете» успешно прошёл второе чтение в Госдуме. Авторы инициативы утверждают, что поправки позволят российскому интернету работать в изоляции от внешнего мира. Затраты на исполнение закона предварительно оценили в 30 млрд рублей.
В проекте определяются необходимые правила маршрутизации трафика, организуется контроль их соблюдения, а также создаётся возможность минимизировать передачу данных заграницу, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
Сами интернет-пользователи уже окрестили законопроект аналогом «китайского файервола» и считают его попыткой властей контролировать отечественный сегмент интернета. Депутаты же считают, что ничего общего с китайским файерволом инициатива не имеет. Якобы речь идёт о создании дополнительных условий для стабильной работы интернета в России в условиях попыток оказать какое-либо воздействие на сеть извне.
«Задача законопроекта в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским пользователям, электронные государственные услуги и онлайн-банкинг были доступны в полном объеме, а разнообразные коммерческие сервисы, к которым уже привыкли граждане, смогли бесперебойно и стабильно работать», – заявил председатель комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Леонид Левин.
За устойчивое, безопасное и целостное функционирование интернета в России будет отвечать Роскомнадзор. Предполагается, что закон об изоляции Рунета вступит в силу 1 ноября 2019 года, а его отдельные положения, например, о криптографической защите и национальной системе доменных имен, – с 1 января 2021 года.
Фото миниатюры: Chezasite.com
46 комментариев
Графа «против всех» в избирательных бюллетенях на выборах в СССР и России. Досье
17 января Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о возвращении графы «против всех» в избирательные бюллетени на выборах в РФ. Предполагается, что данный формат голосования должен быть возвращен на выборах всех уровней, кроме президентского. Согласно законопроекту, выборы будут признаваться несостоявшимися, если число избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, будет больше, чем число избирателей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее число голосов в данном округе.
Законопроект был внесен в Госдуму 16 октября 2013 года членами Совета Федерации во главе со спикером Валентиной Матвиенко. Его соавторами выступили сенаторы Александр Торшин, Андрей Клишас, Константин Добрынин и Игорь Зуга.
13 января 2014 года профильный Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять проект закона в первом чтении. Идея возвращения графы также была поддержана законодательными собраниями шести субъектов РФ, приславших в Госдуму отзывы на законопроект.
В СССР и в России голосование «против всех» появилось вместе с альтернативными выборами на выборах народных депутатов в 1989 году. Хотя специальной графы «против всех» не было, избиратели могли вычеркнуть всех кандидатов из бюллетеней.
Графа «против всех» в избирательных бюллетенях впервые была применена в 1993 году на выборах в Государственную Думу первого созыва. В 1994 году с принятием закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» графа была узаконена на выборах всех уровней.
В парламентской кампании 1993 года против всех партийных списков проголосовали 4,22 процента избирателей, в 1995 году — 2,91 процента. Такое протестное голосование не повлияло на итоги выборов. В то время отсутствовало положение, при котором выборы считались несостоявшимися, если число голосов против всех кандидатов превышало число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей. Эта норма была установлена позднее — в 1997 году — Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а затем в 1999 году с внесением изменений в федеральные законы о выборах депутатов Госдумы и президента РФ.
На думских выборах в 1999 году против всех партий и избирательных блоков проголосовали 3,32 процента избирателей, а в восьми одномандатных округах, где число голосов «против всех» превысило установленную законом норму, выборы были признаны несостоявшимися. В 2003 году против партийных списков проголосовали 4,7%, выборы были признаны несостоявшимися в трех одномандатных округах.
На президентских выборах в марте 2000 года против всех было отдано 1,80% голосов, в марте 2004 года — 3,45%.
Если на парламентских и президентских выборах число голосов, поданных против всех кандидатов, невелико, то на региональных выборах за эту графу высказывается большее число избирателей. В 2005 году на выборах в 11 субъектах РФ среднее число голосующих против всех составило 14,46%.
В 2004 году Конституционного суда РФ постановил, что воля избирателя может быть выражена голосованием не только за или против отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех внесенных в избирательный бюллетень кандидатов.
В июле 2005 года был принят федеральный закон, в соответствии с которым были внесены изменения в 13 законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов и референдумов в РФ. Региональным законодателям было предоставлено право исключить из выборных бюллетеней графу «против всех». Этим правом воспользовался лишь один субъект Федерации — Москва на выборах в городскую Думу 4 декабря 2005 года.
Графа «против всех» была отменена в бюллетенях для голосования на выборах всех уровней Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» от 12 июля 2006 года. Соответствующие изменения были внесены в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах президента РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
Отмена этой графы была направлена на снижение вероятности возникновения ситуаций, когда выборы признаются несостоявшимися и назначаются повторные выборы, что влечет за собой расходование дополнительных бюджетных средств. К тому же, по итогам выборов при распределении депутатских мандатов в Госдуме, голоса «против всех» не учитываются.
3 июня 2011 года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов на встрече с главой государства Дмитрием Медведевым высказался за необходимость возвращения в избирательное законодательство графу «против всех», назвав ее «барометром политического здоровья». 13 июля того же года лидеры партии «Справедливая Россия», депутаты Госдумы Сергей Миронов и Николай Левичев внесли на рассмотрение нижней палаты поправки в избирательное законодательство о восстановлении формы голосования «против всех» кандидатов. По мнению авторов проекта, возврат графы способствовало бы увеличению числа избирателей, принимающих участие в выборах, и показало бы ответственное отношение власти в целом к значительной части общества. Однако проект закона так и не был рассмотрен.
«17 января Госдума рассмотрит… » дальше читать?