Законы против судебных приставов 2020 года

Обзор и комментарии Федерального закона от 20.07.2020 № 215-ФЗ о рассрочке в связи с коронавирусом возврата и взыскания просроченной задолженности организациями, ИП, пенсионерами. Особенности исполнения судебных решений, актов др. органов и должностных лиц.
Законы против судебных приставов 2020 года

Законы против судебных приставов 2020 года

Новая рассрочка: особенности возврата и взыскания просроченной задолженности в связи с коронавирусом

Причины введения особенностей взыскания в виде рассрочки

Изначально принятые меры поддержки в отношении физических, юридических лиц и ИП, наиболее пострадавших от COVID-19, касались только обязательств, которые возникли в период наступления пандемии. При этом у них есть финансовые обязательства, возникшие и ранее. По ним уже вынесены судебные решения и решения налоговых органов, по которым идёт принудительное исполнение. Это может быть:

  • списание денежных средств;
  • арест имущества;
  • привлечение к административной и уголовной ответственности.

Таким образом, в отношении лиц, получивших поддержку от государства, продолжали применяться принудительные меры по изъятию доходов, иных денежных средств и имущества.

Известно, что на принудительном исполнении в ФССП России есть исполнительные производства о взыскании налогов, сборов или кредитной задолженности в отношении:

  • должников – организаций и ИП – в количестве более 2,7 млн., с суммой задолженности более 870 млрд рублей, из них кредиты – на сумму более 630 млрд рублей;
  • физлиц – получателей пенсии по старости/по инвалидности/по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов – 1,6 млн., на сумму более 340 млрд рублей, из которых кредиты – более 332 млрд рублей.

В этой связи Закон № 215-ФЗ установил особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период коронавируса.

С учётом Закона № 215-ФЗ теперь применяют два федеральных закона:

Это должники – юрлица и ИП. Они должны быть субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), включенными на 01.03.2020 в Единый реестр МСП и вести деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса по Перечню Правительства РФ (утв. постановлением от 03.04.2020 № 434).

При этом берут основной вид деятельности. То есть, основной код по ОКВЭД 2, заявленный в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

  • на должников – юрлиц и ИП, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов (ст. 9.1 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • отдельных категорий должников – физических лиц (об этом ниже в статье).

Положения Закона № 215-ФЗ применяют к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года. Но есть исключения, о которых скажем позже.

Особую рассрочу дать должны

На основании заявления должника – юрлица или ИП с приложенным графиком погашения задолженности судебный пристав-исполнитель обязан (!) предоставить рассрочку исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера. При этом не нужно обращение в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Рассрочка не положена по требованиям:

  • о возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсации морального вреда;
  • по выплате выходных пособий;
  • оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору;
  • выплате вознаграждений авторам.

Период рассрочки

Рассрочку дают на срок, указанный в заявлении, но:

  • не более чем на 12 месяцев;
  • не позднее чем до 1 августа 2021 года.

Размер задолженности

Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой компания или ИП вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки – не более 15 млн рублей.

Механизм платежей

Рассрочку предоставляют один раз. Она заключается в поэтапном погашении задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о ее предоставлении.

Отмена отсрочки

Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о предоставлении рассрочки, направляет его копию взыскателю. Такое постановление можно обжаловать вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или в суд.

При нарушении должником графика погашения задолженности постановление о рассрочке отменяют. Затем исполнительное производство идёт уже в общем порядке – без учета Закона № 215-ФЗ.

Рассрочка для некоторых пенсионеров

По заявлению с приложенным графиком погашения задолженности рассрочка взыскания задолженности по кредитному договору (займу) положена также гражданам, одновременно соответствующим следующим 3-м критериям:

  • получают пенсию по старости, по инвалидности и/или по случаю потери кормильца;
  • нет иных источников доходов и недвижимого имущества (кроме единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения),
  • совокупный размер пенсии по старости, по инвалидности и/или по потере кормильца – менее 2-х МРОТ.

Рассрочку таким пенсионерам предоставляют без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении. Но:

  • не более чем на 24 месяца (2 года);
  • не позднее чем до 1 июля 2022 года.

Максимальная сумма задолженности пенсионера по кредиту (займу) – не более 1 млн рублей.

Ограничения при отсрочке

Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение её срока не вправе совершать сделки, связанные с:

  • выдачей поручительств и гарантий;
  • отчуждением или обременением принадлежащего им имущества;
  • выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками) – касается юрлиц.

В отношении должников, в т. ч. пенсионеров без доходов и недвижимости (кроме единственного пригодного для постоянного проживания) с совокупным размером пенсий до 2-х МРОТ, в течение срока рассрочки не применяют меры принудительного исполнения. Исключение – наложения ареста на имущество должника, находящееся у него или 3-х лиц, во исполнение судебного акта об этом.

В течение рассрочки для наложения запрета на отчуждение имущества должника – юрлица или ИП приставы могут наложить запрет на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат госрегистрации. При этом сохраняют свое действие ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом, кроме обращения взыскания на денежные средства на счетах должника.

В отношении должников-граждан по 31.12.2020 включительно судебный пристав-исполнитель не применяет:

  • осмотром движимого имущества должника по месту его жительства (пребывания);
  • наложение на указанное имущество ареста;
  • изъятие и передачу указанного имущества (кроме принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств).

В последнем случае это могут быть не только автомобили, но и мотоциклы, мопеды, легкие квадрициклы, трициклы и квадрициклы, самоходные машины.

В течение рассрочки для наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с запретом на регистрационные действия в отношении имущества, права на которое подлежат госрегистрации. Но это не касается исполнения судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.

Указ Президента РФ от 01.01.2020 N 1 (ред. от 17.05.2021) «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

1. Утвердить прилагаемые:

а) перечень должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий;

б) структуру Федеральной службы судебных приставов;

в) перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий.

2. Установить предельное количество должностей высшего начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации — 48.

3. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; 2008, N 17, ст. 1815; N 43, ст. 4921; 2010, N 19, ст. 2300; 2011, N 37, ст. 5198; N 39, ст. 5458; 2012, N 23, ст. 2992; N 35, ст. 4779; 2013, N 7, ст. 635; N 49, ст. 6403; N 52, ст. 7137; 2014, N 30, ст. 4286; 2015, N 4, ст. 641; 2016, N 15, ст. 2070; N 51, ст. 7357; 2018, N 6, ст. 862; 2019, N 20, ст. 2423; N 47, ст. 6648) изменение, исключив из пункта 2 слова «, а также 15 управлений по основным направлениям деятельности Службы».

4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2020 г.

1 января 2020 года

от 1 января 2020 г. N 1

ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫСШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА

В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЭТИМ ДОЛЖНОСТЯМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ

I. Центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов

Генерал-полковник внутренней службы

Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации

Генерал-лейтенант внутренней службы

Первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

Генерал-майор внутренней службы

Начальник Управления по организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов

Начальник Управления по организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов

Начальник Управления по организации дознания Федеральной службы судебных приставов

Начальник Организационно-контрольного управления Федеральной службы судебных приставов

Начальник Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов

Начальник Управления собственной безопасности Федеральной службы судебных приставов

Начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов — старший судебный пристав

II. Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов

Генерал-майор внутренней службы

Руководитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту Российской Федерации — главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (Краснодарский край, Красноярский край, Московская область, Свердловская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург)

Примечание. Должности, указанные в пунктах 8 — 10 настоящего перечня, могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

от 1 января 2020 г. N 1

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

1. Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации.

2. Первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации.

3. Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — заместитель главного судебного пристава Российской Федерации.

4. Управление по организации исполнительного производства.

5. Управление по организации обеспечения установленного порядка деятельности судов.

6. Управление по организации дознания.

7. Организационно-контрольное управление.

8. Правовое управление.

9. Финансово-экономическое управление.

10. Управление тылового обеспечения.

11. Управление государственной службы и кадров.

12. Управление собственной безопасности.

13. Управление информационных технологий.

14. Управление по рассмотрению обращений в исполнительном производстве.

15. Управление по исполнению особо важных исполнительных производств.

16. Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

17. Контрольно-ревизионное управление.

18. Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации.

19. Отдел по защите государственной тайны.

20. Оперативный отдел электронного исполнения.

21. Отдел судебных приставов по федеральной территории «Сириус» (местонахождение — федеральная территория «Сириус»).

от 1 января 2020 г. N 1

ТИПОВЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ЭТИМ ДОЛЖНОСТЯМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ

Наименование типовой должности

I. Должности старшего и среднего начальствующего состава

Центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов

Заместитель начальника управления

полковник внутренней службы

Заместитель начальника управления — заместитель старшего судебного пристава

полковник внутренней службы

Помощник директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации

полковник внутренней службы

полковник внутренней службы

Начальник отдела — старший судебный пристав

полковник внутренней службы

Начальник отдела (в составе управления)

полковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела

подполковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела — заместитель старшего судебного пристава

подполковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела (в составе управления)

подполковник внутренней службы

Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации

подполковник внутренней службы

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации

подполковник внутренней службы

подполковник внутренней службы

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

майор внутренней службы

Старший инспектор по особым поручениям

майор внутренней службы

майор внутренней службы

капитан внутренней службы

Инспектор по особым поручениям

капитан внутренней службы

Младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

старший лейтенант внутренней службы

Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов

Главные управления Федеральной службы судебных приставов по субъектам Российской Федерации

Первый заместитель руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту Российской Федерации — первый заместитель главного судебного пристава субъекта Российской Федерации

полковник внутренней службы

Заместитель руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту Российской Федерации — заместитель главного судебного пристава субъекта Российской Федерации

полковник внутренней службы

полковник внутренней службы

Начальник отдела — старший судебный пристав

полковник внутренней службы

Помощник руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту Российской Федерации — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации

подполковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела

подполковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела — заместитель старшего судебного пристава

подполковник внутренней службы

подполковник внутренней службы

Начальник отделения — старший судебный пристав

подполковник внутренней службы

Начальник отделения (в составе отдела)

майор внутренней службы

Заместитель начальника отделения

майор внутренней службы

Заместитель начальника отделения — заместитель старшего судебного пристава

майор внутренней службы

майор внутренней службы

капитан внутренней службы

Ведущий судебный пристав-исполнитель

капитан внутренней службы

капитан внутренней службы

Старший смены на объекте — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

капитан внутренней службы

старший лейтенант внутренней службы

старший лейтенант внутренней службы

старший лейтенант внутренней службы

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

старший лейтенант внутренней службы

Управления Федеральной службы судебных приставов по субъектам Российской Федерации

Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту (субъектам) Российской Федерации — главный судебный пристав субъекта (субъектов) Российской Федерации

полковник внутренней службы

Заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту (субъектам) Российской Федерации — заместитель главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации

полковник внутренней службы

полковник внутренней службы

Начальник отдела — старший судебный пристав

полковник внутренней службы

Помощник руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту (субъектам) Российской Федерации — главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации

подполковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела

подполковник внутренней службы

Заместитель начальника отдела — заместитель старшего судебного пристава

подполковник внутренней службы

подполковник внутренней службы

Начальник отделения — старший судебный пристав

подполковник внутренней службы

Начальник отделения (в составе отдела)

майор внутренней службы

Заместитель начальника отделения

майор внутренней службы

Заместитель начальника отделения — заместитель старшего судебного пристава

майор внутренней службы

майор внутренней службы

капитан внутренней службы

Ведущий судебный пристав-исполнитель

капитан внутренней службы

капитан внутренней службы

Старший смены на объекте — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

капитан внутренней службы

старший лейтенант внутренней службы

старший лейтенант внутренней службы

старший лейтенант внутренней службы

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

старший лейтенант внутренней службы

II. Должности младшего начальствующего состава

Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов

Младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Допускается двойное наименование должности начальствующего состава. При этом специальное звание устанавливается по первой части такой должности.

2. Должности, указанные в пунктах 1, 3, 4, 7, 19, 21, 22, 24, 26, 27, 40, 42, 43, 45, 47 и 48 настоящего перечня, могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

Новый закон о судебных приставах: что изменилось в 2020 году

С января 2020 года вступили в силу кардинальные изменения в законодательстве о судебных приставах. Теперь деятельность ФССП официально признана государственной службой, что автоматически ужесточает требования к квалификации и образованию приставов, повышает их статус, вводит дополнительные ограничения и меры ответственности. О самых важных изменениях читайте в этом материале.

Обзор нового закона о ФССП 2020

Целью принятия новых законов и внесения поправок в действующее законодательство является повышение статуса приставов-исполнителей. До конца 2019 года ФССП не относилась к государственной службе, хотя по многим признакам совпадала с ней. Отсутствие статуса госслужащих не позволяло специалистам ФССП получать заслуженные льготы и гарантии по профессиональному статусу, в том числе за работу в условиях повышенного риска.

Вот ряд ключевых причин, с которыми связано реформирование службы приставов:

  • так как специалисты ФССП отнесены к госслужащим, на них в полной мере распространяется комплект государственных льгот и гарантий – это повышает статус служащих, позволяет привлечь квалифицированных сотрудников, снизить текучку кадров;
  • на приставов будут распространяться ограничения, связанные с прохождением госслужбы – обязанность декларировать доходы и имущество, подтверждать отсутствие судимостей при приеме на работу, проходить обязательные тесты и проверки;
  • повышаются меры ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей – хотя государство гарантирует возмещение ущерба из казны, меры воздействия будут предприняты и по отношению к конкретному специалисту ФССП;
  • расширены полномочия для применения физической силы, спецсредств и оружия – фактически, ФССП стало отдельной силовой структурой, может использовать дополнительные возможности для защиты интересов граждан, своих сотрудников.

Несмотря на изменение статуса приставов, процесс исполнительного производства практически не изменится. Однако участники дела могут требовать привлечения специалиста ФССП к ответственности, а реализовать свои законные полномочия приставу будет проще.

В какие нормативные акты внесены изменения

Основным нормативным актом, который ввел множество изменений для ФССП, является Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ…». Им был изменен и Федеральный закон № 118-ФЗ, который также сменил название – «Об органах принудительного исполнения РФ» (ранее назывался «О судебных приставах»). На данный момент аббревиатура ФССП сохранила свое название, однако может быть изменена позднее.

Также были внесены поправки в нормативные акты о социальном и пенсионном обеспечении госслужащих. В них теперь есть ссылка на специалистов ФССП, которые могут на льготных основаниях выйти на пенсию, рассчитывать на федеральные оклады и индексации, иные льготы.

Как было и как стало в законах о судебных приставах

Основные изменения в законодательстве о судебных приставах можно найти в Законах № 118-ФЗ и № 328-ФЗ. Вот как изменился профессиональный статус приставов после приравнивания их к госслужащим:

  • введеныспециальные офицерские звания и квалификационные звания– они зависят от занимаемой должности, опыта работы, квалификации;
  • пакет социальных льгот и гарантийполностью приравнен к аналогичным мерам поддержки других правоохранительных органов;
  • введен комплект обязательных тестов и проверок при поступлении на службу в ФССП, в ходе текущей работы – например, теперь приставы будут подтверждать физподготовку, регулярно сдавать тесты на алкогольную и наркотическую зависимость;
  • при трудоустройстве и прохождении службы приставы теперь проходят военно-врачебную экспертизу, подтверждают годность по аналогии с военнослужащими;
  • сотрудники ФССП обязаны проходить дактилоскопию, проверки на профпригодность для применения силы, спецсредств и оружия.

Ограничения и запреты для работы в ФССП указаны в ст. 14 Закона № 328-ФЗ. Нельзя работать приставом при наличии судимости, либо при прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Сотрудники ФССП не могут иметь двоенное гражданство или вид на жительство в другой стране. Применяются и другие запреты, установленные для госслужащих по Закону № 79-ФЗ.

Работа в ФССП теперь проходит по контракту. Как и для других категорий госслужащих, стать приставом можно по итогам конкурса должностей. Исключения предусмотрены только для отдельных младших должностей, либо при переводах внутри ФССП. В процессе работы регулярно проводится аттестация, а отрицательное прохождение обязательных тестов и проверок будет являться основанием для расторжения контракта.

Полномочия приставов фактически приравнены со статусом полицейских, хотя и распространяются только на исполнительное производство и обеспечение деятельности судов. Также введена возможность подачи регрессных исков к рядовым приставам, если их виновные действия причинили ущерб гражданам, государству, имуществу. Регресс будет подаваться от имени государства после фактического возмещения ущерба. Это должно повысить уровень ответственности, упростить процедуру возмещения ущерба от действия и решений приставов.

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

Что будет по-новому при взыскании долгов приставами с 1 января 2020 года

Автор: Виктор Сухов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 21 января 2020. Время чтения 5 мин.

С 2020 года «письма счастья» за долги будут приходить также через сервис «Госуслуги» и посредством СМС. После получения у должника есть 5 дней на выплату задолженности без 7% исполнительного сбора. Приставам будет запрещено арестовывать пенсии и социальные пособия.

С начала нового года в силу вступают поправки в 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Законодатели внесли три важнейших изменения в текст правового акта, о которых стоит знать каждому должнику с исполнительным листом. Нововведения призваны упростить процедуру взыскания долгов с 1 января 2020 года, защитить права и интересы физических лиц.

Общение с приставами новыми способами связи

До 2020 г. вынесение постановлений и направление уведомлений в адрес субъекта исполнительного производства происходило в письменной или электронной форме. Извещения доносились до физического лица:

  • почтовым отправлением;
  • электронным письмом;
  • телеграммой;
  • по телефону;
  • лично.

Изменения в НПА вводят два новых вида связи с должником:

  • с помощью сервиса «Госуслуг», отправкой в личный кабинет;
  • СМС-сообщением.

Законы против судебных приставов 2020 года

Портал не требует согласия владельца личного кабинета на получение «писем счастья» о долге. Постановление отправляется в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной ЭЦП (электронно-цифровой подписью) пристава. Для отправки текстового сообщения на телефонный номер пристав должен заручиться предварительным согласием гражданина.

После получения уведомления о начале исполнительного производства у виновника событий есть пять дней на мирное урегулирование вопроса. В этот срок можно гасить долг без исполнительного сбора (7% от суммы задолженности).

Фактом направления сообщения считается получение извещения или отчета приставом о доставке уведомления или публикации данных в реестре производств на сайте ФССП.

В случае несогласия с действиями пристава и при наличии претензий о нарушении прав, гражданин может обжаловать манипуляции должностного лица. Ранее процедура требовала составления письменного обращения, визита в управление органа власти или затрат на отправку корреспонденции. Теперь все стало намного проще, и претензия может быть подана через портал «Госуслуг».

Очевидно, что закон расширил способы общения должника с приставами, добавив онлайн-ресурсы и короткие быстрые сообщения. Это значительно упрощает всю процедуру уведомления и переписки сторон.

Пенсии вне взысканий

Приставы не имеют права арестовывать или взыскивать суммы с пенсий или социальных выплат. Это правило начнет действовать с 1 июня 2020 года. До принятия поправки судебные приставы могли взыскать у пенсионеров до 50% от ежемесячной выплаты.

Кстати, законом не предусмотрено, что после подобных вычетов у гражданина должны оставаться средства к существованию хотя бы в размере прожиточного минимума. Впрочем, судебная практика придерживается этого справедливого мнения.

Поскольку банки не видят в документах работодателей, к какой именно категории платежей относятся денежные начисления, оставался риск наложения взыскания на социальные компенсации. Чтобы избежать подобных недоразумений, работодатель будет обязан ставить особую отметку, сигнализирующую об исключительном статусе начисления.

Взыскание долгов по зарплате в упрощенном порядке

Чтобы получить причитающуюся оплату труда от руководства, сотруднику не обязательно обращаться в судебные инстанции. Теперь это можно сделать через процедуру написания жалобы в Государственную инспекцию труда.

Такой вариант возможен, когда работодатель начислил зарплату и сформировал соответствующие документы. Если же средства нигде не зафиксированы, суда не избежать.

Обратившись в ГИТ, работник вправе рассчитывать на проведение проверки и вынесение предписания в адрес компании о погашении текущей задолженности. Сделать это работодатель обязан в течение 30 дней после получения решения инспекторов. Если погашения не происходит, тот же инспектор формирует исполнительный лист и направляет его сотрудникам ФССП.

Какие изменения ожидаются в будущем?

В конце 2019 года Минюст внес на рассмотрение законопроект о существенных изменениях в процедуру взыскания задолженностей. Прежде всего, предполагается введение стадии досудебного решения вопроса.

До обращения в суд взыскатель должен будет уведомить должника о наличии долга и потребовать его возврата в виде претензии. Если физическое лицо не сделает этого в течение 30 дней, организация вправе обратиться в суд. В настоящее время финансисты могут делать это с первого дня возникновения долга.

Еще одно предложение Минюста касается внесения в реестр ФССП не только коллекторских контор, но и всех кредитных фирм, которые, так или иначе, самостоятельно взыскивают задолженности. Только после включения в список они смогут встречаться, звонить должнику, пользоваться помощью «робота-коллектора». До этого гражданину можно только отправлять письменные требования.

У участников реестра появятся еще и дополнительные обязательства:

  • ведение аудиозаписей разговоров с гражданином и их хранение в течение двух лет;
  • оформлять страховку собственной ответственности за возможное причинение убытков должнику, при этом годовое покрытие составляет не менее 10 млн руб.

Планируется, что законопроект будет принят до января 2021 года. Он придет на смену 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

Реформа службы судебных приставов в 2020 году

С 1 января 2020 года вступил в силу закон № 328-ФЗ, регулирующий деятельность службы судебных приставов. Реформа вызвала много споров и вопросов как у экспертов в сфере исполнительного производства, так и у простых граждан. Многие видят в реформировании ФССП противоречия с политикой, проводимой государством в целом. По новому закону приставы будут считаться государственными служащими, но в то же время, по последним новостям Правительства РФ, в 2020 в стране стартует очередная волна сокращения данного кластера. Именно этот факт и является причиной разногласий по поводу реформы ФССП между экспертами и представителями власти.

Планы Правительства

Реформа ФССП – часть программы по обновлению государственных основ. Главная задача нового закона – модернизация структуры службы судебных приставов и привлечение на работу специалистов высокой квалификации. С 1 января 2020 года приставы стали государственными служащими силовой структуры, поэтому при трудоустройстве и аттестации будет действовать принцип соответствия профильного образования занимаемой должности. По предварительным прогнозам, это должно уменьшить текучку кадров, которая наблюдается сегодня в данной сфере из-за неподготовленности человека к реальным условиям работы с высокой психологической нагрузкой.

Власти хотят улучшить ситуацию за счет изменения основополагающих принципов работы ФССП:

  • приставы получат офицерские звания;
  • введут обязательную аттестацию должностей;
  • в 2.5-3 раза увеличится заработная плата;
  • введут выход на пенсию по выслуге в 20 лет;
  • увеличат размер пенсионного довольствия;
  • аннулируют налоги с ряда получаемых выплат.

Противоречия и вопросы

Несмотря на то, что над законом работала целая группа специалистов, включая руководителя ФССП Дмитрия Аристова, модернизация системы судебных приставов вызывает ряд вопросов. Если рассматривать нововведения поверхностно, то новые условия работы выглядят довольно привлекательно. Однако, как замечает представитель Комитета законодательства Госдумы, те меры, с которых решили начать реформирование системы, могут негативно сказаться на работе структуры. Дмитрий Аристов также высказывается за то, чтобы на первом месте стоял принцип финансовой заинтересованности. Он даже рассматривает возможность привлечения в структуру ФССП работников по контракту из коллекторских агентств.

Выдвигая вперед ужесточение требований к специалистам, государство рискует столкнуться с проблемой нехватки кадров. Перед поступлением на работу люди буду проходить строгий отбор: сдавать отпечатки пальцев, проверяться по базам двойного гражданства, сдавать тесты на употребление наркотиков и алкоголя. Однако в этом нововведении есть и один плюс: штат приставов смогут пополнять офицеры запаса, которые при трудоустройстве будут получать повышенные звания.

Эксперты прогнозируют, что уже в 2020 именно из-за усиления квалификационных требований и расширения должностных обязанностей штат судебных приставов сократится почти на 25%, ведь у многих даже уже работающих сегодня в структуре людей нет профильного образования. Также в кулуарах обсуждают необходимость формирования крупных региональных департаментов, в которых сосредоточится основная масса работников. Это значит, что численность региональных ФССП может сократиться до 300 человек.

Расширение льгот влечет за собой и ужесточению ответственности. Теперь если действия приставов будут оспорены должником в суде, компенсацию издержек покроет конкретный сотрудник ФССП, который проводил изъятие долга. Эта процедура пока полностью неясна, так как ни в одном законе не прописан максимальный размер таких выплат.

Деятельность приставов при нарушении ими законодательства подпадает под расследование Следственного комитета. Если раньше в ряде случаев наказание предусматривало выполнение обязательных работ, то теперь это будут дисциплинарные взыскания с последующей выплатой административного штрафа.

И все же финансовые изменения, которые многие депутаты и эксперты хотели бы видеть на первом месте реформы, тоже скоро вступят в силу. На увеличение заработной платы служащим ФССП в федеральном бюджете уже заложено 6.2 млрд рублей. В минимальный заработок составит оклад, но при этом будет действовать система премий и бонусов. Новый закон предполагает введение отдельного вида надбавок: проценты от общей суммы взысканного долга, что станет дополнительным стимулом для повышения качества выполняемой приставами работы. По мнению разработчиков закона, уменьшить текучку кадров и повысить привлекательность профессии поможет и изменение процедуры выхода на пенсию с увеличением довольствия.

Финансовая часть

Уже в 2020 заработная плата судебного пристава увеличится почти на 10 тыс. рублей, а это около 18% от получаемого ранее. Если в 2019 среднемесячный доход сотрудников ФССП составлял 49 тысяч, то в ближайшее время он достигнет 58 тыс. Как в процентном соотношении будут распределены надбавки, пока не ясно. Известно только одно, что на итоговую сумму будет влиять звание, именно поэтому профессия судебного пристава становится еще более привлекательной для офицеров запаса.

Все это – шаг к увеличению пенсионного довольствия. Однако есть в новой системе и свои ограничения в виде формирования стимулирующих выплат, которые в дальнейшем не будут влиять на размер пенсии, но при этом станут финансово ощутимыми на этапе работы.

Новый закон о ФССП: видео

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: