Имеет ли право участковый останавливать автомобиль в казахстане
Остановила полиция: что делать и как себя вести
Знаете ли вы, как себя вести, если вас остановил полицейский? Informburo.kz собрал свод правил, которые помогут вам не попасть впросак.
№1. В каких случаях полицейские имеют право остановить вас?
В любых. Если вы идёте по улице, то вы участник дорожного движения. А если в стране объявлен «красный» уровень террористической опасности, то тем более не стоит сопротивляться полицейским. Спокойно остановитесь и вежливо спросите, в связи с чем вас остановили. Вы не совершали правонарушений и ваша совесть чиста? Вас обязательно отпустят.
№2. В каком порядке вы и полицейский должны представиться друг другу?
В соответствии со статьёй 9 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность», «Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности». В Законе не прописана обязанность постоянного ношения документов при себе, и не предусмотрен запрет на оставление документов дома. В соответствии с принципом права «Граждане вправе делать то, что не запрещено» документы, удостоверяющие личность носить постоянно с собой не обязательно. Если вы не совершили правонарушения, полицейский не вправе задерживать вас и ограничивать вашу свободу. Поэтому сначала попросите его предъявить служебное удостоверение, а потом поинтересуйтесь, в связи с чем он просит вас показать документы. Если страж правопорядка настаивает на том, чтобы вы предъявили свои документы, вы вправе отказать. Вежливо ответьте, что у вас с собой нет документов, так как по закону вы не обязаны их с собой носить.
№3. Имеет ли полицейский право досматривать ваши личные вещи?
Нет, если вы не совершили административного правонарушения. В соответствии с пунктом 6 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 9 апреля 2012 года «О применении мер обеспечения и производства и некоторых других вопросах применения законодательства об административных правонарушениях» личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при вас производится только в случае совершения административного правонарушения. И то только в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. В любом другом случае никто не имеет права вас обыскивать.
№4. В каких случаях полицейский имеет право задержать вас?
Опять же, вас могут задержать, только если вы совершили правонарушение. В соответствии со статьёй 6, пункт 1, подпункт 31, Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» полицейские вправе задерживать только лиц, совершивших уголовное или административное правонарушение. Согласно статье 16 Конституции РК, каждый имеет право на личную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законам случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права на обжалование. Хотя вас могут задержать и без санкции, но на срок не более 72 часов. Административный арест устанавливается на срок до 30 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения могут закрыть на срок до 45 суток. Административный арест назначается судьёй в исключительных случаях.
№5. Полицейский утверждает, что вы находитесь под воздействием алкоголя или наркотических веществ. Что делать?
Если вы уверены, что находитесь в трезвом уме и твёрдой памяти, то лучше не сопротивляться и пройти экспертизу. Существуют правила направления для освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов, утверждённые Постановлением Правительства РК от 4 июня 2003 года № 528. Согласно данным правилам, медицинское освидетельствование в медучреждении проводится по письменному заявлению. В случае, если полицейский провёл медицинское освидетельствование на месте, к направлению для медицинского освидетельствования в медучреждении прилагается акт освидетельствования установленного образца. Акт составляется полицейским в присутствии двух понятых. При отсутствии понятых допускается проведение медицинского освидетельствования только с вашего согласия. В таком случае вы направляетесь на экспертизу в медицинское учреждение, полицейский не может освидетельствовать вас сам. Если в итоге окажется, что вы не пьяны и не под действием наркотиков, то вы вправе требовать возмещения затрат, возникших в связи с данной процедурой, и обжаловать действия полицейского.
Вы вправе отказаться от проведения освидетельствования и изложить свою позицию в протоколе об административном правонарушении, акте освидетельствования или в отдельном объяснении, которое прилагается к протоколу об административном правонарушении.
№6. В каких случаях полицейские могут задержать несовершеннолетнего?
В соответствии со статьёй 36 Закона РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан» ребёнку запрещено находиться вне дома без сопровождения родителей или опекунов в период с 23.00 до 6.00. Полицейские могут доставить ребёнка в отделение, откуда родители его заберут. А потом оплатят штраф от трёх до 15 МРП в соответствии со статьёй 442 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
№7. В каких случаях полицейские могут снять ваши отпечатки пальцев?
Вы обязаны предоставить свои пальцы для дактилоскопии, только если вас в чём-то подозревают. В соответствии с подпунктом 30 пункта 2 Закона РК «Об органах внутренних дел» снятие отпечатков (дактилоскопия) производится в отношении подозреваемых, обвиняемых и лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (тюрьме), а также содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел (следственный изолятор, изолятор временного содержания, приёмник-распределитель,специальный приёмник).
№8. Быть понятым – это обязанность или можно отказаться?
По закону, понятые привлекаются в ряде случаев, однако обязательства это не порождает. Вы можете вежливо отказаться без объяснения причин.
№9. Куда жаловаться на беспредел полицейских?
В соответствии со статьёй 23, пункт 1, Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан действия органа или должностного лица могут быть обжалованы. Если вы считаете, что с вами поступили незаконно, нужно обращаться в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Жалобу можно писать в местную полицейскую службу департамента внутренних дел района, где произошло ЧП с вашим задержанием.
№10. Можно ли фиксировать разговор с полицейским на камеру или диктофон?
Можно снимать и записывать действия и разговор любого стража порядка, если он находится при исполнении. В соответствии со статьёй 21 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях не допускается съёмка в случае, если в деле фигурируют сведения, являющиеся государственными секретами, а также в случае необходимости обеспечения тайны усыновления, сохранения личной семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни. Таким образом, не допускается съёмка, если это касается государственных секретов или личной жизни и личных прав лиц, в частности представителей власти.
Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook
Пошаговая инструкция по общению с сотрудниками дорожной полиции
23.01.2018, 10:11 | 67 229.
Представляем вниманию водителей инструкцию по порядку взаимоотношений с сотрудниками дорожной полиции и транспортного контроля. Её разработали специалисты департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области совместно с Первым антикоррупционным центром, Департаментом внутренних дел СКО, Инспекцией транспортного контроля СКО и ОО «Общество содействия автомобилистам».
1. Остановка сотрудниками дорожной полиции производится только жестом руки с одновременной подачей свистка либо с использованием специальных звуковых и световых сигналов, установленных на патрульной машине.
2. При управлении транспортным средством водитель должен быть внимательным, вежливым, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно и корректно. В случае остановки по требованию сотрудника полиции транспортного средства, выполнить его требования. Не покидать транспортное средство, по требованию сотрудника выйти из транспортного средства.
3. Водитель имеет право на свободу передвижения на территории РК. В случае остановки сотрудником полиции водитель имеет право знать причину остановки, а также требовать предъявления служебного удостоверения сотрудника полиции. При составлении административного материала пользоваться услугами переводчика, юридической помощью защитника, ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и получить копии протокола.
4. При остановке предъявить сотруднику ДПС: свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение, страховой полис, путевой лист (либо доверенность от юридического лица), документ на перевозимый груз.
5. Если сотрудник ДПС ведет себя некорректно, необходимо позвонить по единому телефону доверия МВД РК 1402, также водитель может сообщить о неправомерных действиях сотрудника полиции по телефону 102 либо в дежурную часть, или на 1424 единый телефон доверия Антикоррупционной службы.
6. Остановка транспортных средств сотрудниками полиции осуществляется строго на законных основаниях, прописанных ст. 52 Закона РК «О дорожном движении»:
Основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:
1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения, в том числе зафиксированное сертифицированным специальным техническим средством и прибором нарушение правил дорожного движения
2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств
3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона; (медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также, независимо от направления движения, медицинским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и органов национальной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также при проведении антитеррористических операций с возмещением затрат; сотрудникам органов внутренних дел для транспортировки транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам органов внутренних дел, Службы государственной охраны Республики Казахстан и органов национальной безопасности в других предусмотренных законодательством Республики Казахстан случаях)
4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона, на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий
5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз
6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения
7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются
регулирование дорожного движения.
Остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается.
В случае остановки транспортного средства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи сотрудник органов внутренних дел обязан последовательно совершить следующие действия:
1) незамедлительно подойти к транспортному средству;
2) представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверения для ознакомления и установления фамилии и должности;
3) разъяснить причину остановки транспортного средства;
4) в случае, если нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления.
В случае проведения оперативно-профилактических мероприятий, сотрудник полиции обязан уведомить водителя о проводимом мероприятии. При необходимости водитель может обратиться в дежурную часть подразделения полиции или на оперативный канал «102» для подтверждения. Документ, подтверждающий ОПМ, карта поста или постовая ведомость являются документами служебного пользования, поэтому водителю для ознакомления не предъявляется.
7. Для фиксации действий сотрудников органов внутренних дел водители наделены правом проведения фото- и видеосъемки при остановке транспортного средства.
8. Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения сотрудниками полиции факта нарушения правил дорожного движения. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток со дня установления указанных обстоятельств. Когда требуется проведение экспертизы, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента получения заключения экспертизы.
9. Правонарушитель вправе отказаться от подписания протокола, никаких процессуальных последствий для правонарушителя отказ от подписи в протоколе не несет, сотрудник полиции делает соответствующую запись в протоколе об отказе правонарушителя от подписи.
10. Понятые необходимы при изъятии вещей, предметов, являющихся орудиями правонарушения, а также при изъятии документов, досмотра и осмотра транспортных средств, при медицинском освидетельствовании на предмет употребления наркотических средств или алкогольных напитков.
11. Медицинское освидетельствование производиться в медицинском учреждении Наркологического диспансера врачом наркологом, район территориальности не имеет существенного значения.
12. Водитель может оказаться от медицинского освидетельствования, о чем делается запись в соответствующем протоколе об административном правонарушении и влечет за собой лишения водительского удостоверения.
13. Сотрудник ДПС при остановке водителя имеет право приглашать его к себе в служебную автомашину. Водитель может и отказаться, обязанности таковой у водителя не имеется.
14. Сотрудники полиции имеют право изъять государственный номерной знак транспортного средства с привлечением двух понятых и составлении протокола. В случаях: нарушения остановки и стоянки транспортных средств, ДТП, не прошедший техосмотр ТС, переоборудования ТС, нечитаемы и не по стандарту установлены государственные номерные знаки, неисправность рулевого управления, тормозной системы, тягово-сцепного механизма и эксплуатация ТС, не отвечающих правилам безопасности дорожного движения.
15. Сотрудник полиции может производить видеосъемку для пресечения административных правонарушений, техническими средствами, которые числятся на балансе органов внутренних дел и имеют сертификаты и метрологические проверки, а также любыми средствами фиксации, которые могут быть использованы в качестве доказательств совершенного деяния. Обязанности предупреждать об этом водителя законодательно не регламентировано.
16. Транспортное средство водворяется на штрафную стоянку в случаях эксплуатации ТС без государственных номерных знаков, установки подложных государственных номерных знаков, управления с подложными номерными знаками; нарушения перевозки опасных грузов без разрешения, перегруз грузовых ТС, перевозка грузов грузовым ТС с превышением габаритов, перевозка грузов грузовым ТС без разрешения с отклонением от маршрута; нарушения правил остановки и стоянки ТС, повлекших создания препятствий, стоянка на местах парковке для инвалидов (если водители таковыми не являются); управления ТС без водительского удостоверения, без свидетельства о регистрации ТС, без страхового полиса, передача управления ТС лицу, не имеющему водительского удостоверения, либо лицу, лишенному водительского удостоверения. Транспортное средство, помещенное на штрафную стоянку, можно забрать после устранения причин задержания, а за нарушения правил перевозки грузов грузовым ТС после оплаты штрафа.
17. Сотрудник ДПС может проверить водителя с помощью «алкатестера», при этом привлечь двух понятых и только прибором, выданным органом внутренних дел, имеющим сертификат и метрологическую проверку.
18. Сотрудник ДПС обязан предоставить видео нарушения водителю. Также видеоматериал правонарушения может быть предоставлен по ходатайству правонарушителя, которое должно быть рассмотрено сотрудником полиции в течение трех дней и в обязательном порядке лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть ознакомлено.
19. На начало возбуждения производства дела об административном правонарушении, если защитник не был предоставлен на начало производства, то в обязательном порядке предоставляется на рассмотрении дела.
20. Лицо, в отношении которого ведется производство, вправе делать замечания по содержанию протокола об административном правонарушении, выписки из него, снимать копию. Сотруднику полиции необходимо при заполнении протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов по делу об административном правонарушении, вписывать фамилии, адреса и номера телефонов понятых, в случае если понятые могут быть привлечены в качестве свидетелей.
Требования к сотруднику ДПС
1. Сотрудник дорожной полиции может быть как на служебной машине так в пешем порядке.
2. Сотрудник при несении службы должен находиться в видимой участникам дорожного движения зоне.
3. Сотрудник при выходе на дежурство получает служебный жетон, который по просьбе водителя должен предъявить, а также служебное удостоверение.
4. Сотрудник не обязан предоставлять водителю маршрутный лист, так как он относится к внутреннему служебному документу.
5. Сотрудник должен представиться и разъяснить причину остановки.
Имеет ли право участковый останавливать автомобиль в казахстане
Главный защитник прав казахстанских автомобилистов рассказал, как следует себя вести с дорожным инспектором при остановке авто. Руководитель проекта «ОСА» (Общество содействия автомобилистам) Руслан Лазута, конечно, славится своеобразным отношением к правоохранительным органам, но он далеко не одинок в своих суждениях. Лазута в своих выступлениях опирается не только на собственную практику – в арсенале богатый опыт множества членов возглавляемого им общества.
Мы попросили его прокомментировать элементарный, даже обыденный, но очень проблемный вопрос – остановка автомашин сотрудниками полиции. МВД Республики Казахстан уже давным-давно назвало те самые причины, по которым водителей можно останавливать на дороге. Это список из восьми пунктов. Любые другие варианты исключаются. Но что-то пошло не так: то ли некоторые водители как-то по-своему понимают сообщения, то ли информационное сопровождение подвело, итог такой, что вопросы, недовольство и возмущения как были, так и остались. Возможно, рекомендации главы Общественного объединения «ОСА» помогут нашим соотечественникам.
Освежим память. Восемь законных причин для остановки:
1. Нарушение Правил дорожного движения. Полицейский должен назвать конкретную статью или пункт ПДД, которые были нарушены.
2. Автомобиль находится в розыске. Данный пункт неприятен тем, что в ориентировках зачастую могут повторяться описания машин.
3. Изъятие транспорта для служебных целей. Данное действие можно назвать самым опасным, учитывая, что всегда есть риск столкнуться с лжеполицейским.
4. Проверка документов. Часто происходит во время проведения каких-либо оперативно-профилактических либо оперативно-розыскных мероприятий (ОПМ, ОРМ). Одна из самых любимых сотрудниками полиции причин остановки. Стопроцентно она дозволена лишь на стационарных постах дорожно-патрульной полиции.
5. Проверка груза и документов на него. В большинстве случаев этот пункт касается коммерческих грузоперевозок.
6. Ограничение или запрещение движение. В данном случае страж закона может лишь пояснить, почему изменена схема проезда или почему он закрыт.
7. Остановка в целях опроса водителя и его пассажиров, когда они стали очевидцами правонарушения. Здесь речь идет только о показаниях. Правда, если водитель пожелает, он может настоять на беседе в присутствие своего адвоката.
8. Регулирование автодвижения. Остановка по соответствующему сигналу регулировщика. Основания понятные – организация движения в случае, к примеру, поломки светофора.
Больше всего нареканий у казахстанских водителей вызывают первые семь пунктов, последний обычно никого не волнует.
Теперь разложим все по полочкам. Называем пункт и приводим комментарии Руслана Лазуты.
Нарушение ПДД:
— Мы обязаны исполнять требования инспектора, даже если они незаконные. И нарушение правил – это самая главная причина и это надо понимать. Уже потом, если человек посчитает, что были незаконные действия, он их может обжаловать. Водителю в принципе не надо заморачиваться по поводу этих остановок. Потому что всегда найдется какая-то причина. И это не прихоть конкретного инспектора, хотя и такое бывает. Сами по себе эти пункты ненормальные.
А вообще, по моему мнению, инспектор не имеет права останавливать водителя за исключением случаев, если водитель нарушил ПДД, либо водитель или автомобиль находятся в розыске.
Розыск авто:
— Инспектор сразу, как правило, интересуется наличием документов. Сейчас если и угоняют, то обычно из хулиганских побуждений, чтобы просто покататься. А профессиональный угонщик, который нацелится на элитный автомобиль, уже будет иметь полный пакет липовых документов.
МВД как следует задумалось бы о целесообразности этого пункта, если бы водители заявляли в ответ следующие требования – если у вас есть подозрения, что моя автомашина значится в розыске, составляйте протокол задержания меня, как водителя, ведите в отдел, а машину помещайте на штрафстоянку. Дорожный инспектор не является техническим специалистом, перебитые номера может только техник определить, который составит заключение. А если версия с розыском не подтвердится, подавайте жалобу с требованием возместить моральный ущерб.
Изъятие машины для служебных целей:
— Если бы я был уверен, что поврежденную при поездке мою автомашину, а это вполне вероятно, потом вернули бы в исправном состоянии, я бы без лишних разговоров, при первом же требовании отдал бы инспектору ключи. Но я слишком хорошо знаю, что когда дело дойдет до компенсации, мне весь мозг вынесут! Я еще не говорю про страховые компании. Я ни к чему не призываю, это только мое мнение. Но заработав своим трудом деньги, на которые купил машину, я не готов просто так расстаться с ней. Я лично был бы против того, чтобы ею воспользовались в попытке, к примеру, задержать преступника.
Проверка документов:
— ОПМ – самая распространенная причина остановки. Надо знать, что в Конституции у нас написано, что каждый гражданин вправе ознакомиться с теми документами, которые затрагивают его права и свободы. В данном случае применяется мера принуждения в виде остановки. Инспектор остановил автомобиль и просит показать документы. Казалось бы, секундное дело. Но с другой стороны я попросил бы приказ на ОПМ. Если получаю ответ «позвоните туда-то, съездите туда-то», я тогда скажу «почему я должен Вам на слово верить, Вы же мне на слово не верите, что у меня есть документы на руках?». Инспектор с одной стороны ни в чем не виноват, он же просто выполнят приказы. Это все вопросы к МВД.
Но предъявить водитель в любом случае обязан. В законе сказано, водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника полиции передавать документы. Тут надо понимать, что никаких вообще последствий не будет, если это происходит на стационарных постах.
Проверка грузов:
— Вскрытие автомашин, если это необходимо, пусть проводят, но при этом составляют протокол досмотра и тут обязательно наличие двух понятых. И всё. Если же это не будет сделано, я категорически призываю, чтобы водители отказывались допускать полицию к досмотру автомобиля.
Ограниченный или закрытый проезд:
— В целом тут сложностей не должно быть. Но я приведу пример, когда наблюдается повышенная температура воздуха и должно быть ограничено движение большегрузных автомобилей по трассам республиканского значения. Полиция должна останавливать такие фуры и выпускать их только вечером, когда спадет жара. Недавно я был в Балхаше, сильная жара стояла и прут большегрузы. Норма не работает, а страдает дорожное покрытие.
Опрос водителя, как очевидца происшествия:
— Это больше вопрос морали или воспитания. Я, например, был очевидцем и понимаю, что меня будут дергать, опрашивать и сразу оставил свои контакты и водителю и инспектору на случай, если понадобятся мои показания.
Ситуация с аварийностью касается Казахстана в особенности. Здесь резко-континентальный климат, погода меняется по 10 раз на дню и происходит много аварий.
Говоря об адвокате, скажу, наверное, он нужен тем, кто совершил какое-то нарушение. Простым очевидцам это совершенно не нужно.
Регулировка движения:
— Тут комментировать в общем-то нечего. Так должно быть по определению.
Мы не стали упоминать служебные удостоверения и жетоны полицейских, т.к. они априори должны присутствовать у каждого заступившего на службу сотрудника. Скажем, что в дороге не стоит забывать о праве на фото- и видеосъемку. Ведь когда возникнет необходимость доказывать свою правоту в суде, это будет самым «железным» доказательством. Как сложатся дела при разбирательстве это совсем другой разговор, но максимальная готовность к защите своих прав и свобод не помешает. Надеемся, что советы эксперта помогут водителям и, наверное, в первую очередь тем, кто только начинает знакомиться с «прелестями» и сюрпризами на дороге.
Улыгбек Мылтыков рассказал о правах водителей и сотрудников дорожно-патрульной полиции
Редкий водитель не испытывает дискомфорт при взмахе полосатого жезла, ведь каждому известно, что стоит только стать водителем автомобиля, избежать встреч с сотрудниками теперь уже дорожно-патрульной службы не удастся. И вот с упразднением дорожной полиции с 1 ноября этого года у актауских водителей, судя по комментариям в «Ладе», поднялось настроение от того, что не придется больше созерцать ненавистный жезл. Потому как одно из правил новоиспеченной службы — запрет на остановку ТС с их помощью. Однако, жезлы никуда не исчезли. Впрочем, не это самое важное. Большинство водителей не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками новой службы, именно из-за этого и возникают многочисленные конфликты с дорожной полицией. Об этом интервью начальника управления административной полиции ДВД Мангистауской области, подполковника полиции Улыгбека Мылтыкова.
Лада: Улыгбек Тургынович, напомните, каким образом ведется патрулирование после того, как была упразднена служба дорожной полиции.
У. Мылтыков: C 1 ноября дорожная полиция в Казахстане окончательно упразднена. Бывшие инспекторы УДП вошли в состав управлений административной полиции. Отныне экипаж автомобиля дорожно-патрульной полиции состоит из трех человек: двух полицейских бывшей ППС и одного автоинспектора. Первая цель и задача — именно охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения. Отличить универсальных полицейских от других сотрудников ДВД можно будет по новым шевронам и нагрудным знакам на форме. Пришлось иначе оформлять и патрульные машины. Теперь на них появилось название совершенного нового подразделения «Дорожно-патрульная полиция».
Лада: А как скоро появится новая форма?
У. Мылтыков: Пока универсальные полицейские носят старую форму. С нового года планируется переодеть их в современную, удобную одежду. Фуражки, скорее всего, будут заменены на кепи. Какой точно будет форма, сказать не могу, но однозначно она будет удобной для несения службы, ведь универсальные полицейские выявляют и пресекают преступления, они должны иметь свободу в движении, при этом элементарно не терять фуражки. А нагрудный знак нового образца представляет собой восьмиугольное изделие из желтого металла с логотипом органов внутренних дел в центре, с указанием названия подразделения на двух языках. Надпись на автомашинах полицейских уже сменили. Сегодня все сотрудники ДПП находятся под тотальным контролем. Для этого все полицейские машины оборудованы системами GPS и видеофиксаторами, которые позволят устранить конфликтные ситуации с участниками дорожного движения, контролировать работу и бороться с коррупцией. Каждое слово, каждое движение инспектора фиксируется и попадает в центральную базу.
Лада: Как уже сообщалось, жезлы во время патрулирования использоваться не будут.
У. Мылтыков: Сейчас основным способом несения службы вновь созданного подразделения дорожно-патрульной полиции в городах является автопатрулирование. Остановка транспортных средств осуществляется путем подачи специальных звуковых и световых сигналов. В принципе, все по-старому, разве что патрульные машины должны ездить по городу, чтобы фиксировать нарушения, а не стоять в определенных точках. Жезлы же всегда будут находиться в патрульной машине и применяться для регулировки в на месте дорожных аварий и ЧП, а также на перекрестках для регулировки дорожного движения в случае выхода из действия светофорного объекта. На автотрассах области ограничений использования жезлов также не существует. Несение службы там остается прежним.
Лада: А если, допустим, человек глухонемой, он ведь может не услышать патрульных, требующих остановиться через СГУ?
У. Мылтыков: Но ведь на дороге ни одна полоса, патрульная автомашина может подъехать с левого бока, а инспектор жестом может дать указание остановиться. При этом включены «мигалки». Если не услышит, то точно увидит, если, конечно, водитель еще и не слепой, в этом случае вряд ли ему можно садиться за руль. Если речь идет о глухонемом человеке, то он обязан предъявить справку. Естественно, патрульный войдет в его положение, но в случае выявления нарушения ПДД, привлечет к ответственности, как любого другого водителя.
Лада: Пользователи нашего сайта спрашивают, как быть в случае, если водитель не услышал патрульных, скажем из-за громкой музыки в машине?
У. Мылтыков: Извините граждане, но это уже абсурд. Законом такие понятия не урегулированы. Если бы музыка была причиной, чтобы уйти от наказания, то каждый нарушитель включал бы ее на всю катушку, а потом заявлял — а я не слышал вас. В данном случае, ответственность водителя такая же, как у всех остальных.
Лада: Один из вопросов — должен ли водитель выходить из своего автотранспорта и садиться к сотрудникам ДПС в машину?
У. Мылтыков: Сотрудник полиции, остановивший автомашину, должен подойти, назвать свою должность и фамилию, при нем обязательно должен быть жетон. При остановке автомашины сотрудником дорожно-патрульной полиции водитель не обязан выходить из управляемого им автомобиля, а также садиться в патрульный автомобиль. Вместе с тем, сотрудник ДПП вправе предложить водителю выйти для осуществления личного досмотра и досмотра транспортного средства.
Лада: Сколько времени нужно ожидать подхода сотрудника ДПП, если он остановил машину, а сам не подходит?
У. Мылтыков: В соответствии с приказами и указаниями инспектор дорожно-патрульной полиции должен незамедлительно подойти к остановленному транспортному средству. В любом случае, покидать место остановки без выяснения причин остановки не рекомендуется. Однако такие действия инспектора могут быть обжалованы у руководства административной полиции.
Лада: Скажите, а нужно ли останавливаться, если этого требует явно не сотрудник ДПС, а, скажем, участковый. Имеет последний право проверить мои документы?
У. Мылтыков: Любой сотрудник правоохранительных органов имеет право остановить водителя, если имеется подозрения, что машина в угоне или водитель явно пьян. Однако, после остановки сотрудник полиции должен по радиостанции вызвать на место представителей дорожно-патрульной службы и передать задержанного в их руки. Если есть подозрение, что в автомашине наркотики или оружие, то на место остановки вызываются специалисты, то есть криминалисты, сотрудники УБОП и т.д.
Лада: Имеет ли право сотрудник дорожной полиции работать на личном транспорте?
У. Мылтыков: Несение службы на частной автомашине запрещено. Сотруднику дорожной полиции допускается доехать до поста несения службы на личном транспорте.
Лада: Существует ли сегодня такое понятие, как «скрытый контроль за дорожным движением»? Даёт ли это право сотрудникам дорожной полиции находиться за каким-либо укрытием и следить за дорогой из «засады»?
У. Мылтыков: Согласно требованиям нормативно-правовой базы МВД РК, несение службы по обеспечению безопасности дорожного движения, патрульный транспорт и инспекторы должны быть видны участникам дорожного движения. Патрульный транспорт не не может располагаться за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты).
Лада: Могут ли полицейские останавливать общественный транспорт без причин?
У. Мылтыков: Остановка транспортных средств осуществляется на минимально короткий срок и в местах, не создающих помех для движения. Останавливать городской общественный транспорт на маршрутах следования разрешается в случаях нарушения требований Правил дорожного движения и только для объяснения водителям сущности нарушения и уточнения расположения конечной остановки на маршруте для последующего составления протокола об административном правонарушении.
Лада: Имеют ли право водители фиксировать нарушения ПДД сотрудниками дорожно-патрульной полиции и куда нужно обращаться для принятия мер к правонарушителям?
У. Мылтыков: В соответствии с действующими законами Республики Казахстан каждый гражданин вправе реагировать на административные правонарушения, в том числе и на совершённые сотрудниками органов внутренних дел. Кодекс РК об административных правонарушениях распространяется на всех граждан без исключения. Служба в рядах полиции не даёт право нарушать установленные ПДД.
Лада: Люди говорят, что инспекторы сами не пристегиваются ремнями безопасности.
У. Мылтыков: Лично я, пока не пристегнусь ремнем безопасности, не завожу машину и того же требую от подчиненных. Каждый день проводятся инструкции, в ходе которых дается строгое указание, в том числе на пристегивание ремнями. Вместо того, чтобы говорить, снимите на видео и принесите в управление административной полиции, расположенном в 3 микрорайоне. Если такие факты имеют место быть, принимаются меры дисциплинарного и административного характера. В случае видеофиксации правонарушения, допущенного сотрудниками полиции, просим обращаться в УАП ДВД с предоставлением материалов видеосъёмки.
Лада: В каких случаях сотрудники ДПП могут просить открыть багажник для обыска или досмотра?
У. Мылтыков: Основаниями для предложения водителю выйти из машины может являться проведение оперативно-поисковых мероприятий по розыску угнанного и похищенного автотранспорта, а также в случае подозрения причастности водителя или его транспортного средства к совершению преступления, либо ДТП. В случае возникновения подозрения об употреблении водителем алкоголя, наркотических и психотропных веществ, оказания содействия в организации первой помощи пострадавшим в ДТП. А также при проведении специальных оперативно-розыскных мероприятий, имеющихся ориентировках, оперативных сведениях, указывающих на причастность водителя и ТС к организованной преступности и т.п., неадекватном поведении водителя и пассажиров сотрудники дорожной полиции вправе попросить водителя ТС открыть багажник автомобиля для осуществления досмотра на предмет выявления запрещенных к санкционированному обороту предметов и веществ (оружия, боеприпасов, наркотиков и т.п.), религиозной литературы экстремистского толка.
Лада: Имеют ли право сотрудники ДПП изъять водительское удостоверение?
У. Мылтыков: Сотрудник дорожно-патрульной службы имеет право изъять водительское удостоверение в случае выявления грубого нарушения, в том числе управления ТС в нетрезвом виде.
Лада: Согласно тем же комментариям на нашем сайте, да и есть такое общественное мнение, что большинство водителей чувствуют себя полностью бесправными на дороге, не верят, что можно отстоять свои водительские права при встрече с сотрудником ДПС.
У. Мылтыков: Ничего подобного. Был случай, когда инспектор неправильно заполнил протокол. Водитель, имея элементарные знания, сумел доказать свою правоту. Другими словами, любой водитель, в случае несогласия с инспектором, имеет право обжаловать его действия в суде. А бывает, что он доказывает свою правоту еще на месте остановки. В случае, если водитель знает свои права и обязанности при общении с сотрудниками ДПС, то в некоторых случаях остановка такого водителя сотрудником полиции для последнего заканчивается настоящим испытанием. Надо просто быть грамотным.
Лада: С тех пор, как произошли изменения в структуре полиции, прошел почти месяц. Что он показал?
У. Мылтыков: В целом, в работе универсальных полицейских кардинально ничего не изменилось — работают в три смены по три человека. Заработная плата сотрудников также осталась прежней. Хочется отметить, что есть уже положительные результаты. Если двое следят за общественным порядком, то один замечает нарушения на дорогах. К примеру, недели две назад патрульные заметили пожар на восьмом этаже квартиры в 5 микрорайоне. В считанные секунды они поднялись на нужный этаж и через соседский балкон попали на место пожара, потушив его еще до приезда огнеборцев. А на днях задержаны молодые парни, пытавшие угнать автомашину жителя Актау. Патрульные задержали и других угонщиков и автоворов. В другом случае удалось по горячим следам задержать грабителя, сорвавшего золотые украшения со своей жертвы. Примеров, на самом деле, много, обо всех сразу не расскажешь. Могу также сказать, что за неполный месяц уже отмечаются такие моменты, как слаженность действий дорожно-патрульных полицейских, оперативность. Раньше, если ППС задержит пьяного водителя, врезавшегося в столб, то ждет приезда ГАИ или наоборот, задержат инспекторы скандалиста и в ожидании ППС-ников уходит драгоценное время. Сейчас ждать никого не приходится, в одном патруле и те и другие, это сказывается на оперативности, а в нашей работе оперативность дорогого стоит. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к гражданам с просьбой сообщать о преступлениях, совершенных в их отношении, немедленно. Практика показывает, что в 90 процентах случаев преступления раскрываются, если о них сообщается вовремя.