Как запомнить все правила русского языка для школьников
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
- Где грамотные?
- Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
- Миф о врожденной грамотности
- Как подтянуть русский язык без репетитора
- Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
- «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
- «небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
- «потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Причины безграмотности:
- Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
- Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
- Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
- Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
- ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
- не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
- пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
- у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
- недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
- работа с картинками «Найди 10 отличий»;
- игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
- одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
- При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
- Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает. И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.
Начальная школа
- В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
- Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
- Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
- Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол. ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
- Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
Средняя школа
- Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
- Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
- Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
- Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
- Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
- Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Цитатник
МАЛЕНЬКАЯ ХИТРОСТЬ: ЧТОБЫ ЦВЕТЫ В ДОМЕ ЦВЕЛИ ПЫШНО И ДОЛГО! МАЛЕНЬКАЯ ХИТРОСТЬ: ЧТОБЫ.
Книга:«Knitting Pattern Book 260 by Hitomi Shida» lenuzja2 на Яндекс.Фотках
Иллюстрированная мода — 1863 год | Акварель. Ранее — Свадебное платье 1863-1896 г http://i081.
ЧУДО-СМЕСЬ ДЛЯ ОРГАНИЗМА Очень мощное воздействие на весь организм! Всегда определяла в.
Азбука вязания Автор: М.Максимова .
—Метки
—Рубрики
- Ткачество (1)
- Сумки (1)
- АХО (0)
- Бибилиотека (10)
- детям (3)
- Бисер и бижу (4)
- Вырезание из бумаги (1)
- Вышивка (5)
- барджелло (2)
- вышивка лентами (1)
- Вязание (111)
- вязаное детское (4)
- вязаные аксессуары (1)
- модели крючком (8)
- модели спицами (30)
- технология вязания (8)
- узоры крючком (16)
- узоры спицами (45)
- японские ажуры спицами (10)
- ИЗО (18)
- картинки к вышивке (11)
- Живопись (2)
- Витраж (1)
- японская и китайская живопись (2)
- История моды (15)
- куклы (4)
- Квилт (2)
- Комп (0)
- Косметика (2)
- Кружево (4)
- игольное (2)
- ирландское (1)
- Кулинария (23)
- второе (4)
- напитки (1)
- десерт (13)
- несладкая выпечка (2)
- первое (3)
- салаты (3)
- Макраме (1)
- Медицина (3)
- Моё (6)
- моё шитое детское (1)
- мой вилочный фриформ (5)
- Оригами (1)
- Орнамент (18)
- индейцы Уичоль (3)
- индейцы (2)
- пейсли (1)
- дудлинг (1)
- кельтский (2)
- модерн (1)
- украинский (2)
- фракталы (2)
- Полезное (13)
- английский язык (4)
- Психология (2)
- Разное (1)
- Фауна (4)
- Флора (0)
- Фото (0)
- Шитьё (22)
- нарядное (16)
- повседневное (3)
- технология шитья (3)
- шитое детское (1)
- Ювелирное (2)
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Запоминалки правил русского языка
Запоминалки правил и определений
Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Русский язык
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография
Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер — вот и весь набор.
Множественное число
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян, у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин, у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – ты ее немедленно ставь под ударение!
***
В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.
***
На вЕранде вЕтер. На вИтрине Игрушки.
***
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.
***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, ка, нибудь, то, таки — не позабудь
Написать через дефис, как предлог со словом из. (из-за, из-под)
***
Кое, либо, то, нибудь — черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы — ты раздельно запиши.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно!
***
Интересно: не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания
Для тогоб чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
***
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах
Долго ели тОрты – не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
***
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
***
Ударение в слове щавель: срубили ель, сорвали щавЕль.
***
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
***
ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.
Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.
***
Ударение в слове шарфы:
Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!
***
Я взял муку и взял творОг – испек рассыпчатый пирог.
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.
***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира – повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира, значит, в корне буква И.
***
Если после корня — А, в корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай!
***
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):
если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
***
СКАК напишем только так, СКОЧ без о писать невмочь.
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто как: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Правописание
Ввиду дождей, вследствие бури
Вместо тепла ветры подули.
По причине такой в течение дня, в продолжение суток
Насчёт погоды идёт пересудок.
Волнует не то, ждать ли тепла,
А как писать эти слова:
Грома гремели в течение суток,
В течении реки прорвало запруду.
Имейте в виду, чинить я не буду,
Лучше приму я участие в следствии
Об этом грамматическом стихийном бедствии.
Выучу впоследствии.
Слова с буквой «ять» (аналогом «е»)
б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю! — в этой фразе все буквы русского алфавита.
Астрономия
Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.
На Луне жил звездочет, он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, Четыре — Марс
Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн,
Семь — Уран, Восьмой — Нептун.
Девять — дальше всех — Плутон,
Кто не видит, выйди вон.
Математика
Если очень постараться, можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U?dV + V?dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».
Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36
Физика
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).
Химия
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Литература
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
Как быстро выучить правила по русскому языку самостоятельно?
Как быстро выучить правила по русскому языку и запомнить их навсегда? Ответ на этот вопрос представляет интерес не только для учеников, но и для тех, кто давно окончил школу. Едва ли найдется человек, которому не хотелось бы писать и говорить грамотно. Советы, приведенные в статье, помогут справиться с этой задачей.
С чего начать
Как быстро выучить правила по русскому языку? Для начала стоит запастись учебником и сборником заданий, выполнение которых поможет закрепить изученное. Правильная подготовка к занятиям – залог успеха. Необходимо настроиться на запоминание правил. Ни в коем случае нельзя учить их в спешке, под влиянием тех или иных отвлекающих факторов (музыка, телевизор и так далее). Лучшее время для усвоения новой информации – утренние и вечерние часы.
Также человек должен понимать, для чего он собирается выучить то или иное правило, понадобится ли оно ему в дальнейшей жизни и в каких ситуациях. Правильная мотивация – залог успеха.
Понимание
Как быстро выучить правила по русскому языку и успешно применять их? Ошибку совершают те, кто пытается запомнить текст без понимания сути его содержания. Для начала следует внимательно прочитать правило, каждое слово при этом четко проговаривается вслух. Затем нужно определить значение каждого слова.
Затем необходимо попытаться правило переформулировать. Предположим, что оно имеет следующую структуру: «Делаем…, когда есть…». Можно сказать так: «Если есть…, то делаем…». Далее стоит выделить ключевые слова, к примеру, с помощью цвета. Это обеспечит участие зрительной памяти в процесс запоминания. Также можно представить правило графически, допустим, в виде таблицы или схемы. Чем больше действий человек производит с текстом, тем выше вероятность того, что он запомнит его содержание.
Как быстро выучить правила по русскому языку, состоящие из нескольких пунктов? Для начала следует понять содержание каждой части. Затем все пункты необходимо связать воедино.
Подключаем фантазию
Люди, обладающие развитым воображением, могут воспользоваться этим при запоминании правил. Такой метод активно применяют учителя начальных классов, воспитатели детских садов. Если человек сможет образно представить себе содержание текста, он лучше запомнит его.
Закрепление материала
Как учить правила русского языка? Многие люди забывают о важности закрепления изученного материала. Нельзя пренебрегать упражнениями, выполнение которых поможет применить правило. Желательно выбирать разнообразные виды упражнений, это позволит запомнить все возможные нюансы. Во время выполнения работы необходимо вновь и вновь проговаривать содержание правила.
Пересказ изученного материала – кратчайший путь к запоминанию. Содержание правила можно рассказывать самому себе или кому-то из домочадцев. Также полезно отвечать на чьи-то вопросы, касающиеся изученного материала. К примеру, помощник может спросить у человека о том, в каком случае делается или пишется что-то конкретное, а он должен назвать условие. Если возможности прибегнуть к чьей-то помощи нет, можно задавать вопросы самому себе и отвечать на них.
Читайте и пишите
Как быстро выучить правила русского языка самостоятельно? Чтение книг – кратчайший путь к достижению этой цели. Речь идет именно о книгах, а не о текстах в интернете, которые зачастую переполнены грамматическими ошибками. Наилучшим выбором станет классическая литература. Во время чтения книг работает зрительная память, а произнесение текста вслух позволяет задействовать и память звуковую. Человек не только расширяет свой словарный запас и развивает навык комбинирования и сочетания лексических единиц. Его мозг также фиксирует правильное написание различных понятий и терминов. Это обеспечивает уменьшение количества орфографических ошибок.
Переписывание книг – еще один способ запоминания правил русского языка. Он достаточно трудоемкий, однако результат стоит того. Переписывая по странице в день, человек может в кратчайшие сроки стать более грамотным. Во время выполнения этого задания обязательно следует работать с текстом. Необходимо отслеживать знакомые правила, которые встречаются в предложениях, контролировать правильность расстановки знаков препинания, написания слов. Однако даже если человек будет просто переписывать тексты, правила начнут откладываться у него в подсознании без дополнительных усилий.
Мнемоника – быстрый способ выучить правила русского языка
Мнемоника – техника запоминания, которая применялась еще до нашей эры. К этому методу прибегали еще античные ораторы, которым необходимо было выучить свои длинные речи. Большинство исследователей приписывает ее изобретение Цицерону. Итак, что же представляет собой самый быстрый способ выучить правила русского языка? Практические примеры, приведенные ниже, помогут в этом разобраться.
- Как запомнить употребление глаголов «надевать и «одевать»? «Одеваю Надежду, надевая одежду».
- «Не прекрасно, не чудесно, а опасно и ужасно букву «т» писать в словах «интересный» и «вкусный» напрасно. Такой текст поможет лучше запомнить семь слов, в которых не используется буква «т».
- Как запомнить падежи русского языка? Справиться с этой задачей поможет забавная скороговорка. К примеру, «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Или же «Иван Рубил Дрова, Варя Топила Печь».
- Как быстро выучить приставки, которые необходимо писать слитно? Достаточно запомнить слово «автомотовелофоторадиомонтер».
- После буквы «Ц» всегда пишется «И», однако существуют слова-исключения. Выучить их достаточно легко: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц».
Чем смешнее фраза, тем легче ее запомнить. К примеру, «Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая овца».
Креативные методы
Использование мнемотехники – быстрый способ выучить правила русского языка. Конечно же, существуют и другие креативные методы. К примеру, правило, которое запоминается с трудом, можно попытаться пропеть. В этом случае оно непременно врежется в память.
Еще один эффективный способ – наговорить сложный текст на диктофон. Эту запись следует регулярно прослушивать перед сном. Наконец, текст правила можно прокричать, это также способствует запоминанию.
Проект «Оптимальные приемы запоминания трудных правил русского языка»
Автор статьи выясняет причины низкой практической грамотности учащихся, делает попытку исследовать и классифицировать приемы запоминания трудных правил русского языка с учетом мотивации и основных каналов восприятия информации. Результатом работы на практическом уровне является разработка и создание пособия для учащихся 5 – 7 классов, которое поможет быстро усвоить и запомнить основные правила правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_mariya.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТРУДНЫХ ПРАВИЛ РУССКОГО
Цель данной работы: установить, при каких условиях и с помощью каких приемов возможно быстро запомнить трудные правила русского языка.
Данная цель определила следующие задачи:
1. Определить уровень мотивации учащихся 7А класса.
2. Установить ведущие каналы восприятия окружающего мира учащихся.
3. Уточнить перечень правил русского языка, изучаемых в 5 – 7 классах.
4. Проанализировать, какие приемы запоминания правил могут быть наиболее продуктивными.
5. Систематизировать и классифицировать правила в соответствии с приемами запоминания.
6. Создать учебное пособие для учащихся 5 – 7 классов.
Объектом исследования стало выявление причин невысокой успеваемости учащихся 7А класса по русскому языку, а предметом – возможные пути её повышения.
Методы исследования: опрос, тестирование, анкетирование; анализ, сравнение и сопоставление полученных данных, их классификация и обобщение; отбор материала, систематизация схем, алгоритмов, таблиц, иллюстраций.
Актуальность данного исследования бесспорна, так как у большинства учащихся низкий уровень практической грамотности, одной из причин которого является незнание правил правописания.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней исследуются и классифицируются приемы запоминания трудных правил русского языка с учетом мотивации и основных каналов восприятия информации.
Результатом исследования на теоретическом уровне является углубление знаний о ведущих каналах восприятия информации и приемах, с помощью которых можно быстро запомнить трудные правила, а на практическом — разработка и создание пособия для учащихся 5 – 7 классов, которое поможет быстро усвоить и запомнить основные правила правописания.
Гипотеза: зная свой ведущий канал восприятия мира, можно использовать его для быстрого запоминания наиболее трудных правил и слов русского языка, тем самым повысить свою практическую грамотность, чтобы стать образованным и просвещенным человеком.
В ходе работы было проведено анкетирование учащимся с целью определения ведущих каналов получения информации. На вопрос, в какой форме семиклассники лучше всего запоминают правила, были даны следующие ответы:
в форме картинок — 6 человек (около 26% учащихся):
в форме таблиц, схем, алгоритмов — 11 человек (около 52% учащихся);
лучше запоминают правила в форме текста 4 человека (около 19% учащихся). На два взаимосвязанных вопроса об основных каналах восприятия информации большинство учащихся (17 человек, около 81% учащихся) ответили, что ничего не знают об этом. Лишь 4 человека (около 19% учащихся) знают, какой канал восприятия окружающего мира, а значит, и информации у них является ведущим. В связи с этим было проведено исследование ведущих каналов восприятия информации путем тестирования у учащихся 7А класса. Школьникам было предложено заполнить следующую таблицу:
Все люди разные и по-своему воспринимают окружающий мир. Определи свой ведущий канал восприятия мира. Для этого выполни предлагаемые задания.
Запиши во второй колонке по 3 прилагательных, ассоциирующихся у тебя с существительными в первой колонке. [1, 91].
В ходе обработки полученных ответов было установлено, что среди 21 ученика
визуалами являются 14 человек (около 67% учащихся); кинестетиками – 4 человека (около 19% учащихся); аудиалами – 3 человека (14% учащихся).
Безусловно, полученные данные очень важны как для учащихся, так и для учителей, потому что, опираясь на них, можно определить самые оптимальные приемы запоминания трудных правил правописания. Например, шуточные названия правил помогают быстро их запомнить («правило осла», «правило окна»). Чтобы возникли прочные ассоциативные связи между смешным названием и самим текстом, можно сопроводить его забавными картинками. Услышанное на уроке и увиденное на интерактивной доске надолго остается в памяти и у аудиалов, и у визуалов. Для кинестетика мало услышать или увидеть, ему необходимо «подержать» правило в руках, «пощупать» его, попробовать на зуб». Для этого следует намекнуть, какая мягкая и шелковистая шерсть у кота, если его погладить («правило окна»); как невозмутимо, спокойно и неподвижно может стоять осел («правило осла»). Чтобы запомнить исключения из правила о правописании Н-НН в суффиксах прилагательных, надо «пощупать» окно: рама у него дерев янн ая, ручки – олов янн ые основная часть – стекл янн ая; а если посмотреть в окно, можно увидеть, как качаются ветки деревьев, — значит, день ветр ен ый. Хорошо запоминается правило правописания суффиксов –ЕК и – ИК имен существительных, если его именовать «Правило замочка и ключика»: есть замоч е к и ключ и к — нет замо чк а и ключ и к а.
Одним из распространенных приемов запоминания правил являются рифмовки . Рифмованные тексты широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать. Смешное, необычное ударение рифмованных строчек позволяет правильно определять спряжение глаголов и не делать ошибок в правописании безударных личных окончаний глаголов. Всегда вызывают трудности формы родительного падежа множественного числа существительных. Рифмованные строчки упрощают усвоение материала:
Уважают человека у туркмен, татар, узбек ов ,
У таджик ов и армян, у монгол ов и цыган,
У якут ов и тунгус ов , у башкир и белорус ов ,
У киргиз ов и грузин, у бурят и осетин.
Рифмовки о правописании Ё – О после шипящих в корне слова тоже помогают школьникам с разными каналами восприятия информации усвоить правило. Дело в том, что многие учащиеся помнят правило о правописании О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, в суффиксах наречий, а вот данное правило упускают из вида. Рифмованные строчки шуточного стихотворения вобрали в себя практически все слова-исключения из этого правила:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба,
Чокнуться, шотландец, шоры,
Чохом, шомпол и жонглёры,
Шорты, шовинизм и шок,
В существительном ОЖОГ.
И ещё совсем немного:
Жом, трещотка и изжога.
Игра воображения и фантазия разгружают информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Научное обоснование правописания заменяется житейским, «приземленным», более понятным, а значит и запоминается лучше. Традиционно запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то буквенно-звуковые ассоциации как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Буквенно-звуковые ассоциации были известны давно. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью :
А(аз) Б(буки) В(веди) – я буквы знаю; Г(глагол) Д(добро) Е(есть) — письменность есть добро; Р(рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.
Очень удачной является фраза, помогающая разграничить глаголы-омонимы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ: ОДЕВАЕМ НАДЕЖДУ – НАДЕВАМ ОДЕЖДУ ИЛИ НА СЕБЯ НАДЕНУ, ОЛЕЧКУ ОДЕНУ.
Буквенно-звуковая ассоциация позволит запомнить правописание слова ВИНЕГРЕТ, если объяснить правописание фразой ВИНО НЕ ГРЕЮТ, или замечанием о том, что раньше в ВИНЕГРЕТ добавляли ВИНО. Такие веселые «объяснялки» с картинками позволяют лучше запоминать трудные в написании слова. Например, запомнить правило правописания суффиксов – ЧИК и –ЩИК поможет ответ на вопрос «Когда пишется — чик ?» — « Д а т ы ж е с ам з наешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З »:
Этой же цели служат лингвистические сказки-ассоциации. Всевозможные сказки, шуточные мини – рассказы, фантастические истории, которые сочиняют даже сами ученики, должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны. В настоящее время очень известны сказки Феликса Кривина с элементами мнемотехники.
Давно известно, что легче запомнить правило, представленное в виде схемы,таблицы, алгоритма. Особенно эффективен этот способ запоминания для ребят с логическим типом мышления. Для школьников-аудиалов и визуалов данный способ представляет определенную трудность, но яркие, красочные схемы, выделение цветом, написание столбиком необходимых слов для запоминания повышают процент запоминания. Так, например, при изучении темы «Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно нарисовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: «Крыша дома – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов».
Алгоритмы представляют собой пошаговые инструкции для применения того или иного правила русской орфографии. Алгоритм всегда должен быть перед глазами для успешного решения той или иной лингвистической задачи. Черно-белые схемы-алгоритмы можно предложить учащимся раскрасить, выделить самые важные элементы ярким цветом, использовать цветной фон и т.п.
Современные школьники хорошо знают такой жанр, как комиксы. Использование особенностей этого жанра вполне допустимо при создании интерактивных плакатов по русскому языку. Смешные рисунки и подписи к ним, забавные персонажи, краткость и выразительность привлекают внимание школьников, и в этой ситуации начинает действовать главный закон успешной учебы: хорошо запоминается то, что интересно.
Предложенные в работе приемы облегчают запоминание трудных правил и слов, так как отвечают следующим требованиям:
1. Краткость, лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.
2. Яркость, красочность, образность.
3. Доступность, простота, понятность.
4. Надежность в применении.
5. Максимальная эмоциональность, интерес, позитивный настрой.
Все изложенное в данном проекте требует дальнейшего изучения, продолжения работы над созданием авторских иллюстративных материалов, а также осознанного стремления учащихся использовать индивидуальные особенности для достижения поставленной цели.
Список используемых источников
1.Асмолов, А.Г., Жиганов, Б.А. и др. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / А.Г.Асмолов, Жиганов Б.А. и др.// М.:Учебная книга БИС, 2007 – 150 стр.
2. Ничкова, Т.А. Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил. – Социальная сеть работников образования nsportal . ru (дата обращения 13.02.2017).
3. Целоусова, Е.В., Мнемотехника – один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. – ИД «Первое сентября», «Открытый урок» (дата обращения 15.02.2017)
ТОП-10 советов, как быстро выучить русский язык
Около двух лет в Интернете гуляла фотография вопроса из теста по русскому языку для мигрантов, подписанная авторами постов как «Тест. Уровень сложности – Абсолютный ад».
«НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
________ стоит ларёк с надписью «ШАВЕРМА».
- (А) В Москве на вокзале
- (Б) На вокзале в Москве
- (В) На московском вокзале
- (Г) На Московском вокзале».
Если следовать логике и выбирать из четырех зол меньшее, то наиболее корректный ответ – (Г), так как «шавермой» шаурму в основном называют в Санкт-Петербурге, и там как раз есть Московский вокзал. Очевидно, что русский язык остается загадкой не только для иностранцев, но и для его же носителей.
Поэтому мы не будем говорить о русском, как об иностранном – вы читаете эту статью на русском языке, а значит, владеете его основами. Материал будет полезен тем, кто еще не обрел чувство грамматики, недоволен своим словарным запасом и паникует перед экзаменом ЕГЭ или теста в ВУЗе. Поговорим о том, как быстро выучить правила русского языка, запомнить падежи и написание новых слов. Также приведем 10 советов, которые помогут учиться легко и получать удовольствие от процесса.
5 причин плохого знания русского языка
Еще в начальной школе мы совершаем массу ошибок, которые мешают нам запоминать правила русского языка и чувствовать грамотное написание большинства слов. Знаете, почему вы так часто допускаете по 2-3 ошибки в одном предложении и не замечаете их? Ключевые причины:
- Вы мало читаете.
- Вы слишком часто общаетесь в социальных сетях.
- Вы считаете русский язык сводом навязанных правил.
- Вы не любите писать и предпочитаете общаться устно.
- Вы не интересуетесь историей.
«Хорошо писать будет не тот, кто пьет много пива, а тот, кто много читает» – эта бородатая шутка достойна стать главным советом по изучению русского языка. Предпочтение стоит отдать классической или современной литературе, без множества жаргонов и заимствований.
Что же касается общения в социальных сетях, то многое зависит от лингвистического качества речи собеседников. В юном, да и во взрослом возрасте большинство наших соперников по «важным переговорам» в комментариях не отличаются высокой грамотностью. Тем не менее, мы вступаем в длительные диалоги, и слова с ошибками в написании отпечатываются в памяти.
Отсутствие интереса к русскому языку и искреннее непонимание того, почему «жи» и «ши» нужно писать именно с буквой «и» – еще одна причина низкой грамотности. Вы должны понимать, что грамматика помогает узнать правду, погружает вас в огромный культурный пласт и открывает массу интересного. Ведь за каждым современным словом стоит тысячелетняя история его образования.
Как быстро выучить правила русского языка
Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:
Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.
Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:
Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?
Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.
ТОП-10 советов по изучению русского языка
Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.
Больше читайте
Возьмите за правило чаще читать то, что вам нравится. Это не обязательно должны быть книги классиков – будет достаточно даже постов из пабликов в социальных сетях. Главное, чтобы тексты в них были написаны грамотно и с использованием широкой лексики.
Создавайте образы языка
Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов. Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью». Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».
Интересуйтесь историей
Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.
Научитесь видеть структуру слова
Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.
Задействуйте мнемонику
Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.
Чаще общайтесь с грамотными людьми
Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.
Используйте обучающие приложения
Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.
Объявляйте охоту на незнакомые слова
Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.
Высмеивайте ошибки
Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.
Создайте свой словарь
Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».
Резюме
Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.