Имеет ли право роспотребнадзор проводить проверки в 2020году

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
Имеет ли право роспотребнадзор проводить проверки в 2020году

Имеет ли право роспотребнадзор проводить проверки в 2020году

Имеет ли право роспотребнадзор проводить проверки в 2020году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», частью 1 1 статьи 26 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

2. Установить, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только:

а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;

б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

3. Установить, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок, не указанных в пункте 2 настоящего постановления, принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления.

4. Органам государственного контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления представить в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г., деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

5. Положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3 1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

6. Установить, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

7. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:

а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего постановления;

б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте «в» пункта 1 настоящего постановления.

8. Установить, что проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, назначению не подлежат, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

9. Установить, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

10. Органам государственного контроля (надзора) при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте «д» пункта 1 настоящего постановления.

11. Положения пунктов 1 — 10 настоящего постановления не применяются к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами.

12. Установить, что в 2020 году не назначаются плановые выездные таможенные проверки и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

13. Ранее назначенные выездные таможенные проверки подлежат приостановлению в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением выездных таможенных проверок, назначенных по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

14. Внести в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; N 53, ст. 7958; 2015, N 49, ст. 6964; 2016, N 1, ст. 234; N 35, ст. 5326; № 38, ст. 5542; 2019, № 5, ст. 393), изменение, дополнив подпункт «а» абзацами следующего содержания:

«в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 1 статьи 26 2 Федерального закона;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году;».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

Правительство закрепило особенности государственного и муниципального контроля (надзора) в 2020 г. Установлены виды разрешенных проверок, а также случаи, когда для их проведения допускается выезд должностных лиц.

Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 — 2021 годах

Имеет ли право роспотребнадзор проводить проверки в 2020году

С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон о государственном и муниципальном контроле

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (с учетом ряда особенностей). Новые правила действуют и в отношении проверок, которые запланированы в 2020 году, но начнутся после 30 июня 2021 года.

Плановые выездные проверки, которые должны начаться 31 июля или позднее, контрольный орган может заменить новой формой контроля — инспекционный визит. Решение о замене принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проверки. В течение 10 рабочих дней о решении должно быть уведомлено проверяемое лицо.

Отметим, что новый закон распространяется не на все виды контроля.

С 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Правительство установило, что в течение всего года юрлиц и ИП можно проверять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь.

С 1 января 2021 года приостановлены плановые проверки малого бизнеса

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:

— организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

— с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Полный перечень исключений содержится в п. 8 правительственного постановления.

С 1 января 2021 года изменятся правила определения категорий пожарного риска

Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1662

Главное изменение — каждому объекту защиты категория присваивается индивидуально. Сначала определяется категория риска группы объектов защиты, а затем применяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.

Индекс индивидуализации учитывает социально-экономические характеристики объекта защиты, а также добросовестность подконтрольного лица.

С 1 января 2021 года заработают новые правила ведомственных проверок государственных медучреждений

Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 787н

Дополнительно станут проверять, соблюдает ли учреждение:

— положения об организации медпомощи;

— правила диагностических исследований;

— права граждан в сфере охраны здоровья;

— порядок проведения экспертиз, диспансеризации, осмотров и освидетельствований;

— требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

С 20 ноября 2020 года направить запрашиваемые инспекцией труда документы можно онлайн

На портале «Онлайнинспекция.рф» в личном кабинете работодателя доступны новые сервисы:

— «Электронная проверка» — позволит через Интернет направить документы в ГИТ в ходе проверки;

— «Категория риска» — поможет подать заявление о снижении категории риска и отследить решение инспекции;

— «Банк предприятий и организаций» — через него можно узнать о соблюдении трудового законодательства в организации.

С 19 октября 2020 года запрещено ликвидировать компанию в период камеральной таможенной проверки

Федеральный закон от 20.07.2020 N 229-ФЗ

Ранее запрет касался только выездных таможенных проверок.

С 8 октября 2020 года действуют новые правила контроля в госзакупках

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576

Правила распространяются на заказчиков всех уровней. В отношении заказчиков проводятся плановые (по общему правилу длительностью не более 20 рабочих дней) и внеплановые (не более 10 рабочих дней) проверки. О продлении проверки заказчик уведомляется письмом, направленным по почте, факсу или электронной почтой. После 1 июля 2021 года такие уведомления рассылаться не будут, достаточно будет размещения информации в ЕИС.

С 29 сентября 2020 года действуют новые основания для проведения внеплановых проверок аптек и медорганизаций

Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 893н

Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 888н

Новым основанием для проверки аптек является двукратный и более рост количества приобретенных и проданных лекарств, подлежащих ПКУ. Индикатором может быть также двукратное и более превышение средних показателей отпуска таких лекарств для аптек этого же субъекта за квартал по сравнению с предыдущим кварталом.

Основанием для внеплановой проверки медорганизации будет двукратный и более рост количества актов, протоколов, заключений или иных документов о результатах клинических испытаний медизделий, выданных медорганизацией, за календарный год в сравнении с предшествующим годом.

С 17 сентября 2020 года отменены плановые проверки в сфере защиты прав потребителей

Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1351

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей не проводятся плановые проверки в отношении изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций и ИП, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах.

С 11 сентября 2020 года действует обновленное положение о фитосанитарном контроле и надзоре

Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1304

Самое значимое новшество состоит в том, что установлены правила о риск-ориентированном подходе. Изначально проверяемые субъекты относятся к категории низкого риска, что исключает плановые проверки.

С 24 августа 2020 года действует новый стандарт государственного и муниципального финансового контроля

Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235

Установлены конкретные сроки передачи проверяющими документов, которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий. Например, копия распоряжения о назначении проверки должна быть вручена не позднее чем за 24 часа до ее начала.

Закреплены права проверяющих. В частности, они могут использовать средства видеофиксации, а также назначать экспертизы.

По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия — не более 40 рабочих дней.

Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены в течение 15 рабочих дней после окончания мероприятия. Стандарт предусматривает требования к порядку оформлению результатов проверок.

С 17 августа 2020 года решения некоторых контрольных органов можно обжаловать через портал госуслуг

Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108

Через портал госуслуг можно пожаловаться на проверки, проводимые по линии МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора.

28 февраля 2020 года ВС РФ разъяснил, сколько должна длиться проверка юрлица, имеющего филиалы

Определение ВС РФ от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540

Предельный срок плановых проверок в 60 рабочих дней складывается из длительности проверок в отношении самой организации и всех ее обособленных подразделений.

Развернутый пример того, как нужно считать сроки проверок исходя из позиции Верховного суда, можно найти в постановлении 9-го ААС.

С 1 июля 2021 года проверки будут проходить по новому закону

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ).

Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон № 148-ФЗ разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Закон № 248-ФЗ предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Предусмотрены новые виды профилактических мероприятий:

— меры стимулирования добросоветности;

— самообследование;

— профилактический визит.

Вступление в силу и переходные положения.

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2021 г. N 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом», которым утверждены Типовые формы решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий.

11 июня 2021 года принят Федеральный закон № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации)».

Бизнес под контролем: как проходят проверки госорганов в 2020 году

В России за бизнесом следят порядка 30 ведомств. Но из-за пандемии коронавируса некоторые проверки в 2020 году отменили или перенесли. Разбираемся, как пройдут внеплановые и плановые проверки бизнеса госорганами и кому ждать визита инспекторов.

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса будет действовать до конца 2020 года. По данным Генпрокуратуры, из-за этого в некоторых регионах проверок стало меньше на 70–80 %. В целом по стране общее количество таких мероприятий достигло 11-летнего минимума.

  • ИП и юрлиц, которые занимаются лицензируемой деятельностью, например производством лекарств, перевозками, азартными играми;
  • организаций здравоохранения, образования и социальной сферы;
  • компаний, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения;
  • компаний из сфер, где осуществляется особый государственный надзор, например по обеспечению радиационной безопасности, защиты государственной тайны.

Проводить внеплановые проверки можно , только если причинён вред людям, а также если есть риск ЧС природного или техногенного характера.

По данным исследования РАНХиГС, в период с 2015 по 2017 год более 52 % проверок пришлось на четыре ведомства: налоговую, трудовую, пожарную инспекцию и Роспотребнадзор. Половина опрошенных предпринимателей назвали эти проверки эффективными: после них организациям и ИП удалось повысить качество продукции и улучшить производственные процессы.

Федеральная налоговая служба

Что проверяет

Уплату налогов, соблюдение требований по противодействию отмыванию денег (подробнее об этом читайте в нашем материале), правил валютного законодательства и т. д.

Налоговые проверки малого бизнеса бывают двух типов: камеральные (на основе декларации) и выездные. Первая проводится не позднее чем через 3 месяца после сдачи декларации или расчёта. Если инспекторы находят ошибки, расхождения или несоответствие сведений, они сообщают об этом налогоплательщику. В ответ нужно предоставить пояснения или исправить декларацию.

Выездная налоговая проверка проводится не чаще двух раз за календарный год. Внеплановые проверки не считаются: по ним ограничений нет. Инспекторы приезжают лично, привлекают экспертов, анализируют хозяйственные и бухгалтерские документы, осматривают помещения.

Как узнать о проверке

У ФНС есть целый ряд критериев , на которые её сотрудники ориентируются, принимая решение о выездном мероприятии. Например, компанию могут проверить, если её налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли, темп роста расходов опережает рост доходов, зарплата на одного сотрудника ниже среднего показателя по рынку.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует до конца 2020 года и касается именно плановых выездных мероприятий. Камеральных проверок мораторий не касается. Но сроки подачи деклараций и расчётов, которые приходятся на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, перенесли на 3 месяца. Например, декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2020 года можно подать до 28 июля (изначальный срок — 28 апреля).

Роспотребнадзор

Что проверяет

Как вы соблюдаете санитарные нормы и права потребителей. Плановая проверка проходит раз в три года.

Как узнать о проверке

Роспотребнадзор предупреждает о проверке минимум за 3 рабочих дня. Подготовиться к визиту инспекторов можно заранее: ведомство публикует план проверок на новый год ещё в декабре.

Внеплановая проверка проходит в двух случаях: на компанию пожаловались или ведомство хочет проконтролировать, выполнили ли вы вынесенные предписания.

Продуктовые магазины, лавки и супермаркеты могут внепланово проверить без предупреждения — по разрешению прокуратуры. А в ситуации, когда существует реальная угроза здоровью людей и животных, выездная внеплановая проверка проводится без согласования.

Трудовая инспекция

Что проверяет

Как вы исполняете обязанности по трудовым договорам, вовремя ли платите зарплаты, в каких условиях работают сотрудники. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Подробно о трудовой инспекции мы рассказали в этой статье.

Как узнать о проверке

Список интересующих инспекцию компаний можно посмотреть на сайтах Генпрокуратуры и Роструда .

Ведомство проводит и внеплановые проверки: если инспекторы получили жалобу на нарушение или если истёк срок исполнения предписания. Трудовая инспекция уведомляет о проверке не менее чем за 24 часа. Но инспекторы могут приехать и без предупреждения, если, например, есть угроза жизни сотрудника.

Плановые трудовые проверки бизнеса в 2020 году не состоятся благодаря мораторию. При этом внеплановые мероприятия в случае жалоб будут проходить, как и прежде.

Что проверяет

Соблюдаете ли вы правила противопожарной безопасности : наличие огнетушителей, запасных выходов, плана эвакуации. Инспекторы также выясняют, проводится ли инструктаж среди сотрудников.

Как узнать о проверке

Малый бизнес планово проверяют не чаще одного раза в три года. Узнать, когда очередь дойдёт до вас, можно на сайте регионального управления МЧС. Например, на сайте Главного управления МЧС по Москве расписание опубликовано здесь . Как и у других ведомств, плановые проверки малого и среднего бизнеса пожарной инспекцией в 2020 году отменены.

Внеплановые мероприятия возможны в случае жалоб, связанных с нарушениями. Обычно они согласуются с прокуратурой. Но иногда этого не требуется. Например, если внеплановая проверка проводится по поручению президента, правительства, Генпрокуратуры. О внеплановой выездной проверке вас обязаны предупредить не позднее чем за 24 часа.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура разъясняет: «Объявлен мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 20 апреля 2020

В целях защиты здоровья населения и нераспространения короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мораторий не распространяется на проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешенные к проведению Правительством Российской Федерации.

Ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором)установлены постановлением в отношении остальных категорий, хозяйствующих субъектов и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или)используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношений которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

В силу пункта 5 постановления установленные ограничения контрольно-надзорной деятельности распространяются на все виды, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ (в том числе перечисленные в частях 31 и 4 статьи 1, за исключением налогового и валютного контроля). Постановлением также определен порядок завершения назначенных, но не проведенных мероприятий по контролю.

Новая волна проверок: как бизнесу защититься от штрафов за нарушения антиковидных мер

В мае к российским предпринимателям стали чаще приходить с проверками соблюдения санитарных и эпидемиологических норм. «В последние две недели мы чувствуем интенсивное внимание со стороны контролирующих органов, — говорит сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер. — У нас более 30 ресторанов по всей России, и каждый день проверки приходят минимум в один из них». По словам основателя сети «Теремок» Михаила Гончарова, после волны проверок осенью 2020 года ситуация была относительно спокойной, но с началом майских праздников проверки участились. «Проверяют соблюдение антиковидных мер», — утверждает Гончаров.

Основательница сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова утверждает, что проверки ужесточились именно в Москве, хотя ее сети этот тренд пока не коснулся. По мнению Гончарова, одинаково часто приходят к предпринимателям в любом городе. «У нас проверки были везде: как в Москве, так и в Казани или Тольятти», — говорит Винтер. В последний месяц участились проверки именно в региональных клубах ALEXFITNESS, говорит основатель сети Алексей Ковалев. В салонах красоты проверки участились во всех регионах, говорит вице-президент ассоциации предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова. Учащения проверок не заметили в ресторанных холдингах Ginza Project Moscow и Round Table.

В Роспотребнадзоре информацию об участившихся внеплановых проверках не подтвердили. Пресс-служба ведомства сообщила, что «выездные внеплановые проверки осуществлялись исключительно по фактам причинения вреда или угрозы причинения вреда». Кроме того, внеплановые проверки необходимо согласовывать с прокуратурой, отметили в ведомстве.

«Несмотря на то что эпидемия не закончилась, народ действительно расслабился. Май, жарко — естественно, никто не хочет носить маски», — объясняет возможную логику учащения проверок президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Кроме того, целью проверок он считает «наполнение бюджета» посредством штрафов.

Михаил Гончаров убежден в том, что внеплановые проверки не имеют никакого смысла. «Логика подобных проверок сетевых компаний мне непонятна. Во главе компаний стоят неглупые люди, и очевидно, что мы предприняли все возможные меры предосторожности. Больше ничего сделать нельзя», — считает он. Хенрик Винтер, наоборот, одобряет частые проверки. «Соблюдать требования очень важно, потому что в России не так много граждан сделали прививки», — говорит он. В «Тигрусе» даже планируют мотивировать своих сотрудников вакцинироваться: «Думаем ввести для тех, кто решит сделать прививку, два оплачиваемых выходных».

Часто проверки проводят из-за жалоб недовольных клиентов или конкурентов, которые используют законодательство в своих интересах, говорит старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин. «Они [клиенты и конкуренты] могут обратиться в Роспотребнадзор с требованием проведения проверки, и в большинстве случаев после этого она проводится, — говорит он. — Таким образом, законодательство используют проверки в качестве инструмента достижения своих личных целей».

Что делать предпринимателям

Чтобы избежать штрафов, прежде всего нужно тщательно следить за документацией, говорит Андрей Кузьмин. Среди документов, на которые в первую очередь обращают внимание контролирующие органы, — журналы дезинфекции, проверки температуры сотрудников и учета моющих средств. Кроме того, по словам юриста, строго следят за соблюдением правила социального дистанцирования. По требованию Роспотребнадзора, в помещениях площадью до 50 кв. м одновременно могут находиться не более пяти человек, до 100 кв. м — не более десяти человек, а свыше 200 кв. м — не более 50 человек.

Есть и другие моменты, на которых могут «подловить» предпринимателей, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Гриц и партнеры» Дмитрий Гриц. Поскольку к масочному режиму все уже привыкли, контролирующие органы стали чаще ловить предпринимателей на отсутствии перчаток, рассказывает он. А к этому требованию сотрудники зачастую относятся не так серьезно. Также иногда проверяющие требуют показать дезинфицирующие растворы и график уборки — ее нужно проводить не менее двух раз в день. «Могут попросить договор с клининговой компанией, которая осуществляет уборку», — отмечает юрист.

Если предприниматель считает, что проверяющие выписали штраф необоснованно, он может обратиться в суд. «Если судья видит, что те или иные требования высосаны из пальца, он будет рассматривать дело более внимательно, и шансы снизить штраф будут велики», — говорит Гриц.

По словам Михаила Гончарова, начиная с октября прошлого года сеть «Теремок» участвовала в 30 судебных процессах (пять из них еще не окончены), где оспаривала выписанные штрафы. «Многое удалось отбить», — говорит Гончаров. По его словам, в половине ситуаций суд вставал на сторону бизнеса, четверть судов компания проиграла, еще в 25% случаев суд снизил сумму штрафа. При этом компания уже оплатила штрафы на сумму 300 000 рублей и должна будет заплатить еще 600 000 рублей. Из них 200 000 рублей составили штрафы за отсутствие перчаток у гостей, хотя эксперты ставят эту меру защиты от коронавируса под сомнение. Перчаточный режим с 16 апреля отменили, например, в Санкт-Петербурге.

Общественники-коррупционеры

Во время внеплановых проверок заметить проверяющих за работой не всегда легко. По словам Хенрика Винтера, они могут не сразу раскрыть свою личность и заявить о себе только тогда, когда обнаружат нарушение. Также выявляется много случаев безосновательных проверок, говорит Дмитрий Гриц: «Проверяющие пользуются своим удостоверением и проводят проверку без распоряжения организации, не имея на это права». По закону, кроме удостоверения, проверяющие должны иметь при себе копии распоряжения или приказа руководителя организации, от имени которой они действуют.

В последнее время участились случаи, когда с проверкой приходят не сотрудники контролирующих органов, а представители общественных организаций, отмечает Гриц. Действия «общественников» не всегда законны, говорит Гончаров: «Делают специальные подставы, поддельные паспорта, гримируют людей».

«Общественники» часто вымогают деньги за то, что не сообщат о нарушении в настоящий Роспотребнадзор, говорит Кузьмин: «Это никому не известные конторки, названия которых похожи на Роспотребнадзор. Они показывают удостоверение, и им удобно, чтобы в документе было похожее название». В последнее время на смену классическим взяткам пришли вынужденные пожертвования в благотворительные фонды, отмечает Михаил Гончаров. По словам Дмитрия Грица, в его практике были случаи, когда недобросовестные члены общественных организаций приходили к бизнесменам с уже готовым прайс-листом.

При этом прав у «общественников» ровно столько же, сколько у гостей, подчеркивает Гриц: они могут ознакомляться с общедоступными документами и фиксировать очевидные нарушения. Несмотря на это, по его словам, в заведениях общепита они могут «лезть» на кухню. Во избежание вымогательства юрист рекомендует предпринимателям внимательно проверять документы проверяющих. Михаил Гончаров считает, что бороться с ними бесполезно: «Формально они делают важную для общества работу, но по сути дела это какой-то ходячий абсурд».

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: