Как добавить категорию на водительские права в казахстане
Водительское удостоверение в Казахстане: как получить, заменить, как добавить категорию
Informburo.kz разобрался, как и где получить и поменять права в Казахстане. В этом нам помогало Министерство внутренних дел Казахстана.
№1. Как получить водительские права в Казахстане?
Путь к водительскому удостоверению состоит из четырёх шагов:
- самостоятельная подготовка и изучение правил дорожного движения РК, а также обучение вождению на автомобиле с инструктором;
- прохождение медицинского осмотра по форме 083-У;
сдача экзамена на знание ПДД РК и практический экзамен на вождение автомобиля;
сбор и подача пакета необходимых документов для получения водительского удостоверения, в том числе оплата государственной пошлины за получение водительского удостоверения.
№2. Где можно обучиться ПДД и вождению?
Согласно правилам, вы учитесь самостоятельно, а уж как – это решать вам. Наиболее распространённый вариант – платное обучение в частной автошколе, которое включает в себя теорию и практику. Цены варьируются в зависимости от региона.
№3. Где можно пройти медосмотр по форме 083-У?
Такой осмотр можно пройти в любом государственном или частном медицинском учреждении, а также в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах). После осмотра врачами, в случае положительного результата, вам выдадут справку с необходимыми отметками и печатями.
№4. Каков процесс сдачи экзаменов на получение водительских прав?
После того, как вы получили справку о прохождении медицинского осмотра, можно приступать к сдаче экзамена. Экзамен состоит из двух частей:
- Теоретический: тестирование на знание правил дорожного движения Республики Казахстан. Теоретический экзамен проводится в виде тестирования на компьютере. В тесте 40 вопросов, на каждый предлагается несколько вариантов ответов. Вопросы охватывают правила дорожного движения, утверждённые постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. Даётся минута на ответ на каждый вопрос, то есть на всю теоретическую часть отводится 40 минут. По завершении теоретического тестирования кандидату выдаётся результат. Если вы сдали экзамен неудачно, можете пересдать столько раз, сколько это понадобится. Для подготовки можно пользоваться онлайн-тестами, которых в интернете масса.
- Практическое вождение на транспортном средстве. После положительной оценки теоретического задания кандидату необходимо будет сдать практический экзамен в виде вождения на автомобиле. Практика состоит из двух этапов. Первый этап проводится на закрытом автодроме, где кандидату необходимо выполнить специальные упражнения. На втором этапе вам придётся вести автомобиль в условиях реального дорожного движения на улицах населённого пункта. Вам придётся за 20 минут проехать по определённому маршруту и не допустить грубых нарушений. В случае допущения серьезных ошибок экзаменатор может досрочно прекратить экзамен.
№5. Какие документы и куда необходимо предоставить?
Подача необходимых документов осуществляется в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах), либо в регистрационно-экзаменационных подразделениях дорожной полиции. В пакет документов входят:
- заполненный бланк на выдачу водительского удостоверения;
- удостоверение личности (для иностранцев – международный паспорт);
- адресная справка;
- оригинал и одна копия медицинской справки по форме 083-У;
- квитанция об уплате госпошлины;
- экзаменационные листы с положительными итогами теоретической и практической части экзамена;
- направление организации по работе с дипломатическим корпусом Министерства иностранных дел (для иностранных граждан и лиц без гражданства).
Международное водительское удостоверение выдаётся без сдачи теоретического и практического экзаменов.Срок действия международных водительских прав – три года, но не более срока действия водительского удостоверения.
Самый простой способ подать заявление на получение водительских прав – на портале электронного правительства по ссылке. В этом случае вы должны иметь электронную цифровую подпись.
Перейдите по следующему пути: «Гражданам» – «Транспорт и коммуникации» – «Автомобильный транспорт» – «Получение водительского удостоверения». Нажмите на кнопку «Заказать услугу онлайн».
№6. Какие организации занимаются выдачей водительских удостоверений?
В стране функционируют 14 специализированных центров обслуживания населения (Астана, Алматы, Актау, Караганда, Тараз, Талдыкорган, Павлодар, Петропавловск, Костанай, Актобе, Шымкент и Кызылорда) и 111 регистрационно-экзаменационных пунктов по регистрации транспорта и выдаче водительских удостоверений. Адреса и контакты спецЦОНов вы можете найти здесь.
Учитывая удалённость многих спецЦОНов от крупных городов и райцентров, экзамен можно сдать не только там. Если бы экзамен можно было сдать только в спецЦОНах, граждане были бы вынуждены преодолевать расстояния от 150 до 600 км, что очень неудобно. Поэтому пока спецЦОНы есть не во всех областях и районах, экзамены можно сдавать и в регистрационно-экзаменационных пунктах по регистрации транспорта и выдаче водительских удостоверений.
№7. Как заменить просроченное водительское удостоверение/восстановить утерянное?
При замене/восстановлении водительского удостоверения заново сдавать экзамены не нужно. Согласно подпункту 89 пункта 3 Правил подготовки водителей механических транспортных средств, утверждённых приказом МВД Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862, для получения водительского удостоверения в связи с его утратой гражданином предоставляются следующие документы:
- заполненный бланк на получение водительского удостоверения по форме согласно приложению 7 к вышеуказанным Правилам;
- документ, удостоверяющий личность;
- медицинская справка и её копия;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
После этого выдаётся временное водительское удостоверение, которое действительно в течение месяца. Через месяц вам выдадут новое водительское удостоверение без сдачи экзаменов.
Согласно подпункту 77 пункта 3 Правил иностранные граждане и лица без гражданства получают водительские удостоверения на общих основаниях, при этом предоставляют направление организации по работе с дипломатическим корпусом Министерства иностранных дел.
№8. Как добавить в действующее удостоверение дополнительную категорию?
Для открытия новых категорий необходимо пройти соответствующее обучение в учебных организациях и сдать экзамен точно так же, как в первый раз. При этом статьёй 74 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» предусмотрено последовательное получение подкатегорий и категорий, в которых предусмотрены ограничения по возрасту и наличию стажа управления транспортными средствами.
№9. Какие категории водительских прав существуют в Казахстане?
- А, А1 – двухколёсные мотоциклы;
- В – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышающим 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- ВЕ – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешённая максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- В1 – трициклы и квадроциклы;
- С, С1 – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг;
- СЕ, С1Е – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра, или полуприцепом;
- D – автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров;
- D1 – автобусы с вместимостью не более 28 сидячих мест и длиной не более семи метров;
- DE, D1E – сочленённые автобусы или автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее тонны;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
№10. Бонус: с чем (с кем) вам придётся столкнуться на дорогах?
Дорожная полиция, не всегда приметные дорожные знаки, стёртая дорожная разметка, десятки запутанных дорожных развязок (больше всего в Алматы). Но главная помеха справа, слева и со всех сторон – это другие водители.
На сегодняшний день, по данным автоматизированной информационной системы «Сервисный центр» МВД Республики Казахстан, насчитывается 6 млн 215 тысяч 184 водителя. При этом МВД подчёркивает, что не все и не всегда сдают экзамены с первого раза. Итак, количество водителей в Казахстане по регионам за 2017 год (обратите внимание, в каких областях больше всего людей получило водительские права):
- Астана – 4824;
- Алматы – 5010;
- Акмолинская область – 10500;
- Алматинская область – 24603;
- Актюбинская область – 5030;
- Атырауская область – 7212;
- Западно-Казахстанская область – 6105;
- Жамбылская область – 7637;
- Карагандинская область – 8329;
- Костанайская область – 8397;
- Кызылординская область – 4298;
- Мангыстауская область – 4588;
- Южно-Казахстанская область – 37057;
- Павлодарская область – 4630;
- Северо-Казахстанская область – 2228;
- Восточно-Казахстанская область – 16001.
Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook
Как получить водительские права в Казахстане. Правила
Министр внутренних дел РК своим приказом от 30 апреля 2021 года внес изменения в подготовки водителей механических транспортных средств, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений, передает zakon.kz.
Как известно, с июня 2016 года в Казахстане отменили обязательное обучение в автошколах для получения водительских прав. Ежегодно правила их получения упрощаются. Теперь, чтобы получить права, достаточно иметь теоретические и практические навыки по правилам дорожного движения РК, сдать в СпецЦОНе экзамен по теории ПДД и практическому вождению на автомобиле, и в случае успешной сдачи экзаменов может получить водительское удостоверение.
А теперь посмотрим, что говорят правила и какие требования предъявляются к учебным центрам, проводящим дистанционное обучение, для получения категории «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1».
Обучение теоретическим знания проводится на информационно — образовательном ресурсе (ИОР), которые включает в себя обеспечение учебно-методическими материалами, формами интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование, организация и сопровождения учебного процесса. Программный код Интернет-ресурса, а также результаты прохождения тестирования, история обучения, информация об успеваемости обучающихся хранятся на собственных серверах, либо на серверах, арендованных в собственность учебного заведения (юридического лица) или индивидуальных предпринимателей, — говорится в документе.
Учебный контент такого ресурса должен соответствовать текущему законодательству РК в области обеспечения безопасности дорожного движения на начало обучения.
При дистанционном обучение через сайт обеспечивается идентификация личности обучающихся посредством системы аутентификации.
Обмен информации на таком интернет-ресурсе осуществляется с использованием системы защищенного протокола «Hyper Text Transfer Protocol Secure» (https).
Согласно правилам, дистанционное обучение предоставляет возможность смешанной технологии обучения.
При этом доля дистанционного обучения с использованием интернет-ресурса должна составлять не менее 80%, включая обучающий контент, а также тестирование от общего количества часов обучения. На очную форму отводиться не более 20% обучения.
Также говорится, что для осуществления учебного процесса по дистанционному обучению необходимо:
- наличие тьюторов и служб по реализации дистанционного обучения;
- организовывать и проводить консультации в режиме «on-line»;
- организовывать обратную связь в режиме «off-line».
Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривает процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого осуществляется синхронно (видео лекции, задания в системе ИОР, электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного или итогового контроля);
контролировать учебные достижения обучающихся в режиме «on-line» и «off-line».
Информационно — образовательный ресурс предоставляет методы и средства для накопления и хранения результатов освоения обучающихся учебного материала на всех уровнях образовательного процесса в течении двух лет после окончания прохождения обучения.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает обязательный и дополнительный комплекты.
Обязательный комплект состоит из:
- силлабуса, включающего содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульной разбивки дисциплины;
- электронного конспекта лекций и видео лекций;
- материалов практических и семинарских занятий;
- заданий для самостоятельной работы обучающегося и самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя;
- материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий);
- материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ);
- графика проведения дистанционных консультаций.
Дополнительный комплект определяется учебной организацией самостоятельно.
Как указывается, что в учебной организации, внедряющей дистанционное обучение, формируется информационная система управления, содержащая базу данных обучающихся (приказы о зачислении, переводах, восстановлении, сведения о текущей успеваемости обучающихся).
Также формируется подразделение, осуществляющее организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по дистанционному обучению.
Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение дистанционного обучения планирует и организует учебный процесс по дистанционному обучению, ведет документацию, связанную с дистанционным обучением, планирует повышение квалификации преподавателей и тьюторов.
Подразделение, обеспечивающее сопровождение дистанционного обучения, осуществляет консультативную помощь в разработке, электронных учебных изданий, мультимедийных курсов, методических пособий, администрирует тестирующие системы и средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для дистанционного обучения, — отмечается в правилах.
При этом теоретические занятия по каждому предмету планируется не более четырех часов в день.Теоретические занятия по каждому предмету планируются не более двух часов в день, практические — шесть часов.
В течение дня с одним обучаемым по вождению автомобиля допускается отрабатывать:
— на автотренажере — не более одного часа;
— на учебном автомобиле не более двух часов, за исключением упражнения «Вождение в колонне», а также упражнений, связанных с перевозкой грузов, которые отрабатываются в течение четырех часов.
Для получения прав после прохождения обучения потребуется прохождение медицинского осмотра по форме 083-У.
Затем следует сдача экзамена на знание ПДД РК и практический экзамен на вождение автомобиля.
Кроме того, за сбор и подачу пакета необходимых документов для получения водительского удостоверения необходимо будет оплатить госпошлину – 1,25 МРП (3 646,3 тенге в 2021 году).
Процедура получения водительских прав в Казахстане
Первой и основной задачей для человека, планирующего приобрести личное транспортное средство, становится обучение теории и практике вождения с последующим получением водительских прав. С каждым годом правительством Казахстана упрощается процедура получения водительского удостоверения, и теперь получить права можно в течение одного часа в, так называемых, специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОН), где в одном месте можно пройти необходимые шаги для получения прав.
Для кого-то станет приятной новостью, что по законодательству отменено обязательное обучение в автошколах. Теперь, если человек имеет достаточные теоретические и практические навыки по правилам дорожного движения РК, то он может в местном СпецЦОНе сдать экзамен по теории ПДД и практическому вождению на автомобиле, и в случае успешной сдачи экзаменов может получить водительское удостоверение.
На этом сайте Вы можете пройти пробный экзамен по теории ПДД РК по ссылке.
Процедура получения водительских прав в 2021 году:
- самостоятельная подготовка и изучение правил дорожного движения РК, а также самостоятельное обучение вождению на автомобиле с инструктором;
- прохождение медицинского осмотра по форме 083-У;
- сдача экзамена на знание ПДД РК и практический экзамен на вождение автомобиля;
- сбор и подача пакета необходимых документов для получения водительского удостоверения, в том числе оплата государственной пошлины за получения удостоверения – 1,25 МРП (3 646.3 тнг на 2021 год);
Виды категорий водительских удостоверений
Категория A
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
A | Мотоциклы |
Категория B
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
B | — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8; — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов. Требование к получению: возраст от 18 лет |
B1 | трициклы и квадроциклы (трёх- и четырехколесный мототранспорт) |
Категория C
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
C | — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Требование к получению: — возраст от 21 года — стаж работы водителем не менее 3 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «С1», не менее 1 года |
C1 | — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; Требование к получению: возраст от 18 лет |
C1E | автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов |
Категория D
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
D | — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Требование к получению: — возраст 25 лет — стаж работы водителем не менее 5 лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее 3 лет |
D1 | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов |
Категория T
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
Тm | Трамваи |
Процедура получения водительского удостоверения
В первую очередь необходимо пройти медицинское освидетельствование по форме 083-У. Такой осмотр можно пройти в любом государственном или частном медицинском учреждении, а также в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОН). В результате положительного осмотра врачами, вы получите справку с необходимыми отметками и печатями.
После того, как Вы получили справку о прохождении медицинского осмотра, предстоит пройти самый сложный этап – сдача экзамена. Экзамен состоит из двух проверок: тестирование на знание правил дорожного движения Республики Казахстан и практическое вождение на транспортном средстве.
Теоретический экзамен ПДД РК проводится в виде компьютерного тестирования. Тестирование состоит из 40 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Вопросы охватывают правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. На тестирование отводится 40 минут, т.е. на каждый вопрос по 1 минуте. По завершении теоретического тестирования кандидату выдается результат. В случае не успешной сдачи теста, кандидат может пересдать экзамен.
Пробное онлайн тестирование можно попробовать здесь.
После успешной сдачи теоретического экзамена на знание ПДД РК, кандидату необходимо будет сдать практический экзамен в виде вождения на автотранспорте. Такой экзамен состоит из двух этапов. Первый этап проводится на закрытом автодроме, где кандидату необходимо выполнить специальные упражнения. На втором этапе производится вождение автомобиля в условиях реального дорожного движения. Экзаменуемому необходимо проехать по специальному маршруту и не допустить грубых нарушений. Длительность такого экзамена – не менее 20 минут, а в случае допущения серьезных ошибок экзаменатор может досрочно прекратить экзамен.
Необходимые документы
Подача необходимых документов осуществляется в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах). Если в Вашей области еще нет СпецЦОНа, тогда придется обращаться в регистрационно-экзаменационное подразделение дорожной полиции со следующими документами:
- заполненный бланк на выдачу водительского удостоверения (скачать по ссылке);
- документ, удостоверяющий личность;
- адресная справка;
- копия и оригинал медицинской справки по форме 083-У;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины;
- экзаменационные листы с итогами сдачи теоретического и практического экзаменов;
- направление организации по работе с дипломатическим корпусом Министерства иностранных дел (для иностранных граждан и лиц без гражданства) (скачать по ссылке).
Международное водительское удостоверение выдается без сдачи теоретического и практического экзаменов на срок три года, но не более срока действия водительского удостоверения.
В настоящее время также доступен способ подачи заявление на получения водительских прав на портале электронного правительства в режиме онлайн:
- Зайти на портал электронного правительства по ссылке egov.kz.
- Перейти по следующему пути: «Гражданам» – «Транспорт и коммуникации» – «Автомобильный транспорт» – «Получение водительского удостоверения».
- Нажать на кнопку «Заказать услугу онлайн».
Для пользования онлайн услугой необходимо иметь электронную цифровую подпись. Как получить ЭЦП можете почитать здесь.
Контактная информация по СпецЦОНам
По состоянию на 2021 год специализированные центры обслуживания населения доступны практически во всех областях Казахстана. В регионах, где пока нет СпецЦОНа, все процедуры по оформлению водительских удостоверений производятся в обычных ЦОНах (НАО ГК «Правительство для граждан»). Подробную контактную информацию смотрите на странице Контакты СпецЦОНов
Сдаём на права: сложности экзамена по вождению
Автошкола водитель ABC > Cобытия,объявления > Сдаём на права: сложности экзамена по вождению
Сотрудники редакции kolesa.kz на собственном опыте проверили, насколько сложно сегодня сдать экзамен по вождению, и поделились своими впечатлениями.
Не так давно стало известно, что получить права в Казахстане скоро можно будет без корочки из автошколы. По поводу этого написано уже немало: свои доводы высказали как сторонники, так и противники данного новшества, так что мы не будем заострять на этом внимание, а перейдём непосредственно к практическому экзамену. Проверим, станет ли он фильтром, не выпускающим на дороги откровенных двоечников.
По приглашению ДВД мы побывали на экзаменационных площадках в спецЦОНах Астаны и Алматы, на собственной шкуре проверили, каков практический экзамен на автомобиле и мотоцикле, и готовы поделиться своими впечатлениями. Скажем сразу, теорию мы не сдавали, так как основную сложность для экзаменуемых представляет именно практика.
На чём сдавать экзамен
Автопарк автодрома в алматинском спецЦОНе состоит из нескольких ZAZ Chance (с механикой) и Peugeot 301 на автомате, нескольких мотоциклов и квадроциклов, а также набора грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. С весны прошлого года сдать экзамен можно и на автомате. Отличное новшество, но в правах после такой сдачи появится специальная отметка.
Итак, в алматинском специализированном ЦОНе нас ждал полностью автоматизированный автодром и два автомобиля на выбор: ZAZ Chance и Peugeot 301. Сажусь в «Шанс», машина оказывается в очень простой комплектации, с механической КПП и без регулировки руля. Могу настроить только сиденье и зеркала, но посадка всё равно как в ВАЗ-2107, на котором я когда-то учился. Маленькая хитрость — боковые зеркала можно сразу же опускать в парковочное положение так, чтобы видеть задние колёса, они понадобятся экзаменуемым только при маневрировании задним ходом.
Инструктаж сидевшего рядом полицейского выглядел примерно так: «Сейчас запустим программу, она скажет, что делать. Ехать по стрелкам на асфальте». Ладно, тогда поехали. Включаю левый поворотник и трогаюсь с места. Ещё одна хитрость — машина стоит посреди дороги, но, начиная движение, всё равно надо включать левый поворотник, иначе получите 5 штрафных баллов. На финише я в итоге забыл про правый поворотник, хотя ещё до того, как я подъехал к концу трассы, автоматика поздравила меня с успешной сдачей.
Хитрости трассы
На автодромах в спецЦОНах Алматы и Астаны стандартный набор препятствий: начинается всё с «зебры», затем следует остановка с троганьем в горку, а дальше в зависимости от того, какой маршрут выберет водитель, будет «змейка», ж.-д. переезд, параллельная парковка, маневрирование в стеснённом пространстве, несколько регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, а также полоса разгона и торможения. Экзамен на грузовых автомобилях принимается здесь же.
Кстати, о штрафных баллах. Для того чтобы успешно сдать практический экзамен, необходимо уложиться в 100. Легко? Мне тоже так казалось, пока я не оказался на месте экзаменуемого. Вот катишь ты по автодрому (разгоняться, к слову, больше 20 км/ч нельзя), пропускаешь воображаемых пешеходов, поезда и машины, едущие по главной. Вроде бы всё просто и понятно, а на финише мне говорят: «Вы набрали 90 штрафных баллов». Экзамен пройден, но я был в 10 баллах от провала.
Где был «затык»? Львиную долю штрафов я нахватал на участке со знаками 4.7 и 3.24. Можете сходу ответить, о чём идёт речь? Всё верно, я тоже не помню, какие цифры соответствуют знакам «Ограничение минимальной скорости» и «Ограничение максимальной скорости». Между знаками было несколько десятков метров, так что загодя увидев первый, я плавно ускорился до чуть больше 20 км/ч, а когда подъехал ко второму, я немного притормозил, снизив скорость до чуть меньше 20 км/ч…
…и получил сходу 45 штрафных баллов! За что? Оказывается, я неправильно… переключал передачи на полосе разгона. На самом деле я их вовсе не переключал, тяги на второй передаче вполне хватало для небольшого разгона. А вот где-то после этого участка я, видимо, проморгал экстренное торможение. Ну честно, я не видел ничего такого, что должно было заставить меня тормозить в пол. В экзаменационном листе числились следующие нарушения: неправильная передача при начале разгона, неправильная передача при его завершении, не было остановки после экстренного торможения, не была включена аварийная сигнализация при экстренном торможении.
Ещё 25 баллов штрафа я схлопотал на стоп-линии перед ж.-д. переездом. На саму линию я точно не наехал колёсами и, как мне кажется, не достиг её даже бампером. Но автоматика фиксирует также положение задних колёс, так что вполне возможно, что я просто подъехал к ней слишком близко. Учтите это, если планируете сдавать на права. Ещё 20 штрафных баллов за превышение скорости (2 раза по 10 баллов) и 5 за неправильное включение аварийки при движении задним ходом. Сдавая задним ходом во дворе, я не забыл про аварийку, но сначала тронулся и только потом включил мигалки. А надо было наоборот. Но превышение скорости также стало для меня сюрпризом. Видя, сколько по трассе натыкано ограничений скорости 20 км/ч, я заранее дал себе установку просто не разгоняться выше, но всё же где-то попался на радар.
После финиша выдаётся распечатка, в которой указаны все испытания, зафиксированы нарушения и подведён итог: «сдали» или «не сдали». Набрав 90 штрафных баллов, я всё же сдал экзамен, но был на волосок от провала. Хотя мне казалось, я проехал почти идеально. Когда инструктор сказал, что у меня 90 баллов, я подумал: это от ста осталось девяносто, а я набрал всего 10 штрафных, но всё оказалось гораздо сложнее, чем казалось.
Напутствие курсантам
Сдать практический экзамен оказалось не так-то просто. Опыт позволит вам не заглохнуть на старте, тронуться в горку и легко выполнить упражнение «параллельная парковка задним ходом». Всё остальное требует повышенного внимания и досконального знания ПДД. Признайтесь, часто ли вы включаете аварийку, сдавая задом во дворе? К примеру, я делаю это только в темноте, чтобы дополнительно подсветить пространство вокруг авто. В повседневной эксплуатации такие мелочи забываются, ведь в основном мы движемся по хорошо знакомым дорогам и в лучшем случае сталкиваемся со знаками ограничения скорости, приоритета и с дорожной разметкой. Когда вы в последний раз видели «Ограничение минимальной скорости»?
Из группы журналистов, которых ДВД пригласил в алматинский спецЦОН, только я сдал практику с первого раза, похожая ситуация была и в Астане у нашего коллеги Сергея Моисеева. С другой стороны, такая строгость — это как раз то, что не позволит получить права тем, кто путает знак «Остановка запрещена» с кельтским крестом, а «Неровную дорогу» принимают за обозначение вторичных половых признаков.
Тем не менее сдать экзамен вполне реально, и важно не просто уметь водить и знать правила, а максимально ознакомиться с нюансами. К примеру, про поворотник при старте я узнал после того, как несколько коллег провалились на этом. Перед тем как садиться за руль, стоит внимательно понаблюдать за ходом экзамена, постараться вникнуть в ошибки других людей и, конечно, вытянуть максимум информации из сидящего рядом инспектора. Удачи вам.
На двух колёсах по-старинке
Мотосезон 2016-го неожиданно для себя я открыл в седле полицейской Honda CB750 на экзаменационной трассе спецЦОНа Астаны, куда журналистов пригласили сдавать практику без обучения в автошколе. Однако в отличие от экзамена по вождению на категорию B сдавать на мотоцикле приходится по старинке. Автоматизированные мотодромы на данный момент есть только в Актобе и Костанае.
Трасса оказалась меньше, а фигуры на ней компактнее, чем казалось после прочтения стандарта экзаменационного трека. Перекладывать незнакомый и довольно тяжёлый байк на «восьмёрке» в самом деле довольно сложно. Разок даже пришлось выставить ногу, но инструктор сказал, что один раз можно, в остальном всё идеально. Поэтому, сдав теорию, я мог бы получить водительское удостоверение категории А и превратиться в одного из необкатанных новичков, для которых ближайший сезон наполнится высоким риском.
Разница между практическим экзаменом на автомобиле и на мотоцикле неочевидна, но между ними пропасть. Если экзаменационный автодром имитирует городские улицы со светофорами, парковками, знаками и разметкой, то экзамен для мотоциклиста сродни тесту на трезвость. Умеешь рулить, держать равновесие и тормозить — держи права! Добро пожаловать в отряд камикадзе!
Книг о вождении мотоцикла много, но их даже нельзя купить. Большая часть существует в пиратских переводах в Интернете. Одна из лучших называется «Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов». Её написал Дэвид Л. Хафф. По-хорошему, именно эту книжку или что-то подобное должны зазубривать в мотошколах, пестуя новичков. Сначала она кажется небольшой и написана в виде коротких, не связанных друг с другом историй. Но попробуйте прочесть её за один присест и сразу поймёте, что объём информации — не просто полезной, а необходимой для выживания на двух колёсах — невозможно усвоить сразу. А большую часть из этого необходимо перевести из знаний в навыки.
С учётом этой перспективы отмена обязательного обучения для получения водительского удостоверения категории А выглядит весьма печально. Но действительно ли в автошколах байкеров-новичков учили всему необходимому, если даже на экзамене до сих пор спрашивают не то, что реально нужно знать и уметь для безопасного вождения мотоцикла?
[ВАЖНО] Замена нац. прав РК на нац. права РФ.
Данным вопросом задаются все, кто переехал на ПМЖ(постоянное место жительства) в Россию и имеет нац. права Казахстана.
Далее расскажу, то что знаю по данному вопросу.
Если вы получили выезд на ПМЖ в Казахстане, то по приезду на территорию РФ у вас есть 60 дней, чтобы заменить национальное водительское удостоверение Республики Казахстан на Российское, так же вам понадобится получить нац. права РФ если вы планируете работать водителем.
Лайфхак: Получить гражданство, ВНЖ и прочие документы на территории РФ изначально приехав не на постоянное проживание, тогда у вас есть возможность ездить на нац. правах РК до срока их окончания.
П.с.:
1) В таком случае работать водителем нельзя, но можно ездить в своё удовольствие.
2) Если вы проворонили дату окончания нац. прав РК, вам придется заново учиться в автошколе, либо попробовать получить еще раз в.у. в Казахстане, но там его скорее всего без ВНЖ в РК не дадут, при условии что вы утратили гражданство Казахстана.
2.1) Если вам не повезло и пришлось учиться, то за обучение в автошколе можно получить налоговый вычет.
Наверное, стоит оговорится, что данная схема действий годится для НСО(Новосибирская Область), лично я менял права в Бердске, как будет в другом регионе сказать не могу, но ожидаемо, что также. Буду рад узнать подробности для других регионов.
Краткий алгоритм:
1)Заявление + мед.справка
2) теор.экзамен
3) экзамен на автодроме и в городе
4) Гос.пошлина и получение В.У.
НО!
Перво наперво стоит определится с видом в.у.(водительское удостоверение) т.к. существуют ограничения связанные с ратификацией Конвенции о дорожном движении которая была принята Казахстаном лишь в 2011 году. (ЗАКОН О ратификации Европейского Соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 года, подписан президентом 10 января 2011 года № 382-IV).
В связи с этим, права имеющие следующий вид, а так же более старые, можно обменять если они выданы до 28.03.11
После этой даты меняют только в.у.следующего образца:
Т.к. они соответствую конвенции, таможенному союзу и прочему бреду прочим нормативным актам подписанным в РФ, РК и РБ. По этому, по возможности, обменяйте свои права пока у вас есть гражданство РК.
Но повторюсь, лучше прийти лично в то отделение, в котором планируете менять в.у., и узнать как проходит данная процедура в вашем регионе.
Собственно, если ваши права подходят под вышеописанные критерии, то можно смело идти в ГАИ.
Брать талон через Л.К. Гос. услуги или в живую очередь на данном этапе не имеет особого значения, главное к моменту обращения иметь действующую медицинскую справку, для этого необходимо обратиться в мед.организацию осуществляющую данную услугу и предоставить справку от психиатра и нарколого, взятую по месту проживания, о том, что вы не состоите у них на учете.
Так же необходимо перед посещением заполнить заявление, которое чаще всего доступно на сайте вашего отделения ГАИ, либо в Л.К. Гос. услуг.
Прийти в ГАИ в рабочее время, отстоять очередь, подать в.у., заявление, мед справку, паспорт, либо ВНЖ и прочее.
Подождать от 5 минут и до бесконечности пока вас проверят по спец. базам, на штрафы и прочее.
Мне пришлось ждать 1,5 часа, при условии, что все знакомые сотрудники ГИБДД говорили, что нац. прав РК не могут быть в их базе, да и нет их там.
После этого вам выдадут ваше заявление с необходимыми печатями и у вас появится возможность сдать теоретический экзамен.
П.С.: С 01.09.16 вступает в силу новый регламент для сдачи экзаменов в ГАИ, будет 20 вопросов, совершить можно будет только 2 ошибки, за одну ошибку добавят 5 вопросов в которых нельзя будет совершить ни одной уже ошибки. Так же будут нововведения и на автодроме, но я не в курсе.
После этого вам придется найти любую автошколу которая согласится дать вам возможность сдать автодром и город.
Большинство автошкол просят за это минимум 3000р при условии, что за 500-700р за одно занятие с вас возьмут, чтобы покататься по маршруту, еще столько же могут потребовать и на автодроме. А всё потому, что инструктор может не доверить вам свое Т.С. и плевать им, что у вас есть права. Некоторые автошколы просят минимум 5000р.
Но я удачно нашел автошколу мне посоветовали автошколу у которой был экзамен в самый ближайший день. Заплатил я за возможность воспользоваться автодромом и поездить на их машине в день экзамена всего 2000р(правда у меня вроде как была возможность бесплатно потренироваться на автодроме, согласно договору, но всё равно дать инструктору на бензин) и в день экзамена добавил 550р за бензин, 250 автодром и 300 город. К слову столько же взяли и с группы которая сдавала впервые свой законный экзамен.
На данном этапе есть один подводный камень, достаточно не приятный, т.к. из-за него может растянуться данная процедура на месяц. Всё связано с тем, что автошколы подают ведомости с количеством учеников допущенных к теории/автодрому/городу в этот день, список как правило один и его в этот день передают от инспектора к инспектору. И если вы придете/приедете задень до экзамена и захотите попасть на него, вас могут не пустить как сотрудники автошколы так и принимающие экзамен инспектора, т.к. вас нет в этом долбанном списке.
Но мне повезло, у инспектора было хорошее настроения, а я был единственным, как они называют — экспертизником(т.к. прохожу экспертизу соответствия навыков управления и прочее, прочее), и особо не задержал инспектора.
После успешной сдачи экзамена можно почти сразу идти за новыми правами.
Об особенностях получения Российских прав, опят же, нужно узнавать в вашем отделении, так для Бердска необходимо заполнить заявление на замену прав через Л.К. гос.услуг и записаться там же на прием. При составлении заявления, в графе имеющихся прав, указать номер нац. прав РК и серию региона в котором получаете.
После этого потратить пол дня на получение прав в самом отделении и можно радоваться дальнейшему законному управлению Т.С.
П.С. фотографии для получения прав не нужны, теперь так же как и в Казахстане вас фотографируют перед самим получением.
В 2016 году выдают нац. права РФ следующего образца:
Рассмотрим их более подробно
Лицевая сторона
*(6)На лицевой стороне водительского удостоверения в самом верху указано название документа, в данном случае «водительское удостоверение», а также указано на территории какого субъекта страны выданы права, в России это – RUS.
С левой стороны лицевой части находится фотография владельца, (3) слева под фотографией находится личная подпись водителя.
(4)Справа первые две строчки занимают инициалы владельца. На первой строке располагается фамилия, а на второй — имя и отчество.
(8)На третьей строке указана дата рождения и место рождения.
На следующей строке указана дата выдачи прав, а также окончание срока действия водительского удостоверения России.
Ниже указано подразделение, в котором были выданы права.
На строчке под номером 5 указан номер выданного удостоверения, пример «2312», а так же серия документа. Нумерация указана не только на лицевой стороне, но и на задней части водительских прав в самом низу. .
Ниже мы видим регион, в котором мы проживаем.
Ну и в самом низу указаны значения категорий водительских прав, на которые вам предоставлено право управления.
Обратная сторона
На обратной стороне: с левой стороны находится штрих-код, который содержит персональную информацию о владельце.
Справа таблица, в ней указаны расшифровка и обозначение новых категорий водительских прав. Рядом мы видим столбец под цифрой 10, в котором указана дата на получение права управления транспортного средства соответствующей категории или подкатегории. В столбце 11 указана дата срока действия удостоверения для соответствующей категории или подкатегории. И наконец, столбец под номером 12, в котором будет указана информация об ограничении права управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории. Хочется обратить внимание на то, что если водитель управляет автоматической трансмиссией, то в пункте 12 будет указано «АТ» напротив соответствующей категории.
Под данной табличкой находится последняя строка под номером 14. В ней указаны, как правило, общие ограничения для всех категорий и подкатегорий, а также указана личная информация владельца, например, водительский стаж.
НАЦ. ПРАВА РК НЕ ИЗЫМАЮТ!
Немного уличной магии напоследок:
Вот мои нац. права по которым я ездил до сегодняшнего дня:
В них есть строка 7 в которых указана дата выдачи и строка 4 в самом низу в которой ставится пометка о предыдущих правах или о свидетельстве из автошколы. Как видно автошколу я закончил в 2009 году когда мне было 16, а права получил уже после 18 в 2011.
А вот уже новые Российские права:
Кто заметил, что стаж теперь у меня с 2009 года?
Благодаря этому чуть увеличил свой стаж в страховке и теперь она мне будет чуть дешевле, всё равно там не дают поставить год указанный в правах.
Спасибо за внимание!