Зачем росреестр требует обременение на объект культурного наследия

Особенности регистрации прав на объекты культурного наследия Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность
Зачем росреестр требует обременение на объект культурного наследия

Зачем росреестр требует обременение на объект культурного наследия

Особенности регистрации прав на объекты культурного наследия

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон №73-ФЗ), и иными нормативными актами.

При этом следует отметить, что Закон №73-ФЗ выделяет два понятия: «объект культурного наследия» и «выявленный объект культурного наследия». Так, под объектом культурного наследия понимается объект, включенный в установленном законом порядке в реестр объектов культурного наследия. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (п. 5 ст. 16.1 Закона №73-Ф3).

Исходя из положений п. 1 ст. 33 Закона №73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, установление ограничений (обременении) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Законом №73-Ф3 (пп.4 п. 2 ст. 33 Закона №73-Ф3).

Регистрация ограничения (обременения) — заявительный порядок

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Росреестр в письме от 10.04.2015 №14-исх/04995-ГЕ/15 указал, что заявления о государственной регистрации прав и о государственной регистрации ограничения (обременения), при осуществлении государственной регистрации прав на объект культурного наследия, в отношении которого не зарегистрировано ограничение (обременение) прав, предусмотренное ст. 47.1 Закона №73-Ф3, должны быть представлены одновременно, если документы, установившие требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, оформлены к моменту обращения за государственной регистрацией прав на объект культурного наследия.

Соответственно, непредставление в указанном случае одновременно с заявлением (и необходимыми документами) о государственной регистрации прав на объект культурного наследия заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) данного права и иных документов, необходимых для проведения такой государственной регистрации, является основанием для приостановления и, при неустранении причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, отказа в государственной регистрации права на объект культурного наследия в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.

В письме Росреестра от 04.02.2015 №14-исх/01217-ГЕ/15 была высказана аналогичная позиция, что государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) права должна осуществляться на основании заявления правообладателя соответствующего объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации).

Кроме того, государственная регистрация ограничения (обременения) может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, а также на основании акта органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Минэкономразвития России в письме от 20.03.2015№Д23и-1087, поддержало вышеуказанную позицию Росреестра, относительно необходимости предоставления заявлений о регистрации ограничения (обременения) в соответствии со ст. 47.1 Закона №73-ФЗ в отношении объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.

За государственную регистрацию соответствующего ограничения (обременения) права должна быть уплачена государственная пошлина в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пп.4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ — органы государственной власти освобождены от необходимости уплаты государственной пошлины).

Указание на ограничение (обременение) в договоре при переходе прав

В соответствии с п. 5 ст. 48 Закона №73-Ф3 распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона №73-Ф3.

Как следует из п. 6 ст. 48 Закона №73-Ф3, установленные в соответствии с Законом №73-ФЗ ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, при реализации объекта культурного наследия в процедурах банкротства должника — собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из совокупного толкования положений ст. 48 Закона №73-ФЗ, договор, предусматривающий передачу права собственности на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных п. 1 — 3 ст. 47.3 Закона №73-Ф3 в отношении такого объекта. В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, в отношении такого объекта действует охранное обязательство, предусмотренное ст. 47.6 Закона №73-ФЗ, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения (копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора; до утверждения в порядке, установленном ст. 47.6 Закона №73-Ф3, охранного обязательства к договору должны быть приложены иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии)).

Таким образом, если в отношении объекта культурного наследия имеется охранное обязательство, то договор должен содержать в себе положения п. 1-3 ст. 47.3, ст. 47.6 Закона №73-Ф3 (не просто указание на номер статьи, а перечисление всех требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, установленных данными статьями) и непосредственно требования самого охранного обязательства, либо ссылку на реквизиты охранного обязательства, т.к. охранное обязательство является частью договора. В случае если в отношении объекта культурного наследия охранное обязательство не выдавалось, то в договоре подлежат указанию только положения п. 1-3 ст. 47.3 Закона №73-ФЗ.

В случае отсутствия в таком договоре вышеуказанных существенных условий сделка является ничтожной.

При этом указанные положения в полной мере распространяются и на случаи перехода права собственности, прав владения и (или) пользования в отношении части объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, если такая часть относится к предмету охраны указанного объекта недвижимости.

Таким образом, если договор, предусматривающий передачу права собственности на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, не содержит в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных п. 1 — 3 ст. 47.3 Закона №73-ФЗ в отношении такого объекта, государственная регистрация права собственности на соответствующий объект культурного наследия либо права владения и (или) пользования таким имуществом должна быть приостановлена. При неустранении причин приостановления государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости в государственной регистрации должно быть отказано (Письмо Росреестра от 10.04.2015 №14-исх/04995-ГЕ/15).

Оформление в собственность объекта культурного наследия

Имеется объект культурного наследия федерального значения. Здание храма, которое разрушили в годы гонения. В данный момент остались только стены. Здание передали в безвозмездное пользование Епархии. Теперь мы получили письмо от Управления по охране объектов культурного наследия с указанием оформить храм в собственность и поставить на кадастровый учет. Правомерно ли это требование? Остались одни стены. Кто должен оформлять его в собственность, какая организация?

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об объектах культурного наследия) памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения).

Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.

Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия оформление права собственности субъектов РФ, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. и необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в п. 5 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия при реализации п. 4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г., Правительство РФ утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации. Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

К сожалению, вопрос не содержит важнейших сведений, от которых зависит полнота и правильность ответа.

Прежде всего следует определиться в терминологии: это «здание», т.е. объект недвижимости, которое можно использовать по целевому назначению, или «стены», отнесение которых к объектам недвижимости, по смыслу ст. 130 ГК РФ, весьма спорно, а следовательно, возникновение права собственности на них и регистрация в Росреестре тоже под сомнением.

Из фразы «Здание передали в безвозмездное пользование Епархии» нельзя понять: (1) кто и на каком праве раньше владел «зданием» или «стенами» (далее – объект); (2) на основании какого закона и документа объект передан Епархии и имело ли лицо право и полномочия передавать объект; (3) кто является собственником земельного участка, на котором расположен объект (Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления, частное лицо), поскольку земельный участок следует судьбе объекта недвижимости, расположенного на нем. Кроме этого, земельный участок и объект могут иметь разных собственников.

Теперь по поводу указания Управления по охране объектов культурного наследия оформить храм в собственность и поставить на кадастровый учет.

Оформить храм в собственность против воли Епархии никто не вправе, поскольку в России действует принцип свободы договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).

Передача кому-либо в собственность или в пользование предварительно не поставленного на кадастровый учет объекта было бы невозможно. А если учесть, что на кадастровый учет объект недвижимости может поставить как собственник, так и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), то можно предположить, что прежний собственник (владелец) решил перенести на Епархию бремя расходов, связанных с постановкой объекта на кадастровый учет. Но раз Епархия приняла в пользование объект без выяснения выше изложенных обстоятельств и правомочий прежнего владельца объекта, то Епархия вправе самостоятельно на правах пользователя (ссудополучателя) поставить объект на кадастровый учет.

Теперь о регистрации права пользования.

Согласно ч. 9 ст. 51 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные ч. 1 этойстатьи.

Согласно ч. 1 ст. 51 указанного закона государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Следовательно, Епархия как ссудополучатель вправе обратиться в территориальное управление Росреестра с заявлением о регистрации договора безвозмездного пользования.

Что такое обременение на недвижимость

Перед покупкой жилье проходит юридическую проверку — в том числе на обременения. Это помогает обезопасить себя от расходов и других проблем. Рассказываем, какие бывают обременения, как их снять и наложить.

Зачем росреестр требует обременение на объект культурного наследия

Что такое обременение на недвижимость

Статья 209 ГК РФ определяет, что собственник имущества может владеть, распоряжаться и пользоваться объектом. Обременение же ограничивает права собственника. Квартира по прежнему принадлежит ему, и он может ей пользоваться — жить, делать там ремонт или сдавать. Но продать, завещать или подарить такое жилье не получится.

Обременение бывает как добровольным, так и принудительным. Например, залог — это добровольное обременение, а арест жилья — принудительное. Также могут действовать не только ограничения на право продажи, но и регистрационные запреты — например, запрет на прописку/выписку граждан.

Виды обременения недвижимости

Вот самые распространенные виды обременений на недвижимость:

Объект в залоге у банка или в ипотеке

Например, во время ипотечных выплат новая квартира находится под обременением, а в качестве гаранта выплат выступает другое жилье заемщика, которое находится под залогом. Ипотечная квартира все еще принадлежит заемщику — он может там жить, делать ремонт или сдавать ее. Но если вовремя не погасить ипотечный кредит, банк имеет право реализовать заложенную квартиру, чтобы вернуть вложенные средства.

Когда ипотечный заёмщик выплатит все деньги и завершит свои обязательства перед банком, ипотечная квартира и заложенный объект перестанут быть под обременением.

Объект под рентой

По договору ренты новый покупатель объекта становится собственником, но при этом он должен пожизненно содержать прошлого собственника жилья. Вместо денег за покупку объекта новый собственник оплачивает продукты, лекарства и другие платежи для ухода за прежним владельцем. После смерти прежнего собственника обременение с объекта снимается и новый владелец перестает платить ренту, а квартира переходит в его собственность.

Объект в аренде

Действующий арендный договор на объект в здании, которое перешло другому владельцу — еще один вид обременения. Даже если объект сдан в аренду, его все еще можно продать. Но закон защищает права арендаторов, и когда новый собственник покупает, например, здание или магазин, он становится также и действующим арендодателем. И по закону, он не может отказать в аренде действующим арендосъемщикам, если договор аренды не подлежит досрочному расторжению.

Доверительное управление

В этом случае объектом распоряжается доверенное лицо. Жилье доверенному лицу не принадлежит, но оно может совершать по объекту недвижимости любые не запрещенные законом действия, кроме продажи.

Например, недвижимость могут передать в доверительное управление при банкротстве физлица или юрлица. Также для квартиры могут нанять доверенное лицо, если собственник жилья живет в другом городе и не может постоянно заниматься всеми проблемами по квартире.

Доверенность оформляется нотариально и автоматически теряет силу при смене собственника.

Арест

Обычно арест на объект недвижимости накладывает суд в случае, если собственник не выполняет свои финансовые обязательства перед кем-либо, или если собственник арестован. Также арест может накладываться, пока идет судебная тяжба между собственниками.

Запрет на регистрационные действия с объектом

В этом случае любую сделку по объекту нельзя зарегистрировать до отмены обременения. Если собственник попробует провести сделку с объектом в этой ситуации, это будет расцениваться как мошенничество.

Сервитут

Термин «сервитут» означает ограниченные права на объект, которые предоставляются не собственникам недвижимости.

Например, обременение в виде сервитута может накладываться, когда через чью-то частную собственность нужно проложить коммуникации, водопровод или другие системы. В жилых и нежилых помещениях сервитут может распространяться на проходную комнату в коммуналке или офисах, которые принадлежат разным владельцам.

Обременение аварийного дома

Если дом признан непригодным для проживания и подлежит сносу, органы местного самоуправления накладывают на квартиры в этом доме соответствующее обременение. Аварийную квартиру все еще можно продать, но покупателя предупредят, что скоро квартиры выкупит муниципалитет, и жить там вряд ли получится.

Обременение архитектурных памятников

Есть дома, которые носят статус памятников культуры и находятся под охраной соответствующих органов. Любое действие с квартирами в таких домах нужно согласовывать с комитетами поддержки культурного наследия. Продать квартиру в историческом доме все еще можно, но следующий собственник должен получить «охранное обязательство» — инструкцию о том, что можно или нельзя делать с этой квартирой.

Обременение опекой

Если в числе собственников объекта есть несовершеннолетний, органы опеки и попечительства помогают контролировать все сделки и соблюдать права ребенка. Например, они следят за тем, чтобы при покупке нового жилья в собственность ребенку передали не меньше квадратных метров, чем у него было в прошлой квартире. В таких сделках продавец обязан получить письменное согласие опеки на продажу квартиры.

Обременение на сделки без личного присутствия

Собственник квартиры может написать заявление, по которому все его имущественные сделки могут регистрироваться только при личном присутствии. Это помогает избежать мошеннических схем с доверенностями или подделкой подписи. Запись об обременении хранится в сведениях о квартире, и если кто-то захочет заключить сделку от имени собственника, ему откажут в ней, сославшись на заявление собственника.

Во всех случаях выше собственник недвижимости под обременением может продолжать ей распоряжаться — например, сдавать квартиру в аренду или жить там самому.

Как наложить обременение на недвижимость

Обременение может возникать как в результате сделок или долговых обязательств, так и по инициативе самого собственника недвижимости — например, если он хочет избежать мошенничества арендаторов или подозревает посягательства на недвижимость при получении наследства.

Через Росреестр. В Росреестре регистрируют любые сделки с недвижимым имуществома. Также там хранится информация о запретах на продажу и других действиях с жильем. Росреестр поможет проверить всю информацию об объекте недвижимости.

Чтобы наложить обременение, собственнику нужно предоставить в этот орган необходимые документы:

  • копия паспорта
  • свидетельство о праве собственности или документ, его заменяющий
  • кадастровый паспорт объекта
  • справку об открытии наследственного дела от нотариуса

Если обременение затрагивает права и интересы других собственников, понадобится их согласие — например, если недвижимость в долевой собственности или это совместно нажитое имущество супругов. Собственники могут подтвердить свое согласие лично или передать письменный, нотариально заверенный документ о согласии. Через МФЦ (многофункциональный центр). Для наложения обременения можно обратиться в ближайшее отделение МФЦ. По закону, подать заявление и документы можно лично или заказным письмом. При отправке почтой процесс займет больше времени.

Как снять обременение

Снять обременение может только тот орган, который его наложил. И обременение снимается только тогда, когда заканчиваются обстоятельства, в связи с которыми оно возникло:

  • обременение на ипотеку получится снять только после полного погашения задолженности перед банком
  • обременение по договору ренты снимается лишь после смерти рентного кредитора
  • судебный арест снимается лишь по постановлению суда
  • рентное обременение снимается после окончания договора ренты, обычно — после смерти прежнего собственника
  • при аренде, опеке, доверительном управлении обременение снимается после завершения срока действия договора

При этом некоторые обременения снять невозможно — например, маловероятно, что дом-архитектурный памятник в какой-то момент перестанет таковым быть. Также дом в аварийном состоянии однажды будет снесен, и снять с него обременение нельзя ни при каких условиях.

Самостоятельно можно снять лишь те обременения, которые вы же сами и наложили. Например, обременение на сделки без личного присутствия собственник накладывает сам и сам же может его снять.

Но в любом случае обременение не снимается автоматически — важно получить в Росреестре документ, который подтверждает отмену обременения, а также для снятия обременения должен присутствовать представитель стороны, которая накладывала обременение. Например, чтобы снять обременение с квартиры под ипотекой нужно присутствие уполномоченного представителя банка.

Как проверить наличие обременения

Электронная справка из Росреестра. В этом органе регистрируются обременения на залоговую недвижимость и жилье, которые передают по договору ренты.

Чтобы проверить обременение, выберите раздел «Проверка квартиры», введите кадастровый номер или адрес объекта. Так вы сможете проверить, есть ли на квартире какие-либо ограничения.

Бумажная выписка из ЕГРН, домовой книги или справка из территориального органа ФМС помогает проверить количество собственников и исключить будущее оспаривание прав.

Запрет на регистрационные действия: почему используется такая мера

Запрет на регистрационные действия: почему используется такая мера

Запрет на регистрационные действия – это мера, которая ограничивает владельца недвижимости в распоряжении своим имуществом.

В статье мы поговорим о причинах таких ограничений, и как накладывают запрет, а также, кто может его снять.

Какие существуют обременения имущества

Большая часть арестов (запретов) на имущество осуществляется на основании постановлений судебных приставов.
Запрет распоряжаться объектом недвижимости может стать следствием соответствующего судебного решения.

Существуют ограничения, возникающие в силу закона, например, ипотека.

Также законом предусмотрен запрет на регистрационные действия без собственника недвижимости.

Как внести отметку в реестр недвижимости (ЕГРН), запрещающую проводить действия без вашего личного участия, читайте здесь .

Сроки регистрации запрета

Сделки с имуществом и регистрация недвижимости регулируются Законом N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, согласно которому отметки о запрете вносятся в реестр недвижимости (ЕГРН), и как мы уже упомянули, собственник не сможет продать, подарить, то есть совершать сделки с объектом, в том числе, регистрировать (прописывать) кого-либо по месту жительства.

При необходимости возможно ограничение права пользования имуществом или его изъятие.

Однако в случае, если речь идет о единственном жилье должника, право владения и пользования со всеми обязанностями по содержанию сохраняется.

Зарегистрировать запрещающую запись в реестр недвижимости предусмотрено указанным выше законом в течение трех рабочих дней с даты поступления в Росреестр ( регистрирующий орган ) документа уполномоченного органа о наложении запрета на недвижимое имущество.

После государственной регистрации дается 5 рабочих дней для уведомления собственника о внесении отметки о запрете регистрационных действий с недвижимостью.

В уведомлении указывается:

  1. Вид объекта и его кадастровый номер.
  2. Реквизиты документа-основания (номер, дата определения суда и т.д.).
  3. Районный отдел службы судебных приставов.
  4. ФИО судебного пристава-исполнителя.
  5. Номер исполнительного производства, на основании которого наложен запрет.

Информация, указанная в уведомлении, понадобится при обращении за снятием ограничительных мер.

На какие объекты недвижимости возможно внести ограничения

Запрет на распоряжение накладывается на все недвижимое имущество:

– объекты незавершенного строительства;

– машино-места и иные объекты, которые согласно формулировке Гражданского кодекса РФ.

«К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно» (ст.130 ГК РФ).

Ответ на очень распространенный вопрос – попадает ли под запрет имущество супруга должника, найдете в этой публикации .

Причины, по которым накладывается запрет (арест)

Наиболее распространенная причина ареста имущества – долги граждан и юридических лиц перед кредиторами (банками, кредитными кооперативами).

Основные принципы осуществления запретных мер в отношении имущества устанавливает Закон РФ “Об исполнительном производстве” от 02.10.2007 года.

Исходя из статьи 80 данного нормативного акта, судебными приставами накладывается запрет на регистрационные действия с недвижимостью на основании подготовленного ими постановления.

Весьма часто права на объекты недвижимости бывают предметом судебного спора.

Законодательством РФ установлено вносить запись о запрете (аресте) распоряжаться спорным имуществом на время судебных разбирательств.

Ходатайство об обеспечительных мерах в качестве ареста недвижимости могут подать лица, участвующие в деле.

Истцу выдается исполнительный лист, а ответчику направляют копию определения суда.

Определение суда об обеспечении иска исполняется немедленно (с т. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ).

Однако на практике приставы не очень торопятся, поэтому если не будете настаивать, немедленно арест в базу органа регистрации прав не внесут.

Некоторые приставы дают письмо-поручение истцу либо его представителю, и возможно обратиться с ним для регистрации соответствующего ареста.

Как снимаются ограничительные меры

Для снятия обременения (ареста) должнику, чье имущество находится под ограничением, необходимо погасить долг.

Далее обратиться в отдел службы судебных приставов, указанный в уведомлении.

Когда будет прекращено исполнительное производство и подготовлено постановление об отмене запрета, судебный пристав-исполнитель в срок не более чем три рабочих дня обязан направить заверенную копию акта о снятии запрета в Росреестр.

Снять запрет предусмотрено законом за три рабочих дня с даты поступления документа в регистрирующий орган.

О том, что ограничений нет, собственника объекта недвижимого имущества также должны уведомить.

Срок для уведомления установлен не более 5 рабочих дней.

Исключение объектов культурного наследия из реестра

В Российской федерации, в России, как в стране с богатейшей культурой и обширным культурно-историческим наследием, существует множество более или менее заметных памятников истории и культуры, совсем небольших и крупных предметов и памятников искусства, которые, конечно же, нуждаются в особом порядке охраны. Нуждаются в особом порядке использования, в правилах эксплуатации и ухода.

Такой порядок закрепляет за ними единый государственный Реестр памятников культуры и истории России. В списки которого вносятся самые разнообразные по типу и виду объекты, имеющие художественную, историческую, культурную ценность. Нахождение в реестре определяет для этих объектов особый порядок использования, ограничения на использование, и дает им право на защиту от изменений.

Таковая защита включает себя многие статьи, в частности согласно 73-му Федеральному закону от «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г.. В котором говорится, что различные памятники истории культуры не могут модифицироваться, изменяться, перестраиваться, эксплуатироваться некоторыми способами, до тех пор, пока они находятся в этом реестре.

Реестр памятников истории и культуры пополняется объектами, среди которых есть все их типы, от небольших художественных изделий до крупных сооружений и архитектурных ансамблей. Вопрос о принятии объекта (группы объектов, типа объектов, конкретного предмета) в этот государственный реестр решается путем государственной (негосударственной, независимой – о чем мы расскажем ниже) историко-культурной экспертизы. Точно также этот вид экспертизы «извлекает» объект культурного наследия из реестра, делая его доступными для более широкого и разнообразного использования, модификации, обработки.

Многих интересует вопрос о том, каким образом можно вывести объект, и сейчас речь идет о зданиях, сооружениях, помещениях, из реестра культурных и исторических ценностей.

Извлечение из реестра – процедура во многих случаях важная, и по разным причинам востребованная. Во многих случаях она представляет собой попытку нахождения цивилизованного пути для того, чтобы получить возможность модернизировать, изменять, использовать объекты культурного наследия или культурно-исторические памятники. Для чего это может быть нужно, и какие оправданные причины могут быть для того, чтобы лишить памятник истории и культуры его данной законом защиты?

Это один из важнейших вопросов сферы работы экспертов. Вопрос законных, рациональных и полезных в разных отношениях оснований для вывода из реестра памятников культуры еще будет нами обсуждаться и на примерах, и вообще, в принципе. А в первую очередь мы просто обозначим главные вопросы, расскажем, что такое вывод из реестра, как работает в этом случае и как работает вообще историко-культурная экспертиза, и – как обычно – немного о том, какие услуги в этой области можно получить от АНО «Судебный эксперт».

Вывод памятников и объектов наследия из реестра для более широкого использования

Как правило, попытка вывести объект из реестра предпринимается для его более широкого использования, нежели это разрешено для памятников. Широкое использование и «более широкое использование» означают реализацию идей, возникающих в отношении памятников истории и культуры. Поскольку идеи бывают разные, и мотивы для реализации идей бывают разные, на этом направлении в работе историко-культурной экспертизы важно участие не просто сертифицированных и опытных, но внимательных специалистов. Которые могут понять ситуацию в разном контексте, и принять решение не только на основании того или иного прочтения инструкций и законов.

Есть множество примеров двух крайних случаев:

  • когда объекты хотят вывести из реестра для получения более или менее значительной коммерческой прибыли и в чисто коммерческих, в конце концов, целях. Или в целях повышения материального удобства жизни тех людей, которые используют этот объект;
  • когда объекты хотят вывести из реестра для того, чтобы улучшить их или пространство вокруг них, модернизировать для более удобного посещения или использования, отремонтировать, реновировать, модернизировать с сохранением культурной и художественной ценности.

Кроме этих случаев есть и такие, в которых рациональность решения о более активом (и бережном) использовании памятника сочетается с получением выгоды и удобства использования в бытовых целях.

Тонкости историко-культурной экспертизы в этом вопросе и важность работы с опытными независимыми экспертами

В первом случае предыдущего списка вопрос заключается в том, насколько бережно инициаторы экспертизы по выведению объекта из государственного реестра собираются отнестись и относиться в дальнейшем к объекту и чертам, которые делают его памятником национальной или мировой культуры. Дело в том, что если объект уже был в таком реестре, то даже если он его покидает, то остается факт того, что он как-то все-таки принадлежит к культурному или историческому наследию.

И во многих случаях вывод объектов из госреестра памятников осуществляется, и может и должен осуществляться, по взаимному согласию сторон. Наверное, этот вид отношений еще не достаточно развит в России, но должен развиваться. Так как заботливое и ответственное отношение активных и обеспеченных людей к памятникам, которые они используют в разных целях, только поможет сохранить общественную культуру.

Видимо, вы уже поняли, о каком соглашении при выводе из реестра идет речь. Это та ситуация, когда государственная или независимая историко-культурная экспертиза внимательно рассматривает дело при наличии конкретных и осознанных предложений от инициатора, заказчика экспертизы. Заказчик или инициатор в таких случаях должен изучить сферу, о которой идет речь, и составить предложение для государственного реестра памятников или для историко-культурной экспертизы, предложение, в котором он представит свои идеи по более эффективному, рациональному использованию памятника, или по получению от него большей пользы.

Как работает на вывод из реестра и в других случаях историко-культурная экспертиза

Описываемый нами вывод зданий и сооружений (частей сооружений и зданий, или ансамблей сооружений и зданий) из числа охраняемых культурных объектов осуществляется в ходе историко-культурной экспертизы, которая может проводиться и государственными, и негосударственными экспертами. Она, как исследование, дает возможность проводить следующие операции:

  • находить и доказывать факты, дающие основание для внесения объектов в реестр культурного наследия;
  • давать заключения о возможности вывода из государственного реестра объектов, которые до этого пользовались повышенной охраной как памятники культурно-исторического наследия;
  • определять, на основе различных признаков, к какой категории памятников может относиться тот или иной объект с точки зрения его историко-культурного значения и других признаков;
  • выяснять, насколько проектирование и готовые проекты охранных зон для объектов культурного наследия соответствуют положениям об охране культурного наследия;
  • проверять то же в отношении градостроительных регламентов, которые применяются в проектировании и устроении охранных зон и в работе с объектами наследия.

Так же государственная или независимая историко-культурная экспертиза работает над тем, чтобы относить, в случае надобности, некоторые объекты к памятникам культуры и истории не только российского, но и всемирного значения, или к общему, или частному, относящемуся к одной народности, наследию культуры различной народов Российской федерации.

Это, конечно, во многих случаях тонкая искусствоведческая работа, которая во многих случаях невозможна без участия опытных специалистов, имеющих неформальную компетенцию.

Пути, которыми следует идти – как успешнее вывести культурно-исторический памятник из реестра

И одновременно с этим немного о пользе сотрудничества с крупной и опытной экспертной группой, которая является независимой, и работает по законодательным, научным и рыночным принципам. Мы с вами, естественно, рассматриваем два общих типа случаев:

  • те, в которых объект, занесенный в реестр, занесен туда ошибочно, заказчик экспертизы знает об этом, или подозревает, и готов помочь нашим экспертам провести исследование и дать соответствующее заключение;
  • те, в которых объект, занесенный в реестр, имеет право там находиться, но у вас (инициатора или заказчика экспертизы) есть предложения и идеи, которые, по вашему мнению, стоят того, чтобы вывести объект из реестра, с сохранением некоторых условий его охраны.

Возвращаясь к теме соглашений между инициаторами и исполнителями историко-культурной экспертизы, хотим пояснить, что в работе с компетентными и опытными экспертами, внимательно относящимися к каждому конкретно взятому случаю, у вас есть гораздо больше возможностей. В частности возможностей доказать экспертизе рациональность своих идей, поделиться соображениями, получить предварительные консультации и подкорректировать свои идеи и предложения для того, чтобы увеличилась вероятность прохождения экспертизы и получения желаемых для вас результатов.

Нужно еще раз оговориться, что успех вашего начинания по выводу из реестра памятника культуры и истории будет и должен зависеть от нескольких параметров вашего предложения:

  • степени сохранности, который вы можете обеспечить памятнику после его выведения из реестра;
  • степени рациональности, которой будут обладать ваши предложения по поводу использования объектов культурно-исторического наследия;
  • а также степенью важности, сохранности памятника, особенностями его конструкции и типа – то, что позволяет или не позволяет вносить те или иные изменения в порядок его использования, что позволяет или не позволяет вносить те или иные изменения в конструкцию памятника и в его внешний вид;
  • также значение имеет характер изменений и идей, которые вы хотели бы, если дело состоит в этом, в охранную зону памятника или в ее использование.

В случае работы с нашей организацией у вас есть возможность получить консультации, в ходе которых мы вместе с вами выясним, что именно из ваших идей может повредить, а что – не повредить, или даже помочь памятнику.

Плюсы и возможности работы по культурно-исторической экспертизе с нашей организацией

В АНО «Судебный эксперт» полностью соблюдаются все законодательные, экспертные и научные нормы работы в такой области, как историко-культурная экспертиза. Мы, как и многие самые опытные организации, руководствуемся не только буквой федеральных законов, но и доводами ценности и степени эффективной охраны культурных памятников, а также информацией о инициаторах экспертизы.

Мы полностью соблюдаем установки и регламенты российских законов, при чем в динамике их контекстов и изменений. Проводим с нашими потенциальными заказчиками предварительные консультации. Помогаем оптимизировать затраты ваших проектов. Консультируем, как уже было сказано, по поводу правильного проектирования и оформления проектов охранных зон, и модификации, достройки, перестройки и изменения параметров объектов, относящихся к памятникам культурно-исторического наследия.

Для работы над вопросами нахождения объектов в реестре культурного и исторического значения, вопросами занесения объектов в реестр и исключения из реестра, просим вас обращаться к менеджерам и специалистам АНО «Судебный эксперт». Мы детально рассмотрим ваш случай, и в случае возможности достижения соглашений по вашему вопросу, поможем вам получить нужное вам заключение для выведения объектов культурно-исторического наследия из реестра.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Ограничения (обременения) прав на объекты недвижимого имущества

Ограничения вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации — это закреплено в ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон).

Термины «ограничения» и «обременения» используются в действующем законодательстве как синонимы. Обычно ограничение применимо к правам, тогда как слово «обременение» сочетается с объектом недвижимости.

Обременение — это права третьих лиц на недвижимость, возникающие при различных условиях. При этом эти лица не являются собственниками. Обременение возникает в результате вступления в силу судебного акта, по соглашению двух сторон или подписания договора. Ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других). Обременение означает ограничение пользованием, владением и распоряжением имуществом. Однако не всякое ограничение им является. Основная особенность заключается в том, что оно налагается в соответствии с законом. Бывает двух форм: по воле собственника, добровольное; помимо воли собственника, принудительное.
добровольное обременение – залог: собственник закладывает то, чем владеет, тем самым обременяя его. Принудительное обременение – арест. Когда собственность арестовывают по решению суда, мнения владельца уже не спрашивают. Обременение означает ограничение в действиях по любому распоряжению имущества. Именно поэтому, во избежание проблем, при покупке недвижимости необходимо точно узнать, не обременено ли оно. При переходе из одних рук в другие не меняется характер и срок обременения. Таким образом, при покупке или принятии в наследство объекта недвижимости, покупатель берет на себя все сопутствующие обременения.

Залог: владелец закладывает имущество под обеспечение долга;

Арест: имущество арестовывают за долги;

Доверительное управление: имуществом управляет не сам владелец, а его попечитель, законный представитель (к примеру, при недееспособности собственника);

Ограничение на распоряжение имуществом в нуждах государственных органов; Любые иные действия, сделки и ограничения, которые имеют обременительный характер.

Основания возникновения ограничения:

законы РФ. По указанным в законах поводам имущество может подлежать обременению;

договор, сделка, результатом которой является обременение;

акт, изданный государственными органами.

В соответствии с 218-ФЗ от 13.07.2018 г. «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат:

ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, концессионное соглашение, арест имущества и др. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, концессионном соглашении, аресте имущества, заявлении о праве требовании в отношении объекта недвижимого имущества и других), вносятся в подраздел III.

В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств. Общим для всех указанных выше ограничений (обременений) является так называемое право следования, суть которого состоит в том, что при переходе прав на объект недвижимости автоматически переходит и соответствующее ограничение (обременение), независимо от того, есть ли положение в договоре о переходе прав, которое предусматривало бы такой переход. Цель их государственной регистрации и состоит в том, чтобы потенциальный приобретатель недвижимого имущества знал об их наличии еще до заключения сделки. При этом регистрация ограничений (обременений) прав возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРН.

Ограничения (обременения) также объединяет то, что они носят вещно-правовой характер. А значит тот, к кому переходит недвижимость по сделке, получает ее вместе с соответствующими ограничениями (обременениями), даже если на этот счет ничего не говорится в сделке, на основе которой этот переход происходит.

Среди упомянутых ограничений следует обратить внимание на арест имущества, который можно рассматривать как ограничение в чистом виде. Арест имущества означает запрет распоряжаться имуществом (то есть продавать его, менять, дарить, передавать под выплату ренты, передавать его в залог, аренду, доверительное управление и т.д.). Он применяется судом как мера по обеспечению иска при принудительном исполнении судебных решений (ст. 45 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), как способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога (применяется налоговым или таможенным органом с санкции прокурора в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст. 77 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)), следователем в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества). В Законе о регистрации говорится о государственной регистрации сервитутов и как обременений, и как ограниченных вещных прав. При этом регистрация сервитута как ограничения (обременения) возможна только после регистрации права собственности на недвижимость в ЕГРН. В статьях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), посвященных сервитуту, о необходимости государственной регистрации сервитутов ничего не говорится. Такая обязанность вытекает из смысла ст. 131 ГК РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (в том числе и право сервитута), ограничения этих прав подлежат государственной регистрации. Конкретный порядок совершения регистрационных действий регулируется Правилами ведения ЕГРН, лицу, в пользу которого установлен сервитут, выдается свидетельство о государственной регистрации права. Государственной регистрации подлежат, прежде всего, частные сервитуты, однако в случаях, установленных законом, регистрируются и публичные сервитуты.

Регистрация доверительного управления как обременения осуществляется на основании договора доверительного управления. По этому договору собственник передает имущество доверительному управляющему не в собственность, а лишь для осуществления в течение определенного срока управления этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица. Этим данный договор отличается от договоров, направленных на переход к приобретателю права собственности на передаваемое имущество (купля-продажа, дарение и др.). Доверительный управляющий получает имущество не только для осуществления правомочия пользования, как при аренде, но реализует от своего имени все правомочия собственника, включая распоряжение этим имуществом (п. 1 ст. 1020 ГК РФ). Однако у доверительного управляющего не возникает вещного права на полученное имущество, как это имеет место при хозяйственном ведении или оперативном управлении. По данному договору передаются все правомочия собственника без передачи самого права собственности. Таким образом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении переданного имущества все юридические и фактические действия в соответствии с договором в интересах выгодоприобретателя от своего имени.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: