Имеем ли суд лишать права управления транспортными средствами иностранного гражданина

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

Имеем ли суд лишать права управления транспортными средствами иностранного гражданина

Имеем ли суд лишать права управления транспортными средствами иностранного гражданина

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 19-АД17-19 Суд отменил принятые ранее судебные акты и прекратил производство по делу о привлечении водителя к административной ответственности за управление транспортным средством в отсутствие права управления им в связи с отсутствием события административного правонарушения

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу Матевосяна Марата Манвеловича на вступившие в законную силу постановление заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 декабря 2016 года N 18810026162000687679, решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 февраля 2017 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 1 июня 2017 года, вынесенные в отношении Матевосяна Марата Манвеловича (далее — Матевосян М.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 декабря 2016 года N 18810026162000687679, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 февраля 2017 года, решением судьи Ставропольского краевого суда от 29 марта 2017 года и постановлением заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 1 июня 2017 года, Матевосян М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Матевосян М.М. выражает несогласие с вынесенными актами в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Матевосяна М.М. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Матевосяна М.М. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 декабря 2016 года N 18810026162000687679 Матевосян М.М. привлечен к административной ответственности по факту управления 3 декабря 2016 года в 17 часов 00 минут в районе дома 38 по улице Доваторцев города Ставрополя транспортным средством «Daewoo Nexia», государственный регистрационный знак . не имея права управления транспортным средством.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии с частью 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 «О безопасности дорожного движения» лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи.

Согласно части 13 статьи 25 указанного Федерального закона не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

В силу пункта 1 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (Заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) договаривающиеся стороны будут признавать: любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом, любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к данной Конвенции, и любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к данной Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика — водителя.

Совокупное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами лица на основании национальных или международных водительских удостоверений, за исключением тех случаев, когда управление транспортными средствами происходит на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, при остановке 3 декабря 2016 года транспортного средства под управлением Матевосяна М.М. последний предъявил инспектору ГИБДД национальное водительское удостоверение N . с разрешенными категориями «В, С», выданное в Республике Армения, с переводом на русский язык (л.д. 17, 22-23), копия которого приобщена к материалам дела и настоящей жалобе.

При этом указанное водительское удостоверение отвечает предписаниям приложения 6 к Конвенции о дорожном движении и является действительным на территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства в ходе производства по делу в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлены без внимания, надлежащая оценка им не дана.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в том, что водитель управляет транспортным средством, не имея на то законного основания, то есть соответствующего права.

Таким образом, в рассматриваемом случае противоправное действие (бездействие), за которое вышеуказанной статьей предусмотрено административное наказание, отсутствовало.

Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 декабря 2016 года N 18810026162000687679, решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 февраля 2017 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 1 июня 2017 года, вынесенные в отношении Матевосяна М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу — прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу Матевосяна Марата Манвеловича удовлетворить.

Постановление заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 8 декабря 2016 года N 18810026162000687679, решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 февраля 2017 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 1 июня 2017 года, вынесенные в отношении Матевосяна Марата Манвеловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

Обзор документа

Водителя оштрафовали за то, что он управлял автомобилем, не имея на это права.

Но Верховный Суд РФ решил, что событие правонарушения отсутствует.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в том, что водитель управляет транспортным средством, не имея на то законного основания, т. е. соответствующего права.

При этом лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в России, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений. А при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений (за исключением предпринимательской и трудовой деятельности).

Как было установлено, водитель предъявил инспектору удостоверение, выданное в Армении, с переводом на русский язык. Оно является действительным на территории России.

Имеем ли суд лишать права управления транспортными средствами иностранного гражданина

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 апреля 2015 года

В ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ РАЗЪЯСНИЛИ

ВОЗНИКАЮЩИЕ У ГРАЖДАН ВОПРОСЫ ОБ ИНОСТРАННЫХ

В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.

По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами

В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения — с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.

При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения

Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.

Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «E», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DE», подкатегории «D1E», категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».

При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «E» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».

Лишение прав иностранного гражданина на территории РФ

Здравствуйте!
Иностранный гражданин, находясь на территории РФ, управляя ТС, был остановлен сотрудниками ППС для проверки документов. Документы проверили только у водителя у пассажиров-нет. Так же попросили открыть багажник. Затем вызвали ДПС. Водитель был обвинен в вождении в нетрезвом виде. Изъяли вод.права. В протоколе написали — водитель отказался от мед.освидетельствования выпил бутылку пива. Что можно сделать в данной ситуации? Какой срок лишения грозит водителю? Возможно ли лишение прав иностранного гражданина на территории РФ?

Здравствуйте Марк!
Иностранный гражданин, имеющий национальное водительское удостоверение, выданное на территории иностранного государства, может быть лишен права управления транспортными средствами за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, лишь в том случае, если его водительское удостоверение отвечает требованиям, предъявляемым к нему нормами международных договоров, и считается действительным на территории РФ.
В соответствии с положениями Закона о безопасности дорожного движения на территории РФ действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 25 вышеназванного Закона лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории РФ, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в п. 13 настоящей статьи.
Согласно п. 13 указанной статьи с 9 мая 2014 г. не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данное ограничение не применяется в случае участия транспортного средства в международном движении.
Лица, не являющиеся гражданами РФ, допускаются к управлению транспортными средствами на территории РФ на основании международного водительского удостоверения при условии, что оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.
Иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории РФ, если оно отвечает требованиям соответствующего договора.
Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII ратифицирована Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.), в ст. 41 которой определены критерии действительности национальных и международных водительских удостоверений, выданных на территории иностранного государства — участника Конвенции. Образцы таких удостоверений приведены в приложениях 6 и 7 Венской конвенции и должны иметь записи, произведенные или продублированные буквами латинского алфавита.
Следует также учесть, что Российская Федерация является участником Женевской конвенции о дорожном движении (заключена в г. Женеве 19 сентября 1949 г.), согласно которой водитель, въезжающий на территорию иностранного государства — участника Конвенции, должен иметь внутригосударственное или международное разрешение на управление транспортным средством, образцы которых приведены в приложениях 9 и 10 к Конвенции соответственно.
Таким образом, водители, являющиеся гражданами иностранных государств — участников Венской и (или) Женевской конвенций о дорожном движении, вправе управлять транспортными средствами на территории РФ на основании национальных и международных водительских удостоверений, выданных в соответствии с данными международными договорами и отвечающих их требованиям.
Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается для управления транспортными средствами на территории РФ на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита (п. 15 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения).
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что, если национальное водительское удостоверение иностранного гражданина не отвечает требованиям, предъявляемым к нему международным договором Российской Федерации, оно считается недействительным на территории России. Следовательно, такой иностранный гражданин, по существу, является лицом, не имеющим права управления транспортными средствами на территории РФ, а потому он не может быть привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами. При этом если в санкции статьи, подлежащей применению, данное наказание является единственным основным (например, ч. 5 ст. 12.15 КоАП), то судье необходимо решить вопрос о возможности переквалификации действий указанного лица на ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность в виде административного штрафа за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.
В судебной практике имеют место случаи, когда данный вопрос приобретал принципиальное значение для вынесения законного и обоснованного постановления по делу об административном правонарушении.
Приведем пример.
Постановлением мирового судьи С. был подвергнут административному наказанию по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в виде лишения права управления транспортными средствами на срок четыре месяца.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, заместитель председателя Московского городского суда исходил из того, что мировой судья не выяснил вопрос о том, является ли С. субъектом административного правонарушения, вмененного ему в вину. При этом он указал следующее.
Согласно материалам дела С. является гражданином Французской Республики, в составленном в отношении его протоколе об административном правонарушении имеются сведения о номере водительского удостоверения, который не соответствует формату номеров водительских удостоверений, выдаваемых в Российской Федерации. Критерии действительности на территории РФ водительских удостоверений, выдаваемых иностранными государствами, определены в ст. 41 Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. Таким образом, если водительское удостоверение С. не отвечало данным требованиям, оно было недействительным на территории РФ, а значит, С. не мог быть лишен права управления транспортными средствами, а его действия содержали признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Между тем эти юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела мировым судьей не были выяснены (Постановление Московского городского суда от 19 марта 2012 г. по делу N 4а-52/12. См. также: Постановление Московского городского суда от 4 июня 2012 г. по делу N 4а-1042/12).

Таким образом, можно попытаться построить защиту, исходя из указанных выше обстоятельств. В любом случае, срок лишения права управления транспортными средствами по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ- невыполнение водителем требования о прохождении мед.освидетельствования на состояние опьянения составляет от 1 год 6 месяцев до 2 лет. В этой ситуации водитель должен ходатайствовать перед судом о допросе свидетелей, которые пояснят, что водителю никто не предлагал пройти мед.освидетельствование, что он не отказывался от его прохождения, что он владеет, например, русским языком. Водитель может пояснить, что текст протокола ему не перевели, расписался не читая, спешил и т.д.Водителю нужно ознакомиться с материалами по административному делу и знать, что есть в деле и какие показания давали опрошенные по делу лица. В любом случае надо бороться и не опускать руки. наши адвокаты готовы вам в этом помочь.

Не бросайте ситуацию
на самотек, задайте свой вопрос прямо сейчас!

Бесплатная письменная онлайн консультация

Можно ли как-то отвертеться от лишения водительского удостоверения за езду в нетрезвом состоянии на карщеринше?

Здравствуйте Роман!
Судебная практика не придает значения тому обстоятельству, управляли ли вы личным автомобилем или автомобилем каршеринга, поскольку в соотвествии со ст. 12.8 КоАП РФ ответственность наступает за управление транспортным средством, на каком основании у вас находится автомобиль — в собственности, в аренде значение не имеет.
Тем не менее, предлагаю вам ознакомиться.

Лишение водительских прав иностранного гражданина в 2021 году

В отношении иностранных граждан вступили в силу поправки относительно необходимости замены ими национальных водительских прав на документы российского образца. При езде по иностранному разрешению сотрудник ГИБДД изымает бумаги, подтверждающие возможность управлять транспортным средством за границей. В некоторых случаях, при нарушении российских правил дорожного движения иностранцы лишаются водительского удостоверения на основании административного регламента. В каком порядке происходит изъятие прав, в каких случаях, что нужно для возврата, подробно в этом материале.

Когда иностранцев лишают водительских прав

Законодательством России установлены правила, в каких случаях уполномоченные службы вправе изымать права и на каких основаниях, на какой временной промежуток. Наиболее распространенными являются случаи:

Техосмотр При повторной остановке транспортного средства без государственных номеров или в случае отсутствия технического осмотра ТС, если нет диагностической карты с действующим сроком. Ответственность предусмотрена п.12.1 КоАП.
Оборудование При нечитаемости номера на ТС, умышленном сокрытии цифр при установке специального оборудования, их изменению на госномере. Правила изъятия установлены ст.12.2 КоАП.
Приборы При использовании при вождении ТС звуковых и световых приборов, которые не допускаются при управлении механизмами в городской черте. При установке знаков, которые присущи специализированным службам, как скорая помощь, полиция и др., что затрудняет и вводит в заблуждение участников дорожного движения (ст.12.5 КоАП)
Состояние При управлении ТС иностранным гражданином в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при подтверждении состояния медицинским заключением (ст.12.8 КоАП).
Скорость При значительном превышении скоростного режима – ст.12.9 КоАП.
Выезд При выезде на встречную полосу трамвайных путей, при движении на односторонней дороге в противоположном направлении – ст. 12.15, 12.16 КоАП.
Нарушение При причинении вреда здоровью при нарушении правил дорожного движения – ст.12.24 КоАП.

Ответственность для россиян и иностранцев

Законодательством РФ установлено, что как для граждан иных государств, так и россиян, установлены единые нормы по привлечению к ответственности в виде лишения водительских прав при нарушении правил дорожного движения. Исключений в этой сфере не существует.

Как лишают прав иностранцев

Сотрудники ГИБДД налагают ответственность за нарушение правил дорожного движения на основании ст.2.6 КоАП.

Важно: при остановке транспортного средства работниками ГИБДД в случае, если иностранец имеет при себе только национальное водительское удостоверение, привлечение к ответственности будет осуществляться как если бы управление осуществлялось для россиян с правами, выданными в РФ.

Права международного образца подлежат также изъятию, но на основе следующих оговорок. Нормы о безопасности дорожного движения установлены Венской конвенцией. Согласно ст.42 при изъятии документа по закону государства, нормы которого нарушены, иностранные права прекращают действовать только на территории этой страны. Во всех остальных странах они остаются в силе и по ним можно управлять ТС.

Полномочия сотрудников ГИБДД

Работник дорожной службы вправе осуществить следующие функции:

  • изъять права на основании действующего российского закона;
  • составить протокол о допущении нарушения на основании положений КоАП в установленном порядке;
  • внести в водительское удостоверение и базу ГИБДД сведения о приостановлении или прекращения действия прав с указанием срока в отношении иностранных граждан;
  • направить в уполномоченные органы государства, выдавшего права, уведомление о допущенных нарушениях в отношении правил дорожного движения.

Если срок возврата прав в случае, если такое правило установлено законодательством, еще не подошел, но иностранец намерен покинуть территорию России, то по его заявлению гражданину обязаны выдать права международного образца.

Солодовников Р.Н., сотрудник ГИБДД

Лишение прав иностранных дипломатов

Российское и международное законодательство не содержит исключений о привлечении к ответственности на основании КоАП РФ иностранцев при вождении ТС на территории России. Однако правила предусматривают особый порядок в отношении дипломатов. Он предусматривает следующие условия:

  • машина дипломатов с иммунитетом может быть остановлена сотрудником ГИБДД при фиксации нарушения ПДД;
  • составляется протокол в присутствии водителя с иностранным гражданством, относящегося к дипломатическому корпусу;
  • если гражданин отказываться участвовать в процедуре, то протокол об административном нарушении составляется в его отсутствие с вручением под расписку или почтовым уведомлением;
  • изъятие прав не производится на месте, если гражданин самостоятельно не изъявляет желания отдать права в связи с нарушением;
  • в отношении гражданина иностранного государства с особым статусом действуют все нормы КоАП об основаниях лишения прав, в том числе за вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с целью выявления состояния работник ГИБДД вправе предложить иностранному дипломату пройти медицинское освидетельствование, при отказе от процедуры составляется протокол об этом;
  • сотрудник дорожной службы при составлении протокола обязан разъяснить водителю, в чем состоит нарушение и обвинение против него, какие требования ПДД не исполнены.

Срок рассмотрения дела о лишении прав

Законодательством установлены следующие сроки:

Обычный порядок На решение вопроса об изъятии водительского удостоверения у иностранец российского или зарубежного образца и лишении права на управление транспортным средством дается 3 дня. На практике дело разрешается в тот же день, когда было зафиксировано нарушение.
Международные перевозки При осуществлении международной перевозки или следовании гражданина в качестве автотуриста инспекторам дается всего 1 день для предупреждения о факте нарушения МИДа РФ.
Истечение срока После истечения срока хранения водительских прав, они направляются в МИД России для пересылки иностранным гражданам за рубеж.

При наложении административного штрафа в связи с нарушением ПДД иностранный гражданин вправе получить водительское удостоверение после его оплаты и предоставления подтверждающей документации о внесении платежа в пользу государства. Сделать они это могут в отделениях госавтоинспекции, которая изъяла права на основании протокола об административном нарушении.

Иванченко Р.Н., сотрудник ГИБДД

Способы вернуть права иностранцу

Гражданин зарубежного государства может вернуть водительское удостоверение. Сделать это может в следующем порядке:

  • бронирование билетов для совершения поездки на родину или в другую страну;
  • обращение в ГИБДД для подтверждения намерения выехать за пределы России с просьбой вернуть удостоверение водителя;
  • при необходимости оплата штрафа.

Распространенные ошибки

Ошибка 1. Если гражданин другого государства ездит в России по иностранным правам, он может быть также лишен права на вождение. То, что управление на транспортное средство выдано другой страной, не влияет на возможность применения российского законодательства в отношении ответственности за несоблюдение ПДД.

Ошибка 2. Гражданин иностранного государства, который управляет транспортным средством в РФ на основании международных прав, считает, что его не могут привлечь к ответственности на нарушение ПДД, поскольку он подтверждал знание правил за рубежом, а не в России. Это неверно, так как его действия подпадают под нормы Венской конвенции, предполагающей возможность лишения прав иностранцев при вождении ТС на территории иностранного государства.

Случай из практики

Мужчина приехал из Армении и нарушил при вождении личного транспортного средства п.12.6 Правил дорожного движения России. Управление ТС осуществлялось на основании международных прав, выданных в стране происхождения. Сотрудники ГИБДД, зафиксировавшие нарушение, выписали протокол и отправили дело об административном нарушении в суд. Было принято решение о нарушении п.12.6 ПДД, что было доказано в суде. Гражданин иностранного государства был принужден к изъятию водительского удостоверения. В документ была внесена пометка о допущенном нарушении, сведения отправлены в дорожную службу Армении, выдавшей права в виде уведомления.

Вопрос-ответ

Вопрос 1. Могут ли меня лишить прав в России, если я езжу на своей машине с удостоверением водителя, выданном в Кыргыстане?

На применение Правил дорожного движения не влияет происхождение страны, где выданы права. Если вы осуществляете вождение в РФ по международным правам, то они могут также быть изъяты, а вы привлечены к административной ответственности в виде лишения документа российского или иностранного образца.

Вопрос 2. Я не пропустил машину с проблесковым маячком. Меня лишили прав, которые мне были выданы в Азербайджане. Правомерны ли действия сотрудников ГИБД в России?

Действия представителей дорожной службы России полностью соответствуют местному законодательству. Кроме того, при осуществлении движения на основании международных прав, ваши действия подпадают под положения Венской конвенции. Нормативным актом установлены требования по соблюдению правил, принятых в стране нахождения.

Лишение водительских прав без суда

В материалах на нашем сайте мы стараемся охватить максимум возможных ситуаций, чтобы, прибегнув к услугам автоюриста, человек точнее понимал происходящее с его делом. При этом в каждой теме есть конкретные случаи, требующие отдельных пояснений.

Очень часто в адрес нашего сайта «Юрист-консультант» приходят вопросы о правомерности лишения прав на управление ТС. Основные из них связаны с возможностью изъятия водительского удостоверения без суда. Мы обратились к нашему постоянному эксперту, чтобы прояснить ситуацию во всех подробностях.

  • Отстранение от управления ТС.
  • Лишение права управления ТС.

С одной стороны, для водителя оба случая означают невозможность управления машиной. Но с другой, отстранение может носить краткосрочный характер, и длиться до устранения причин. Лишение же может быть долгосрочным, сопровождаться штрафом, другими наказаниями, а возврат прав в этом случае предполагает сложную процедуру.

Отстранение от управления ТС

КоАП РФ приводит целый перечень случаев, когда отстранение от управления возможно. Чаще всего используются следующие статьи:

  • Вождение в нетрезвом виде – ст.27.12, 12.26, 12.8 КоАП.
  • Управление без прав – ст.12.7.
  • Серьезные неисправности авто – ст.12.5.
  • Нет необходимых документов – ст.12.3.

Отстранение вправе проводить сотрудник ГИБДД, выявивший нарушение. Право управления восстанавливается с момента устранения оснований для отстранения.

В нынешних версиях законодательных актов отстранение от управления ТС не равно изъятию водительского удостоверения. Раньше подобное практиковалось, однако сейчас забрать права сотрудник ДПС не может.

После верного оформления произошедшего (пример процедуры по лишению прав за пьянку можно посмотреть здесь), отстранение может быть осуществлено путем:

  • Передачи управления лицу, обладающему таким правом, и находящемуся в доступности. Разумеется, при согласовании с собственником ТС.
  • Эвакуация на штрафстоянку.
  • Блокировка на месте.

Является ли отстранение лишением прав? С юридической точки зрение — нет. Это временная мера, устранимая вместе с причинами. Однако фактически многое зависит от серьезности нарушения. Посмотрите на два расхожих примера, и поймите разницу:

  1. Водитель забыл дома документы на ТС, был остановлен сотрудником ГИБДД и отстранен от управления. Машину отправили на штрафстоянку. На такси водитель добрался домой, взял документы, и забрал авто со стоянки, оплатив услуги. Отсутствие документов – основание для отстранения, предъявление документов – основание для прекращения отстранения.
  2. Водитель был определен как пьяный за рулем. ДПС произвело актирование, протоколирование, освидетельствование и отстранило его от управления ТС. Протрезвев, может ли водитель забрать машину и сесть за руль? Здесь ответ уже не так однозначен, т.к. далее дело будет передано в суд, который будет рассматривать вопрос о лишении прав.

Я специально не стал подробно описывать второй случай, т.к. о похожих ситуациях и пойдет речь далее.

Лишение прав

Лишение права управления ТС возможно исключительно судебным решением. Существует четкий перечень нарушений, санкциями за которые может быть лишение прав.

С юридической точки зрения, только наказание, установленное судом, является лишением прав. Однако, если бы все было настолько однозначно, данное объяснение не понадобилось бы. Надо ответить на главный вопрос:

Могут ли лишить водительских прав без суда?

Будем рассматривать ситуацию и с точки зрения юридических норм, и с учетом обычных обстоятельств. Мы уже выяснили, что юридически лишение устанавливает только суд. Разобрались, что отстранение от управления может произвести и сотрудник ДПС (ГИБДД) до суда и без суда. Остается разобраться, может ли человек управлять автомобилем с момента устранения оснований для отстранения и до момента вынесения решения судом.

Посмотрим на один из самых сложных случаев – водитель остановлен в состоянии опьянения. Как правило, временна́я последовательность событий такова:

  1. Фиксация нарушения и отстранение от управления.
  2. Передача дела в суд – в течение 3 суток.
  3. Судебное рассмотрение – не более 2-х месяцев с момента происшествия.

Отрезветь, т.е. устранить основания для отстранения от управления ТС, водитель может через короткое время. Судебное решение может появиться более чем через 2 месяца. Можно ли управлять автомобилем в этот период?

Да, можно. Однако не в каждом случае. Исключения рассмотрим в следующем разделе.

Итак, ответ на вопрос «Возможно ли лишение прав без суда» мы получили – лишить не могут, а отстранить только до момента исчезновения оснований. Теперь посмотрим на ситуацию под несколько иным углом:

Могут ли лишить прав до суда?

Опять же, с юридической точки зрения, лишение возможно исключительно по судебному решению. Но не так давно в УПК РФ была принята статья 105.1, согласно которой, суд, еще до вынесения решения, имеет право наложить запрет на определенные действия подозреваемого / подсудимого. Такими действиями может быть и право на управление ТС.

Получается, что потерять возможность управления автомобилем можно и до судебного решения о лишении прав. Однако это должно быть сделано судьей в установленном порядке, и применяется далеко не в 100% случаев. Часто связано с серьезными последствиями от правонарушения.

Спорные ситуации о лишении прав без суда

Очень коротко поясню еще одну ситуацию, которая вызывает много вопросов и непониманий, связанных с лишением водительских прав без суда. Не так давно СМИ раструбили о планируемом принятии нормативных актов, якобы позволяющих лишать прав и без суда, и даже без нарушений. Страшно? Не пугайтесь.

Суть вот в чем. Действительно, законодатели планируют перевод медицинских справок полностью в электронный формат. В этом случае, если медики запретят водителю управление ТС, то информация автоматически станет известна сотрудникам МВД, и действительность ВУ будет приостановлена.

Однако пока не стоит серьезно зацикливаться на этой проблеме. Во-первых, потому что законопроекты вызвали массу споров, а значит могут быть не приняты или приняты в совершенно ином виде. А, во-вторых, потому что даже нынешние законопроекты планируют новшества не ранее середины 2022 года.

Итоги

Подведем итоги сказанного. Могут ли лишить водительских прав без суда?

  1. С момента фиксации нарушения и до устранения причин, водитель может быть отстранен от управления.
  2. С момента устранения причин, заставивших отстранить водителя от управления, до судебного решения право на управление ТС восстанавливается, если судья не примет отдельного решения о запрете.
  3. С момента судебного решения, если оно подразумевает данный вид наказания, лишение прав вступает в силу.

Остаться без прав – не самое приятное происшествие. Можно ли что-то сделать, если проблема все же образовалась? В большинстве случаев, да. И первым шагом будет обращение к автоюристу. Задать вопрос можно посредством первой бесплатной консультации, запросить которую можно непосредственно через форму, расположенную ниже.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Новости

Если водитель садится за руль, не имея при себе водительских прав, он нарушает закон, независимо от того, есть ли у него водительское удостоверение, просрочен срок его действия или он его вовсе не получал. А если его лишили прав, то ситуация ещё больше усугубляется. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления – это правонарушение, за которое он может быть привлечён к административной ответственности в виде административного ареста.

Если водитель лишен водительских прав и его поймали за рулем, то наказание ему практически гарантировано. При отсутствии других нарушений (например, нахождение за рулём в состоянии опьянения) за езду без прав после лишения нарушителю грозит административная ответственность, предусмотренная п.2 ст. ст.12.7 КоАП. Наказание за управление автомобилем водителем, лишенным прав, может быть наложено в виде:
 штрафа;
 ареста;
 обязательных работ.
Административный штраф за управление автомобилем без водительского удостоверения накладывается в размере 30 тыс руб. По другим вариантам наказания за вождение без прав после лишения водителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему обязательные работы от 100 до 200 часов. При этом не имеет значения, за руль какого ТС сел «лишенец» – своего или чужого.

Штраф за езду без прав в трезвом виде
Выбор наказания за управление ТС лицом, лишенным водительского удостоверения, будет зависеть от сопутствующих обстоятельств. Если поймают лишенного прав на машине трезвым и без других нарушений, то ему грозит стандартное для этого случая наказание: действия водителя (езда без прав) подпадают под п.2 ст.12.7 КоАП. Штрафы ГИБДД за управление автомобилем лицом, лишенным права управления ТС, накладываются в фиксированном размере. Поэтому штраф за езду без прав после лишения в трезвом виде составит 30 тыс руб, не больше и не меньше. Впрочем, и два других варианта наказания нарушителя (арест до 15 суток и обязательные работы от 100 до 200 часов) тоже не исключены.
Чем грозит езда без прав в нетрезвом виде после лишения
Ситуация несколько поменяется, если лишенный прав сел за руль пьяным в первый раз после изъятия у него удостоверения. Сесть за руль, будучи лишенным прав, в нетрезвом виде означает совершить правонарушение, предусмотренное п.3 ст.12.8 КоАП. Если сотрудникам ГИБДД попался за рулем водитель, лишенный прав и к тому же в состоянии опьянения, то ему могут «впаять» арест или штраф (лицу, в отношении которых не может применяться арест). Штраф назначается в размере 30 тысяч рублей, административный арест – на срок от 10 до 15 суток. Эти санкции практически идентичны тем, которые грозят трезвому водителю, севшему за руль без прав.
Однако ситуация окажется гораздо серьёзнее для водителя, если он попадётся сотрудникам ГИБДД в состоянии опьянения без прав, которые ранее были у него изъяты за вождение ТС в пьяном виде. В этом случае действия водителя являются уголовно наказуемыми (ст.264.1 УК РФ). За это преступление предусмотрены следующие варианты наказания:
 штраф за езду без прав в нетрезвом виде после лишения за пьянкув размере от 200 тыс до 300 тыс руб или в размере дохода осуждённого за период от 1 года до 2 лет;
 обязательные работы до 480 часов;
 принудительные работы до 2 лет;
 лишение свободы до 2 лет.

К каждому из вариантов наказания также добавляется запрет занимать некоторые должности или заниматься определёнными видами деятельностью до трёх лет.
Управление чужим автомобилем без прав
За управление чужим автомобилем без прав может быть наказан не только «лишенец», о чём рассказано выше, но и водитель, не получавший права. Наказание для таких случаев установлено п.1 ст.12.7 КоАП в виде штрафа в размере от 5 тыс до 15 тыс руб.
Правонарушение совершает и лицо, передавшее водителю без прав управление ТС. Причём не имеет значения, сидит ли собственник в этой же машине или доверил её водителю без прав и не поехал вместе с ним.
Наказание за передачу управления лицу, лишенному права управления, накладывается в виде штрафа в размере 30 тыс руб.
Исключением является случай, когда езда без водительского удостоверения осуществляется в рамках обучения автовождению, эта ситуация не считается правонарушением.

Наказание за езду с поддельным удостоверением
Бывают такие ситуации, когда отсутствие водительского удостоверения является более безобидным нарушением, чем его наличие, а штраф за вождение без прав – чисто символическим наказанием. Речь в данном случае идёт о том, что у водителя права с собой есть, но не подлинные, а поддельные (подложные). Соблазн изготовить, достать или купить такой документ относительно недорого у некоторых перевешивает доводы разума. На такой вариант могут пойти водители, которые хотят сэкономить время и деньги на законной процедуре получения прав или намеренные продолжать садиться за руль при их лишении. Кроме того, таким способам кто-то пытается обойти ограничения по медицинским показаниям.
За езду с подложными правами в КоАП, наказание не предусмотрено. Зато в УК есть ст.327 (ч. 1, 3, 5), которой устанавливается уголовная ответственность.
За подделку документов (ч.1 ст.327) предусмотрены следующие варианты наказания:
 ограничение свободы до 2 лет;
 принудительные работы до 2 лет;
 арест до 6 мес;
 лишение свободы до 2 лет.
За приобретение, хранение, перевозку и использование поддельных документов (ч.3 ст.327) суд может «впаять»:
 ограничение свободы;
 принудительные работы;
 лишение свободы,
по каждому из этих вариантов может быть установлен срок до 1 года.

Сколько можно ездить после лишения прав после суда
Ездить после решения суда о лишении прав можно до вступления постановления суда в законную силу. Такое право водителя в законодательстве напрямую не прописано, но оно следует из п.1 ст.32.7 КоАП, которая устанавливает начало отсчёта срока лишения специального права, к которому относится и право управления ТС. Этот срок отсчитывается со дня вступления постановления о лишении специального права в законную силу.
Поэтому ездить, если лишили водительских прав, можно до истечения срока обжалования постановления о лишении прав. Если водитель обжалует постановление в вышестоящей инстанции, то его вступление в силу будет отложено до момента вынесения решения этой инстанцией. В течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу постановления о лишении прав водитель обязан сдать их в ГИБДД.

После вступления постановления в законную силу езда без прав на машине после лишения будет противоправна.

Елена Фомина/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
News-nnovgorod.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: