Законодательное регулирование операций по оплате труда

Какими методами осуществляется правовое регулирование заработной платы. Нормативные и законодательные документы, устанавливающие критерии оплаты труда.

Законодательное регулирование операций по оплате труда

Методы правового регулирования заработной платы

Заработная плата — это определенное по договоренности участников систематическое вознаграждение гражданина за его работу, учитывающее и варианты оплат стимулирующего или компенсационного характера. Размер его устанавливается по квалификации сотрудника, количеству и качественным параметрам произведенной работы (разд. VI ТК РФ).

В отличие от вознаграждения при оформленном гражданском договоре, представляющем разовую выплату в твердо установленном размере, зарплата гражданину:

  • выплачивается систематически в законодательно определенном порядке;
  • ее нижняя граница определяется государством и может расти в зависимости от инфляционных и иных процессов в экономике государства;
  • отличается правовой организацией, к примеру, причины или ситуации повышения/снижения размера выплаты известны работнику заранее.

Методы регулирования заработной платы

Методами регулирования зарплаты с точки зрения права считается комплекс процедур, направленный на то, чтобы обеспечивать наемных работников достойным вознаграждением за их труд, а в случае несоблюдения их прав – гарантировать им правовую защиту. Это необходимо во всех случаях, если в компании действуют наемные сотрудники, работа которых должна своевременно оплачиваться.

Принципы, на которых основана правовая поддержка трудового вознаграждения:

  • самый низкий показатель оплаты труда не может быть меньше МРОТ, утвержденного на государственном уровне;
  • запрещается дискриминировать людей по оплате их труда (за равную занятость персонал равных квалификаций должен получать одинаково);
  • размер заработной платы может меняться в зависимости от следующих факторов: специализация, конкретные трудовые функции (их объем и сложность), условия для их выполнения, качество работы;
  • нюансы относительно расчета окладов, премиальных и иных отчислений регламентируются компаниями самостоятельно в соответствующих внутренних документах (кроме бюджетных организаций, где это происходит централизованно).

Применяются два варианта способов правового регулирования заработка гражданина: децентрализованный и централизованный.

Централизованный

Централизованный способ регулирования заработной платы также называют государственным.

Способ централизованный охватывает регулирование дохода граждан в пределах территории страны, включая уровень субъектов РФ. Потребность в надзоре со стороны государства определена тем фактом, что формирование величины платы за труд имеет субъективный характер, не связанный напрямую с рыночным воздействием.

Государство регулирует вопросы трудового вознаграждения посредством Трудового Кодекса РФ, в основном, гарантии содержатся в главе 21. К ним относится ряд важнейших правоустановлений относительно зарплаты.

  1. Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), ниже которого нельзя назначать зарплату за месяц работы в нормальном временном режиме (ст. 133 ТК РФ).
  2. Величина наибольшей возможной суммы удержаний из месячной заработной платы (ст. 137 ТК РФ).
  3. Тарифная система оплаты за труд (ст. 143 ТК РФ).
  4. Порядок расчетов по зарплате при увольнении (ст. 140 ТК РФ).
  5. Особенности оплаты труда в особых условиях:
    • вредных и/или опасных (ст. 147 ТК РФ);
    • суровых климатических (на Крайнем Севере и приравненным к нему территориям) (ст. 148 ТК РФ);
    • других, отличающихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ);
    • сверхурочная работа (ст. 152 ТК РФ);
    • труд в ночные часы (ст. 154 ТК РФ);
    • работа в выходные и праздники (ст. 153 ТК РФ).
  6. Оплата труда в особых производственных ситуациях:
    • при изготовлении бракованной продукции (ст. 156 ТК РФ);
    • при простоях (ст. 157 ТК РФ).
  7. Ответственность работодателя за допущенные нарушения прав персонала по оплате труда (ст. 142 ТК РФ).

Указанный метод определяет только наименьшее значение трудового вознаграждения граждан (ст. 133 ТК РФ) и устанавливает некоторые гарантии, касающиеся оплаты, в том числе:

  • запрет при установлении размера платы на проявления дискриминации в зависимости от национальных, половозрастных и иных факторов, не относящихся к качественным и количественным характеристикам производимых работ;
  • обеспечение увеличения показателя фактического содержания заработка, в том числе за счет индексации по причине изменений рыночной стоимости товаров (ст. 134 ТК РФ), механизм оплаты которой и порядок ведения процедуры указаны в ФЗ № 122 (22.08.2004);
  • установление предельного значения налогов по базе налогооблагаемых доходов (заработка), причин и размеров удержаний из дохода по решению работодателя;
  • ограничение вариантов уплаты вознаграждения в натуральном выражении;
  • обеспечение гражданину возможности получить причитающийся ему доход за выполненный труд при прекращении функционирования организации-работодателя (неплатежеспособность, банкротство);
  • контроль государства над выплатами (полнота, своевременность), соблюдением исполнения гарантий, касающихся вопросов платы за работу;
  • ответственность предприятий за несоблюдение соглашений, требований законодательных и нормативных документов, в том числе Трудового кодекса РФ;
  • сроки, периодичность уплаты заработка.

Централизованно устанавливаются по категориям граждан, занятых в бюджетной сфере:

  • порядок определения условий для вознаграждения;
  • сумма, схема окладов;
  • варианты надбавок и доплат;
  • положения по уплате вознаграждения при нестандартных условиях для работы;
  • варианты сохранения выплаты части или полного среднего заработка, расчета среднего заработка.

Регулирование выплат по отраслям производится с помощью отраслевых (межотраслевых) соглашений, определяющих:

  • наименьшие показатели трудовой оплаты в отрасли (в размере больше установленного ФЗ);
  • соотношение ставок по тарифам, категориям, квалификационным разрядам граждан;
  • размер платы за труд в условиях, отличных от нормальных;
  • периодичность и порядок корректировки окладов (ставок) из-за инфляционных процессов в экономике;
  • надбавки, доплаты для предприятий отрасли.

Принятые в организации условия выплаты гражданам трудового вознаграждения оформляются в виде коллективных договоров, распоряжений по оплате и премированию, которыми выполняется привязка заработка конкретного гражданина к результатам его деятельности.

Важно! Принятые в организации документы при решении вопроса по оплате за осуществляемую работником деятельность не могут содержать условий, нарушающих социальные гарантии, предусматриваемые ФЗ. При обнаружении в тексте коллективного соглашения пунктов, ухудшающих положение гражданина в сравнении с законодательно определенными критериями, документ считается недействительным.

Децентрализованный

Децентрализованный метод заключается в регулировании заработка граждан через трудовые договоры, документы о социальном партнерстве или локальные нормативные документы организации (ст. 41 ТК РФ, ФЗ № 2490 (11.03.1992)).

Децентрализованный метод для регулирования заработанного вознаграждения распространился благодаря изменениям в экономике страны, приведшим к возникновению многообразия равных форм собственности.

Регулирование на уровне договоров разделяется на:

  • коллективное, осуществляемое путем оформления коллективных соглашений, отраслевых, региональных договоров;
  • индивидуальное, действующее на основе трудового договора о величине и условиях осуществления оплаты за работу между сотрудником и предприятием-работодателем.

Между действующими методами регулирования вознаграждения за осуществленный труд существует взаимосвязь. По соглашениям о социальном партнерстве критерии платы за труд гражданина не могут быть хуже, по сравнению с предусматриваемыми в нормативных или законодательных документах РФ величинами.

Но соглашения о партнерстве влияют на документы о трудовом праве. Перед рассмотрением в Государственной Думе РФ ежегодного проекта федерального бюджета специальная комиссия по трудовым отношениям вносит предложения, касающиеся условий оплаты граждан, занятых в бюджетных организациях (ст. 135 ТК РФ). Указанные рекомендации используются структурами исполнительного и местного управления при расчете финансирования для бюджетных структур (культуры, образования, науки, здравоохранения).

Заработная плата и коллективный договор

Структура коллективного документа зависит от нормативных локальных распоряжений организации-работодателя (ст. 41 ТК РФ), но в нем должно быть обязательное изложение способов регулирования ряда правоотношений.

Трудовое соглашение, правила внутреннего порядка, нормативные документы работодателя согласно ТК РФ должны отражать следующие моменты:

  1. Оплату вознаграждения за праздничные дни гражданам, кроме получающих оклад, когда они не были привлечены к работе, в сумме, установленной в тексте договора (ст. 112).
  2. Указание показателя увеличения оплаты при занятости в ночное время суток (ст. 154).
  3. Определение периодичности и дня выплаты заработка (ст. 136).
  4. Подготовку сотрудников, дополнительное профессиональное образование (ст. 196).
  5. Разработку системы оплаты (оклад, надбавка, доплата, ставка тарифа, премирование), содержащей индексацию заработанного дохода (ст. 134, 135, 143).

При отсутствии у предприятия коллективного договора требуется подробное отражение критериев оплаты в трудовом соглашении. Требование касается и условий оплаты для тех сотрудников, по специальности которых отсутствует описание условий выплаты заработка в коллективном соглашении или специальном нормативном документе предприятия.

При методе коллективного договора критерии оплаты имеют отношение ко всем или к некоторой части сотрудников с учетом принадлежности к профессиональным группам организации. Вариант, когда вознаграждение за работу принимаемого в организацию нового сотрудника планируется выше указанной в коллективном соглашении ставки по данной специальности, также особо оговаривается в трудовом договоре.

Важно! Отсутствие в локальных документах предприятия указания о порядке индексации заработка не освобождает организацию от обязанности ее проведения и служит основанием для привлечения руководства предприятия к административной ответственности (ст. 5 КоАП РФ).

Зарплата и индивидуальный трудовой договор

Регулировать оплату труда путем заключения индивидуальных трудовых договоров сторонам позволяет ст. 57 ТК РФ. В ней определен порядок заключения этого документа и обязательные пункты, которые он должен включать. Что касается оплаты, в трудовом договоре непременно будет указан оклад или тариф, по которому будут считать заработок, а также дополнительные выплаты, если они назначаются. Все цифры, что входят в текст трудового договора, являются обязательными к ежемесячной выплате в качестве заработной платы.

Индивидуальные выплаты, компенсационные и стимулирующие, если они планируются, можно указать в самом трудовом договоре, а можно в допсоглашении к нему.

Обязательно оформлять 2 экземпляра договора, один из которых получает наемный работник, другой хранится у работодателя. Так обеспечивается гарантия соблюдения прав сторон.

Правовые аспекты трудовых отношений

Регулирование в РФ трудовых правоотношений, включая взаимоотношения, касающиеся установления вариантов и размеров заработной платы, производится с учетом положений ряда нормативных и законодательных документов, таких как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Законы РФ № 10 (12.01.1996) о профессиональных союзах, № 2490 (11.03.1992) о коллективных договоренностях, № 122 (22.08.2004).

Вопросы установления трудовых взаимоотношений и платы за труд также указываются в правительственных постановлениях и нормативных документах федеральных исполнительных структур и субъектов страны.

Нормативно-правовое регулирование учета труда и его оплаты

Экономические науки

  • Трандафил Лудмила , студент
  • Литвин Елена Васильевна , студент
  • Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ОПЛАТА ТРУДА
  • ЗАКОНЫ

Похожие материалы

  • Первичный учет и его значение в бухгалтерском учете
  • Документальное оформление расчетов по налогу на добавленную стоимость
  • Пластиковые банковские карты и перспективные направления их развития
  • Подготовка кадров экономического профиля в цифровом пространстве
  • Анализ бюджетно-налоговой политики РФ 2018 год и основные вопросы его совершенствования

Бухгалтерский учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Нормативное регулирование деятельности предприятий и организаций призвано обеспечить правильное и единообразное ведение бухгалтерского учета. При этом в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, происходят регулярные изменения, преимущественно направленные на приведение бухгалтерского учета в соответствии с другим законодательством.

Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [1]. Он регулирует вопросы трудового права в отношении прав и обязанностей во взаимоотношениях работника и работодателя, закрепляет правила по оплате труда, нормированию и охраны труда, трудоустройству, профподготовке и переподготовке, обязательному социальному страхованию, а также в части разрешения трудовых споров. В ООО «ТЗК «Белогорье» на основании ТК РФ регламентируются основные вопросы оплаты работников: начисление, удержание, доплата.

Существенное значение в регулировании бухгалтерского учета имеет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3]. В нем определены правовые основы бухгалтерской деятельности и составления отчетности, а применительно к оплате труда — регулирование правил отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете предприятий.

Еще одним законодательным актом, касающимся оплаты труда, является Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. На данный документ опираются при списании затрат на оплату труда для целей налогообложения [2].

На территории России для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности применяется минимальный размер оплаты труда. Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда составит 7 500 рублей в месяц [4].

Регулирует правовые отношения, связанные с уплатой и исчислением страхователем (работодателем) взносов в государственные внебюджетные фонды Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с данным актом Правительством РФ ежегодно устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и в Пенсионный фонд РФ. Так, с 1 января 2016 г. предельная база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляемым в ФСС, составляет 718 000 рублей, предельная база для начисления пенсионных взносов — 796 000 рублей [5].

Так же к нормативным актам, имеющим отношение к расчетам с персоналом по оплате труда относится Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

К нормативно-правовому регулированию трудового законодательства относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также стандарты по бухгалтерскому учету таких объектов бухгалтерского учета, как расходы организации и прибыль.

При организации учета расчетов по оплате труда, учитывают правила, закрепленные в Учетной политике предприятия, которая определяется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

При организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда руководствуются также различными методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета, инструкциями и рекомендациями, разработанными Минфином РФ и федеральными органами исполнительной власти.

Сюда относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. В соответствии с этим документом учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Аналитический учет по данному счету ведется по каждому работнику организации. На предприятиях для целей бухгалтерского учета разрабатываются учетная политика, распоряжения и приказы руководства, рабочие инструкции и конкретные указания по осуществлению бухгалтерского учета.

Таким образом, порядок учета выплат по заработной плате регулируется множеством федеральных законов и законодательных актов. Каждый бухгалтер и руководитель предприятия должны самостоятельно следить за выходом новых нормативных документов о труде, за изменениями в учете заработной платы, изменениями в налоговом законодательстве и выплатах за счет средств социального страхования.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] – М.: Витрем, 2015. – 192 с. – (Нормативные документы)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст] — М.: Проспект, КноРус, 2011. – 800 с. – (Нормативные документы)
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [Текст]: Утверждены приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н. В ред. Приказов Минфина РФ от 06.05.2015г.: офиц. текст /Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,-2015.-66 с. — (Нормативные документы)
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 ([Текст]: Утверждены приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н. В ред. Приказов Минфина РФ от 06.04.2015г.: офиц. текст /Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,-2014.-70 с. — (Нормативные документы)
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Инструкция по применению [Текст]: Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. № 94н. В ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н от 18.09.2006 № 115н: офиц. текст /Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,-2010.-96 с. — (Нормативные документы)

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Как государство регулирует оплату труда

    • Коды ОКЗ в 2021 году
    • Коды ОКЗ для продавцов
    • ОКПДТР и ОКЗ: в чем разница и есть ли соответствие
    • Как провести служебную проверку
    • Что входит в должностные обязанности директора по строительству

    Правовое регулирование оплаты труда

    Основы оплаты труда (ОТ) прописаны в Конституции РФ (ч. 3 ст. 37). Законодательство РФ в целом ориентировано на различные международные конвенции, к которым она присоединилась (в частности, к Конвенции международной организации труда от 01.07.1949 № 95). Ключевые вопросы вознаграждения за труд описаны также в главах 20, 21 ТК РФ.

    ОТ также регулируют ГК (ст. 64) и НК (гл. 23, которая регулирует НДФЛ, на сегодняшний день составляющий 13% от зарплаты). Существуют также отдельные тематические ФЗ (например, ст. 18 ФЗ от 10.07.2002 N 86), указы Президента (от 03.05.2010 N 542) и постановления Правительства (от 19.11.2007 N 788).

    Основные гарантии по оплате труда

    Основные государственные гарантии по оплате труда работников (их перечень) есть в ст. 130 ТК . Здесь упомянуты:

    1. Величина МРОТ в РФ (на июнь 2020 года она составляет 11 163 руб.).
    2. Индексация ( ст. 134 ТК ), как мера, которая повышает реальный размер зарплаты (ЗП) соразмерно инфляции (прогнозируемому росту общего ценового уровня товаров и услуг в течение продолжительного времени).
    3. Лимитированный список причин и размеров вычетов из ЗП по приказу работодателя, а также параметров налогообложения доходов от неё ( ст. 137 и 138 ТК ).
    4. Ограничение ОТ в натуральной форме ( ст. 131 ТК ). В неденежной форме можно выплатить максимум 20% от месячного заработка.
    5. Получение работником вознаграждения, если работодатель остановил деятельность и неплатежеспособен согласно ФЗ.
    6. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов (НПА), с нормами трудового права, в том числе проверки полноты и своевременности выплаты ЗП и исполнения госгарантий по ОТ (происходит на основе Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
    7. Ответственность работодателей при нарушении правил трудового законодательства и таких же норм из других НПА, коллективных договоров, соглашений.
    8. Периоды и последовательность выплаты заработков ( ст. 136 и 140 ТК ).

    Заработок выплачивается не реже чем каждые полмесяца, с обязательной выдачей расчётного листка по форме, утверждённой работодателем, где отражаются:

    1. Элементы ЗП, которая полагается сотруднику за надлежащее время.
    2. Иные суммы, насчитанные трудящемуся (возмещения при нарушении работодателем сроков выплаты ЗП, отпускных, выплат при увольнении и (или) прочих выплат.
    3. Удержания (их величина и причины).
    4. Общая сумма выплаты.

    Прекращение ТД означает расчёт в день увольнения, или на следующий день, при наличии соответствующего требования сотрудника, который не работал в указанный день.

    Установление МРОТ в РФ

    МРОТ вводится ФЗ от 19.06.2000 N 82 по всей стране и должен быть не меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в данный момент это 10 753 руб.). На июнь 2020 года МРОТ составляет 11 163 руб. Разные работодатели обеспечивают МРОТ из разных источников. Организации финансируемые:

    • из федерального бюджета – оттуда, плюс внебюджетные средства, а также деньги от предпринимательства и иной доходной деятельности;
    • из бюджетов субъектов РФ – из этих бюджетов, плюс деньги, перечисленные в предыдущем пункте;
    • из местных бюджетов – оттуда, плюс средства, отмеченные в первом пункте;
    • иные организации – из личных средств.

    Заработок лица, целиком выполнившего за месяц нормы по времени и труду (рабочие обязанности), не может быть ниже МРОТ. Нормы труда определяет наниматель, с соблюдением гл. 22 ТК.

    Минимальная ЗП в субъекте РФ может устанавливаться соответствующим региональным соглашением. Оно разрабатывается и заключается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений конкретного субъекта (в режиме, предусмотренном ст. 47 ТК ). В состав комиссии входят представители субъектных объединений работодателей, объединений профсоюзов, правительства субъекта РФ.

    Величина такой оплаты касается сотрудников, трудящихся в каждом конкретном регионе, исключая работников, чьих нанимателей финансируют из федерального бюджета. Сумма минимального заработка в субъекте РФ вводится с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.

    Величина МРОТ в субъекте РФ не может быть ниже прописанной в ФЗ от 19.06.2000 N 82, а противоположные варианты есть (Московская область – МРОТ 14 200 руб., Кемеровская область – 14 087 руб.).

    Обеспечение МРОТ работодателями субъекта происходит в аналогичном с общефедеральным МРОТом режиме.

    Иные нормы по оплате труда в ТК

    ТК также установлены формы оплаты – ст. 131 (в рублях или зарубежной валюте, когда речь идёт, скажем, о сотрудниках диппредставительств).

    Оплата по работе – ст. 132 , каждый работник вознаграждается согласно его квалификации и сложности его труда, по количественным и качественным характеристикам, при запрете любой дискриминации по условиям оплаты.

    ЗП – ст. 135 , определяет трудовой договор (ТД), согласно системе ОТ у конкретного работодателя.

    Вычисление средней ЗП – ст. 139 , всегда происходит в едином порядке (Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

    ЗП, не полученная на день смерти, выдаётся членам семьи, иждивенцу умершего – ст. 141 .

    Тарифные системы ОТ – ст. 143 , базируются на таком же методе дифференциации заработков разных групп трудящихся, который содержит в себе тарифные: ставки, должностные оклады, сетку и коэффициенты.

    ОТ сотрудников государственных и муниципальных учреждений оговаривается ст. 144 .

    Условия ОТ руководящего персонала, главбухов и членов исполнительных органов организаций предусмотрены ст. 145 .

    Работа во вредных (производство хим. веществ), опасных (труд на лесоповале) или особых климатических условиях (районы Крайнего Севера) оплачивается повышенным образом ( ст. 146 , 147 , 148 ), конкретные размеры надбавок устанавливаются работодателем (в локальном нормативном акте, коллективном договоре или ТД.

    Деятельность в необычных условиях вознаграждается следующим образом:

    • работы различной квалификации – оплата производится по более высокой квалификации, подробнее ст. 150 ;
    • совмещение должностей (профессий), плюс к работе, прописанной в ТД – доплата в размере, определённом соглашением между работником и работодателем;
    • работа сверхурочно – полуторная оплата первых двух часов и двойная за все последующие ( ст. 152 );
    • в выходные и нерабочие праздничные дни – минимум двойной размер ( ст. 153 );
    • работа в ночь – каждый час ночного (22:00 – 06:00) труда оплачивается повышено, минимум + 20% к обычным часовым расценкам ( ст. 154 );
    • труд в прочих нестандартных обстоятельствах – выплаты по трудовому законодательству и другим НПА с трудовыми нормами: коллективным договорам, соглашениям, локальным нормативным актам, ТД. Величина выплат в случаях начиная с коллективного договора и далее не может быть ниже прописанных в нормах трудового права.

    Ответственность за невыплату зарплаты.

    Гарантии оплаты труда включают ответственность работодателей за невыплату ЗП. Она предусмотрена тремя кодексами (трудовым, КоАП и уголовным).

    ТК в ст. 142 оговаривает приостановление деятельности работником при задержке ЗП более 15 дней, на весь период до её выплаты, независимо от наличия или отсутствия вины работодателя. Перед этим нужно письменно известить последнего о приостановке (какой-либо специальный срок предупреждения отсутствует). Здесь же есть перечень случаев, когда такой перерыв исключён (в периоды чрезвычайного положения или для сотрудников станций неотложной медицинской помощи и др.). Во время приостановки работник в рабочее время может отсутствовать на рабочем месте. За ним сохраняется средний заработок на весь период перерыва. Работник обязан выйти на работу на следующий рабочий день после письменного извещения о готовности работодателя погасить задержку в день выхода сотрудника на работу.

    Если наниматель нарушил сроки выплаты ЗП, он обязан, независимо от своей вины по ст. 236 ТК , выплатить её и проценты минимум 1/150 актуальной ключевой ставки ЦБ РФ (7,25% годовых), от не выплаченных вовремя сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после обозначенного выплатного срока по день фактического расчета включительно. При неполной выплате ЗП в принятый срок, проценты подсчитываются из фактически не выплаченных в срок сумм. Компенсация может быть и большей, если об этом говорит коллективный договор, локальный нормативный акт или ТД. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия или отсутствия вины работодателя.

    По КоАП (ст. 5.27) невыплата или частичная выплата в назначенный период ЗП влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в рублях на:

    • должностных лиц – 10-20 тыс., вторично – 20-30 тыс. либо дисквалификация (от года до трёх лет);
    • ИП – 1-5 тыс., следующее такое – 10-30 тыс.;
    • юридических лиц – 30-50 тыс., вторично – 50-100 тыс. рублей.

    По УК (ст. 145.1) частичная невыплата ЗП (меньше половины положенной суммы) дольше трех месяцев, которую по корыстной (иной личной) заинтересованности совершил руководитель организации, работодатель — физическое лицо, руководитель филиала, представительства (иного обособленного структурного подразделения), влечет за собой наказание в виде:

    • штрафа максимум 100 тыс. руб. (либо годовой доход) осужденного;
    • либо запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до года);
    • или принудительных работ до двух лет;
    • либо лишения свободы (до года);

    Полная невыплата ЗП свыше двух месяцев, совершённая теми же лицами, по тем же мотивам, что указаны выше – наказание в виде:

    • штрафа 100-500 тыс., или дохода преступника за период до трёх лет;
    • либо принудительных работ (до трех лет) с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до трех лет) или без такового;
    • либо лишения свободы (до трех лет) с запретом занимать конкретные должности или заниматься конкретной деятельностью (до трёх лет) или без такового;

    Такие же преступления с тяжкими последствиями порождают:

    • штраф 200-500 тыс. (либо доход осужденного за 1-3 года);
    • либо лишение свободы от двух до пяти лет с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до пяти лет) или без такового.

    Для наступления ответственности работодателя работнику необходимо написать заявление в трудовую инспекцию или суд.

    Нормативные документы, регулирующие организацию выплаты заработной платы на предприятиях

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 01.11.2019 2019-11-01

    Статья просмотрена: 3894 раза

    Библиографическое описание:

    Фроленкова, В. В. Нормативные документы, регулирующие организацию выплаты заработной платы на предприятиях / В. В. Фроленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63526/ (дата обращения: 13.08.2021).

    В каждой организации трудовые отношения между работником и работодателем регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации (ТК РФ). Трудовой кодекс устанавливает главные принципы оплаты труда:

    − уровень заработной платы зависит от личного трудового вклада работника;

    − запрещено устанавливать границы заработной платы какими-нибудь предельными величинами;

    − запрещено уменьшать размер оплаты труд в зависимости, от гендерного признака, расовой принадлежности, национальности, религии, принадлежности к субкультурам [1].

    Согласно ТК РФ минимальный уровень заработной платы устанавливают законодательные органы государства, а работодатели в свою очередь должны обеспечить размер оплаты труда не меньше этого минимума. Доплаты, надбавки и премии не включаются в минимальный размер оплаты труда [7].

    ТК РФ дает предприятиям широкие полномочия по определению способов увязки заработной платы с результатами труда. При оплате труда организациями могут использоваться тарифные ставки, оклады, и бестарифные модели оплаты. Систему оплаты труда организация выбирает наиболее целесообразную для их деятельности.

    Заработная плата руководящих должностей, специалистов, служащих вырабатывается, основываясь на должностных окладах, но предприятия имеют возможность ставить для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.).

    Вид, система оплаты труда, размер тарифов, оклад, премия и другие выплаты, организации определяют самостоятельно и фиксируют в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.

    Для оплаты труда рабочих существуют следующие системы оплаты: повременная, сдельная и по иным системам оплаты труда. Выплаты могут совершаться за личные или общие результаты труда. Администрация предприятия совместно с профсоюзом устанавливают систему оплаты труда и формы материального вознаграждения, утверждают положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год.

    Согласно ТК РФ за работу в особых условиях, т. е. в тяжелых, опасных и в местности со сложным для восприятия климатическими условиями требуется установить повышение уровня оплаты труда. Также регламентирует величины оплаты за брак и простой не по вине работника, устанавливает условия организации оплаты при отклонении от нормальных условий труда.

    Трудовой кодекс решает и иные вопросы по оплате труда. Кроме ТК РФ вопросы организации оплаты труда на предприятиях регламентируются законодательными актами на федеральном уровне и на уровне субъектов [9].

    На федеральном уровне это законы о профсоюзах и о коллективных договорах и соглашениях, а на уровне субъектов Федерации законодательные акты, по оплате заработной платы, формирующие или уточняющие федеральные законы применительно к субъектам Федерации [2]. Связано это с тем, что законодательство в вопросах оплаты труда входит в компетенцию совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации.

    Соглашения между представителями наемников и представителями наемных рабочих, заключенные на территориальном, отраслевом или федеральном уровнях относятся к нормативным документам, которыми предприятия должны следовать при организации труда,

    Необходимость их применения зависит от степени сплоченности представителей администрации и профсоюзов предприятия в принятии соглашения надлежащего уровня, а также о том, какими полномочиями они наделены. Следовательно, при ограниченных полномочиях и разногласий между представителями организации в принятии соглашения, то принятие соглашения они могут рассматривать как рекомендательное, но не как обязательные нормы.

    Если предприятия не принимали участия при формировании соглашения, то его не рассматривают как обязательный к применению документ.

    Положение об оплате труда работников предприятия, как документ, регламентирующий организацию оплаты труда на предприятии, появилось прямо из практики развития взаимоотношений между работодателями и работниками и воспроизводит объективную потребность обеих сторон в установлении на определенный период действия совокупности условий оплаты труда работников, по которым будут определяться и оплачиваться результаты их трудовой деятельности [8].

    Раньше необходимости в таком документе не было, так как часть условий оплаты (тарифные ставки, должностные оклады руководителей, специалистов, служащих) утверждались централизованно. Гарантийные и компенсационные выплаты, были довольно строго регламентированы ТК РФ.

    В современных условиях ситуация противоположная. Предприятиям предоставлены почти все права в решении задач организации заработной платы [10]. Имеют возможность, за счет собственных средств ставить более высокие гарантийные и компенсационные выплаты, чем это определяет ТК РФ, а также устанавливать более высокие гарантии, чем это предусмотрено генеральным соглашением или территориальными соглашениями от имени соответствующих работодателей и работников.

    Действующий ТК РФ даёт возможность работодателям и работникам выстраивать свои отношения в сфере оплаты труда на двух возможных подходах.

    При первом подходе договор найма заключается на общих условиях оплаты труда для всех или большинства работников, а при втором подходе индивидуальные условия найма второй для наемного рабочего, но индивидуальные условия оплаты не должны ставить работника в более худшие, чем это предусмотрено ТК РФ, тарифным соглашением или установленными на предприятии общими условиями оплаты [6].

    Перед тем как подписать договор найма работник должен изучить «Положения об оплате труда на предприятии», для того чтобы убедиться, что условия оплаты, которые ему предлагают, не хуже, чем у остальных работников. В данном документе перечислены общие условия оплаты труда.

    В нормативных документах отсутствует обязательное требования о разработке, утверждение и согласования с профсоюзом Положение об оплате труда [3]. Одновременно трудовой кодек требует, фиксации условий оплаты в коллективном договоре или нормативных актах. Воплощение в жизнь этого требования на первоначальных этапах развития новой экономической модели повергла к тому, что появилась система нормативных документов, регламентирующих организацию оплаты труда на предприятии:

    − раздел коллективного договора по оплате труда;

    − тарифные ставки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих;

    − единые тарифные сетки;

    − положения о премировании за основные результаты деятельности, положения о доплатах за совмещение должностей, за выполнение большего объема работ с меньшей численностью персонала, за расширение норм обслуживания и т. п.;

    − положения о единовременных поощрениях и вознаграждениях и др. [5].

    Появилась потребность регулирования применения этих документов. В последствии возник новый документ, содержащий в себе все отдельно принимаемые документы. Необходимо выделить, что практика разработки и утверждения положения об оплате труда пока только складывается, поэтому в организациях встречаются различные их виды (в которых полностью отражаются аспекты организации оплаты и в которых лишь определенная совокупность выплат).

    Можно дать следующие рекомендации по совершенствованию типовой структуры Положения об оплате труда и содержанию его основных разделов.

    I. Общие положения — указываются цели, которые ставятся в сфере организации оплаты труда на период действия положения и достижению которых должна активно способствовать организация заработной платы

    II. Тарифные условия оплаты труда работников — тарифные сетки, ставки, коэффициенты, схемы должностных окладов руководителей, специалистов, служащих, доплаты к тарифным ставкам за условия труда

    III. Условия премирования работников за основные результаты деятельности — приводятся все положения о премировании, которые работодатель применяет на предприятии для оценки и оплаты результатов труда работника в ходе выполнения им работы, оговоренной в трудовом договоре.

    IV. Условия единовременного премирования работников — все положения о премировании за выполнение особо важных производственных заданий, по итогам внутризаводского производственного соревнования и т. п.

    V. Условия поощрения по итогам деятельности предприятия.

    VI. Условия установления работникам поощрительных доплат к тарифным ставкам — доплаты за совмещение должностей, надбавки за профессиональное мастерство, большие достижения в труде, надбавки, за ученую степень, и др.

    VII. Гарантийные и компенсационные выплаты работникам

    VIII. Особые условия труда отдельных категорий работников на соответствующие виды деятельности или связанные с особенностями их тарификации, нормирования и организации труда.

    IX. Прочие условия оплаты — условия, которые не вошли в предыдущие разделы. Положение об оплате утверждается директором предприятия, согласовывается с профсоюзным комитетом.

    Вследствие всего вышеизложенного можно сделать вывод, что порядок учета выплат по заработной плате регулируется федеральными законами и законодательными актами. Руководящие органы предприятия должны отслеживать изменения нормативных документов о труде, учете заработной платы, в налоговом законодательстве и выплатах за счет средств социального страхования.

    Правовое регулирование оплаты труда: положения ТК, основные понятия

    Согласно Конституции Российской Федерации одной из основных категорий гражданских прав и свобод является право на вознаграждение за выполненный труд. Это право пресекает любой вид дискриминации, а также устанавливает положение, что это вознаграждение не должно быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который устанавливается федеральным законодательством. Это конституционное право реализуется посредством закрепленного в Трудовом Кодексе РФ механизма, который базируется на основных понятиях и определениях оплаты труда.

    Как осуществляется правовое регулирование заработной платы

    Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (иначе — оплата труда) является совокупностью таких выплат, как:

    • вознаграждение за труд — оно начисляется, исходя из квалификации работника, степени сложности и количества выполняемой им работы, а также ее качества и условий;
    • компенсационные выплаты — это различные доплаты/надбавки, призванные компенсировать неудобства работника того или иного плана, включая такие, как работа в условиях, не соответствующих понятию нормальных, работа в сложных климатических условиях, работа на территориях с радиоактивным загрязнением и прочее подобного типа;
    • стимулирующие выплаты — это доплаты/надбавки, призванные стимулировать работника, включая премии и прочие выплаты с целью поощрения.

    Оплачиваться труд может в различной форме: денежной или натуральной, а также смешанной.

    Согласно статье 131 Трудового Кодекса РФ выплата заработной платы должна осуществляться в денежной форме, в валюте Российской Федерации, то есть — в рублях.

    Помимо этого оплачиваться труд может и в других формах, если это закреплено коллективным/трудовым договором с приложением письменного заявления работника, при условии, что эти формы не нарушают законодательство РФ, а также международные договоры государства. Неденежная форма в качестве оплаты труда не должна превышать 20% от общей суммы зарплаты. При этом запрещается оплачивать труд:

    • бонами;
    • долговыми обязательствами;
    • купонами;
    • расписками;
    • спиртным;
    • наркотиками;
    • ядовитыми, токсичными и иными вредными веществами.

    Государство не только закрепляет за гражданами право на оплату выполненного труда, но также устанавливает гарантии на его реализацию. К основным государственным гарантиям, относящимся к оплате труда, причисляют:

    • меры обеспечения роста уровня реального содержания зарплаты;
    • ограничение оснований и размеров удержаний из зарплаты на основе распоряжения руководителя, включая размеры налогообложения доходов, получаемых с зарплаты;
    • ограничение натуральной формы оплаты труда;
    • обеспечение согласно федеральному законодательству получения работником зарплаты в ситуациях, когда работодатель прекращает свою деятельность и при установлении его неплатежеспособности;
    • осуществление госнадзора на федеральном уровне за соблюдением трудового законодательства, а также прочих нормативных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права — этот надзор должен включать в себя проверки выплат зарплаты (ее полноту и своевременность), а также того, как реализуются госгарантии по оплате труда;
    • ответственность работодателей в случае нарушения требований Трудового Кодекса, законов и других нормативных правовых актов, коллективных договоров и прочих соглашений;
    • сроки/очередность выплаты зарплаты.

    Правовое регулирование оплаты труда на основе МРОТ

    Статья 133 Трудового Кодекса имеет важное дополнение, которое внесено Законом о внесении изменений в Трудовой Кодекс — это привязка обеспечения МРОТ к размеру соответствующего бюджета. Например, МРОТ, который был установлен федеральным законом, обеспечивается следующими организациями:

    • финансируемыми из федерального бюджета — это осуществляется посредством средств федерального бюджета, внебюджетных средств, включая средства, которые были получены в ходе предпринимательской и иной деятельности, которая приносит доход;
    • финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации — они формируются за счет средств бюджетов этих субъектов, внебюджетных средств, включая средства, полученные от любой деятельности, приносящей доход;
    • финансируемыми из местных бюджетов — такие средства формируются из средств местного бюджета, внебюджетных средств и иных источников, приносящих доход;
    • другие — все прочие работодатели осуществляют это за счет собственных средств.

    МРОТ имеет гарантийный характер, так как выступает в виде социального стандарта. Он одновременно устанавливается на всей территории РФ федеральным законом.

    В статье 133 Трудового Кодекса РФ прописано, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного гражданина.

    Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины (включая платежи и сборы обязательного характера).

    Потребительская корзина — это минимальный продуктовый набор, рассчитанный на питание, а также товары непродовольственного характера и услуги, которые являются необходимыми для сохранности здоровья и обеспечения жизнедеятельности гражданина.

    Размер потребительской корзины определяется по основным социально-демографическим группам населения как в целом по стране, так и по ее отдельным субъектам. Размер определяется Правительством РФ вместе с исполнительными органами каждый квартал — за его основу берутся потребительская корзина и данные Федеральной службы государственной статистики, в которых содержатся уровни цен на пищевые и непродовольственные продукты, услуги, обязательные сборы и платежи. Расчет прожиточного минимума и потребительской корзины проводится для трех основных групп населения:

    • трудоспособные граждане;
    • пенсионеры;
    • дети.

    В своей основе МРОТ содержит величину прожиточного минимума, которая устанавливается для категории трудоспособных граждан.

    Правило, которое прописано в части 1 статьи 133 Трудового Кодекса РФ, будет введено специальным федеральным законом, в котором должны быть прописаны порядок/сроки введения минимальной заработной платы в поэтапном режиме, так как подобную операцию невозможно провести одновременно во всех отраслях — этому препятствуют экономические причины.

    Работник получает право на МРОТ только при наличии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы трудовых обязанностей. При этом это право на получение сохраняется за работником в тех ситуациях, когда указанные нормы остались невыполненными не по его вине.

    Сейчас Трудовой Кодекс не содержит точного определения минимального размера оплаты труда и это служит причиной частых споров между работниками и работодателями, которые возникают при решении вопроса установления размера зарплаты. Например, работодатели часто считают, что размер тарифных и базовых ставок/окладов (должностных окладов), которые определяют размер заработной платы работников за месяц (которые отработали в течение этого времени норму рабочего времени и выработали нормы труда, находясь в нормальных рабочих условиях) может быть меньше МРОТ, который указан в части 1 статьи 133 ТК РФ. Подобный подход они объясняют тем, что при наличии компенсационных, стимулирующих и социальных выплат размер тарифов и ставок в итоге оказывается больше МРОТ. Однако Верховным Судом РФ постановлено, что размеры указанных тарифов/ставок в этом конкретном случае не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, при этом компенсационные и прочие выплаты не учитываются — они могут устанавливаться только сверх указанного МРОТа.

    На фоне учета стоимости жизни, изменений в минимальном бюджете потребителя и общего социально-экономического положения в стране МРОТ периодически пересматривается.

    На территории РФ (повсеместно) МРОТ с 01.06.2011 г. составил 4611 рублей ежемесячно. С 01.01.2013 г. Правительство РФ одобрило повышение МРОТ до 5205 рублей ежемесячно.

    В число принципов правового регулирования труда, которые прописаны в статье 2 Трудового Кодекса РФ входит право работника на справедливую заработную плату, которая обеспечивает его достойное существование, а также его семьи. Этот принцип развивается и конкретизируется статьей 134 ТК РФ. В ней прописан механизм обеспечения роста уровня реального содержания зарплаты. Он должен реализовываться посредством индексации зарплаты согласно росту цен на товары/услуги. Индексация должна полностью или хотя бы частично компенсировать подобное удорожание, а также поддерживать покупательскую способность доходов/сбережений граждан.

    Индексация заработной платы производится в порядке, зависящем от источников финансирования организаций. Индексация бюджетных предприятий устанавливается законодательством и нормативными правовыми актами. Все остальные организации определяют порядок индексации зарплаты посредством коллективного договора, соглашений или локальных нормативных актов.

    Понятия, используемые при установке размера оплаты труда

    Помимо рассмотренных выше, стоит обратить внимание на следующие понятия/определения, относящиеся к заработной плате.

    Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда, который получает работник за выполнение норм труда определенной сложности (то есть согласно своей квалификации) в единицу времени. При этом компенсационные и прочие выплаты не учитываются при определении этого размера.

    Оклад (иначе — должностной оклад) — это фиксированный размер заработной платы работника, получаемая им за исполнение своих должностных (иначе — трудовых) обязанностей конкретной сложности на протяжении календарного месяца без учета дополнительных выплат (социальных, компенсационных и прочих).

    Базовый оклад/ставка (или базовый должностной оклад) — это минимальный оклад или ставка зарплаты работника учреждений государственного и муниципального типа, который выполняет свою профессиональную деятельность в качестве рабочего или служащего, входящих в определенную профессиональную квалификационную группу. При его определении дополнительные выплаты не учитываются.

    Елена Фомина/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с юридическим оформлением документов. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Фомина.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    News-nnovgorod.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: