Заявление на кбм сколько рассмартиваают
Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении
КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.
Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.
Принципы применения КБМ
В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.
Класс
КБМ
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам
Выплат не было
1 выплата
2 выплаты
3 выплаты
4 и более выплаты
* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.
Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.
КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.
При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.
Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.
Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.
При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.
В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?
Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.
Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.
Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.
Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно — при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%. Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У . Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года . Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.
Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.
Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.
Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.
Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.
Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.
Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.
Как подать жалобу на страховщика?
В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА. Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ). Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России , где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.
В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).
Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты [email protected].
Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.
Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.
Заявление на восстановление КБМ
Внедрение коэффициента бонус-малус помогает водителям, не совершающим ДТП, существенно экономить на страховом полисе ОСАГО. Но иногда возникают ситуации, когда КБМ обнуляется или рассчитывается неверно. В этом случае придется подать заявление на восстановление КБМ, чтобы исправить ситуацию и позволить экономить себе на покупке полиса ОСАГО и дальше.
8 причин обнуления КБМ
В большинстве случаев КБМ обнуляется или повышается по причине совершения водителем ДТП. В этом случае страховая компания несет убытки, возмещая ущерб. А затем наказывается водитель, которому будет повышен коэффициент и тем самым увеличена стоимость полиса ОСАГО.
Но есть и другие причины обнуления КБМ:
- Если водитель год не страховал свой автомобиль. В этом случае жаловаться куда-либо бесполезно, вина лежит исключительно на водителе. Ведь такая ситуация прописана в страховом законодательстве.
- При замене водительских прав. В этом случае водитель обязан предоставить в страховую компанию свои новые документы. Иначе может произойти ситуация, когда по новым правам сам водитель или сотрудник страховой компании не смогут посмотреть КБМ.
- При смене фамилии может произойти аналогичная ситуация. Поэтому документ, подтверждающий смену фамилии, должен быть предоставлен в страховую организацию.
- Если в полис включается водитель, класс которого ниже, чем у владельца, также можно подумать о некорректности КБМ. Однако надо помнить, что КБМ для расчета всегда берется у «худшего» водителя, включенного в полис. Ведь есть риски, которые надо перекрыть более высоким коэффициентом. В этом случае страховка обойдется дороже.
- КБМ может обнулиться при сбое в информационной системе.
- Страховые компании обязаны вовремя передавать все сведения в единую информационную систему РСА. Если этого не произошло, то КБМ обнулится.
- Еще одна распространенная ситуация – приобретение нелегального полиса. Это может произойти как преднамеренно, так и совершенно случайно. Поэтому важно помнить, что приобрести полис ОСАГО можно либо непосредственно в офисе страховой компании, либо оставив заявление на их официальном сайте. Других вариантов нет.
- Обнуление КБМ может произойти по вине сотрудников страховых организаций. Могут быть внесены в систему случайно или осознанно неверные данные о водителе.
Проверьте ваше значение КБМ
В каких случаях необходимо восстановление КБМ
Также случается, что водитель становился виновником ДТП, по которым были произведены выплаты. Предполагая более низкий (выгодный) коэффициент, водитель просто мог забыть о таких случаях. В этой ситуации говорить о восстановлении КБМ не имеет смысла.
В остальных ситуациях обнуления восстановить КБМ необходимо. От этого будет зависеть стоимость полиса ОСАГО. Кроме того, можно будет произвести перерасчет уже оплаченного полиса по неверному КБМ и вернуть свои средства.
Какие документы необходимы для восстановления КБМ
Прежде всего необходимо написать заявление. Без него восстановить КБМ при обращении будет невозможно.
К заявлению прилагаются:
- старые полисы ОСАГО;
- квитанция об оплате нового полиса по неверному КБМ (или другое подтверждение оплаты);
- ксерокопия водительского удостоверения с обеих сторон. Если происходила замена, то ксерокопии обоих документов;
- ксерокопия паспорта автомобиля;
- ксерокопия паспорта заявителя;
- если произошла смена фамилии, то ксерокопия документа, подтверждающая этот факт;
- документы, которые могут послужить доказательством правоты водителя: справка из ГИБДД об отсутствии аварий, справка из страховой об отсутствии выплат (если заявление подается не в ее офис).
Если в страховку внесено, что водитель может управлять другими транспортными средствами, то необходимо будет предоставить и ксерокопии их документов (паспортов).
Как подать заявление на восстановление КБМ
Заявление подается в зависимости от компании, куда обращается заявитель, в произвольной форме или в форме четко установленного образца. Ниже будет подробно об этом рассказано.
Порядок действий
Заявление лучше сначала адресовать в свою страховую компанию. Ведь поданное заявление в РСА все-равно изначально будет перенаправлено в страховую компанию водителя.
Заявление нужно предоставить в офис компании вместе с соответствующими документами.
В Центробанк заявление подается, если страховая компания не предоставит ответ в отведенные сроки или же отказывается принять заявление вовсе. Однако, и в этих случаях первоначально лучше обращаться в РСА.
Сроки рассмотрения
Сроки рассмотрения данного вопроса в каждой компании устанавливаются свои, и варьируют от 20 до 60 дней. Восстановление в страховой происходит бесплатно. Если в отведенные сроки ответ не получен, то можно обращаться в вышестоящие организации – РСА или Центробанк.
Существуют онлайн-сервисы, которые за определенную плату могут помочь в решении данного вопроса за 1-5 дней.
Как подать заявление в РСА
Сначала надо распечатать бланк заявления. Данная организация примет к рассмотрению только документ установленного образца. В верхнем правом углу заполнить свои данные: ФИО в родительном падеже, домашний адрес и номер мобильного телефона. А в теле документа заполнить все поля, касающиеся документов и персональных данных.
Подать заявление можно тремя способами:
- Подойти в офис, который находится по адресу: г. Москва, ул. Лосиновская, д.27, стр.3. Прием документов ведется во вторник ‒ с 15.00 до 18.00, по четвергам – с 9.00 до 12.00. Но это удобно далеко не всем гражданам.
- Отправить заявление заказным письмом с уведомлением о вручении по вышеуказанному адресу.
- Отправить отсканированный документ по электронной почте.
Как подать заявление в электронном виде
Существует адрес электронной почты РСА для приема заявлений. Это сделано для быстрого и более удобного обращения граждан. Адрес электронной почты указан на официальном сайте РСА. В самом низу открывшейся страницы будет виднеться строчка «Электронная приемная». Надо кликнуть по ней. Откроется новое окно. В нем с левой стороны будут размещены контакты РСА, в том числе адрес электронной почты.
По адресу надо выслать отсканированные копии документов, причем водительское удостоверение должно быть отсканировано с двух сторон. И также прикрепить отсканированную версию заявления.
Как подать заявление в Центробанк
Центробанк – это последняя инстанция, куда следует обращаться по восстановлению КБМ. При бездействии страховой компании сначала нужно обратиться в РСА. Для подачи жалобы надо зайти на официальный сайт Центробанка по ссылке https://www.cbr.ru/osago/.
В сути претензии указывается «Неверное применение КБМ при оформлении договора ОСАГО». А сама жалоба заполняется в произвольном порядке. Также следует загрузить копии всех документов, чтобы проверка была более тщательной и быстрой.
Как подать заявление в страховую компанию
В страховую компанию заявление с просьбой восстановить КБМ предоставляется в произвольной форме. Но лучше уточнить в самой организации, какие данные должны быть указаны. Как правило, допускается вольное заполнение подобного документа. Оно пишется на имя директора организации.
К заявлению следует приложить копии вышеперечисленных документов (см. п.4) и реквизиты банковского счета.
Сотрудник страховой организации должен выдать на руки ксерокопию заявления с пометкой о принятии документов и заявления. После рассмотрения вопроса страховая организация должна известить заявителя о результатах и внести новые данные КБМ в единую систему.
Если заявитель не может подойти в страховую организацию лично, можно оставить заявление онлайн на официальном сайте компании и приложить отсканированные копии документов. Предварительно надо зарегистрироваться на этом сайте и оставить свой электронный адрес для получения ответа.
Образец заявления
Что делать в случае отказа восстановления КБМ
В случае отказа всегда стоит пробовать обращаться в вышестоящие инстанции. Порядок обращения следующий:
- Страховая компания.
- РСА.
- Центробанк.
Если же отказ в восстановлении придет от Центробанка, то, вероятнее всего, возможности восстановить ваш КБМ не предусмотрено. Однако, и на этот случай есть последняя инстанция – суд.
Заключение
Восстанавливать свой КБМ можно и, главное, нужно. Ведь это экономия средств не только в настоящий момент, но и в последующие годы при приобретении полиса ОСАГО. Главное, выявить причину. В таком случае восстановление КБМ займет немного времени и не вызовет больших неудобств.
Как восстановить КБМ ОСАГО через портал РСА: Инструкция
Восстановление КБМ ОСАГО через РСА: какие необходимы документы? Как написать жалобу в РСА и на страховщика в Центробанк? Если Вы хотите знать обо всех нюансах и ищите поэтапную процедуру восстановления КБМ, то ответы найдете в данной статье.
Стоимость страхового талона ОСАГО утверждается правительством Российской федерации, а не страховщиком. Одним из параметров, формирующих цену полиса ОСАГО, является КБМ(коэффициент бонус-малус), без которого выписать полис невозможно. КБМ – это скидка за безаварийную эксплуатацию автотранспорта, которая призвана снизить цену за страховой талон, она становится больше с каждым годом, если автолюбитель не попадает в дорожно-транспортные происшествия.
Скидка зависит от «класса страхования», если Вы страхуетесь в первый раз, то КМБ равен 1, за каждый безаварийный год класс водителя растет. Чтобы скидка на полис достигла 50 процентов, необходимо 10 лет ездить так, чтобы не становится виновником аварии. По некоторым причинам в едином реестре автоматизированной системы РСА этот коэффициент может исчезнуть, восстановить его несложно, нужно лишь следовать нашим простым советам.
Содержание статьи:
Когда изменения КБМ являются законными
Случается, при продлении обязательного страхования, граждане узнают, что стоимость полиса выросла, а скидка не действует или не соответствует классу водителя. Все данные для расчета коэффициента берутся из специального реестра автоматизированной информационной системы РСА, она может содержать ошибки, которые ведут к некорректности расчетов. Но не стоит забывать о том, что есть ряд причин, по которым изменения в КБМ являются законными.
Законные изменения в КБМ могут произойти только после окончания срока действия страхового полиса при оформлении нового полиса. Происходит это чаще всего из-за следующих ситуаций:
- водитель становится виновником ДТП, провоцирует или оставляет место ДТП;
- собственник транспортного средства меняет место жительства;
- список граждан, допущенных к управлению автотранспортом, корректируется;
- сфера эксплуатации ТС меняется;
- если гражданин больше года не продлевал свой страховой полис, то скидка вовсе может пропасть;
- если водителя с высоким КБМ вносят в список допущенных к управлению ТС, а котором присутствуют граждане с меньшим коэффициентом, то его скидка падает до меньшего значения в этой группе;
- автомобиль меняется на другой (другая модель, марка, изменяется категория ТС, количество мест для перевозки людей, мощность двигателя).
Не стоит сразу писать жалобу в ЦБ или в РСА, для начала необходимо выяснить каков Ваш коэффициент бонус-малус на данный момент и из-за чего Вам его могли понизить. Для того, чтобы узнать свой КБМ, необходимо зайти на сайт РСА и заполнить все пункты специальной онлайн-формы. В ней нужно указать свои паспортные данные, период действия страхового полиса, серию и номер удостоверения, а также другую информацию.
Распространенные причины ошибочного значения коэффициента бонуса-малуса водителя
В единой информационной системе отображены все необходимые данные для ежегодного перерасчета скидки, но часто случаются ошибки, которые ведут к неприятным последствиям для водителей. Скидка на ОСАГО может пропасть или изменится не в лучшую сторону – это может произойти из-за ошибок в системе. Рассмотрим все варианты:
- В ходе приобретения полиса гражданин забыл предупредить страховую компанию о том, что он меняет водительское удостоверение (причиной может стать смена фамилии). Информация о скидке будет внесена в систему уже после того, как период действия страхового талона завершится, а в автоматизированную базу РСА пройдут данные страхователя, которые он оставлял при заключении контракта с ОСАГО. Это может привести не просто к ошибке, а даже к аннулированию водительской истории, ведь этот человек будет считаться новым, ранее не заключавшим контракт. Для сохранения скидки водитель должен уведомить сотрудников страховой организации об изменениях своевременно.
- Ошибка данных может возникнуть и в том случае, если Ваш страховщик обанкротился или лишился лицензии и не предоставил необходимую информацию в РСА для единого реестра данных.
- Некорректная информация может возникнуть и в ходе технических проблем в АИС.
- Человеческий фактор также может сыграть злую шутку с вашим КБМ. Оператор, вносивший Ваши данные в каталог, мог что-то сделать некорректно, и это приведет к тому, что при следующем оформлении полиса водителю присвоят базовый класс.
Все изменения и исправления некорректных данных и значений производит страховая организация, в которой был заключен контракт на оформление полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Только страховщик вносит данные в автоматизированную информационную систему.
Поэтапная инструкция восстановления КБМ
Для того, чтобы решение вопроса с КБМ было максимально оперативным, необходимо сохранять все предыдущие полисы у себя на руках. Имея при себе документы за весь водительский стаж, можно быстро решить вопрос с восстановлением скидки у страховщика. КБМ можно контролировать, периодически проверяя информацию на официальном ресурсе РСА.
Для начала необходимо:
- Проверить данные о скидке на сайте РСА;
- Собрать все документы: паспорт гражданина (ксерокопия первого разворота), водительские права, старые полисы ОСАГО за предыдущие годы.
- Определить ошибку, а также дату ошибочного изменения КБМ.
Все необходимые документы стоит отсканировать и отксерокопировать, ведь они могут пригодится для последующих электронных и почтовых запросов в организации. Если Вы не сохранили при себе старые страховые полисы, то необходимо обратиться в каждую страховую компанию, с которой ранее был заключен договор, за справкой установленного образца. Такую справку страховщик обязан по закону выдать гражданину-заявителю в течение пяти рабочих дней с момента обращения.
Для того, чтобы ускорить процесс, нужно постараться самому определить, когда была допущена ошибка и почему произошли изменения в КБМ. При проверке данных учитывайте все изменения тарифов по ОСАГО за последние годы.
Последовательность обращений в организации:
- Обращение к страховщику;
- Жалоба в РСА;
- Жалоба в Центральный банк Российской Федерации.
Восстановление скидки по ОСАГО можно осуществить через страховую компанию, заполнив электронную форму обращения на сайте СК, отправив по электронной почте им свое заявление или в офисе компании решить вопрос через сотрудника. Заявление с обращением к страховщику составляется в свободной форме и к нему прилагаются необходимые документы.
Страховая компания в течение 30 дней обязана дать ответ по вашему заявлению, которое должно быть зарегистрировано и иметь порядковый номер. Если же обращение к страховщику не помогло, то тогда необходимо писать жалобы. Куда и как именно мы рассмотрим в следующих пунктах.
Когда и как написать жалобу в РСА
Вернуть КБМ по ОСАГО через РСА возможно лишь, обратившись туда с жалобой. Жалобу в РСА можно рассматривать как дополнительную возможность воздействия, ведь эта организация не вносит в автоматическую информационную систему никаких изменений. Но Российский союз автостраховщиков может принудить страховую компанию к выполнению своих непосредственных обязательств. Чтобы написать жалобу в РСА, достаточно зайти на официальный сайт РСА, заполнить специальную форму, внести все нужные данные и отправить обращение. На этом ресурсе есть образцы обращений и указана вся необходимая информация для отправления.
Образец заявления заполнить в произвольной форме, указав следующую информацию:
- Паспортные данные;
- Серию, номер и дату выдачи водительских прав;
- Дату рождения гражданина-заявителя;
- Номера действующего и предыдущего полисов ОСАГО;
- Суть жалобы (просьба внести корректные данные).
Приложить к обращению нужно следующие документы:
- Скан всех предыдущих полисов;
- Скан водительских прав;
- Дополнительные документы по необходимости.
Жалоба на страховщика в Центробанк РФ
Желательно отправлять жалобу в ЦБ после того, как все другие методы были использованы и не возымели действия на СК. К этому моменту гражданин должен иметь на руках мотивированные ответы с отказом от всех организаций.
Автомобилист должен зайти на официальный сайт Центрального банка РФ , затем перейти в раздел «Информация об ОСАГО» и нажать на кнопку «Подать жалобу» в электронном виде. Составляя обращение, укажите суть жалобы «Неверное применение КБМ при оформлении договора ОСАГО», а затем напишите свои претензии. При составлении жалобы следите за структурой обращения, используйте доказательства (переписку с компанией, свидетельские показания, данные и все документы, которые имеете на руках), указывайте корректную информацию для связи, а также сделайте копию жалобы.
Если ЦБ признает за страховщиком неправоту, то он выдаст предписание на ликвидацию несправедливости этой компании. СК не станет игнорировать указ Центрального банка, ведь это ведет к штрафам и лишению лицензии. Если Центральный банк будет не на Вашей стороне, то остается только судебное разбирательство.
Выводы
Резюмируя весь предыдущий материал, можно выделить основные темы из данной статьи:
- КБМ – это коэффициент бонус-малус, который начисляется водителю за его водительский стаж и безаварийную езду на дорогах.
- Изменения в КБМ могут быть законными и ошибочными, перед тем, как писать жалобу в различные инстанции, необходимо для начала разобраться в том, почему они произошли.
- Стоит отслеживать свою скидку на сайте и сохранять все полисы страхования за предыдущие годы, чтобы в случае чего приложить их к обращению о незаконном изменении в КБМ.
- Для восстановления справедливости нужно обратиться с заявлением к страховой компании, а если это не поможет, то в РСА и ЦБ РФ.
- Если вы исчерпали все средства и получили отказы по всем фронтам, то последней инстанцией является суд.
Не допускайте халатности в обращениях, следите за тем, чтобы Ваши данные вовремя обновлялись и корректно заполнялись, а также контролируйте скидку онлайн. Если в законодательстве произойдут какие-то изменения, то на нашем ресурсе выйдет обновленный материал.
Как не переплатить за ОСАГО
И вернуть деньги, если это уже случилось
Мне дважды доводилось исправлять ошибки страховых компаний, из-за которых полис ОСАГО стоил дороже. В статье я расскажу, как мне удалось с этим справиться.
С 2013 по 2016 год страховщики жаловались на убыточность бизнеса, а государство требовало оставить все как есть. И в те времена со страховщиками было много проблем: они навязывали дополнительные услуги, ошибались при расчете КБМ или хитрили со стажем. Эта ситуация коснулась меня и моей супруги.
Как я возвращал себе заслуженный КБМ
Правила, по которым считают стоимость страхового полиса, устанавливает государство. В основе расчетов — базовый тариф. Его умножают на различные коэффициенты.
Единственный коэффициент, на который может как-то влиять покупатель полиса, — бонус-малус, или КБМ. Его величина напрямую зависит от того, как часто водитель становится виновником ДТП. КБМ точно учитывает годы, которые водитель провел за рулем, — страховая считает их по данным из полисов, в которые он был вписан.
В первый год КБМ = 1 и не влияет на итоговую стоимость полиса. На следующий год, если не будет страховых случаев, водитель получит скидку 5% — коэффициент автоматически снизится до 0,95. За десять лет без аварий можно заслужить максимальную скидку 50% и получить КБМ 0,5. Если водитель окажется виновником аварии, полис подорожает: КБМ возрастет, в худшем случае — до 2,45.
Проблема со сбоями в коэффициентах ушла, но остались ее последствия. У многих водителей отсчет безаварийного стажа для КБМ идет с момента получения полиса без скидки, то есть с момента сбоя, а не получения первого страхового полиса ОСАГО. Я был одним из таких водителей. Сначала в 2014 году я удивился цене нового полиса, а потом увидел, что мой КБМ вырос, на сайте Российского союза автостраховщиков.
Это как если бы в магазине вдруг выкинули скидочную карту постоянного покупателя с кучей бонусов и выдали новую, и все пришлось бы начинать с нуля. К счастью, данные о КБМ хранятся в единой базе Российского союза автостраховщиков — РСА, к которой обязаны обращаться все страховые компании. Просто взять и сбросить КБМ уже не получится. Остается разобраться с последствиями старой ошибки. Вот что нужно сделать.
Проверить корректность своего КБМ можно на сайте РСА. Для этого потребуется принять соглашение на обработку персональных данных и заполнить все необходимые поля. Чтобы узнать действующий КБМ, в поле «Дата заключения договора или дополнительного соглашения» укажите текущую дату. Чтобы посмотреть динамику изменения, поменяйте дату — указывайте на год меньше для каждого запроса.
При безаварийном вождении КБМ плавно увеличивается на 0,05 при движении по годам в обратную сторону — или остается 0,5, если водитель давно получил максимальную скидку. Серьезные изменения возможны, если в прошлом были страховые случаи. Если таковых не было, а КБМ менялся на единицу, переходите к следующему этапу.
Написать заявление на перерасчет КБМ в свою страховую компанию. Компания обязана принять его и проверить указанные там данные. Подать заявление можно в офисе или по электронной почте. Если подаете лично, желательно сделать второй экземпляр для отметки о получении.
Некоторые страховые даже сделали у себя на сайте электронную форму для таких заявлений. Я отправлял по электронной почте и уже через пару недель увидел на сайте РСА правильный КБМ. Форму заявления можно взять в самой страховой компании, обратившись в техподдержку. Многие публикуют ее прямо на сайте, искать надо по запросам «несогласие с КБМ» или «исправить КБМ».
Риск, что КБМ сбросится до единицы, есть и сейчас. Например, так бывает у тех, кто меняет водительские права. Чтобы этого избежать, обратитесь в страховую и попросите вписать в действующий полис данные нового водительского удостоверения. Если этого не сделать, при оформлении очередного полиса ОСАГО страховой агент может из-за нового удостоверения не найти вас в базе РСА и оформить как нового клиента.
Если это уже произошло, пишите письмо в вашу страховую компанию — все должны исправить.
Как я доказывал страховой компании стаж жены
Еще один коэффициент, в котором может произойти ошибка, — коэффициент возраста и стажа, КВС. В данном случае стаж считают уже не по страховкам, в которые был вписан водитель, а по тому, сколько лет у него есть водительское удостоверение. КВС будет сокращаться, а полис — дешеветь, даже если человек положит права в тумбочку и ни разу не сядет за руль.
Страховая компания неправильно посчитала стаж моей жены. Мы поняли это, когда заплатили за полис в полтора раза больше, чем обычно. Чтобы восстановить справедливость и вернуть деньги, мне пришлось потрудиться. Однако большую часть работы удалось сделать без визита в офис страховой компании.
История началась с того, что мне нужно было вписать жену в уже действующий полис. Это нельзя было сделать онлайн — пришлось идти в офис страховой компании. Все оформили, но меня удивила цена за то, что вписали второго водителя. Впрочем, я никогда никого не вписывал в полис, и мне показалось, что все в порядке.
Когда срок этого полиса подходил к концу, я решил продлить его уже через сайт страховой компании. Тогда и обратил внимание на странный факт: из базы автоматически загрузилась неправильная дата начала водительского стажа жены. Первые права она получила в 2014 году, а на сайте страховой был указан 2019 — год получения новых прав после смены фамилии. В форме покупки электронного полиса ОСАГО можно было указать свои данные, даже если что-то подгрузилось автоматически. Я указал правильную дату и обнаружил, что полис стоит в полтора раза дешевле предыдущего: 5865 вместо 9470 Р . Я решил обратиться в техподдержку страховой компании: спросил, верно ли указан водительский стаж жены и посчитан предыдущий полис. Мне ответили, что стаж считают с 2014 года.
Я пересчитал стоимость полиса вручную и окончательно убедился, что при таком стаже он должен стоить гораздо дешевле. Снова написал в техподдержку: попросил уточнить, какие коэффициенты использовали при расчете стоимости полиса ОСАГО. Техподдержка отправила меня в офис, где я страховался.
Я позвонил туда и задал те же самые вопросы. Меня снова заверили, что стаж указан правильно. Но в ходе разговора выяснилось, что по какой-то причине при расчете применили подозрительно высокий КВС — 1,77, хотя должен быть 1,04. Специалист сказал, что все считает компьютер и от работников страховой ничего не зависит. Пришлось писать еще одно письмо.
Очень долго никто не отвечал — пришлось позвонить на горячую линию той же страховой. Там сказали, что по моему обращению уже создали заявку на возврат переплаты. Спустя несколько дней информация о переплате отобразилась в личном кабинете. Потом мне перезвонили из офиса, извинились и предложили написать заявление с указанием реквизитов для возврата денег.
Чуть позже я получил подробный ответ от страховой компании. Оказывается, компьютер считает далеко не все — сработал человеческий фактор.
я переплатил за ОСАГО из-за ошибки страховой
Друзья говорят, что похожие ситуации были не только у меня и не только в этой компании. Решил для себя, что впредь буду уточнять размер коэффициентов.
Р , я заплатил 9470 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что с этим делать
Ситуация постепенно улучшается. В 2019 году Центробанк увеличил тарифный коридор — это позволяет страховщикам менять базовую ставку в более широком диапазоне и самостоятельно влиять на стоимость полиса. По данным ведомства, это снизило стоимость полиса ОСАГО в среднем по стране почти на 5%.
С 24 августа 2020 года вступили в силу новые изменения: минимальный размер базовой ставки для физических лиц снизился до 2471 Р , максимальный возрос до 5436 Р . Ее точный размер теперь зависит от ряда новых факторов. Аккуратные водители смогут покупать полисы дешевле, а опасные для окружающих лихачи будут платить больше.
Запомнить
- Вся логика стоимости ОСАГО сводится к правилу: чем меньше вероятность, что водитель попадет в аварию, тем дешевле стоит полис.
- Проверяйте КБМ с помощью специального сервиса на сайте РСА.
- Далеко не все зависит от единой базы данных — специалисты страховой компании могут допустить ошибку.
- Теперь не все зависит от коэффициентов: с 24 августа стоимость полиса может сильно измениться за счет увеличенного коридора базовой ставки.
Недавно хотел продлить ОСАГО в Тинькофф.Страховании, но мне просто отказали, а в другой страховой загнули на 25% больше чем в прошлом году, классно «уменьшили» базовую ставку, мне нравится. Кому теперь нужны эти безаварийные 10 лет стажа.
Опа, спасибо за статью.
Проверил, а у меня КМБ 1, хотя без аварий уже много лет.
А у жены все ок — пошел писать в Тинькофф.
тьфунатебя, кажеться сотрудниками Тинькофф страхования надо самим прочитать эту статью. Вместо принятия заявления меня отправили в РСА.
Восстановление КБМ, как восстановить, куда обращаться
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – значение, допускающее возможность возникновения страхового случая. Его расчет необходим для установления конечной стоимости оформления ОСАГО. То есть определение степени возможного риска предопределяет завышенную стоимость страховки. При множителе меньше среднего цена регистрации будет значительно ниже.
Для расчета рассматривается общее количество аварийных ситуаций, скорость их возмещения или отсутствия. При первоначальном оформлении назначается коэффициент 3 вне зависимости от степени аккуратности управления транспортом. В дальнейшем значение устанавливается путем анализа поведения автомобилиста на дорогах, что приводит к скидке за регистрацию ОСАГО. Наивысший класс вождения – 13, при котором КБМ будет составлять 0,5, а скидка – 50%.
- при страховке прицепа автоматически назначается 3 класс вождения;
- коэффициент 1 при оформлении автомобиля временного пользования;
- если у транспорта несколько пользователей, параметр устанавливается на основании минимального класса вождения у одного из собственников.
Своевременная проверка
Проверить назначенный показатель сможет каждый автолюбитель, у которого есть доступ в интернет. Вся информация о страховщике хранится на базе РСА. Правильная проверка проходит только на официальных сайтах данного сообщества с заполнением электронной формы:
- уточнение статуса водителя (физическое или юридическое лицо);
- количество управляющих лиц;
- данные водительского удостоверения;
- дата действия полиса.
Полученное число может отличаться от ожидаемого результата. Если автолюбитель не попадал в ДТП, вовремя оформлял новый сертификат, средний процент может снизиться или остановиться на одной цифре по ошибке страхующей компании. Часто встречаемые причины:
- Смена прав.
- Наличие несколько страховок на одного водителя.
- Опечатка в информации о пользователе, допущенная РСА или агентом.
Редкая ситуация – задержка организацией передачи информации о пользователе. При обнаружении проблемы следует позаботиться о восстановлении «бонуса-малуса».
Способы восстановления
Мы восстановлением КБМ не занимаемся, можем только проверить через наш бесплатный сервис. Восстановление проходит через Центробанк, страховую компанию или страхового брокера. Самым надежным является обращение в Центробанк с официальной жалобой. Установка верного параметра на должный уровень происходит моментально при приеме оформленного бланка. Для доказательства нужно прикрепить скан полиса или справку об отсутствии выплат с предыдущих сертификатов.
Следующий способ – подача заявления в страхующую компанию. План действий:
- Написать заявление на имя руководителя в двух экземплярах с просьбой восстановить оптимальный уровень КБМ на основании предыдущего ОСАГО.
- Отнести оригиналы бланков и копии справок в офис страховщика.
- Зарегистрировать обращение у секретаря. Второй экземпляр с печатью, подписью и датой подачи остается на руках у заявителя.
Процесс проверки длится 5 рабочих дней с момента подачи заявления. Если число осталось неизменным, нужно обратиться в организацию вновь. Брокеры также быстро устраняют данную проблему, так как они уполномочены вносить изменения в базу РСА. Последовательность обращения к ним идентична.
Восстановление коэффициента «бонуса-малуса» — несложный процесс, который позволит получить заслуженную скидку на ОСАГО и установить степень правильности поведения автолюбителя на дорогах. Ошибочные сведения влияют на репутацию автомобилиста. Чтобы подобная ситуация не возникла вновь, необходимо проверять КБМ перед каждым новым получением страховки.
Читайте также
Бланк полиса ОСАГО – утверждён на государственном уровне, имеет несколько степеней защиты от подделки. Несмотря
После внесения поправок в действующее законодательство, все страховые компании обязаны оказывать услуги автострахования в электронном
Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков
Система «Единый агент ОСАГО» – это программа, решающая проблему с доступностью полисов в некоторых регионах